Рассказ
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.97 КБ |
Ключ потерялся
Алиса толкнула тяжелую дубовую дверь антикварного магазина. Звон колокольчика заставил хозяина отвлечься от старых книг. Вместе с девочкой в царство вещей «с биографией» вошла небольшая порция свежего морозного воздуха.
– Добрый день…
Когда семья приезжала в Лондон на несколько недель (родители устраивали «погружение в языковую среду» для дочери), Алиса частенькозаходила сюда.
Пару лет назадэтот магазинчик она обнаружила совершенно случайно: вместе с мамой они пошли побродить по городу, папа был в очередной раз на какой-то деловой встрече, и заблудились.
Мама была «существом, не приспособленным к жизни в реальных условиях» – так считал папа, и он в чём-то был прав. Свернув не в том месте и оказавшись на незнакомой улице, женщина стала беспомощно озираться и была близка к панике, но Алиса толкнула дверь первого попавшегося магазина, чтобы узнать, как им добраться до отеля. Так девочка познакомилась с антикваром, который оказался не только отзывчивым, но и словоохотливым. Пока случайные посетительницы дожидались такси – мама решила больше не рисковать, девочка успела задать хозяину массу вопросов и получить на них исчерпывающие ответы. Также она получила приглашение снова заглянуть в магазин и воспользовалась им с разрешения родителей.
Ей нравилось болтать с пожилымангличанином, который знал уйму интересных вещей, рассматривать затейливые витражи на окнах, слушать мерное тиканье больших часов, листать старые альбомы с выцветшими фотографиями. Алиса любила проводить пальцами по потемневшим от времени рамам старинных картин мало известных художников, висящих на стене, – на подушечках оставался серый слой пыли: как владелец магазинчика ни старался от нее избавиться, по несколько раз в день обходя свои владения с метёлкой для удаления пыли, которая называется смешным словом «пипидастр», все его усилия были тщетны. Девочке казалось, что пыль – это время, которое можно потрогать, вдохнуть его резкий, сладковатый аромат.
– Здравствуйте, маленькая мисс, – хозяин магазина, высокий полный старик с ореолом седых волос и пышными бакенбардами, улыбнулся, поправил желтую бабочку и подошёл к гостье.– У меня для вас есть кое-что, подождете немного?
Алиса кивнула, а старик, вернувшись к большому столу, крышка которого была обита зеленым сукном, начал искать это «кое-что» в одном из глубоких ящиков.
Девочка осмотрелась по сторонам: в небольшом зале, заставленном разными разностями, было душновато, зелёные обои в мелкий цветочек выцвели, кое-где отклеились, деревянный буфет с цветными стеклами у входа рассохся: он стоял рядом с батареей парового отопления. И пыль – она засела в резных узорах мебели, вальсировала в луче света, который умудрился проскользнуть мимо шкафчиков, патефонов, горок с фарфором и не заблудиться в книжных развалах.
Кажется, ничего нового, но каждый раз у Алисы возникало ощущение, что она здесь впервые. И она снова и снова зачарованно рассматривала полутёмное помещение (хозяин экономил на электричестве).
– Вот, нашел, – мужчина вернулся к девочке и протянул ей музыкальную шкатулку.
Когда-то ярко-синяя краска потускнела и кое-где потрескалась, позолоченные ножки были украшены маленькими бусинами, на крышке нарисованы цветы. Хозяин магазина сначала протянул Алисе шкатулку, а затем маленький ключ.
– Спасибо, она очень красивая, – девочка покрутила вещицу в руках, – как вы думаете, сколько ей лет?
Старик улыбнулся:
– Не больше ста, она не такая уж и старая.
Девочка вставила ключ в скважину, повернула раз, другой, третий.Ничего не произошло, тогда Алиса сделала еще три поворота. Крышка поднялась, неуклюже качаясь в такт мелодии, показались две фигурки. Музыка была не привычной классикой, которую мы привыкли слышать из старинных шкатулок.
– Да это же рок-н-ролл! – воскликнула девочка и посмотрела на старика.
Но на его месте стоял юноша ненамного старше Алисы. Чем-то они с хозяином магазина были похожи.
– Вы не видели,куда вышел владелец?
Юноша отрицательно покачал головой и поправил ворот ярко-красной рубашки. Прическа его показалась Алисе странной, она сразу вспомнила фотографию Элвиса Пресли, которая стояла на комоде её пожилой двоюродной тётушки – та была ярой фанаткой короля рок-н-рола: искусно закрученный и обильно покрытый лаком начёс. Впрочем, в Лондоне и не такое увидишь, девочка пожала плечами, попрощалась и вышла из магазина.
То, что она увидела, заставило ее застыть на месте и удивленно хлопать ресницами.Город был совсем другим. Машины все до одной были раритетными, к тому же их стало меньше. Люди были другими, дома, улица, даже дорога – все изменилось.
– Эй! Не стой посреди дороги, не видишь, люди ходят? – Алису вывел из ступора грубый окрик.
– Извините, – она отошла к зданию магазина, но обнаружила, что это не магазин вовсе.Она стояла рядом с жилым домом, который, скорее всего, построили недавно – на кирпичных стенах не было того самого знаменитого слоя лондонской копоти и пыли, который через пару-тройку десятилетий намертво въедается в любую твердую поверхность.
Алису охватил страх. Она не знала, где она и как попала сюда. Девочка начла вспоминать все свои действия, каждую мелочь. Неужели она не заметила, как вышла на незнакомую улицу? Нет, Алиса точно знала, что вышла из магазина.Но куда испарился хозяин? И кто этот молодой человек? Когда он вошел – ведь колокольчик не звонил? Вопросов много, а ответов…
Может быть,дело в шкатулке, которую Алиса продолжала держать?Девочка снова повернула ключ,но на этот раз против часовой стрелки, чтобы вернуть всё, как было. Правда музыка зазвучала уже после четвёртого поворота ключа. Она была очень старой, неторопливой:фарфоровые куколки кружились в спокойном танце, совсем не похожем на рок-н-ролл.
Реальность вокруг начала меняться. Дом, рядом с которым стояла Алиса, исчез. Вместо него появился свежевыкрашенный черный забор, за которым аккуратные дорожкиразделяли геометрически правильные клумбы, а в глубине сада темнел двухэтажный особняк. Женщины, гулявшие в сквере напротив, кутались в длинные меховые плащи, поправляликокетливые шляпки, украшенныецветными лентами, вуалетками.
Мимо Алисы, лязгая железом и резким звонком распугивая зазевавшихся пешеходов, проехалсверкающий желто-красными боками трамвай.
– Итак, предположим, что один поворот ключа равен десяти годам, чтобы вернуться в свое время, мне нужно сделать десять оборотов. Только вот, в какую сторону? –девочка направилась к скверу. Опустившись на лавку, она немного посидела, чтобы перевести дух и собраться с мыслями. – Ну, была не была! – Алисапротянула руку, чтобы повернуть ключ, но его не было в скважине. Куда же он мог деться?
Девочка принялась судорожно шарить по карманам – ничего!Она вернулась к тому месту, от которого начала путь к парку, тщательнейшим образом осматривая поверхность под ногами. Результат тот же – ключ потерялся.
– Мисс что-то ищет?
Перед Алисой стоял полисмен – самый настоящий лондонский «бобби», вооружённый дубинкой. На его лице было написано искреннее участие.
– Я… Да, я потеряла ключ, а без него я не смогу вернуться домой, – Алиса готова был разрыдаться.
– Не в моих привычках давать советы, – заявил страж порядка, – но на месте мисс, я бы не выходил на улицу в таком коротком платье,ваши колени выставлены на всеобщее обозрение, да еще и без сопровождения взрослых – это не слишком прилично, и не слишком безопасно в вечернее время.
– Благодарю вас, офицер, как только я найду ключ, я постараюсь сразу же отправиться домой, – заверила девочка, хотя надежды на это у неё оставалось всё меньше. Начали сгущаться сумерки, а отыскать в полутьме маленький ключик было практически нереально.
– Позволю себе заметить, – продолжил полисменнравоучительным тоном, – что на… я даже не знаю, как назвать то, что на вас надето, в общем, на нижней пуговице ЭТОГО что-то блестящее, а на других – нет.
– Это называется парка, – выпалила Алиса, которая уже отцепляла ключик, запутавшийся в искусственном мехе, «окаймлявшем» пуговицу. – Благодарю вас, офицер, я учту ваши замечания! – девочка неслась в сторону сквера, крепко сжимая в одной руке шкатулку, а в другой –ключ.
Сидя на лавке, она сделала десять оборотов против часовой стрелки.К её ужасу, музыка, воспроизведенная шкатулкой, была отнюдь не современной…
Когда картинка перед глазами Алисы перестала «плыть», девочка обнаружила, что оказалась рядом с величественным белоснежным зданием, украшенным высокими колоннами. Рядом с ним стояло около дюжины кэбов и экипажей, из которых выходили нарядно одетые люди. Мужчины в черных блестящих цилиндрах помогали дамам в пышных платьях из чего-то искрящегося и сверкающего покидать экологически чистый, но очень неудобный, по мнению Алисы, транспорт.Тусклые масляные фонари плохо освещали улицу,везде царил полумрак. Люди спешили вырваться из его объятий и зайти в хорошо освещенное здание.
– Значит, все-таки по часовой стрелке, – Алиса, на всякий случай зажмурив глаза, двадцать раз повернула ключ в скважине – музыка не играла.
– Мисс, вам плохо? – судя по голосу, рядом стояла женщина или девушка, которая положила руку на плечо девочки.
– Ещё не знаю, – ответила Алиса, она боялась открыть глаза. Вдруг оказалась в Лондоне времен Джека-потрошителя? Что ей делать в этом случае?
– Может, я позову полисмена? – предложила незнакомка.
Алиса набралась мужества и открыла глаза – она стояла рядом с магазином. Все было, как прежде. Девочка облегченно выдохнула:
– Благодарю вас, не стоит.
Незнакомка – девушка-гот – улыбнуласьи отправилась дальше.
«Итак, это не совсем музыкальная шкатулка –это намного лучше. В моих руках время, в моих руках эпохи:войны и восстания, открытия и изобретения, искусство и мода. Все это в маленькой старой музыкальной шкатулке. В моих руках история, которую я могу изменить, если захочу», – мысли мелькали как картинки калейдоскопа, Алиса сжала шкатулку так, что костяшки ее пальцев побелели.
На следующий день, проснувшись рано утром, девочка решила отправиться в 1965-й: это время давно её интересовало, очень хотелось попасть на концерт «Битлз». Алиса сначала сгоняла в один магазинчик, здесь, по словам тётушки-фанатки Элвиса, одевались знатоки и ценители настоящей моды, и потратила все карманные деньги, которые копила в течение года, на новый прикид. В примерочной кабинке она натянула на себя клеши и полосатую рубашку с манжетами невероятных размеров, накинула пальто с бараньим воротником. Новый наряд она дополнила сумкой через плечо, походившей на мешок.
Затем девочка пошла к антикварному магазинчику, на удивление, он был закрыт – это случилось впервые на ее памяти. Тогда Алиса, прижавшись спиной к стене, повернула ключ в шкатулке шесть с половиной раз против часовой стрелки.
Алиса положила шкатулку вместе сключом в сумку и пошла в центр.Как всегда, здесь было много людей.Девочка издалека заметила уличногомузыканта, вокруг которого собралась небольшая толпа. Люди хлопали, смеялись, стучали каблуками по асфальту.
Молодой мужчина с длинными секущимися волосами в рубашке с огромными «цветуханами» пел очень знакомую песню, которая окутывала теплом, поднимала из глубинпамяти самые добрые, самые солнечные воспоминания. Он пел «Lovemitender» Элвиса.
Алиса улыбнулась и смешалась с толпой. Она отправила мысли в полёт. В голове звучала музыка, тело двигалось ейв такт само по себе. Но вотмузыкант закончил выступление.Люди стали расходиться. Все словно моментально забыли, что несколько минут назад прыгали, размахивали руками и хлопали.Алиса пошла дальше. Она смотрела по сторонам и улыбалась всему свету. Ей хотелось, чтобы прогулка продолжалась бесконечно, но надо было возвращаться – она забыла предупредить родителей о том, что исчезнет на несколько часов. Девочка полезла за шкатулкой, но в сумке было пусто. Вместе со шкатулкой исчезли сотовый телефон (бросила на автомате), ключ и кошелек с мелочью. Алиса вывернула сумку – результат был тем же. Так вот почему рядом с ней постоянно тёрся какой-то малоприятный тип: чисто сработано, ничего не скажешь. На лбу девочки выступили капельки холодного пота...
«Бойтесь своих желаний, маленькая мисс», – в голове зазвучал голос старого антиквара: как-то Алиса поделилась с ним своей мечтой о том, что ей хотелось бы жить на рубеже 60-70 годов прошлого века. И вот её желание сбылось:она застряла здесь навсегда – ключ потерян, опять! А что будет с родителями? Слёзы хлынули, превращаясь в две маленькие черные речки– вот тебе и ресницы а-ля Твигги. Что же делать?
«Идти к антиквару. С него все началось!» – эта мысль немного успокоила Алису, и, стерев с лица дорожки туши, девочка направилась на знакомуюулицу.
Виктория Ненашева, 14 лет

Муравьиная кухня

Нора Аргунова. Щенята

Разлука

Н. Гумилёв. Жираф

Прекрасная химия