Главные вкладки

    «Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»
    статья по теме

    Писнова Ольга Юрьевна

    В материале приводится опыт работы осуществления воспитательной работы в творческом объединении художественно-эстетической направленности.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Воспитательный потенциал дополнительного образования в контексте модернизации образования»

    О.Ю. Писнова, педагог дополнительного образования  МОУДОД «Дом детского творчества» г. Воркуты

                   

    При создании детского творческого объединения необходимо учитывать то, что организация детей с целью какой-либо деятельности ставит перед преподавателем не только образовательные и развивающие задачи, но и воспитательные.

    При создании авторской дополнительной образовательной программы «Аппликация из ткани на плоскую и объемную поверхность» передо мной стояла сложная задача органично вписать воспитательный компонент в учебно-тематический план так, чтобы он отражал не только требования социального заказа, но и сочетался с образовательным и развивающим компонентом программы.

    Основной целью воспитания является сплочение детского коллектива, формирование дружеских отношений, способствующих повышению уровня как образовательной, так и практической деятельности.

    Занятия декоративно-прикладным творчеством призваны запечатлеть в юной душе Добро, Гармонию, Красоту в активной творческой деятельности. Ребёнок творит Красоту… Это проявление его знаний и умений. Вернее сказать Ребенок творит Добро и Любовь – это отражение его внутреннего мира, его понимание окружающей действительности.

    В концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сказано, что «ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию; гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы».

    Неоднозначное отношение родителей к дополнительному образованию, непонимание главных его целей создает множество препятствий нам, как педагогам. Порой родители говорят:  «Мой ребёнок наказан, он пока не будет посещать кружок, он стал плохо учиться в школе».

    Я всегда говорю таким родителям: «Что ж, причин здесь много и посещение кружка здесь точно не причем. Да, школьный курс из года в год становится сложнее. Но чем будет заниматься ваш ребёнок, когда придет из школы, побежит гулять? А с кем? Наша главная задача – свести к минимуму пагубное влияние улицы,  возможность вхождения в неформальные группы, предупредить проявление девиантного поведения.» И многие прислушиваются…

    Воспитание на основе мирового опыта художественной культуры, литературы и живописи посвященной народам, проживающим в России, Республике Коми – вот благодатный источник, та призма, через которую ребёнку необходимо научиться видеть современную действительность.

    Конечно, воспитательные задачи я реализую на каждом занятии – это приобщение к труду, эстетике, ответственности за результат. Но особое внимание на своих занятиях я уделяю блоку воспитательного компонента, призванного привить ребёнку вежливость и доброту, уважение к семейным ценностям, правильно организовать свободное время, научить трудиться, вести здоровый образ жизни, ценить культурное наследие своей страны, знать, понимать и стремиться к воплощению воспитательного идеала.

    Мы посещаем  выставки, краеведческий музей, читаем литературные произведения (рассказы о животных, русские и коми сказки), анализируем притчи, исторические факты, знакомимся с основами мировых религий, я стараюсь культивировать здоровый образ жизни и помогаю воспитать в ребенке гражданскую идентичность, стать полноправным гражданином Росси, хранителем традиций своей национальной общности. В условиях многонациональности нашего города, класса, нашего творческого объединения важно воспитать толерантность. Для меня как для педагога не имеет значение, какой национальности ребёнок, почему для вас, дети, это значимо? Мы – граждане России, законы и моральные принципы для всех одинаковы. Мы все должны стремиться к одному идеалу воспитанного человека.

    Такой воспитательный идеал был неоднократно озвучен. По мнению В.В. Путина он состоит в «единстве российского народа, последовательном патриотическом и духовном воспитании нашей молодёжи».

    Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Сегодня слова Антона Семёновича Макаренко звучат с новой силой. Модернизация всей системы образования и ДО в частности носит характер усиления именно воспитательного потенциала.

    Для меня ориентиром в воспитательной работе является мысль, которую озвучил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк «Сегодня глобальная битва за сферы влияния идет не только в физическом пространстве, войны идут за умы и сердца людей. Именно поэтому очень важно, чтобы ценностные ориентиры, любовь к Родине, основы патриотического воспитания формировались с детства».

    Такую ежедневную битву за умы наших детей, необходимо вести нам, педагогам, и именно в системе дополнительного образования, в условиях неформального общения с детьми, когда у нас есть временной ресурс говорить с каждым ребёнком лично, узнать его интересы и как говорил Альберт Каллам увидеть «радугу» наших воспитанников.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тезисы выступления на секции «Интеграция общего и дополнительного образования в условиях модернизации образования»

    Выступление на педагогической конференции по теме «Комплексный проект как интеграция общего и дополнительного образования в условиях замкнутого социума»....

    «Усиление воспитательного потенциала дополнительного образования в контексте модернизации Российского образования». «Мастерская творчества».

    Из опыта работы с начинающими журналистами , педагога дополнительного образования центра дополнительного образования детей «Радуга», посёлка Новоаганск, руководителя детско-молодёжной студии «Нтv-шка»...

    Воспитательный потенциал дополнительного образования в подростково - молодежных клубах

    Современная ситуация в образовании характеризуется тем, что школа должна представлять собой особую образовательную среду, в которой, с одной стороны, осуществляется выполнение обществом его обязательн...

    Доклад на тему: «Использование инновационных технологий педагогами дополнительного образования в рамках модернизации образования»

    Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. Педагогическая технология - это продуманная во всех дета...

    Статья: "Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)"

    Статья на тему Развитие творческого потенциала личности в условиях общего и дополнительного образования (в контексте среды Санкт-Петербурга)...

    Игровая технология в обучении иностранному языку в контексте модернизации образования в условиях ФГОС

    Игровая методика- не новый, но безусловно мощный активатор деятельности...

    Инновационная деятельность как ресурс развития учреждения дополнительного образования в условиях модернизации образования

         Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....