• Главная
  • Блог
  • Пользователи
  • Форум
  • Литературное творчество
  • Музыкальное творчество
  • Научно-техническое творчество
  • Художественно-прикладное творчество

Святочный рассказ как возрождение православной культуры

Опубликовано Агния Cергеевна Деревцова вкл 15.10.2023 - 12:38
Автор: 
Разуваева Е.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что рождественские рассказы представляют собой образцы малоизученной календарной словесности, но в настоящее время вновь возвращаются к читателю, являясь богатым источником культуроведческой информации. Эти рассказы говорят о милосердии, отзывчивости, помощи – обо всем том, чего так не хватает в современном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Святочный рассказ как возрождение православной культуры44.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 44» г. Улан-Удэ

XX городская научно-практическая конференция школьников

«Шаг в будущее»

секция: Литература

Святочный рассказ как возрождение православной культуры

Выполнила: Разуваева Елизавета,

ученица 8 «в» класса МАОУ «СОШ № 44»

Научный руководитель: Деревцова А.С.,

учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ № 44»

г. Улан-Удэ

2023

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение …………………………………………………………………………….…………….. 3

1 Художественный мир святочных рассказов ………………………………………………….. 4

2 Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» …………………………………………...… 5

Заключение ………………………………………………………………………………………... 8

Список использованной литературы ……………………………..……………………………. 10

ВВЕДЕНИЕ

 Традиция рождественского рассказа берет свое начало в средневековых мистериях, тематика и стилистика которых была обусловлена сферой их бытования – карнавальным религиозным представлением.

Живший обычной жизнью герой волею обстоятельств оказывался в сложной жизненной ситуации, сравнимой с адом. А потом случалось чудо, носившее или мистический характер, или земной, когда герой, перестраивая свою духовную жизнь, сам вырывался из ада. И пришедшее на смену отчаянию состояние счастья было сравнимо с Раем. Рождественский рассказ имел, как правило, счастливый конец.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что рождественские рассказы представляют собой образцы малоизученной календарной словесности, но в настоящее время вновь возвращаются к читателю, являясь богатым источником культуроведческой информации. Эти рассказы говорят о милосердии, отзывчивости, помощи – обо всем том, чего так не хватает в современном мире.

Цель исследования: выявить жанровый канон и новаторство в создании святочных рассказов А.И. Куприна «Чудесный доктор», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» в аспектах идейного и художественного своеобразия.

Задачи:

  1. Рассмотреть становление жанра рождественского рассказа.
  2. Проанализировать данные рассказы в аспектах социальной, психологической, нравственной проблематики.
  3. Сделать вывод о нравственной значимости рождественского рассказа, его духовно-воспитывающем потенциале.

Объект исследования: рождественские рассказы русских писателей.

Предмет исследования: жанровые особенности рождественских рассказов.

Методологическая основа исследования. В работе использованы историко-литературный, психологический, сравнительно-исследовательский методы.

 Работа имеет практическую значимость, материалы исследования могут быть использованы на уроках литературы, факультативных занятиях в помощь учителю или ученикам, так как прочные основания нравственно-философского осмысления христианской направленности были заложены именно в произведения русской классической литературы.

1 Художественный мир святочных рассказов

Рождественский  (святочный) рассказ появился в русской литературе в XIX веке и сразу стал заметным явлением не только литературной, но и общественной жизни. Ф.М. Достоевский и И.А. Бунин, А.И. Куприн и А.П. Чехов, Н.С. Лесков и Л.Н. Андреев и многие другие писатели обращались в своем творчестве к теме Рождества Христова.

Очень разные – добрые и трогательные, фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и сентиментальные, они всегда пытались смягчить людские сердца. При всём разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное – особое, рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг к другу, о победе добра над злом.

В последние десятилетия в российском обществе произошли серьезные изменения: наметился интерес к историческому прошлому страны, народной культуре, ее православным истокам. Между тем в настоящее время остается актуальным вопрос духовно-нравственного воспитания молодого поколения, приобщения его к высоким идеалам классической литературы.

Редкий святочный рассказ обходился без элементов чудесного, но фантастическое начало было представлено не только призраками и злыми духами, но и ангелами, Девой Марией, Иисусом Христом. Такая двойственность – отражение жизненной реальности: жутковатая игровая атмосфера святок благополучно уживалась с благочестивыми празднованиями Рождества и Крещения. Вместе со «страшными» святочными рассказами, отсылающими читателей к фольклорному источнику, существовала другая группа рассказов, внутренне теснее связанных с Рождеством Христовым, а не с периодом святок, где страх переходил в чувство умиления и жалости.  

Основателем жанра рождественского рассказа принято считать Чарльза Диккенса. В них он раскрывал ценность человеческой души, темы памяти и забвения, любви к человеку.

Традиция Ч. Диккенса в России была частично переосмыслена. Если у английского писателя непременным финалом была победа света над мраком, добра над злом, нравственное перерождение героев, то в отечественной литературе нередки трагические финалы [4].

Таким образом, рождественский (святочный) рассказ – это жанр литературы, основу которого обычно составляет одно событие, всегда есть чудо, добрая неожиданность и счастливый финал. В русской традиции финал не всегда счастливый и на первый план выходит социальная тематика.

2 Гуманистический аспект решения проблем в рассказах А.И. Куприна «Чудесный доктор», Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

В дореволюционной России в рождественскую ночь можно было встретить не только колядующих девушек и молодых людей, но и детей. Дети шли отдельной процессией и несли игрушечный вертеп – пещеру, в которой родился Иисус Христос. Венчала его рождественская звезда. Вертеп был трехэтажным и символизировал Вселенную, мироздание. Верхняя часть ассоциировалась с небом (Раем) средняя – земля – чаще всего изображала дворец царя Ирода, и нижняя, подземная часть – ад, там обитала прочая нечисть. Все персонажи библейских историй были представлены куклами, с которыми дети разыгрывали целые спектакли, переходя из дома в дом. Эти представления являлись отголосками средневековых рождественских мистерий, давших начало всей календарной литературе в целом и рождественскому рассказу в частности [2].
Классический рождественский рассказ своей «архитектурой» напоминает детский рождественский вертеп и имеет трехчастную композицию: Ад – Земля – Рай.

Итак, рассмотрим 2 рассказа.

Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор» основан на реальных событиях, как об этом говорит сам автор: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад и до сих пор свято, до мельчайших подробностей, сохраняется в преданиях того семейства, о котором пойдет речь».

1 часть «Ад». «…Потянулись пустыри, кривые, узкие переулки, мрачные, неосвещенные косогоры... Наконец они достигли покосившегося ветхого дома, стоявшего особняком; низ его — собственно подвал — был каменный, а верх — деревянный. Обойдя тесным, обледенелым и грязным двором, служившим для всех жильцов естественной помойной ямой, они спустились вниз, в подвал, прошли в темноте общим коридором, отыскали ощупью свою дверь и отворили ее.

 Уже более года жили Мерцаловы в этом подземелье. Оба мальчугана давно успели привыкнуть и к этим закоптелым, плачущим от сырости стенам… 

Здесь их ждала измученная мать, больная сестра и голодный младенец: « В углу, на грязной широкой постели, лежала девочка лет семи; ее лицо горело, дыхание было коротко и затруднительно, широко раскрытые блестящие глаза смотрели пристально и бесцельно. Рядом с постелью, в люльке, привешенной к потолку, кричал, морщась, надрываясь и захлебываясь, грудной ребенок. Высокая, худая женщина, с изможденным, усталым, точно почерневшим от горя лицом, стояла на коленях около больной девочки, поправляя ей подушку и в то же время не забывая подталкивать локтем качающуюся колыбель…».

2 часть – «Земля». «Тут было тихо и торжественно. Деревья, окутанные в свои белые ризы, дремали в неподвижном величии. Иногда с верхней ветки срывался кусочек снега, и слышно было, как он шуршал, падая и цепляясь за другие ветви. Глубокая тишина и великое спокойствие, сторожившие сад, вдруг пробудили в истерзанной душе Мерцалова нестерпимую жажду такого же спокойствия, такой же тишины.

– Ночка-то какая славная, – заговорил вдруг незнакомец. – Морозно... тихо. Что за прелесть – русская зима!

Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. Мерцалов молчал, не оборачиваясь.

– А я вот ребятишкам знакомым подарочки купил…»

Это сродни чуду, что подчёркивается в названии рассказа. Резкие слова отчаявшегося Мерцалова встречают  человеческий отклик, и доктор сразу же предлагает свою помощь, вместо того чтобы обидеться или проигнорировать чужую беду. Это также похоже на чудо, ведь люди из обеспеченной, "другой" жизни не откликались на просьбы Мерцалова о помощи и даже не подавали милостыню. А чудесный доктор одним своим появлением вселяет бодрость в измученных людей, после назначает лечение больному ребёнку, даёт деньги на необходимую еду и незаметно оставляет на столе крупные кредитные билеты.

3 часть – «Рай». «С этих пор точно благодетельный ангел снизошёл в нашу семью. Все переменилось. В начале января отец отыскал место, матушка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию». Просто чудо совершил этот святой человек. Да и то не его видели, потому что-то великое, мощное и святое жило и горело в чудесном докторе…».

После появления этого необыкновенного человека нищая, неудачная жизнь семьи Мерцаловых входит в благополучное русло. Дети выздоравливают, отец находит место, мальчиков устраивают в гимназию. Все они попадают в ту, другую, «праздничную» реальность посредством доброго деяния чудесного доктора. Только истинное, искреннее человеколюбие способно менять нашу жизнь. Но оно встречается так редко, что считается чудом.

И самое главное в жизни – никогда не унывать, не опускать руки, искать выход из любой жизненной ситуации, также самому иметь доброе, чуткое сердце, отзываться на помощь и верить в себя и своего ближнего.

Следующий рассказ «Мальчик у Христа на елке» Ф. М. Достоевского содержит в себе все жанровые признаки святочного рассказа. Его действие происходит в двух временных пластах: в реальном и в фантастическом. Фантастический план изображаемого приносит элемент чудесного. Мотив чудесного связан в рассказе с предсмертным видением замерзающего мальчика. Чудо здесь представлено явлением Иисуса Христа. В одном из эпизодов из жизни уличных детей показано холодное равнодушие к ним окружающих. «Один из них, – указывал Ф.М. Достоевский, – ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал».

1 часть «Ад». «…Мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром… ему очень хотелось кушать …на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика …

Жутко стало ему в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошёл из подвала».

2 часть – «Земля». «Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка!».

Елка, люди, дом – символы «Земли».

3 часть – «Рай». «Пойдем ко мне на елку, мальчик, – прошептал над ним вдруг тихий голос. Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и... и вдруг, - - Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! - кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом…»

Мальчик замерзает в студеную зимнюю пору, но, согретый любовью Спасителя, воскресает уже на Его Небе. Для маленького героя Ф.М. Достоевского сама смерть становится дверью в страну его заветных желаний, где он обретает все, чего так не хватало ему в действительности, – свет, тепло, роскошную елку, любящий взгляд матери.

Трагический финал выделяет исследуемый рассказ из контекста всей «святочной традиции», где добро, милосердие должны свершиться на земле.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня произведения А.И. Куприна и Ф.М. Достоевского вызывают большой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью и уникальностью. Мир их героев пестр и разнообразен. Как отмечал В.Н. Афанасьев, «восторженная увлеченность жизнью, любовь к простому человеку, неиссякаемая вера в его духовные силы, протест против произвола и насилия все это делает лучшие произведения Куприна созвучными, понятными и близкими читателю наших дней» [1].

 В рассказе «Чудесный доктор» И.А. Куприн обращается к проблемам социального, психологического, нравственного характера. В своем рассказе он формирует эстетический идеал личности (на примере доктора Пирогова), которая в трудную минуту помогает бедствующей семье, помогает безвозмездно, альтруистически, бескорыстно. И его доброе отношение к семье Мерцаловых, в свою очередь, пробуждает стимул к жизни, труду и главное – к нравственному саморазвитию членов этой семьи. Так, Григорий, сын Мерцалова-старшего, занимая «довольно крупный, ответственный пост в одном из банков», слывет «образцом честности и отзывчивости на нужды бедности».

 Художественные произведения И.А. Куприна щедро обогащают человека духовным, нравственным опытом, давая при этом читателю огромную эстетическую радость и наслаждение.

В рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» Рождество считается самым светлым и добрым праздником, потому что его уют, его тепло создают особое переживание близости людей, собравшихся округ светящейся елки. Но этот праздник не приносит радости ребенку. Здесь праздничное радушие и гостеприимство соседствуют с жестокостью и бездушием, от чего маленькому мальчику становится одиноко и страшно. Вспомним, что его дама вытолкнула за дверь, толпа напугала до смерти. Л.В. Кирякова справедливо писала в одной из статей: «Никто не оказал сострадания даже в дни Рождества, в дни милосердия, доброты, всепрощения. В этом несправедливом мире даже невинные дети страдают, и виной тому равнодушие общества, которое считает такое положение неизбежным и вполне разумным» [4, с.37]. После описания детского праздника автор воспроизводит восхищение мальчика увиденными куколками, «маленьким, разодетыми в красные и зеленые платьица», которые были «совсем как живые». Ф.М. Достоевский неслучайно изображает этих куколок: они, «живые куколки», противопоставлены мертвым душой людям. Автор также использует прием противопоставления, когда описывает сказочную елку у Христа.

Если на земной елке мальчик встречается с бездушием и эгоизмом, то на елке у Христа он попадает в атмосферу любви и участия, обретая то, чего у него не было на земле, — семью, дом, где его любят. «… о, какой свет! О, какая елка! Да и не елка это, он и не видал еще таких деревьев! Где это он теперь: все блестит, все сияет и кругом все куколки, — но нет, это все мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его…» [5].

Таким образом, можно сделать вывод,  оба рассмотренные рассказа имеют трехчастную композицию, каждая часть условно была обозначена: «Ад» – героев преследуют неудачи, несчастья, болезни. «Земля» – пограничная зона между «Адом» и «Раем», появляются светлые краски. «Рай» – обретение счастья либо посредством чуда, либо при помощи человека.

По замыслу писателя, в рассказе «Чудесный доктор» чудо происходит при помощи человека, а в произведении «Мальчик у Христа на елке» чудо приходит в образе Христа. Именно поэтому произведение проникнуто такой любовью и верой в милость Бога. 

Таким образом, писатели в своих рассказах обращаются к разным жизненным ситуациям, где поднимают такие темы как социальное неравенство, любовь к ближнему, страдания и муки простых народов, также призывают своих читателей к нравственности, к доброте. Их рассказы хоть и маленькие по содержанию, но емкие по смыслу.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афанасьев В.Н. А.И. Куприн. Критико-биографический очерк. – М.: ГИХЛ, 1960.
  2. Безбородкина Е.С. Опыт изучения святочных рассказов русских и зарубежных писателей //Литература в школе. – 2007. – №7. – С. 34-38.
  3. Достоевский Ф.М. Мальчик у Христа на елке. – М.: Фолио, 2013. – 220 с.
  4. Кирякова Л.В. «Мальчик у Христа на елке» Ф.М. Достоевского и «Рождественская песнь в прозе» Ч. Диккенса // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С. 37.
  5. Копытцева Н.М. Святочный рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке» // Литература в школе. – 2003. – № 5. – С. 35-36.
  6. Куприн А.И. Чудесный доктор. – М.: Нигма, 2010. – 24 с.
  7. Макаров Д.В. Духовная литература в программе «В мире литературы…» // Духовная литература и святочные рассказы: книга для учителя / Под ред. В.Е. Кайгородовой. – Пермь, 2005. – С. 28-74.
  8. Стрыгина Т.В. Рождественские рассказы русских писателей. – М.: Никея, 2014. – 448 с.


Поделиться:

Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"

«Течет река Волга»

Мальчик и колокольчики ландышей

Лупленый бочок

Два морехода