Главные вкладки

    Конспект открытого урока в 5 классе по теме: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
    план-конспект урока (5 класс) по теме

    Меретукова Светлана Анзауровна

    Урок обобщения и систематизации с дидактической игрой "Путешествие в страну Дроби"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_uroka_v_5_klasse.doc86 КБ

    Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

              СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЛЬНАЯ ШКОЛА №3  А.ЕГЕРУХАЙ                                                                      

                                              РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

                КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

         ПО МАТЕМАТИКЕ В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

    СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ                                                                                                                 ДРОБЕЙ   С ОДИНАКОВЫМИ                                                                                 ЗНАМЕНАТЕЛЯМИ

                                                                                             ПОДГОТОВИЛА

                                                                                     УЧИТЕЛЬ МАТЕМАТИКИ

                                                                                          МЕРЕТУКОВА С.А.

                                                                                                                               

                                                                                                                         

                                                   ЕГЕРУХАЙ, 2013Г.                                                                                              

    Цели урока: отработка навыков сложения и вычитания дробей с разными знаменателями; отработка навыков сравнения обыкновенных дробей; развитие логического мышления, математической речи; расширение знаний учеников об окружающем их мире.

    Ход урока.

    Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие, мы посетим страну Дроби. В этой стране мы сделаем несколько остановок: в Деревне Исторической, на берегу озера Ребусного, на поляне Цветочной, побродим в лесу Сказочном, попробуем одолеть горы Мозгодром. На каждой остановке вам надо будет показать свои знания, находчивость и смекалку. За правильные ответы вы будете получать баллы. Они заносятся в специальные оценочные листы, которые получит каждый из вас. В конце путешествия в зависимости от количества баллов, вы, получите отметки.

    Домашнее задание.

    №1043, №1044,№1048,№1042 (б).

    Творческое задание:

    1) Составить рекламу про обыкновенные дроби.

    2) Составить сказку про дроби.

                                  Оценочный лист

    Ф. И. ученика

                        Остановки:

                           Баллы:

    Горы Мозгодром

    Деревня Историческая

    Озеро Ребусное

    Лес Сказочный

    Поляна Цветочная

    Итого баллов:

    Критерии отметок:

    «5» -      9 баллов и более

    «4» -       7 или 8 баллов

    «3» -      5 или  6 баллов

    «2» -      менее 5 баллов

    Отметка:

                                                             

    Деревня Историческая.

    Дроби появились в глубокой древности. При разделе добычи, при измерениях величин, да и в других похожих случаях люди встретились с необходимостью ввести дроби.

    Древние египтяне знали, как поделить два предмета на троих, для этого числа 2/3 у них был специальный значок. Между прочим, то была единственная дробь в обиходе египетских писцов, у которой в числителе не стояла единица, - все остальные дроби имели в числителе 1 (так называемые основные дроби): 1/2; 1/3; 1/28; … Если египтянину нужно было использовать другие дроби, он представлял их в виде суммы основных дробей.

    В древнем Вавилоне предпочитали, наоборот, постоянный знаменатель, равный 60. Римляне тоже пользовались лишь одним знаменателем, равным 12. Особое место занимали дроби 1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т. д.

    Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби». Чтобы облегчить действия с дробями, были придуманы десятичные дроби.

    Вы видите портреты двух великих математиков: это Франсуа Виет и Рене Декарт. Узнайте, кто впервые ввел во Франции десятичные дроби. Для этого решите данные уравнения. Рядом с портретом этого математика записано уравнение с наибольшим корнем.

    (В скобках указаны и дальше по тексту ответы).

    1) 17/18 – Х = 4/18      (Х = 13/18);     2) У – 7/12 = 10/12    (У = 17/12).

    Запишите в тетрадях решения уравнений и сравнение корней с объяснением, а также фамилию этого математика. Если все верно – 2 балла. Если оба уравнения решены правильно, но нет сравнения корней, то – 1 балл.

    Правильный ответ:

    1) 17/18 – Х = 4/18,              2) У – 7/12 = 10/12,

         Х = 17/18 – 4/18,                  У = 7/12 + 10/12,

         Х = 13/18.                               У = 17/12.    

    13/18 < 17/12, так как 13/18 <1 как правильная дробь, а 17/12 >1 как неправильная дробь. Франсуа Виет ввел во Франции десятичные дроби. Комментарий учителя: это событие произошло в 1579 году.

    Горы Мозгодром.

    Устные упражнения на доске:

    5/6,  6/6,  2/5,  3/10,  13/10, 18/5,  41/42,  59/59.

    1) Какие из данных дробей являются правильными? Почему?

    (5/6,  2/5,  3/10,  41/42, так как у этих дробей числитель меньше знаменателя)

    2) Какие из данных дробей являются неправильными? Почему?

    (6/6,  13/10,  18/5,  59/59, так как у этих дробей числитель равен или больше знаменателя)

    3) Сравните дроби и объясните:

    а) 15/3 и 8/3;                           в) 15/3 и 1;

    б) 1 и 2/4;                                 г) 1/2 и 1/5.

    ( а) 15/3 > 8/3, так как из дробей с одинаковыми знаменателями та дробь больше, у которой числитель больше.

    б) 1> 2/4, так как 1 больше правильной дроби.

    в) 15/3 >1,так как неправильная дробь больше или равно 1.

    г) 1/2 > 1/5, так как из дробей с одинаковыми числителями та дробь больше, у которой знаменатель меньше.)

    4) Определите координаты точек А и В. Почему?

    C:\Users\Администратор\Desktop\инф.2\м.с.а\Безымянный2.png

    (А(3/7), В(10/7), так как единичный отрезок равен 7 делениям, ОА = 3 дел., ОВ = 10 дел.)

    5) 7/12 – 5/12 =? (2/12)                         2/12 + 3/12 =? (5/12)

    Озеро Ребусное.

    Надо решить ребус и расшифровать две анаграммы. (1 – 2 мин.)

    Если хотя бы одно задание верно – 1 балл.

    Ответ: ДРОБЬ


    1. ИТЛИЬЛЕСЧ       (числитель)

    2. ЯЛОД                (доля)

    Поляна Цветочная.

    А сейчас, ребята, музыкальная минутка. Чтобы узнать, какая следующая остановка, мы послушаем запись музыки Чайковского. Догадайтесь, как называется этот вальс. (Вальс цветов)

    Ребята, выполнив задания к карточкам, вы узнаете названия растений. Задания на доске. За каждое правильно решенное задание – 1 балл.

    ( Д/М в списке литературы в конце).

    Вариант 1.                                                Вариант 2. 

     1) Выполните действие:

    13/90 + 29/90  (42/90)                                     37/80-19/80  (18/80)

    2) Сравните числа, выберите наибольшее из них:

    1/60 и 1/6   (1/6)                                                3/40 и 12/40   (12/40)

    3) Задача.

    Д/М: вариант 2, №203 (6/11)                      Д/М: вариант 3, №203  (7/20)

    4) Найдите координату

    точки А    (2/5)                                                     точки В    (7/5)

    C:\Users\Администратор\Desktop\инф.2\м.с.а\Безымянный4.png

    5) Сравните числа, выберите наименьшее из них:

    15/16 и 7/3  (15/16)                                                14/21 и 8/8      (14/21)

    6) Среди дробей выберите дробь

    правильную:                                                              неправильную:

    7/6, 12/13, 8/8, 9/5 (12/13)                                   1/2,13/16, 5/4, 5/6  (5/4)

    7) Задача.

    Д/М: вариант 2, №211 (40)                              Д/М: вариант 3, №211  (168)

    Вариант 1. Ответ: Василек.

    Номер

    задания

        И

         С

          Е

         А

         К

         Л

         В

    1

    43/90

    40/90

    42/180

    30/180

    41/90

        42

    42/90

    2

        1

     2/66

      1/60

        1/6

         0

    1/600

         4

    3

     10/11

      6/11

       11/6

     12/11

     11/12

         6

       12

    4

      2/5

      2/10

      4/10

       4/5

         2

        4

      1/5

    5

      3/7

       1

      7/3

         2

     16/15

     15/16

        0

    6

      7/6

       8/8

     12/13

     13/13

      9/5

      4/5

        7

    7

        8

        15

        25

        20

       40

       45

       9

    Вариант 2. Ответ: Крапива.

    Номер

    задания

    А

    В

    П

    А

    И

    Р

    К

    1

     37/80

        37

         0

       19

     56/80

     17/80

     18/80

    2

     15/40

        12

        40

      3/40

         1

      12/40

        4

    3

         6

     18/40

        18

      7/20

     18/20

       13

        7

    4

     14/14

      14/5

      7/5

       14

       5/7

       28

         1

    5

       8/8

         1

        0

        8

     14/21

       14

       21

    6

      1/2

       5/4

     13/16

        1

       5/6

         4

        0

    7

      168

      104

       64

       8/8

       21

       13

        0

    Украинская легенда о Васильке.

    Молодого статного крестьянского парня Василия полюбила красавица русалка, и он ответил ей взаимностью. Были они очень счастливы, только никак не могли договориться, где им лучше жить вместе. Русалка звала Василия в милые ее сердцу прохладные воды реки, а молодой пахарь хотел поселиться у родных полей. Долго они спорили, уговаривали друг друга, но никто не желал уступать. Тогда русалка решилась на последнюю крайность: превратила его в скромный голубой цветок – василек. Она надеялась, что голубой цветочек – Василий – василек рано или поздно придет в ее водяной дом,  но так и не дождалась. Василек крепко держится корнями за пашню и неразлучен с родными полями.

    Я не люблю цветы с кустов,

    Не называю их цветами.

    Хоть прикасаюсь к ним устами,

    Но не найду к ним нежных слов.

    Я только тот люблю цветок,

    Который врос корнями в землю,

    Его люблю я и приемлю,

    Как северный наш василек.

                                                               С. А. Есенин.

    Крапива – травянистое растение. Она заживляет раны, активизирует обмен веществ, улучшает состав крови, снимает аллергические реакции и лихорадку, способствует росту волос. Считается, что крапива полезна при диабете, атеросклерозе, улучшает работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Крапиву употребляют в виде свежего сока, настоя или отвара. Полезны и блюда из крапивы. Например, «Крапива с орехами».

    Рецепт раздается каждому ученику, и напоминаются правила сбора растений.

    Рецепт «Крапива с орехами» (грузинская кухня).

    150 гр. промытой крапивы сварить в кипящей подсоленной воде, откинуть на сито. Измельчить 50 гр. грецких орехов, потолочь с солью, прибавить мелко нарубленный репчатый лук и нарезанную зелень, лучше кинзу. Все хорошо перемешать, посолить, поперчить.

    Правила сбора растений.

    1. Нельзя вести заготовку в одних и тех же местах.

    2. Нельзя вырывать корневища, луковицы, корни.

    3. Нельзя срывать листья на концах побегов.

    4. Подземные части следует собирать только после созревания и опадения семян.

    5. Нельзя заготавливать растения, не зная точно их внешнего вида, а также какую часть, и в какое время следует собирать.

    6. Не рекомендуется собирать в черте города и вблизи дорог.

    Лес сказочный.

    За каждый правильный ответ – 1 балл.

    1. Кот в Сапогах поймал четырех щук и еще половину улова. Сколько щук поймал Кот в Сапогах? (8)

    2. Петух из «Бременских музыкантов» весит 2 кг. И еще треть собственного веса. Сколько весит петух? (3 кг.)

    3. Маленький Мук отыскал правильную дробь, которая больше 1, но держит свое открытие в «секрете». Почему? (Такой дроби нет)

    4. На озере, где жила черепаха Тортила, росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20–й  день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й день)

    Список литературы.

    1. Составитель Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика. – Волгоград: Учитель, 2002.

    2. Гостинщикова Т. А. Два урока в 5 классе. Приложение «Математика» №4 к газете «Первое сентября», 1998.

    3. Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С.,Шварцбурд С. И. Математика. 5 класс. – Москва: Мнемозина, 2009.

    4. Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике для 5 класса (Д/М). - Москва: Просвещение,2009.  

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Заготовка для интерактивной доски к уроку в 5 классе по теме: "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение задач"

    Данная заготовка предназначена для использования на уроке интерактивной доски TRUMPH BOARD. Исользуется на этапе повторения, устного счета, самопроверке,физкультминутке. Также содержит  ребус, со...

    Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

    Технологическая карта урока математики в 5 классе пл теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"...

    Урок математики в 5 классе по теме: «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

    Увлекательное путешествие по страницам истории создания дробей. Связь музыки и дробей....

    Урок математики в 5 классе по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

    вырабатывать навык в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями, в сравнении дробей, в изображении дробей на координатном луче, в решении задач с использованием этих понятий развивать выч...