Главные вкладки

    Урок русского языка "Правописание слов с непроизносимыми согласными"
    план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

    Бирюкова Марина Викторовна

    Представлен план и подробный конспект урока русского языка (3 класс) изучения орфограммы "Правописание непроизносимых согласных в словах"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 3 «А» классе

    по теме: "Правописание непроизносимых согласных"

    Учитель: Бирюкова М.В.

    Тема: Правописание непроизносимых согласных

    Цель урока: Формировать у детей представление о словах с непроизносимыми согласными.

    Задачи урока:

    1. Познакомить детей со словами с непроизносимыми согласными.

    2. Учить способам проверки написания слов с непроизносимыми согласными.

    3. Развивать у детей память, речь, кругозор, внимание.

    4. Воспитывать интерес к русскому языку.

    Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; с проверочными словами; карточки для групповой работы; таблица – правило.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Звенит, заливается школьный звонок
    Вас ждет интересный, полезный урок.
    Чудесным пусть будет у вас настроение,
    Легко и прелестно дается учение!

    II. Чистописание

     Человек трудолюбивый – самый счастливый.

     Как вы понимаете смысл этой пословицы?

    III. Подготовка к знакомству с темой урока

    - Подчеркните в пословице слово, в котором букв больше, чем звуков. (Счастливый)

    - Выделите в этом слове корень.

    - Что нужно сделать, чтобы правильно выделить корень в слове? (Нужно подобрать однокоренные слова)

    - Какие однокоренные слова можно подобрать к слову “счастливый”? (Счастье, посчастливилось)

    - Запишите слово “счастливый” и его однокоренные слова. Выделите в них корень.

    - В каком из данных слов четко слышится звук [т’]? (Счастье) Это слово будет являться проверочным для остальных слов. Так как мы знаем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково, мы можем утверждать, что в слове “счастливый” в корне тоже напишем букву – т.

    IV. Тема урока

    - А теперь ответьте: Какова будет тема сегодняшнего урока?

    (Правописание непроизносимых согласных.)

    - Как вы понимаете смысл словосочетания “непроизносимые согласные”?

    (Выслушиваются варианты ответов детей.)

    Иногда согласные
    Играют с нами в прятки.
    Они не произносятся,
    Но пишутся в тетрадке!

    V. Работа по теме урока

    На доске записаны слова:

    гиган…ский

    грус…ный

    извес…ный

    мес…ный

    наез…ник

    искус…ный

    радос…ный

    ярос…ный

    чес…ный

    (У детей карточки, на каждой из которых только одно слово:

    огромный
    печальный
    знаменитый  
    здешний

    всадник
    умелый
    веселый
    гневный
    правдивый)

    - Ребята, у каждого из вас есть карточка с 1 словом. Ваша задача: подобрать к своему слову слово-синоним из группы слов, записанных на доске. Записать слово-синоним к себе в тетрадь и подобрать к этому слову проверочное слово.

    /Проверка проводится коллективно: к каждому слову, записанному на доске дети подбирают проверочное слово (учитель вывешивает табличку с заранее написанным проверочным словом, рядом с проверяемым словом), вставляют непроизносимый согласный и подбирают слова-синонимы. Ребенок, у которого карточка с синонимом к проверяемому слову, называет слово, записанное на карточке./

    VI. Физ. минутка

    VII. Продолжение работы

    1. “Ручеек”

    (У каждого ребенка на карточке записано слово. Слова на одном ряду у детей не повторяются.)

    - Ребята, у каждого из вас на зеленой карточке записано слово. Ваша задача: записать это слово к себе в тетрадь, вставив пропущенную букву, рядом записать проверочное слово. Затем поменяться карточками с соседом по парте и выполнить ту же работу. Затем начинаем двигаться: дети, сидящие на первом варианте остаются на своих местах, а дети, сидящие на втором варианте переходят с первой парты – на последнюю, со второй парты – на первую и т.д., и меняетесь карточками с вновь обретенным соседом. Двигаетесь до тех пор, пока не окажитесь на своем месте. (Учитель следит за передвижением детей.)

    (На карточках слова: бессовес.ный, влас.ный, бескорыс.ный, гиганс.кий, горес.ный, доблес.ный, грус.ный, завис.ливый, звез.ный, здра.ствуйте, извес.ный, капус.ный, поз.ний, чес.ный, хрус.нуть)

    2. Устная работа

    (На доске записана цепочка слов)

    - Ребята, найдите “лишнее” слово. Докажите, что это слово “лишнее”.

    Сер…це, чес…ный, вкус…ный, радос…ный

    (“Лишнее” слово “вкусный”, так как в этом слове букву – m – писать не надо, проверим – “вкус”, “вкусен”, - в этих словах нет звука [ m’], значит и в слове вкусный не будем писать – m -).

    - Значит для того, чтобы проверить пишется непроизносимый согласный или нет, нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся.

    (На доску вывешивается табличка – правило)

    Чтобы знать, как писать,

    Надо слово изменять,

    И за звуком непонятным

    Быстро гласную искать.

    3. Коллективная работа

    - Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их.

    - Распределите все слова в три группы.

    (Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

    непроизносимые согласные

    безударный гласный

    словарные слова

    звездное

    солнце

    сердце

    окрестный

    местный

    известный

    радостный

    грустный

    голодный

    вылепить

    сосновый

    небесный

    сторожка

    трепещет

    лепечет

    зелень

    карандаш

    стакан

    дежурный

    герой

    земляника

    помидор

    до свидания

    болото

    VIII. Итог урока

     - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    - С каким настроением вы уходите с урока?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными", 3 класс.

    Конспект урока и презентация к уроку русского языка в 3 классе. Система развивающего обучения Л.В. Занкова....

    Технологическая карта урока «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»

    Тема - «Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне»Тип урока -  Урок открытия нового знанияЦель: развитие умений наблюдать за орфограммами - буквами непроизносимых согласных ...

    Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными"

    Конспект урока по русскому языку....

    презентация по русскому языку "Слова с непроизносимой согласной в корне слова"

    в презентацию включены упражнения по теме "Слова с непроизносимой согласной в корне слова" и ра бота над способами проверки слов по данной теме....

    Урок русского языка "Слова с непроизносимыми согласными"

    Технологическая карта урока русского языка по теме "Слова с непроизносимыми согласными" по учебнику А.В.Поляковой....