Главные вкладки

    Программа литературного кафе " Бродячий щенок".
    материал по литературе (10 класс) на тему

    Четвернина Ольга Григорьевна

     

    Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам  отечественной  литературы , формировать собственные  эстетические  вкусы и  потребности, воспитывать у учащихся духовные ценности.   

    В  дополнение  к  общим  базисным  умениям  и  навыкам реализация  предлагаемой  программы в  образовательной   практике   позволит  учащимся  развивать  следующие   умения:

    • представлять жизнь  писателя  или  поэта в  широком  историко – литературном  контексте;
    • анализировать  произведения;
    • применять  различные  способы  интерпретации лирических  произведений;
    • работать  с  литературно-критическим   материалом ;
    • рецензировать   прочитанные  произведения,  отмечая  и  учитывая  особенности   писательского  мастерства.

    Задачи:

    • - расширить жизненный  опыт  школьников;
    • -вовлечь  в  соответствующую  их  интересам  среду ;
    • -развить  общий  творческий  потенциал  и  специальные  литературно-творческие  способности;
    • -обогащать  эмоциональный мир  учащихся  нравственными   переживаниями  и  формирование  у них  нравственных  чувств;
    • -побуждать  учащихся  задуматься  о  смысле  жизни  о  добре  и  зле.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_kafe.rar64.04 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Программа  способствует  реализации  важнейших  целей  литературного  образования : воспитывать любовь к чтению , приобщение учащихся  к  богатствам  отечественной  литературы , формировать собственные  эстетические  вкусы и  потребности, воспитывать у учащихся духовные ценности.    

    В  дополнение  к  общим  базисным  умениям  и  навыкам реализация  предлагаемой  программы в  образовательной   практике   позволит  учащимся  развивать  следующие   умения:

    1. представлять жизнь  писателя  или  поэта в  широком  историко – литературном  контексте;
    2. анализировать  произведения;
    3. применять  различные  способы  интерпретации лирических  произведений;
    4. работать  с  литературно-критическим   материалом ;
    5. рецензировать   прочитанные  произведения,  отмечая  и  учитывая  особенности   писательского  мастерства.

    Задачи:

    1. - расширить жизненный  опыт  школьников;
    2. -вовлечь  в  соответствующую  их  интересам  среду ;
    3. -развить  общий  творческий  потенциал  и  специальные  литературно-творческие  способности;
    4. -обогащать  эмоциональный мир  учащихся  нравственными   переживаниями  и  формирование  у них  нравственных  чувств;
    5. -побуждать  учащихся  задуматься  о  смысле  жизни  о  добре  и  зле.

    В литературном  кафе могут  заниматься  все  дети,  проявляющие  интерес  к  литературе.

    В  кафе  они  имеют  возможность  познакомиться  с  творчеством  любимых  поэтов  и  писателей.

    Занятия  в  литературном  кафе   способствуют  идейно-эстетическому  воспитанию  и  развивают  культуру  чтения   художественных  произведений.

    Несмотря  на  то,  что  теперь  у  школьников много  других  привлекательных  занятий :

    ТВ , видео,  компьютер,  интернет -живое  общение  с  книгой остаётся  незаменимым.

    Круг обсуждаемых проблем  в  литературном  кафе  широк:  размышления  о  судьбах людей,

    о  творчестве  писателей и  поэтов,  о  невидимом  духовном  мире  человека,–в  эти  проблемы

    органично  вписываются  стихи  об  источниках  любви , доброты  и  сочувствия.

    Воспитательная работа  в  школе  совсем  недавно  пополнилась  совершенно  новым   направлением  - духовным    совершенствованием  юного  поколения.

    Это  не  просто  формирование  «хорошего  человека»,  это  трудный  путь  постижения  вместе  с  детьми  глубинных,  внутренних  связей  мироздания,  единства  материального и   метафизического,  тела и  души , путь  восхождения к  неоспоримо  высокому,  дающему  надежду  на преодоление   той нравственной  болезни,  которая,  поразив  общество,  ведёт к гибельному  для цивилизации  катаклизму. В  России исторически  сложилась  система духовно-нравственного  воспитания,  основывавшаяся  на  «едином воспитательном  пространстве»:   не показном,  а  реальном  и очень  крепком  содружестве  семьи  и  школы, которое   базировалось  на  православных канонах  христианских ценностных  ориентациях .  В   духовно-нравственном  воспитании  используем  одно  из  действенных  средств-произведения  наших  современных авторов,  живущих  с  подростками  в  одну  эпоху,  переживающих  одинаковые  сомнения  и  трудности,  пытающихся  познать  скрытую  от  глаз  истину,  знание  о  которой  даёт  силу  противостоять  окружающему  злу.

    Цель литературного кафе:

    приобщить к искусству слова, к богатству русской классической и современной литературы, развивать творческие способности учащихся, художественное восприятие окружающего мира, побудить учащихся задуматься о смысле жизни, о добре и зле.

    ГИМН

    Всегда есть свет,

    Всегда есть гости,

                            Всегда в «Щенке» звучат стихи.

                         Мы предлагаем чай- не кости

               И отпускаем всем грехи.

                     Здесь нет тоски и нету горя,

                 Здесь веселятся от души.

                        В кафе идут играть и спорить,

                        А если хочешь, то стихи пиши.

                 Забудем беды и ненастья

                                  И в наш «Щенок» придём мы вновь.

                            Мы выпьем чай за наше счастье,

                            Да будет вера, дружба и любовь.

    1 занятие

    «Не нужно, чтобы всем над рифмами потеть,

    А правильно писать потребно всем уметь».

    А. П. Сумароков

    Посвящение в члены литературного кафе.

    Знакомства с поэтом Виталием Коржековым. «Кораблик совести».

    Цель: развивать творческие способности учащихся, приобщить к поэзии В. Коржекова, побудить учащихся задуматься о смысле  жизни, о добре и зле, о совести.

    2 занятие

    «Россия – Родина моя».

    Знакомства с поэтом Мстиславом Бенько. «Берёзка».

    Цель: познакомить с личностью поэта, воспитывать любовь к поэзии, развивать речь учащихся. Формировать нравственное сознание, чувства и поведение, воспитывать любовь к Родине, к близким, к семье.

    3 занятие

    В. Белов «Мальчики».

    Цель: познакомить с жизнью и творчеством писателя, воспитывать любовь и сострадание к человеку, любовь к своей семье, развивать творческие способности учащихся.

    4 занятие

    Природа родного края в произведениях зауральских писателей и поэтов.

    Цель: познакомить учащихся с писателями и поэтами Зауралья, воспитывать любовь к природе, к своему краю, родному селу, развивать творческие способности учащихся.

    5 занятие

    «Люблю тебя, район Целинный».

    Цель: познакомить учащихся с поэтами Целинного района, воспитывать любовь и уважение к талантливым людям нашего района, развивать творческие способности учащихся.

    6 занятие

    Старинная легенда «Деревянные человечки».

    Цель: воспитывать у учащихся сострадание, умение вовремя помочь нуждающимся развивать творческие способности учащихся.

    7 занятие

    «На любовь своё сердце настрою»…

    Булат Окуджава «Бумажный солдат».

    Цель: познакомить с жизнью и творчеством Б. Ш. Окуджавы, воспитание душевной теплоты, любви к поэзии.

    Я вообще-то счастливый человек,

                                                                                               Несмотря ни на что…

                                                                                                               Моя жизнь была интересной.

                                                                                                 Я делал то, что хотел.

    Б. Окуджава

    «Литературные вечера»  (стр. 65-73).

    8 занятие

    «Конь он как человек…»

    Б. Васильев «Великолепная шестёрка».

    Цель: познакомить учащихся с творчеством Б. Васильева, воспитывать любовь к братьям нашим «меньшим», умение чувствовать чужую боль, милосердие, развивать творческие способности учащихся.

    9 занятие

    «Распалась связь времён…»

    А. И. Солженицын «Пасхальный крестный ход» и Г. А. Петрова «Крестный ход».

    Цель: помочь учащимся понять истоки высокой духовности и нравственной силы, определить возможности каждого человека в обретении этой духовности, проанализировать причины бездуховности, развивать творческие способности учащихся.

    10 занятие

    «Искра совести и искра разума…» по рассказу Ф. Искандера «Сон о боге и дьяволе».

    Цель: приобщить учеников к духовной культуре, определить понятие «Бог», как средоточие разума и совести, определить место совести в иерархии общечеловеческий ценностей и закрепление её приоритетов в сознании учащихся, развивать творческие способности у учащихся.

    11 занятие

    …И здесь и там между рядами

    Звучит один и то же глас:

    Кто не за нас, тот против нас!

    Нет безразличных! Правда с нами!-

    А я стою один меж них

    В ревущем пламени и дыме.

    И всеми силами моими

    Молюсь за тех и за других.

                                              М. Волошин

    Владимир Максимов «Звезда Адмирала Колчака».

    Цель: познакомить учащихся с личностью А. В. Колчака, воспитывать у учащихся великодушие, прямоту и мужество, бескорыстие и душевную целомудренность, веру в Россию.

    12 занятие

    Прошлое нужно помнить и уважать… «Московская сага» В. П. Аксёнова.

    Цель: познакомить учащихся с произведением, воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, развивать творческие способности учащихся.

    13 занятие

    «Душа обязана трудиться…». Поэзия Юлии Друниной.

    Цель: рассказать о поэтессе Друниной, прошедшей санитаркой всю войну и сохранившей о ней память на всю жизнь, воспитывать уважение к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость, на фронтовых дорогах ВОВ.

    Кто говорит, что на войне не страшно,

                                                                                              Тот ничего не знает о войне.

    14 занятие

    Творчество В. Потанина «Приезд к матери».

    Цель: познакомить с творчеством В. Потанина, воспитывать любовь к природе, к семье,  строится на любви, на вере, на свободе, на полном доверии перед лицом Божием, развивать творческие способности учащихся.

    Всякая настоящая семья возникает из любви и даёт человеку счастье. Научить детей любви, родители могут лишь в том случае, если они сами в браке умеют любить.

    15 занятие

    Литературные игры, кроссворды, ребусы.

    Цель: развивать творческие способности учащихся.

    16 занятие

    Резерв.

    17 занятие

    Итоговое занятие.

    Цель: подведение итогов за год, развивать творческие способности учащихся.

    Программа литературного кафе «Бродячий щенок»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Поэтический диспут в кафе "Бродячая собака" (итоговый урок по теме "Серебряный век русской поэзии")

    Урок представляет собой литературно-музыкальную композицию с элементами театрализации....

    Реализация программы «Разговор о правильном питании»: формирование ценностей здоровья и здорового образа жизни на основе изучения литературных источников (литературное кафе)

    Сценарий фрагмента внеклассного занятия, направленного на формирование ЗОЖ. Занятие включает: инсценирование и анализ эпизода пьесы Д.И.Фонвизина, пословицы и поговорки В.И.Даля, способствующие формир...

    Методическая разработка литературного кафе "Бродячая собака", 11 класс

    Музыканты, художники, артисты и прочие творческие деятели любили собираться в таких заведениях, как «Привал Комедиантов» и «Бродячая Собака», которые являлись не просто увеселительными заведениями, а ...

    Открытый урок литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов"

    Театрализованный урок  литературы "Кафе "Бродячая собака". Групповой портрет символистов"  (2 часа) последний в цикле уроков "Серебряный век в русской литературе" ....

    Поэтический диспут «Что такое настоящая поэзия» в кафе «Бродячая собака».

    Инсценировка "Кафе  "Бродячая собака".Подвести итог работы по теме «Серебряный век в русской литературе» в творческой форме;Показать литературно-историческую обстановку начала 20 века, в которой ...

    Своеобразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века. (кафе «Бродячая собака»)

    Конспект учебного занятия по литературе, 11 классТема:«Своеобразие поэзии серебряного века.Новые модернистские течения». Подготовила: Живова М.С.учитель русского языка илитератур...


     

    Комментарии

    Четвернина Ольга Григорьевна

    Литературное кафе для учащихся 9-11 классов.