Главные вкладки

    Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Авторы: С.А. Бунина, Н.П. Сакриева

    Урок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля

    4 класс.

    Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

    Цели:

    - Ученик научиться устанавливать причины побудившие русских первопроходцев отправиться в поход к Амуру и определять значение походов Пояркова и Хабарова.

    - Ученик получит возможность смоделировать путь и показать трудности первопроходцев. 

    Задачи:

    - Создать условия для установления причин побудивших русских первопроходцев отправиться в поход к Амуру и для определения значения походов Пояркова и Хабарова.

    - Создать условия для моделирования пути и определения трудностей походов Первопроходцев.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok-issledovanieo_pervootkryvatelyah_-_novyy.doc136 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторы: С.А. Бунина, Н.П. Сакриева

    Урок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля

    4 класс.

    Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

    Цели: 

    - Ученик научиться устанавливать причины побудившие русских первопроходцев отправиться в поход к Амуру и определять значение походов Пояркова и Хабарова.

    - Ученик получит возможность смоделировать путь и показать трудности первопроходцев.  

    Задачи:

    - Создать условия для установления причин побудивших русских первопроходцев отправиться в поход к Амуру и для определения значения походов Пояркова и Хабарова.

    - Создать условия для моделирования пути и определения трудностей походов Первопроходцев.

    Оборудование: отпечатанные варианты текстов  для каждой группы, словарь С.И.Ожегова, плакат со стихотворением П.С.Комарова,  карта  Хабаровского края.

    ХОД УРОКА

    Этап урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    1. Организационный.

    Приветствие и пожелания успешной работы на уроке

    Могут отметить смайликами настроение, с которым пришли на урок

    2. Проверка домашней работы.

    - Какие же богатства давала природа жителям Амура?

    - Посмотрим выставку ваших рисунков. Группа ребят, составила вот такую большую картину. Давайте послушаем, что они хотели показать своей работой.

    На рисунках детей изображены реки с различными видами рыб, по берегам пасутся табуны коней, скот; огороды, где растут различные растения; цветущие сады с яблонями, грушами и т.д.

    Учащиеся представляют свою работу в виде агитбригады, где отражают цели, задачи и результаты своей работы

    3. Актуализация знаний.

    - Назовите коренные народы, проживавшие на территории Хабаровского края   в X–XVI веках?

    - А в настоящее время, какие народы проживают в нашем крае?

    - Когда, как и почему появились эти народы здесь?

    - Как же, каким путём они могли добраться?

    - Зачем они здесь поселились? Что же их привлекло?


    Ребята, отвечая на вопросы, формулируют противоречие, определяют цели и задачи своей деятельности на уроке. Формулируют тему урока.

    - Тема нашего исследования “Первооткрыватели и первопроходцы земли Амурской. Походы Пояркова и Хабарова”.

    4. Открытие новых знаний

    - Вы высказали разные предположения. Чтобы убедиться, в их правильности мы организуем исследовательские лаборатории. Вы будете учёными исследователями, занимающимися вопросом открытия Амурских земель. Каждая группа будет решать свои задачи, благодаря которым мы соберём краеведческий материал для учеников нашей школы и посмотрим, чья из гипотез выдвинутая вами окажется верной. Результаты своей работы прошу оформить в  виде виртуальной экскурсии в программе Google Планета Земля

     - У каждой группы на столах лежат тексты и задачи, которые надо решить. Прошу начать исследование.


    самостоятельная работа по материалам Приложения и Программы Google Планета Земля (прокладывают путь, отбирают фотографии природного ланшафта)

    7. Отчёт групп о проделанной работе.

    - Начинаем отчёт исследовательских лабораторий.

    - Какой краеведческий материал, вам удалось подобрать?

    - А теперь давайте вернёмся к нашим гипотезам.

    - Так каким же путём пришли отряды землепроходцев на Амурскую землю?

    - Что же их привлекло?

    - Что из ваших исследований вам захотелось передать в краеведческий музей?

    Каждая группа отчитывается согласно своему плану, составленному исходя из задач

    Cоставили карту похода, нашли причину заселения, изучили маршруты отрядов

    8. Рефлексия

    Составление  кластера по теме: «Землепроходцы». 

    - Чем вас удивил урок, что интересного вы узнали?

    - Я вижу, что вы стремитесь узнать историю своего края, любите и гордитесь родной  землёй.  Я очень довольна вашей работой.

    А) Какие? Смелые, отважные, сильные.

    Б) Что сделали? Покорили, открыли, присоединили.

    В) Кто? Землепроходцы – сыны России.

    Г) Определение. Землепроходцы – герои.

    9. Домашнее задание

    На основе полученных знаний и составленных виртуальных экскурсий рассказать о землепроходцах.

    Приложение

    Задачи: (первая группа). 

    1. Дать определение землепроходцы.

    2. Установить, кто был первыми землепроходцами.

    3. Выделить причины побудившие русских отправиться в поход.

    ТЕКСТ (лёгкий вариант)

    Походы Пояркова и Хабарова

    Летом 1643 г. Василий Данилович Поярков с отрядом в 132 человека выступил из Якутска. Поярков быстро спустился по Лене до устья Алдана. Продвигаясь на юг по реке Алдану, землепроходцы, преодолевая большие трудности смогли добраться до устья Учура. По реке Учуру они доплыли до устья его левого притока Гонама. 29 сентября реки замёрзли – наступила зима. Пояркову пришлось разбить лагерь для зимовки. Невзирая на трескучие якутские морозы и глубокие снега, 13 октября Поярков с частью отряда перевалил Становой хребет, вышел к Зее и пошёл по ней на юг. Зимовать остановились в устье её небольшого притока. Весной из-за Станового хребта пришла зимовавшая там часть отряда. На выстроенных судах землепроходцы поплыли вниз по Зее. Через неделю суда Пояркова достигли широкой реки, которая текла на восток. Это был Амур.Только к осени добрались казаки к устью Амура. Здесь они вновь зазимовали. Весной вышли в Охотское море. Через несколько недель плавания пристали к берегу. Отсюда отряд пошёл на запад и летом 1646 года возвратился в Якутск. Одним из первых после Пояркова в 1649 г. на освоение новых земель отправился Ерофей Павлович Хабаров.Весной Хабаров с отрядом добровольцев в количестве 70 человек вышел из Якутска, но добрался до Амура другим более удобным путём. Он поднялся по Лене, затем по Алёкме и Тунгиру вверх, а дальше перевалив на нартах Становой хребет, спустился и вышел к верхнему течению Амура. Его отряд спустился вниз по Амуру чуть дальше города Хабаровска, а затем вернулся в Якутск тем же путём.Участники похода, вернувшись из Приамурья, разнесли весть о новых землях по России. На Амур потянулся русский народ. Главной наградой славным землепроходцам, за все их труды и подвиги является любовь народная. В Амурской области есть село Поярково, станция Ерофей Павлович.


    Задачи: (для второй группы).

    1. Проследить и отметить на карте путь, проделанный отрядом Пояркова.

    2. Отметить трудности, которые встретил отряд Пояркова на своём пути.

    3. Подумать, что мог сказать Поярков по прибытии в Якутск?

    ТЕКСТ

    Походы Пояркова и Хабарова.

    Летом 1643 г. Василий Данилович Поярков с отрядом в 132 человека выступил из Якутска.

    Поярков быстро спустился по Лене до устья Алдана. Продвигаясь на юг по реке Алдану, землепроходцы, преодолевая большие трудности смогли добраться до устья Учура. По реке Учуру они доплыли до устья его левого притока Гонама.

    29 сентября реки замёрзли – наступила зима. Пояркову пришлось разбить лагерь для зимовки. Невзирая на трескучие якутские морозы и глубокие снега, 13 октября Поярков с частью отряда перевалил Становой хребет, вышел к Зее и пошёл по ней на юг.

    Зимовать остановились в устье её небольшого притока. Весной из-за Станового хребта пришла зимовавшая там часть отряда. На выстроенных судах землепроходцы поплыли вниз по Зее.

    Через неделю суда Пояркова достигли широкой реки, которая текла на восток. Это был Амур.

    Только к осени добрались казаки к устью Амура. Здесь они вновь зазимовали. Весной вышли в Охотское море. Через несколько недель плавания пристали к берегу. Отсюда отряд пошёл на запад и летом 1646 года возвратился в Якутск.

    Одним из первых после Пояркова в 1649 г. на освоение новых земель отправился Ерофей Павлович Хабаров.

    Весной Хабаров с отрядом добровольцев в количестве 70 человек вышел из Якутска, но добрался до Амура другим более удобным путём. Он поднялся по Лене, затем по Алёкме и Тунгиру вверх, а дальше перевалив на нартах Становой хребет, спустился и вышел к верхнему течению Амура. Его отряд спустился вниз по Амуру чуть дальше города Хабаровска, а затем вернулся в Якутск тем же путём.

    Участники похода, вернувшись из Приамурья, разнесли весть о новых землях по России. На Амур потянулся русский народ.

    Главной наградой славным землепроходцам, за все их труды и подвиги является любовь народная. В Амурской области есть село Поярково, станция Ерофей Павлович.

            Задачи (третья группа):

    1. Проследить и отметить на карте путь, проделанный отрядом Хабарова.

    2. Составить картину Приамурья, которую увидел Хабаров.

    3. Подготовить выразительное чтение отрывка из рассказа Добровенского “Бронзовый человек”.

    4. Назвать значение этих походов.

    5. Прочитать выразительно отрывок из стихотворения П. Комарова.

    6. Доказать, что потомки не забыли подвиг первопроходцев. Как они увековечили их имена?

    7. Показать на карте село Поярково, станцию Ерофей Павлович.

    ТЕКСТ (усложнённый вариант)

    Походы Пояркова и Хабарова

    15 июля 1643 г. отряд Василия Пояркова покинул Якутск.

    С большими трудностями Поярков добрался до Станового хребта и, перевалив через него вышел на берега Зеи. Отважные землепроходцы проплыли вниз по Зее и летом 1644 г. достигли Амура. На одном из амурских островов казаки соорудили укреплённое зимовьё – первое русское поселение на берегах великой реки. Весной 1645 г. отряд Пояркова вышел по Амуру в Охотское море, а в 1646 году вернулся в Якутск.

    Поход Василия Пояркова на Амур явился началом освоения русскими этой великой реки. После того как ему удалось пройти от истоков до устья Амура и убедиться, что богатые амурские земли никому не принадлежат и что люди, живущие на них, никому не платят ясак, потянулся сюда русский народ. Одним из первых после Пояркова в 1649 г. на освоение новых земель отправился на свои деньги Ерофей Павлович Хабаров.

    Весной Хабаров с отрядом добровольцев в количестве 70 человек вышел из Якутска, но добрался до Амура другим более удобным путём. Он поднялся по Лене, затем по Алёкме и Тунгиру вверх, а дальше перевалив на нартах Становой хребет, спустился и вышел к верхнему течению Амура.

    С выходом на Амур перед упорными землепроходцами развернулась богатая хлеборобная амурская равнина. Чем дальше на юг, всё тучнее по берегам становился чернозём открытых, ровных степей, всё богаче колыхались жатвы, чередуясь с цветущими лугами, где паслись тысячные табуны коней, многочисленный рогатый скот. Большие леса темнели поодаль. Полноводные реки были обильны рыбой. Дома были окружены огородами и садами. Это были селения даурских князей.

    В 1650–1654 годах были основаны русские городки Албазинский, Кумарский, Ачанский и ряд селений. Земли были признаны русскими владениями.

    Великий землепроходец Хабаров остался в памяти народа как один из тех русских людей, кто первым сказал, что “Амур – надежда наша”, что “земля та свободна”. Так поход Хабарова завершился официальным присоединением Приамурья к России. Участники похода, вернувшись из Приамурья, разнесли весть о новых землях по России. На Амур потянулся русский народ. Это были и беглые казаки, и вольные промышленники, и крестьяне. Они-то и начали заселение Приамурья.

    Главной наградой славным землепроходцам, за все их труды и подвиги является любовь народная. В Амурской области есть село Поярково, станция Ерофей Павлович.

    Всех, кто приезжает в Хабаровск, на вокзальной площади встречает монумент богатыря в доспехах и казацкой папахе. Вознесённый на высокий гранитный пьедестал, он словно олицетворяет в себе мужество и величие наших предков. Это Ерофей Павлович Хабаров, именем которого назван город.

    Р. Добровенский “Бронзовый человек”

    Давным-давно они пришли сюда смелые и отчаянные люди, прорубаясь сквозь тайгу…

    Я часто вижу во сне то, о чем думаю днем. Не удивительно, что мне снились иной раз эти люди, бородатые и могучие. И даже представлялось, что я – один из них. Что я так же, как они, охрип от непогод, что кожа моя тоже продубела от морозов, от ветра и лучей солнца, а рука стала твердой, как камень.

    Там, во сне, сохатые и олени видели во мне брата, птицы не боялись клевать крошки из моих рук. За каждым поворотом, лесным перевалом открывались места, которых никто и никогда еще не видел. Но зато, каково же было добираться до этих мест!

    Гнус и лихорадка не давали житья. Голод и дикий зверь по-разбойничьи подстерегали в засаде. Молния огненным пальцем грозила с небес. Болотная топь заманивала, река, разыгравшись, сулила беду и погибель. Запах цветов – и тот одурманивал…

    Землепроходцы пришли босые,
    Топором прорубая путь.
    Не забудь их моя Россия,
    Добрым именем помянуть.

    П.С.Комаров


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированный урок по познанию мира и русскому языку в 4 классе.Тема: "Как создаётся книга". "Сложное предложение. Закрепление".

    План-конспект интегрированного урока по познанию мира и русскому языку в 4 классе с использованием интерактивной технологии и презентация к уроку (слайды)....

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «ШКОЛА 2100») 1 класс Тема урока: «Путешествие Колобка»

    Урок относится к проблемно - развивающему типу. В содержательном плане он знакомит учащихся с профессиональной деятельностью людей. На примере колобка (хлебобулочного изделия) в обратном порядке просл...

    План – конспект урока «Окружающий мир» 1 класс.Тема: "Как открывали новые земли"

    Конспект урока содержит подробное описание каждых этапов урока и примерные ответы учащихся....

    Разработка урока по литературному чтению 2 класс. Тема урока: «Полна богатырями Земля Русская».

    Цели урока:  Сформировать целостное представление о фольклоре как о культурном наследии народа.   Развивать творческие способности детей. Расширять представления детей о былинах, как о...

    Контрольный тест по окружающему миру " Мы живём на планете" 2 класс

    Тест состоит из трёх разделов:"Космические тела", "Пверхность нашей Земли", "Вода на Земле".В каждом разделе ряд заданий с выбором ответов....

    Конспект урока по ИЗО 4 класс Тема урока: Пейзаж родной земли. Характерные черты и красота всех времен года.

    Цель урока: познакомить учащихся с выразительными средствами художественной деятельности для передачи настроения в природе, с разнообразием пейзажных сюжетов; рисовать по памяти, развивать воображение...