Надежда (мои чаяния). Школа будущего.

9 сентября 29 октября
Конкурс эссе «Я — директор школы»

Надежда (мои чаяния). Школа будущего.

Я предлагаю вариант школы медико-реабилитационного характера, которая решит проблему обучения "трудных" подростков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_direktora_kuzmina.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

2. Надежда (мои чаяния). Школа будущего.

   Учитель. Как много связано с этим словом! Тёплые воспоминания о родной школе. Особенно лучистые голубые  глаза и тёплые руки любимого учителя – и веришь, что ты всё сумеешь и сможешь. Ты окрылён. Глаза собственных учеников, которые ждут, что ты выслушаешь их, поймёшь, как им больно, а, может быть, радостно сегодня. Они всё могут простить, кроме равнодушия и предательства. И ты стоически сохраняешь чужие тайны, чтобы соответствовать их положительному мнению о себе. А жизнь? Разве она не самый лучший наш учитель? Многозначность этого слова ещё раз доказывает значимость этой профессии  для каждого отдельного человека, но, к сожалению, в настоящее время не для общества в целом. Учитель, кто он?

     Учитель – это не только и не столько специальность в дипломе, сколько осознанный выбор будущего пути, который ни в коем случае не должен быть навязан семьёй, обществом, судьбой. Лишний человек всегда и везде либо страдает сам, либо причиняет боль окружающим. Выбор не велик. Зачем же идёт человек, окончивший педагогический вуз, в школу? За деньгами? Славой? Властью? По примеру своих родственников? По привычке? Давайте вместе ответим на эти вопросы.

   Вопрос первый: деньги. Никогда и ни в одной стране мира не было и не будет учителей-миллионеров, тем более в России (народная мудрость: С трудов праведных  не наживёшь палат каменных). Не ради корысти идут в школу, да и, переступив порог класса, вряд ли вспоминают о размере своего оклада.

   Вопрос второй: желание славы. Каждый педагог раскрывается в своих учениках, но хвалиться тем, что я хорошо учу, какие у меня знаменитые выпускники, настоящий учитель не станет. Это почётное право его учеников. Важнее другое, потому как представители всех профессий должны делать свою работу грамотно и получать за неё достойную зарплату. Талант же учителя проявляется в том, чтобы раскрыть каждого ученика, а не искать среди них только алмазы, превращая их в бриллианты. Труд педагога схож с ювелирным – тенденция противоположная. Посредственному мастеру доверят лишь самоцветы, талантливому – драгоценные камни. Детей нельзя делить по такому принципу, ибо каждый из них по-своему талантлив, красив, умён. Значит, изо дня в день работать с драгоценностями, не испортив их, напряжённый труд, связанный с огромной ответственностью и терпением. С такой миссией может справиться только человек, влюблённый в своё дело, для которого ученик  не глина для собственного честолюбия, а школа не мастерская, а храм, хотя бы в собственном сердце. Точны и уместны будут тут слова поэта Р.Рождественского: «Всё начинается с любви: и озаренье, и работа…». В них ответ на все вопросы, поставленные нами ранее, ибо только влюблённый человек способен, не уставая и не раздражаясь, сотни раз повторять прописные истины: «Жи-ши пишутся с буквой И», и в 9-ом классе. И как точно подметила моя коллега: «Надо работать так, как позволяет тебе собственная совесть, а не приказы из Гороно». Правда потом добавила: «Во всём нужно находить золотую середину, без фанатизма». Всё просто, без пафоса и рукоплесканий самому себе.

   Учитель  и школа в 21-м веке – понятия неразделимые. А что есть школа? Состояние военных действий между двумя враждующими лагерями детей и их наставников? Это заведение, где получают знания господа ученики? Или исправительное учреждение с культом учителя? И да, и нет. Во все времена школа отражала в себе все перипетии общественной жизни нашего государства. Но и в дореволюционной школьной системе, и в советской, и в постсоветской был и положительный опыт, и негативный. Главнее, какой школа должна стать в 21-м веке.

   Я детства знала, что стану учителем, окрашивая свою мечту о собственной школе в самые радужные цвета. Поработала в реальных, и розовый цвет поблёк, но, к счастью,  не стал серым.

   21-й век – это время школ разных типов: лицеев, гимназий, спецшкол. Но опыт говорит об обратном: многообразие школ необходимо не для развития учащихся, имеющих разные способности и интересы, а для реабилитации учащихся, которые, например, не могут успешно обучаться в больших классах или не могут систематически посещать школу по разным причинам (бытовым, физиологическим, психологическим), наконец, которые уже в 12-13 не хотят учиться совсем.

   Я с детства знала, что стану учителем, окрашивая свою мечту о собственной школе в самые радужные цвета. Поработала в реальных, и розовый цвет поблёк, но к счастью, не стал серым. Мечтала о собственной школе, проект которой был фантастичным; со временем он становился реалистичнее и конкретнее. Тип и задачи моей школы менялись, и вот вылились мои раздумья в следующее.

   Я предлагаю проект школы-интерната медико-социальной реабилитации «Три ступени» имени В.А.Сухомлинского. Её потенциальный контингент – это дети и подростки, стоящие на профилактических учётах. Статистика неутешительна: количество таких детей и подростков постоянно растёт. И вечерняя школа не панацея для реабилитации, в том числе детей, проживающих в социально опасных семьях. Представим ситуацию: у подростка мать ушла в очередной загул, отца нет, бабушка далеко, денег нет, еды нет. Пойдёт ли он на уроки в школу? Ответ очевиден. Что делать? Лишать мать родительских прав? Сирот в нашей стране достаточно. А если соединить два учреждения: реабилитационный центр и сменную школу. В этом союзе есть смысл проекта нового учебного заведения: школа учит и воспитывает, центр даёт возможность учиться и получать воспитание.

   Представим, что у нас есть оборудованное помещение, есть наставники и ученики. Что дальше? В основе жизнедеятельности учреждения должны лежать 5 основных культа:

  1. Культ Родины;
  2. Культ человека;
  3. Культ книги;
  4. Культ родного слова;
  5. Культ труда.

   Для данной категории учащихся наиболее важен пятый пункт: если нет тяги к учёбе, надо приучить их сначала к физическому труду, который формирует у личности терпение, выносливость и т.п. Обязателен труд на пришкольном участке и школьных мастерских, по облагораживанию территории школы. Очень важно, чтобы каждый из обучающихся осознавал себя хозяином школы, а потому по-хозяйски рачительно относился к её имуществу.

   Не менее важным должно быть выполнение следующих принципов:

- свежий воздух;

- подвижные игры, прогулки;

- здоровое питание;

- режим;

- физическое закаливание;

- искоренение неврозов.

   Последний принцип говорит об острой необходимости ставки врача-педиатра. К тому же, больше половины обучающихся данной категории имеют проблемы со здоровьем.

   Но самая важная задача данного типа учебного заведения, кроме традиционной, дать каждому ребёнку кусочек счастья. А оно многогранно. В моих словах нет никакого пафоса, потому как, на самом деле, как мало нужно человеку для счастья:  одному – тёплые ботинки, чтобы не мёрзли ноги; второму – велосипед; третьему – умный совет взрослого; четвёртому – доброе слово и лёгкое касание и т.п. Да, разве, нам, взрослым, не приятно, если мы приходим на работу, где тебе рады, где ты нужен и уважаем. Я счастлива, когда моё присутствие делает жизнь окружающих легче. «Добро всегда возвращается сторицей», - гласит народная мудрость.

   Безусловно, в современных условиях возникает вопрос, где взять денег, когда государство хочет отпустить школу в свободное плавание, в будущем, возможно, на самоокупаемость. Вопрос сложный. Можно привлечь состоятельных людей России или региона, чтобы они вошли в попечительский Совет учебного заведения. Я думаю, что всегда найдутся люди, не равнодушные к чужому горю; к тому же, возможно создание и реализация программы дальнейшего трудоустройства на местных предприятиях талантливой молодёжи. У подростков и молодых людей чаще всего нет никакой перспективы – отсюда и озлобленность, тунеядство, алкоголизм и наркомания. Возможен и другой вариант: создать ученические места для иногородних учащихся с девиантным поведением из состоятельных семей и брать с них плату за проживание и обучение. Наш город находится недалеко от Москвы, и найдутся родители, которые захотят отправить своих отпрысков в подобный пансион на перевоспитание, оторвав их от соблазнов большого города. Безусловно, данный вариант усложнит организацию деятельности учебного заведения, зато получит финансовую независимость и обширные возможности, например, создание сети подобных заведений по всей стране.

   Нельзя забывать, что наше будущее в наших руках сегодня, и, не принимая необходимых решений сегодня, мы можем остаться без него.


© 2013 При поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации