Главные вкладки

    Формирование УУД на различных этапах обучения

    Никитина Наталья Борисовна

    Программа формирования универсальных учебных действий

     обучающихся на ступени начального общего образования

    Пояснительная записка

    За последние десятилетия в обществе произошел кардинальный сдвиг в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания «знаний, умений и навыков» как основных итогах образования, произошел сдвиг к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные реальные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. В зарубежной психологии  такая переориентация нашла отражение в создании новых подходов - деятельностно-ориентированном учении и обучении; учении, ориентированном на решении задач (проблем),учении, ориентированном на процесс, т.е. на осознанное овладение самим процессом учения, входящими в его состав действиями, их последовательностью и связями между понятиями; учении в процессе решения задач, имеющим непосредственную связь с практическими ситуациями из реальной жизни;проектной работе. По сути, происходит переход - от обучения как преподнесения системы знаний к работе (активной деятельности) над заданиями (проблемами) с целью выработки определенных решений;  от освоения отдельных учебных предметов к полидисциплинарному (межпредметному) изучению сложных ситуаций реального жизни;  к  сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию учащихся в выборе содержания и методов обучения. Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться.Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

    Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т. е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

    Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

    Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

    Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

    Потенциал системы Л.В. Занкова  для развития универсальных учебных действий

    Известно, что Л.В. Занков был против того, чтобы рассматривать начальную школу как лишь пропедевтический этап в обучении школьников. Он настаивал на том, что начальные классы – это особый самоценный этап в жизни ребенка, в котором закладываются основы не только учения в средних и старших классах, но и всей последующей деятельности человека. Эта же мысль выражена в новых образовательных стандартах следующими словами: «Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат».

    В  Стандарте принципиально новым являются Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, в частности, к личностным иметапредметным, включающим освоение обучающимися универсальных учебных действий.

    Рассматривая возможности учебно-методического комплекта системы Л.В. Занкова относительно развития УУД, можно утверждать, что  у ребенкаодновременноформируются и совершенствуются все группы УУД. Чтобы раскрыть это утверждение, необходимо принять как аксиому то, что цель обучения -  развитие личности ребенка.Это означает, в первую очередь, его осознанное отношение к процессу познания на каждом этапе. Именно мотивирование, формирование положительного отношения к учению, способность к самооценке и т.п. составляют группу личностных УУД.

    Поскольку в системе Л.В. Занкова ребенок является субъектом процесса, то он учится принимать и сохранять учебную задачу, самостоятельно планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать оценку учителя и т.п., то есть развивает  регулятивные УУД. Заметим еще раз, что без участия части названных действий невозможно осуществлять процесс учения на сознательном уровне. Выполнять же действия по образцу можно без большей части перечисленных операций.

          Целью действующего ребенка является узнавание, открытие, освоение, поэтому он выполняет целый комплекс  познавательных УУД: работает с информацией, осуществляет анализ, синтез, устанавливает причинно-следственные связи, высказывается в устной и письменной форме, использует общие приемы решения задач и т.п.

      Для решения учебных задач ребенку и для работы в зоне его ближайшего развития   учителю необходимо, чтобы у учеников на уроке были созданы условия для продуктивной коммуникации как  между учениками, так и между учениками и учителем.  Из этого следует, что часть выше названных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации. То есть в процессе учения они будут контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. Это значит, что будут развиваться и  коммуникативные УУД.

    Таким образом, УМК системы Л.В. Занкова обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.

     

       Цель программы формирования УУД :обеспечить  регулирование  различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

    Задачи программы:

          1.Установить ценностные ориентиры начального образования;

          2.Определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

          3.Выявить в содержании предметных линий  универсальные учебные действия  и  определить условия формирования  в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.   

          Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

       Теоретико-методологической основой разработки программы является культурно-исторический деятельностный подход, разрабатываемый в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др., раскрывающий основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирования картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся.

    Программа  формирования универсальных учебных действий содержит:

    I.       Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования.

    II.    Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

    III.Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК "Система Л.В Занкова"; внеурочной деятельностью обучающихся.

    IV.                       Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.

    V.            Планируемые результаты сформированности УУД.

    VI.                        Описание преемственности программы по ступеням общего образовании.

    VII.                    Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК "Перспективная начальная школа", "Планета Знаний", "Система Л.В Занкова".

       Программа формирования универсальных учебных действий является основой разработки рабочих программ отдельных учебных предметов.Представим разделы программы в соответствии с УМК "Система Л.В Занкова".

     

    I.       Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования.

    ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержанияобразования на ступени начального общего образования  следующим образом:

    1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

               -  чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

               - осознание ответственности человека за благосостояние общества;

              -  восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

              - отказ от деления на «своих» и «чужих»;

              - уважение истории и культуры каждого народа.

    2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

              - доброжелательность, доверие и  внимание к людям,

             - готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

             - уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и  принимать решения с учетом позиций всех участников; 

    3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

           - принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

           - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие

    этических чувств  - стыда, вины, совести  - как регуляторов морального поведения;

          - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

    4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

         - развитие широких познавательных интересов, инициативы  и любознательности, мотивов познания и творчества;

         - формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

    5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

          -  формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

          - готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию; критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

         - готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

         - целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

         - готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

         - умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности  личности и общества в пределах своих возможностей.    

     В концепции УМК "Система Л.В Занкова" ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы. 

         Это человек:

    ØЛюбознательный,  интересующийся, активно познающий мир

    ØВладеющий основами умения учиться.

    ØЛюбящий родной край и свою страну.

    ØУважающий и принимающий ценности семьи и общества

    ØГотовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

    ØДоброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение.

    ØВыполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

     

    II.   Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

    В ФГОС начального общего образования  содержится  характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

    1.     Личностные универсальные учебные действия действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

        • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

        • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

       • нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.

    1.     Регулятивные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

    Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

          • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

          • смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросы:  какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;

         • нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.

    2.     Познавательные универсальные учебные действиявключают: общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы, знаково-символические действия (в том числе моделирование, преобразование модели).

    Общеучебные  универсальные действия:

         • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

         • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

         • структурирование знаний;

         • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

         • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

         • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

         • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

        • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

    Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково -_символические действия:

         • моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

        • преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Логические универсальные действия:

       • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

       • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

       • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

       • подведение под понятие, выведение следствий;

       • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

       • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

    • доказательство;

       • выдвижение гипотез и их обоснование.

    Постановка и решение проблемы:

       • формулирование проблемы;

       • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

     

    Коммуникативные универсальные учебныедействия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников  и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся:

    ·        планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  постановка вопросов,

    ·        разрешение конфликтов, управление поведением партнёра,

    ·        умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли,

    ·         владение монологической и диалогической формами речи.

     

        Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

    Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребёнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе.

     

    Характеристика  результатов формирования УУД на разных этапах обучения по УМК

    "Перспективная начальная школа", "Планета Знаний", "Система Л.В Занкова".

     

    УУД

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Результат

     

    Личностные:

     

    самоопределение

     

    смыслообра-зование

     

    нравственно-

    этическая ориентация

     

    Ценить и принимать ценности

    «добро», «терпение»,

    «родина»,«природа», «семья».

     

    Ценить и принимать ценности «мир» «настоящий друг».

     

    Ценить и принимать ценности «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

    Ценить и принимать ценности «народ», «национальность»

     

     

     

     

    Адекватная школьная мотивация.

     

    Мотивация достижения.

     

    Развитие основ гражданской идентичности.

     

    Рефлексивная адекватная самооценка

    Уважение к  своей семье,

    родственникам, любовь к родителям.

     

    Уважение к своему народу,

    к своей родине. 

    Уважение к своему народу,

    к другим народам, терпимость

    к обычаям и традициям других народов.

    Уважение  к своему народу,

     к другим народам, принятие ценностей других народов.

    Освоение  роли  ученика;

    формирование интереса к учению.

     

    Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

     

    Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

     

    выбор дальнейшего образовательного маршрута.

     

    Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

     

    Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм

    Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения нравственных и этических ценностей.

     

    Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев художественных текстов с точки зрения  ценностей гражданина России.

    УУД

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Результат

    Регулятивные:

     

     

    целеполагание

     

    планирование

     

    прогнозиро-вание

     

    контроль

     

    коррекция

     

    оценка

     

    саморегуляция

     

    Организовывать свое рабочее место под руководством учителя

    Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

    Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

     

    Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

    Самостоятельно определять важность или  необходимость выполнения различных задания в учебном  процессе и жизненных ситуациях.

     

    Самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

     

       

     

     

     Овладение  всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу,

     

    планировать ее реализацию,

     

    контролировать и оценивать свои действия,

     

    вносить соответствующие коррективы в их выполнение

     

    Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной  деятельности,  в жизненных ситуациях под руководством учителя.

     

     Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

    Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

     

    Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

    Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

    Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

     

    Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

    Использовать в работе простейшие  инструменты и более сложные приборы (циркуль).

    Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

    Использовать  при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

     

    Соотносить выполненное задание  с образцом, предложенным учителем.

     

    Определять правильность выполненного задания  на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

    Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

     

    Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

     

    Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

     

     

     

     

    Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении

    Оценка своего задания по  параметрам, заранее представленным.

     

     

     

     

     

    УУД

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Результат

    Познавательные:

     

    общеучебные

     

    логические

     

    постановка и

    решение        проблемы

     

    Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

     

    Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

    планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

     

    планировать свою работу по изучению незнакомого материала. 

     

     

    Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,  таблицы, схемы,  экспонаты, модели иллюстрации  и др.)

     

    использовать знаково-символические средства,

     

     овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

     

    Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

    Отвечать на простые  и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

     

    Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

    Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков

    Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

    Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

    Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её,  представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

     Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

    Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план

    Составлять сложный план текста.

     

    Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

     

    Определять,  в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  выполнения задания.

     

     

     

    Находить необходимую информацию,  как в учебнике, так и в  словарях в учебнике.

     

    Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель иллюстрация и др.)

    Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

     

    Наблюдать и делать самостоятельные   простые выводы

    Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

    Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию,

     

    УУД

    1 класс

    2 класс

    3 класс

    4 класс

    Результат

    Коммуникативные:

     

    -планирование сотрудничества

     

    -постановка вопросов

     

    -разрешение конфликтов

     

    -управление поведением

     

    -умение выражать свои мысли

    Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

     

    Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

    Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

     

    Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

     

    Способность учитывать позицию собеседника,

     

    организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками,

     

    адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи

     

     

    Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

     

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

    Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

    Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

    Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

    Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

    Слушать и понимать речь других. Участвовать  в паре.

    Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

    Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

     

     

    Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

    Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. 

     

     

    Критично относиться к своему мнению Понимать точку зрения другого

     

    Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого

     

     

    Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

    Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть  последствия коллективных решений.

     

     

    III.                      Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

    (на основе образовательных ресурсов УМК  «Система Л.В. Занкова»)

       1. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология», «Иностранный язык», «Изобразительное искусство», «Физическая культура» в отношении  ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

       Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

    Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов  определяется   следующими утверждениями:

    ·        УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить  взаимосвязанные и взаимообуславливающие  виды действий:

       коммуникативные – обеспечивающие социальную компетентность,

       познавательные – общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

       личностные – определяющие мотивационную ориентацию,

      регулятивные –  обеспечивающие организацию собственной  деятельности.

    ·        Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность.

    ·        Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании  и организации  образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

    ·         Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах. 

    ·        Способы учета уровня их сформированности -   в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

    ·        Педагогическое сопровождение этого процесса  осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»),  который является  процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

    ·        Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

    Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

     

    Предмет

    УУД

    личностные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    Русский язык

    жизненное самоопределение, знакомство  с историей и культурой нашей страны, воспитание  любви и уважения к Родине.

    Осознание языка как основного средства человеческого общения;

    преобразование письменной и устной речи; умение строить монологическую речь,  участвовать в диалоге.

     

    принимать и сохранять учебную задачу, действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя и товарищей.

     

    осуществлять поиск нужной информации в учебнике, пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос.

     

    Математика

    имение использовать знания в учении и повседневной жизни для исследования математической сущности предмета

    умение использовать различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения)

    применение умений для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач.

    освоение знаний о числах и величинах, арифметических действиях, текстовых задачах, геометрических фигурах

    Литературное чтение

    Смыслообразование  через прослеживание «судьбы героя» и ориентацию учащегося в системе личностных смысловзнакомство с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями. Осознание значимости чтения для своего дальнейшего обучения.

    Эмоциональная отзывчивость на прочитанное, высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. Читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное

     

    умение самостоятельно выбирать интересующую литературу,устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

     

    Умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде, выделять

    особенности разных жанров художественных произведений.

     

     

    Окружающий мир

     

     

     

     

     

    осознание себя членом общества и государства. Чувство любви к своей стране, природе

     

     

     

    способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, самостоятельности и ответственности за свои поступки в мире природы и социуме.

    умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдение нормы информационной избирательности, этики и этикета.

     

    усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности.

     

     Технология

    развитие интереса к технике, миру профессий. Формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации

     

    развитие коммуникативной компетентности на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

     

    освоение универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальной жизни. Формирование внутреннего плана действий на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

    формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека

     

     

    Английский язык

    Осознание языка как основного средства человеческого общения.

    Формирование толерантности

    умение строить монологическую речь,  участвовать в диалоге на иностранном языке.

    действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, адекватно воспринимать оценки учителя и товарищей.

    пользоваться знаками, символами, схемами, выделять главное, находить ответ на поставленный вопрос

    Изобразительное искусство

    способность к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства.

     

    усвоение системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

    использование элементарных умений, навыков и способов художественной деятельности.

     

    освоение первичных знаний  о мире пластических искусств: изобразительном, прикладном, архитектуре и дизайне.

    Физическая культура

    осознание необходимости применения навыков здорового и безопасного образа жизни

     

    усвоение системы норм и правил межличностного общения

    освоение первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры.

     

    овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

    Основы мировых религиозных культур и светской этики

    способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

    усвоение системы норм и правил межличностного общения

     

    использование норм светской и религиозной морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе.

     

    первоначальные представления о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России

    музыка

    умение воспринимать и выражать своё отношение к музыкальному произведению

    использование музыкальных образов при создании композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

    освоение первоначальных умений саморегуляции средствами музыки.

    первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, её роли в духовно-нравственном развитии человека.

    2. Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Оценивание результатов сформированности УУД  через внеурочную деятельность осуществляется с помощью создания портфолио, творческих отчетов, наблюдения, анкетирования.

     

    направления

    формы

     

    УУД

    личностные

    коммуникативные

    регулятивные

    познавательные

    Спортивно-оздоровительное

    -занятия в спортивных секциях

    -соревнования

    -тренинги

    -совместные мероприятия с родителями

    Сохранение и укрепление здоровья, улучшения физического развития обучающихся

    усвоение системы норм и правил межличностного общения

    Приобщение к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

     

     

    Формирование навыков здорового образа жизни

    Научно-познавательное

    -конференции

    -олимпиады

    -исследования

    -проектная деятельность

    -проведение опытов

    -наблюдения

    Приобретение школьником  социальных знанийФормирование ценностного отношения к социальной реальности

    усвоение системы норм и правил межличностного общения

    умение взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в деятельностиготовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей

    формирование научной картины мира как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека

    Патриотическое

    индивидуальные беседы

    -встречи

    -просмотр фильмов

    -чтение литературных произведений

    -экскурсии

    Формирование  высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей

    усвоение системы норм и правил межличностного общения

    Получение опыта самостоятельного социального действия, воспитание толерантности

    Первоначальные сведения о патриотизме,

    любви к Родине

    Художественно-эстетическое

     

    -праздники

    -выставки

    -спектакли

    -концерты

    -работа в творческих группах

    Формирование ценностного отношения к социальной реальности

     

    усвоение системы норм и правил межличностного общения

    Приобретение социальных знанийПолучение опыта самостоятельного социального действия

    первоначальные представления о светской этике, изобразительном искусстве

    Общественно-полезная деятельность

    -труд по самообслуживанию

    -продуктивная деятельность

    -изготовление наглядных пособий, подарков

    Приобретение школьником  социальных знаний.

     

    усвоение системы норм и правил межличностного общения

    Получение опыта самостоятельного социального действия

    Приобретение новых знаний в ходе индивидуальной работы и совместной деятельности

     

    IV.Критерии оценивания сформированности универсальных учебных действий.

    Критериями оценки сформированности УУД у учащихся выступают:

    ·        соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

    ·        соответствие свойств  универсальных действий заранее   заданным требованиям.

     

    Критерии оценивания осуществляются на основе наблюдения, собеседования, анкетирования с помощью методики параметров предложенных  П.Я.  Гальпериным (2002)

    Личностные  УУД

    Личностные:

    Критерии сформированности

    Самоопределение

     

    - положительное отношение к школе;

    - чувство необходимости учения,

    -  предпочтение уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа;

    - адекватное  содержательное представление о школе;

    -  предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

     -  предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки  дошкольным способам поощрения (сладости, подарки)

    Самооценка

     

    - широта диапазона оценок

    - обобщенность категорий оценок

    - представленность в Я- концепции социальной роли ученика;

    - адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика;

    - осознание  своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»; 

    - осознание необходимости самосовершенствования на основе сравнения «Я» и хороший ученик;

    - способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении,  связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием

    Смыслообразование

    - сформированность познавательных мотивов – интерес к новому;

    - интерес к способу решения и общему способу действия;

    - сформированность социальных мотивов

    – стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу

    - сформированность учебных мотивов

    - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

    - установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

     

    Нравственно-этическая ориентация

    Ориентировка на моральную норму (справедливого распределения,  взаимопомощи,  правдивости) через  взаимопомощь после уроков

    Ребенок понимает, что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое

    Учет ребенком объективных последствий нарушения нормы

    Учет мотивов субъекта при нарушении нормы

    Учет чувств и эмоций субъекта при нарушении норма

    Принятие решения на основе соотнесения нескольких моральных норм

    Адекватность оценки действий субъекта с точки зрения, Уровень развития моральных суждений

     

     

     

     

     

    Для определения сформированности  регулятивных УУД  (целеполагание, планирование,  прогнозирование,  контроль,  коррекция,  оценка,  саморегуляция)

     

    Критерии сформированности

     

    классы

    1-необходимый уровень

    2-необходимый

    (для 1 кл.- повышенный)

    3- 4 –необходимый

    (для 2кл.- повышенный)

    Определять и формулировать цель деятельности

    Составлять план действий по решению проблемы (задачи)

     

    Учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.

    Проговаривать последовательность действий на уроке.

    Учиться высказывать своё предположение (версию)

     

     

     

    Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

    Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

    Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

    Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

     

    Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

    Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

    Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.

    Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем

    Осуществлять действия по реализации плана

     

    Учиться работать по предложенному плану с помощью учителя.

     

     

    Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты)

    Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

    Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его

     

    Учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса  на уроке.

    Учиться отличать верно выполненное задание от неверного

     

     

    Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

     

     

    В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

    Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации

    Повышенный уровень

    3-4 класса

     

    (для 5–6 класса – это необходимый уровень)

    1.Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.Составлять план выполнения проекта совместно с учителем

    2.Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ)

    3. В диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

    В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатам

         

    Уровни сформированности целеполагания.

     

    Уровни

    Показатели сформированности

    Поведенческие индикаторы с сформированности

    1. Отсутствие цели

     

     

     

    Предъявляемое требование осознается лишь частично. Включаясь в работу, быстро отвлекается или ведет себя хаотично. Может принимать лишь простейшие цели (не предполагающие промежуточные цели-требования)

     

    Плохо различает учебные задачи разного типа; отсутствует реакция на новизну задачи, не может выделить промежуточные цели,  нуждается в пооперационном контроле со стоны учителя, не может ответить на вопросы о том, что он собирается делать или сделал

    2. Принятие практической задачи

     

     

    Принимает и выполняет только практические задачи (но не теоретические), в теоретических задачах не ориентируется

     

     

    Осознает, что надо делать в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

     

    3. Переопределение познавательной задачи в практическую

     

    Принимает и выполняет только практические задачи, в теоретических задачах не ориентируется

    Осознает, что надо делать и сделал в процессе решения практической задачи; в отношении теоретических задач не может осуществлять целенаправленных действий

    4. Принятие познавательной цели

    Принятая познавательная цель сохраняется при  выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи

    Охотно осуществляет решение познавательной задачи, не изменяя ее (не подменяя практической задачей и не выходя за ее требования), четко может дать отчет о своих действиях после принятого решения

    5. Переопределение практической задачи в теоретическую

    Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную                                                                                           цель и строит действие в соответствии с ней

    новую практическую задачу объясняет отсутствие адекватных способов; четко осознает свою цель и структуру найденного способа

    6. Самостоятельная постановка учебных целей

    Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы

    Выдвигает содержательные гипотезы, учебная деятельность приобретает форму активного исследования способов  действия

     

     

    Уровни развития контроля.

    Уровни

    Показатели сформированности

    Дополнительный диагностический признак

    1. Отсутствие контроля

    Ученик не контролирует учебные действия, не замечает допущенных ошибок.

    Ученик не умеет обнаружить и исправить ошибку даже по просьбе учителя, некритично относится к исправленным ошибкам в своих работах и не замечает ошибок других учеников

    2. Контроль на уровне непроизвольного внимания

    Контроль носит случайный непроизвольный характер, заметив ошибку, ученик не может обосновать своих действий

    Действуя неосознанно, предугадывает правиль-ное направление действия; сделанные ошибки исправляет неуверенно, в малозна-комых действиях ошибки допускает чаще, чем в знакомых

    3. Потенциальный контроль на уровне произвольного внимания

    Ученик осознает  правило контроля, но одновременное выполнение учебных действий и контроля затруднено; ошибки ученик исправляет и объясняет

    В процессе решения задачи контроль затруднен, после решения ученик может найти и исправить ошибки, в многократно повторенных действиях ошибок не допускает

    4. Актуальный контроль на уровне произвольного внимания

    В процессе выполнения действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует ее в процессе решения задач, почти не допуская ошибок

    Ошибки исправляет самостоятельно, контролирует процесс решения задачи другими учениками, при решении новой задачи не может скорректировать правило контроля новым условиям

    5. Потенциальный рефлексивный контроль

    Решая новую задачу ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает неадекватность способа и пытается ввести коррективы.

    Задачи, соответствующие усвоенному способу выполняются безошибочно. Без помощи учителя не может обнаружить несоответствие усвоенного способа действия новым условиям

    6. Актуальный рефлексивный контроль

    Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствие усвоенного способа действия и условий задачи и вносит коррективы

    Контролирует соответствие выполняемых действий способу, при изменении условий вносит коррективы в способ действия до начала решения

     

     

     

     

     

     

     

     

    Уровни развития оценки.

    Уровни

    Показатели

    Поведенческие индикаторы

    1. Отсутствие оценки

    Ученик не умеет, не пытается и не испытывает потребности в оценке своих действий – ни самостоятельной, ни по просьбе учителя

    Всецело полагается на отметку учителя, воспринимает ее некритически (даже в случае явного занижения), не воспринимает аргументацию оценки; не может оценить свои силы относительно решения поставленной задачи

    2. Адекватная ретроспективная оценка

    Умеет самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия

    Критически относится к отметкам учителя; не может оценить своих возможностей перед решением новой задачи и не пытается этого делать; может оценить действия других учеников

    3. Неадекватная прогностическая оценка

    Приступая к решению новой задачи, пытается оценить свои возможности относительно ее решения, однако при этом учитывает лишь факт того,  знает ли он ее или нет, а не возможность изменения известных ему способов действия

    Свободно и аргументировано оценивает уже решенные им задачи, пытается оценивать свои возможности в решении новых задач, часто допускает ошибки, учитывает лишь внешние признаки задачи, а не ее структуру, не может этого сделать до решения задачи

    4. Потенциально адекватная прогностическая оценка

    Приступая к решению новой задачи, может с помощью учителя оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных ему способов действий

     Может с помощью учителя обосновать свою возможность или невозможность решить стоящую перед ним задачу, опираясь на анализ известных ему способов действия; делает  это неуверенно, с трудом

    5. Актуально адекватная прогностическая оценка

    Приступая к решению новой задачи, может самостоятельно оценить свои возможности в ее решении, учитывая изменения известных способов действия.

    Самостоятельно обосновывает еще до решения задачи свои силы, исходя из четкого осознания усвоенных способов и их вариаций, а также границ их применения

     

    Определение сформированности  коммуникативных УУД

     

    уровень развития  общения

    Критерии оценивания

    потребность в общении со взрослыми и сверстниками

    согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности Речевые действия, служащие средством  коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению отображаемого содержания

    владение определенными вербальными и невербальными средствами общения

     

    понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности, умение договариваться,  находить общее решение

    эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества

    ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий

    ориентация на партнера по общению

    понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору, способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов, способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет

    умение слушать собеседника

     

    учет разных мнений и умение обосновать собственное, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания, умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности

    На ступени начального образования должны быть сформированы следующие общеучебные познавательные универсальные учебные действия

     

    Критерии сформированности

     

    классы

    1-необходимый уровень

    2-необходимый

                      (для 1 кл.- повышенный)

    3- 4 –необходимый

                         (для 2кл.- повышенный)

    Извлекать информацию.

    Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

    Делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания.

    Добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами

    Отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

    Ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

    Находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

    Понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

    Понимать, в каких источниках  можно  найти  необходимую информацию для  решения учебной задачи.

    Находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях

    Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

    Отбирать необходимые для решения учебной задачи  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

    Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)

     

    Перерабатывать информацию  для получения необходимого результата,  в том числе и для создания нового продукта

     

     

     

     

    Делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.

    Сравнивать и группировать предметы.

    Находить закономерности в расположении фигур по значению одного признака.

    Называть последовательность простых знакомых действий, находить пропущенное действие в знакомой последовательности

     

     

    Сравнивать и группировать предметы по нескольким основаниям.

    Находить закономерности в расположении фигур по значению двух и более признаков.

    Приводить примеры последовательности действий в быту, в сказках.

    Отличать высказывания от других предложений, приводить примеры высказываний, определять истинные и ложные высказывания.

    Наблюдать и делать самостоятельные  выводы

    Сравнивать и  группировать факты и явления.

    Относить объекты к известным понятиям.

    Определять составные части объектов, а также состав этих составных частей.

    Определять причины явлений, событий. Делать выводы на основе обобщения   знаний.

    Решать задачи по аналогии. Строить аналогичные закономерности.

    Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме

    Преобразовывать информацию из одной формы в другую  и выбирать наиболее удобную для себя  форму

     

    Подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему

     

     

    Составлять простой план небольшого текста-повествования

     

     

    Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ

     

     

     

    Повышенный уровень

         3–4 класса

    (для 5–6 класса –  это необхо-димый уровень)

     

     

    1.Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей  из нескольких шагов.

    Самостоятельно  отбирать для решения  предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.

    Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет)

    2.Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

    Записывать выводы в виде правил «если …, то …»; по заданной ситуации составлять короткие цепочки правил «если …, то …».

    Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

    Использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством  учителя-консультанта

    3.Представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с помощью ИКТ.

    Составлять сложный план текста.

    Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

     

    Сформированность логических действий  отслеживается через  различные  формы контроля. Одним из важных познавательных УУД является умение  решать  задачи.

    Компоненты и критерии оценки общего приема решения задач

    Компоненты приема

    Содержание компонентов приема

    Критерии оценки сформированности приема

    Анализ текста задачи

    выделение и осмысление:

    - отдельных слов, терминов, понятий, как житейских, так и математических,

    - грамматических конструкций («если…то», «после того, как…» и т.д.),

    - количественных характеристик объекта, задаваемых словами «каждого», «какого-нибудь» и т.д.

    восстановление предметной ситуации, описанной в задаче, путем переформулирования, упрощенного пересказа текста с выделением только существенной для решения задачи информации;

    выделение обобщенного смысла задачи – о чем говорится в задаче, указание на объект и величину, которая должна быть найдена (стоимость, объем, площадь, количество и т.д.).

    - умение заменять термины их определениями;

    -умение выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных (понятия, процессы, явления).

    анализ условия и требования задачи.

    выделение:

    а) объектов (предметов, процессов):

    - рассмотрение объектов с точки зрения целого и частей,

    - рассмотрение количества объектов и их частей;

    б) величин, характеризующих каждый объект;

    в) характеристик величин:

    - однородные, разнородные,

    - числовые значения (данные),

    - известные и неизвестные данные,

    - изменения данных: изменяются (указание логического порядка всех изменений), не изменяются,

    - отношения между известными данными величин.

    - выделение неизвестных количественных характеристик величин объекта(ов).

     

    Умение логически рассуждать.

     Умение выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

    Умение выделять обобщенные схемы типов отношения и действий между единицами.

    Умение создавать структуры взаимосвязей смысловых единиц текста (выбор и организация элементов информации).

    Умение выделять формальную структуру задачи.

    Умение мыслить свернутыми структурами

    Перевод текста на язык математики с помощью вербальных и невербальных средств

    1. Выбрать вид графической модели, адекватной выделенным смысловым единицам;

    2. Выбрать знаково-символические средства для построения модели;

    3. Последовательно перевести каждую смысловую единицу и структуру их отношений в целом на знаково-символический язык.

    1. Умение выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки).

    2. Умение выражать структуру задачи разными средствами.

    III. Установление отношений между данными и вопросом

    Установление отношений между:

    - данными условия,

    - данными требования (вопроса),

    - данными условия и требованиями задачи.

     

    IV. План решения

    - определить способ решения задачи;

    - выделить содержание способа решения;

    - определить последовательность действий.

     

    V. Осуществление плана решения

    - выполнение действий;

    - запись решения задачи.

    Запись решения задачи может осуществляться в виде последовательных конкретных действий (с пояснениями и без) и в виде выражения (развернутого или сокращенного).

    Умение выполнять операции со знаками и символами, которыми были обозначены элементы задачи и отношения между ними.

    VI. Проверка и оценка решения задачи

    1.Составление и решение задачи, обратной данной;

    2.Установление рациональности способа:

    выделение всех способов решения задачи,

    сопоставление этих способов по количеству действий, по сложности вычислений,

    выбор наиболее оптимального способа.

    1. Умение составлять задачу, обратную данной, и на основании ее решения сделать вывод о правильности решения исходной задачи.

    2. Умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения.

    3. Умение проводить анализ способов решения с точки зрения их рациональности и экономичности.

    4. Умение выбирать обобщенные стратегии решения задачи.

    Важным элементом знаково-символических действий является моделирование.

    Компоненты и критерии оценки сформированности действия моделирования.

    Компоненты приема

    Содержание компонентов

    Критерии оценки сформированности действий

    I. Предварительный анализ текста задачи

    1.Семантический анализ текста:

    а) отдельных слов, терминов;

    б) понимание текста;

    в) выделение всех смысловых единиц текста;

    г) выделение основных единиц текста;

    д) выделение отношения между основными единицами текста.

    Понимание текста:

    умение перефразировать текст;

    умение переформулировать текст;

    умение ставить вопросы к тексту.

    Умение выделять основные смысловые единицы текста.

    Умение устанавливать отношения между основными единицами текста.

    II. Перевод текста на знаково-символический язык

    1. Обозначить символом (знаком) каждую основную единицу текста.

    2. Построить модель отношений между основными единицами текста, используя выбранные символы.

    Практическое умение использовать принципы кодирования: абстрактность, лаконичность, обобщение, унификация, выделение элементов, несущих основную смысловую нагрузку, автономность, структурность, последовательность представления элементов.

    III. Построение модели:

    структуры текста;

    логической схемы анализа.

    Обозначить знаками (символами) последовательно каждую  единицу текста.

    Изобразить знаками (символами) логику анализа текста.

    1) Умение строить схемы, графы, таблицы конкретных ситуаций, описанных в тексте (число объектов, их характеристики, тип взаимодействия, особенностей отношений в ситуации совместного или изолированного действия).

    2) Умение выбирать способ представления объектов ситуации и связей между ними.

    IV. Работа с моделью

    1. Выводить новое знание из построенной модели через:

    - соотнесение различных частей структуры модели;

    - достраивание модели на основе логического анализа текста;

    - видоизменение (преобразование) модели.

    1) Умение воссоздавать тексты и ситуации по модели (готовой или самостоятельно построенной).

    V. Соотнесение результатов, полученных на модели, с заданным текстом

    1. Установление соответствия модели структуре текста и составляющим ее объектам.

     

     

     

     

     

    1) Умение составлять задачу, обратную заданной.

    2) Умение построить модель обратной задачи.

    3) Умение соотносить тексты и модели и выделять их различия в соответствии с изменениями текста.

     

     

    V. Планируемые результаты сформированности УУД.

     

       Формирование некоторых  личностных результатов средствами учебных предметов в УМК «Система Л.В. Занкова».

       В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников  «Система Л.В.Занкова» направлены на достижение следующих личностных результатов освоения основной образовательной программы:

    1) Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценности многонационального российского общества, гуманистические и демократические ценностные ориентации.

    2) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

    3) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

    Для достижения указанных личностных результатов в систему учебников «Система Л.В. Занкова» с 1 по 4 класс введены соответствующие разделы и темы, разнообразные по форме и содержанию тексты, упражнения, задания, задачи.

    В курсе «Окружающий мир»  — это темы «Природа России», «Страницы истории Отечества», «Родной край — часть большой страны», «Современная Россия», «Жизнь города и села», «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Россия на карте».

     В 1 классе дети знакомятся с государственными символами России (гербом и флагом), а во 2 классе на уроках музыки разучивают Гимн России, и продолжают знакомство с государственной символикой государства.

     Учащиеся выполняют учебные проекты «Родной город», «Города России»,  «Кто нас защищает» (знакомство с Вооруженными Силами России,  Государственной службой пожарной охраны, МЧС России) и др.

    В курсе «Литературное чтение» —  это разделы: «Устное народное творчество», «Летописи, былины, жития», «Родина», «Люблю природу русскую», «Поэтическая тетрадь», «Природа и мы», «Из русской классической  литературы», «Литература зарубежных стран» и др., а также тексты и задания о нашей многонациональной стране, о традициях и обычаях ее народов и народов мира, о многообразии природы и необходимости бережного к ней отношения. Система таких заданий позволяет учащимся осознавать себя гражданами страны, формировать общечеловеческую идентичность.

    В курсе «Русский язык»  представлены разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания о Родине, о защитниках российской Земли, о сохранении мира в своей стране и во всём мире. Через тексты дети знакомятся с национальными ценностями нашего отечества, памятниками старины и их создателями,   русскими умельцами, руками которых созданы Царь-пушка и Царь-колокол,  церковь Покрова на Нерли и др., узнают о великом достоянии нашего народа — русском языке. В этой связи даны тексты И.Д. Тургенева, А.И. Куприна, А.Н.Толстого, Д.С.Лихачёва, М.М. Пришвина,  И. С. Соколова-Микитова, К.Г. Паустовского и др., поэтические строки  А.С.Пушкина, И.А. Бунина, М.Ю. Лермонтова, Н.М. Рубцова, Н.И. Сладкова, С.Я.Маршака и др., убеждающие учащихся в красоте, образности, богатстве  русского языка. Ученики составляют тексты, рассказы о своей малой родине — крае, городе, селе, об их достопримечательностях, природных и культурно-исторических особенностях.

    В курсе «Математика»— в  сюжетах текстовых задач (например, в 3 и 4 кл.) представлены сведения из исторического прошлого нашей страны — о продолжительности Великой Отечественной войны и о победе в ней, о школьном музее боевой славы и о помощи ветеранам, о возрасте Российского флота, о современных достижениях России в области космонавтики; об отраслях промышленности, о богатом культурном наследии страны (например, о годах жизни А.С. Пушкина, о собрании сочинений Л.Н. Толстого, о посещении музеев, художественных галерей и др.).

    В курсе «Музыка»произведения отечественного музыкального искусства рассматриваются в контексте мировой художественной культуры, широко используется принцип диалога культур. Он предполагает знакомство учащихся с народной и профессиональной музыкой различных национальностей на основе ее сопоставления и выявления общности жизненного содержания, нравственно-эстетической проблематики, различия стилей, музыкального языка, творческого почерка представителей разных эпох и культур.

    В курсе «Изобразительное искусство»достижение указанных результатов осуществляется благодаря содержанию конкретных  заданий и сквозному принципу построения обучающего материала, в основе которого идея «от родного порога — в мир большой культуры».

    В курсе иностранного языка (английского)   с  этой целью  предлагаются тексты и диалоги о культуре  России  и аналогичные тексты о культуре и истории изучаемых стран.

    Начиная со 2 класса содержание текстов, заданий и упражнений направлены на развитие идеи диалога культур России и изучаемых стран. Учащимся предлагаются увлекательные материалы об этих странах и их столицах: Мадриде, Париже, Берлине, Вашингтоне; о России и её столице Москве, об испанских, французских, немецких, английских , американских, русских музеях, о праздниках, традициях и обычаях нашей страны и изучаемых стран.

    В курсе «Основы религиозных культур и светской этики»для реализации указанных личностных результатов каждый учебник содержит общие для всех 6 модулей уроки: урок 1 «Россия — наша Родина» и урок 30 «Любовь и уважение к Отчеству». Тема Родины, России, любви и уважения к Отчеству, единства разнообразных культурных и духовных традиций народов нашей страны лежит в начале учебной программы каждого предмета и ею же завершается. Также и в содержании каждого учебника эта тема системно представлена иллюстративным материалом, отражающим особенности российских культурных и религиозных традиций, учебным содержанием, которое раскрывается на материале отечественной истории. Кроме того, в основе содержания всех модулей лежат концептуальные понятия «мы — российский народ», «мы разные и мы вместе». Содержание религиозных и светских традиций в каждом учебнике раскрыто как содержание традиций российских народов. Таким образом, у обучающихся складывается целостный образ культурно-исторического мира России.

         В соответствии с требованиями ФГОС структура и содержание системы учебников «Система Л.В. Занкова» направлены на достижение  следующих метапредметных результатов освоения основной образовательной программы:

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

             В учебниках русского языка, математики, окружающего мира, литературного чтения (1-4кл.) в разделах сформулированы основные цели и задачи учебной деятельности, что позволяет учащимся узнать, чему конкретно они будут учиться, изучая данный раздел. В начале каждого урока представлены цели и задачи учебной деятельности на данном уроке. Это помогает ученикам  видеть перспективу работы по теме и соотносить конкретные цели каждого урока с конечным результатом ее изучения.

    Постановка учебной задачи, как правило, показывает детям недостаточность имеющихся у них знаний, побуждает их к поиску новых знаний и способов действий, которые они «открывают» в результате применения и использования уже известных способов действий и имеющихся знаний.  При такой системе построения материала учебников постепенно формируются  умения  сначала  понимать и принимать    познавательную  цель,  сохранять  её  при  выполнении   учебных   действий, а  затем  и  самостоятельно  формулировать    учебную    задачу,   выстраивать план действия для её последующего решения.
             Способность принимать и сохранять задачи учебной деятельности, находить средства ее реализации развивается через систему заданий, предусмотренных в материале каждого урока. Урок, тема, раздел завершаются заданиями  рубрики «Проверь себя», содержание которых способствует организации контрольно-оценочной деятельности, формированию рефлексивной позиции школьника, его волевой саморегуляции. Такая дидактическая структура: общая цель — ее конкретизация в начале каждого урока (или раздела) — реализация поставленных задач в содержании урока (раздела) — творческие проверочные задания способствуют формированию регулятивных УУД младшего школьника.

             Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

     

     Формирование и освоение  указанных способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера,  направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках УМК « Перспективная начальная школа», Система Л.В. Занкова», «Планета Знаний » в каждой  теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

    В курсе «Русский язык»одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт».  Проводя исследование, дети, например,  узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом,  овладевают новыми знаниями.

     Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников УМК«Перспективная начальная школа», «Система Л.В. Занкова», «Планета Знаний ».

    В курсе «Математика»освоение  указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классовсерии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

    продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

    провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

    провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

    В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

    С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

     

     Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

     

    VI.Описание преемственности программы по ступеням общего образовании.

     

    Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая)  готовности учащихся к обучению на следующей ступени.  Стартовая диагностика определяет  основные проблемы, характерные для большинства обучающихся,  и в соответствии с особенностями  ступени обучения  на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

    Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

    - принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования,  в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

    - четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

    - целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД  в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

    Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы  становится  ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

       В  Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе основной школе» представлены    УУД,   результаты развития УУД, их значение для обучения.

     

    УУД

    Результаты развития УУД

    Значение для обучения

    Личностные:

    Адекватная школьная мотивация.

    Мотивация достижения.

    Развитие основ гражданской идентичности.

    Рефлексивная адекватная самооценка

    Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся  границ «знания и незнания». Достаточно высокая  самоэффективность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

    Регулятивные:

     

     

    Функционально-структурная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания,  памяти, воображения.

    Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

    Познавательные:

    - общеучебные

    -логические

    -постановка и

    решение проблемы

     

    Умение воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты,использовать знаково-символические средства, овладение действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

    Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

    Коммуникативные:

     

     

    умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

     

    Осознанность и критичность учебных действий.

     

    Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

    Педагогические ориентиры:  Развитие личности.

    В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников

    будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

     

    Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация

    В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и

    оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

     

    Педагогические ориентиры: Исследовательская культура

    В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

    Педагогические ориентиры: Культура общения

    В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

    «Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.»

    Учитель   знает:

    − важность формирования универсальных учебных действий школьников;

    −  сущность и виды универсальных умений,

    -  педагогические приемы и способы их формирования .

    Учитель   умеет:

    -  отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД

    -  использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

    -  привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД

     

    VIII.               Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии

      "Системы Л.В Занкова".

     

      Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Система Л.В. Занкова»  конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

    1.      Структура задачи.

    Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД   (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение-анализ-синтез-оценка.  В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.

    2. Требования к задачам. Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

       - составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

       - сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение обладание соответствующих  УУД;

       - избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего  развития»;

      - многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий  подход к решению; выбор необходимой стратегии;

      - «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий.

     

    Личностные

    Познавательные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    -участие в проектах;

    -подведение итогов урока;

    -творческие задания;

    -зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;

    -мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;

    -самооценка события, происшествия;

    -дневники достижений;

     

    -«найди отличия» (можно задать их количество);

    -«на что похоже?»;

    -поиск лишнего;

    -«лабиринты»;

    -упорядочивание;

    -«цепочки»;

    -хитроумные решения;

    -составление схем-опор;

    -работас разного вида таблицами;

    -составление и распознавание диаграмм;

    -работа со словарями;

     

    -«преднамеренные ошибки»;

    -поиск информации в предложенных источниках;

    -взаимоконтроль

    -взаимныйдиктант

    -диспут

    -заучивание материала наизусть в классе

    -«ищу ошибки»

    -КОНОП(контрольный опрос на определенную проблему

    -составь задание партнеру;

    -отзыв на работу товарища;

    -групповая работа по составлению кроссворда;

    - «отгадай, о ком говорим» 

    -«подготовь рассказ...»,

    -«опиши устно...»,

    -«объясни...»  

     

     

         Приведём примеры типовых задач по формированию универсальных учебных действий.

        Рефлексивная самооценка учебной деятельности.

    Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.

    Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.

    Возраст: ступень начальной школы

    Форма (ситуация оценивания): фронтальный письменный опрос.

    Ситуация оценивания: учащимся предлается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:

    Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»?  Назови  качества хорошего ученика.

    А можно ли тебя назвать хорошим учеником?

    Чем ты отличаешься  от хорошего ученика?

    Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?

    Показатели и уровни рефлексивной самооценки:

    -   адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)

    Уровни:

    1 – называет только 1 сферу школьной жизни,

    2 – называет 2 сферы,

    3 – называет более 2 сфер.

    - адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»

    Уровни:

    1 -  называет только успеваемость,

    2 -  называет успеваемость + поведение,

    3 – дает характеристику по нескольким сферам

    - адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»: 

    1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость  самоизменения и саморазвития.

    МОУ СОШ № 3 Игрышенская

     

    Комментарии

    Уважаемая Наталья Борисовна. Ваш материал "о формировании УУД на различных этапах обучения " будет интересен нашим коллегам. Четкость, определенность, значимость- вот характерные черты ваших материалов. Я благодарна Вам и признательна, что Вы не обходите своим вниманием нашу группу. Удачи вам, дорогая, творческих успехов. Надеюсь на дальнейшее сотрудничество с Вами.

    Серьезная работа! Обязательно обращу внимание своих коллег! как вы считаете: универсальные учебные действия и метапредметные умения - как далеки они друг от друга?

    Очень интересо.Особенно для тех, кто разрабатывал или разрабатывает у себя в школах программы.А так же полезно для анализа и самоанализа уроков.Обязательно посоветую своим коллегам просмотреть Вашу работу.Большое спасибо!

    Тимошина Ольга Михайловна

    Незаменимый материал для самообразования учителей, работающих по ФГОС НОО.Большое спасибо
    Шакирова Светлана Александровна

    Спасибо за столь актуальный материал!!!

    Очень полезный и актуальный материал. Огромное спасибо за вашу работу!

    Спасибо, очень полезный материал.

    Очень вовремя открыла нужную страницу. УУД, то, что сейчас нам нужно для работы.Спасибо!
    Гургурова Светлана Леонидовна

    Спасибо большое. Актуально и грамотно изложено. Успехов Вам.