Главные вкладки

    "С чего начинается Родина"
    классный час (4 класс) по теме

    Супрун Татьяна Валерьевна

    Классный час способствует воспитанию у детей чувства патриотизма,гордости за историю своей страны и за ее героический народ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon klassnyi_chas_s_chego_nachinaetsya_rodina.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Звучит песня «С чего начинается Родина».

         

    1.       Куда ни посмотришь – родные,

          Открытые сердцу края.

          Я весь пред тобою, Россия,

          Судьба моя, совесть моя.

          Не ты ли меня окружила

          Простором лугов и полей,

          Не ты ли меня подружили

          С задумчивой музой моей!

          За песни, которым впервые

          Внимают родные края,

          Я весь пред тобою, Россия,

          Судьба моя, совесть моя!

                               Н. Рыленков.

    1.                    «Что такое «Родина»? Заурядное сочетание звуков или огромная держава с ее великой историей? Место, где ты родился и рос, или просто пятно на карте?»

    Вот что говорил выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский по этому поводу: «Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что на вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать, защищает и бережет нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».

    1. «Родина – это огромное, родное, дышащее существо, подобное человеку…» - как бы развивая мысль Ушинского, писал русский поэт А. Блок. А сколько литературных произведений посвятили Родине наши соотечественники! Через года доносятся до нас их голоса.

    Твои поля, овраги, степи, горы,

    Небес твоих синеющий шатер,

    И звезд твоих мерцающие взоры,

    И в звездных искрах твой пытливый взор –

    Как это с детства душу волновало

    Пленительной тревожной красотой, -

    И вдруг опять так больно близко стало

    При ярком звуке Родины святой.

                                А. Чижевский.

    1. Любовь к Родине… У каждого человека это чувство подобно большой реке. Но у каждой реки есть исток – маленький ручеек, с которого все начинается. Память людей связана  с местом, где прошло их детство. Это могучая сила – память! Она влечет домой птиц из далеких стран. Она согревает сердце и делает человека счастливым. Или несчастным – если он потерял Родину.

    Звучит песня «Под крышей дома моего».

    1.       Что значит: Родина моя?

          Ты спросишь. Я отвечу:

          Сначала тропочкой земля

          Бежит тебе навстречу.

     Потом тебя поманит сад

     Душистой веткой каждой.

     Потом увидишь стройный ряд

     Домов многоэтажных.

     Потом пшеничные поля

     От края и до края.

     Все это Родина твоя,

     Земля твоя родная.

     Чем старше станешь и сильней,

     Тем больше пред тобой

     Она заманчивых путей

      Доверчиво раскроет.

                    Н. Полякова.

         

    1. Родина подобно огромному дереву, на котором мне счесть листьев. И все наши добрые дела прибавляют ему силы. Но всякое дерево имеет свои корни, связывающие его с землей. Они питают дерево Корни это наша история, то, чем мы жили вчера. Это наши деды и прадеды, чьи дела помогают жить нам. Народ, не имеющий своих глубинных корней, - бедный народ.

     

    1. Родина – это тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие над домом. Это мой город или деревня. Это имена замечательных людей. Это и мой отец-водитель, и твой отец-строитель. Это ты и я с нашими чувствами, с нашими радостями и заботами.

    1. Шли женщины,

          И на плечах – лопаты:

          Окопы рыть под городом Москвой.

          Страна смотрела на меня с плаката,

          Седая, с непокрытой головой.

          Она звала меня глазами строгими,

          Сжав крепко губы, чтоб не закричать.

          И мне казалось, что похожа Родина

          На тетю Дашу из квартиры пять.

          На тетю Дашу,

          Рядом с нами жившую,

          Двух сыновей на запад проводившую,

          Да на нее, вдову красноармейскую,

          Усталую, упрямую и резкую.

          А я хотел участвовать в десантах,

          Кричать в эфир: «Тюльпан!»

          Я – Резеда!

    1. Мне шел тогда едва второй десяток,

          Меня на фронт не брали поезда.

          И я смотрел с серьезностью недетской

          В ее лицо с морщинками у губ

          И лишь на двойки отвечал немецкий,

          Чтоб выразить презрение к врагу

          Она звала меня глазами строгими,

          Сжав губы крепко, чтоб не закричать.

          И мне казалось, что похожа Родина

          На тетю Дашу из квартиры пять.

                                     Е. Храмов.

    1. Война стала испытанием для всех людей. Для нас Великая Отечественная война – история. Ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история наших родных и близких.

             

          У каждого из нас была

          Своя семья, своя забота,

          Своя привычная работа

          И мир привычного тепла.

          Наш сад был вишнями богат,

          Был чистым добрый летний вечер…

                                     В. Полторацкий.

    1.        Казалось, было холодно цветам,

          И от росы они слегка поблекли.

          Зарю, что шла по травам и кустам, обшарили немецкие бинокли.

          Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

          И пограничник протянул им руки.

          А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

          Влезали в танки, закрывали люки.

          Такою все дышало тишиной,

          Что вся земля ее спала, казалось.

          Кто знал, что между миром и войной

          Всего каких-то пять минут осталось!

                                   С. Щипачев.

    1.  В воскресенье 22 июня 1941 года утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась невиданная доселе война. И встала страна огромная на смертный бой. Повзрослели мальчишки и девчонки. Многие со школьной скамьи ушли на фронт. Они сдавали экзамен на аттестат зрелости с винтовкой в руках.

    Звучит Песня «Священная война».

    1. В свои семнадцать лет

    Я встал в солдатский строй.

    У всех шинелей серый цвет,

    У всех – один покрой.

    У всех товарищей – солдат

    И в роте, и в полку –

    Противогаз, да автомат,

    Да фляга на боку…

    Я думал, что не устою,

    Что не перенесу,

    Что  затеряюсь я в строю,

    Как дерево в лесу,

    Льют бесконечные дожди,

    И вся земля – в грязи.

    А ты, солдат, вставай, иди,

    На животе ползи…

                              С. Наровчатов.

    1.       Я проходил, скрипя зубами, мимо

          Сожженных сел, казненных городов,

          По горестной, по русской, по родимой,

          Завещанной от дедов и отцов.

          Запомнил над деревнями пламя,

          И ветер, разносивший жаркий прах,

          И девушек, библейскими гвоздями

          Распятых на райкомовских дверях.

          И воронье кружилось без боязни,

          И коршун рвал добычу на глазах,

          И метил все бесчинства и все казни

          Паучий извивающийся знак.

                        С. Наровчатов.

    1. Путь к победе был долгим и трудным…

    Без малого четыре года

    Гремела грозная война.

    И снова русская природа

    Живого трепета полна.

    Там, где мы брали кровью, с бою,

    Противотанковые рвы,

    Цветы, обрызганы росою,

    Встают, касаясь, из травы.

    Где ночь от ярких молний слепла,

    Кипела в заводях вода, -

    Из камня, щебня и из пепла

    Встают родные города.

    И вот дорогою обратной,

    Непокоряемый вовек,

    Идет, свершивши подвиг ратный,

    Великий  русский человек.

    Он сделал все. Он тих и скромен,

    Он мир от черной смерти спас.

    И мир от черной смерти спас.

    И мир, прекрасен и огромен,

    Его приветствует сейчас.

                      М. Дудин.

    1. Наши сверстники шли по дорогам войны вместе со своими отцами. Зоя Космодемьянская, Лиза Чайкина… Их имена будут вечно служить примером преданности Родине. Но героев были не единицы! 3,5 миллиона юношей и девушек за годы войны были награждены орденами и медалями, 7 тысяч удостоены звания Героя Советского Союза!

    Не забывай

    Кровавые закаты,

    Когда в руинах был родимый край,

    И как на землю падали солдаты

    Убитыми…

    Живой, не забывай!

                    М. Михалков.

    1. В дни, когда судьба наших дедов определялась словами «Родина или смерть»,  Константин Симонов написал строки, которые нельзя слушать без волнения даже сейчас.

           Касаясь трех великих океанов,

    Она лежит, раскинув города,

    Покрыта сеткою меридианов,

    Непобедима, широка, горда.

    Но в час, когда последняя граната

    Уже занесена в твоей руке

    И в краткий миг припомнить разом надо

    Все, что у нас осталось вдалеке,

    Ты вспоминаешь не страну большую,

    Какую ты изъездил и узнал,

    Ты вспоминаешь родину – такую,

    Какой ее ты в детстве увидал.

    18.     Клочок земли, припавший к трем березам,

    Далекую дорогу за леском,

    Речонку со скрипучим перевозом,

    Песчаный берег с низким ивняком.

    Вот где нам посчастливилось родиться,

    Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли

    Ту горсть земли, которая годится,

    Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

    Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,

    Да можно голодать и холодать,

    Идти на смерть… Но эти три березы

    При жизни никому нельзя отдать.

                          К. Симонов.

    1.           «Россия…Какое красивое слово! И роса, и сила, и синее что-то»… Так писал о России Сергей Есенин. А еще говорят: «Родниковый край», «Ромашковая Русь»…

    Березку милую, родную издавна считали символом России и Родины. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы. Удивительна судьба русской березки.. В мирное время на – радость, подруга-советчица, а в годы войны – символ чистоты, братства и верности.

    Звучит песня «Белая береза».

           Ты тоже родился в России –

    Краю полевом и лесном.

    У нас в каждой песне – березка,

    Береза – под каждым окном.

    На каждой весенней поляне

    Их белый живой хоровод.

    Но есть в Волгограде березка:

    Увидишь – и сердце замрет.

    Ее привезли из далека

    В края, где шумят ковыли.

    Как трудно она привыкала

    К огню волгоградской земли,

    Как долго она тосковала

    О светлых лесах на Руси, -

    Лежат под березкой ребята –

    Об этом у них расспроси…

    1.        Трава под березкой не смята –

                Никто из земли не вставал.

    Но как это нужно солдату,

    Чтоб кто-то над ним горевал,

    И плакал - светло, как невеста,

    И помнил – навеки, как мать!

    Т ы тоже родился солдатом –

    Тебе ли того не понять..

    Т ы тоже родился в России –

    Березовом, милом краю.

    Но, где ты не встретишь березу,

    Ты вспомнишь березу мою.

    Ее молчаливые ветки,

    Ее терпеливую грудью

    Растет в Волгограде березка!

    Попробуй ее позабудь.

                  М. Агашина.

    21.                             Русская природа трогает и волнует многих из нас. У писателя Константина Паустовского   есть такие прекрасные слова: И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы!».              

    22.                Любовь к родиной природе – один из вернейших признаков любви к Родине. Давайте будем бережно относиться к нашей Родине, защищать ее, чтобы после нас люди могли с гордостью сказать: «Это моя Родина, моя Россия».

    1. Храни огонь родного очага

    И не позарься на костры чужие -

    Таким законом наши предки жили.

    Храни огонь родного очага!

    Лелей лоскут отеческой земли,

    Как ни болотист, как ни каменист он,

    Не потянись за черноземом чистым,

    Что для тебя другие обрели.

    Лелей лоскут отеческой земли!

    И если враг задумает отнять

    Твоим трудом взлелеянное поле,

    Не по страничке, что учили в школе,

    Ты будешь знать, за что тебе стоять!

                        О. Фокина.

    1. Все в зелени.

    Ручей бежит во рву.

    И день последний наступает в мае.

    Я падаю в высокую траву,

    Как будто бы

    Россию обнимаю.

    Пью запах леса,

    Словно молоко.

    И из земли в меня –

    Такая сила,

    Что даже от России далеко

    Во мне останется Россия.

    1. Меня, наверно, удивит Париж.

    Заставит   Рим склониться.

    В лесах российских –

    Благодать и тишь,

    Трава медовая от капелек искрится.

    Вернусь сюда.

    Приеду я домой.

    Остановлюсь у двух берез знакомых.

    Запахнет земляникой и рекой,

    И я в России –

    Это значит дома.

    Лесных цветов себе букет нарву,

    Вдохну их удивительную силу

    И упаду в высокую траву,

    Как будто обниму Россию!

                        В. Дорожкина.

    1. Россия-мать,

                       Святой и зримый,

                       Да будет жребий твой велик,

    Но сохрани неповторимый,

    Твой материнский  светлый лик.

                      С. Наровчатов.

    Цель мероприятия: воспитывать у детей чувство патриотизма, гордости

                                               за историю своей страны и за ее героический народ.

    План.

    1. Приветствие ветеранов В. О. войны Мордина И. Н. и Копейкиной Т. И.

          Вступительное слово классного руководителя.

    1. Литературная композиция.

    Выступление учеников.

    1. Выступление Ивана Нефедовича.

    1. Выступление Татьяны Ивановны.

    1. Вопросы детей ветеранам.

    1. Поздравление ветеранов с днем Победы.

     Вручение цветов, открыток, подарков.

    1. Концертная программа в актовом зале.

    Оформление: стенд «С днем Победы!».

     

    Анализ мероприятия.

    Проведению данного мероприятия предшествовала серьезная подготовительная работа. В классе был заранее оформлен стенд «С днем Победы!». На нем помимо познавательной информации размещались детские рисунки. Сценарий классного часа был составлен с учетом предложений детей. Подбор стихотворений, песен происходил коллективно. Перед открытым классным часом прошли репетиции. Несмотря на важность мероприятия, ряд учеников (Инчин П., Миронов Г., Головастиков Н.) не сразу подготовили свои стихотворения. Но детей, которые быстро прониклись идеей праздника, оказалось больше. Белова О, Любавшина О, Мельник Р, Андреенкова Т. на первой же репетиции исполнили свои стихотворения так, что у других ребят захватило дух. Глядя на них, остальные тоже подтянулись. В целом класс подошел ответственно к проведению данного мероприятия. С ветеранами заранее были обговорены день и время праздника.

    6 марта 26 учеников в белой парадной форме притихли в ожидании встречи. И вот в сопровождении мальчишек ветераны переступили порог класса. Глядя на пожилых людей с орденами и медалями, дети сразу же почувствовали торжественность и ответственность момента. Поприветствовав ветеранов, классный руководитель открыл праздник. Следует заметить, что если на репетициях и были какие-то недочеты и недоработки, то тут дети выложились по полной программе. Они читали стихотворения тах, что у ветеранов наворачивались на глазах слезы, а песни военных лет пели все вместе. Ветераны Мордин Иван Нефедович и Копейкина Татьяна Ивановна от души похвалили детей за исполнение литературной композиции и перешли к рассказам о своей жизни в годы Великой Отечественной войны. Надо отметить, что несмотря на свою нетерпеливость и неусидчивость в процессе учебной деятельности, здесь дети с большим вниманием слушали ветеранов, а по окончанию задали им множество вопросов. Это еще раз говорит о том, что детям было интересно, и эта встреча запомнится им надолго. В конце праздника дети поздравили ветеранов с днем Победы, вручили им цветы и подарки, а ветераны в свою очередь выступили перед детьми с напутствующим словом.

    Считаю, что данное мероприятие удалось, довольны остались все: и взрослые и дети. Подобные мероприятия в жизни ребят необходимы, так как они воспитывают у детей чувство патриотизма, гордости за свою страну, ее славную историю и ее героический народ.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Кружок "С чего начинается Родина!. 1 класс

    Патриотическое воспитание должно начинаться с осознания окружающего мира того места, где проходит жизнь маленького человека в данный момент. Надо впитать гордость за значимость человека в этом мире. М...

    Письменный мини-опрос № 2 Окружающий мир 3 класс, часть II "Моё Отечество" Система "Школа 2100" Тема: "С чего начинается Родина?"

    Мини-опрос по теме: "С чего начинается Родина?". Окружающий мир, учебник, частьII "Моё Отечество" Система "Школа 2100" 3 класс  Вопросы сформулированы так, чтобы дети могли быстро, с минимальной ...

    Вводная презентация "С чего начинается Родина..."

    Данная презентация знакомит учащихся с проектом "С чего начинается Родина" и помогает выявить уровень знаний учащихся по теме проекта....

    С чего начинается Родина?

    Внеклассное мероприятие "Вечер поэзии"...

    С чего начинается Родина?

    Рабочая программа по направлению социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста...

    Урок изобразительного искусства на тему: "С чего начинается Родина?"

    Урок ИЗО для учащихся 2 класса на тему "С чего начинается Родина".  Данный урок может использоваться учителями, работающими по разным программам. На уроке осуществляется контроль степени усв...

    " С чего начинается Родина..."

    Занятие по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для первых классов, работающих по развивающей системе Л.В.Занкова....