Главные вкладки

    Мои публикации


    Предварительный просмотр:

    Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Реализация идей «Новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями/ Под. Ред. Н.Н. Яковлевой , Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с. (259-262)

    Здоровье — это состояние полного физического,

     душевного и социального благополучия,

     а не только отсутствие болезней и

     физических недостатков.

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДЫ

    В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

    Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

    Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов  оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом.

    На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под  музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые  являются наиболее целесообразными и эффективными: арома-, музыко-, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального состояния детей.

    АРОМАТЕРАПИЯ

     Ароматерапия — лечение с помощью эфирных масел разных растений.

    ЦЕЛИ: нормализовать мышечный тонус, улучшать психоэмоциональное состояние, повышать работоспособность, настроение, уверенность в себе.

    Аэрофитотерапия основана на использовании в искусственных условиях природных  концентраций летучих компонентов эфирных масел.

    Аэрофитотерапия может применяться в сочетании с лечебной гимнастикой, дыхательными упражнениями, мышечной релаксацией, массажем мышц грудной клетки. При этом повышается влияние летучих биологически активных веществ на организм за счет активации мышечной деятельности и функции дыхательной системы.

    МУЗЫКОТЕРАПИЯ (бессловесное внушение какого-либо настроения)

    ЦЕЛИ: гармонизировать развитие личности человека через развитие способностей,

    саморазвитие, самопознание; создавать положительный эмоциональный фон реабилитации; стимулировать двигательные функции; развивать и корректировать сенсорные процессы  и сенсорные способности; развивать дыхательный и артикуляционный аппарат; растормаживать речевую функцию.

     Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.  

    На логопедических занятиях мы используем следующие приёмы музыкотерапии:

    - прослушивание музыкальных произведений;

    - ритмические движения, динамические паузы под музыку;

    - проведение гимнастики для глаз под музыкальное сопровождение;

    - сочетание музыкотерапиии с работой по развитию мелкой моторики.

    - пропевание  чистоговорок под музыкальное сопровождение;

    ХРОМОТЕРАПИЯ  

    Хромотерапия — наука, изучающая свойства света и цвета.

    ЦЕЛИ: нормализовать мышечный тонус, нейтрализовать негативное состояние.

     Терапевтические возможности цвета были подтверждены результатами научных исследований. Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

    Было замечено, что хромотерапия на индивидуальных коррекционных занятиях благотворно действует на нервную систему. Так, в зависимости от состояния ребенка можно создать цветовой фон освещения, выполнять работу, используя определенные цвета.  На логопедических занятиях  эффективно сочетание хромотерапии с технологией «Пластилин», с конструктивной деятельностью.

    СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ

    Развитие мелкой моторики и пальцевого праксиса с помощью массажёров с целью воздействия на рефлекторные точки организма.

    ЦЕЛИ: нормализовать мышечный тонус, развивать мелкую моторику и пальцевый праксис, опосредованно стимулировать речевые области в коре головного мозга.

    Су-джок акупунктура («су» — кисть, «джок» — стопа) последнее достижение восточной медицины. Исследования невропатологов, психиатров и физиологов показали, что морфологическое и функциональное формирование речевых областей коры головного мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов, идущих от пальцев рук. Поэтому наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием, ниткографией в логопедических целях су-джок терапия активизирует развитие речи ребенка.

    Су-джок терапия — это высокая эффективность, безопасность и простота. С помощью массажных шариков, пружинных массажёров, резиновых ковриков, мячей («ёжиков») удобно массировать пальцы рук, ног для благотворного влияния на весь организм.

               В механизме лечебного воздействия на «жизненные зоны» лежат сложные рефлекторные физиологические процессы. Вся поверхность тела человека является рефлексогенной зоной, так же как и все органы чувств. Одни сигналы поступают в область сознания, другие в те области мозга, которые ведают вегетативными функциями организма. Биологически активные зоны регулируют функции внутренних органов, следовательно, имеют прямое отношение к физиологическому состоянию здоровья человека.

    Стимуляция рефлекторных точек массажёрами эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей, стоп (на специальных резиновых ковриках) и пальцев рук заменяет общий  массаж тела, улучшает энергетический баланс, стимулирует или успокаивает (в зависимости от способа воздействия) вегетативную нервную систему, усиливает артериальное кровоснабжение, регулирует  питание тканей, деятельность желез внутренней секреции, снижает нервное и мышечное напряжение, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.

    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ  и  ВОДОТЕРАПИЯ

    - Это мощный ресурс для коррекционно-развивающей и образовательной работы.

    Цель: коррекция психофизического развития.

             С помощью игр на песке и воде решаются самые слож ные коррекционно-развивающие задачи: нормализация мышечного тонуса, развитие и совершенствование мелкой моторики и пальцевого праксиса, коррекция и развитие психических и сенсорно-перцептивных способностей, развитие мышления, активизация развития устной речи.

    В логопедической работе с детьми с нарушениями речи технологии пескотерапии и водотерапии используются на этапах:

    1. Развития диафрагмального дыхания.

    2. Регуляции мышечного тонуса.

    3. Развития артикуляционной  моторики, автоматизации звуков, развития фонематического слуха, развития слоговой структуры слова, языкового анализа и синтеза.

    4. Развития лексико-грамматического строя речи.

    5. Развития связной  речи.

     Логопедические  игры с пес ком и водой на занятиях с деть ми являются достаточ но эффективными. Они вызы вают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы: с движениями, игрой с мячом, ды хательной гимнастикой, хоровым и индивиду альным пением (10—15 мин). На одном индивидуальном ло гопедическом занятии при ис пользовании  песка и воды мож но сочетать  работу как над раз ными сторонами речи ребенка, так и отдельно над  звукопроизношением, грамматикой, связ ной речью и т.д.

    Основная цель коррекционного образовательного процесса – развитие личности путём создания равновесия в самосознании, деятельности и общении ребёнка. Для её достижения следует, прежде всего изменить условия, в которых у него проявились проблемы; обеспечить индивидуально приемлемую среду развития и социализации, адаптировать её применительно к индивидуальным особенностям ребёнка, создать в ней «поле возможностей» развития личности, т.е. среду индивидуального образовательного пространства.

             Здоровьесберегающие технологии объединяют в себе все направления деятельности по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.

    Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить возможность сохранения здоровья ребёнка в период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

    Для достижения положительных результатов на логопедических  занятиях мы используем современные здоровьесберегающие педагогические технологии и дополнительные средства, обеспечивающие здоровьесберегающую направленность педагогического процесса: универсальную рабочую парту  для  детей, аппарат аэроионопрофилактики «Элион – 132 Ш», полифункциональный игровой набор «Радуга», сухой бассейн.  

    Эффективность применения нетрадиционных методов терапии, здоровьесберегающих педагогических технологий во многом зависит от их сочетания с традиционными средствами коррекции. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию.

    Литература

    1. Блаво Р. Исцеление музыкой.- СПб., 2003.

    2. Ощепкова И.Г., Верясова Т.В. Система коррекционной работы по формированию графо-моторпого компонента у детей младшего школьного возраста с дизартрией. - Екатеринбург, 2003.

    3.Зиновьева Н.О., Михайлова Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. - СПб, 2003.

    4. Бабина Е.Г. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе. // Логопед, №1, 2008.

    5. Бычкова М.М., Карташова Г.М. Создание комфортной внутришкольной среды для детей с нарушениями речи. // Логопед., №3, 2008.

    6. Яковлева Н.Н. «Я в мир удивительный этот пришёл…» Материалы научно-практических конференций 2006-2008 – СПб, 2008.



    Предварительный просмотр:

    *Т.В. Коробченко, Ю.Е. Розова. Смирнова В.П.  Здоровьесбережение – залог успешного коррекционно-развивающего обучения. Материалы VI международного конгресса валеологов. Здоровье человека – 6.  Санкт-Петербург, изд-во СПбГМУ, май 2011г.-204 с. (137-139)

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ*

     

    «Детям совершенно так же, как и взрослым,

    хочется быть здоровыми  и сильными, только дети не знают,

    что для этого надо делать. Объясним  им …»

    Януш Корчак.

       Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.

    Для реализации поставленной цели необходима комфортная внутришкольная среда — внутреннее про странство школы, система ее условий, позволяющих сохра нить психофизиологическое здоровье учащихся, способ ствующих их оптимальной включенности в образователь ную деятельность, успешной самореализации и адаптации в обществе.  

    Нестабильные экономические и экологические условия нашей страны  влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями.

    Для оказания помощи таким детям на базе шко лы-интерната № 8 г. Павловска  создан Центр «ДАР».  (Диагностика. Адаптация. Развитие.)

    В основе концепции Центра лежит возможность:

    - ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей;

    - комплексный психолого-медико-педагогический подход к диагностической, коррекционной и реабилитационной работе;

    - вариативный набор разноуровневых и разных по срокам обучения учебных программ для каждого учащегося с учетом его личностных особенностей и резервных возможностей;

    - интеграция учащихся с различным уровнем интеллектуального развития в условиях одного класса и школы для их максимальной адаптации к современным социальным условиям.

    Для реализации поставлен ной цели была создана комп лексная модель   коррекционно-развивающей де ятельности специалистов Центра «ДАР»,  представляющая  собой сеть интегративных связей, включающих диагностический, профилакти ческий и коррекционно-развивающий, здоровьесберегающий аспекты, обеспечива ющие положительную динамику речевого, интеллекту ального и психофизического  разви тия ребенка.

         Комплексный подход педаго гов к   проблеме обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, исполь зование ими в коррекционной работе здоровьесберегающих технологий обеспечивают интег рированные связи между спе циалистами, работающими в Центре.  

    Методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемые специалистами, весьма разнообразны и имеют несколько направлений: лого педическое, психолого-педагогическое, коррекционно-педа- гогическое, физкультурно-оз доровительное, музыкальное, медицинское.

    Логопедическое направле ние коррекционного-развивающего  воздей ствия  является ве дущим. Логопед инициирует проведение медико-педагоги ческих консилиумов,   активизирует обмен информацией, практи ческим опытом.  

    Для достижения положительных результатов в работе логопеды   активно используют современ ные здоровьесберегающие пе дагогические технологии, успешно сочетая традиционные методики обуче ния с новейшими   нетради ционными педагогическими технологиями.  

    Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее.  

    На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под  музыку), кристаллотерапия и др.).

    Многолетний опыт работы логопедов центра «ДАР» показал, что на современном этапе модернизации образования  наиболее целесообразными и эффективными являются следующие методы нетрадиционного воздействия: ароматерапия, музыкотерапия, хромотерапия, су-джок терапия, песочная терапия, водотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса (который, как правило, нарушен при дизартрических расстройствах речи) и улучшение психоэмоционального и соматического  состояния детей.

    В рамках психолого-педагогического направления с целью сохранения психологи ческого здоровья детей проводятся занятия в «Сенсорной комнате» по снятию эмоционального напряжения, развитию коммуникативных возможностей и способностей, снятию агрессивности и тревожности.

    В коррекционно-педагогическом направлении важное место занимают развивающие занятия: интеллектульные и подвижные игры, арттерапия, детский театр. Психокоррекционные занятия дефектологов во взаимодействии с воспитателями способ ствуют  развитию общей и мел кой моторики,  совершенствованию оп тико-пространственных и слу ховых функций, целенаправленному разви тию речи, ее функций, формированию навыков эмоционального и делового общения со сверстниками и взрослыми,  созданию ситуации ус пешности и комфортности.

    Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является основой  физкультурно-оздоровительного направления.

     В Центре «ДАР» работают кабинеты физиотерапии, лечебной физкультуры и восстановительного лечения,  оснащенные оборудованием фирмы «Альма» и тренажорно-информиционной системой  «ТИСА», которые позволяют решать практически все коррекционные задачи.

    Средства лечебной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулом повышения физической активности, удовлетворения естественной потребности ребенка в эмоциях, движении и игре, развития познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармонического развития личности.

    Не менее важным направлением является  музыкально-ритмическая деятельность, способствующая формированию двигательных навыков, воспитанию музыкально-эстетического вкуса.

    Применение системы мето дов педагогики оздоровления, тесное сотрудничество специалистов Центра «ДАР» обеспечивают полноценное развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря комплексному подходу, кол лектив педагогов стал  не только лучше понимать проблемы данной категории учащихся, но и внедрять в практику более действенные и эффективные средства обучения и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.  

    Правильно организованная предметно-развивающая среда способствует личностному, ин теллектуальному и речевому развитию ребенка. Тесное вза имодействие педагогов на ос нове хорошо продуманной и налаженной сети интегриро ванных связей, качественной комплексной диагностики по могает осуществить оптималь ный выбор методов, адекват ных структуре дефекта, возра сту ребенка, чем достигаются высокая эффективность и ста бильность результатов.

    Только комплексное воздей ствие на ребенка может дать успешную динамику    психофизического развития.   В процессе коррекционной работы специалистов Центра «ДАР» возрастает социальная и педагогическая значимость сохранения здоровья детей.  Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию, сохранению и укреплению его здоровья.

    Результаты работы логопедов Центра «ДАР» в 2008 году были представлены на научно-практической конференции «Любить меня таким, какой я есть…» с докладом «Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями», которую проводила Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования.

    В 2009 году опыт работы Центра «ДАР» по здоровьесбережению  представлен на  конкурсе достижений в области образования «Поколение будущего», где логопеды стали победителями в номинации «Реализация инновационного проекта».

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Комплексная модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов Центра «ДАР»

    ВОСПИТАННИК

    РОДИТЕЛИ

    МАЛЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

    МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ

     (ШППМК)

    УЧИТЕЛЬ

    ВОСПИТАТЕЛЬ

    МЕДИЦИНСКИЙ БЛОК

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ РИТМИКИ

    ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ЛФК

    ДЕФЕКТОЛОГ

    ПСИХОЛОГ

    ЛОГОПЕД

    АДМИНИСТРАЦИЯ

    НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ



    Предварительный просмотр:

    *Розова Ю.Е. Коробченко Т.В., Смирнова В.П.,  Предметный конкурс «Умники и умницы» в коррекционной школе  как одна из форм внедрения интеграционных инноваций  в специальном образовании .     Современные тенденции в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Сборник материалов научно-практической конференции/ Под. ред. Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 324 с. (297 -300)

    Предметный конкурс «Умники и умницы»  в коррекционной школе

    как одна из форм внедрения интеграционных инноваций

     в систему специального образования

    Целью образования в коррекционной школе является выявление и развитие способностей каждого ученика на основе личностно - ориентированного подхода в обучении и постепенного перехода к личностнодеятельному, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями средней школы, способной адаптироваться к условиям нестабильного социума.

    Социальная адаптация и реабилитация должна быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный процесс -  не конечная цель, главное – дать учащимся коррекционных школ, имеющим особые образовательные потребности, возможность в дальнейшем получить образование с нормально развивающимися сверстниками.

       Успешное овладение знаниями в начальных классах коррекционной школы невозможно без интереса детей к учёбе.    Одним из средств привития любви и внимания к учебным предметам в нашем учреждении является предметный конкурс «Умники и умницы», который ежегодно весной проводится в рамках ГОУ школы-интерната №8 с 2007 года.  Конкурс  предполагает развитие у школьников с ограниченными возможностями здоровья не только познавательного интереса к предмету, пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, но и помогает определить их уровень знаний педагогам.

       Предметный конкурс является одной из форм учебной деятельности, которая влияет на развитие личностных особенностей учащихся. При этом ученик стремится к самореализации, у него формируются навыки планирования и самоконтроля, ему приходится проявлять интеллектуальную сферу своего развития.

          Цели предметного конкурса «Умники и умницы»:

    1. активизировать учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
    2. способствовать социальной адаптации учащихся коррекционных школ;
    3. дать возможность учащимся, успешно усвоившим программу начальных классов, получить дальнейшее образование в условиях массовой школы.

          Задачи предметного конкурса «Умники и умницы»:

    1. пропаганда научных знаний и развитие у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса к учебной деятельности;
    2. активизация работы кружков, секций и других форм внеклассной и внешкольной работы в коррекционном учреждении;
    3. повысить качество образования у учащихся начальных классов.

       Конкурс проводится по предметам «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир». При разработке материалов предметного конкурса нами  учитывались возрастные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и требования программы по начальному образованию Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

                Согласно программе обучения в начальной школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, подбирались разноуровневые занимательные и нестандартные задания, разнообразные  по форме и характеру вопросов. При этом их тематика и идейная направленность сходны для вариантов всех параллелей 2-4 классов, хотя и построены на разном текстовом и лексическом материале.

              В коррекционных школах  учащихся с ограниченными возможностями здоровья испытывают большие затруднения при изучении программного материала по русскому языку. Воспитание любви к русскому языку – серьёзная и ответственная задача педагогов. Любовь к родному языку воспитывается через пробуждение у школьников интереса к предмету «Русский язык», возникающего как на классных занятиях, так и во внеклассной работе.

    Все задания предметного конкурса подразделяются на 3 типа: задания игровой лингвистики (ребусы); задания, основанные на научных теоретических проблемах русского языка, предполагают демонстрацию глубины знаний предмета; задания из области речевой культуры.  

     Предложенные типы заданий направлены на развитие навыка звукобуквенного и слогового анализа, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, способствуют расширению кругозора, совершенствуют умственные способности младших школьников.

    Предметный конкурс по математике пробуждает у учащихся интерес к предмету, учит их оригинально мыслить, принимать верные решения в сложных жизненных ситуациях.

    Материал для предметного конкурса разделен на три типа заданий: задания занимательной формы; задания геометрического характера; задания, направленные на развитие критического и творческого мыш ления, логического рассуждения.  

    Задания по сложности выстраивались так, что решение первых задач основывались на знаниях программного материала, далее уровень трудно сти постепенно увеличивался. Все задания формулировались четко, с использованием известных школь никам терминов. Они предусматривают возможность применения стандарт ных знаний в нестандартной ситуации. При выполнении таких заданий уче ник может проявить способность к логическому и абстрактному мышлению.  

    Материал предметного конкурса по окружающему миру занимает особое место в си стеме предметных конкурсов. На уроках школьники, главным образом, по лучают общие представления о некоторых закономерностях развития при роды и жизни людей, расширяют свой кругозор, заинтересовываются свя зями природы. Здесь следует отметить, что учебная программа направлена на формирование у учащихся целостного представления о природе во всем ее многообразии. Необходимость проведения предметного конкурса по окружающему миру дикту ется не только желанием детей узнать нечто новое, но и способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке матери ала, развитию речи детей, повышает уровень языкового развития млад ших школьников.

    Задания предметного конкурса строились на основе занимательности, под которой подразумевается качество, способное возбудить у школьников интерес и вызвать стремление к получению новых знаний. Такой вид работы при влекает учеников своей новизной и необычностью.

        Материал предметного конкурса по окружающему миру разбит на 4 типа заданий: задания, основанные на знании программного материала; задания, требующие логического размышления;   задания, направленные на эрудицию и знания, полученные из соб ственных наблюдений и дополнительной литературы; творческие задания, направленные на воспитание бережного отно шения к окружающей среде и здоровью человека.

    Предметный конкурс по окружающему миру служит основой формирования са мостоятельных обобщений и выводов, развивает мышление и наблюда тельность.

      Предметный конкурс по каждому предмету  проводим в два тура: I тур – внутришкольный, II тур – районный.

        Каждый конкурс по предмету по времени не  превышает 40 минут. При проведении предметного конкурса создаём для учащихся комфортную атмосферу, чётко организуем работу. После каждого этапа для участников конкурса проводим совместное чаепитие с целью социальной адаптации учащихся разных школ для налаживания добрых отношений, служит воспитанию толерантности.

       Для удобства материал   конкурса по каждому предмету расположен на отдельном листе формата А4. В каждом туре - по 12-15 заданий. Организаторы раздают детям задания, а учащиеся  пишут в них ответы.   Обязательно предупреждаем участников, что отвечать на вопросы они могут в любом, удобном для них, порядке. После выполнения заданий каждый ученик оценивает свою работу, поставив на одной из ступенек «лесенки успеха» отметку.  

     Задания предметных конкурсов разделены на два вида:  задания, требующие только знания предмета;  задания повышенной трудности, требующие «включить воображение», эрудицию,  сделать нестандартные логические шаги.    Каждое задание  имеет свои критерии оценки.

     Победителями считаем учащихся, набравших наибольшее количество баллов или ответивших на наибольшее количество вопросов.  Подведение итогов проводится в торжественной обстановке. На гала-концерте участники конкурса демонстрируют свои творческие способности.  Победителей и призёров награждаем дипломами и призами. Команда школы, получившая наибольшее количество баллов, получает главный приз конкурса – «Умную сову».

    В течение нескольких лет активное участие в предметном конкурсе «Умники и умницы» приняли  образовательные учреждения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Пушкинского района № 8, № 67, № 68,   коррекционные школы №370, №663, № 561.

    Полученные результаты предметных конкурсов позволяют нам:

    1.  Планировать конкретную работу с конкретными учащими ся по определенной  теме программы.
    2.  Знакомить педагогов  с новыми  технологиями и использовать их для   развития детей, имеющих более высокие интеллектуальные возможности,  на уроках и на коррекционных занятиях.
    3.  Помогать учащимся  ориентироваться в нетрадиционных заданиях и вопросах, на правленных на  привитие интереса к изучаемым предметам и общее раз витие личности.
    4.  Помочь родителям учащихся увидеть перспективы индивидуального раз вития своего    ребенка.



    Предварительный просмотр:

    Ю.Е. Розова, Коробченко Т.В.  Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий. Инновации в коррекции нарушений речи у детей и подростков. Сборник материалов научно-практической конференций с международным участием. - Санкт-Петербург, ЦДК проф. Л.Б. Баряевой,2011г.  - 288 с. (223-226)

    Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий

    Для нашего времени характерно стремительное развитие информационных и компьютерных технологий, которые существенно перестраивают практику повседневной жизни. Сегодня ребенок  живет уже в мире отличном от того, в котором выросли его родители. Современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь.  

     Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые, еще не исследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.  

    Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива,  игровой   среды.

    В функции учителя компьютер представляет:

    1. источник учебной  информации;
    2. наглядное пособие;  
    3. тренажер;
    4. средство диагностики и контроля.

    Компьютерные программы, применяемые в коррекционно-образовательном процессе, являются одним из инструментов обновления и модернизации школьного образования. Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» было указано: «Особое внимание быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное  пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». В связи с этим возможность  комплектации компьютера с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными остями является существенным преимуществом его применения в коррекционно-образовательной сфере.

     Использование ИТ на логопедических занятиях не только позволяет повысить эффективность преподавания, но и более рационально и экономно использовать время и силы учителя.  

    Процесс обучения ребенка с речевой патологией требует длительного времени и отнимает у ребёнка много сил. Со временем у него утрачивается интерес к занятиям с ло гопедом, теряется мотивация говорить «правильно и красиво». Использование  компьютерных средств позволяет значительно повысить мотивационную го товность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. Общение с компьютером вызывает у  детей-логопатов живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность.

    Компьютерные технологии обучения нашли свое применение и при коррекции нарушений устной и письменной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья нашей школы. С этой целью  была создана информационно-практическая  база, включающая разнообразные  компьютерные программы, развивающие и обучающие игры, авторские научные и практические мультимедийные презентации. Например: серия развивающих игр «Искатель», «Приключения Гарфильда» «Незнайкина грамота», «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры).    

     Главным по ложительным результатом применения компьютерных развивающих игр является значи тельное снижение перегрузки и утомляемости детей-логопатов, которые являются посто янными спутниками при обучении по традиционной методике.

    На логопедических занятиях используются авторские презентации. Они направле ны на коррекцию лексико-грамматических нарушений, на совершенствование связной ре чи, на развитие фонематического анализа и синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

        Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей учащегося, темы занятия, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.  

    Авторские презентации можно использовать как на подгрупповых, так и на индиви дуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических воз можностей учащихся с речевыми нарушениями. Авторские презентации реализуют принцип интерактивности обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности.  Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог - компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить в пассивную наблюдательскую.  

      Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда решает следующие задачи:

    Образовательные:

    1. развитие  навыков языкового анализа и синтеза;
    2. уточнение, расширение и активизация словаря по лексическим темам;
    3. развитие грамматического строя речи;
    4. развитие связной речи;
    5. развитие орфографической зоркости.  

    Коррекционные:

    1. развитие индивидуальных способностей детей в творческой речевой деятельности;
    2. развитие психических процессов;
    3. развитие тонкой и общей моторики

      Воспитательные:

    1. воспитание сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательно сти, инициативности, ответственности.

    При создании авторских презентаций учитывался онтогенетический принцип, принцы системности, комплексности, развития, взаимосвязи нарушения речи с другими сто нами психического развития ребенка, учета симптоматики и структуры речевого дефекта, а также общедидактические принципы.

    Были разработаны авторские мультимедийные презентации, способствующие развитию фонетико-фонематических процессов:   «В царстве Снежной королевы», «Приключения Алисы», «В поисках сокровищ», «Играем с Буратино», «Имя существительное», «Исправь ошибки» и др.

    Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал,  предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес. В  этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание, но и   делает его осмысленным и долговременным.

    Одним из преимуществ   компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий  путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды.   В  ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца.

    Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Результаты  деятельности ребенка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образ символов, исключающих субъективную оценку. Ученик видит результаты своей деятельности, что добавляет положительную эмоциональную окраску в такие занятия.  

     Хочется отметить, что в логопедической работе  решение учебных и коррекционных задач с помощью различных компьютерных технологии выстраивается в систему общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностями и коррекционно-образовательными потребностями ребенка.

    Таким образом, информационные технологии существенно помогают  логопеду  в его работе. Это и подбор дополнительного текстового и иллюстративного материала, создание карточек с индивидуальными заданиями и дополнительными познавательными текстами, создание электронной базы мониторинга, систематизация и сохранение личных методических наработок, подготовка отчетной документации, оформление учебных стендов и т.д. Все это позволяет при более низких временных затратах получить более высокий результат в обучении детей с нарушениями речи.

    Применение на логопедических занятиях инновационных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми рушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий, значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда.

    Литература

    1. Берестова Л.В. Использование инновационных технологий на логопедических занятиях с детьми-логопатами старшего  дошкольного возраста с ОНР. – Материалы научно-практических конференций 2006-2008/ Под. ред. Яковлевой Н.Н.- АППО, 2008.
    2. Мазурек В.В. Использование информационных и компьютерных технологий для обучения и развития учащихся в школе VII вида. Материалы научно-практических конференций 2009-2010/ Под. ред. Яковлевой Н.Н., Петровой Е.А..- АППО, 2010.