Главные вкладки

    Рабочая программа "Научные забавы"
    рабочая программа (5 класс) по теме

    Рабочая программа  " Научные забавы" предназначена для внеурочной деятельности и расчитана на возраст учащихся 5-6 класса. Программа включает в себя тематическое и календарно-тематическое планирование.   

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_nauchnye_zabavy.docx42.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по теме

    «Научные забавы»

    для _____5______ класса                                                          

                                         Срок реализации программы __2013-2014 учебный год                  

                          Согласовано

    на заседании методического объединения

                                                 протокол  № _______  от

                                                            «_____»  _____________  2013 г.           

                                         Учителя физики и математики

    Терешковой Татьяны Ивановны

    высшей квалификационной категории

    г. Санкт-Петербург

    2013г



    Пояснительная записка

    Программа дополнительного образования «
    Научные забавы » рассчитана

    на 36 часов в год, носит индивидуальный, коллективный и групповой характер обучения. В реализации программы участвуют обучающиеся в возрасте 10-12 лет.

    Программа разработана на основе методического конструктора Д.В.Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьника»( стандарты второго поколения),издательство «Просвещение» 2011год; учебника А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов, издательство « Дрофа» 2012 год; методические пособия тех же авторов «Физика и химия» для 5-6 классов, издательство «Дрофа» 2011 год; Том Тит «Научные забавы»,издательский Дом Мещерякова,2005год.

    По виду – прикладная
    По типу - модифицированная
    По уровню освоения – базовая.

    В программе отражается специфика образовательной деятельности, которая присуща начальному уровню ознакомления физикой, геометрией и химией, как закладке базиса, на котором должны формироваться знание науки и понимание ее места в жизни.

    Разработанная программа по своему тематическому содержанию применима для обучающихся 5 классов. Возраст 10–12 лет это младший подростковый возраст. В этот период происходит переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, он является критическим, т.к. связан с разными трудностями. Подросток - это уже не ребёнок и ещё не взрослый. Ему хочется поиграть  и быть похожим на взрослого. Поэтому  на занятиях «Научные забавы» ребёнок знакомится с теоретическим материалом и  выполняет лабораторные работы, ставит занимательные опыты.
     
    Актуальность данной программы заключается в роли физики, как основополагающей науки о природе и ее явлениях, химии, как науки о свойствах веществ, которые существуют в природе, геометрии, как науки, занимающейся изучением геометрических фигур  и необходимости подготовить школьника к их систематическому изучению, начинающемуся с 7-8 класса.

    Новизна данной программы заключается в том, что ознакомление с основами физики, химии и геометрии начинается до формирования у школьника базового объема математических знаний, традиционно являющихся основой изучения физики, химии и  геометрии. Следовательно, материал данных школьных предметов в ходе выполнения данной программы основан на опытах и выводах из них.

    Цель данной программы – сформировать устойчивую мотивацию к изучению физики, как основы построения знаний об окружающем человека мире; химии, как  основы построения знаний о получении новых веществ, производстве металлов, пластмасс, лекарств; геометрии, как основы получения знаний о использовании свойств геометрических фигур в практической деятельности человека

     Основные учебно-воспитательные задачи:

    обучающие:
    - формирование понимания окружающего мира как многообразия явлений природы, подчиняющихся основным законам науки (в первую очередь – физики), и понимания техники как средства управления природы на основе использования знания этих законов;
    - обучение познавать и использовать законы природы с целью получения власти над ней;
    -освоение основ физики, как базовой науки о природе, обеспечивающей познание и использование в интересах человека многообразных явлений окружающего мира.

    развивающие:
    - развивать логические способности обучающихся;
    - развивать способности поиска и использования основных закономерностей в явлениях природы с целью подчинения интересам человека сил и процессов окружающего мира;
    - развивать фантазию, память, творческое мышление как основы познавательной деятельности человека.

    воспитывающие:
    - прививать любовь к народным традициям, к истории родного края;
    - пробуждать интерес к окружающему миру как многообразию проявления законов природы и к технике – как многообразию использования знания этих;
    - развивать волевые навыки работы в творческом коллективе, где учащиеся учатся друг у друга, помогают друг другу.


    Отличительные особенности программы:

    отличительная особенность данной программы от других образовательных программ заключается в том, что при изучении курса физики, химии, геометрии основное внимание уделяется эксперименту;
    при реализации настоящей образовательной программы обучающиеся должны с максимальной эффективностью использовать накопленные навыки логического мышления для полноценного усвоения новых для них понятий и взаимосвязей изучаемых явлений природы, теоретические знания о свойствах геометрических фигур в практической деятельности.  


    Технологии обучения:

    -классно-урочная система

    -игровые технологии

    -элементы проблемного обучения

    -технологии уровневой дифференциации

    -здоровьесберегающие технологии

    -ИКТ

    -лабораторные занятия

    -решение эксперииментальныхзадач.

    Форма занятий:
    -традиционные уроки

    -лекции
    - беседы
    - объяснения
    - рассказы
    - простейшие демонстрационные эксперименты
    - практические занятия.

    Формы организации учебной деятельности:

    - индивидуальная;
    - групповая;
    - коллективная.

    Характеристика ожидаемых результатов обучения

    В результате освоения настоящей программы дополнительного образования обучающиеся должны знать:

    - роль физики, химии и геометрии в познании окружающего человека мира и подчинении сил этого мира целям человека;

    - базовые понятия физики, химии и геометрии лежащие в основе знания человека об окружающей его природе;

    - основные методы и способы изучения явлений окружающей природы – наблюдение, эксперимент, моделирование и т.д.;

    - наиболее часто встречающиеся в окружающей природе и технике явления – механические, тепловые, электрические и оптические;

    - наиболее часто встречающиеся способы воздействия человека на природу с использованием физических и механических явлений;

    - иметь понятия о конструировании и моделировании.

    должны уметь:

    - уметь находить в окружающей природе примеры известных им физических явлений;

    - уметь определять, на каких физических явлениях основаны способы воздействия человека на окружающую природу;

    - уметь предложить, какие физические  и химические явления следует применять для достижения нужных результатов изменения окружающей природы;


    -уметь стоить чертежи без инструментов, складывать из частей бумаги геометрические фигуры, строить объёмные фигуры;


    - выполнять простейшие наблюдения за физическими явлениями в природе;


    - следить за научными открытиями в области химии;


    - производить простейшие эксперименты для определения характера физических и химических явлений.

    Обучающиеся должны освоить следующие универсальные учебные навыки:

     понимания роли в окружающей природе физических и химических явлений, использования этих явлений для достижения поставленной цели изменения окружающей природы в интересах человека, применение  свойств некоторых геометрических фигур в практической деятельности человека.


    Критерии и показатели оценки знаний обучающихся:

    - иметь достаточный теоретический уровень знаний по настоящей программе;
    - владеть рабочими приемами при работе с простейшими измерительными инструментами и приборами;
    - применять полученные знания на практике;
    - соблюдать технические и технологические требования к образовательному процессу;
    - проявлять познавательную активность и творческий подход, самостоятельность;
    - учиться коллективным формам сотрудничества.

    Методы обучения:

    1. Вербальные: рассказ, беседа, объяснение.
    2. Наглядные: иллюстрации, демонстрации.
    3. Практические: продуктивная деятельность;
    4. Репродуктивные, проблемно-поисковые: упражнения, повторение, конструирование;
    5. Эвристические: проектная деятельность.


    Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

    1. Участие детей в конкурсах и соревнованиях, проводимых по итогам прохождения основных разделов программы.
    2. Защита проектов
    3. Творческие отчеты.




    Учебно-тематический план



    Содержание темы


    Количество часов


    Всего


    Теория


    Практические работы


    1


    Явление природы


    1 часа


    1 часа



    2


    Лабораторное оборудование


    4 часа


    1 час


    3 часа


    3


    Тело и вещество


    4 часа


    2 часа


    2 часа


    4


    Строение вещества


    4 часа


    2 часа


    2 часа


    5


    Химические явления


    5 часов


    2 часа


    3 часа


    6


    Взаимодействие тел


    7 часов


    3часа


    4 часа


    7


    Давление


    5 часов


    2 часа


    3 часа


    8


    Механическое движение


    3 часа


    1 час


    3 часа

    9

    Занимательная геометрия

    3 часа

    1 час

    2 часа




    Содержание рабочей программы

    1. Явление природы (1 час)

    Понятия об окружающей природе, явлениях природы. Деление их на физические и химические. Химические – когда меняется состав вещества. Но часто одновременно происходят оба вида явлений – например в моторе автомобиля.

    Методы изучения природы – наблюдение и эксперимент. Отличия. Критерии выбора метода. Когда сразу много явлений – наблюдение может не дать нужного результата. И мы создаем условия для протекания того явления, которое интересует. Это – эксперимент.

    2. Лабораторное оборудование (4 часа)

    Простейшие измерительные приборы, работа с ними.

    3. Тело и вещество (4 часа)
    Форма, цвет, объем, запах – как основные характеристики тел.
    Масса и плотность – количества вещества в теле.
    Температура – степень нагретости тела. Способы измерения температуры.
    Три состояния вещества. Зависимость от температуры. Отличие свойств. Твердое сохраняет форму и объем, жидкое только объем, газ не сохраняет ни форму, ни объем.

    4. Строение вещества (4 часа)
    Понятие о делимости. Диффузия, понятие об атоме и молекуле.
    Взаимодействие частиц – пояснение трех состояний вещества – зависит от расстояния между молекулами и степени связи между ними.
    Атом и его строение.

    5. Химические явления (5 часов)
    Понятие о химических элементах и веществах, в которые входят атомы разных элементов. В чистом виде элементы встречаются очень редко. Большинство веществ – сложные.
    Понятие об изменении состава вещества в ходе реакции.

    6. Взаимодействие тел (7 часов)
    Понятие силы – как взаимодействия. Удар. Противодействие.Тяготение – сила, которая движет мирами, самая заметная сила в окружающем нас мире.
    Деформация, упругие силы, не называя по имени – подвести к закону Гука.
    Трение – почему происходит, где вредно, а где полезно? Как его уменьшить, и как увеличить.
    Электрические и магнитные силы.
    Равновесие – силы сдерживают друг друга.



    7. Давление (5 часов)
    Давление, от чего оно зависит.
    Давление в жидкостях и газах. Давление на глубине.
    Сообщающиеся сосуды, их использование в быту и технике.
    Действие жидкости на погруженное в нее тело.
    Как действует давление на опору.

    Выталкивающая сила: измерение, от чего она зависит.
    Выяснение условия плавания тела.

    8. Механическое движение (3 часов)
    Понятие о пути, времени и скорости.
    Движение тел.
    Относительность механического движения.

    Занимательная геометрия (3 часа)

    Определение прямой, квадрата, круга, эллипса, прямоугольника, треугольника, Сумма углов треугольника.

    Теорема Пифагора. Равносторонний  треугольник.

    Шар.

    Календарно – тематическое планирование внеурочной деятельности «Научные забавы» в 5 классе на 2013-2014 учебный год

    № урока пп/в теме

    Тема урока

    Дата проведения

    Примечание

    1.Явление природы (1час)

    1/1

    Природа. Человек преобразует природу. Что изучает физика, химия.

    теория

    2.Лабораторное оборудование (4часа)

    2/1

    Измерительные приборы

    теория

    3/2

    Определение размеров физического тела.

    л/р

    4/3

    Измерение объёма жидкости и твёрдого тела..

    л/р

    5/4

    Как «обмануть» весы? Воздушные весы.

    занимательные опыты

    3.Тело и вещество (4 часа)

    6/1

    Форма ,объём ,цвет, запах. Масса и плотность. Температура..  

    теория

    7/2

    Сравнение характеристик физических тел.Измерение температуры воды и воздуха

    л/р

    8/3

    Послушные пробки. Тяжёлая газета. Яйцо в солёной воде.

    занимательные опыты

    9/4

    Что холоднее? Нагревание без огня. Изменение размера при нагревании..

    занимательные опыты

    4.Строение вещества (4 часа)

    10/1

    Состояния вещества. Движение и взаимодействие  частиц.

    теория

    11/2

    Наблюдение делимости вещества, явления диффузии.

    теория

    12/3

    Пять этажей. Вертящаяся змейка. Извержение везувия. Сжимаемость воздуха

    .

    занимательные опыты

    13/4

    Частицы вещества и состояния вещества. Строение атома. Вещества простые и сложные.

    теория

    5.Химические явления (5 часов)

    14/1

    Химические реакции, явления. Реакции соединения и разложения.

    теория

    15/2

    Оксиды. Кислоты. Основания.

    теория

    16/3

    Наблюдение физических и химических явлеий. Действие кислот и оснований на индикаторы.

    л/р

    17/4

    Горящий металл. Возвращение блеск алюминию. Солёные камни

    занимательные опыты

    18/5

    Мыльные пузыри. Клей из картофеля. Запуск спутника.

    занимательные опыты

    6.Взаимодействие тел (7 часов)

    19/1

    К чему приводит действие одного тела на другое? Действие порождает противодействие  Деформация.

    теория

    20/2

    Всемирное тяготение. Сила упругости. Сила трения.

    теория

    21/3

    Наблюдение силы упругости при деформации и силы трения..

    л/р

    22/4

    Сила мышц .Один сильнее двоих. Консервная банка и вода. Коробка самоход.

    занимательные опыты

    23/5

    Удивительна сила – реакция.

    занимательные опыты

    24/6

    Электрические и магнитные силы.

    теория

    25/7

    Наблюдение действий тока (тепловое, химическое, магнитное). Занимательные опыты по теме « Ошибки наших глаз»

    демонстрационный

    опыт

    7. Давление (5 часов)

    26/1

    Давление твёрдых тел. Давление в жидкостях и газах, на глубине.

    теория

    27/2

    Действие жидкости на погружённое в неё тело.

    теория

    283

    Определение давления тела на опору.Измерение выталкивающей силы.

    л/р

    29/4

    Научные забавы по теме «Давление»

    занимательные опыты

    30/5

    Занимательные опыты по теме «Давление жидкости»

    занимательные опыты

    8. Механическое движение (3 часов)

    31/1

    Механическое движение. Время.Путь. относительность движения.

    теория

    32/2

    Вычисление скорости движения бруска. Наблюдение относительности движения.

    л/р

    33/3

    Научные забавы «Механическое движение».

    занимательные опыты

    9.Занимательная геометрия (3 часа)

    34/1

    Прямая, треугольник, квадрат... . сумма углов треугольника. Теорема Пифагора.  

    теория

    35/2

    Черчение без инструментов. Два прямоугольника.

    практическая работа

    36/3

    Одним взмахом ножниц.

    практическая работа

    Список литературы

    1. Д.В.Григорьева, П.В. Степанова «Внеурочная деятельность школьника»( стандарты второго поколения),издательство «Просвещение» 2011год;
    2.  А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак «Естествознание» для 5-6 классов, издательство « Дрофа» 2012 год;
    3. А.Е. Гуревича, Д.А. Исаева и Л.С Понтак  «Физика и химия» для 5-6 классов, издательство «Дрофа» 2011 год;
    4. Том Тит «Научные забавы»,издательский Дом Мещерякова,2005год.
    5. Ф. Рабиза «Простые опыты», издательство «Детская литература»,2000 год
    6. Л.А.Горев «Занимательные опыты по физике» издательство «Просвещение» 1985год
    7. Я.И.Перельман « Занимательная физика» издательство «Астрель» 2010год
    8. Я.И.Перельман «Занимательная геометрия» издательство «Астрель» 2010год
    9. В.Азерников  «Великие открытия» издательство « ОЛМА-ПРЕСС» 2001год
    10. Э.И.Мотылёва(перевод с итальянского) «Большая книга экспериментов»
      издательство «РОСМЕН» 2009 год
    11. Т. Сенчаски « Ставим опыты» » издательство «Аркаим»2008 год

    Интернетресурсы

    www.edu.delfa.net- кабинет физики СПбАППО

    http://hhysics.nad.ru/physics.htm- анимация физических процессов.

    uchebnikfree.commetodiki-prepodavaniya…shkolnyiy…- школьный химический кабинет
    ntellect-video.com› - химия для школьников

    youtube.com –геометрия для детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Научные забавы

    Внеклассное мероприятие по физике "Научные забавы" можно проводить с учащимися любого возраста. Мероприятие разработано в форме игры....

    Рабочая программа научного химического общества по теме" Материалы и вещества в окружающей нас повседневной жизни"

    Настоящая программа раскрывает содержание курса  научного химического общества для учащихся 8 -11классов общеобразовательного учреждения.Он ориентирован на расширение знаний обучающихся в области...

    рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак

    рабочая программа по музыке 5-9 классы по программе Авторов: В. В. Алеев (научный  руководитель), Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак...

    Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук"

    Рабочая программа научного общества учащихся "Малая академия наук" на 2014-15 учебный год....

    Рабочая программа "Научное творчество"

    Рабочая программа курса "Научное творчество" направлена на формирование у обучающихсчя навыком конструирования новых идей, опыта использования ТРИЗ-технологии....