Главные вкладки

    Методическая разработка (5 класс) по теме:
    Внеклассное мероприятие "Семь футов брамсельного ветра"

    Материал разработан к 65-летию со дня рождения В.П.Крапивина

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7_futov_bramselnogo_vetra.docx25.54 КБ
    Файл sem_futov_bramselnogo_vetra.pptx2.97 МБ

    Предварительный просмотр:

    7 футов брамсельного ветра.

    Цель: формирование у детей интереса к творчеству писателя В.П.Крапивина.

    Целевая аудитория: дети младшего школьного возраста.

    Дополнительный материал: презентация (слайды переключаются вручную).

    Слайд №1. начало.

    Слайд  №2. фото Крапивина.

    Ведущий: Владислав Петрович Крапивин родился в городе Тюмени, 14 октября 1938 года, в семье педагогов.

    Слайд № 3. Крапивин в детстве.

    Слайд №4. фото дома, где жил писатель.

    Слайд №5. Крапивин на берегу реки Туры.

    Вырос Крапивин на берегах р.Туры. В детстве он зачитывался книжкой про Севастополь “Малахов курган” и грезил о морских путешествиях под парусами.

    Слайд №6. окончание школы.

    После окончания школы в 1956 году он поступил на факультет журналистики в Свердловский университет, и уже в студенческие годы стал сотрудничать в ряде местных периодических изданий: писал статьи и заметки.

    Крапивин любил детей, умел дружить с ними. В студенческие годы начинается его дружба с ребятами – подростками: совместные походы, занятия фехтованием. Эта дружба натолкнула писателя на идею создания детского клуба. И в 1961 году появляется отряд «Каравелла», объединяющий всех, кто стремится жить насыщенной творческой жизнью (из рядов «Каравеллы» вышло немало известных сегодня деятелей науки и искусства, среди которых и детские писатели Н.Соломко, И.Тяглов). Члены отряда – мальчишки и девчонки – занимались журналистикой, морским делом, фехтованием. Отряд имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала “Пионер”.

    Ведущий: Ребята, что такое каравелла?  (Ответы детей) 

    Слайд №7. каравеллы.

        В XII веке каравеллами называли небольшие португальские рыболовные суда, а позднее это название было перенесено на торговые суда средней величины —- двухмачтовые с латинскими парусами.    По свидетельству одного моряка XV века «каравеллы отлично лавировали, поворачиваясь к ветру то одним, то другим бортом, как будто у них были весла». Особое значение имела легкость и маневренность каравелл в условиях океанских плаваний у неизвестных и слабо обследованных берегов. Каравеллы обладали хорошей устойчивостью — качеством чрезвычайно важным, если учесть, что им приходилось выдерживать свирепые атлантические штормы. Именно на каравеллах Христофор Колумб и Васко да Гама пересекли океан; первый – открыв Америку, а второй — совершив путешествие в Индию. Каравеллы являлись оптимальным типом судна в те времена и немало поспособствовали географическим открытиям.

    Слайд №8. эмблема отряда «Каравелла».

        Занимаясь клубом, Владислав Крапивин воплотил свою мечту о путешествиях под парусами. В отряде ребята  знакомились с морским делом: изучали паруса, учились управлять яхтами. Сочиняли стихи, музыку, пели песни под гитару. Летом начиналась пора плаваний. Ребята выходили на яхтах, устраивали парусные гонки.

    Слайд №9, 10, 11. фото членов Каравеллы и парусных гонок.

    Слайд №12. Песня и фото ребят из отряда.

    Слайд № 13. Крапивин – командор.

    Более тридцати лет Владислав Крапивин руководил отрядом и был командором флотилии «Каравеллы».

    Отряд «Каравелла» существует до сих пор. В настоящее время во главе его  стоят молодые выпускники отряда.

    В детстве Владислав Крапивин мечтал попасть в город Севастополь. Его мечта сбылась и сейчас Владислав Крапивин называет Севастополь  своей второй родиной.

    Слайд №14. Крапивин за штурвалом.

    Здесь же, в городе своей мечты, в 1978 году писатель купил “удивительное существо” — тряпичного зайца и назвал его Митькой.

    Слайд №15. Крапивин с Митькой.

    С тех пор Владислав Петрович таскает Митьку за собой в портфеле повсюду. И объясняет: “Это мой талисман, приятель и товарищ по путешествиям”.

    Ведущий: Первые книги Владислава Крапивина «Рейс «Ориона» (1962), «Брат, которому семь» (1963) появились, когда писателю было всего 25 лет, но тем не менее они сразу были отмечены читателями и критиками.

    Слайд №16, 17.  книги Крапивина.

    За ними последовали «Палочки для Васькиного барабана» (1965), «Звезды под дождем» (1965), «Оруженосец Кашка» (1966), «Валькины друзья и паруса» (1967), «Путешественники не плачут» (1968), «Бегство рогатых викингов» (1970), «Тень каравеллы» (1971), «Далекие горнисты» (1971), «Баркентина с именем звезды» (1972), «Посмотри на эту звезду» (1972), «Всадники со станции Роса» (1975), «Мальчик со шпагой» (1976) и многие другие.

    Отвечая на вопрос о том, почему он выбрал основным занятием в жизни именно детскую литературу, Крапивин неизменно отвечает – «Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство… Не хватало собственного детства из-за войны, наверное, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят», и еще – «Мне всегда двенадцать лет».

    Ведущий: А сейчас я прочту вам один из ранних рассказов Владислава Крапивина «Рейс «Ориона».

    Слайд №18. Рассказ.

        Ведущий зачитывает рассказ и проводит его обсуждение.

    Ведущий: Барабаны, море, паруса, шпаги – неизменные атрибуты книг Крапивина. Романтика – в крови крапивинских героев, которые умеют мечтать, ощущая зов дальних дорог и островов.

    Слайд №19. иллюстрации.

    Герои произведений Владислава Крапивина – мальчишки – «мятежники, повстанцы, защитники, воины, романтики». Они умеют по – настоящему дружить, они справедливые, смелые, мужественные, они защищают свою честь, помогают друг другу и спасают тех, кто попал в беду.

    Ведущий: Владислав Крапивин пишет не только книги, но и стихи. Его стихи можно встретить почти во всех его повестях и романах. Многие стихи писателя посвящены морю и кораблям.

    Сейчас я прочту вам стихотворение Владислава Крапивина «Кораблик».

    Слайд №20. корабль.

    КОРАБЛИК 

    Если вдруг покажется

    Пыльною и плоской,

    Злой и надоевшей

    Вся земля,

    Вспомни, что за дальней

    Синею полоской

    Ветер треплет старые

    Марселя.

    Над морскими картами

    Капитаны с трубками

    Дым пускали кольцами,

    Споря до утра.

    А у моря плотники

    Топорами стукали,

    Под ветрами синими

    Рос корабль.

    Крутобокий, маленький,

    Вырастал на стапеле

    И спустился на воду

    Он в урочный час.

    А потом на реях мы

    Паруса поставили,

    И, как сердце, дрогнул

    Наш компас.

    Под лучами ясными,

    Под крутыми тучами,

    Положив на планшир

    Тонкие клинки,

    Мы летим под парусом

    С рыбами летучими,

    С чайками, с дельфинами

    Наперегонки.

    У крыльца, у лавочки

    Мир пустой и маленький,

    У крыльца, у лавочки —

    Куры да трава.

    А взойди на палубу,

    Поднимись до салинга —

    И увидишь дальние

    Острова.

    Ведущий: Члены отряда «Каравелла» на стихи В.Крапивина сочиняли музыку и пели получившиеся песни под гитару. Давайте одну из таких песен сейчас послушаем.

    Слайд №21 Песня, корабли.

    Слайд №22. Трое с площади Карронад.

    Ведущий: В 1979 году появилась повесть Владислава Крапивина «Трое с площади Карронад». А вдохновили Владислава Петровича на написание этой книги двое мальчишек, с которыми он познакомился в Севастополе.

    Слайд №23.  Крапивин с мальчиками.

    Это были  четвероклассники из севастопольской школы №3 Вадик и Артур. Вадик и Артур стали прототипами главных героев повести, которых звали Слава и Тим.

    Слайд №24. иллюстрации «Трое с площади Карронад».

    Славка и Тим были преданными друзьями. Они во всём помогали друг другу, вместе посещали парусную секцию «Винджаммер», вместе преодолевали препятствия и боролись с несправедливостью. У Славки был тряпичный заяц Артёмка, совсем такой же, как заяц Владислава Крапивина.

    Ведущий коротко рассказывает содержание повести.

    Слайд  №25. фильм по повести.

    В 2008 году к 70-летнему юбилею писателя по повести «Трое с площади Карронад» был снят фильм. Так же были экранизированы и некоторые другие произведения писателя. Нескольких премий был удостоен фильм “Колыбельная для брата” по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.

    Легенда острова Двид 2010г. литературная основа — повесть «Дети синего фламинго».

    Пятиклассник Женя Ушаков попадает на таинственный остров Двид, которого не видно ни на одной карте. Его жители ходят под номерами, им нельзя шуметь и смеяться, потому что это раздражает МО Фо, огромного спрута, который обитает в подземных пещерах. Правитель острова Тахомир Тихо следит за спокойствием и порядком на Двиде, а провинившихся граждан ждет встреча с разгневанным спрутом. Но существует древняя легенда о юном рыцаре из другого мира, который освободит жителей от ужасного гнета…

    Неважно, сколько тебе лет и в какое время ты живешь: враги всегда коварны и хитры, но никакие козни им не помогут, потому что настоящая дружба творит чудеса!

    Слайд № 26. книги Крапивина.

    Ведущий: В настоящее время у Владислава Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Его книги были включены в “Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества”, “Библиотеку приключений и научной фантастики”, “Библиотеку мировой литературы для детей”, в японскую 26-томную серию “Избранные сочинения русских писателей для подростков”.

    Книги Владислава Крапивина неоднократно переиздавались в Польше, Чехословакии, Болгарии, Германии, Японии, Венгрии, переводились на английский, испанский, персидский и другие языки.

    Слайд  №27. Крапивин.

    Владислав Крапивин является почетным гражданином города Екатеринбурга, в котором жил и работал более сорока лет.

    Сегодня писателю исполняется 70 лет, в Тюмени, на родине писателя, к этой дате планируют провести кинофестиваль по произведениям Владислава Крапивина, "Крапивинские чтения", научную конференцию в Тюменский государственный университет, вручить литературные премии начинающим писателям и многое другое, рассказала она. Отметим, что сейчас Владислав Крапивин работает в Тюмени над новым произведением, название которого, однако, пока не раскрывает. Лариса Крапивина отметила, что это будет большое произведение, возможно, что роман.

    Напомним, почти год назад – в марте – Владислав Крапивин переехал из Екатеринбурга, где он прожил около 40 лет, в Тюмень по приглашению местного правительства. Тюменские власти выделили известному писателю, уроженцу Тюмени, квартиру и предложили место преподавателя в университете. Владислав Крапивин избран профессором Тюменского государственного университета, преподает на филологическом факультете и возглавляет в ТюмГУ Высшую школу литературного мастерства.

     

                                РЕЙС "ОРИОНА"    ( Рассказ  )

         Для посторонних  это  были просто пять брёвен,  сколоченных тремя поперечными досками.  Но Серёжка и Гарик знали, что это корабль. Нужно было лишь поставить мачту с парусом из старых мешков и укрепить вместо штурвала тележное колесо с ручками примотанными проволокой.

         Плот-корабль с  гордым  именем "Орион" вполне годился для дальних экспедиций.  И потому деньги,  оставленные им для  билетов  на  поезд, Гарик и Серёжка истратили на припасы, необходимые в дальнем плавании.

         Серёжкина тётка,  у которой целую неделю жили ребята,  ещё  утром уехала из посёлка в город.

         - А мы приедем вечерним поездом. Надо нам ещё удилища вырубить, - сказал ей Серёжка.

         Сборы затянулись. Лишь к полудню был оснащён "Орион".

         - Гроза будет. И ветер, - сказал соседский Генка. Он был посвящён в планы ребят,  но по молодости лет в экспедиции не участвовал.  – Наш Бобка траву жуёт. Раз собака траву жуёт - значит, к дождю.

         - Ваш Бобка - корова.  Небо чистое,  и не будет дождя, - возразил Серёжка.

         - Буря застигнет вас в пути!  - зловеще продекламировал Гарик.  - Трепещите!

         Генка просмотрел на них, посопел и ушёл.

         Ветер и гроза застигли путешественников на полпути.

         - Свистать всех наверх!  - заорал Серёжка,  когда чуть на сорвало парус.  Они свернули мешковину, затем опустили мачту: Гарик утверждал, что  мачты  притягивают  молнии.  Потом  сложили  одежду в брезентовый рюкзак.  Серые лохматые края сизой тучи уже  перешли  зенит,  и  скоро грянул ливень.

         Минут сорок проели ребята под  дождём  и  ветром,  вздрагивая  от синих вспышек и трескучих ударов.

         - З-ак-каляйся,  как сталь!  - изредка произносил Серёжка.  Нужно было оставаться бодрыми.  Всё равно укрытия не было ни на плоту, ни на берегу.

         Дождь стих  мгновенно,  и  сразу  стало  теплее.  Путешественники причалили к берегу.  Там, метрах в сорока проходила дорога, ведущая от кирпичного завода к городу.  Ливень размыл глиняные колеи.  Увязнув да осей,  на дороге буксовал грузовик.  Наконец,  на последнем  издыхании машина  выползла  из глиняного мешка,  но не вперёд,  а назад.  Ребята  подошли, с сочувствием глядя на чертыхающегося водителя.

         - Не  проехать,  -  сказал шофёр,  садясь на подножку.  - Чёрт бы побрал это дело.

         Объезда не было. Слева - размытая глина пологого берега, дальше - вода, а справа - косогор, на который не заберётся ни одна машина.

         - На  ТЭЦ  кирпичи  везёте?  - спросил Серёжка,  кивнув на кузов.

    Шофёр осторожно  мотнул  головой.  В  этот  момент,  прикрыв  ладонями спичку, он закуривал сигарету.

         - На судостроительный,  - наконец,  произнёс он,  с  ожесточением выпустив  сквозь  зубы  дымную струю.  - Цех достраивать надо.  График срывается.

         Он отбросил недокуренную сигарету и полез в кабину. И вдруг замер на подножке, с надеждой глядя на ребят.

         - Хлопчики,  выручите,  а?  - осторожно сказал он.  - Я бы... Это такое дело. Понимаете, а?

         Чего уж было не понять, когда водитель смотрел отчаянными глазами то на мальчишек, то на приткнувшийся к берегу "Орион".

         - Вам  обратно  сколотить  плот - на полчаса работы.  Я и молоток оставлю. А мост получился бы, что надо. Это ж не долго. Ребята?

         Как жить  на  свете,  если  не  помогать  друг другу?  Втроём они закатывали на дорогу брёвна.  Мост  был  готов  за  пятнадцать  минут.

    Машина прошла.

         Ребята начали разбирать переправу.  Но тут подошёл и  остановился тяжеловесный "МАЗ".

         - Вы что...  Головы у вас  нет?!  -  загремел  водитель.  -  Люди старались, а вы переправу губите!

         - Это наши брёвна,  - удивлённо возразил  Гарик.  -  Мы  их  дали шофёру. Он буксовал.

         - Я вам дам "ваши".  Сейчас забуксуете...  - Тяжело дыша, грузный водитель   в  промасленном  пиджаке  выбрался  из  кабины.  Растерянно переглянувшись, ребята отступили.

         Шофёр ногой  закатил  на  старое место вытащенное бревно и провёл машину,  ещё глубже утопив в глине остатки "Ориона".  Подождав,  когда отъедет "МАЗ",  ребята снова принялись выковыривать брёвна.  Когда,  с ног  до  головы   перемазавшись   глиной,   выпрямились   они,   чтобы передохнуть, Гарик сообрахил:

         - Мачтой надо подковырнуть.

         Скользя по  глине босыми ногами,  они подошли к воде,  где лежала мачта.  С реки продолжал дуть сырой плотный  ветер.  Маленькие  крутые волны  коротко  хлестали о берег.  В небе,  жёлтом от низкого солнца и влажного тумана, проносились серые рваные облака.

         Скользнув взглядом вдоль берега,  Серёжка увидел далеко-далеко, у поворота,  где река теряла свинцовый блеск и  зелёной  ниткой  казался береговой тальник, колонну автомашин.

         - Колонна идёт, - сказал он.

         - Колонна?  -  переспросил Гарик.  - Много?  - И тут же определил сам: - Машин двенадцать... Но мы до них успеем ещё...

         Он замолчал вдруг.  Дальше нужно был сказать слова:  "...вытащить брёвна", но это было всё равно, что сказать "разрушить мост".

         Далеко-далеко шла колонна грузовиков.

         - Потом ещё будут машины. Без конца, - сказал Гарик. - Ну, как?

         Серёжка думал.  Уже  стал  слышен гул моторов.  Но ещё можно было успеть скатить брёвна к воде.  Серёжка взял мачту и двумя руками,  как тяжёлый гарпун, кинул её в реку. Гарик вздохнул и промолчал.

         Потом они вымылись  в  реке.  Вода  оказалась  тёплой,  но  ветер обжигал мокрое тело. Ребята оделись.

         - Пошли?

         Они двинулись в путь, держа в руках ботинки.

         Впереди было семь километров размытой дороги  и  пять  километров асфальтового  шоссе.  В мокрых кустах шумел ветер.  Солнце клонилось к горизонту где-то за облаками.

         В трёх километрах от города, когда уже стемнело, их взяла на борт попутная машина.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Семь футов брамсельного ветра. 75-летию Владислава Петровича Крапивина посвящается.

    Слайд 3

    Октябрь 1953г. Дом № 27 (позднее -31) на ул. Грибоедова в Тюмени, где В. Крапивин жил с 11-летнего возраста до окончания школы.

    Слайд 4

    1950 год. С мамой Ольгой Петровной Крапивиной. Лето 1953 года. С отцом Петром Федоровичем Крапивиным

    Слайд 5

    Лето 1957 г. В Тюмени, на берегу Туры, где прошли детские годы.

    Слайд 6

    Лето 1988 г. Сбор экипажей флотилии "Каравелла" на берегу Верх- Исетского озера.

    Слайд 7

    Каравелла - (итал. caravella ) - морское парусное (3-4 мачты) судно с однойпалубой и высокими бортами и надстройками в носовой части и на корме , распространенное в странах Средиземного м. в 13-17 вв. Колумб на каравелле совершил плавание через Атлантический океан, а Васко да Гама - из Европы в Индию .

    Слайд 10

    Владислав Петрович и его «талисман, приятель и товарищ» заяц Митька.

    Слайд 11

    Дети обычно скорее хотят стать взрослыми, а мне, наоборот, хотелось, чтобы подольше было детство…Не хватало собственного детства из-за войны, поэтому и стал писать о ребятах и для ребят…Мне всегда 12 лет.

    Слайд 13

    Рассказ «Рейс «Ориона»

    Слайд 15

    Стихотворение «Кораблик»

    Слайд 17

    Севастополь, сентябрь 1978 г. С четвероклассниками Вадиком и Артуром - прототипами героев повести "Трое с площади Карронад "

    Слайд 18

    2008 год Фильм «Трое с площади Карронад »

    Слайд 19

    2010год Фильм «Легенда острова Двид »

    Слайд 20

    Награды писателя


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Семь футов под килем" - путешествие по океанам

    Цель: проверить сформированность знаний об океанах Земли. Учитель: Зачем люди плавают по морям и океанам? Можно ответить просто: плавать заставляет сама жизнь. Ведь две трети Земли покрыты водой. Как...

    Ветры.Роза ветров

    Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Ветер"...

    Сценарий линейки, посвященной последнему звонку "Семь футов под килем!"

    Сценарий линейки, посвяенной последнему звонку "Семь футов под килем!"...

    сценарий «Семь футов под килем»

    «Семь футов под килем»Музыкальная заставка – звуки моря Голос директора (заранее записан, фотография директора на капитанском мостике)«Внимание! Внимание! Происходит посадка на лайнер «Мечта». Пр...

    Внеклассное мероприятие "Дуют ветры в феврале…"

    Внеклассное мероприятие"Дуют ветры в феврале"...

    Урок литературы в 6 классе. Программа «Школа 2100» Тема: Наше тайное «Я». Изображение человека в рассказе А. Грина «Четырнадцать футов».

    Быть хорошим человеком – значит не только не делать несправедливости, но и не желать этого.Демокрит....

    Ветры. Постоянные и переменные ветры.

    Презентация предназначена к уроку в 7классе по теме климат, раздел ветер....