Дистанционное обучение Производственная практика группа 241 от 22.05.2020 " Учет материально-производственных запасов"
учебно-методический материал

Производственная практика от 22.05.2020.

Повторить материал. Выполнить практическое задание.

Срок выполнения до 25.05.2020.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Документальное оформление материально-производственных запасов

Процесс движения материалов состоит из трех основных стадий: поступление материалов в организацию, расходование материалов в организации, выбытие материалов из организации.

На первой стадии производится принятие материалов к учету на основании первичных учетных документов и их стоимостной оценке. Материалы поступают в организацию путем:

- приобретения за плату;

- изготовления самой организацией;

- поступления в счет вклада в уставный капитал;

- безвозмездного получения;

- поступления в обмен на другое имущество;

- поступления в результате ликвидации основных средств и иного имущества.

На второй стадии происходит расходование материалов - их отпуск на производство продукции, исправление брака, обслуживание производства, для управленческих нужд организации.

На третьей стадии осуществляется учет материалов, выбывающих из организации вследствие различных причин:

- списания материалов (морально устаревших; пришедших в негодность по истечении сроков хранения; при выявлении недостач, хищений, порчи, в том числе вследствие аварий, пожаров, стихийных бедствий и иных чрезвычайных обстоятельств);

- продажи (реализации) материалов;

- передачи материалов в счет вклада в уставный капитал других организаций;

- безвозмездной передачи материалов другим организациям и лицам;

- передачи материалов в обмен на другое имущество;

- передачи материалов в счет вклада по договору простого товарищества (совместной деятельности). При учете материалов на всех стадиях их движения следует руководствоваться Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.01 г. № 119н. Для оформления и учета хозяйственных операций по движению материалов предусмотрены следующие унифицированные формы первичной учетной документации, представленные в табл.1.

Перечень первичных учетных документов по движению материалов

Таблица 1

Номер унифицированной формы

Наименование формы

М-2

Доверенность

М-2а

Доверенность

М-4

Приходный ордер

М-7

Акт о приемке материалов

М-8

Лимитно-заборная карта

М-11

Требование-накладная

М-15

Накладная на отпуск материалов на сторону

М-17

Карточка учета материалов

М-35

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений

Поступающие в организацию материалы, как правило, направляются на склад организации. Отпуск их непосредственно на производство или на хозяйственные нужды, минуя склад, не рекомендуется. На материалы, поступающие по договорам купли-продажи, другим аналогичным договорам, организация должна получать от поставщика (грузоотправителя) расчетные и сопроводительные документы. Расчетные документы (платежные поручения, счета-фактуры и др.) на поступающие материалы с приложенными к ним сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.) передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу), как основание для приемки и принятия к бухгалтерскому учету материалов.

При приемке материалов необходимо:

- зарегистрировать документы в журнале учета поступающих грузов;

- проверить соответствие данных этих документов договорам поставки по ассортименту, ценам и количеству материалов, способу и срокам отгрузки и другим условиям поставки, предусмотренными договором;

- проверить правильность расчетов в расчетных документах;

- оплатить расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказаться от оплаты;

- определить фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

- передать документы в подразделения организации (бухгалтерию, финансовый отдел и т.п.) в сроки, предусмотренные правилами документооборота в организации.

Для получения материалов со склада поставщика или от организации уполномоченному лицу выдаются соответствующие документы и доверенность на получение материалов. Оформление доверенностей производится в порядке, установленном действующим законодательством по формам № М-2 или № М-2а. Форму № М-2а применяют организации, у которых получение материалов по доверенности носит массовый характер. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, с приложением печати организации. Доверенность в одном экземпляре оформляет бухгалтерия организации и выдает под расписку получателю. Выдачу доверенностей регистрируют в заранее пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей. Выдача доверенностей лицам, не работающим в организации, не допускается. Доверенность должна быть полностью заполнена, содержать дату ее выдачи и образец подписи лица, на имя которого выписана. Доверенность выдается обычно сроком на 15 дней. При приемке материалы подвергаются тщательной проверке на соответствие ассортименту, количеству и качеству. Порядок и сроки приемки материалов по количеству и качеству устанавливаются специальными нормативными документами.

Приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляется соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров формы № М-4 при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству). Приходный ордер формы № М-4 в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления материалов на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество материалов. Вместо приходного ордера приемка и оприходование материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счет, накладная) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. В этом случае заполняются реквизиты указанного штампа и ставится очередной номер приходного ордера. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. При перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя (при отсутствии расхождений между накладной и фактическими данными).

В случае несоответствия поступивших материалов ассортименту, количеству и качеству, указанными в документах поставщика, приемку осуществляет приемочная комиссия, которая оформляет акт о приемке материалов по форме № М-7 в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации. Акт о приемке материалов служит основанием для предъявления претензий и исков к поставщику и/или транспортной организации. После приемки материалов акты с приложением документов (транспортных накладных и т.д.) передают: один экземпляр - в бухгалтерию организации для учета движения материалов, другой - отделу снабжения или бухгалтерии для направления претензионного письма поставщику. В случае составления приемного акта формы № М-7 приходный ордер (форма № М-4) не оформляется.

Материалы должны приходоваться в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, в штуках). По этим же единицам измерения устанавливается учетная цена. Если в расчетных и сопроводительных документах поставщика указана более крупная (или более мелкая) единица измерения, чем принято в организации, то материалы приходуются в той единице измерения, которая принята в организации. Поступившие материалы должны быть своевременно оприходованы. Приемные акты и приходные ордера должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру при покупке у другой организации за наличный расчет), которые прикладывается к авансовому отчету подотчетного лица.

Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:

- продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;

- осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;

- производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции, а также сдача брака;

- осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств.

Для принятия к учету материалов, оставшихся от ликвидации основных средств и иного имущества, используется акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35). Материалы, полученные от других организаций (в том числе безвозмездно) и изготовленные в организации, также подлежат принятию на соответствующие склады организации. В первичных учетных документах, отражающих поступление материалов, должны содержаться данные об их количестве и стоимости. Если документ не содержит сведений, необходимых для достоверного учета поступивших материалов, не отвечает требованиям, предъявляемым к первичным учетным документам, то у бухгалтера нет достаточных оснований для принятия данных материалов к учету. Под отпуском материалов на производство понимается их выдача со склада (кладовой) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также отпуск материалов для управленческих нужд организации. Материалы отпускаются с центральных складов организации в зависимости от структуры организации на склады подразделений или непосредственно в подразделения организации в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы (заданиями). Отпуск материалов сверх норм производится в порядке, установленном в данной организации. При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерений. Отпуск материалов со складов организации осуществляется только выделенным для их получения работником подразделения организации. Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставляется право получать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть сообщены соответствующим лицам, осуществляющим отпуск материалов со складов (кладовых). В необходимых случаях составляется также список лиц, которым предоставлено право выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материалов.

Отпуск материалов со складов организации на производство осуществляется на основе предварительно установленных лимитов. Лимиты отпуска материалов на производство устанавливаются отделом снабжения или другими подразделениями по решению руководителя организации. Лимиты на отпуск материалов устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации норм расхода материалов, производственных программ подразделений организации, с учетом остатков (переходящих запасов) материалов на начало и конец планируемого периода. Первичными учетными документами по отпуску материалов со склада организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (форма № М-8), требование-накладная (форма № М-11) и накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Лимитно-заборная карта предназначена для отпуска материалов, систематически потребляемых для изготовления продукции, а также для контроля за соблюдением лимитов. Лимитно-заборная карта выписывается в двух экземплярах на одно наименование материала (номенклатурный номер) сроком на один месяц. Один экземпляр до начала месяца передается структурному подразделению - потребителю материалов, второй -- складу. Отпуск материалов в производство осуществляется складом при предъявлении представителем структурного подразделения своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита по номенклатурному номеру материала. При небольших объемах отпуска материалов лимитно-заборные карты могут выписываться на квартал. По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) "Сверх лимита". Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на это уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов. К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий, продукции взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (т.е. расходов сверх норм). При получении материалов для производства продукции взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.

Для сокращения количества первичных документов рекомендуется оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета материалов. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках складского учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик. При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа. Перечень материалов, отпускаемых указанным способом в подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации.

Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются накладными на внутреннее перемещение материалов. Накладная на внутреннее перемещение материалов, как правило, выписывается в трех экземплярах, из которых один экземпляр остается в подразделении, списывающем материалы, второй экземпляр передается подразделению, принимающему материалы, третий экземпляр передается в бухгалтерскую службу организации. Накладные на внутреннее перемещение материалов подписываются руководителями передающего и принимающего подразделений организации. Для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами применяется требование-накладная (форма № М-11). Накладную в двух экземплярах составляет материально ответственное лицо структурного подразделения, сдающего материальные ценности. Один экземпляр служит основанием для списания ценностей, а второй - основанием для их оприходования.

Для учета отпуска материалов хозяйствам своей организации, расположенными за пределами ее территории, или сторонним организациям применяется накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Накладную выписывает работник структурного подразделения в двух экземплярах на основании договоров (контрактов), нарядов и других соответствующих документов и при предъявлении получателем доверенности на получение ценностей, заполненной в установленном порядке. Первый экземпляр передают складу как основание для отпуска материалов, второй - получателю материалов. Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. При перевозке грузов автотранспортом оформляется товарно-транспортная накладная. Списанные материалы, использование которых возможно в хозяйственных целях (материалы с пониженными качественными характеристиками), или подлежащие сдаче в виде отходов (лом, ветошь и т.п.) приходуются на склад (в кладовую) организации на основании акта на списание и накладной на внутреннее перемещение материальных ценностей. Списание материалов, передаваемых по договору дарения или безвозмездно, осуществляется на основании первичных документов на отпуск материалов (товарно-транспортных накладных, заявлений на отпуск материалов на сторону, приказов на отпуск и др.).

Все первичные учетные документы по движению материалов на складах организации должны сдаваться в бухгалтерскую службу в установленные организацией сроки. Полученные со складов первичные документы подвергаются в бухгалтерии контролю по существу и законности совершенных операций, а также правильности их оформления. В случаях обнаружения операций, не соответствующих законодательству Российской Федерации и правилам бухгалтерского учета, работник бухгалтерии, осуществляющий учет материалов, сообщает об этом главному бухгалтеру. После проверки первичные документы таксируются, т.е. определяется сумма (денежная оценка) операций путем умножения количества материалов на учетную цену.



Предварительный просмотр:

Практическое задание 24

Тема: Документальное оформление учета материально-производственных запасов.

Цель: Привитие практических навыков по документальному оформлению учета материально-производственных запасов.

Движение материально-производственных запасов в организации происходит при осуществлении хозяйственных операций по их поступлению, перемещению, отпуску в производство и реализации. Правильное и своевременное документальное оформление упомянутых операций позволяет предупредить различные нарушения, повышает дисциплинированность материально ответственных работников. Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых и ведется бухгалтерский учет. Данные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Формы первичной документации для учета материалов и краткие указания по их заполнению утверждены постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а (Приложение Ж).

1. Оформить доверенность № 17 на получение материалов по образцу, представленному в Приложении.

Организация, выдавшая доверенность (наименование потребителя, плательщика) – ГБПОУ «КТИНЗ»; Иволгинск, Ленина, 11.

Счет № 40802810500001048286 в филиале Сбербанка России г. Улан-Удэ;

Кому выдана доверенность: должность – бухгалтер, данные студента (ФИО, паспортные данные).

Материальные ценности – бумага писчая формата А4;

Единица измерения – пачка; количество – 10 шт.

Поставщик материалов: ООО «Фактор».

Задание 1.Составить счет - фактуру № 127 от 21 мая 2020 года.

Исходные данные:

Продавец: ОАО «Форум» ИНН 0308765490/КПП 030801001, г. Улан-Удэ, ул. Советская, д.91.

Покупатель: ГБПОУ «КТИНЗ» ИНН 0308743780, КПП 030802002, Иволгинск, Ленина, 11.

Получены и оплачены материалы:

- швеллер № 10 (номенклатурный номер 101006, цена 1529,5 руб.) - 40 т;

- чугун ЛК-15 (номенклатурный номер 101107, цена 1985 руб.) - 54 т;

- сталь круглая 80 мм (номенклатурный номер 101102, цена 2830 руб.) - 37т.

Задание 2. Ha основании счет-фактуры № 127 от 21 мая 2020 года поставщиков оформить поступившие на склад ГБПЛОУ «КТИНЗ» материалы приходным ордером № 5 (типовая форма М-4).

Задание 3. Составить акт о приемке материалов № 1.

Утвердил акт директор А.А.Куприянов.

Члены комиссии:

- кладовщик склада – Л.В.Гриценко;

- бухгалтер (ФИО студента);

- водитель – В.Л.Мокров.

Задание 4. Составить карточку складского учета материалов № 37 (типовая форма М-17). Исходные данные:

- швеллер № 10 (номенклатурный номер 101006, цена 1529,5 руб.) - 40 т.

Задание 5. Отпуск материалов на текущий ремонт столовой оформить требованием-накладной на отпуск материалов № 63 (типовая форма М-11).

Исходные данные:

На ремонт здания офиса было затребовано и отпущено:

- олифы (номенклатурный номер 105 005, цена 130 руб.) - 18,7 кг;

- белил (номенклатурный номер 105 001, цена 175 руб.) - 24,3 кг;

- краски зеленой (номенклатурный номер 105 002, цена 170 руб.) - 8,5 кг.

Материалы затребовала С.А.Бардунаева, разрешил отпуск материалов А.А.Куприянов.

Материал отпустил кладовщик склада Л.В.Гриценко, получила Бардунаева С.А.

Контрольные вопросы:

1. Какие активы в бухгалтерском учете принимаются в качестве материально-производственных запасов?

2. В каких случаях применяется требование-накладная?

3. В каком порядке оформляют поступающие в организацию материалы?

4. В каких случаях оформляется акт о приемке материалов?

5. Каким первичным документом осуществляют учет движения и остатков материалов?

 



Предварительный просмотр:

Типовая межотраслевая форма № М-2

Утверждена постановлением Госкомстата России

от 30.10.97 № 71а

Расписка в получе-нии доверенности

5

Номер, дата документа, подтверждающего выполнение поручения

8

Линия отреза

Коды

Форма по ОКУД

0315001

Организация

по ОКПО

Доверенность №

Должность и фамилия

лица, которому выдана доверенность

4

Дата выдачи  "

"

20

г.

Доверенность действительна по  "

"

20

г.

Номер и дата наряда (заменяющего наряд
документа) или извещения

7

(наименование потребителя и его адрес)

(наименование плательщика и его адрес)

Счет №

в

(наименование банка)

Срок действия

3

Доверенность выдана

(должность)

(фамилия, имя, отчество)

Паспорт: серия

Дата
выдачи

2

Поставщик

6

Кем выдан

Дата выдачи  "

"

20

г.

На получение от

Номер
доверенности

1

(наименование поставщика)

материальных ценностей по

(наименование, номер и

дата документа)

Оборотная сторона формы № М-2

Перечень материальных ценностей,
подлежащих получению

Номер
по порядку

Материальные ценности

Единица измерения

Количество (прописью)

1

2

3

4

Подпись лица, получившего доверенность

удостоверяем.

Руководитель

(подпись)

(расшифровка подписи)

М.П.

Главный бухгалтер

(подпись)

(расшифровка подписи)



Предварительный просмотр:

Приложение № 1
к постановлению Правительства Российской Федерации
от 26 декабря 2011 г. № 1137

(В ред. Постановления Правительства РФ от 19.08.2017 № 981)  

Счет-фактура №___ от _________________(1)

Исправление  №___ от _________________(1а)

Продавец____________________________________________________(2)

Адрес_______________________________________________________ (2а)

ИНН/КПП продавца____________________________________________(2б)

Грузоотправитель и его адрес___________________________________ (3)

Грузополучатель и его адрес____________________________________ (4)

К платежно-расчетному документу №___ от________________________(5)

Покупатель ___________________________________________________(6)

Адрес________________________________________________________(6а)

ИНН/КПП  покупателя___________________________________________(6б)

Валюта: наименование, код______________________________________(7)

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)________________________________________(8)

Наименование товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

Код вида товара

Единица

измерения

Коли-чество(объем)

Цена (тариф) за единицу измерения

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога - всего

В том
числе
сумма
акциза

Налоговая ставка

Сумма налога, предъявляемая покупателю

Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом - всего

Страна
происхождения товара

Регистра-

ционный номер таможенной декларации

код

условное обозначение (национальное)

цифровой код

краткое наименование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

10а

11

Всего к оплате

Х

Руководитель организации
или иное уполномоченное лицо

Главный бухгалтер
или иное уполномоченное лицо

(подпись)

(ф.и.о.)

                                                                                        (подпись)

(ф.и.о.)


Индивидуальный предприниматель

или иное уполномоченное лицо

(подпись)

(ф.и.о.)

(реквизиты свидетельства о государственной
регистрации индивидуального предпринимателя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие «Учет материально-производственных запасов» ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации»

Учебное пособие   на тему «Учет  материально-производственных запасов» составлена по разделу «Учет производственных запасов » ПМ 01 «Документирование хозяйственных операций и ведение бу...

Методическая разработка урока-конференции.Тема: «Экономическое содержание, классификация и учет материально-производственных запасов»

Методическая разработка  составлена для проведения открытого урока-конференции  по ПМ. 01 Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета имущества организации,  ...

Дистанционное обучение Производственная практика группа 241 от 14.04.2020 "Ведение оперативного учета материалов"

Производственная практика от 14.04.2020.Повторить материал. Выполнить практическое задание.Срок сдачи 20.04.2020...

Дистанционное обучение Производственная практика группа 241 от 15.04.2020 "Документальное оформление по учету поступления, движения и выбытия основных средств"

Производственная практика от 15.04.2020.Повторить материал. Выполнить практическое задание.Срок выполнения до 21.04.2020....

Дистанционное обучение Производственная практика группа 241 от 16.04.2020 " Оформление первичных документов по учету поступления материалов на склад и отпуск со склада"

Производственная практика от 16.04.2020.Повторить материал. Выполнить практическое задание.Срок выполнения до 21.04.2020....

Дистанционное обучение Производственная практика группа 241 от 21.05.2020 " Учет материально-производственных запасов"

Производственная практика от 21.05.2020.Повторить материал. Выполнить практическое задание.Срок выполнения до 24.05.2020....