Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений учащихся на уроках специальных дисциплин.
статья

Данный материал предназначен для повышения качества оценки знаний учащихся путем применения балльно-рейтинговой системы оценок, расширяющей возможности преподавателя по объективной оценке знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ballno-reytingovoy.docx59.91 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель Легович С.И.            Колледж университета «Дубна»

     

          Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений учащихся на уроках специальных дисциплин.

     Знания учащихся оцениваются во всех странах мира по-разному. В России – традиционная 5-балльная система, сложившаяся еще в дореволюционный период и существующая больше 300 лет.

       В других странах существуют различные системы оценки, как сложившиеся исторически, так и вновь образовавшиеся. Так,  в Англии — 6-балльная, в Польше — 6-балльная,  в Молдове — 12-балльная, на Украине — 12-балльная, в Белоруссии — 10-балльная, в Латвии — 10-балльная, в США — 100-балльная система, 100 - балльная – ЕГЭ (тестирование).

      Во Франции сегодня учатся по 20-балльной системе. Отличным результатом считается заработать 14-16 баллов, а те, кто получает 10-14, могут смело называться хорошистами.

       Почему существует такое разнообразие систем оценок и почему не устраивает традиционная пятибалльная система?

       Не смотря на большое разнообразие исследований, печатных статей и трудов не удается придти к окончательному решению и выбору методики оценки знаний учащихся. Сегодня многие преподаватели используют различные системы оценок для второстепенной оценки знаний, в том числе для промежуточной аттестации. Так 100 бальная система хорошо себя зарекомендовала при проведении тестирования. Не случайно данная форма выбрана для оценки ЕГЭ.

       За более чем 20 лет преподавания в колледже университета «Дубна» Московской области мне пришлось вести много специальных предметов, связанных с электроникой, электротехникой, компьютерным обеспечением, а так же базовые предметы – математику и физику. Практика показала, что балльно-рейтинговая система оценок легче приживается на предметах с маленьким количество часов – 36-60, где большое значение имеют самостоятельные работы учащихся – доклады, презентации, сообщения, курсовые работы.

        Пропуская занятия по уважительной причине, учащийся имеет возможность получить дополнительные оценки за самостоятельные работы.

Не смотря на оценивание отдельных предметов по двухбалльной системе – зачет / незачет выставленные оценки помогают справедливо оценить вклад каждого учащегося в изучение предмета.

       Большое количество вопросов легче оценивать по шкале 100 баллов, когда «цена» вопроса составляет 5-10 баллов.

     Тесты применяются на математике и физике, но их доля в общей оценке значительно меньше, чем на других предметах.      

      100 – балльная   система     оценки    прочно  утвердилась при проведении промежуточной аттестации в виде тестов.

        Конечно, балльно-рейтинговую систему можно применять на физике и математике, но здесь возникают трудности. Во-первых, большой срок преподавания – 2 года, во-вторых,  минимальное количество самостоятельных работ, таких как доклады, презентации, сообщения, отсутствие курсовых работ. Применение балльно-рейтинговой системы может быть использовано преподавателями – предметниками, ведущими один общеобразовательный предмет (физика, математика, русский язык, информатика и т.д.).

Таким образом, балльно-рейтинговую систему в колледже можно успешно применять на специальных предметах, особенно которые заканчиваются аттестацией по двухбалльной системе – «зачет»/«незачет». На остальных предметах можно пользоваться традиционной пятибалльной системой с элементами балльно-рейтинговой системы, особенно при тестировании, выполнении лабораторных работ и самостоятельных работ, таких как доклады, презентации, сообщения.

Специальные предметы, изучение которых является основой для освоения профессии или специальности, как правило предусматривают  выполнение практических работ. Зачастую учащиеся, владея практическими навыками, затрудняются отвечать на теоретические вопросы, игнорируя глубокое понимание теории. Поэтому введение балльно-рейтинговой системы оценивания знаний учащихся стимулирует изучение всего материала, а не только механическое выполнение заданий, кроме того, повышается посещаемость занятий, так как за опоздание и пропуск по неуважительной причине можно снимать баллы.

         Был изучен опыт преподавания специальных дисциплин в колледже, и я пришла к выводу, что для оценивания учащихся лучше всего подходит балльно-рейтинговая система, так как программой предусмотрено много самостоятельной работы.

         Балльно-рейтинговая система позволяет получать достаточно объективную информацию о степени успешности обучения учащихся относительно друг друга. Уже по истечении двух-трех месяцев можно выделить лучших и худших учащихся, что дает преподавателю мощный рычаг позволяющий поощрить студентов, набравших высокие баллы. В своей личной практике я использую такой вид поощрения, как «освобождение от контрольной работы», предоставляю возможность участвовать в проверке и оценивании работ одногруппников, а учащимся-лидерам оценки за курс выставляются «автоматом».

         Кроме этого, уже на раннем этапе формируются массивы учащихся по прогностическому показателю: претендентов на «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и тех учеников, которые отстают от учебного плана и могут остаться не аттестованными. Ранний прогноз позволяет внести корректировку в дальнейшее обучение, наметить будущих участников различных конференций, семинаров и конкурсов мастерства.

       Может показаться, что учащиеся, набравшие определенную сумму баллов, обеспечивающую подходящую оценку, могут перестать заниматься. Но, в основном, происходит срабатывание механизма соревновательности в обучении. Студент, занявший определенное место в групповом табель- рейтинге, не хочет перемещаться вниз, так как это воспринимается как его личная неудача.

       Использование рейтинговой системы, приводящей к состязательности в процессе обучения, существенно повышает стремление учащихся к приобретению знаний, что приводит к повышению качества усвоения материала. Балльно-рейтинговая система хорошо влияет на учащихся в период становления личности, когда учебу они рассматривают, как способ проявить себя, выделиться, обратить на себя внимание.

       Суть рейтинговой системы состоит в том, что, начиная с начало учебного года и до его окончания, полученные учащимся баллы за все виды учебной деятельности, суммируются. По количеству набранных баллов я выставляю полугодовые и годовые «пятибалльные» оценки. Чтобы это сделать, параллельно с каждой работой необходимо ставить баллы, которые нужно набрать для получения отметок «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». Эти баллы также суммируются.

      Все результаты удобно вносить, помимо журнала (естественно, что в него ставятся «округленные» оценки) в компьютерную базу данных. Данная программа позволяет эффективно использовать балльную систему, так как она экономит время при подсчете баллов, оперативно получать информацию о рейтинге каждого учащегося на любой момент времени, реализовать стимулирующую функцию рейтинга.

        Все критерии оценивания были согласованы вместе с учащимися. Памятка дается каждому студенту в начале изучения предмета. Все внимательно изучают возможности, плюсы и минусы рейтинговой системы. Затем на протяжении нескольких недель жестко соблюдаются все требования. Три-четыре недели проходят быстро, учащиеся привыкают к предъявленным требованиям и уже сами требуют от преподавателя большего внимания. Также существуют «негласные законы» по поведению учащихся, т.е. «штрафные баллы» могут быть вычтены на уроке, например, если учащийся при выполнении работы пользуется калькулятором, отсутствует тетрадь или учебник.

           Особое место в оценке занимают тесты и выполнение практических занятий. Перевод стобалльной шкалы в пятибалльную выглядит следующим образом:

100 баллов

0–39

40–56

57–72

73–100

Оценка

2

3

4

5

       В будущем я планирую повысить «цену» баллов:

100 баллов

0–40

41–60

61–80

81–100

Оценка

2

3

4

5

     В дополнении, хочу отметить некоторые «плюсы» и «минусы» данного эксперимента. Во-первых, стало меньше споров: не хочу «3», не хочу «4». Учащиеся сами видят, что оценка объективна и добросовестные учащиеся в более выгодном положении.

      Возникает очень важный момент: нужно обязательно вводить жесткий контроль для принятия задолженности учащихся. Например, пропущенные по уважительной причине работу или не полностью выполненную в течение занятия можно сдать в семидневный срок. Значительно увеличились затраты времени преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снизилась, хотя не полностью. Очень важно вести точный учет выполненных заданий.

Гистограмма успеваемости учащихся группы Э-92 на 30.09.2021г.

       Для сравнения мы взяли спецпредмет «Основы электроники», но повторяюсь это может быть любой предмет.

Гистограмма успеваемости учащихся группы Э-92 на 30.11.2021г.

     Из данных гистограмм видно, что со временем оценки претерпели изменения и в стобалльной системе наиболее соответствуют уровню знаний учащихся, что наглядно демонстрирует преимущества балльно-рейтинговой системы оценивания.

     

          Наиболее показательными являются тестовые задания – рассмотрим первые пять из тридцати шести заданий:

1.        Указать электровакуумный прибор работающий за счёт управления интенсивностью потока электронов, движущихся в вакууме или разрежённом газе между электродами.

а)        электронная лампа

б)        светодиод

в)        транзистор

г)        магнетрон

эталон ответ(а)

2.        Выбрать вспомогательные конструктивные элементы электровакуумных приборов

а)        Детали, необходимые для работы ламп

б)        Детали, служащие для обеспечения механической жесткости всей конструкции, электрической изоляции, газопоглощения, удобства монтажа лампы в аппаратуре

в)        Детали, служащие для создания электрического поля требуемой конфигурации

г)        Детали, позволяющие реализовывать процессы, непосредственно определяющие преобразование электрических величин

эталон ответа (б)

 

3.        Выбрать основные конструктивные элементы электровакуумных приборов

а)        Элементы, с помощью которых в лампе создается электромагнитное поле

б)        Элементы, с помощью которых в лампах создается электростатистическое поле

в)        Элементы, с помощью которых в лампе создается электрическое поле требуемой конфигурации и реализуются процессы, непосредственно определяющие преобразование электрических величин

г)        Элементы, с помощью которых осуществляется различного рода преобразования величин

эталон ответа (в)

4.        Указать чем определяется ток катода

а)        зарядом электронов, уходящих от катода и анода за единицу времени

б)        суммарным зарядом электронов, уходящих от катода за единицу времени

в)        зарядом электронов, уходящих от анода за единицу времени

г)        зарядом электронов, уходящих от катода за единицу времени

эталон ответа (в)

За каждое правильное тестовое задание (верный ответ) ставится 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов

5 (отлично)

34-36 ответов

4 (хорошо)

28-33 ответов

3 (удовлетворительно)

25-27 ответов

2 (неудовлетворительно)

24 и менее ответов

Таким образом, при 36 заданиях – удовлетворительным считается 70 % правильно выполненных тестовых заданий (т.е. правильных ответов из 36 – оценка «3», 24 и меньше – оценка «2»), далее, на более высокую оценку «4» и «5» определяется самостоятельно критерий (например, 34-36 правильных ответов – оценка «5», 28-33 – «4»

Время выполнение заданий -45 мин

     На практических работах расписываюсь за каждое выполненное задание, а потом выставляю баллы в рейтинговую таблицу.

             

      Балльно-рейтинговая таблица для учащихся составлена из следующих разделов:

  • Посещение занятий – 5 баллов;
  • Ответу доски – 10 баллов;
  • Ответ с места – 5 баллов;
  • Доклады, презентации, сообщения – до 30 баллов;
  • Ведение тетради – до 25 баллов (5 проверок по 5 баллов);
  • Практическое задание - до 40 баллов;
  • Экскурсия на ПАО «Тензор» – 30 баллов;        
  • Дифференцированный  зачет – до 35 баллов.

          В  позиции «доклады, презентации, сообщения» указано максимальное количество баллов, которое может уменьшаться, в зависимости от качества работы.

      Рассмотрим применение балльно-рейтинговой системы на примере оценок одной группы Э-92  (Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования) за 2021-2022 учебный год.

Фамилия И.О.

Посеще-ние

Ответ

у доски

Ответ

с места

Доклады

Ведение

тетради

Практич.

задания

Экскурсия

Дифф.

зачет

Баллы

Общая

оценка

ххххххххххх

125

-

10

20

15

18

-

20

208

3

ххххххххххх

145

-

10

-

15

20

30

20

240

3

ххххххххххх

150

10

-

25

20

24

30

30

289

4

ххххххххххх

150

30

5

25

20

28

30

35

323

5

ххххххххххх

150

-

5

-

15

20

30

20

240

3

ххххххххххх

150

40

-

30

25

34

30

30

339

5

ххххххххххх

140

20

10

-

15

20

-

25

230

3

ххххххххххх

150

-

5

25

20

22

30

30

282

4

ххххххххххх

150

30

5

-

20

26

30

30

291

4

ххххххххххх

150

30

20

30

25

36

30

35

356

5

ххххххххххх

145

-

5

-

20

22

30

25

247

3

ххххххххххх

135

-

5

30

25

28

30

30

283

4

ххххххххххх

130

20

10

-

20

24

-

20

224

3

ххххххххххх

145

10

5

20

25

30

30

30

295

4

ххххххххххх

150

30

10

30

25

36

30

35

341

5

ххххххххххх

150

20

10

30

25

38

30

35

328

5

ххххххххххх

150

10

5

-

20

22

30

30

267

4

ххххххххххх

140

-

10

20

20

24

30

30

274

4

ххххххххххх

145

20

10

30

15

18

-

30

268

4

           На данную группу установлена следующая рейтинговая шкала:

    -  «отлично» - 300 и более;

    - «хорошо» - 250 –300 баллов;

     - «удовлетворительно» - 200-250 баллов;

     - «неудовлетворительно» - меньше 200 баллов.

     По итогам 2029-2022 года я планирую внести изменения в данную шкалу.

Традиционные системы контроля и оценки знаний, умений учащихся «грешат», по-моему, мнению, одним существенным недостатком. Этот недостаток состоит в том, что все «нити» контроля и «рычаги» управления находятся в руках преподавателя. Это лишает учащегося инициативы, самостоятельности и состязательности в учебе. Основная ее особенность заключается в передаче «нитей» контроля от преподавателя к учащемуся.

      В рейтинговой системе учащийся сам распределяет свои баллы. В этой системе не существует «отличников», «хорошистов», а есть первый, второй, десятый учащийся по уровню достигнутых учебных результатов.

      Опыт работы по рейтинговой системе контроля знаний в группах с разным уровнем знаний позволяет сделать вывод, что такая система дает возможность активизировать ученика на уроках и в послеурочное время.

    Я удовлетворена первыми результатами и считаю, что рейтинговая система оценивания знаний направлена на повышение уровня усвоения материала.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в текущей редакции).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с изм. и доп. от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).

  1. Приказ Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613.
  2. Письмо Минобрнауки России «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08.
  3. Информационно-методическое письмо об актуальных вопросах модернизации среднего профессионального образования на 2017/2018 г. — http://www.firo.ru/
  4. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников.

СПб., 2008.

  1. Глухова И. В. «Безотметочное оценивание знаний учащихся в начальной школе» http://festival.1september.ru/articles/310771
  2. Горелик Г. Е. Новые слова науки — от маятника Галилея до квантовой гравитации. — Библиотечка «Квант», вып.127. Приложение к журналу «Квант», № 3/2013. — М. : Изд-во МЦНМО, 2017. 
  3. Кунаш М. А. Астрономия 11 класс. Методическое пособие к учебнику Б. А.Воронцова-Вельяминова, Е.К.Страута /М. А. Кунаш — М. : Дрофа, 2018.
  4. Кунаш М. А. Астрономия. 11 класс. Технологические карты уроков по учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута / М. А. Кунаш — Ростов н/Д : Учитель, 2018.
  5.  Лебедь И. Использование рейтинговой системы контроля знаний.

Математика 2003, № 3.

  1. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Трубченков А.С., Федорова Е.Е. Профильная школа № 3, 2005.
  2. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  3. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов - М.:ФИРО - 2006 -184с.
  4.  Сафонова, Т.Н. Экспертно-обучающая система оценки качества знаний в рамках модульной технологии обучения / Т.Н.Сафонова // Труды 6-й международной научно-практической Интернет-конференции "Преподаватель высшей школы в XXI веке" - Ростов н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения - 2008. - Сб. 6 - Ч.1 - С.255 – 258.
  5. Симановский А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации.М.: Баласс, 2003.
  6.  Цукерман Г. А. Оценка без отметки. — М.-Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 1999. — 113 с. Критериальное оценивание в начальной школе.


Интернет-ресурсы:

  1. Алисова Е.А., Шишкина Т.В,Куренко О.В. Статья "Зачетно-балльно-рейтинговая система оценивания знаний учащихся на третьей ступени обучения" http://festival.1september.ru/articles/528916
  2. Астрономическое общество. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. su/EAAS
  3. Гомулина Н.Н. Открытая астрономия / под ред. В.Г. Сурдина. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.college.ru/astronomy/course/content/index.htm Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга МГУ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. sai. msu. ru
  1. Новости космоса, астрономии и космонавтики. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www. astronews. ru/
  2. Общероссийский астрономический портал. Астрономия РФ. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://xn--80aqldeblhj0l.xn--p1ai/
  3. Российская астрономическая сеть. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http:// www. astronet. ru
  4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.krugosvet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проектов на уроках специальных дисциплин

Презентация рассказывает об использовании метода проектов на уроках специальных дисциплин с  применением технологического модуля САПР CAD/CAM/ ADEM  для подготовки  обучающихся по профе...

Система работы педагога дополнительного образования по применению средств информационно-коммуникационных технологий в обучении учащихся объединения

Приобретая навыки работы с различными компьютерными программами, внедряя их в учебный процесс, можно организовывать свои занятия на более высоком педагогическом уровне.   Современные информа...

Использование рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся как средство повышения эффективности процесса обучения

 Профессиональное мастерство современного рабочего предполагает знание основ современного производства и высокий уровень специальных умений и навыков. Тем не менее, оценка сформированности...

Портфлио- форма оценивания достижений учащихся.

Портфлио- форма оценивания достижений учащихся....

Применение балльно-рейтинговой технологии оценивания достижений обучающихся на уроках астрономии в колледже

      Данное методическое пособие рассчитано на широкий круг преподавателей колледжей, техникумов, ВУЗов и учителей общеобразовательных школ. В нем я делюсь опытом использования ...

Возможности использования мультимедийных образовательных технологий на уроках специальных дисциплин

Мультимидейные технологии в оброзовательном процессе в колледже на уроках "строительства и эксплуатации автомобильных дорог и аэродромов".Факторы вличния на оброзовательный процес....

Презентация "Оценивание деятельности учащихся на уроке музыки"

Данная презентация составлена с использованием научно-методических трудов кандидата педагогических наук Е.В. Николаевой....