Главные вкладки

    Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку на основе применения игровых технологий в системе профессионального образования
    статья по теме

    Лашина Лариса Петровна

    Современная образовательная картина в обществе резко отличается  от той, которая была сформирована в доиндустриальном обществе. Профессиональная успешность человека определяется уровнем развития ключевых компетенций, развитие которых требует поиска особых организационных форм внедрения компетентностного подхода в практику профессионального образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_dlya_konkursa.docx23.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Реализация компетентностного подхода в процессе обучения иностранному языку на основе применения игровых технологий  в системе профессионального образования

    Лашина Л.П.,

    преподаватель иностранного языка

    Сургутского политехнического колледжа

    Современная педагогическая картина мира резко отличается от той, которая была сформирована в доиндустриальном обществе. Компетентностный подход к обновлению содержания образования рассматривается как очередной шаг в естественном процессе следования образовательного учреждения за требованиями меняющегося мира. Успешность человека в будущей профессиональной и социальной жизни определяется уровнем развития ключевых компетенций, развитие которых требует поиска особых организационных форм внедрения компетентностного подхода в практику профессионального образования.

    Традиции образовательного процесса неразрывно связаны с игровой деятельностью. Метод игровых технологий является одним из активных методов обучения в современном образовании. Игровые технологии помогают реализовать личностно-ориентированный и компетентностный  подходы  в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом  индивидуальных способностей обучающихся, их уровня обученности, склонностей и т.д.

    Применение в учебном познании игровых технологий стимулирует развитие всех сфер личности учащихся – мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, коммуникативной, деятельностной, морально-нравственной и позволяет развивать необходимые навыки, а именно - четкое выполнение поставленной задачи, умение сформулировать противоположное мнение, умение аргументировать и защищать собственную точку зрения, мыслить критически и решать поставленную задачу, развивать  стратегическое мышление.

    Внедрение метода игровых технологий благотворно сказывается на содержании учебного процесса, придает ему новый потенциал интереса и творчества. Метод игровых технологий выполняет  исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения, создания условий для формирования творческой личности учащихся и повышение уровня профессионального мастерства учителя.

    Будучи интерактивным методом обучения, метод игровых технологий завоевывает позитивное отношение со стороны учащихся, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками, что представляется достаточно важным при профессиональной подготовке. Метод игровых технологий активизирует слушателей и позволяет выполнить текущее практическое задание, развивая аналитические и коммуникативные способности. Использование метода позволяет научиться организовывать обследования объекта, работать с входными и выходными материалами, уметь понимать, создавать, анализировать и систематизировать их.

    Игровой метод таит в себе богатые обучающие возможности и  всегда предполагает определенного напряжения эмоциональных и умственных сил, а также умения принятия решения. Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность у обучающихся. Положительным является и тот факт, что выполнение задания осуществляется  на иностранном языке.  

    Использование данного метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации и обеспечивает имитацию творческой деятельности учащихся по производству известного в науке знания, а также для получения принципиально нового знания.

    Применение различных форм организации занятий для создания мотивации усвоения знаний -  мощнейший мотив, который нужно использовать современному учителю в работе. Внедрение данного образовательного метода при обучении иностранным языкам позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему и содержание дисциплины.

    Огромные возможности для осуществления поставленных задач предоставили учебные занятия по дисциплине «Иностранного язык», которые имеют профессиональную направленность и позволяют учащимся  осваивать общие и профессиональные компетенции. Внедрение игровых технологий при обучении иностранным языкам позволяет на практике реализовать компетентностный подход, что развивает методическую систему дисциплины и обогащает её содержание, способствует демократизации и модернизации учебного процесса, раскрепощение преподавателей, формирование прогрессивного и творческого стиля мышления, этики и мотивации педагогической деятельности. Проведение занятий с использованием игровых технологий в учреждения профессионального образования позволяет учащимся глубже познавать значение дисциплины, получить практический опыт будущей профессиональной деятельности, учиться применять полученные знания для решения конкретных производственных вопросов; анализировать изменяющуюся обстановку и принимать обоснованные квалифицированные решения;  разбираться в нормативно-технической литературе и пользоваться ею. Использование различных игровых приемов и ситуаций способствует формированию дружного коллектива, так как каждый участник в игре имеет возможность взглянуть на себя и своих товарищей со стороны. При грамотной организации занятий игровые методы воспитывают ответственность и взаимопомощь учащихся, так как в игре они должны быть "одной командой", постоянно помогая и поддерживая друг друга.  

    Метод игровых технологий – это не просто методическое нововведение, а метод, направленный на развитие общего интеллектуального и коммуникативного потенциала обучающегося и обучающего и может стать реальным средством повышения профессиональной компетентности, способом соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

    Список использованной литературы

    1. Бершадский, М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе [Текст] / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89-94.
    2. Будакова, О. В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка [Текст] / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунарной научной конференции (г. Москва, апрель 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — с. 152-154.
    3. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку.- М.: Издательский центр  «Академия», 2009.-264с.
    4. Конышева, А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам – [Текст] / А. В. Конышев. - СПб.: Каро, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. – С. 55 – 89.
    5. Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании [Электронный ресурс] / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. – 2004. – №5.-С.3-12.
    6. Петричук, И.И. Еще раз об игре. Иностранные языки в школе №2. 2008. 37с.
    7. Скворцова, Г.А. Компетентностный подход: правила постановки учебных целей [Текст] / Г. Скворцова // Первое сентября. – 2008. – №4. – С. 10.
    8. Щерабакова, В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности [Текст] / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 39-41.

    Электронные ресурсы

    1.  http://www.mon.gov.ru/ - МО РФ
    2. http://www.educom.ru/ru/nasha_novaya_shkola/projekt1.pdf - «Наша новая школа»
    3. 1sentyabrya.ru/zknd/obra/
    4. www.zakonoproekt2010.ru. - Закон об Образовании в Российской Федерации
    5. http://1september.ru – «Первое сентября»
    6. http://iyazyki.ru – Интернет-издание «Иностранные языки в школе»
    7. http://www.ug.ru  – Учительская газета


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание в процессе обучения иностранному языку (из опыта работы).

    В статье рассматриваются четыре аспекта постановки воспитательной цели урока иностранного языка, а также факторы, посредством которых осуществляется воспитание на уроках, даны определения нравст...

    Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.

    Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....

    Коммуникативно – ситуативный метод обучения иностранному языку в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

    Одним из актуальных и результативных направлений, содействующих совершенствованию методики преподавания иностранного языка в учебных заведениях начальн...

    Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

    Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

    Реализация регионоведческого компонента государственного образовательного стандарта в процессе обучения иностранному языку

    В статье раскррывается необходимость использования регионоведческого материала на уроках английского языка в процессе формирования социокультурной компетенции учащихся....

    РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ УСВОЕНИЯ ПМ.02 СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ, РЕМОНТ И ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ

    В настоящей работе рассматривается формирование профессиональных компетенций у студентов специальности 270835 (08.02.10) Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, в ходе выполнения лабор...

    МЕТОД КЕЙС–СТАДИ В ПРЕПОДАВАНИИ СПЕЦДИСЦИПЛИН КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

    Статья "Метод кейс–стади в преподавании спецдисциплин как средство реализации компетентностного подхода в процессе обучения студентов профессиональной школы ", подготовленная в рамках участия в I-й Ме...