Рабочая программа по дисциплине Основы электротехники
рабочая программа по теме

Рабочая программа по дисциплине Основы электротехники (для подготовки квалифицированных рабочих и служащих)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osnovy_elektrotehnika_ops.doc141 КБ
Microsoft Office document icon rp_osnovy_elektrotehnika_elks.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине  ОП.02 Основы электротехники

Профессия СПО  220703.03 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

2014

ОДОБРЕНА

Цикловой методической

комиссией 

                   

Протокол  № ___

от «___» ____________ 201__г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального  профессионального образования

220703.03 Электромонтер охранно-пожарной сигнализации

 

Председатель цикловой методической комиссии

______________ / Кондря Т.Ю./

            Подпись                                      Ф.И.О.

Заместитель директора по учебно-производственной работе

______________ / И.Г. Бозрова /

            Подпись                                         Ф.И.О.

Составитель:

Павлова Е.В. преподаватель высшей  квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.02 Основы электротехника  

1.1.Область применения  программы

        Программа учебной дисциплины электротехника является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии  220723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Монтировать линейные сооружения (электропроводки) ОПС, СКУД, системы охранного телевидения (СОТ), оповещения, пожаротушения, дымоудаления, инженерной автоматики и оборудования охранного освещения.

ПК 2.2. Выполнять работы по установке и монтажу оборудования ОПС, СКУД, СОТ, оповещения, пожаротушения, дымоудаления, инженерной автоматики и охранного освещения.

ПК 2.3. Выполнять монтаж и наладку датчиков и извещателей систем ОПС, считывателей, контроллеров и исполнительных устройств СКУД, телекамер, кронштейнов, поворотных устройств и приборов охранного освещения СОТ, клапанов, датчиков и модулей пожаротушения, датчиков инженерной автоматики, клапанов и реле дымоудаления.

ПК 2.4. Выполнять работы по установке и монтажу устройств объектовых, ретрансляторов и пультов систем централизованного наблюдения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • эксплуатировать электроизмерительные приборы;
  • контролировать качеств выполняемых работ;
  • производить контроль различных параметров;
  • читать инструктивную документацию;

знать:

  • основные законы электротехники;
  • общие сведения об электросвязи и радиосвязи;
  • техническую терминологию; основные виды технических средств сигнализации;
  • основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты.

        1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося - 23 часа.

                                                                                               


2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

лабораторные работы

8

практические работы

2

Самостоятельная работа обучающегося

23

Итоговая аттестация    в форме дифференцированного зачета


2.2.   Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Основы электротехники»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи дисциплины, ее роль в формировании у обучающихся профессиональных компетенций. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Порядок и форма проведения занятий. Рекомендации по организации самостоятельной работы  обучающихся при изучении дисциплины.

1

1

Раздел 1.

Электрическое поле

7

Тема 1.1. Электронная теория строения вещества.

Содержание учебного материала

Планетарная модель строения атома. Скомпенсированные и некомпенсированные заряды. Силовые поля некомпенсированных зарядов. Характеристики электрического поля. Закон Кулона. Принцип суперпозиции полей.

1

2

Тема 1.2. Электрическая емкость. Конденсаторы.

Содержание учебного материала

Плоский конденсатор, его устройство и свойства. Энергия электрического поля конденсатора. Пробивное напряжение конденсатора. Запас прочности. Параллельно и последовательно соединение конденсаторов. Конденсатор, как накопитель энергии. Использование конденсатора в электрических цепях.

2

2

Практическая работа № 1

Расчет емкостных электрических цепей.

2

2

Самостоятельная работа:

Решение задач по образцу.

2

2

Раздел 2.

Постоянный электрический ток.  

20

Тема 2.1. Электрическая цепь постоянного тока

Содержание учебного материала

Электрический ток его сущность, условия возникновения и основные параметры. Сопротивление электрическому току. Физическая сущность активного и реактивного сопротивления. Резисторы, как регуляторы энергетического режима цепи. Способы соединения резисторов в цепи. Делители тока, делители напряжения. Практические занятия: расчет резистивных электрических цепей. Мощность. Законы Кирхгофа. Их  формулировка и использование при расчете цепей.

6

2

Лабораторная работа №1

Линейная электрическая цепь постоянного тока при последовательном соединении приемников электрической энергии.

Лабораторная работа №2

Линейная электрическая цепь постоянного тока при параллельном соединении приемников электрической энергии.

Лабораторная работа № 3

Линейная электрическая цепь постоянного тока при смешанном соединении приемников электрической энергии.

6

3

Самостоятельная работа:

Решение задач по образцу.

Систематизирование материалы по разделу  в виде таблицы.

8

3

Раздел 3

Магнитные цепи

2

Тема 3.1. Магнитная цепь. 

Содержание учебного материала

Определение магнитного поля. Магнитное поле прямого проводника, контура, катушки. Свойства магнитного поля. Правило обхвата. Магнитная индукция, напряженность магнитного поля. Определение магнитного потока. Магнитное поле в различных средах. Постоянные магниты и электромагниты. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Петля гистерезиса.

2

2

Раздел 4.

Электромагнитная индукция.

2

Тема 4.1. Электромагнитная индукция. 

Содержание учебного материала

Индуктивность. Самоиндукция и взаимоиндукция. Электромагнитная индукция. Проводник с током в магнитном поле. Вихревые токи. Применение электромагнитов.

2

2

Раздел 5.

Переменный ток

8

Тема 5.1. Активные и реактивные элементы.

Содержание учебного материала

Переменное напряжение и переменный ток, их получение и основные параметры. Реакция различных элементов цепи на переменный ток. Влияние различных частот тока на реакцию компонентов электрической цепи. Последовательное соединение приемников переменного тока. Понятие о свободных колебаниях в электрической цепи. Характеристическое сопротивление контура. Идеальный и реальный контур. Условие возникновение свободных затухающих колебаний. Затухание и добротность. Проводимость цепей переменного тока. Последовательный и параллельный контуры. Резонанс токов, резонанс напряжений. Применение контуров.  Комплексный метод анализа цепей переменного тока.

3

2

Тема 5.2. Мощность переменного тока.

Содержание учебного материала

Активная и реактивная мощность в цепях синусоидального тока. Полная мощность, баланс мощностей.

1

2

Тема 5.3. Трехфазный ток

Содержание учебного материала

Принципы построения многофазных систем. Элементы трехфазной системы. Соединение фаз звездой. Соединение фаз треугольником.  Мощность трехфазной системы и ее измерение. Расчет трехфазной цепи с симметричной нагрузкой.

4

2

Раздел 6.

Электрические измерения.

4

Тема 6.1. Системы измерительных приборов. 

Содержание учебного материала

Назначение электрических измерений. Меры и измерительные приборы. Методы измерений. Погрешности. Стрелочные электроизмерительные приборы (электромагнитные, магнитоэлектрические). Электронные измерительные приборы.

2

2

Лабораторные работы № 4

Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений.

2

2

Раздел 7.

Трансформаторы

12

Тема 7.1 Трансформаторы.

Содержание учебного материала

Принцип действия и устройство трансформатора.  Потери энергии. Расчет холостого хода. Магнитные потокосцепления.  Напряжения, магнитодвижущие силы, токи в наружном трансформаторе. Векторная диаграмма. Особенности устройства и работы трехфазных трансформаторов. Автотрансформаторы.

4

2

Самостоятельная работа:

Подготовка реферата на тему: «Использование трансформаторов в нашей жизни».

Решение задач по образцу.

8

2

Раздел 8.

Электрические машины.

7

Тема 8.1 Машины постоянного тока.

Содержание учебного материала

Устройство машин постоянного тока. Принцип действия коллектора. Обмотки якоря. Электродвижущая сила якоря. Электромагнитный момент. Коммутация и реакция якоря. Классификация машин постоянного тока. Генераторы. Двигатели.

2

2

Самостоятельная работа:

Подготовка доклад на тему «Использование машин постоянного тока».

5

2

Раздел 9.

Электронные устройства.

6

Тема 9.1 Полупроводники и полупроводниковые приборы. 

Содержание учебного материала

Электронная и дырочная электропроводность. Электропроводность полупроводников. Полупроводниковые диоды. Транзисторы биполярные.  Соединение транзисторов с источником электроэнергии.   Классификация электронных усилителей, их принцип действия. Обратная связь в усилителях. Усилители на биполярных транзисторах. Фотоэлектрические полупроводниковые приборы. Интегральные микросхемы.

5

2

Дифференцированный зачет

1

3

Всего

Аудиторных часов

45

Самостоятельная работа

23

Максимальная учебная нагрузка

68


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.

Оборудование учебного кабинета

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий для проведения занятий по дисциплине «Электротехника»;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор.

Оборудование лаборатории:

по количеству обучающихся:

- комплект лабораторного оборудования для проведения лабораторных работ по электротехнике.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. - Электротехника» - Москва, ACADEMiA, 2011.

Дополнительные источники:

  1. Теоретические основы электротехники. Теория электрических цепей и электромагнитного поля. Башарин  С.А., Федоров В. В. М. Академия  2011.
  2. Теоретические основы электротехники. Евдокимов Ф.Е. М. Академия  2004.
  3. Электротехника.  Касаткин А.С., Немцов М.В. М. Академия  2007.
  4. Справочник электромонтажника. Сибикин Ю. Д. М. Академия  2009.
  5. Измерительная техника.  Учебник. Шишмарёв В. Ю. М.
  6. Электротехника и электроника. Жаворонков М. А, Кузмин А.В.  М. Академия  2012.

7.Электронный ресурс, справочное пособие по электротехнике и электронике. Форма доступа: http://www.toroid.ru/netushil.html

8.Электронный ресурс: Электротехника - это просто. Форма доступа:http://moikompas.ru/compas/elektro

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,  исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

эксплуатировать электроизмерительные приборы

лабораторные работы

контролировать качеств выполняемых работ

лабораторные работы

производить контроль различных параметров

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, лабораторные работы

читать инструктивную документацию

лабораторные работы

Знания:

основные законы электротехники;

самостоятельные работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа, зачет

общие сведения об электросвязи и радиосвязи

внеаудиторная самостоятельная работа,

оформление отчета к лабораторным работам.

техническую терминологию; основные виды технических средств сигнализации

внеаудиторная самостоятельная работа,

оформление отчета к лабораторным работам.

основные сведения об электроизмерительных приборах, электрических машинах, аппаратуре управления и защиты

внеаудиторная самостоятельная работа,

оформление отчета к лабораторным работам.



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ № 54

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине  ОП.06 Основы электротехники

Профессия СПО 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания

2014

ОДОБРЕНА

Цикловой методической

комиссией 

 

                   

Протокол  № ___

от «___» ____________ 201__г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального  профессионального образования

 210723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания

 

Председатель цикловой методической комиссии

______________ / Кондря Т.Ю./

            Подпись                                      Ф.И.О.

Заместитель директора по учебно-производственной работе

______________ / И.Г. Бозрова /

            Подпись                                         Ф.И.О.

Составитель:

Павлова Е.В. преподаватель высшей  квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ

1. Паспорт примерной программы учебной дисциплины

4

2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины

6

3. Условия реализации программы учебной дисциплины

12

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13

 

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 06. Основы электротехники  

1.1.Область применения  программы

        Программа учебной дисциплины электротехника является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии  220723.04 Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:         Учебная дисциплина входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

        Изучение данной дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

        Общие компетенции:

        ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

        ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

        ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

        ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

        ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

        ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

        ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

        Профессиональные компетенции:

        ПК 1.1. Проводить измерения на волоконно-оптических и медно-жильных кабельных линиях связи.

        ПК 1.2. Заполнять протокол простейших измерений физических характеристик измеряемых кабелей, обрабатывать и хранить его в электронном виде.

        ПК 2.1. Устанавливать (заменять), укреплять и выправлять опоры и стойки ручным и механизированным способом.

        ПК 2.2. Обслуживать оконечные кабельные устройства.

        ПК 2.3. Изготавливать и окрашивать вспомогательные устройства.

        ПК 3.1. Участвовать в прокладке кабеля в телефонной канализации ручным и механизированным способом.

        ПК 3.2. Проводить работы по строительству городской телефонной канализации в составе бригады кабельщиков.

        ПК 3.3. Прокладывать и докладывать трубы телефонной канализации.

        ПК 3.4. Выполнять работы, связанные с паспортизацией трасс.

        ПК 3.5. Обеспечивать техническое обслуживание канализационных сооружений.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- читать электрические схемы;

- использовать в своей профессиональной деятельности электронные устройства;

- выполнять простейшие расчеты в электрических цепях;

- выполнять подбор электрических элементов в электрических цепях.

знать:

 - основы теоретической и практической электротехники;

 - понятие электрического и магнитного полей, их важнейшие характеристики;

 - свойства и применение магнитных проявлений в профессии;

 - состав и принципы функционирования электронных устройств разных видов.

        1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 68 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 45 часов;
  • самостоятельной работы обучающегося - 23 часа.

                                                                                               


2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

68

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

лабораторные работы

10

практические работы

4

Самостоятельная работа обучающегося

23

Итоговая аттестация    в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  ОП 06. Основы электротехники

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Цели и задачи дисциплины, ее роль в формировании у обучающихся профессиональных компетенций. Краткая характеристика основных разделов дисциплины. Порядок и форма проведения занятий. Рекомендации по организации самостоятельной работы  обучающихся при изучении дисциплины.

1

1

Раздел 1.

Электрическое поле

7

Тема 1.1. Электронная теория строения вещества.

Содержание учебного материала

Планетарная модель строения атома. Скомпенсированные и некомпенсированные заряды. Силовые поля некомпенсированных зарядов. Характеристики электрического поля. Закон Кулона. Принцип суперпозиции полей.

1

2

Тема 1.2. Электрическая емкость. Конденсаторы.

Содержание учебного материала

Плоский конденсатор, его устройство и свойства. Энергия электрического поля конденсатора. Пробивное напряжение конденсатора. Запас прочности. Параллельно и последовательно соединение конденсаторов. Конденсатор, как накопитель энергии. Использование конденсатора в электрических цепях.

2

2

Практическая работа № 1

Расчет емкостных электрических цепей.

2

2

Самостоятельная работа:

Решение задач по образцу.

2

2

Раздел 2.

Постоянный электрический ток.  

24

Тема 2.1. Электрическая цепь постоянного тока

Содержание учебного материала

Электрический ток его сущность, условия возникновения и основные параметры. Сопротивление электрическому току. Физическая сущность активного и реактивного сопротивления. Резисторы, как регуляторы энергетического режима цепи. Способы соединения резисторов в цепи. Делители тока, делители напряжения. Практические занятия: расчет резистивных электрических цепей. Мощность. Законы Кирхгофа. Их  формулировка и использование при расчете цепей.

4

2

Лабораторная работа №1

Линейная электрическая цепь постоянного тока при последовательном соединении приемников электрической энергии.

Лабораторная работа №2

Линейная электрическая цепь постоянного тока при параллельном соединении приемников электрической энергии.

Лабораторная работа № 3

Линейная электрическая цепь постоянного тока при смешанном соединении приемников электрической энергии.

Лабораторная работа № 4

Мощность цепи и методы ее измерения

8

3

Самостоятельная работа:

Решение задач по образцу.

Систематизирование материалы по разделу  в виде таблицы.

8

3

Раздел 3

Магнитные цепи

4

Тема 3.1. Магнитная цепь. 

Содержание учебного материала

Определение магнитного поля. Магнитное поле прямого проводника, контура, катушки. Свойства магнитного поля. Правило обхвата. Магнитная индукция, напряженность магнитного поля. Определение магнитного потока. Магнитное поле в различных средах. Постоянные магниты и электромагниты. Диамагнетики, парамагнетики и ферромагнетики. Петля гистерезиса.

2

2

Практическая работа №2

Расчет простейших магнитных цепей

2

2

Раздел 4.

Электромагнитная индукция.

2

Тема 4.1. Электромагнитная индукция. 

Содержание учебного материала

Индуктивность. Самоиндукция и взаимоиндукция. Электромагнитная индукция. Проводник с током в магнитном поле. Вихревые токи. Применение электромагнитов.

2

2

Раздел 5.

Переменный ток

8

Тема 5.1. Активные и реактивные элементы.

Содержание учебного материала

Переменное напряжение и переменный ток, их получение и основные параметры. Реакция различных элементов цепи на переменный ток. Влияние различных частот тока на реакцию компонентов электрической цепи. Последовательное соединение приемников переменного тока. Понятие о свободных колебаниях в электрической цепи. Характеристическое сопротивление контура. Идеальный и реальный контур. Условие возникновение свободных затухающих колебаний. Затухание и добротность. Проводимость цепей переменного тока. Последовательный и параллельный контуры. Резонанс токов, резонанс напряжений. Применение контуров.  Комплексный метод анализа цепей переменного тока.

3

2

Тема 5.2. Мощность переменного тока.

Содержание учебного материала

Активная и реактивная мощность в цепях синусоидального тока. Полная мощность, баланс мощностей.

1

2

Тема 5.3. Трехфазный ток

Содержание учебного материала

Принципы построения многофазных систем. Элементы трехфазной системы. Соединение фаз звездой. Соединение фаз треугольником.  Мощность трехфазной системы и ее измерение. Расчет трехфазной цепи с симметричной нагрузкой.

4

2

Раздел 6.

Электрические измерения.

4

Тема 6.1. Системы измерительных приборов. 

Содержание учебного материала

Назначение электрических измерений. Меры и измерительные приборы. Методы измерений. Погрешности. Стрелочные электроизмерительные приборы (электромагнитные, магнитоэлектрические). Электронные измерительные приборы.

2

2

Лабораторные работы № 4

Ознакомление с основными электромеханическими измерительными приборами и методами электрических измерений.

2

2

Раздел 7.

Трансформаторы

10

Тема 7.1 Трансформаторы.

Содержание учебного материала

Принцип действия и устройство трансформатора.  Потери энергии. Расчет холостого хода. Магнитные потокосцепления.  Напряжения, магнитодвижущие силы, токи в наружном трансформаторе. Векторная диаграмма. Особенности устройства и работы трехфазных трансформаторов. Автотрансформаторы.

2

2

Самостоятельная работа:

Подготовка реферата на тему: «Использование трансформаторов в нашей жизни».

Решение задач по образцу.

8

2

Раздел 8.

Электрические машины.

7

Тема 8.1 Машины постоянного тока.

Содержание учебного материала

Устройство машин постоянного тока. Принцип действия коллектора. Обмотки якоря. Электродвижущая сила якоря. Электромагнитный момент. Коммутация и реакция якоря. Классификация машин постоянного тока. Генераторы. Двигатели.

2

2

Самостоятельная работа:

Подготовка доклад на тему «Использование машин постоянного тока».

5

2

Раздел 9.

Электронные устройства.

4

Тема 9.1 Полупроводники и полупроводниковые приборы. 

Содержание учебного материала

Электронная и дырочная электропроводность. Электропроводность полупроводников. Полупроводниковые диоды. Транзисторы биполярные.  Соединение транзисторов с источником электроэнергии.   Классификация электронных усилителей, их принцип действия. Обратная связь в усилителях. Усилители на биполярных транзисторах. Фотоэлектрические полупроводниковые приборы. Интегральные микросхемы.

3

2

Дифференцированный зачет

1

3

Всего

Аудиторных часов

45

Самостоятельная работа

23

Максимальная учебная нагрузка

68


УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета и лаборатории.

Оборудование учебного кабинета

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

-комплект учебно-наглядных пособий для проведения занятий по дисциплине «Электротехника»;

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедийный проектор.

Оборудование лаборатории:

по количеству обучающихся:

- комплект лабораторного оборудования для проведения лабораторных работ по электротехнике.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Бутырин П.А., Толчеев О.В., Шакирзянов Ф.Н. - Электротехника» - Москва, ACADEMiA, 2006.

Дополнительные источники:

  1. Теоретические основы электротехники. Теория электрических цепей и электромагнитного поля. Башарин  С.А., Федоров В. В. М. Академия  2004.
  2. Теоретические основы электротехники. Евдокимов Ф.Е. М. Академия  2004.
  3. Электротехника.  Касаткин А.С., Немцов М.В. М. Академия  2007.
  4. Справочник электромонтажника. Сибикин Ю. Д. М. Академия  2008.
  5. Измерительная техника.  Учебник. Шишмарёв В. Ю. М.
  6. 6. Академия  2005. Электротехника и электроника. Жаворонков М. А, Кузмин А.В.  М.

7.Электронный ресурс, справочное пособие по электротехнике и электронике. Форма доступа: http://www.toroid.ru/netushil.html

8.Электронный ресурс: Электротехника - это просто. Форма доступа:http://moikompas.ru/compas/elektro

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения  лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий,  исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

рассчитывать основные параметры простых электрических и магнитных цепей

лабораторные работы

собирать электрические схемы постоянного и переменного тока и проверять их работу

лабораторные работы

пользоваться современными  электроизмерительными  приборами и аппаратами для диагностики электрических цепей.

практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа, лабораторные работы

Соблюдение правил техники безопасности.

лабораторные работы

Знания:

сущность физических процессов, протекающих в электрических и магнитных цепях;

самостоятельные работы, внеаудиторная самостоятельная работа, контрольная работа, зачет

принципы, лежащие в основе функционирования электрических машин и электронной техники

внеаудиторная самостоятельная работа,

оформление отчета к лабораторным работам.

методику построения электрических цепей, порядок расчёта их параметров

внеаудиторная самостоятельная работа,

оформление отчета к лабораторным работам.

способы включения электроизмерительных приборов и методы измерения электрических величин.

внеаудиторная самостоятельная работа,

оформление отчета к лабораторным работам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Основы электротехники".

Рабочая программа по электротехнике....

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии НПО 270802.09 Мастер общестроительных работ. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы электротехники» для профессии СПО 230401 Информационные системы (по отраслям) Количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебн...

Рабочая программа учебной дисциплины "Основы электротехники

Рабочая программа учебной дисциплины  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных работ

СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА». 41.1 Область применения рабочей программы.. 41.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образ...

Рабочая программа по дисциплине "Основы электротехники"

Рабочая программа по дисциплине "Основы электротехники" для специальности: 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений...