Физика. Нравственность. НТР.
классный час на тему

 

Цель: сформировать у учащихся представления о роли науки, о жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции учёного, о его моральной ответственности за  последствия  применения научных достижений.  Практическое применение научных открытий.

    «…удивлялись росе, удивлялись цветам,

      Удивлялись упругости стали,

      Удивлялись тому, чему люди порой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_fizike_-_kopiya.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по физике

Тема: Физика. Нравственность. НТР.

Цель: сформировать у учащихся представления о роли науки, о жизни общества, о гуманистической сущности науки, о значении нравственной позиции учёного, о его моральной ответственности за  последствия  применения научных достижений.  Практическое применение научных открытий.

    «…удивлялись росе, удивлялись цветам,

      Удивлялись упругости стали,

      Удивлялись тому, чему люди порой

       Удивляться совсем перестали…»й

                                    Ход мероприятия

. Гаснет свет. Звучит музыка. На фоне музыки ученик читает стихи Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет» На экране – слайдфильм. Идут кадры, изображающие человека в разные периоды его жизни, изображения  учёных, природы.

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы- как история планет.

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

А если кто-то незаметно жил

И с этой незаметностью дружил,

Он интересен был среди людей

Самой не интересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир,

Есть в мире этом самый лучший миг ,

Есть в мире этом самый страшный час,

Но это всё неведомо для нас.

И, если умирает человек,

С ним умирает первый его снег,

И первый поцелуй, и первый бой…

Всё это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

Машины и художника холсты,

Да, многому остаться суждено,

Но что-то ведь уходит всё равно!

Таков закон безжалостной игры,

Людей мы помним грешных и земных,

А что мы знали, в сущности, о них?

Учитель: Научно-технический прогресс подобен двуликому Янусу, его достижения могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях. За названием школьного предмета - «Физика», стоят тысячи жизней, тысячи мук и страданий, побед и поражений.

Нужны ли нам - людям 21 века «миллион терзаний» тех, чьи формулы наполнили учебники? Ведь практическое применение их открытий давно освоено, телевидение, радио, электричество, безусловно, двигают жизнь вперёд. Значит, важен результат развития науки. Но,  почему же тогда Альберт Эйнштейн огромное значение придавал нравственности учёного? Люди, которые создавали физику, всегда вызывали у нас чувство восхищения дерзновенностью, смелостью мысли, бескорыстной жаждой познания. Какими же они были?

Звучит музыка, Слайд «Архимед». На фоне тихой музыки голос ученика:

-Древняя Греция. Третий век до нашей эры. В городе Сиракузы на острове Сицилия работает знаменитый учёный  Архимед, заложивший начала механики, гидро-и аэростатики. Всем хорошо известен закон Архимеда, Архимедов винт, известна также легенда о том, что Архимед при помощи жителей Сиракуз сжёг римский флот Марцелла солнечными лучами, отражёнными множеством зеркал. Но благодарное человечество, пожалуй, сохранило память не только о его технических изобретениях. Ещё глубже живёт в нас  легенда об Архимеде- бесстрашном, мужественном учёном-воине.

Легенда гласит, что, когда римские легионеры ворвались в Сиракузы, состарившийся уже Архимед сидел на берегу моря и решал задачу. Увидев над головой своей занесённый меч, он крикнул: «Не трогай моих чертежей!» Несмотря на военные заслуги, на мировую славу математика и механика, сиракузяне  быстро забыли Архимеда. Города, взятые римскими войсками, подверглись разрушению и грабежам. Судьба побеждённых была плачевна. А с точки зрения победителей-римлян, Архимед, нанёсший им большие потери во время длительной осады Сиракуз, был военным преступником. После долгого забвения звезда Архимеда взошла  снова, чтобы сиять вечно.

Звучит музыка, слайд Коперник. На фоне музыки голос ученика:

-Европа. Мрачные годы средневековья. Человеческий разум скован религией. В начале 16 века польский астроном Николай Коперник дал толчок Земле и она завертелась после многовековой неподвижности, на которую её обрекали Платон, Аристотель, Птолимей.

Звучит музыка «Аве Мария», слайд Бруно.

Ученик  Италия, 1550 год. В мир пришёл Джордано Бруно. Самый трагический, самый обаятельный и безрассудный служитель истины и церкви. Его парадоксальное совмещение приведёт его к костру инквизиции.

«Слушайте, вы, неучи, - говорит он.- Во Вселенной существует не только одна наша Солнечная система, но множество подобных ей миров. И на многих из них есть условия, пригодные для жизни разумных существ». Бруно стал жертвой «акта веры». В момент казни Бруно отвернулся от распятия, протянутого сквозь пламя.

На фоне тихой музыки  ученик читает «Второе отречение Галилео Галилея»:

Низкий каменный свод…Крючья…Цепи…Тиски…

От жаровни с углями свечение…

Раскалённым железом скрутило виски…

Отречение …  Ждут отречения

На камнях площадей по вязанке народ

Соберёт эшафот … И ударивши в свод,

Бесновалась толпа… И, ударившись в свод,

Заметалось в беспамятстве»: Я…отрекаюсь…»

Попрошу, мой друг, не открывайте окон-

За окнами сегодня непогода.

Как от волос любимой - только локон-

За окнами сегодня непогода.

Как от волос любимой – только локон-

Осталось мне от жизни четверть года.

Кто верен был, тот превратился в пепел,

Кто был хитёр – угас, во тьме скитаясь,

Кто властвовал – покоится во склепе,

Мне выпало проклятье: «Отрекаюсь!»

Отрекаюсь от жадной толпы, не дождавшейся жертвы,

Отрекаюсь от горстки безумцев, чьи – помыслы  мёртвы,

Чьё оружие – хаос, а принцип-подлог и измена.

Отрекаюсь от власти креста, порождающей ужас,

От жестокого мира, что сам от жестокости спятил,

Отрекаюсь от жён, доносящих на сына и мужа,

От мужей во Христе, что дошли до горящих распятий.

Отрекаюсь от собственных слов, что сорвались перед пыткой,

От желания жить, ибо жизнь в этом мире- отрава…

Дай, мне, Господи, силу на эту вторую попытку,

Отрекаться -  моё ремесло и … последнее право.

Как видишь, я остался предан вере,

Раскаянье, как боль, всегда нежданно.

Уходишь … Затвори плотнее двери

И … Господи…прости меня, Джордано…

(звучит «Аве Мария») Громко.  

Учитель:

-21век. Век, когда миром управляют физики. Как ярко он доказывает, что судьба мира во многом зависит сегодня от  того, какие люди занимаются наукой.

«Наука – это драма, драма идей». Эти слова принадлежат великому физику 20 века - Альберту  Эйнштейну. Творцы открытий – люди. Виновники ошибок – люди. На арене науки сражаются, соревнуются, отстаивают свою правоту идеи, теории, гипотезы, созданные людьми. Эйнштейн создал теории, преобразовавшие облик всей физической науки. Теория броуновского движения, теория фотоэффекта и специальная теория относительности – каждая из работ являлась выдающимся  достижением теоретической физики. Специальная теория относительности – самая гениальная из них. Страстная увлечённость наукой не мешала Эйнштейну интересоваться социальными и нравственными проблемами. Он остро сознавал роль и ответственность учёных в современном обществе.

«Песня единого фронта» в исполнении Э. Буша, слайд Эйнштейн.

-Эйнштейн был гражданином Германии, он сделал всё, что может сделать человек, чтобы стать гордостью своей страны. Но была такая страница в её истории, когда нацисты предали культуру своей отчизны, когда они уничтожили то, чем могла гордиться наука. Они объявили Эйнштейна преступником и книги его пылали в кострах новой инквизиции вместе с трудами Т. Манна, Г.Гейне, Ф. Миллера и других прогрессивных писателей. За его голову было обещано 50 тысяч марок. В знак протеста против гитлеровских гонений он покинул Германию и переехал в США, в город Пристон. Друзья по эмиграции вынуждены были организовать охрану его жизни. Ему был предложен компромисс: «Одно ваше слово в защиту Германии,- писали  ему из берлинской Академии наук,- произвело бы сильное впечатление  за границей». Эйнштейн пренебрёг смертельной опасностью и ответил, что «слово в защиту Германии» зачеркнуло бы борьбу, которую он вёл всю жизнь. Он был не очень счастлив. Ему мало доставалось из того, что нужно человеку – понимания. И даже на вершине человеческих возможностей ему дарили больше любопытства, чем понимания. И всё – таки он всегда оставался Гражданином и Учёным. Альберт Эйнштейн предупреждал»: Забота о человеке и его судьбе должна всегда представлять главный интерес всех технических предприятий, чтобы творение нашего ума становилось благословением, а не проклятием для человечества».

Звучит метроном. Слайд «Взрыв атомной бомбы»

-Во время взрыва атомной бомбы погибло более двухсот тысяч человек. Человечество должно знать, что, атомная энергия остаётся. Вопрос – останемся ли мы?

Если останемся, то мы должны найти средства контроля её. От этого будет зависеть, чем стать атомной энергии – рогом изобилия или сверхъящиком Пандоры. Человек, как Гамлет, должен задать себе вопрос: «Быть или не быть?»

Музыка Альбиони. Адажио. Слайд – И.К. Курчатов.

-Летом 1953 года в Советском Союзе было произведено испытание водородной бомбы. Ещё не было известно имя Игоря Курчатова, сына землемера и внука приходского священника. Он сказал: «Я счастлив, что родился в России»,- и мечтал дать людям неисчерпаемый источник энергии. Это он со своими сотрудниками, выковал атомный щит для Родины. Выковал его по страшной необходимости. Никто острее его не понимал, насколько опасно ядерное оружие в руках маньяков. Недаром вписаны были им апокалипсические слова из книги Мамина-Сибиряка: «Вскипит земля кровию, и сместятся реки с кровию, затворится небо, и земля не даст плода, из семи сёл не соберутся люди в единое село, преисподняя встрепещет, а земля выгорит  огнём на 9 локтей.»

Звучит громко музыка Альбиони. Адажио.

Ученик:

-В ночь с 25 на 26 апреля 1986 года в реакторе 4-ого блока Чернобольской АЭС пошла неуправляемая реакция деления – реактор пошёл в разгон. Температура в установленных циркониевых трубах урановых топливных стержней выросла до нескольких тысяч градусов, и охлаждающая их вода мгновенно превратилась в пар. В условиях высокой температуры цирконий вступи в реакцию с водой – выделился водород. Это усугубило аварию. Грянул взрыв!  

Эйнштейн писал об атомной бомбе: «Наука породила эту угрозу, но подлинная суть проблемы заключена в умах и сердцах людей. Мы изменили сердца других людей не с помощью машины, а лишь изменив собственные сердца и мужественно говоря правду. Нам нужна большая цепная реакция осведомлённости и  взаимосвязей. И в этом единый залог нашей безопасности и единственная наша надежда.»

Эти слова можно отнести и к Чернобольской катастрофе. Теперь Чернобыль  пуст, безлюден, окружён молчащим бурным лесом. Это один из 79 городов и посёлков, эвакуированных после самой страшной в истории человечества ядерной аварии.

Цифры. Сами по себе они ничего не значат. Но воплотившись в страдания людей, они значат бесконечно много. Ядерное оружие не просто убивает, оно вызывает экологические изменения, которые могут настолько разрушить состояние окружающей среды,  что она потеряет способность поддерживать существование человека.

Ученик читает стихотворение Елены Крюковой.

Мать и сын под звёздным небом.

В чёрном небе -  золотая цепь.

Зёрна золотые в чёрном поле…

Мать и сын выходят в степь.

Им чебрец босые ноги колет., то звёзды и планеты

Купол, где тепло горят

И мерцают горьковатым светом…

-Мама, это сказочный наряд?

-Нет, сынок, то звёзды и планеты.

- Мама, жизнь на голубой звезде

И на жёлтой, розовой, лиловой?

-Да, сынок… Да только мы нигде

Не родимся под звездою снова.

О, сынок…  Внимательней смотри-

Полетишь вот к этой, лучезарной!

Только не погибни, не сгори,

С тайной мира, встретившись глазами,

Только не погибни, не сгори

В полном хрустале и снеди доме.

В чёрной краске атомной зари,

Что нарисовал в своём  альбоме!

И стоят у ночи на краю

Мать и сын, полны любви и веры,

В небо, прочитав судьбу свою,

Под сияньем Марса и Венеры.

Звучит музыка «Ла кремоза» Моцарта. Слайд: А. Д. Сахаров

На фоне тихой музыки  голос учителя:

-Совсем недавно умер не просто великий физик, умер Пророк 20 века – Андрей Дмитриевич Сахаров. Мы знали Сахарова по созданию термоядерного оружия, о том, что он единственный из участников этого проекта, который столь же решительно вёл борьбу с его распространением, как в своё время работал над его созданием.

Трижды Герой Социалистического труда, неоднократный лауреат высших премий и наград, он пожертвовал ими не желая поступиться убеждениями. Сахаров защищал страну: силой создаваемого им термоядерного оружия и силой разума, своего обострённого нравственного чувства. Кажется непостижимом, что в одном   человеке неразделимо слилась мощь теоретика, Размышления о глубинах Космоса и атомного ядра, о том, что несут они человеку.

Кто видел облик Андрея Дмитриевича, имея глаза, чтобы видеть, и сердце, чтобы понимать, никогда его не забудут. Вдумчивый наклон головы и плеч, пргнутых под незримой ношей мыслей и совести.

Звучит громкая музыка.

Мандельштам сказал: «Человек должен стать твёрже всего на земле и относиться к ней, как алмаз к стеклу».

Звучит музыка. На фоне музыки.

-На Маршалловых островах уже не проводятся испытания, но океан вокруг них отравлен, он светится по ночам. Регулярно, в часы наибольшей радиоактивности из воды на берег выходят рыбы, опираясь на плавники, они бегают  по земле и взбираются на кусты. Глубоко в земле поселились птицы, никогда не выползающие из нор. Всё побережье усыпано панцирями черепах, не сумевших приспособиться к новым условиям. Очень немногие живые существа, изменив своей природе, научились защищаться от радиоактивности. И никто не даёт гарантии, что в результате мутации, не изменится сама природа птиц, уподобившимся земляным червям.

«Сжатое воспоминание  об упорядоченных фактах должно выглядеть менее важным, чем чувства, что вы понимаете учёных и их работу, или чем убеждение, что наука имеет смысл, как часть мудрости человека» (Роджерс).

Поэтому этого никогда не произойдёт.

Учитель:

-Будущее науки сильно зависит от отношения неспециалистов. Поэтому поддерживать доброе имя науки - дело каждого из вас, как членов научной цивилизации.

Гаснет свет.Опять звучит романс

На фоне музыки слайдфильм, который был в начале урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике

В работе подробно анализируются основные требования действующего ФГОС по физике, которые имеют целью максимальное развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики. Рассмотрены также особе...

Внеклассное мероприятие по физике для 1-2 курсов "Изысканная кухня. Как ее видят физики?"

Изысканная кухня:Как её видят физики?1-2 курс Цели:развивающая: умение видеть мир в многообразии; умение находить решение проблемы,  творчески применять знания в различных областях; зна...

Духовно - нравственное воспитание в современном образовательном процессе на уроках физики.

Создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности обучающихся – основная цель духовно – нравственного процесса в колледже. Концепция духовно – нравственного в...

Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»

Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...