Открытый урок на тему "Изомеры и изомерия"
план-конспект урока на тему

Васильева Яна Валерьевна

Изомерия-явление существования соединений изомеров,одинаковых по качественному и количественному составу ,но различных по своему строению. Именно об изомерах и пойдет речь на данном уроке. Термин "изомерия" ввел химию Берцелиус Й.. а затем Бутлеров А.М. дал подлинное объяснение этому термину.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc914.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по химии на тему:

«Изомеры.Изомерия»

Тема урока: Изомерия. Изомеры.

Тип урока: Изучение нового материала.

Вид урока: Комбинированный с элементами практической деятельности. 

Цель урока. Раскрытие  важнейшего положения теории строения органической химии А. М. Бутлерова о взаимозависимости строения и свойств органических веществ на явлении изомерии.

 Развивающие:

-развивать логическое мышление

-развивать рефлексивные навыки обучающихся

-развивать аналитические способности

Задачи:

  1. Дать общее представление о типах изомерии.
  2. Усовершенствовать навыки номенклатуры веществ
  3. Развивать пространственное воображение, моделируя молекулы органических веществ.
  4. Воспитывать чувство гордости за российских ученых.

Оборудование урока: 

Компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями.


Ход урока.

1.Организационный момент

2. Изучение нового материала

3.Закрепление нового материала

4.Обобщение

5.Подведение итогов

6.Домашнее задание

7.Литература

I Организационный момент.

Слайд№1 (тема урока)

Слайд№2 (задачи урока)


Чтобы достигнуть знания,

нужно исследовать сущность вещей;

поэтому, кто желает обрести истинное знание,

тот должен исследовать причины или законы

 вещей, которым подчиняются все существа. (Конфуций)

Преподаватель:

-Ребята перед началом работы давайте зачитаем эпиграф сегодняшнего урока.

-Начнем мы наш урок с  истории происхождения явления изомерии.

Студент:

-Явление изомерии (от греч. Слов isos – равный и meros – доля, часть) было открыто в 1823 г. Ю. Либихом и Ф. Велером на примере двух органических кислот: циановой и гремучей.

Слайд №3

        В 1830 г. Ж. Дюма распространил представление об изомерии на органические вещества. Термин изомер появился годом позже, и предложил его «патриарх органической химии» Й. Берцелиус. Поскольку в области строения как органических, так и неорганических веществ в то время царил полный хаос, открытию не придали особого значения.

Преподаватель:        

-Кто впервые дал научное объяснение явлению изомерии?

Студент:

-Александр Михайлович Бутлеров

Преподаватель:

-Давайте процитируем положение теории органической химии, где говорится об этом.

Студент:

-Свойство органических веществ определяются не только их качественным и количественным составом, но и порядком связи атомов в молекуле, т.е. химическим строением

Преподаватель:

-Великий русский ученый А.М. Бутлеров, впервые в 1861году дал объяснение явлению, о котором мы с вами сегодня будем говорить.

II Изучение нового материала

  1. Вступительное слово преподавателя:

Преподаватель:

Записывается на доске слово КОЛБА и предлагается составить из тех же букв другое слово. Учащиеся предлагают разные варианты, например, БОКАЛ.

Проблемый вопрос: Можно ли аналогично переставляя местами атомы, связанные между собой в молекулах, получить совершенно разные вещества-изомеры?

-Для начала давайте с вами запишем определение изомерии.

Вещества,имеющие одинаковый количественный и качественный элементный состав, но разное химическое строение называют изомерами. Явление существования изомеров в химии называют изомерией.

Сегодня мы с вами более подробно рассмотрим некоторые виды изомерии  (Слайд №4 Схема)

Преподаватель:

-Объясняет схему.

  1. Слайд №5 (бутан, изобутан)

  1. Работа со слайдом

Преподаватель:

-Что общего у этих веществ?

Студент: 

-Одинаковый качественный и количественный состав элементов.

Преподаватель:

-В чем их отличие?

Студент: 

-Разное строение молекулы.

Преподаватель:

- Запишите структурные  формулы этих веществ?

- Давайте дадим названия этим веществам.

Студент: 

- Бутан, изобутан или 2-метил пропан.

Преподаватель:

-Какой это вид изомерии?

Студент: 

-Изомерия углеродного скелета.

Преподаватель:

- Ребята, перед вами  два вещества бутен-2 и бутен-1

Чем отличаются эти вещества?

Студент:

В этих веществах двойная связь расположена у разных атомов углерода.

Преподаватель:

-Какой это вид изомерии?

Студент:

-Изомерия положения двойной связи.

Слайд №7

Преподаватель:

-А теперь давайте  подумаем, какой тип изомерии характерен для данных веществ.

Студент: Наверно это межклассовая изомерия.

Преподаватель: Совершенно верно, ведь диметиловый эфир и этиловый спирт относятся к разным классам веществ.

Преподаватель: Теперь давайте рассмотрим геометрическую изомерию.

  1. Слайд №8

Эта изомерия характерна прежде всего для соединений, имеющих двойную связь.

Если одинаковые заместители при атомах углерода, связанных двойной связью ,находятся по одну сторону от линии кратной связи, вещество является цис-изомером,если  по разные стороны транс-изомером.

Преподаватель: У нас остался последний вид изомерии это оптическая изомерия.

  1. Слайд №9

Мысленно наложите эти молекулы друг на друга.

Это оптическая или зеркальная изомерия, которая существует, если атом углерода является ассиметрическим, т.е. связан с 4мя различными заместителями.

Слайд №10

Преподаватель: А какой общий вывод можно сделать .

А вывод прост:

Цис- и транс- изомеры имеют разные физические и  химические свойства. Оптические изомеры имеют одинаковые и физические и химические свойства, но отличаются способностью вращения плоскополяризованного света. Эти вещества так  же могут существенно отличаться по своей биологической активности, совместимости с другими природными соединениями, даже по вкусу и запаху.

III Обобщение Слайд №11

Преподаватель: а теперь давайте обобщим изученный материал.

У вас на столах лежат карточки с видами изомерии. Выберите вид изомерии относящийся к каждому из данных веществ.

Преподаватель: Ребята, давайте назовем изученные виды изомерии.

Студент:1-изомерия кратной связи

2-изомерия углеродного скелета

3-межклассовая изомерия

4-геометрическая изомерия

Слайд №12

Преподаватель:

-Ребята, перед вами находятся задания, в которых даны шесть различных органических веществ. Вам необходимо выбрать какие вещества являются изомерами.

Слайд №13 Подведение итогов.

Преподаватель: В конце урока давайте еще раз скажем так о чем же мы говорили на уроке?

Студент: о видах изомерии.

Преподаватель: О каких же видах изомерии вы сегодня узнали?

Студент: структурная и пространственная

Преподаватель: Какие виды пространственной изомерии вы знаете?

Студент: оптическая и геометрическая.

Слайд №14 Спасибо за урок!

На этом мы закончим наше занятие. Все молодцы. Спасибо, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по Информатике, конспект открытого урока, презентация к открытому уроку

Международный конкурс по информатике «Логика и компьютер» Рекомендуемое время выполнения заданий − 120 минут. 1. (2 балла) Какие записи, могут являться формулами в таб...

Открытый урок "Глобальные экологические проблемы" (Материалы к открытому уроку)

Материалы к открытому занятию по дисциплине "Биология" на тему "Глобальные экологические проблемы"...

ОТЧЕТ о проведении открытого урока по дисциплине «Банковское дело» на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ Участники открытого урока: гр. 24«БД», гр. 31«БД»

ОТЧЕТо  проведении открытого урокапо дисциплине «Банковское дело»на тему: «ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА» МЕТОДИКА ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДЕЛ...

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения четвертого открытого урока от МО муниципального уровня)

4.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения четвертого открытого ...

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения пятого открытого урока от МО муниципального уровня)

5.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения  пятого открытог...

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого уро...

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока.

Открытый урок по электротехнике. Технологическая карта открытого урока....