методическая разработка занятия по естествознанию: "Углеводы"
методическая разработка

Мищенко Наталия Евгеньевна

Что вы знаете об углеводах? Какую роль углеводы играют в жизни растений? Какую роль углеводы играют в жизни растительной и животной клеток? Как проверить качество творога в домашних условиях? В каких продуктах питания может присутствовать крахмал, не заявленный производителем?  Какова общая формула углеводов? Моносахариды, дисахариды и полисахариды... На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы!!!

Ссылка на публикацию: https://stdlife.ru/ped/publication/public00121

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Химический диктант Углеводы

Слайд 2

ДА (+) НЕТ(-) Глюкоза Сахароза Крахмал Это моносахарид 2. Это дисахарид 3. Это полисахарид Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 6. Это свекловичный или тростниковый сахар 4. При попадании йода на этот углевод, мы наблюдаем синее окрашивание 5. Содержится в картофеле, кашах, мучных изделиях 7. Содержится в соке винограда 8. Это белое кристаллическое вещество 9. Регулируется гормоном инсулин 10. Участвует в процессе фотосинтеза 11. В горячей воде образует клейстер 12. Белый аморфный порошок 13. Нерастворимый в холодной воде 14. Имеет сладкий вкус 15. Влияет на сладкий вкус плодов и ягод

Слайд 3

Ответы Глюкоза Сахароза Крахмал Да 1, 7, 8, 9, 10, 14, 15. 2, 6, 8, 14. 3, 4, 5, 11, 12, 13. Нет 2, 3, 4, 5, 6, 11, 12, 13. 1, 3, 4, 5, 7, 9, 10, 11, 12, 13, 15. 1, 2, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 15.

Слайд 4

Оценивание Оценка 5 4 3 2 Количество верных ответов 15 10-14 3-9 0-2

Слайд 5

Использованная литература О.С. Габриелян Естествознание. Химия: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – 6-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2020.-240с., (8)с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4468-8652-4. Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева Химия: учебник для профессий и специальностей технического и естественно-научного профилей/ Ю.М. Ерохин, И.Б. Ковалева. – 8-е издание, стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2021.-496с., (8)с.: цв. вкл. ISBN 978-5-4468-9909-8.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

C n H 2n+2 C n H 2n C n H 2n-2 C n H 2n+1 OH C n H 2n+1 C O H АЛКАНЫ АЛКЕНЫ АЛКИНЫ СПИРТЫ АЛЬДЕГИДЫ АН ЕН ИН ОЛ АЛЬ ??? C n (Н 2 O ) m


Предварительный просмотр:

Приложение № 1

Глюкоза

Глюкоза (C6H12O6) («виноградный сахар», декстроза) встречается в соке многих фруктов и ягод, в том числе и винограда, отчего и произошло название этого вида сахара. Является шестиатомным сахаром (гексозой). Глюкоза является самым распространённым углеводом.

            Нахождение в природе.

В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в процессе фотосинтеза в присутствии хлорофилла, содержащего атом магния:

6СО2 + Н2О = С6Н12О6 + 6О2 – Q.

В особом виде глюкоза содержится почти во всех органах зелёных растений. Особенно её много в виноградном соке, поэтому глюкозу иногда называют виноградным сахаром. Мёд в основном состоит из смеси глюкозы с фруктозой. В организме человека глюкоза содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение концентрации глюкозы в крови приводит к усилению выработки гормона поджелудочной железы — инсулина, уменьшающего содержание этого углевода в крови. В связанном виде глюкоза имеется в сахарозе, мальтозе, лактозе, целлюлозе, крахмале и других ди- и полисахаридах.

Получение.

Первый синтез глюкозы из формальдегида в присутствии гидроксида кальция был произведён А. М. Бутлеровым в 1861 году. Глюкоза может быть получена гидролизом природных веществ, в состав которых она входит. В производстве её получают гидролизом картофельного и кукурузного крахмала кислотами. В природе глюкоза наряду с другими углеводами образуется в результате реакции фотосинтеза.

Физические свойства.

Глюкоза — белое кристаллическое вещество со сладким вкусом, хорошо растворимое в воде. Из водного раствора она выделяется в виде кристаллогидрата C6H12O6 · H2O. Растворима так же в органических растворителях, аммиачном растворе гидроксида меди — Cu(NH3)4(OH)2, в концентрированном растворе хлорида цинка и концентрированном растворе серной кислоты.

        Биологическая роль.

        Большие таблетки глюкозы с витамином С известны всем. Когда такую таблетку отправляют в рот, не стоит забывать, что это в первую очередь медицинский препарат, а потом уж средство удовлетворения потребности в сладком.

        Глюкоза легко проникает в кровь, не задерживаясь в пищеварительной системе. Она поддерживает организм, нормализует расстроенное пищеварение, поэтому очень часто входит в состав лекарств. Этот моносахарид извлекают из свекольной, картофельной, кукурузной патоки и даже из древесных опилок. Правда, в последнем случае глюкозу используют как промежуточный продукт при дальнейшем её биохимическом превращении в этиловый спирт.

        Глюкоза – важный пищевой продукт, за счёт которого организм человека получает большую часть необходимой ему энергии.

Применение.

Глюкоза является ценным питательным продуктом. В организме она подвергается сложным биохимическим превращениям, в результате которых образуется диоксид углерода и вода, при этом выделяется энергия. Так как глюкоза легко усваивается организмом, её используют в медицине в качестве укрепляющего лечебного средства. Глюкоза наиболее быстро и легко в организме используется для образования гликогена – животного жира, для питания тканей мозга, работающих мышц, в том числе сердечной мышцы, для поддержания необходимого уровня сахара крови и создания запасов гликогена печени. Она служит эффективным средством поддержания питания послеоперационных, ослабленных и других тяжелобольных, Во всех случаях большого физического напряжения глюкоза может использоваться как источник энергии и быстрого удовлетворения потребности организма в сахаре.

 Глюкоза так же используется при явлениях сердечной слабости, шоке, она входит в состав кровозаменяющих и противошоковых жидкостей. Глюкозу используют при интоксикации (например, при пищевом отравлении или инфекции), так как она является универсальным антитоксическим средством.

Широко применяют глюкозу в кондитерском деле (изготовление мармелада, карамели, пряников и т. д.), в текстильной промышленности в качестве восстановителя, в качестве исходного продукта при производстве аскорбиновых и гликоновых кислот, для синтеза ряда производных сахаров и т.д.

Большое значение имеют процессы брожения глюкозы. Так, например, при квашении капусты, огурцов, молока происходит молочнокислое брожение глюкозы, так же как и при силосовании кормов. Если подвергаемая силосованию масса недостаточно уплотнена, то под влиянием проникшего воздуха происходит маслянокислое брожение и корм становится непригоден к применению. На практике используется также спиртовое брожение глюкозы, например при производстве пива.

Интересные факты.

Некоторые лягушки нашли применение глюкозе в своём организме — любопытное, хотя и гораздо менее важное. В зимнее время иногда можно найти лягушек, вмёрзших в ледяные глыбы, но после оттаивания земноводные оживают. Как же они ухитряются не замёрзнуть насмерть? Оказывается, с наступлением холодов в крови лягушки в 60 раз увеличивается количество глюкозы. Это мешает образованию внутри организма кристалликов льда.

Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собирались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может, оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало! - ответил учёный-географ. Оказывается мясо гуанако вкусно только тогда, когда животное убито во время отдыха, но если за ним долго охотиться и животное долго бежало, тогда его мясо несъедобно”. Вряд ли Паганель сумел бы объяснить причину описанного им явления. Но, пользуясь данными современной науки, сделать это совсем нетрудно. Начать придётся, правда, несколько издалека. Когда клетка дышит кислородом, глюкоза “сгорает” в ней, превращаясь в воду и углекислый газ, и выделяет энергию. Но, предположим, животное долго бежит, или человек быстро выполняет какую-то тяжёлую физическую работу. Кислород не успевает попасть в клетки мышц. Тем не менее, клетки “задыхаются” не сразу. Начинается любопытный процесс — гликолиз (что в переводе означает “расщепление сахара”). При распаде глюкозы образуется не вода и углекислота, а более сложное вещество — молочная кислота. Каждый, кто пробовал кислое молоко или кефир, знаком с её вкусом. Энергии при гликолизе выделяется в 13 раз меньше, чем при дыхании. Чем больше молочной кислоты накопилось в мышцах, тем сильнее человек или животное чувствует их усталость. Наконец, все запасы глюкозы в мышцах истощаются. Необходим отдых. Поэтому, перестав колоть дрова или взбежав по длинной лестнице, человек обычно “переводит дух”, восполняя недостаток кислорода в крови. Именно молочная кислота сделала невкусным мясо животного, подстреленного героями Жюля Верна.



Предварительный просмотр:

Компетентностно-ориентированное задание

( компетентность разрешения проблем) 

Тема: «Углеводы»

Аспект: целеполагание и планирование деятельности

Стимул: выполнив задание, ты научишься определять наличие крахмала в продуктах питания, для установления их качеств, что позволит выбирать более качественные продукты.

 Ситуация: Вы купили творог в магазине. Некоторые, недобросовестные продавцы могут добавлять  в творог крахмал. Как проверить качество творога в домашних условиях?

 Задание1: Дана проба творога. Предложите способы определения его качества и подтвердите опытным путём.

Задание2:  В каких продуктах питания может присутствовать крахмал, не заявленный производителем? Какие последствия его употребления?

Порядок действий по установлению качества мёда:

1. Задание № 1:  Налейте в  пробирку по 5 мл теплой дистиллированной воды. Прибавьте 5 мг крахмала, размешайте.

2.  Приготовить раствор йода и провести исследование крахмала.

3.  Наблюдаем. Произошло ли изменение в окраске раствора крахмала?

4. Налейте в  пробирку по 5 мл дистиллированной воды. Прибавьте 5 гр творога.

5. Приготовить раствор йода и провести исследование творога.

6. Наблюдаем. Произошло ли изменение в окраске творога?

7. Задание № 2:

Модельный ответ:

Ситуация: Вы купили творог на рынке. Некоторые, недобросовестные продавцы могут добавлять  в творог крахмал. Как проверить качество творога в домашних условиях?

 Задание 1: Дана проба творога. Предложите способы определения его качества и подтвердите опытным путём.

Задание2: В каких продуктах питания может присутствовать крахмал, не заявленный производителем? Какие последствия его употребления?

Порядок действий по установлению качества продуктов:

1. Приготовить раствор крахмала и дистиллированной воды.

2. Приготовить раствор йода и провести исследование крахмала.

3. Раствор с крахмалом под действием йода изменил цвет, окраска синяя.

4. Приготовить раствор мёда и дистиллированной воды.

5. Приготовить раствор йода и провести исследование творога.

6. Раствор с творогом под действием йода не изменил цвет.

7. Крахмал может присутствовать в составе колбасы, томатной пасты, сметане. Употребление крахмала способствует появлению избыточного веса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

C n H 2n+2 C n H 2n C n H 2n-2 C n H 2n+1 OH C n H 2n+1 C O H АЛКАНЫ АЛКЕНЫ АЛКИНЫ СПИРТЫ АЛЬДЕГИДЫ АН ЕН ИН ОЛ АЛЬ C n (Н 2 O ) m УГЛЕВОДЫ ОЗА

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по физической культуре на тему: «Типовое занятие по аэробике силовой направленности»

Представлена разработка по проведению занятия по физкультуре по теме проведения занятия по аэробике....

Методическая разработка занятия по дисциплине «Основы права» Тема занятия «Формы (источники) права»

Формирование новых знаний по основным правовым понятиям и категориям, характеристика основных черт правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, поиска, первичного анализа и и...

Методическая разработка занятий на тему: Изучение природы межличностного конфликта Учебно-методическое пособие для студентов средних медицинских образовательных учреждений по специальностям: 31.02.05 Стоматология ортопедическая

Предлагаемое пособие разработано с учётом государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника медицинского училища, с учётом целей и задач системы непрерывной психологическ...

Методическая разработка занятия "Использование образных упражнений на занятии младшей группы детского хореографического коллектива".

Данная разработка занятия поможет студентам формировать умения и навыки хореографической работы с младшими школьниками....

Методическая разработка занятия "Опыт разработки открытого урока на примере спецдисциплины"

Данная методическая разработка урока по дисциплине "Основы материаловедения"Общепрофессиональный цикл подготовки по профессии программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих (ППКРС)...

Методическая разработка занятия учебной практики по ПМ.06 "Приготовление холодных блюд и закусок" Итоговое занятие - дифференцированный зачёт

Мною предложен итоговое учебное занятие (дифференцированный зачёт) производственного обучения по ПМ 06: «Приготовление холодных блюд и закусок».  Учебное занятие предполагает дальнейш...