МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторное мероприятие в форме интеллектуальной игры«Брейн-ринг»
методическая разработка

Данное внеаудиторное мероприятие проводится у студентов СПО в рамках изучения учебных дисциплин общепрофессионального цикла. Тематика и содержание игры являются связующей частью между дисциплинами:биология, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека. Полученная информация позволяет в игровой форме донести  студентам знания об особенностях анатомического строения человека, основных физиологических процессах в организме. Содержание методической разработки направлено на достижение таких целей как активизация мыслительной деятельности студентов, самостоятельности, успешной социализации, самореализации. Методическая разработка содержит следующие разделы: пояснительная записка, целеполагание, список необходимой литературы, сценарий мероприятия. Учитывая тот факт, что материал по анатомии и физиологии человека часто воспринимается студентами с трудом, рекомендуется использовать различные игровые методы обучения.

Методическая разработка диспута может быть рекомендована к использованию при проведении внеаудиторных мероприятий по дисциплинам «Биология», «Анатомия и физиология человека», с целью повышения интереса к изучаемым дисциплинам, мотивации студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификации учебного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЧЕЧЕНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеаудиторное мероприятие

в форме интеллектуальной игры«Брейн-ринг»

Составила:

преподаватель анатомии и физиологии человека

Тавмурзаева Альбина Магомедовна

Пояснительная записка

Данное внеаудиторное мероприятие проводится у студентов 2 курса в рамках изучения учебных дисциплин общепрофессионального цикла. Тематика и содержание игры являются связующей частью между дисциплинами:биология, анатомия и физиология человека, гигиена и экология человека. Полученная информация позволяет в игровой форме донести студентам знания об особенностях анатомического строения человека, основных физиологических процессах в организме. Содержание методической разработки направлено на достижение таких целей как активизация мыслительной деятельности студентов, самостоятельности, успешной социализации, самореализации. Методическая разработка содержит следующие разделы: пояснительная записка, целеполагание, список необходимой литературы, сценарий мероприятия. Учитывая тот факт, что материал по анатомии и физиологии человека часто воспринимается студентами с трудом, рекомендуется использовать различные игровые методы обучения.

Методическая разработка диспута может быть рекомендована к использованию при проведении внеаудиторных мероприятий по дисциплинам «Биология», «Анатомия и физиология человека», с целью повышения интереса к изучаемым дисциплинам, мотивации студентов к самостоятельному углубленному изучению учебного материала и интенсификации учебного процесса.

1. ПАСПОРТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Общие сведения

  • Учебная дисциплина: ОП.01 Анатомия и физиология человека
  • Специальность: Сестринское дело Акушерское дело
  • Курс: II курс
  • Форма обучения: Очная
  • Тип занятия: Внеаудиторное занятие – брейн-ринг
  • Продолжительность: 80 минут

Цели занятия

Образовательные цели:

  • Обобщить и систематизировать знания обучающихся по анатомии и физиологии различных систем организма человека
  • Закрепить знания терминологии, строения и функций органов и систем

Развивающие цели:

  • Развивать клиническое мышление студентов
  • Формировать навыки быстрого принятия решений
  • Совершенствовать умение работать в команде
  • Развивать коммуникативные навыки

Воспитательные цели:

  • Формировать профессиональную компетентность будущих медицинских работников
  • Воспитывать ответственность за принятие решений
  • Развивать интерес к профессиональной деятельности

Формируемые компетенции

Общие компетенции (ОК):

  • ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами
  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития

Профессиональные компетенции (ПК):

  • ПК Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения
  • ПК Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения
  • ПК Представлять информацию в понятном для пациента виде

Оснащение

  1. Технические средства обучения:
  • Компьютер с проектором
  • Сигнальные кнопки/устройства для команд (или альтернатива)
  • Секундомер/таймер
  1. Дидактический материал:
  • Карточки с вопросами по категориям сложности
  • Оценочные листы для жюри
  • Демонстрационный материал (изображения, слайды)
  1. Оформление аудитории:
  • Столы, расставленные для командной работы
  • Места для жюри
  • Доска/экран для ведения счета

2. СТРУКТУРА И ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Организационная часть (10 минут)

  • Приветствие участников
  • Проверка присутствующих
  • Объяснение целей и задач занятия
  • Представление жюри
  • Объяснение правил игры
  • Формирование команд (2 команды по 7 человек)
  • Выбор капитанов команд
  • Жеребьевка порядка ответов

Основная часть (60 минут)

Представление команд (5 минут)

  • Каждая команда представляет название, девиз, эмблему (подготовленные заранее)
  • Краткое представление капитанами своих команд (1-2 минуты на команду)

Проведение брейн-ринга (60 минут)

Раунд 1: «Разминка» ( 8минут)

  • Блиц-опрос: каждой команде задается по 10 легких вопросов
  • Время на обдумывание - 10 секунд на вопрос
  • За каждый правильный ответ - 1 балл

Раунд 2: «Системы организма» (15 минут)

  • Задачи по основным системам организма (опорно-двигательной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной)
  • Время на обдумывание - 1минута
  • Право ответа получает команда, первой нажавшая на сигнальную кнопку
  • При неправильном ответе вопрос передается другой команде
  • За правильный ответ - 3 балла

Раунд 3: «Черный ящик» (15 минут)

  • Командам дается подсказка орган/структура, находящаяся в воображаемом «черном ящике»
  • После 3-4 подсказок команда должна дать ответ
  • За правильный ответ - 2 балла

Раунд 4: «Анаграммы \» (7минут)

  • Переставить буквы так, чтобы получилось анатомическое понятие
  • Время на обдумывание - 5 минут
  • За каждый правильный ответ - 1 балл

Раунд 3: «Битва капитанов» (15минут)

  • Конкурс «Отгадай загадку» для капитанов команд
  • Конкурс «6 чувство» для капитанов команд
  • Описание и топография
  • За каждый правильный ответ - 3 балла для команды

Заключительная часть (10 минут)

  • Подсчет баллов жюри
  • Объявление результатов
  • Награждение победителей (дипломы, символические призы)
  • Рефлексия:
  • Подведение итогов

3. СОДЕРЖАНИЕ БРЕЙН-РИНГА: ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ

Раунд 1: «Разминка»

  1. Вопрос: Оболочка, покрывающая мышцу, словно футляр называется Ответ: (фасция)
  2. Вопрос: Самые маленькие косточки человеческого организма Ответ: молоточек, наковальня и стремечко
  3. Вопрос: Головка трубчатой кости называется

Ответ: Эпифиз

  1. Вопрос: Как называется верхняя камера сердца?
    Ответ: Предсердие
  2. Вопрос: Какое дерево имеется у человека? Ответ: Бронхиальное
  3. Вопрос: Как называется процесс образования мочи?
    Ответ: Диурез
  4. Вопрос: Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе? Ответ: бабочка
  5. Вопрос: Главная дыхательная мышца, отделяющая грудную полость от брюшной Ответ: Диафрагма
  6. Вопрос: Назовите рудимент, воспаление которого создаёт угрозу нашей жизни? Ответ: аппендикс
  7. Вопрос: Как называется красный пигмент эритроцитов?
    Ответ: Гемоглобин
  8. Вопрос: Какая структура глаза отвечает за его цвет?
    Ответ: Радужка
  9. Вопрос: В какой части пищеварительного тракта начинается перевариваниекрахмала?
    Ответ: В ротовой полости
  10. Вопрос: Как называется самый хищный зуб у человека Ответ: клык
  11. Вопрос: Тело трубчатой кости Ответ: Диафиз

  1. Вопрос: Главная железа внутренней секреции Ответ: Гипофиз
  2. Вопрос: Единственный орган в теле человека, который может самостоятельно регенерироваться Ответ: печень

Раунд 2: «Системы организма»

Задача 1. В древности подозреваемого в преступлениях подвергали «суду богов». Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическую трактовку этой пробе.

Ответ: глотание невозможно при абсолютно сухой пище. При сильном волнении резко тормозится слюноотделение, и глотательный рефлекс не возникает. Спокойный невинный человек рис проглотит.

Задача 2. Какими анатомо-физиологическими особенностями в строении позвоночного столба можно объяснить различие в длине (росте) тела человека на 2-3 см утром и вечером?

Ответ: Это связано с уменьшением толщины межпозвоночных дисков и увеличением изгибов позвоночного столба. В течении дня студенистые ядра теряют жидкость и межпозвоночные хрящи сплющиваются, а за ночь они восстанавливаются.

Задача 3. Медицинская сестра поместила ампулы с кровью для переливания на временное хранение в морозильную камеру холодильника. Какую ошибку допустила медицинская сестра и к каким негативным последствиям она может привести?

Ответ: Ошибка дежурной медицинской сестры заключается в том, что она поместила на временное хранение ампульную кровь в морозильную камеру, а не в холодильную, вследствие чего кровь может замёрзнуть с образованием льда. А при замораживании и последующем размораживании крови может наступить термический (температурный) гемолиз, так как оболочка эритроцитов имеет определённый предел прочности и повреждается частицами кристаллизирующейся в лёд воды. Понятно, что введение такой крови реципиентам опасно для их жизни из-за возможности наступления гемотрансфузионного шока.

Задача 4.Этот орган называют «химической лабораторией», «продовольственным складом». Что это за орган и почему он заслужил такие названия?

Ответ: Печень. В ней происходит обезвреживание ядовитых веществ, сложные химические превращения питательных веществ, поступивших из органов пищеварения, поэтому печень называют «химической лабораторией». В ней запасается гликоген. Печень служит хранилищем витаминов и обогащается ими летом и осенью, а зимой и весной при недостатке их в пище расходуются. (продовольственный склад).

Задача 5. Лёгкие – орган дыхания – не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься.

Ответ: Легкие самостоятельно никогда не растягиваются и не сокращаются, они пассивно следуют за грудной клеткой. Полость же грудной клетки расширяется благодаря сокращению дыхательных мышц, к которым в первую очередь относятся диафрагма и межреберные мышцы.

Задача 6. Студенты нередко утверждают, что по артериям течет только артериальная (обогащенная кислородом), а по венам – только венозная (обогащенная углекислым газом) кровь. Почему это не совсем точно и как правильно ответить на этот вопрос?

Ответ: Артерии – это сосуды по которым кровь течёт от сердца, не зависимо от того какая в них кровь, а вены – это сосуды по которым кровь течёт в сердце. В малом круге кровообращения по лёгочной артерии течёт венозная кровь, которая поступает в лёгкие для обогащения кислородом, а по лёгочным венам в сердце возвращается уже артериальная кровь.

Задача 8. Почему переливание крови одного человека другому может привести к смерти вместо ожидаемого спасения?

Ответ: может возникнуть свёртывание крови из-за несовместимсоти агглютининов и агглютиногенов.

Задача 9. Известно, что белок, попавший в кровь не через органы пищеварения вызывает защитную реакцию организма. По той же причине происходит отторжение пересаженных тканей и органов, если не принято соответствующих мер. Почему же белок, попадающий в организм через органы пищеварения, не вызывает подобной защитной реакции?

Ответ: При попадании в органы пищеварения, белок подвергается воздействию ферментов и распадается на аминокислоты.

Раунд 3: «Черный ящик»

  1. Орган в черном ящике: Сердце
    Описание: Жизненно важный. полый мышечный орган. Имеет собственную проводящую систему, обеспечивающую автономную работу. Покрыт перикардом. Что в черном ящике?
  2. Орган в черном ящике: Легкие
    Описание: Парный, паренхиматозный орган. Покрыт серозной оболочкой и содержит большое количество мешочков. Правый состоит из 3 долей… Что в черном ящике?
  3. Орган в черном ящике: Поджелудочная железа
    Описание: Железа смешанной функции, непарный,паренхиматозный. Экзокринная часть вырабатывает пищеварительный сок, эндокринная - гормоны. Островки Лангерганса – особые структуры…Что в черном ящике?
  4. Орган в черном ящике: Печень
    Описание: Синусоиды – широкая сеть капилляров. Две доли разделенные серповидной связкой. На висцеральной поверхности выделяют квадратную и хвостатую доли.
  5. Орган в черном ящике: Почки

Описание: Чудесная сеть органа. Имеет малые и большие чашки. Паренхиматозный, в форме фасолины. Извитые канальцы.

Раунд 4: «Анаграммы»

Анатомическое понятие

Ответ

1. ПУЛЬИМС

2. ЛАТОСИС

3. МАГРАФАДИ

4. КАСТ

5. ГАУД

6. НАМЕМБРА

7. РОГЛИНЕЙЯ

8. ОРЯД

9. ТОСАДИЛА

#1060;ЕРНОН

#1050;НЫЛАПА

12. РАОТА

#1051;ИНЫДАНИМ

#1051;ЕНКАЗЁСЕ

#1053;ОКОЗПОВ

#1058;АПОЛКА
17. ГИНАЛАФ

18. ШЫМЦА

#1058;ЫЦИФОМИЛ

#1058;ИЗМАТОВМА

21. МОНГОР

22. ЧЕНЬПЕ

Эталон ответа

Анатомическое понятие

Эталон ответа

1. ПУЛЬИМС

2. ЛАТОСИС

3. МАГРАФАДИ

4. КАСТ

5. ГАУД

6. НАМЕМБРА

7. РОГЛИНЕЙЯ

8. ОРЯД

9. ТОСАДИЛА

10. ФЕРНОН

#1050;НЫЛАПА

12. РАОТА

#1051;ИНЫДАНИМ

#1051;ЕНКАЗЁСЕ

#1053;ОКОЗПОВ

#1058;АПОЛКА
17. ГИНАЛАФ

18. ШЫМЦА

#1058;ЫЦИФОМИЛ

#1058;ИЗМАТОВМА

21. МОНГОР

22. ЧЕНЬПЕ

1. ИМПУЛЬС

2. СИСТОЛА

3. ДИАФРАГМА

4. СКАТ

5. ДУГА

6. МЕМБРАНА

7. НЕЙРОГЛИЯ

8. ЯДРО

9. ДИАСТОЛА

10. НЕФРОН

11. КЛАПАНЫ

#1040;ОРТА

#1052;ИНДАЛИНЫ

#1057;ЕЛЕЗЁНКА

15. ПОЗВОНОК

16. ЛОПАТКА

17. ФАЛАНГИ

18. МЫШЦА

19. ЛИМФОЦИТЫ

20. АВТОМАТИЗМ

21. ГОРМОН

22. ПЕЧЕНЬ

Раунд 5: «Капитанский конкурс»

1этап «Отгадайте загадки»

Какие органы целый век в клетке? (Сердце, лёгкие.)

Какой узел нельзя развязать? (Нервный узел)

В сосуде водица, ею нельзя напиться (Кровь.)

В какой раковине никто не живёт? (В ушной)

В грудной полости лежу.

Под трахеей я сижу,

Я в ворота захожу,

Воздух в легкие ввожу,

Короче, шире чем мой брат

Отгадайте? Буду рад! (бронхи)

Очень я для вас важна.

Полости есть у меня.

Я составлена хрящами.

Образую звуки я.

Воздух провожу вам я.

Отгадайте ка меня? ( гортань)

Посмотри, что за чудо.

Что за форма, что за цвет

Вроде грозди винограда

Но не грозди это нет (ацинус)

Я на легких и на ребрах

На грудине меня нет

Я служу защитой легким

Кто раскроет мой секрет ?(плевра)

В клетках крови нахожусь

И без устали тружусь

Несу в ткани кислород

Кто ж его им принесет (гемоглобин)

В организме печка есть,

На неё ни лечь, ни сесть,

Не испечь в ней каравай,

Что за орган – отгадай (печень)

2этап «6 чувство»

Капитанам команд необходимо с закрытыми повязкой глазами вытянуть из коробки кость, дать название, описание, топографию и указать к какому отдела скелета относится.

Лопатка, Ребро, позвонок, тазовая кость, плечевая, крестец, большеберцовая, локтевая

4. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ И КРИТЕРИИ

Система начисления баллов

  • Раунд 1 «Разминка»: за каждый правильный ответ - 1 балл
  • Раунд 2 «Ситуационные задачи»: за каждый правильный ответ - 3 балла
  • Раунд 3 «Черный ящик»: за каждый правильный ответ - 2 балла
  • Раунд 4 «Анаграмма»: за каждый правильный ответ - 1 балл
  • Раунд 5 «Битва капитанов»: 1тур за каждый правильный ответ - 1 балл 2тур – 5 баллов

Критерии оценки ответов

  • Полный правильный ответ - начисление полного количества баллов
  • Частично правильный ответ - начисление 50% от максимального балла
  • Неправильный ответ - 0 баллов
  • Дополнение ответа другой команды - дополнительный 1 балл (если позволяет формат вопроса)

Штрафные баллы

  • За подсказки со стороны - снятие 2 баллов
  • За использование посторонних источников информации - снятие 5 баллов
  • За несоблюдение дисциплины - предупреждение, при повторном нарушении - снятие 1 балла

5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Подготовка к занятию

  • За 1-2 недели до проведения мероприятия объявить студентам о предстоящем брейн-ринге
  • Рекомендовать повторить основные разделы анатомии и физиологии
  • Подготовить аудиторию, технические средства, раздаточный материал
  • Пригласить в жюри преподавателей смежных дисциплин

Формирование команд

  • Оптимальный состав команды - 6 -7 человек
  • Возможно формирование команд заранее или непосредственно перед игрой
  • Желательно обеспечить равный уровень подготовки команд

Проведение брейн-ринга

  • Четко следить за временем на обдумывание ответов
  • Не допускать подсказок со стороны болельщиков
  • Предварительно подготовить критерии оценивания частично правильных ответов
  • Обеспечить визуализацию подсчета баллов (на доске или экране)

Анализ результатов

  • При подведении итогов отметить сильные стороны каждой команды
  • Разобрать наиболее сложные вопросы, вызвавшие затруднения
  • Связать материал игры с практической деятельностью медицинского работника

6. РЕФЛЕКСИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЯ

Ребята, перед вами на столе лежат по 2 смайлика с разными эмоциями. Поднимите смайлики, если вам: понравилось, не понравилось мероприятие.

«Смайлики» для оценивания на положительные и отрицательные эмоции:

1 – понравилось 2 – не понравилось

x_d8abec15 fart-8

Критерии эффективности занятия

  • Активность участия студентов
  • Правильность и полнота ответов
  • Умение работать в команде
  • Проявление профессиональных компетенций
  • Эмоциональный отклик участников

7. ПРИЛОЖЕНИЯ

Карточки для жюри с вопросами и ответами

Оценочные листы для жюри

Наглядный материал (муляжи)

Образец диплома победителя и сертификатов участников

Приложение№1

Вопросы и эталоны ответов конкурса «Разминка»

  1. Вопрос: Оболочка, покрывающая мышцу, словно футляр называется Ответ: (фасция)
  2. Вопрос: Самые маленькие косточки человеческого организма Ответ: молоточек, наковальня и стремечко
  3. Вопрос: Головка трубчатой кости называется

Ответ: Эпифиз

  1. Вопрос: Как называется верхняя камера сердца?
    Ответ: Предсердие
  2. Вопрос: Какое дерево имеется у человека? Ответ: Бронхиальное
  3. Вопрос: Как называется процесс образования мочи?
    Ответ: Диурез
  4. Вопрос: Какое насекомое напоминает серое вещество спинного мозга на поперечном разрезе? Ответ: бабочка
  5. Вопрос: Главная дыхательная мышца, отделяющая грудную полость от брюшной

Ответ: Диафрагма

  1. Вопрос: Назовите рудимент, воспаление которого создаёт угрозу нашей жизни?

Ответ: аппендикс

  1. Вопрос: Как называется красный пигмент эритроцитов?
    Ответ: Гемоглобин
  2. Вопрос: Какая структура глаза отвечает за его цвет?
    Ответ: Радужка
  3. Вопрос: В какой части пищеварительного тракта начинается переваривание крахмала?
    Ответ: В ротовой полости
  4. Вопрос: Как называется самый хищный зуб у человека

Ответ: клык

  1. Вопрос: Тело трубчатой кости

Ответ: Диафиз

  1. Вопрос: Главная железа внутренней секреции

Ответ: Гипофиз

  1. Вопрос: Единственный орган в теле человека, который может самостоятельно регенерироваться

Ответ: печень

Приложение№2

Задачи и эталон ответов к конкурсу «Ситуационные задачи»

Задача№1.В древности подозреваемого в преступлениях подвергали «суду богов». Ему предлагали проглотить горсть сухого риса. Если это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическую трактовку этой пробе.

Ответ: глотание невозможно при абсолютно сухой пище. При сильном волнении резко тормозится слюноотделение, и глотательный рефлекс не возникает. Спокойный невинный человек рис проглотит.

Задача№2.Какими анатомо-физиологическими особенностями в строении позвоночного столба можно объяснить различие в длине (росте) тела человека на 2-3 см утром и вечером?

Ответ: Это связано с уменьшением толщины межпозвоночных дисков и увеличением изгибов позвоночного столба. В течении дня студенистые ядра теряют жидкость и межпозвоночные хрящи сплющиваются, а за ночь они восстанавливаются.

Задача№3.Медицинская сестра поместила ампулы с кровью для переливания на временное хранение в морозильную камеру холодильника. Какую ошибку допустила медицинская сестра и к каким негативным последствиям она может привести?

Ответ: Ошибка заключается в том, что она поместила на временное хранение ампульную кровь в морозильную камеру, а не в холодильную, вследствие чего кровь может замёрзнуть с образованием льда. А при замораживании и последующем размораживании крови наступит гемолиз, повреждение частицами льда. Такую кровь нельзя переливать, из-за возможности наступления гемотрансфузионного шока.

Задача№4. Этот орган называют «химической лабораторией», «продовольственным складом». Что это за орган и почему он заслужил такие названия?

Ответ: Печень. В ней происходит обезвреживание ядовитых веществ, сложные химические превращения питательных веществ, поступивших из органов пищеварения, поэтому печень называют «химической лабораторией». В ней запасается гликоген. Печень служит хранилищем витаминов и обогащается ими летом и осенью, а зимой и весной при недостатке их в пище расходуются. (продовольственный склад).

Задача№5. Лёгкие не имеют мышц, однако при дыхании они расширяются и сжимаются. Объясните, благодаря чему легкие могут расширяться и сжиматься.

Ответ: Легкие самостоятельно никогда не растягиваются и не сокращаются, они пассивно следуют за грудной клеткой. Полость же грудной клетки расширяется благодаря сокращению дыхательных мышц, к которым в первую очередь относятся диафрагма и межреберные мышцы.

Задача№6.Студенты нередко утверждают, что по артериям течет только артериальная (обогащенная кислородом), а по венам – только венозная (обогащенная углекислым газом) кровь. Почему это не совсем точно и как правильно ответить на этот вопрос?

Ответ: Артерии – это сосуды по которым кровь течёт от сердца, не зависимо от того какая в них кровь, а вены – это сосуды по которым кровь течёт в сердце. В малом круге кровообращения по лёгочной артерии течёт венозная кровь, которая поступает в лёгкие для обогащения кислородом, а по лёгочным венам в сердце возвращается уже артериальная кровь.

Задача№7. Почему переливание крови одного человека другому может привести к смерти вместо ожидаемого спасения?

Ответ: может возникнуть свёртывание крови из-за несовместимсоти агглютининов и агглютиногенов.

Задача№8. Известно, что белок, попавший в кровь не через органы пищеварения вызывает защитную реакцию организма. По той же причине происходит отторжение пересаженных тканей и органов, если не принято соответствующих мер. Почему же белок, попадающий в организм через органы пищеварения, не вызывает подобной защитной реакции?

Ответ: При попадании в органы пищеварения, белок подвергается воздействию ферментов и распадается на аминокислоты.

Приложение№3

Эталон ответов к раунду «Черный ящик»

  1. Орган в черном ящике: Сердце
    Описание: Жизненно важный. полый мышечный орган. Имеет собственную проводящую систему, обеспечивающую автономную работу. Покрыт перикардом. Что в черном ящике?
  2. Орган в черном ящике: Легкие
    Описание: Парный, паренхиматозный орган. Покрыт серозной оболочкой и содержит большое количество мешочков. Правый состоит из 3 долей… Что в черном ящике?
  3. Орган в черном ящике: Поджелудочная железа
    Описание: Железа смешанной функции, непарный,паренхиматозный. Экзокринная часть вырабатывает пищеварительный сок, эндокринная - гормоны. Островки Лангерганса – особые структуры…Что в черном ящике?
  4. Орган в черном ящике: Печень
    Описание: Синусоиды – широкая сеть капилляров. Две доли разделенные серповидной связкой. На висцеральной поверхности выделяют квадратную и хвостатую доли.
  5. Орган в черном ящике: Почки

Описание: Чудесная сеть органа. Имеет малые и большие чашки. Паренхиматозный, в форме фасолины. Извитые канальцы.

Приложение№4

Эталон ответа к раунду «Анаграммы»

Анатомическое понятие

Эталон ответа

1. ПУЛЬИМС

2. ЛАТОСИС

3. МАГРАФАДИ

4. КАСТ

5. ГАУД

6. НАМЕМБРА

7. РОГЛИНЕЙЯ

8. ОРЯД

9. ТОСАДИЛА

10. ФЕРНОН

#1050;НЫЛАПА

12. РАОТА

#1051;ИНЫДАНИМ

#1051;ЕНКАЗЁСЕ

#1053;ОКОЗПОВ

#1058;АПОЛКА
17. ГИНАЛАФ

18. ШЫМЦА

#1058;ЫЦИФОМИЛ

#1058;ИЗМАТОВМА

21. МОНГОР

22. ЧЕНЬПЕ

1. ИМПУЛЬС

2. СИСТОЛА

3. ДИАФРАГМА

4. СКАТ

5. ДУГА

6. МЕМБРАНА

7. НЕЙРОГЛИЯ

8. ЯДРО

9. ДИАСТОЛА

10. НЕФРОН

11. КЛАПАНЫ

#1040;ОРТА

#1052;ИНДАЛИНЫ

#1057;ЕЛЕЗЁНКА

15. ПОЗВОНОК

16. ЛОПАТКА

17. ФАЛАНГИ

18. МЫШЦА

19. ЛИМФОЦИТЫ

20. АВТОМАТИЗМ

21. ГОРМОН

22. ПЕЧЕНЬ

Приложение№5

Эталон ответов «6 чувство»

п/п

Название костей

Особенности внешнего строения

Отдел скелета

1

Крестец

Треугольной формы, основание,верхушка,ушковидная поверхность,крестцовые отверстия,гребни, крестцовый канал.

Осевой скелет/позвоночный столб/таз

2

Локтевая

Трубчатая, тело и два эпифиза, локтевой и венечный отростки, блоковидная и лучевая вырезки, головка с суставной поверхностью, медиальный шиловидный отросток

Скелет свободной верхней конечности/предплечье

3

Ребро

Плоская,губчатая.Тело, шейка,головка, бугорок,2 поверхности и 2 края

Скелет грудной клетки

4

Позвонок

Смешанный, тело,дуга, позвоночное отверстие, 7 отростков:2 поперечных,1 остистый, 2 верхних и 2 нижних суставных

Осевой скелет/позвоночный столб

5

Большеберцовая

Трубчатая, тело и два эпифиза медиальный,латеральный мыщелки,надмыщелки,межмыщелковая возвышение,бугорок.медиальная лодыжка.

Скелет свободной нижней конечности/голень

6

Тазовая

Плоская, подвздошная,седалищная, лобковая, вертлужная впадина,гребень.ушковидная поверхность,седалищный бугор,ость,вырезки

Скелет тазового пояса/таз

7

Плечевая

Трубчатая, тело и два эпифиза головка, большой и малый бугорок,медиальный,латеральный мыщелки,надмыщелки,блок,венечный и локтевые ямки

Скелет свободной верхней конечности/плечо

8

Лопатка

Треугольной формы,3 края:верхний,медиальный, латеральный; 3 угла: нижний,верхний, латеральный; ость,акромион,клювовидный отросток, 2 поверхности

Скелет плечевого пояса/плечо

Приложение№6

Эталон ответов «Отгадайте загадки»

1. Какие органы целый век в клетке? (Сердце, лёгкие.)

2. Какой узел нельзя развязать? (Нервный узел)

3. В сосуде водица, ею нельзя напиться (Кровь.)

4. В какой раковине никто не живёт? (В ушной)

#1042; грудной полости лежу.

Под трахеей я сижу,

Я в ворота захожу,

Воздух в легкие ввожу,

Короче, шире чем мой брат

Отгадайте? Буду рад! (бронхи)

#1054;чень я для вас важна.

Полости есть у меня.

Я составлена хрящами.

Образую звуки я.

Воздух провожу вам я.

Отгадайте ка меня? ( гортань)

#1055;осмотри, что за чудо.

Что за форма, что за цвет

Вроде грозди винограда

Но не грозди это нет (ацинус)

#1071; на легких и на ребрах

На грудине меня нет

Я служу защитой легким

Кто раскроет мой секрет ? (плевра)

#1042; клетках крови нахожусь

И без устали тружусь

Несу в ткани кислород

Кто ж его им принесет (гемоглобин)

#1042; организме печка есть,

На неё ни лечь, ни сесть,

Не испечь в ней каравай,

Что за орган – отгадай (печень)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия. Пресс-конференция на тему: «ВИЧ! Скрытая угроза – открытая борьба!»

Всемирный день борьбы со СПИДом отмечается 1 декабря.  В декабре 1988 г состоялась встреча министров здравоохранения всех стран, во время которой прозвучал призыв к усилению мер профилактики ВИЧ-...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Олимпиада по психологии"

Методическая разработка  олимпиады  по  психологии для  студентов 2 курсов  колледжей....

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Как развивать силу воли"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Как развивать  силу  воли"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методичес...

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия по психологии "Лечение словом"

Методическая разработка  внеаудиторного мероприятия  по  психологии "Лечение  словом"  для  студентов 1-2 курсов  медколледжей. Данная  методическая  разра...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

Правовая интеллектуальная игра "Брейн ринг"

2.1. Целью Игры является формирование у обучающихся активного устойчивого социально-правового отношения к Конституции Российской Федерации, к правам и свободам граждан Российской Федерации.2.2. Задачи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА (внеаудиторного мероприятия) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «Анатомические игры»

Интеллектуальная игра проводится с целью обобщения изученного материала, закрепления полученных в ходе теоретической и практической части обучения знаний, по учебной дисциплине ОП.03. «Анатомия ...