Главные вкладки

    Методическая разработка занятия (с использованием активных методов обучения) по теме "Производительность труда"
    методическая разработка на тему

    Карпенко Оксана Анатольевна

    Методическая разработка занятия по междисциплинарному курсу "Предпринимательская деятельность в сфере земельно-имущественных отношений" для студентов специальности "Земельно-имущественные отношения" углубленной подготовки. Занятие разработано по теме "Производительность труда", рассчитано на 2 часа. Особенность - использование элементов активных и интерактивных методов обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon metod_razrab_karpenko_o.a._proizv_truda_dlya_portala.doc133.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

    учебного занятия

    по междисциплинарному курсу: «Предпринимательская

    деятельность в сфере земельно-имущественных отношений»

    Раздел №1. Основы предпринимательской деятельности

    Тема № 1.2 «Материальные и трудовые ресурсы»

    Занятие № 3 «Эффективность использования трудовых ресурсов»

    Преподаватель Карпенко Оксана Анатольевна

    Вид занятия: комбинированный урок.

    Цели занятия:

    Методическая – демонстрация использования активных методов преподавания экономических дисциплин.

    Образовательная - формирование знаний о сущности и оценке эффективности использования трудовых ресурсов в предпринимательстве.

    Воспитательная - формирование деловых качеств личности будущего специалиста: ответственности, точности, усидчивости, коммуникабельности.

    Развивающая - развитие профессиональных интересов, логики, аналитических способностей; формирование: ПК 5.2. Планировать предпринимательскую деятельность и отчитываться за нее, ПК 5.4. Обеспечивать получение прибыли от хозяйственной деятельности, общих компетенций.

    Тип занятия: комбинированный урок, форма – занятие теоретического обучения с активными и интерактивными элементами

    Метод проведения: репродуктивный, активный

    Комплексное методическое оснащение занятия:

    методическая разработка урока, WEB-презентация, календарно-тематический план, рабочая программа, контрольно-оценочные средства (задания в тестовой форме), карточки с заданиями внеаудиторной самостоятельной работы

    Учебно-материальное оснащение занятия:

    компьтер, мультимедийное оборудование, основная и дополнительная литература, раздаточный материал (бланки), калькуляторы

    Ход занятия:

    1.Организационный момент ( 3 мин.)

    2.Актуализация опорных знаний (15 мин.): фронтальный опрос - задания в тестовой форме по теме «Трудовые ресурсы в предпринимательстве» с использованием слайд-презентации

    3.Изучение нового материала (20 мин.): Объяснение преподавателем вопросов: сущности и значении эффективности использования трудовых ресурсов в предпринимательстве, производительности труда, ее видов, влияющих на нее факторов, показателей оценки эффективности, уровня производительности труда в отечественной и зарубежной практике. Параллельная демонстрация WEB-презентации по теме.

    4.Закрепление изученного материала (42 мин.): проведение деловой игры «Производительность труда» с последующим заполнением отчетов о деятельности, устным анализом производственной ситуации, выявлением факторов, влияющих на уровень эффективности использования трудовых ресурсов

    5.Итог занятия (10 мин.): подведение итогов занятия (выводы, устно), оценка работы каждого студента, объявление оценок, объяснение этапов выполнения заданий внеаудиторной самостоятельной работы

    Задание на самостоятельную подготовку (домашнее задание):

    гл.15, 16 Трудового кодекса РФ – изучить, подготовиться к фронтальному опросу; задачи (карточка № 9-ПДу).

    Этапы учебного занятия:

    1.Организационный этап.

    Дидактическая задача этапа – организация учебного занятия и привлечение внимания студентов.

    Принципы: сознательности и активности.

    Метод обучения: словесный (беседа).

    Деятельность преподавателя: приветствие, проверка рабочих мест, учет посещаемости, объявление темы.

    Деятельность студентов: готовятся к работе на занятии.

    Регламент 3 минуты.

    Итог: создана рабочая обстановка.

    2. Постановка цели и задач занятия. Мотивация студентов.

    Дидактическая задача этапа – вызвать интерес к изучаемой теме, определить ее значимость, обеспечить осознанное восприятие нового материала.

    Принципы: доступности, научности, сознательности.

    Метод обучения: словесный (рассказ, беседа).

    Деятельность преподавателя: формирование интереса к материалу занятия, раскрытие актуальности изучаемого материала и его значения в жизни человека. Постановка цели занятия совместно со студентами, ознакомление с ходом занятия и объявление критериев оценки.

    Деятельность студентов: слушают преподавателя, формулируют цели занятия.

    2.1. Постановка цели (самими студентами).

    Определение цели занятия: получение знаний о сущности и оценке эффективности использования трудовых ресурсов в предпринимательстве.

    Задачи соответствуют плану занятия.

    План занятия:

    1.        Сущность и значение эффективности использования трудовых ресурсов.

    2.        Производительность труда и методы ее измерения.

    3.        Основные показатели уровня производительности труда.

    2.2. Ознакомление с ходом занятия:

    Оценка работы на занятии будет складываться из баллов, заработанных за тестовое задание (повторение пройденного), активность во время проведения деловой игры, участие в обсуждении её результатов, качество выполнения итогового задания, аргументированность выводов. Критерии оценок тестового задания: «5» - 85%-100%, «4» - 65-84%, «3» - 45-64%.

    2.3. Мотивация:

    Изучение нового материала начнем с определения роли данной темы в учебном процессе и профессиональной деятельности. Припомните, знакомы ли вам понятия, звучащие в теме, когда ранее вы встречались с ними?

    Почему так важно изучить эту тему, имеет ли она практическую значимость для вашей будущей профессиональной деятельности?

    Знания, полученные при изучении темы, помогут вам оценить оптимальность и целесообразность использования трудовых ресурсов, а в конечном итоге – влияние на заработную плату и прибыль предпринимательской фирмы. Данная тема будет вам необходима при выполнении выпускной квалификационной работы. Поэтому вам необходимо иметь представление о сущности экономической эффективности использования трудовых ресурсов и знать показатели оценки ее уровня. Давайте обратимся к схеме межпредметных связей. Эта тема базируется на знаниях, полученных при изучении ряда дисциплин, а также теме нашего междисциплинарного курса «Трудовые ресурсы в предпринимательстве».

    Межпредметные связи:

    С другой стороны, она является базовой для изучения следующих тем МДК.05.01:«Финансовый механизм предпринимательской деятельности», «Методы анализа хозяйственной деятельности организации». Это видно из схемы внутрипредметных связей.

    Внутрипредметные связи:

    Регламент 3 минуты.

    Итог: определена цель занятия, составлен план.

    3.Актуализация опорных знаний.

    Дидактическая задача этапа – проверка уровня базовых знаний, устранение обнаруженных в ходе проверки пробелов в знаниях.

    Принципы – доступности, научности, сознательности, самоконтроля.

    Метод – фронтальный опрос с помощью задания в тестовой форме, входное тестирование.

    Деятельность преподавателя: проверка и анализ уровня базовых знаний, их корректировка при необходимости.

    Деятельность студентов: выполняют задания в тестовой форме, входной тест, вспоминают и закрепляют ранее изученный учебный материал.

    Регламент 12 минут.

    Итог: готовность студентов к изучению нового материала.

    4.Этап формирования новых знаний.

    Дидактическая задача этапа:

    1. формирование представлений о сущности и значении эффективности использования трудовых ресурсов;
    2. формирование знаний о производительности труда и методах ее измерения;
    3. формирование знаний и первичных навыков определения основных показателей уровня производительности труда.

    Принципы: доступности, активности, сознательности.

    Метод – словесный (лекция), объяснительно-иллюстративный (слайд-презентация).

    Деятельность преподавателя: излагает новый материал в сопровождении WEB-презентации, отвечает на вопросы студентов.

    Деятельность студентов: слушают преподавателя, знакомятся с информацией презентации, конспектируют, задают вопросы.

    Содержание:

    1.Сущность и значение эффективности использования трудовых ре-сурсов.

    Предпринимательские структуры, осуществляющие различные виды деятельности, конечной ее целью видят максимизацию прибыли – положительного эффекта работы. Поэтому они всегда заинтересованы в минимизации затрат. А издержки, связанные с использованием живого труда, составляют зачастую преобладающую часть всех затрат предпринимателя. Основной доход предпринимателя в сфере ЗИО – выручка, полученная на расчетный счет от покупателей и заказчиков в результате выполнения работ, оказания услуг. Из экономики организации вы помните, что эффективность – понятие относительное, выражающее эффект в соотношении с объемом вложенных ресурсов. То есть оценка эффективности использования трудовых ресурсов – сопоставление продукта/выручки и вложенного в этот продукт труда, следовательно, измерение производительности труда.

    Из Закона стоимости нам известно, что в производстве любого продукта участвует живой труд - труд, затрачиваемый работниками непосредственно в процессе производства продукта,  а также труд прошлый, затраченный другими работниками и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии. Соответственно, различают производительность индивидуального (живого) и общественного труда.

    Производительность овеществленного труда определяется затратами живого и овеществленного труда, при этом доля последних увеличивается, так как растет фондовооруженность, оснащенность работников средствами производства. Производительность живого труда определяется затратами рабочего времени в данной организации в данных видах работ, например, геодезических. Рост такой производительности приводит к увеличению выработки отдельного работника, увеличению его заработной платы, следовательно, жизненного уровня.

    Показатель производительности является обобщающим показателем работы любой предпринимательской фирмы, так как характеризует результативность и плодотворность.

    2. Производительность труда и методы ее измерения.

    В зависимости от единицы измерения объема продукции различают три метода измерения производительности труда: натуральный, трудовой и стоимостной. Применительно к сфере ЗИО натуральный метод измерения производительности труда характеризует выработку (объем выполненных работ) в натуральной форме в единицу рабочего времени. Натуральные показатели производительности труда выражаются, например, в штуках. Пример.

    Натуральный метод измерения производительности труда полезен при анализе выработки на рабочих местах и по отдельным видам работ, услуг. Таким методом нельзя определить весь объем работы (например, незавершенной на конец месяца), а, следовательно, и производительность труда в расчете на одного работника.

    Стоимостной метод измерения производительности труда получил более широкое применение в связи с тем, что работы и услуги по своему профилю и содержанию разнородны, зачастую оригинальны. Стоимостной метод дает возможность учета и сравнения разнообразных видов работ путем приведения их к единому измерителю - денежному. Стоимостный (денежный) метод определения производительности труда заключается в том, что выработка продукции определяется путем деления объемов валовой продукции, выраженной в неизменных оптовых ценах предприятия, на число работников или количество затраченного времени. Пример.

    В стоимостном выражении производительность труда может быть исчислена по валовой, товарной, чистой (нормативной), условно чистой продукции.

    Трудовой метод измерения производительности труда характеризует отношение нормативных затрат к фактическим затратам рабочего времени. Трудовой метод применяется для определения эффективности использования труда персонала по сравнению с нормами. Этот метод позволяет вести учет затрат на производство единицы продукции не только на отдельном рабочем месте, в бригаде. Но и в масштабах организации, отрасли и т.д. При этом объем производства измеряется в нормированном рабочем времени, а производительность труда определяется путем деления объема выполненной работы в нормо-часах на среднесписочную численность рабочих. Пример.

    3.Основные показатели уровня производительности труда.

    Производительность труда определяется объемом работы, произведенной работником в единицу времени. Объем продукции может быть рассчитан по валовому, товарному показателю, чистому продукту и другим показателям. Отработанное время исчисляется в человеко-часах, человеко-днях, в среднесписочной численности работников.

    Делением объема работы на число отработанных рабочими человеко-часов или человеко-дней определяется показатель часовой или дневной производительности труда. Делением же объема продукции, выпущенной за месяц, квартал, год, на соответствующую среднесписочную численность персонала получаем месячную, квартальную, годовую производительность труда. Таким образом, уровень производительности труда (ПТ) оценивается путем деления объема работы/продукции (ОП) на единицу отработанного времени (Т) или численность работников (Р).

    Изменение уровня производительности труда - его динамика - определяется как отношение уровня производительности труда отчетного периода к базовому или плановому. Этот показатель характеризует процент ее роста или снижения в отчетном периоде.

    Основными показателями производительности труда являются показатели выработки и трудоемкости. Выработка (В) определяется отношением количества произведенной продукции (Q) к затратам рабочего времени на производство этой продукции (Т). Трудоемкость - это величина, обратная выработке.

    Вопросу трудоемкости будет посвящено наше следующее занятие. Поэтому остановимся подробнее на показателе выработки.

    Выработка продукции является наиболее распространенным и универсальным показателем производительности труда. Выработка может быть определена в расчете на один отработанный человеко-час (часовая выработка), один отработанный человеко-день (дневная выработка), на одного среднесписочного работника в год (квартал или месяц - годовая, квартальная или месячная выработка).

    Важнейшей задачей предприятия является постоянный поиск и реализация резервов роста производительности труда, под которыми подразумеваются имеющиеся, еще не используемые реальные возможности повышения производительности труда.

    Подводя итог, необходимо отметить, что управление эффективностью сотрудников – это комплексный процесс, строящийся на трех «китах»:

    • измерение эффективности – то есть оценка сотрудников. Чтобы целенаправленно идти дальше, нужно понимать, где мы находимся сейчас.
    • развитие сотрудников по результатам оценки.
    • материальное поощрение тех, кто наиболее эффективен.

    Регламент 20 минут.

    Итог: получение новых знаний.

    1. Этап закрепления и систематизации знаний.

    Дидактическая задача этапа – закрепление изученного материала и систематизация полученных знаний.

    Принципы: активности, сознательности.

    Метод обучения: словесный (беседа), продуктивный, репродуктивный, активный с элементами интерактивного.

    Деятельность преподавателя: закрепляет материал с помощью таблицы, объясняет правила и ход деловой игры «Производительность труда», наблюдает за деятельностью студентов во время игры, контролирует правильность расчетов в бланке, задает вопросы, корректирует ответы студентов, дает тест самоконтроля.

    Деятельность студентов: отвечают на вопросы, участвуют в деловой игре, заполняют отчет в рамках игры, выполняют контрольный тест (приложение).

    Таблица – Производительность труда в России и других странах*

    Страна

    Средняя производительность труда в год на 1 работника, $

    Россия

    33300

    США**

    107000

    ЕЭС**

    74500

    Болгария

    32600

    Пакистан

    8000

    Египет

    21800

    Норвегия

    106300

    Германия

    76900

    *источник: официальный сайт Росстата //gks.ru

    ** источник: vrn.mk.ru/ articles/2014/05/28

    Содержание:

    Обратите внимание на данные органов статистики относительно уровня производительности труда в разных странах. Скажите, как вы оцените по этим данным эффективность использования трудовых ресурсов в нашей стране? Как вы полагаете, с чем связан такой результат? Следовательно, нашей стране нужно развивать производство и технологии, необходимы инвестиции.

    Цель деловой игры: научиться определять производительность, объяснять факторы ее роста и значение роста для общества.

    Модель: ограниченность ресурсов – основная проблема экономики и предпринимательства. Расширение границ возможностей позволяет рост производительности. Для этого необходимо извлечь максимальную пользу из тех ресурсов, которыми располагаете в данный момент.

    Ход игры: студенты делятся на 2 группы – фирмы по строительству объектов недвижимости (жилых домов). Их цель – «построить» как можно больше домов, учитываются только готовые и качественные в исполнении. На каждом этапе студентам предлагается поменять условия использования трудовых ресурсов и капитала. По итогам каждого этапа студенты заполняют отчет о деятельности и ведут расчет производительности:

    Отчет о деятельности фирмы «________________»

    Наименование показателя

    Отчетный период

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    Показатели размера фирмы и обеспеченности ресурсами

    Численность работников, чел.

    Основные фонды, ед.

    Фондовооруженность, ед./чел.

    Показатели деятельности

    Производство, шт.

    Цена единицы, ден.ед.

    Товарная продукция, ден.ед.

    Показатели эффективности использования трудовых ресурсов

    Выработка на 1 работника, шт.

    Производительность труда, ден.ед.

    Вывод об изменении эффективности в сравнении с предыдущим периодом (+;-)

    Причина изменения уровня эффективности или фактор, оказавший влияние на изменение уровня

    Общий вывод о путях дальнейшего роста производительности труда фирмы:

    _______________________________________________________________________________

    Студент группы _______       _________________________________________

    После обсуждения итогов деловой игры студенты выполняют итоговый тест.

    Регламент 42 минуты.

    Итог: определение уровня усвоения темы, соответствующий уровню 2.

    1. Этап подведения итогов. Информация о задании самостоятельной работы. Рефлексия.

    Дидактическая задача этапа – анализ деятельности студентов на занятии; анализ достижения поставленных целей.

    Принципы: активности, сознательности.

    Метод: словесный (беседа).

    Деятельность преподавателя: анализирует работу студентов, выставляет оценки и подводит итоги занятия.

    Деятельность студентов: занимаются самоанализом своей работы.

    Содержание:

    Проверьте, достигли ли вы поставленные на занятии задачи:

    1.        формирование представлений о сущности и значении эффектив-ности использования трудовых ресурсов;

    2.        формирование знаний о производительности труда и методах ее измерения;

    3.        формирование знаний и первичных навыков определения основных показателей уровня производительности труда.

    Задание к следующему занятию: гл.15, 16 Трудового кодекса РФ – изучить, подготовиться к фронтальному опросу; решить задачи (карточка № 9-ПДу):

    МДК.05.01 Предпринимательская деятельность в сфере ЗИО

    Карточка задания № 9-ПДу

    Задача 1.

    Определить производительность труда одного работника в отчетном и планируемом году, если известно, что в отчетном году объем работ составил 30100 тыс. руб., среднесписочная численность персонала – 25 человек. В планируемом году объем работ должен составить 33540 тыс. руб., а производительность труда увеличится на 5%.

    Задача 2.

    Определить среднесписочную численность работников в планируемом году по данным предыдущей задачи, учитывая среднегодовую выработку в расчете на одного работника организации.

    Проанализируйте, насколько успешно вы поработали над материалом, все ли сегодня получилось. Давайте выразим свои эмоции с помощью упражнения.

    Регламент 10 минут.

    Итог: определение степени достижения поставленных целей занятия.

    Список используемой литературы:

    1. Основная: Трудовой кодекс РФ. – М.: КноРус, 2013
    2. Дополнительная: Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства: учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2009


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

    Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

    Методическая разработка урока с использованием интерактивных методов обучения в группе профподготовки по профессии «Оператор ЭВ и ВМ», учебная дисциплина: Программное обеспечение ЭВМ.

    В данной работе показано применение инновационных педагогических технологий и приемов, интерактивных методов обучения при проведении современного занятия профессиональной подготовки специалистов по пр...

    Использование активных методов обучения при конструировании учебного занятия

    С статье приводятся примеры использования активных методов обучения при конструировании учебного занятия...

    Организация работы группы при использовании активных методов обучения на практических занятиях

    Суть темы исследования связана с целесообразностью использования активных методов обучения на лабороторно - практических занятияхв учебном процессе учреждений профессионального образования....

    Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

    В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

    РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

    Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

    Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

    Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....