Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест) 10 класс
тест на тему

Александрова Марина Александровна

Материал содержит вопросы и тестовые задания по разделу "Лексика и фразеология". Задания разделены на 2 варианта, что позволит увеличить уровень объективности проверочной работы. Материал будет полезен при подготовке в ОГА и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota_po_razdelu_leksika.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест). Вариант 1

  1. Что такое лексическое значение слова?
  1. Какие слова называются однозначными?
  2. Что такое синонимы?
  3. Что такое паронимы?
  4. Взаимозаменяются ли антонимы в предложении?
  5. Дайте определение эллипсису
  6. Назовите основные стили русского языка
  7. Приведите пять примеров слов, заимствованных из английского языка
  8. Что такое архаизмы?
  9. Что такое жаргонизмы?
  10. Какие разновидности книжного стиля выделяются?
  11. Назовите основные одноязычные словари
  12. Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы.

Фронт, сетка, риф, счастье, фрукт, туз, барыня, ветеран, гвоздь

  1. Подберите синонимы к существительным:

Клевета, ловушка, маслины

  1. Подберите антонимы к словам, обозначающим признак:

Расширенная программа, Маленький домишко

  1. Подберите антонимы, имеющие приставки пре-/при - к данным словам:

Отбытие, неприятный, отбить

  1. В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы:

За золото они готовы забрать всё.

Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.

  1. Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.

Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям.

Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным.

  1. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Он остановился у стойки и поставил на пол свой дипломант.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагичным тоном.

  1. Из группы слов выделите просторечные: работать, смеяться, искренность, ложу, светить, изгадить, непоседа, обалдеть, уйма, запариться, отвали
  2. Подберите антонимы к выделенным фразеологизмам.

С виду она была ни рыба ни мясо.

И ведь все в нем так: с виду богатырь, ума палата!

  1. Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме:
  • Определите лексическое значение слова в контексте.
  • Если слово многозначно, укажите другие названия.
  • Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
  • Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
  • Постройте синонимический ряд для слова для слова в данном значении.
  • Подберите антонимическую пару к данному слову.
  • Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка
  • Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении
  • Определите, является ли слово устаревшим
  • Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов

Буря мглою небо кроет

  1. В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку объединить другие слова?

Мягкость, нега, теплота, эйфория

  1. Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

Течь между камней. Выпустить в эфир.

  1. Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом:

Костер все больше и больше распалялся, пылал.

Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.

  1. Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

Ибо, плат, дщерь, змий

  1. Замените заимствованные слова русским синонимами:

Прайс-лист, паркинг, лидер, фастфуд

  1. Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой
  2. Объясните разницу в значениях слов:

Невежа/невежда

  1. Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали..

Вдох облегчения.

У нас уже годовалый опыт работы.

  1. Найдите перифразы, раскройте их значения.

Друзья мои, вам жаль поэта: / Во цвете радостных надежд, / Их не свершив еще для света, / Чуть из младенческих одежд, / Увял!


Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест). Вариант 2

  1. Что такое лексическое значение слова?
  2. Какое значение называется переносным?
  3. Назовите основные виды переносного значения
  4. Что такое омонимы?
  5. В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
  6. Дайте определение антитезе
  7. Взаимозаменяются ли паронимы в предложении?
  8. На какие группы делятся слова по употреблению их в речи?
  9. Что такое диалектные слова?
  10. На какие группы подразделяются устаревшие слова?
  11. Что такое неологизмы?
  12. Назовите основные одноязычные словари
  13. Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные слова. Изюм, диктор, кличка, обет, иммунитет, луг, знак, рагу, огонь, работа, гибрид, милость.
  14. Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении.

Седой, бархатный.

  1. Подберите синонимы к выделенным словам.

Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести.

Нет ни в чём удачи.

  1. Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:

Кот наплакал. Во всю прыть. В тот же миг.

  1. Подберите антонимы к существительным:

Потепление, простота, расцвет

  1. Подберите антонимы, имеющие приставки пре-/при - к данным словам:

Отсутствие, безобразный, удалиться

  1. Исправьте ошибки в употреблении паронимов:

Мне нужно успеть купить абонент в бассейн.

Это был умный, красивый, горделивый человек.

  1. Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный, неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец.
  2. Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.

Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям.

Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным.

  1. Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме:
  • Определите лексическое значение слова в контексте.
  • Если слово многозначно, укажите другие названия.
  • Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
  • Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
  • Постройте синонимический ряд для слова для слова в данном значении.
  • Подберите антонимическую пару к данному слову.
  • Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка
  • Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении
  • Определите, является ли слово устаревшим
  • Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов

Операции сопровождались серьёзными потерями.

  1. В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку объединить другие слова?

Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать

  1. Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.

Стрельба из лука. Целебный ключ.

  1. Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом:

Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.

На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.

  1. Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:

Ланиты, десница, выя, чело

  1. Замените заимствованные слова русским синонимами:

Банкротство, имитация, шеф, антракт

  1. Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой
  2. Объясните разницу в значениях слов:

абонент-абонемент

  1. Исправьте ошибки в употреблении паронимов.

Здесь ведётся строительство высокого дома.

Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.

Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.

  1. Найдите перифразы, раскройте их значения.

Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю?