Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест) 10 класс
тест на тему
Материал содержит вопросы и тестовые задания по разделу "Лексика и фразеология". Задания разделены на 2 варианта, что позволит увеличить уровень объективности проверочной работы. Материал будет полезен при подготовке в ОГА и ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_po_razdelu_leksika.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест). Вариант 1
- Что такое лексическое значение слова?
- Какие слова называются однозначными?
- Что такое синонимы?
- Что такое паронимы?
- Взаимозаменяются ли антонимы в предложении?
- Дайте определение эллипсису
- Назовите основные стили русского языка
- Приведите пять примеров слов, заимствованных из английского языка
- Что такое архаизмы?
- Что такое жаргонизмы?
- Какие разновидности книжного стиля выделяются?
- Назовите основные одноязычные словари
- Приведённые слова разбейте на две группы: многозначные слова и омонимы.
Фронт, сетка, риф, счастье, фрукт, туз, барыня, ветеран, гвоздь
- Подберите синонимы к существительным:
Клевета, ловушка, маслины
- Подберите антонимы к словам, обозначающим признак:
Расширенная программа, Маленький домишко
- Подберите антонимы, имеющие приставки пре-/при - к данным словам:
Отбытие, неприятный, отбить
- В предложениях выделены исконно русские слова. Подберите к ним однокоренные старославянизмы:
За золото они готовы забрать всё.
Некоторые ротмистры кое-как волоклись, но простые люди попрятались в лесу, по берегу лесному.
- Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.
Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям.
Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным.
- Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Он остановился у стойки и поставил на пол свой дипломант.
Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагичным тоном.
- Из группы слов выделите просторечные: работать, смеяться, искренность, ложу, светить, изгадить, непоседа, обалдеть, уйма, запариться, отвали
- Подберите антонимы к выделенным фразеологизмам.
С виду она была ни рыба ни мясо.
И ведь все в нем так: с виду богатырь, ума палата!
- Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме:
- Определите лексическое значение слова в контексте.
- Если слово многозначно, укажите другие названия.
- Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
- Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
- Постройте синонимический ряд для слова для слова в данном значении.
- Подберите антонимическую пару к данному слову.
- Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка
- Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении
- Определите, является ли слово устаревшим
- Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов
Буря мглою небо кроет
- В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку объединить другие слова?
Мягкость, нега, теплота, эйфория
- Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.
Течь между камней. Выпустить в эфир.
- Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом:
Костер все больше и больше распалялся, пылал.
Хороший руководитель должен во всем показывать образец своим подчиненным.
- Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:
Ибо, плат, дщерь, змий
- Замените заимствованные слова русским синонимами:
Прайс-лист, паркинг, лидер, фастфуд
- Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой
- Объясните разницу в значениях слов:
Невежа/невежда
- Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
Доверчивый тон разговора, мягкие манеры подкупали..
Вдох облегчения.
У нас уже годовалый опыт работы.
- Найдите перифразы, раскройте их значения.
Друзья мои, вам жаль поэта: / Во цвете радостных надежд, / Их не свершив еще для света, / Чуть из младенческих одежд, / Увял!
Контрольная работа по разделу «Лексика и фразеология» (тест). Вариант 2
- Что такое лексическое значение слова?
- Какое значение называется переносным?
- Назовите основные виды переносного значения
- Что такое омонимы?
- В основе каких стилистических приёмов лежат антонимы?
- Дайте определение антитезе
- Взаимозаменяются ли паронимы в предложении?
- На какие группы делятся слова по употреблению их в речи?
- Что такое диалектные слова?
- На какие группы подразделяются устаревшие слова?
- Что такое неологизмы?
- Назовите основные одноязычные словари
- Приведённые слова разбейте на две группы: однозначные и многозначные слова. Изюм, диктор, кличка, обет, иммунитет, луг, знак, рагу, огонь, работа, гибрид, милость.
- Составьте словосочетания, в которых данные слова будут употреблены в прямом и переносном значении.
Седой, бархатный.
- Подберите синонимы к выделенным словам.
Через несколько минут в комнату вбежал мальчик лет шести.
Нет ни в чём удачи.
- Подберите слова-синонимы к фразеологизмам:
Кот наплакал. Во всю прыть. В тот же миг.
- Подберите антонимы к существительным:
Потепление, простота, расцвет
- Подберите антонимы, имеющие приставки пре-/при - к данным словам:
Отсутствие, безобразный, удалиться
- Исправьте ошибки в употреблении паронимов:
Мне нужно успеть купить абонент в бассейн.
Это был умный, красивый, горделивый человек.
- Из группы слов выделите устаревшие: книга, немолчный, неприкаянный, непочатый, прохладительный, непонятный, непотребство, охладелый, перепалка, писец.
- Исправьте лексические ошибки, возникшие в результате неточного словоупотребления.
Нельзя быть самолюбивым, нужно стараться всё отдавать людям.
Я хотел бы, когда вырасту, быть добрым, смелым, равнодушным.
- Выполните лексический анализ выделенного слова по схеме:
- Определите лексическое значение слова в контексте.
- Если слово многозначно, укажите другие названия.
- Установите тип лексического значения в данном контексте: а) прямое; б) переносное.
- Если значение переносное, охарактеризуйте вид переносного значения.
- Постройте синонимический ряд для слова для слова в данном значении.
- Подберите антонимическую пару к данному слову.
- Определите, является ли данное слово исконно русским или заимствованным из другого языка
- Установите принадлежность анализируемого слова к общеупотребительной лексике или лексике, ограниченной в употреблении
- Определите, является ли слово устаревшим
- Укажите, входит ли данное слово в состав фразеологизмов
Операции сопровождались серьёзными потерями.
- В каждой группе слов, данных ниже, найдите лишнее слово. По какому признаку объединить другие слова?
Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать
- Подберите к выделенным словам омонимы, укажите их значение.
Стрельба из лука. Целебный ключ.
- Исправьте неточность словоупотребления: выделенное слово замените соответствующим синонимом:
Передовые люди понимали, что нужно устранить крепостное право.
На лице Веры Павловны появилась унылая улыбка.
- Подберите современные синонимы к следующим устаревшим словам:
Ланиты, десница, выя, чело
- Замените заимствованные слова русским синонимами:
Банкротство, имитация, шеф, антракт
- Учитывая многозначность слова, подберите не менее четырёх антонимов к слову сухой
- Объясните разницу в значениях слов:
абонент-абонемент
- Исправьте ошибки в употреблении паронимов.
Здесь ведётся строительство высокого дома.
Почва в этом районе тяжёлая, глиняная.
Находиться здесь опасно: встречаются скопления болотистого газа.
- Найдите перифразы, раскройте их значения.
Скажи мне, кудесник, любимец богов, что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю?