Урок литературного чтения 3 класс Виеру. "Подснежник"
план-конспект урока на тему

Подкорытова Людмила Петровна

Тема.  Виеру . « Подснежник."

По моему мнению, уроки поэзии особенно  нужны детям, чтобы пробудить  в них чувство прекрасного, научить их сопереживать и размышлять и, конечно же, научить технике выразительного чтения. Проводя уроки поэзии, мы стремимся пробудить интерес не только к творчеству, но и к личности поэта – человека с необычным взглядом на мир, наделённого особым художественным даром. Главная задача всех уроков поэзии – научить школьников понимать поэтическую речь, воспитывать эмоциональную восприимчивость. Созданные поэтами стихи, дадут детям возможность прикоснуться душой к поэзии, хотя бы на миг уловить неуловимое. Поэзия помогает взрастить зародившиеся у детей чувства прекрасного, утвердить самые высокие представления о жизни – жизни нравственной, умственной, гражданской. Самые обыденные слова в поэзии начинают сверкать, звенеть, благоухать.

Цель урока: Познакомить со стихотворением Г.Виеру   «Подснежник». Расширить и обогатить знания и представления о первых весенних цветах; формировать экологическое мировоззрение .

Задачи:  Донести до учащихся содержание стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Учить правильно и осознанно читать стихотворный текст; формировать умение соблюдать силу голоса и ритм речи в соответствии со знаками препинания в конце предложений и смыслом художественного произведения.

 формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

 . Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.

 

По типу урок - изучение нового материала. В основу конструкции данного урока положены элементы современных, познавательных технологий. Для достижений поставленных целей, я использовала личностно-ориентированный подход к работе с учащимися, которая является важнейшим стимулирующим фактором учебной деятельности. Системность в работе, предлагающий конечный результат, насыщенность материала, использование различных форм работы: аудиозапись стихотворения, выборочное чтение, работа по вопросам, просмотр презентации, позволили говорить, что урок несёт обучающий, воспитывающий  характер.

 

 


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podsnezhnik_urok.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Учитель : Подкорытова Л.П.

Тема.  Виеру . « Подснежник."

Цель. Познакомить со стихотворением   «Подснежник». Расширить и обогатить знания и представления о первых весенних цветах; формировать экологическое мировоззрение.

Задачи:

1. Образовательная. Донести до учащихся содержание стихотворения, вызвать эмоциональный отклик на прочитанное. Учить правильно и осознанно читать стихотворный текст; формировать умение соблюдать силу голоса и ритм речи в соответствии со знаками препинания в конце предложений и смыслом художественного произведения.

2.  Развивающая. Коррекция аналитико-синтетической деятельности; формирование простейших умозаключений; развитие четкости произношения; обогащение словарного запаса; развитие связной устной речи.

3. Воспитательная. Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе.

Оборудование: иллюстрация, аудио -фрагмент из произведения П.И.Чайковского «Подснежник», карточки со словами , иллюстративный знак «Не рви цветы!», картинки с изображением цветов для нахождения подснежника, презентация о подснежниках.

Ход  урока.

  1. Орг.момент.

Тает снежок,ожил лужок.

 День прибывает.Когда это бывает?

2.Проверка домашнего задания.

- Ребята, какое время года наступило? Какой месяц?

- Закончите предложения. ( Предложения написаны на доске).

Весна приходит после … .

Апрель наступает после … .

После апреля наступит … .

Чтение стихотворений И. Токмакова .« Весна» , С. Маршак  «Апрель»

Весна- это большая книга, которую нужно очень долго читать. Сегодня мы прочтём лишь некоторые её странички.

- Какие цвета понадобятся,чтобы нарисовать Весну?

 ( Небо голубое,Солнце яркое, доброе .Листочки нежные, зелёные.)

- Для чего Весна использовала синюю краску?

3. Сообщение темы и целей урока.

  • Сегодня мы познакомимся со стихотворением  

Самый  первый,самый тонкий

Есть цветок с названьем нежным

Как привет капели звонкой

Называется …..( подснежник)

. Прочтите название стихотворения . ( слайд с изображением подснежников.) Мы будем учиться правильно выразительно читать это стихотворение и узнаем, что нужно делать, как поступать, чтобы эти прекрасные цветы радовали нас всегда.

4. Актуализация имеющихся знаний

- Ребята, а что вы знаете о подснежниках?

  • Где они растут?
  • -В какое время года расцветают?

Чтение легенд о подснежниках ( учитель)

       Согласно легенде, подснежник получил белый наряд от богини Флоры, чтобы нарядиться для карнавала. Снег, который тоже хотел пойти на праздник, никакого наряда не получил. И никто из цветов, кроме подснежника, не захотел поделиться со снегом. А подснежник укрыл снег своим белым хитоном и они веселились на празднике вместе. С тех пор снег, в благодарность, укрывает подснежник от последних зимних морозов.

        Однажды старуха-Зима со своими спутниками Стужей и Ветром решила не пускать на землю Весну. Все цветы испугались угроз Зимы, кроме подснежника, который выпрямил свой стебелёк и продавил брешь в толстом снежном покрывале. Увидело Солнце его лепестки и согрело землю теплом, открыв дорогу Весне

         На дворе стояла суровая зима. В избушке, стоявшая в горах, жила семья. Отец семейства пошел по свету в поисках работы, а жена и двое детей остались его ждать. Под конец января вдруг занемог мальчик и знахарка определила недуг, но для его лечения нужны были свежие цветы и листья. Отправилась тогда его сестра в поисках растений и увидела, что все кругом сковано льдом и покрыто снегом. Бросилась она на землю и стала горько плакать. Эти горячие и сердечные слезы девушки пробили снежный покров, добрались до земли и разбудили нежные цветы — подснежники. Они начали пробивать себе дорогу через толстый слой снега и, наконец, выползли на поверхность. И всюду, где плакала девочка, поднимались из земли белые цветы. Юная красавица нарвала их, принесла домой, и братишка был спасен

5 Предъявление нового материала.

   - Подснежник – самый первый из цветов приносит людям радость .Он смелый, растет прямо из-под снега. Люди любят его, потому что вместе с ним приходит весна.

- А сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из музыкального произведения П.И.Чайковского «Апрель. Подснежник». Попробуйте представить себе под эту музыку много красивых подснежников, которые вырастают из земли, раскрывая свои бутоны.

Первичное целостное восприятие текста. ( Электронный учебник )

 Вопросы после чтения:

- Вам понравилось стихотворение?

- Какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?

 - Как  вы понимаете выражение  Власт-ву-ют снега?

Повторное чтение стихотворения учителем. Учащиеся наблюдают за интонацией и подчеркивают слова, выделяемые учителем голосом .

Вопросы после чтения.

- Что значит «лежат под снегом сонные луга»? ( Не проснулась еще природа, не появилась трава на лугах)

Как вы понимаете выражение «неподвижные лед» ( На реке еще не растаял лед.)

Чтение стихотворения учащимися

а) чтение глазами

б) чтение шепотом,чтобы было слышно соседу.

в) чтение шепотом,чтобы было слышно учителю

 г)«Жужжащее» чтение.

д)Чтение стихотворения учащимися и учителем «хоровое» с целью выработки правильной интонации при чтении.

 Динамическая пауза.

На лугу растут цветы

Небывалой красоты! (Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы,

С ними потянись и ты.(Потягивания – руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это- не беда. (Машут руками, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки, (Наклоны)

Опускают лепесточки,

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

Чтение стихотворения учащимися с предварительным определением интонации.

Вопросы после чтения.

- В какую пору весны распускаются подснежники?

- Как в стихотворении назван подснежник?

- Объясни, почему его так называют?

- Какие чувства вызывают у вас первые весенние цветы? ( Учащиеся выбирают слова, написанные на доске или на бумаге)

удивление

грусть

радость

печаль

6. Обобщение прочитанного.  

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

- Ребята, представьте себя художниками. Какие картины вы бы нарисовали к этому стихотворению?

- А сейчас прочитайте слова, данные вам на карточках и выберите из них те, которые будут ответом на вопрос : «Что вы любите делать с цветами?» Учащимся раздаются индивидуальные карточки со словами:

рвать

топтать

охранять

нюхать

рисовать

фотографировать

любоваться

беречь

- Ребята, посмотрите на картинку. Что обозначает этот знак? ( Знак «Не рви цветы»)

- Ребята, посчитайте. Сколько бы погибло цветов, если бы каждый из вас сорвал по одному цветку? А по два? Какой из этого можно сделать вывод?

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все – и я, и ты,

Если мы сорвем цветы-

Опустеют все поляны-

И не будет красоты.

-Если мы захотим подарить подснежники, как это сделать, не навредив природе? (Нарисовать, сфотографировать.) А сейчас посмотрите на картинку, которая есть у каждого из вас. Найдите среди цветов подснежник и раскрасьте его.

- Нужно бережно относиться к цветам. Пусть они украшают нашу Землю. Давайте будем замечать, чувствовать и беречь красоту вокруг нас.

7. Рефлексия.

-Ребята, какое у вас настроение? Почему? Что нового вы узнали на уроке?

Давайте закончим наш урок стихотворением

Из земли подснежник

Вышел на рассвете.

Глянул боязливо,

Не сорвут ли дети

Ласково: « Расти.

Мы тебя не тронем:

Всё должно цвести!»

Комментированные оценки.

 8. Домашнее задание.

-Выучить наизусть стихотворение, нарисовать рисунок-  1 группа.

-Подобрать и выучить стихотворение о весне других авторов, нарисовать рисунок-2 группа



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Урок литературного чтения в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки"

Конспект урока литературного чтения интегрированный с музыкой в 4-м классе. С.А. Есенин. "Бабушкины сказки" в соответствии ФГОС...

Презентация к уроку литературного чтения 2 класс КВН "Цветик-семицветик"

Учащиеся должны хорошо знать прочитанные произведения, их авторов; ориентироваться в тексте изученного произведения; воспринимать на слух художественное произведение....

Конспект открытого урока литературного чтения ( «Школа России», 1 класс).

Тема: Я и мои друзья.Ю Ермолаев. «Лучший друг».Цели:Знакомство с произведение Ю. Ермолаева «Лучший друг» и формировать нравственные представления о дружбе и взаимопомощи.Задачи:1.Совершенствовать навы...

Конспект урока литературного чтения во 2 классе Тема урока: «А.С.Пушкин – великий русский писатель»

Задачи:- познакомить с понятиями «поэма»;- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина- дать первоначальное представление о сказочной поэме;- познакомить...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...