открытый урок русского языка "полные и неполные " предложения 8 класс
план-конспект урока на тему

Илюхина Марина Николаевна

Тема. Полные и неполные предложения. Цель: ознакомить учащихся с полными и неполными предложениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка. 8 класс.

Тема урока: «Особенности строения полных и неполных предложений».

Цели урока:

- создать условия для формирования у учащихся понятие о неполных и полных предложениях; сфере их употребления, правильной постановки, выработать умение находить неполные и полные предложения в тексте.

Тип урока: изучение нового материала.

 Технологии: Информационно компьютерные технологии.

 Методы обучения: Исследовательский, частично - поисковый, рефлексивный.

 Формы обучения: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа.

 Оборудование: таблицы, перфокарты, учебники

 (УМК В.В.Бабайцевой, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Никитиной.

   Русский язык.Теория.5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 2008.

   Русский язык. Практика. 8 класс./ под ред. Лидман-Орловой Г.К. – М.: Дрофа, 2008.)

Ход урока:

  1. Организационный момент.

     Добрый день, ребята! Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя! Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередное открытие! Итак, в путь!

  1. Работа с текстом. 

     На слайде записан диалог Генерала и Евгения Онегина (из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).

- 1.Так ты женат?! 2.Не знал я ране! 3.Давно ли?

- 4.Около двух лет!

- 5.На ком?

- 6.На Лариной.

- 7.Татьяне?

- 8.Ты ей знаком?

- 9.Я им сосед!

Учитель: Только взглянув на эту запись, можно сразу сказать, что перед нами…

(Ответы учащихся:

- Разговор двух или нескольких людей.

- Диалог).

     Учащимся дано время, чтобы прочесть текст, а затем один из учеников читает отрывок выразительно вслух.

2. Беседа по прочитанному тексту.

     Учитель задает вопросы ученикам:

  1. Ребята, какую информацию мы с вами узнали из 1-го предложения? (Ответ: Один из собеседников уточняет, что второй женат).
  2. А какую информацию мы узнали из второго предложения?
  3. Что нового нам пояснило третье предложение? И т.д.

     Учащиеся устанавливают, что смысл каждого последующего предложения мы можем понять, благодаря предыдущему или предыдущим, т.е. из контекста.

     Вопрос учителя:

- Что же такое контекст?

     (Один из заранее подготовленных учащихся отвечает на поставленный вопрос, используя для ответа Толковый словарь русского языка:

«Контекст – это законченная в смысловом отношении часть текста»).

 - Теперь распределите предложения по группам: двусоставные,односоставные, ????

   Первое и последующие предложения по строению разные.

Первое – полное (есть подлежащее и сказуемое), а второе и др. – нет, так как в них отсутствует какой-либо член предложения, необходимый для понимания смысла текста.

    _ ребята, давайте вместе определим тему сегодняшнего урока.

Ответы учащихся могут быть разные, но близкие по смыслу. Учитель помогает сформулировать тему из ответов учащихся:ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКЕ БУДЕТ

«Строение полных и неполных предложений».

Учитель: откройте тетради, запишите число, тему урока

     Учитель: ребята, прежде чем продолжить работу, давайте поставим перед собой цели: чему хотим научиться, что нового хотим узнать и т.д.

Достичь результатов по поставленным задачам лучше всего работая с диалогом . запишем диалог в тетрадь.

     

3.Практическая работа. 

- постаратесь дать определение полного предложения и неполного

 Стр. теории стр.227-228

    Затем восстанавливаем текст, т.е. в скобках дописываем пропущенные члены предложения.

Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные,  и односоставные предложения.

- А теперь необходимо установить, когда чаще всего мы используем в речи неполные предложения?

(Ответы учащихся: При диалоге (в магазине, по телефону, в больнице и др.)

- Для чего они нужны?

(Ответы учащихся: Люди используют их для экономии времени, для предотвращения неоправданных повторов в устной речи. Данные предложения придают речи лаконичность, живость, яркость).

- Ребята! А мы с вами употребляем в речи такие предложения? Где и когда? (Ответы учащихся).

(Неполные предложения используют в дискуссиях, спорах).

    Учитель: Давайте с вами  поработаем над вопрос пунктуации в неполных предложениях. Оказывается, при постановке знаков препинания в этих предложениях есть особенность. Давайте обратимся к записям на следующем слайде.

1. Река узнается в плавании, а человек -  в беде.

2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.

3. Набирайся ума в учении, храбрость – в сражении.

4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.

    Учитель: Давайте восстановим пропущенные члены предложения. Что помогло в этом?

Вывод делают учащиеся.

     Учитель: Значит, неполные предложения могут входить в состав сложных, и, чтобы избежать повтора, в одной из частей пропущен член предложения (сказуемое).

     В устной речи на месте пропуска делается пауза, которая на письме заменяется тире.

 

III. Закрепление нового материала. 

  1. на  каждой парте карточки (работа в парах).

Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.

  1. Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин) 4) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 5) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 6) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 7) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 8) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)

— Какие члены предложения опущены в неполных предложениях? (Сложное, в состав которого входит неполное. В нем пропущен главный член предложения – сказуемое).

Взаимопроверка (работа в парах).

  1. Проверка усвоенного нового материала.

    Самостоятельная работа. Полные предложения «+», неполные  - «-».

1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой.                  +

2. Таня перешла в восьмой класс.                                                                  +

3. Ира – в пятый.                                                                           -

4. О чем ты мечтаешь?                                                                +

5. Я мечтаю о каникулах.                                                                +

6. Возле окна.                                                                                -

7. На столе – стопка книг и тетрадей.                                                -

8. А волна за волной блещет в разгульном стремленье.                          +

9. Осень.                                                                                +

10. Повеяло прохладой.                                                                +

        Взаимопроверка.

Итог урока. (Проводят учащиеся согласно поставленным целям).

Д/задание. (Учитель заранее записывает на доске).

Параграф 185.

        Найти в любом произведении диалог (не менее 10 предложений), в котором есть неполные предложения. Диалог записать в тетрадь, в скобках восстановить пропущенные члены предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.

Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....

открытый урок русского языка по теме «Лексика. Омонимы и синонимы»

Урок ио теме "Омонимы и синонимы" ЦЕЛИ:  Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и  переносное значение слов, многозначные слова...

Открытый урок русского языка "Подлежащее и сказуемое"

Открытый урок для учащихся 3 класса.  Этот материал  может помочь учителям начальных классов в проведении урока по данной теме....

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Конспект урока русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"

Данный конспект урока предназначен для студентов 2 курса. На уроке в обобщенном виде представлен теоретический материал по теме, предлагаются задания на закрепление....

Презентация к уроку русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"...