открытый урок русского языка "полные и неполные " предложения 8 класс
план-конспект урока на тему
Тема. Полные и неполные предложения. Цель: ознакомить учащихся с полными и неполными предложениями;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка. 8 класс.
Тема урока: «Особенности строения полных и неполных предложений».
Цели урока:
- создать условия для формирования у учащихся понятие о неполных и полных предложениях; сфере их употребления, правильной постановки, выработать умение находить неполные и полные предложения в тексте.
Тип урока: изучение нового материала.
Технологии: Информационно компьютерные технологии.
Методы обучения: Исследовательский, частично - поисковый, рефлексивный.
Формы обучения: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная (самостоятельная) работа.
Оборудование: таблицы, перфокарты, учебники
(УМК В.В.Бабайцевой, Г.К.Лидман-Орловой, Е.И.Никитиной.
Русский язык.Теория.5-9 классы./ Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М.: Дрофа, 2008.
Русский язык. Практика. 8 класс./ под ред. Лидман-Орловой Г.К. – М.: Дрофа, 2008.)
Ход урока:
- Организационный момент.
Добрый день, ребята! Человек не может прожить, не развивая и не совершенствуя себя! Сегодня на уроке нам предстоит сделать очередное открытие! Итак, в путь!
- Работа с текстом.
На слайде записан диалог Генерала и Евгения Онегина (из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»).
- 1.Так ты женат?! 2.Не знал я ране! 3.Давно ли?
- 4.Около двух лет!
- 5.На ком?
- 6.На Лариной.
- 7.Татьяне?
- 8.Ты ей знаком?
- 9.Я им сосед!
Учитель: Только взглянув на эту запись, можно сразу сказать, что перед нами…
(Ответы учащихся:
- Разговор двух или нескольких людей.
- Диалог).
Учащимся дано время, чтобы прочесть текст, а затем один из учеников читает отрывок выразительно вслух.
2. Беседа по прочитанному тексту.
Учитель задает вопросы ученикам:
- Ребята, какую информацию мы с вами узнали из 1-го предложения? (Ответ: Один из собеседников уточняет, что второй женат).
- А какую информацию мы узнали из второго предложения?
- Что нового нам пояснило третье предложение? И т.д.
Учащиеся устанавливают, что смысл каждого последующего предложения мы можем понять, благодаря предыдущему или предыдущим, т.е. из контекста.
Вопрос учителя:
- Что же такое контекст?
(Один из заранее подготовленных учащихся отвечает на поставленный вопрос, используя для ответа Толковый словарь русского языка:
«Контекст – это законченная в смысловом отношении часть текста»).
- Теперь распределите предложения по группам: двусоставные,односоставные, ????
Первое и последующие предложения по строению разные.
Первое – полное (есть подлежащее и сказуемое), а второе и др. – нет, так как в них отсутствует какой-либо член предложения, необходимый для понимания смысла текста.
_ ребята, давайте вместе определим тему сегодняшнего урока.
Ответы учащихся могут быть разные, но близкие по смыслу. Учитель помогает сформулировать тему из ответов учащихся:ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКЕ БУДЕТ
«Строение полных и неполных предложений».
Учитель: откройте тетради, запишите число, тему урока
Учитель: ребята, прежде чем продолжить работу, давайте поставим перед собой цели: чему хотим научиться, что нового хотим узнать и т.д.
Достичь результатов по поставленным задачам лучше всего работая с диалогом . запишем диалог в тетрадь.
3.Практическая работа.
- постаратесь дать определение полного предложения и неполного
Стр. теории стр.227-228
Затем восстанавливаем текст, т.е. в скобках дописываем пропущенные члены предложения.
Делаем вместе вывод о том, что неполными могут быть и двусоставные, и односоставные предложения.
- А теперь необходимо установить, когда чаще всего мы используем в речи неполные предложения?
(Ответы учащихся: При диалоге (в магазине, по телефону, в больнице и др.)
- Для чего они нужны?
(Ответы учащихся: Люди используют их для экономии времени, для предотвращения неоправданных повторов в устной речи. Данные предложения придают речи лаконичность, живость, яркость).
- Ребята! А мы с вами употребляем в речи такие предложения? Где и когда? (Ответы учащихся).
(Неполные предложения используют в дискуссиях, спорах).
Учитель: Давайте с вами поработаем над вопрос пунктуации в неполных предложениях. Оказывается, при постановке знаков препинания в этих предложениях есть особенность. Давайте обратимся к записям на следующем слайде.
1. Река узнается в плавании, а человек - в беде.
2. Мир освещается солнцем, а человек - знанием.
3. Набирайся ума в учении, храбрость – в сражении.
4. Слова хороши правдивые, лисьи шубы – пушистые.
Учитель: Давайте восстановим пропущенные члены предложения. Что помогло в этом?
Вывод делают учащиеся.
Учитель: Значит, неполные предложения могут входить в состав сложных, и, чтобы избежать повтора, в одной из частей пропущен член предложения (сказуемое).
В устной речи на месте пропуска делается пауза, которая на письме заменяется тире.
III. Закрепление нового материала.
- на каждой парте карточки (работа в парах).
Поставьте, где необходимо, тире в неполных предложениях. Объясните постановку знака.
- Откуда-то появились два музыканта-еврея: один со скрипкой, другой с бубном (А. Куприн). 2. Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями (К. Паустовский). 3. На дворе у него стояли верстаки: большой себе, а поменьше верстак для ребятишек (В. Солоухин) 4) Мир освещается солнцем, а человек знанием. 5) Ложь стоит на одной ноге, правда на двух. 6) Мудрец обвиняет себя, невежда других. 4) Змея один раз меняет кожу, а предатель каждый день. 7) Писателю необходима смелость в обращении со словами и запасом своих наблюдений, скульптору с глиной и мрамором, художнику с красками и линиями. (К.Г. Паустовский.) 8) Позади была только что перейденная отрядом быстрая чистая речка, впереди обработанные поля и луга с неглубокими балками, еще впереди таинственные черные горы, покрытые лесом, за черными горами еще выступающие скалы, а на самом высоком горизонте вечно прелестные, вечно изменяющиеся, играющие светом, как алмазы, снеговые горы. (Л. Толстой.)
— Какие члены предложения опущены в неполных предложениях? (Сложное, в состав которого входит неполное. В нем пропущен главный член предложения – сказуемое).
Взаимопроверка (работа в парах).
- Проверка усвоенного нового материала.
Самостоятельная работа. Полные предложения «+», неполные - «-».
1. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. +
2. Таня перешла в восьмой класс. +
3. Ира – в пятый. -
4. О чем ты мечтаешь? +
5. Я мечтаю о каникулах. +
6. Возле окна. -
7. На столе – стопка книг и тетрадей. -
8. А волна за волной блещет в разгульном стремленье. +
9. Осень. +
10. Повеяло прохладой. +
Взаимопроверка.
Итог урока. (Проводят учащиеся согласно поставленным целям).
Д/задание. (Учитель заранее записывает на доске).
Параграф 185.
Найти в любом произведении диалог (не менее 10 предложений), в котором есть неполные предложения. Диалог записать в тетрадь, в скобках восстановить пропущенные члены предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок по истории средних веков. 6 класс.Тема: "Научные открытия и изобретения." учитель : Шашкова Алла Геннадьевна.
Урок изучения нового материала с использованием современных образовательных технологий....
открытый урок русского языка по теме «Лексика. Омонимы и синонимы»
Урок ио теме "Омонимы и синонимы" ЦЕЛИ: Обучающая: повторить и систематизировать знания обучающихся по теме «Лексика»; учить различать прямое и переносное значение слов, многозначные слова...
Конспект урока русского языка во 2-В классе УМК «Школа 2100»
Конспект урока по русскому языку...
Открытый урок русского языка "Подлежащее и сказуемое"
Открытый урок для учащихся 3 класса. Этот материал может помочь учителям начальных классов в проведении урока по данной теме....
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...
Конспект урока русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"
Данный конспект урока предназначен для студентов 2 курса. На уроке в обобщенном виде представлен теоретический материал по теме, предлагаются задания на закрепление....
Презентация к уроку русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"
Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"...