Разработка занятия с применением приемов арт-терапии
план-конспект занятия

Психологический тренинг с элементами арт-терапии "Преодолеваем экзаменационный стресс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Кистенева Яна Алексеевна

педагог-психолог

ГБПОУ РМ «Ковылкинский аграрно-строительный колледж»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ С ЭЛЕМЕНТАМИ АРТ-

ТЕРАПИИ «ПРЕОДОЛЕВАЕМ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС»

Цель: развить психологическую устойчивость к экзаменам.

Ход занятия:

1 ЗНАКОМСТВО

Упражнение «Ты и твое имя».

Цель: познакомить участников тренинга, способствовать формированию положительной эмоциональной атмосферы.

Участники на листе бумаги (доске / флипчарте, ватмане) пишут свое имя по вертикали. Напротив каждой буквы нужно написать свое положительное качество, черту характера.

Например:

М – мечтательность

И – интеллигентность

X – харизма

А – активная позиция в коммуникации

И – интеллект

Л – любовь к жизни

Затем каждый участник представляется, демонстрируя свою работу группе.

«Беседа о психологическом тренинге и правилах участия в нем».

Ведущий рассказывает о тренинге и правилах тренинговой группы. В частности, о доверительном стиле общения; общении по принципу «здесь и теперь»; персонификации высказываний, искренности в общении; конфиденциальности всего происходящего в группе; определении сильных сторон личности; недопустимости непосредственных оценок человека; активном участии; уважении к говорящему и др.

Упражнение «Ассоциации».

Цель: настроить участников на продуктивную работу по теме занятия,

предоставить им возможность поделиться своими чувствами по поводу экзаменов.

Инструктируя участников, ведущий говорит, что ассоциации – это первое, что приходит в голову, когда мы слышим какое-то слово. Он предлагает ребятам придумать ассоциации на слово «экзамен». Желательно не задумываться подолгу и говорить первое, что приходит в голову.

2 ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Упражнение «Символ экзамена».

Цель: преодоление тревоги и страха перед экзаменами.

Ведущий предлагает участникам на листе бумаги нарисовать символ (метафору) экзамена, а затем проанализировать рисунки вместе с ним. Внимание ведущего: особый акцент при анализе рисунков необходимо сделать на расположение изображения на листе бумаги, общее «настроение», характер линий, цветовую гамму и др. Рисунки обсуждаются в группе.

Упражнение «Если не…».

Цель: преодоление тревоги и страха перед экзаменами.

Ведущий задает вопрос: «Что произойдет, если вы (о, ужас!) не сдадите экзамен?». Он предлагает ребятам заглянуть в страшную «черную дыру».

Каждый участник, отвечая на вопрос, рассказывает свои варианты продолжения истории (в том числе, неблагоприятные) [10].

Обязательное условие выполнения упражнения – предложение ребятами эффективных способов выхода из описанных ими ситуаций.

Для упрощения задачи выполнения задания можно воспользоваться следующей таблицей.

Если вы не сдадите экзамен…

ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Упражнение «Моя вселенная».

Цель: развитие интереса к себе как личности; формирование навыков самоанализа; преодоление неуверенности в собственных силах. Участникам раздаются листы бумаги, на которых нарисованы семь кругов, в центре – еще один круг. В семи кругах нужно написать:

- мое любимое занятие;

- мой любимый цвет;

- мой лучший друг;

- мое любимое животное;

- мое любимое время года;

- мой любимый сказочный персонаж;

- моя любимая музыка.

А в центральном круге пишется имя участника. Затем ребята по желанию зачитывают, что их окружает, дарит радость и составляет их вселенную.

После обсуждения ведущий начинает вводить правила, сформулированные в форме слогана. Участники записываются их в тетрадь на отдельную страницу.

ПРАВИЛО № 1. ЭКЗАМЕН – НЕ КОНЕЦ ЖИЗНИ.

Я – НЕ ТОЛЬКО ЭКЗАМЕНУЕМЫЙ.

ПРАВИЛО № 2. ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ СИТУА-

ЦИЮ, ИЗМЕНИ ОТНОШЕНИЕ К НЕЙ.

Мини-беседа на тему «Экзаменационный стресс».

В ходе беседы рассматриваются теоретические аспекты проблемы, даются рекомендации по нейтрализации и снятию стресса.

ПРАВИЛО № 3. СТРЕСС – НОРМА ЖИЗНИ.

ГЛАВНОЕ – НЕ ДОВОДИТЬ СЕБЯ ДО ФАЗЫ ИСТОЩЕНИЯ.

Упражнение «Прощай напряжение!».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Участникам предлагается скомкать газетный лист, вложив в это все свое напряжение. Затем сделать комок как можно меньше и по команде одновременно всем бросить комок в цель на доске.

В ходе последующего обсуждения участникам можно задать следующие вопросы: «Как вы себя чувствуете? Расстались ли вы со своим напряжением? Ваши ощущения до и после выполнения упражнения?».

Упражнение «Храм тишины».

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Данное упражнение выполняется под спокойную музыку для релаксации. Участники занимают удобное положение, закрывают глаза. Ведущий дает следующую установку: «Сосредоточьтесь на своем дыхании. Воздух сначала заполняет брюшную полость, а затем Вашу грудную клетку и легкие.

Сделайте полный вдох, затем несколько легких спокойных выдохов и приступайте к упражнению».

Ведущий тренинга: «Вообразите себя гуляющим на окраине много-

людного и шумного города… Постарайтесь ощутить, как Ваши ноги ступают по мостовой…

Обратите внимание на других прохожих, выражение их лиц, фигуры… Заметьте, что некоторые выглядят встревоженными, другие спокойны и радостны…

Обратите внимание на транспорт, его скорость, шум: гудят автомобили, визжат тормоза… Может быть, Вы услышите и другие звуки?

Обратите внимание на витрины магазинов…, булочную…, цветочный магазин… Может, Вы представите в толпе знакомое лицо? Подойдите и поприветствуйте этого человека. Или может быть, Вы пройдете мимо?

Остановитесь и подумайте, что Вы чувствуете на этой шумной деловой улице? Теперь поверните за угол и прогуляйтесь по более спокойной улице. Пройдя немного, Вы заметите большое здание, отличающееся по архитектуре от всех других. Большая вывеска гласит: «ХРАМ ТИШИНЫ».

Вы понимаете, что этот храм – место, где не слышны звуки, где никогда не было произнесено ни единого звука, ни одного слова. Вы подходите и трогаете тяжелые резные деревянные двери. Вы открываете их, входите и сразу оказываетесь окружены полной и глубокой тишиной.

Когда Вы захотите покинуть здание, толкните деревянные двери и выйдите на улицу. Как Вы себя теперь чествуете? Запомните дорогу, которая ведет к ХРАМУ ТИШИНЫ, чтобы Вы могли, когда захотите, вновь вернуться туда».

Упражнение: «Дыхательная релаксация».

Цель: снятие эмоционального напряжения при помощи дыхательных техник.

Наиболее простой способ – это дыхание на счет. Ведущий предлагает ребятам принять удобное положение, закрыть глаза и сосредоточиться на своем дыхании. На четыре счета нужно сделать вдох, на четыре счета – выдох. Всего участникам предлагается сделать 3-5 вдохов-выдохов.

В ходе обсуждения участники отвечают на вопросы: «Как поменялось ваше состояние? Возникли ли трудности при выполнении упражнения?».

3 ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Беседа на тему «Секреты эффективной подготовки к экзамену».

Ведущий во время беседы с участниками тренинга предлагает следующие рекомендации по подготовке к экзамену:

1) Правильно распределите время при подготовке к экзамену!

Следует заранее выявить те вопросы, ответы на которые вы совсем не знаете, и сразу же хотя бы в общих чертах ликвидировать пробел. Для этого просмотрите все вопросы параллельно с той литературой, которой собираетесь пользоваться. Если чего-то не хватает, раздобудьте это или законспектируйте (а не учите!) в первый же день.

2) Из списка вопросов выделите самые общие и фундаментальные! С них и нужно начинать подготовку к экзамену. Общие темы создают как бы сетку, основу, на которую гораздо легче и прочнее улягутся все остальные сведения.

3) Несколько раз прочитайте ответы на экзаменационные биле-

ты, а затем на каждый вопрос составьте мини-конспект (или мини-

план)! Конспект (план) должен отражать последовательность изложения информации и включать в себя ключевые моменты данной темы, на которые следует обратить внимание. После этого постарайтесь, опираясь только на этот план, мысленно выстроить свой ответ, воспроизвести ранее прочитанное.

4) Дополните (если считаете нужным) описанную методику еще

одним приемом – зарисуйте информацию, которую хотите запомнить, в виде таблиц, схем, формул на листах бумаги!

5) Повторять материал целесообразно по следующему плану:

-  первый раз сразу же после запоминания,

- второй – приблизительно через час,

- третий – через день,

- и наконец, четвертый раз – в день перед экзаменом.

Секреты эффективной подготовки конспектируются участниками в тетрадях (блокнотах) и обсуждаются в группе.

В конце занятия выполняется следующее упражнение.

Упражнение «Чувствую – себя – хорошо».

Цель: создание позитивных эмоциональных установок.

Участникам предлагается назвать ситуации, которые вызывают у них чувство, которое называется «чувствую – себя – хорошо», воспроизвести эти чувства в своем воображении. Затем участникам нужно представить, что они кладут эти чувства в надежное место и могут достать их оттуда, когда пожелают…

При составлении конспекта тренинговой программы использованы упражнения, представленные в работах Л.Ф. Анн, Н.Н. Васильева, Е.Ю. Шрагиной и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые приемы арт - терапии для развития креативности несовершеннолетних в условиях реабилитационного центра.

Статья содержит подробную информацию о новом приеме арт - терапии с воспитанниками реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Методическая разработка занятия "На приеме у врача"

       Основными целями данной разработки являются:·        Ознакомление студентов  с профессиональной терминологией по теме «Основны...

Методическая разработка занятия с применением кейс-метода "Энергетика-прогнозы" по УД "Введение в профессию" (доп. тема "Энергосбережение") *вариативная часть)

Методическую разработку занятия с применением кейс-метода можно использовать и на занятиях по УД "Экология", "Физика", "Обществознание" и др.Методическая разработка содер...

Конструирование занятия с применением активных и интерактивных методов и приемов обучения

Сегодня часто используют выражение — активные и интерактивные методы и приемы обучения. Попробуем разобраться: что это такое, какие методы принято считать активными, а какие — интерактивны...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...

Использование приемов песочной терапии на логопедических занятиях в детском саду.

Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать диагностические, коррекционные и развивающие задачи: развивает психические процессы, речь, моторику, фантазию, тактиль...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"

Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...