Подготовка к итоговому сочинению. (Из опыта работы)
методическая разработка

Как я выстраиваю свою деятельность по подготовке обучающихся к итоговому сочинению?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл is_-1.docx30.2 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к итоговому сочинению. (Из опыта работы)

     Как я выстраиваю свою деятельность по подготовке обучающихся к итоговому сочинению?

Написание сочинения –это результат систематической работы, осуществляемой на протяжении всех лет обучения в школе.Чтобы подготовить обучающегося к сочинению, особое внимание уделяю формированию умения создавать связный текст на заданную тему.  Для этого работу провожу в двух направлениях.

     С одной стороны, анализируем  с ребятами готовые художественно-публицистические тексты с разных точек зрения: осмысление целевой установки высказывания, его назначение;выявление смысла речевого высказывания, прослеживание пути от мысли к ее словесному воплощению; определение коммуникативной задачи текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем текста), его логического и композиционного замысла, анализ лексики и сочетаемости слов, риторических приемов и др.

     С другой стороны, регулярно практикую выполнение обучающимися письменных заданий различного объема на основе литературного произведения (или его фрагмента)

Обучению написанию итогового сочинения  начинаю  в основной школе, продолжаю в 10,11 классах.  

Естественно, знакомлю их с тематическими направлениями, рекомендованными Министерством образования, и критериями оценивания работ,с требованиями к сочинению, напоминаю особенности написания сочинений-рассуждений и эссе.

Этапы работы над  ИС

Работа над итоговым сочинением начинается с выбора темы.  Это очень важный момент, чтобы не потерять экзаменационное временя в случае, если ошибся я в выборе темы и решил менять ее на другую. Выпускнику нужно научиться обдумывать все пять предложенных ему тем и выбирать ту, которая наиболее ему близка, интересна. Обдумывание темы требует понимания значения каждого слова в формулировке темы. Чтобы не отклониться от темы, нужно выявить ключевое слово (слова), которые позволяют сузить тему от тематического направления до заданного в теме аспекта рассуждения.  

Необходимо   уяснить, в чем суть вопроса, который заключен в формулировке темы, какой краткий ответ на него можно дать изначально, чтобы затем в сочинении развернуто обосновать этот ответ. Выпускник должен помнить, что нельзя отклоняться от темы, расширяя ее до рамок тематического направления или уходя в высказывании от проблемы, заданной формулировкой темы сочинения. Несоответствие теме влечет за собой выставление за сочинение «незачета» по критерию №1 и, соответственно, за всю работу.

Следующий этап работы над сочинением требует определения тезиса будущего высказывания, то есть формулирования главного вопроса, ответом на который станет текст сочинения.  Если составить план сочинения, то это, что является формулировкой заголовка основной части работы. Это умение (составление сложного плана) важно развивать  уобучающихся. На уроке подготовки к ИС предлагаю каждому выпускнику сформулировать тезис. Ниже приведены возможные формулировки главных мыслей сочинений.

Тема сочинения

Вариант  формулировки тезиса (главной мысли)

«Мечта и реальность»: Как характеризует человека мечта?

Мечта характеризует человека как личность. Стремление исключительно к материальным благами и власти умаляет в человеке человека,раскрывает перед нами его корыстную натуру, лишенную всяких движений души. А мечта, основанная на духовных началах, помогает нам разглядеть в человеке лучшие его качества.

 Мечта делает человека крылатым.

«Гордость и смирение»: Гордость или смирение обогащают личность

  • Какого человека называю гордым?

Гордость может быть лучшим качеством человеческой души, если оно неразрывно связано с понятиями «честь» и «достоинство». Истинно гордым можно считать человека, который не отступает от своих принципов в трудных жизненных обстоятельствах.

 «Добро и зло»: Что значит быть добрым?

Добрый человек принимает других людей такими, какие они есть, видит в них только их положительные качества.

 Добрый человек-это человек. умеющий прощать, способный на бескорыстную помощь.

 «Он  и она»:

  • Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?

 Любовь пробуждает в человеке «чувства добрые»: великодушие, восхищение, щедрость, благородство.

  • "Война и мир"- к150-летию великой книги:  «Что значит быть патриотом? (По роману Л.Н. Толстого "Война и мир").

Л.Н. Толстой считает, что патриот-это человек, который охвачен всеобщим чувством, готов на подвиг, высокую жертву и самоотвержение во имя Родины в отличие от лжепатриотов, думающих только о своей корысти.

  Параллельно работаем над понятиями в формулировках тем.

Для уяснения смысла терминов и понятий в формулировках тем: патриотизм, любовь гордость, гордыня, смирение, добро, зло, надежда, отчаяние, личность, судьба, нравственные ценности, трагедия, счастье, честь, выбор, самолюбие, благородство, познание, ориентир и др.- в процессе подготовки к сочинению обращаемся к философскому, толковому, психологическому словарям. Выпускники делают заметки в тетрадях (определения понятия, высказывания  известных людей).

Подбор литературного материала.

Чтобы избежать ошибок в привлечении литературного материала, ученик должен научиться использовать егоправильно: не увлекаться пересказом книги, а аргументировать свои мысли и комментировать литературные примеры. Следует помнить о том, что приведенные примеры должны соответствовать выдвинутым тезисам и аргументам; литературный материал необходимо проанализировать в ракурсе темы  (проблематика произведения, его конфликт, тема, идея,  характеристика героеви т.д.)

Важно ориентировать школьников на формат итогового сочинения на уроках литературы, в процессе изучения художественных текстов, то естьделать  акцент на философских и нравственно-психологических вопросах произведений  по программе, самостоятельно прочитанных книг.Зная направления ИС -19 года, предлагаю  после изучения произведений Куприна А.И., Бунина И.А написать сочинение на темы: «Всегда ли любовь делает человека счастливым?». «Согласны ли вы с утверждением А.Камю: Не быть любимым-это неудача, не любить-вот несчастье»?

Работа над композицией сочинения.

 Нельзя писать сочинение, не продумав его структуры.

Для этого в черновике составляем примерный план сочинения

Памятка для выпускников.

  1. Во вступлении определить,какие проблемы вытекают из темы,порассуждать  по теме, выяснить её актуальность. сформулировать, какая главная мысль будет доказана в основной части, Можно начинать своё сочинение с ключевого слова темы.Ключевое (главное) слово формулировки необходимо «прописать» в одном из предложений вступления. Вступление должно быть  личным, эмоциональным. В нем уместны поэтические строки, цитаты, рассуждения о значении ключевого слова в названии темы сочинения и указание на литературный материал, на основе которого будет написано сочинение.
  2. Понимать, как в основной части будут рассмотрены проблемы, поставленные во вступлении, как заключение будет перекликаться со вступлением и основной частью. Обязательно! Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3 раза или уместное количество раз.
  3. Каждый абзац основной части содержит тезис, аргументы (доказательства), соответствующие литературные примеры, промежуточные выводы).

4. В заключении дать общий вывод,краткий и точный ответ на вопрос темы, сжатый итог всего рассуждения,можно использовать цитату, содержащую в себе суть главной мысли.Идея вступления на уровне вывода(«кольцевой» вариант связи вступления — заключения). Делая выводы и обобщения, необходимо помнить, что все части сочинения должны быть подчинены теме. Вступление, основная часть, заключение — триединые части сочинения

Редактирование черновика

- обратить внимание на наличие,уместность логических переходов между частямисочинения;

- обнаружив смысловые повторы, откорректировать сочинение;

- исключить все сомнительные случаи, которые могут привести к фактическим ошибкам;

- устранить все речевые ошибки и недочеты;

- проверить по орфографическому словарю слова с возможными орфографическими ошибками;

-выявить синтаксические особенности текста для предупреждения пунктуационных ошибок.

Для повышения результатов, руководствуясь методическими рекомендациями обучения ИС, использую следующие типы обучающих заданий:

- определение ракурса выбранной темы, выявление ключевых слов и подбор аргументов для обоснования своей позиции;

 - формулировка главной мысли сочинения в соответствии с заданной темой:

 - подбор литературного материала, которым можно усилить свои аргументы при  раскрытии темы;

 - сопоставление двух вступлений к сочинениям на общую тему сочинения;

- проверка соответствия вступления и заключения специфике сочинения, своей позиции;

- установление соответствия литературных примеров выдвинутым тезисам иаргументам;

- формулирование логических переходов между смысловыми частями;

- выявление и обоснование фактических ошибок, допущенных в сочинении;

 - редактирование фрагментов сочинения, содержащих речевые ошибки.

Кроме этого, предлагаю обучающимся клише, которые помогут привести их мысли в порядок. Использую материалы книги «Итоговое сочинение по литературе» С.В. Драбкиной, Д.И.Субботина. Москва. Издательство «Интеллект-Центр».2019. Материалы это ей книги можно использовать для обучающих заданий.

Интересен такой прием, как создание проекта «Как соотносятся моя любимая книга и нравственные категории, обозначенные в направлениях ИС-19».

 Работа над данным проектом дает возможность вспомнить (пересмотреть) содержание книги, проанализировать с точки зрения комментария к направлениям ИС, впоследствии на итоговом сочинении привести аргументы из данного произведения.

Таким образом, я выстраиваю процесс подготовки к итоговому сочинению так, чтобы все ученики могли сориентироваться на ИС и написать сочинение.

Приведу примеры из сочинений выпускников направление «Надежда и отчаяние»: (время написания-2 урока)

Согласны ли вы с тем, что надежда - это единственное, что нельзя отнять у человека?

В произведении "Лампа" Агаты Кристи есть фраза, которая почему-то мне очень крепко запомнилась: " И что за лампа освещает путь тем детям, что во тьме бредут? И молят небеса - их вера". И не стоит и спорить о том, что вера и надежда -понятия хоть и схожие, но все-таки разные. Так, когда вера окончательно иссякает, надежда все равно остается с человеком, остается спасательным кругом утопающего, факелом заблудившегося. Именно она заставляет хранить в сердце что-то такое хрупкое и одновременно сильное, что будет возвращать тебя к жизни.

Я бы хотела привести пример из произведения Б. Екимова "Ночь искупления". Внук, приехавший к бабушке, которую ночь подряд просыпается от её взволнованных всхлипываний во сне. Родители говорят ему, что если бабушка его беспокоит, то ночью можно просто громко топнуть и закричать на неё. И вот очередная бессонная ночь. Но в последний момент что-то останавливает мальчика поступить так, как посоветовали родители – он решает помочь пожилому человеку. Оказывается, в военные годы бабушка потеряла карточки на продовольствие, что было равно голодной смерти. Мальчик надеется  в то, что он в силах «изменить» её. Он аккуратно, степенно отвечает: «Вот ваши карточки», в ответ на что бабушка успокаивается. С первого взгляда, пример этот совсем не героический, обычный. Но если посмотреть глубже, то мы осознаем, сколько силы в этом совсем еще юном человеке, сколько надежды на самого себя.

Не менее запоминающимся примером стала для меня героиня рассказа Людмилы Улицкой «Бумажная победа». Мама Гены,  несмотря на все уговоры, сама устраивает праздник в честь его дня рождения. Конечно, в глубине души она надеется, что это что-то изменит, ведь до этого её ребёнка обижали, не принимали сверстники. Так и произошло. Узнав о том, какие фигурки Гены умеет делать из бумаги, ребята восторженно просили мальчика смастерить и им. И даже самый заклятый Генин обидчик тихо подходит к нему и просит совета.

Таким образом, маленькая надежда уже отчаявшейся матери стала спасением для сына.

Надежда для человека – это крошечный огонек маяка, который продолжает гореть и в туман, и в дождь. Порой он слабо видит сквозь сумрачное облако, но никогда не гаснет, никогда.

 ученица, 11 а класс

 Сочинение время написания-1урок

Согласны ли вы с тем, что надежда- это единственное, что нельзя отнять у человека?

Каждый человек в свое жизни сталкивается со сложными жизненными обстоятельствами, когда в любой момент могут опустится руки, и надежда – это единственная причина, по которой люди продолжают идти вперёд и бороться с обстоятельствами. Надежда – это вера в лучшее, в себя и в свои силы, недаром всем людям известно, что «надежда умирает последней». Русские писатели не раз показывали силу человека, который хранит в себе надежду.

Таким человеком является герой рассказа Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича».

Иван Денисович, незаслуженно отбывающий срок в ГУЛаге уже девятый год, не уподобился Фетюкову, слизывающему объедки с тарелок, доносящему начальству о других заключенных, а сохранил в себе человека. Он не отказывается от поручений, помогает другим , ведет себя смиренно, но не подданнически. Я думаю, что Иван Денисович смог не сломаться благодаря своей надежде. Надежде на то, что рано или поздно он вернётся к привычной жизни.

ученица, 11 б класс

Использованные сайты:

https://4ege.ru/sochinenie/57300-metodika-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu.html

https://sochinenie11.ru/podgotovka/533-metodika-podgotovki-k-itogovomu-sochineniyu.html 

ФГБНУ «ФИПИ»http://fipi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в 11 классе

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят  к написанию сочинения-рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных...

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Цель:- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.Задачи:- обратить внимание на...

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

Подготовка материала к сочинению

Данный ресурс поможет собрать материал для сочинения...

«Из опыта работы мастера производственного обучения по использованию игровых технологий при подготовке модельера-художника»

В условиях модернизации российского образования вопросы педагогических инновационных процессов приобретают особое значение. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, чт...

Викторина как форма проведения итогового занятия по учебной дисциплине Конституционное право (из опыта работы)

В научной статье представлен опыт организации и проведения итогового занятия в форме викторины по учебной дисциплине Конституционное право для студентов специальности 40.02.01 Право и организация соци...