4. Методическая разработка по латинскому языку по теме: "Имя существительное второго склонения" (группы 134б/234а)
методическая разработка

Михайлова Надежда Владимировна

Имя существительное второго склонения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Александровск-Сахалинский филиал

Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Сахалинский базовый медицинский колледж»

 Методическая разработка

практического занятия по латинскому языку

и основам медицинской терминологии

Тема: «Имя существительное второго склонения»

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело  

        

                                                                                      Составитель:  преподаватель

                                                                                             латинского языка

       Михайлова Н.В.

                                                

Александровск-Сахалинский

2022

Пояснительная записка

      Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по дисциплине ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией». Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.

       Методическая разработка состоит из методического блока, информационного блока, контролирующего блока, заданий на формирование знаний, умений и навыков, списка используемой литературы и приложения.

1. Методический блок

1.1. Тема и цели занятия

Тема: «Имя существительное второго склонения»

Место проведения занятия: Александровск-Сахалинский медицинский колледж. Аудитория № 15 (кабинет латинского языка)

Вид занятия: практическое занятие

Тип занятия: урок закрепления знаний

Время проведения: 90 минут

Принципы занятия: наглядность, доступность обучения, сознательность и активность обучающихся, связь теории с практикой, связь обучения с всесторонним развитием личности.

Форма организации занятия: сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой формы работы.

Цели занятия:

цель: студент должен знать:

  • Грамматические категории имени существительного.
  • Определение склонения, рода, основы существительного.
  • Лексический минимум необходимый на занятии
  • Основные признаки существительных второго склонения

Общие и профессиональные компетенции, осваиваемые студентами при изучении темы «Имя существительное второго склонения»

1. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

2. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;

3. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

4. ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде;

5. ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию, грамотно пользоваться медицинской терминологией греко-латинского происхождения в учебной и профессиональной деятельности.

1.2 Междисциплинарные связи.

  • Общий гуманитарный и социально-экономический цикл

Иностранный язык

Русский язык и культура речи

История медицины

  • Общепрофессиональные дисциплины

Анатомия и физиология человека

Основы патологии

  • Предметы узких специальностей:

Психология

Терапия

Хирургия

Акушерство

Гинекология

Детские болезни

Нервные болезни

Кожные болезни

Глазные болезни  

Сестринская помощь при нарушениях здоровья  и др.         

1.3. Оснащение занятия:

  • Материально-техническое:

Учебная аудитория;

Столы, стулья;

Доска;

Ноутбук;

  • Методическое оснащение:

Рабочая программа;

Таблица «Падежные окончания  склонений существительных»;

Учебно-методическое пособие по основам латинского языка и медицинской терминологии;

Задания для самостоятельной работы на занятии;

Проверочные задания, глоссарий.

1.4  Хронологическая карта практического занятия:

1. Организационный момент: 5 минут

2. Контроль исходного уровня: 25 минут:

3. Обоснование и презентация новой темы «Имя существительное второго  склонения» – 35 минут

4. Закрепление нового материала: 10 мин.

5. Промежуточный контроль знаний: 10 мин.

6. Подведение итогов занятия. Домашнее задание: 5 мин.

Итого: 90 минут

Этапы

Цель

Методы обеспечения

Время

1

Организационный

Организовать студентов к занятию

Контроль внешнего вида, обуви, посещения

5 мин.

2

Контроль знаний по предыдущей теме «Существительное 1 склонения»

Определение степени усвоения материала и подготовки домашнего задания

Устные вопросы по прошедшей теме.

Проверка домашнего задания: перевод упражнения с русского языка на латинский.

Индивидуальные задания: выписка лекарственных препаратов.

(см. приложение)

5 мин.

10 мин

10 мин.

3

Обоснование новой темы «Имя существительное 2 склонения»

Создание мотивации.

Информация по теме и пояснение ее примерами

Примеры на доске. Цветная таблица окончаний, устное обсуждение, знакомство с лексическим минимумом

35 мин.

4

Самостоятельная работа студентов

Закрепление материала

Индивидуальная работа над заданием

10 мин.

5

Промежуточный контроль знаний

Проверка усвоения новой темы  занятия

Совместное обсуждение задания

10 мин.

6

Подведение итогов, задание на следующее занятие

Улучшить степень усвоения материала. Изучить лексический минимум по теме. Выполнить  домашнее задание

Индивидуальный лексический минимум. Упражнение. ( Приложение)

5мин.

1.5 Этапы проведения занятия

1.6  Технологическая карта

2. Информационный блок

2.1.Организационный момент занятия

Взаимное приветствие. Беседа с дежурным группы. Контроль внешнего вида, готовность аудитории к занятию.

Формулировка целей занятия. Требования к результатам освоения дисциплины.

После окончания изучения темы студент должен: Знать основной признак существительных II склонения; словарную форму существительных II склонения; лексический минимум существительных II склонения. Уметь использовать лексический минимум существительных II склонения в тексте, переводить с русского языка на латинский и наоборот; правильно писать названия лекарственных веществ и препаратов.

3. Контролирующий блок

3.1 Фронтальный опрос.

 (Развитие речевых умений и навыков, правильности произношения латинской лексики)

Преподаватель: На предыдущих занятиях мы познакомились с вами с существительными первого склонения.

Домашнее задание было следующее: повторение теоретического материал, закрепление материала по лексике и выполнение упражнения.

Начнем с фронтального опроса. Необходимо ответить на некоторые вопросы.   Отвечайте, контролируйте, корректируйте, дополняйте ответы друг друга.

Вопросы:

-  Какие существительные относятся к первому склонению?

- Исключения: существительные греческого происхождения.

Эталон ответов: 

- К первому склонению относятся существительные женского рода, имеющие   в родительном падеже единственного числа (Gen S) окончание ae , в именительном падеже единственного числа (N S) окончание a.

- К исключениям относятся слова греческого происхождения, оканчивающиеся на «е», в родительном падеже – на «es».

                Aloё, ёs, f – алоэ, сабур          

                  Kalanchoё, ёs, f – каланхоэ         

                       Hippophaё, ёs, f – облепиха

3.2 Индивидуальная работа.

Проверка теоретических знаний на практике:

Выписка рецептов (Приложение №1)

4. Изложение новой темы: «Имя существительное II склонения» 

Многие лекарственные препараты являются существительными второго склонения. Сегодня мы начнём изучение названий таких препаратов, особенности их написания в рецепте.

4.1. Актуальность темы, мотивация к ее изучению

Обучение любой профессии невозможно без овладения профессиональным языком, в котором для обозначения многочисленных предметов, явлений, процессов, действий и т.д. существуют специальные слова и словосочетания, называемые терминами. Систему медицинской терминологии составляют латинские имена существительные или их сочетания. Без них нельзя правильно выписать рецепт, написать названия лекарственных препаратов, разобраться в содержании специальных дисциплин.

Большинство клинических, анатомических, фармацевтических терминов, являются сложными словами, образованными путем соединения нескольких компонентов: корней, приставок, суффиксов, терминоэлементов, (в названиях лекарственных препаратов - частотных отрезков).

Из существительных составлены многие термины названий органов и частей тела, болезней и болезненных состояний, методов диагностики и лечения.

Профессиональное овладение клиническими дисциплинами включает в себя понимание и использование медицинской терминологии на латинском языке.

Все вышеперечисленное демонстрирует высокую теоретическую и практическую значимость изучения темы «Имя существительное» в курсе латинского языка при подготовке медицинской профессии.

4.2.  Материалы по теме.

        Графологическая структура темы        

Casus

Singularis

Casus

Pluralis

m

n

m

n

Nominativus

Genitivus

us, er

i

um

i

Nominativus

Genitivus

i

orum

a

orum

Dativus

Accusativus

Ablativus

o

um

o

o

um

o

Dativus

Accusativus

Ablativus

is

os

is

is

a

is

Графологическая структура темы представлена на таблице и используется как наглядное пособие.

Краткое изложение основного материала.

1. Второе склонение

характерные признаки

         m                      n

N   us,er                  um

          i                        i

При склонении существительных оканчивающихся на er  е выпадает.

2. Словарная форма

 globulus    i     m

cancer       cri    m

unguentum  i    n

3. Особенности существительных среднего рода

    1. Окончания, и значит вся форма винительного падежа совпадают с формой именительного падежа.

   2. В именительном падеже и винительном падежах множественного числа окончание -а

     

4. О названиях лекарственных веществ  

 Почти все названия лекарственных веществ являются существительными среднего рода второго склонения и на русский язык они не переводятся, а транскрибируются, т. е. переводятся русскими буквами  без окончания -um.

4.3 Закрепление новой темы.

Самостоятельной работа на занятии

Задание№1.

  1. Прочитать названия лекарственных препаратов.
  2. Написать названия лекарственных препаратов в родительном падеже.

Talcum i, n

Тальк

Streptomycinum i,n

Стрептомицин

Laevomycetinum i, n

Левомицетин

Natrium  i, n

Натрий

Glucosum i, n

Глюкоза

Furacilinum i,n

Фурацилин

Vaselinum i, n

Вазелин

Glycerinum i, n

Глицерин

Venenum i ,n

Яд

Codeinum  i,n

Кодеин

Cordiaminum i,n

Кордиамин

Mentholum i ,n

Ментол

Coffeinum  i,n

Кофеин

Strophanthinum  i ,n

Строфантин

Streptocidum  i,n

Стрептоцид

Analginum  i,n

Анальгин

 

Задание № 2

 Перевести рецепты с русского на латинский язык.

1. Возьми: Пасты цинковой 20.0

    Выдай.Обозначь.

2. Возьми: Настойки полыни

                   Настойки красавки по 10 мл

    Смешай. Выдай. Обозначь.

3. Возьми: Таблетки амидопирина по 0.3 числом 20

    Выдай. Обозначь.

4. Возьми: Левомицетина 0.25

    Выдай такие дозы числом 20  в капсулах

    Обозначь.

5. Возьми.Фурацилиновой мази 0.2% - 20.0

    Выдай. Обозначь.

Методические указания:

При переводе рецептов, определить к какому склонению относится имя существительное и затем поставить его в родительном падеже.

Задание№ 3

Работа с лексическим минимумом.

Записать в словарик:

  1. Названия лекарственных препаратов см. задание № 1
  2. Названия растений
  1. Названия лекарственных форм.

  Urtica  i, f

Крапива

Valeriana  i, f

Валериана

Salvia   i, f

Шалфей

Leonurus  i, m

Пустырник

         

Suppositorium i,n

Лекарственная форма

Linimentum  i,n

Жидкая мазь, линимент

Sirupus  i,m

Сироп

Задание №4

Перевести на латинский язык:

  1. Настойка полыни
  2. Раствор фурацилина
  3. Настойка пустырника
  4. Таблетки стрептоцида
  5. Раствор строфантина
  6. Свечи левомицетина
  7. Раствор глюкозы
  8. Листья крапивы
  9. Сироп алтея
  10. Корень валерианы.

5. Подведение итогов:

Итак, мы с Вами ознакомились с новой темой, закрепили его самостоятельной работой. Молодцы. Работали все

6. Задание на дом.

7. Предварительный контроль

Цель – проверка исходного уровня знаний студентов, проверка уровня самоподготовки.

Характер контроля:  Фронтальный  опрос, ответы на  вопросы.  

8. Промежуточный контроль знаний

Цель – проверка знаний полученных на данном занятии.

Характер контроля: совместный перевод предложений с русского на латинский и наоборот. Ответы на вопросы по новой теме.

9. Итоговый контроль знаний

Цель – окончательное закрепление знаний, полученных на занятии.

Проводится на последующем занятии после домашнего закрепления материала и изучения лексики.

Характер контроля: работа с рецептами, лекарственными

10 Список используемой литературы

        1. Основные источники:

Зимина М.В. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Санкт-Петербург: Лань, 2022. 120 с.

        2. Дополнительные источники:

Васильева Л. Н., Хайруллин Р. М. Основы латинского языка с медицинской терминологией. Рабочая тетрадь. Санкт-Петербург: Лань, 2018. 56 с.

Приложение

 

Задание для определения степени усвоения материала и подготовки домашнего задания по теме «Имя существительное второго склонения»:

Выписать лекарственные препараты, в состав которых входят существительные первого склонения.

Выписать рецепты:

1. Возьми: Настойки календулы 40 мл

                  Выдай.

                Обозначь:  

2. Возьми: Настойки ландыша 25 мл

                  Выдай.

                Обозначь:  

3. Возьми: Настойки каланхое 25 мл

                  Выдай.

                Обозначь:  

4. Возьми: Настойки валерианы 25 мл

                  Выдай.

                Обозначь:  

5. Возьми: Настойки алое 25 мл

                  Выдай.

                Обозначь:  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по немецкому языку по теме: «Jugendliche, wie geht s? Hobby» "Der Computer – ein Werkzeug der Zukunft"

Вашему вниманию предлагается методическая разработка урока немецкого языка по теме "Молодёжь, как дела? Хобби." (учебник Немецкий язык. Контакты. Г.И. Воронина). Подробно представлен интересный, позна...

Методическая разработка урока английского языка по теме "«Enjoying your home»

В данной работе представлена  разработка открытого урока английского языка с подробным описанием всех его этапов: приветствие, фонетическая зарядка, отработка лексики и грамматики....

Методическая разработка урока английского языка по теме "«Enjoying your home»

В данной работе представлена  разработка открытого урока английского языка с подробным описанием всех его этапов: приветствие, фонетическая зарядка, отработка лексики и грамматики....

Учебно- методическая разработка урока английского языка по теме " My native town"

Учебно - методическая разработка урока английского языка по теме "My native town" предназначена для совершенствования знаний по теме "Мой родной город" для студентов I курса СПО....

Методическая разработка урока английского языка по теме «Обучение технологии написания личного письма на английском языке»

Методическая разработка урока английского языка по теме  «Обучение технологии написания личного письма  на английском языке»...

Методическая разработка по немецкому языку по теме "Популярные виды спорта"

Методическая разработка по немецкому языку по теме "Популярные виды спорта". Данная разработка  предназначается для студентов специальности «Физическая культура» очной и зао...

Методическая разработка по французскому языку по теме "Мой рабочий день"

Методическая разработка по французскому языку по теме "Мой рабочий день". Данная методическая разработка включает в себя лексический материал, тексты для чтения и послетекстовые упражнения, ...