Разработка открытого урока "Россия в правление Ивана IV Грозного"
учебно-методический материал

В данной публикации размещена разработка урока по истории для группы НПО  на тему: "Россия в правление Ивана IV Грозного" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Разработка открытого урока69.02 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Московской области

ГБПОУ МО «Можайский техникум»

Разработка урока по ОУД.05 История

Учебная группа ПК 1-21

«Россия в правление Ивана IV Грозного»

Подготовила:

преподаватель общеобразовательных дисциплин

Колобяшина А.С.

Можайск

2021г.

Тема: Россия в правление Ивана IV Грозного.

Дата: 03.12.2021 г.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: изучить период правления Ивана IV и его деятельность.

Задачи урока:

 обучающие: способствовать формированию у учащихся  представления о личности первого русского царя, выяснить значение венчания Ивана Грозного на царство для становления Российского государства, выяснить содержание и значение реформ Избранной рады .

 развивающая: продолжить развивать у учащихся умение работать с исторической картой, анализировать исторические тексты, группировать, выделять главное и обобщать исторические факты, продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

  воспитательная: обеспечить условия для воспитания патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, коллективизма, товарищества.

Формы работы учащихся – фронтальная беседа, работа с книгой, работа в парах, самостоятельная работа, применение предыдущих знаний в новой ситуации

Ожидаемые результаты

  1. Личностные : сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.
  2. Метапредметные.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия

  1. Предметные

Научатся: характеризовать личность значение венчания на царство и деятельность Ивана IV ; выяснять и определять значение реформ Избранной рады.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Методы и формы обучения. методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля; формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Основные понятия: Московский рубль, Избранная рада, Земский собор, Судебник, приказы, Стоглавый собор «Уложение о службе». Дети боярские, дворяне, централизованное государство

План урока:

  1. Боярское правление
  2. Укрепление центральной власти
  3. Стоглавый Собор
  4. Военная реформа

Технологическая карта урока

Этапы урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность преподавателя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

I.

Организационный момент. Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Рассмотрение генеалогии русских царей и определение, почему потомки дали им такие странные имена – Иван Грозный, Алексей Тишайший, Петр Великий...

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Беседа

Проверяем ваши ответы.

Организует беседу по вопросам, на которые ученики должны найти ответы.

Раздать задания, в которых требуется провести соответствие терминов и понятий.

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

Соотносят термины с понятиями

Фронтальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя и беседа с учащимися

Проверка опережающего задания.

Работа в парах, поиск ответов на вопросы

Составление схемы «Причины венчания на царство»

Составление схемы «Система управления государством до Ивана грозного»

Работа в группах с целью  определения причин, целей, сущности реформ

Рассказ о предшествующием правители и  о причинах того, почему Иван IV очень рано взошел на престол. Определить черты его характера и описание его личности. Рассказ о его жизни и его деятельности.

Разобрать по средством беседы о реформах Избранной рады. Провести анализ системы , которая существовала до правления Ивана IV. Определить причины, цели, сущность реформ.

Помощь в заполнении схемы с учениками.

Записывают важные моменты в тетрадь. Высказываются о личности Ивана IV.

Составление схемы  «Причины венчания на царство»

В ходе ответов на вопросы обучающиеся заполняют схему на доске.

Приложение 2

Выступление групп.

1. Индивидуальная работа.

2. Работа в группах.

3. Фронтальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

IV. Первичное  осмысление и закрепление изученного

Беседа с учащимися по вопросам

Организует работу с учащимися.

Вернуть учащихся к целям и задачам урока, с помощью наводящих вопросов.

Ответы на вопросы с аргументированием.

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

V. Итоги урока.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам, которые закрепляют изученный материал.

Отвечают на вопросы.

Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке  

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Домашнее задание

ОИ 1 стр. 174-185, подготовить устные сообщения о завоевании Казанского ханства, о присоединении Астраханского ханства, о Ермаке и покорении им Западной Сибири

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

Конспект урока:

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.  

Преподаватель: Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Рассмотрение генеалогии русских царей и определение, почему потомки дали им такие странные имена – Иван Грозный, Алексей Тишайший, Петр Великий…

«Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской истории.»

Студенты: Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Давайте попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответить на вопрос: «Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?».

  1. Актуализация знаний.

Преподаватель: Организует беседу по вопросам:

– К началу правления Ивана IV в России завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы. Перед вами перечислены территории, вспомните какие из них вошли в состав Московского княжества при Иване III и Василии III. Назовите годы их присоединения к Московскому княжеству.

 - Основными задачами, стоявшими перед государством после объединения стали задачи создания централизованного государства и укрепления центральной власти. Для этого были нужны реформы. Прежде чем начать разговор о реформах, давайте повторим термины.

- На карточках представлены определения, ваша задача установить каким понятиям они соответствуют. Какие вам незнакомы?

- Какие из них имеют отношение к нашему уроку?

Студенты: Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение

(Процесс объединения завершился в правление Ивана III и Василия III - конец XV – первая половина XVI в.) Соотносят термины с понятиями.

  1. Изучение нового материала.

Преподаватель: Рассказ. После смерти Василия III в 1533 г. наследником престола становится его малолетний сын Иван. Чтобы лучше узнать о детстве и юности Ивана, его личности вы должны были дома изучить дополнительный материал.

1) Какие качества его характера отмечают русские историки? 

2)  Что повлияло на становление характера Ивана Васильевича?

3) Мог ли Иван IV в будущем стать хорошим правителем? Почему вы так считаете?

4)В чём же заключается противоречивость и сложность исторической личности Ивана IV

5) Почему же талантливый, одаренный человек обладал такими отрицательными чертами характера?

Студенты: Записывают в тетради даты правления Ивана IV: 1533 – 1584 гг.

Иван Грозный - самый загадочный и самый жестокий царь на Руси, был высокообразованным и просвещенным человеком. Он  оставил  в истории свой неизгладимый след. На 17 году жизни Иван заявил митрополиту Макарию о своем намерении венчаться на царство. Это было новшество. До Ивана IV венчали на великое княжение.  

Студенты: Записывают в тетради даты правления Ивана IV: 1533 – 1584 гг. Да, мог. Иван IV обладал способностями одаренного ребенка: любил чтение; не получив в детстве систематических знаний, он поражал всех обширными познаниями; был талантливым писателем; хорошим оратором; знал историю; имел самую крупнейшую библиотеку в Европе; сочинял музыку; играл в шахматы. Одаренность сочеталась в нем с жестокость, болезненной подозрительностью и мстительностью.

Так Иван IV стал первым из русских царей, получивших этот титул.

1) В чем же разница между венчанием на царство и на княжение?

2)Что побудило Ивана Васильевича венчаться на царствие?

Предлагаю вам составить  схему «Причины венчания Ивана IV на царство».  Для этого ответьте на вопросы:

1)Как вы думаете, какое значение для внешней политики могло иметь принятие Иваном IV царского титула?

2)Что означало принятие титула для взаимоотношений Руси и Орды?

3)Что давал титул Ивану Грозному внутри государства? На слайде вы видите причины и основания. Распределите перечисленные причины  по названным основаниям.    

Рассказ об Избранной Раде и Земском Соборе.

Задание: Рассмотрите репродукцию картины С.Иванова «Земский собор при Иване IV». Дома вы  должны были познакомиться с информацией, касающейся первого Земского Собора и ответьте на вопросы:                            

1)Что представлял собой Земский собор?

2)Когда он был созван?

3)Каков был его состав?

4)Представители какого сословия не приглашались на Земский собор и почему?

5)Каков был порядок его формирования?

6)Ограничивал ли он власть царя?

7)Сравните его деятельность с деятельностью Генеральных штатов во Франции и парламентом в Англии

Вспомните, какой была система управления государством до Ивана IV.

Составьте схему «Аппарат власти Русского централизованного государства в конце XV- первой половине XVI века»:

1)Как назывался правитель государства в к.15- н.16 века?

2)Как назывались законосовещательные и исполнительные органы?

3)Какие функции они выполняли?

Таким образом,  в России стала формироваться сословно-представительная монархия.

Опираясь на Земский собор, царь с Избранной Радой приступили к реформированию.

Для определения причин, целей, сущности реформ:

1) время проведения;

2) цель реформы

3) суть реформы;

4) значение реформ

Как же изменился аппарат  управления государством, после реформ проведенных Иваном IV? Внесите изменения в схему.

Студенты:  В ходе ответа на вопрос заполняют схему.

Сначала высказывают свои варианты, при необходимости корректируют схему

Окончательный вариант –

Приложение 1.

Орган при царе из представителей различных слоев населения.

В 1549 году.

Боярство, духовенство, служилые люди.

Крепостные (зависимые крестьяне), т.к. они не были лично свободны.

Назначение властями.

Нет, Земский собор не ограничивал власть царя, а поддерживал её.

Земский Собор также собирался для решения важных дел, но не ограничивал власть царя. Великий князь, государь. законосовещательный орган- Боярская дума,  исполнительные органы – дворец, казна;

функции: Дворец: управление землями великого князя, земельные споры, суд;

Казна: налоги, таможенные сборы.

В ходе ответа на вопросы обучающиеся заполняют схему на доске.

  1. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

Преподаватель: Мы познакомились с началом правления Ивана IV. Вернемся к целям и задачам нашего урока.

1) Докажите, что в правление Ивана IV в России складывается сословно-представительная монархия.

2)Докажите, что в этот период начался процесс складывания централизованного государства и укрепления центральной власти.

3)Как, по вашему мнению, почему же за Иваном IV закрепилось имя Грозный?

Студенты: С введением Земских соборов, на которые созывались представители почти всех сословий, в России складывается сословно - представительная монархия.

Венчание Ивана IV на царство; укрепление войска; новый Судебник; развитие системы приказов.

Учащиеся приводят свои аргументы

  1. Итоги урока. Рефлексия.

Преподаватель: Проводит беседу по вопросам:

–  Какова была цель сегодняшнего урока?

- Достигли ли цели? Докажите.

- Оцените свою деятельность и деятельность каждого из членов группы на уроке.

- У каждого из вас есть лист самооценки, заполните его.

Студенты: Отвечают на вопросы. Определяют   свое эмоциональное состояние на уроке.

  1. Домашнее задание. ОИ 1 стр. 174-185, подготовить устные сообщения о завоевании Казанского ханства, о присоединении Астраханского ханства, о Ермаке и покорении им Западной Сибири

Приложение 1


Приложение

Термины

Определения

Централизованное государство

государственная борьба с предателями Родины, и людьми, желавшими убить царя Ивана Грозного.

Опричнина

государство, в котором система управления основывается на принципе подчинения всех местных органов самоуправления единому центральному, управляющему всей системой и координирующему ее

Капитуляция

Название сословно-представительного органа в странах Центральной и Восточной Европы.

Сейм

Населенный пункт, укрепленный деревянной изгородью в виде заостренных столбов.

Острог

Прекращение военных действий одной из противоборствующих сторон и сдача победителю на условиях, им предъявленных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по истории "Правление Ярослава Мудрого и его сыновей"

Данная разработка урока поможет ознакомить ребят с новым материалом по истории Древней Руси, воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны....

Урок по учебной дисциплине ОУД.04 История "Россия в правление Ивана Грозного"

Данная разработка урока "Россия в правление Ивана Грозного" по учебной дисциплине ОУД.04 История может быть применена для обучающихся СПО, образовательных учреждений....

Презентация к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"

Презентация для учащихся СПО по дисциплине "История" к уроку по теме "Россия в период правления Ивана Грозного"...

Россия в правление Ивана Грозного.

Презентация отражает правление Ивана IV. Это борьба боярских группировок за власть, начало правления Ивана, реформы избранной Рады, Ливонская война и учреждение "опричнины"....

Россия в правление Ивана Грозного

Актуальность методической разработки открытого урока  «Россия в правление Ивана Грозного»  состоит в том, что данный  урок является частью главы 4 «От Древней Руси к М...

методическая разработка урока "Правление Ивана Грозного"

методическая разработка повторительно-обобщающего урока по теме "Правление Ивана Грозного"...