Советы по организации родительского собрания 2022
занимательные факты

Советы по организации родительского собрания 2022.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_dlya_organizatsii_roditelskogo_sobraniya_2022.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребенка и его социализации в условиях общественного и дошкольного воспитания. Родительское собрание – это не проста форма связи семьи и дошкольного образовательного учреждения, это университет важной педагогической информации.

     На собрании родителей лучше усадить на большие стулья в круг. В центре круга должно что-то быть, на чем можно сосредоточить внимание.

     На собрании желательно присутствие 2 воспитателей (можно пригласить заведующего, заместителя заведующего, педагога-психолога, если в этом есть необходимость).

     Можно использовать нечто, за что можно держаться (листочки, цветочки)

На одном личточке можно предложить написать имя, место работы, чей родитель,

на другом – ожидания родителей,

на третьем – чем я могу помочь (воспитатель может записать для себя виды помощи родителей).

На следующем собрании можно организовать мини-экскурсию по дошкольному учреждению (воспитатель рассказывает, а родители записывают, что нужно для развития детей) 

Требования к мероприятиям с родителями:

  1. Активизация родителей
  2. Актуальность информационного блока для родителей
  3. Наличие развлекательной части (энерджайзер)
  4. Наличие возможности увидеть своего ребенка
  5. Наличие свободного непринужденного общения между родителями, между родителями и педагогом 

Требования к проведению родительского собрания

1. Плановое групповое родительское собрание проводить 1 раз в квартал.

2. Тематику родительского собрания подбирать в соответствии с общими целями, задачами и приоритетными направлениями дошкольного образовательного учреждения.

3. Осуществлять предварительную и текущую подготовку к проведению родительского собрания.

4. Осуществлять анализ итогов проведения каждого родительского собрания.

Основные цели родительских собраний:

  • повысить психологическую и педагогическую компетентность родителей в области воспитания и взаимодействия с детьми;
  • привлечь родителей воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи адаптации, обучения, развития и воспитания детей.

Осуществляются эти цели в постановке следующих задач:

  • помочь родителям овладеть знаниями о психических особенностях развития ребенка дошкольного возраста и учитывать их в общении;
  • осознать свою позицию в общении с детьми в рамках семейного воспитания;
  • научиться понимать и поддерживать детей с разными типами характера, проблемами и стилями поведения;
  • овладеть способами выражения своих эмоций, как положительных, так и отрицательных;
  • выработать новые навыки взаимодействия с ребенком;
  • активизировать коммуникации в семье.

Правильно организованное собрание отвечает следующим принципам:

  • проходит с равной активностью родителей и педагогов;
  • участие родителей оговаривается, разрабатывается сценарий взаимодействия с ними;
  • тематика собрания одинаково интересна организаторам и родителям, заранее известна всем;
  • собраний не должно быть слишком много и они не должны быть слишком длинными;
  • организатор собрания должен владеть техникой обмена мнениями и примирения полярных точек зрения;
  • решение, к которому приходит родительское собрание, - равноправный договор организаторов и родителей, в котором указывается, как родитель может проконтролировать выполнение педагогами своих обязательств;
  • итоги собрания должны обсуждаться в педагогическом коллективе с целью выявления неудавшихся моментов и сильных сторон.

Методические рекомендации по подготовке и проведению родительского собрания

1. Собрание организуется и проводится не реже одного раза в квартал, в зависимости от возраста детей и особенностей группы. Собрание должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться.

2. Максимальная продолжительность – 1-1,5ч.(60 минут с родителями и 20 минут с участием детей).

3. В начале учебного года, на первой встрече с родителями, важно определить день недели, время и согласовать примерную тематику встреч на учебный год (с кем бы они хотели встретиться, получить консультацию). Утверждается план совместной работы на учебный год.

4. Проведение родительского собрания требует от воспитателей тщательной подготовки, своего рода «сценария», только в этом случае оно пройдет в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.

5. Как правило, родительское собрание состоит из двух частей: общей (беседа, разбор конкретной ситуации, планирование, дискуссия и т.д.) и индивидуальной

 ( по запросам родителей). Обычно это консультации с участием нескольких родителей по интересующим их вопросам.

6. Основным методом проведения собрания должен стать диалог. Только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. В ходе проведения собрания могут быть использованы следующие методы:

-лекция;

-дискуссия;

-социально-педагогический тренинг;

-психологические игры и др.

7. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Безусловно, впечатление о человеке складывается из множества разнообразных его черт. В значительной степени оно зависит от умения человека общаться невербально. Например: интонация и тембр голоса; соблюдение дистанции, разделяющей говорящих; осанка; жесты; выражение лица; зрительный контакт; манеры, стиль одежды и т.п. В общении с родителями воспитателю особенно важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты, которые показывают отношение к нему участников родительского собрания. Это могут быть нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и так далее. 

Приветствие

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время, чтобы посетить данное родительское собрание. Это показывает, что вы заинтересованы в воспитании вашего ребенка и его успешном обучении. Для того, чтобы родительское собрание прошло результативно, и мы смогли решить сложившуюся проблему, оно будет проходить в форме педагогической мастерской. Напомню, педагогическая мастерская - форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

-Я желаю Вам огромных успехов в решении общей проблемы!

Формулировка проблемы

-Уважаемые родители, перед началом работы, оговорим правила взаимодействия в процессе проведения родительского собрания. Перед Вами карточки-реакции:

-галочка – это значит, что вы солидарны с представленной позицией/мнением,

-крестик – вы не разделяете позицию/мнение,

-карточка с вопросом – у вас возник вопрос в ходе обсуждения темы, требующий разъяснения.

-Поводом для проведения сегодняшнего собрания послужили наблюдения за учащимися нашего класса и других классов не только на уроках, но и на переменах, в неформальном общении друг с другом и вами, родителями. Её суть мы выявим при помощи анализа ситуации, представленной на интерактивной панели. Ознакомьтесь с ней, пожалуйста.

Маше почти 9 лет. Родители в отчаянии, поскольку девочка постоянно обманывает. Они уже не в состоянии понять, когда Маша говорит правду, а когда лжёт. Родители объясняют дочери, что врать не хорошо и за ложь наказывают, но это не помогает.

-Уважаемые родители, о чём свидетельствует поведение Маши? (о проявлении детской лжи)

-Предположите, о чём на родительском собрании может пойти речь?

- Как вы думаете, каждый ли ребёнок прибегает к обману?

-…., приходилось ли Вам слышать от своего ребенка неправду?

-Пожалуйста, используйте карточки реакции, чтобы выразить свою позицию по этому вопросу.

-С чем это может быть связано?

-Знаете ли вы, как правильно реагировать на детскую ложь, чтобы предотвратить её?

-Исходя из этого, какую проблему родительского собрания мы можем выявить?

-Благодаря вашим высказываниям проблема родительского собрания может звучать так: (проблема: проявление лжи у детей младшего школьного возраста)

-По мнению психологов, дети до 7 лет часто путают, что происходит на самом деле, а что является вымыслом. Однако к 10-12 годам взгляды ребёнка на правду и ложь кардинально меняются. Например, в ходе одного из исследований детям 5-11 лет был задан вопрос: «Хорошо ли лгать?». Из пятилетних детей 90% ответили, что лгать нельзя никогда и ни за что. А вот когда тот же вопрос был задан одиннадцатилетним, 90% ответили: «Да, иногда солгать можно». Разница, разумеется, в том, что к 11 годам ребёнок знает: ложь бывает разная. И нам, как участникам образовательного процесса, необходимо помнить о том, что воображение – одно из ценных качеств личности, его надо не разрушать, а направлять в нужное русло.

- В завершении нашего собрания, мы постараемся выявить причины данной проблемы и обосновать способы её решения. На основе полученных результатов создадим пакет рекомендаций.

Актуальность

проблемы для

участников

родительского

собрания

- Уважаемые родители, определим, актуальна ли указанная проблема для детей 3-го класса. Для этого на ваших рабочих столах лежат геометрические фигуры. Поднимите соответствующую фигуру (зелёный квадрат  –  проблема актуальна для детей нашего класса; белый квадрат – проблема актуальная для детей данной возрастной группы, но не актуальная для детей нашего класса; голубой квадрат – проблема не актуальна для детей нашего класса и для детей данной возрастной группы).

- Вы абсолютно правы, проблема проявления лжи со стороны детей актуальна, в том числе и для учащихся нашего 3-го класса.

Целеполагание в ходе интерактива (тема, форма, сама цель)

-Уважаемые родители, на основе ваших суждений,  сформулируйте тему сегодняшнего собрания.

-Я разделяю вашу позицию, тема сегодняшнего родительского собрания «Детская ложь: причины и решение проблемы».

-Выскажите свои предположения о возможной цели нашего собрания.

-На основе ваших высказываний цель сегодняшнего родительского собрания может быть такой: выявление причин детской лжи и нахождение возможных способов её предотвращения.

- Для того, чтобы продолжить работу по изучаемой проблеме,  необходимо уточнить, а что же понимается под понятием «общение»?

- Выскажите свою точку зрения, что же такое «ложь»?

-Я полностью согласна с вашими мнениями. Известный американский психолог Пол Экман даёт следующее определение данного понятия.

-…, прочтите его, пожалуйста.

Ложь – это намеренное решение ввести в заблуждение того, кому адресована информация, без предупреждения о своём намерении сделать это.

-Послушайте высказывание Елены Николаевой, исследователя в области детской психологии, подталкивающее на определённые мысли по обсуждаемой теме:

«Чем жестче родители требуют правды, тем труднее ребёнку не обманывать. Не нужно ставить школьнику нереальных задач, планов, а стоит научить его не бояться ошибок и всегда стараться исправлять их»

-Действительно, ложь, обман так или иначе необходимо присутствуют в нашей жизни. Рано или поздно ребёнок начнет использовать ложь, самое главное, чтобы она не стала для него единственным способом взаимодействия с окружающим миром. В наших силах, родители, не допустить этого.

Определение

возможных

причин

проблем

-Уважаемые родители, отметим, что выделяют два вида лжи:

умолчание – сокрытие правды;

искажение – сообщение ложной информации.

-Детская ложь же носит качественно разнообразный характер, то есть в разных ситуациях ребёнок использует разные мотивы, чтобы сказать неправду.

-Для понимания причин поведения ребенка, который говорит неправду, важно понимать:

мотив лжи (почему ребенок обманул?)

последствия лжи (на кого и как повлияла ложь?)

-Осознание мотива лжи поможет взрослому принять решение о том, как себя повести, чтобы ребенок не солгал снова.

-Какие же причины у учащихся третьего класса могут быть связаны с проявлением лжи?

- Для нахождения ответа на данный вопрос я предлагаю вам использовать метод «Генератор идей», с которым вы уже освоили на прошлом родительском собрании. Напомню, что генератор идей – метод коллективного решения задач.

В процессе выдвижения идей по изучаемой проблеме вы будете заполнять вторую графу, т.е. графу «Причины» в форме пакета рекомендаций. Форма данного пакета находится у вас на рабочем столе. Предлагаю начать работу.

*Стараемся учитывать мнения других участников.

-Уважаемые родители, представьте свои результаты.

-Благодаря активной работе и различным мнениям нами были получены причины возникновения обсуждаемой сегодня проблемы.

Организация

интерактивного

взаимодействия

-В ходе родительского собрания, что мы уже смогли выявить? (проблему, причины её возникновения).

-Совершенно верно, что ещё нам необходимо определить? (эффективные пути ее решения). Определим пути решения данных причин всё также с помощью метода генератора идей.

-Перед вами список возможных способов решения. Ваша задача в группах определить, какие из данных способов могут подойти для решения главной проблемы сегодняшнего занятия.

-Вам предлагается, работая в группах, определить, какие из этих способов могут подойти для решения проблемы сегодняшнего родительского собрания.

-Заполните последнюю графу «Способы решения» в пакете рекомендаций, на основе полученных результатов вашей работы.

*Не создаём проблемные ситуации.

*Находим общие варианты решения.

-Представьте результаты деятельности.

-Благодарю Вас. В нашем интерактивном взаимодействии был создан пакет рекомендаций по решению проблемы, который выглядит следующим образом.

*демонстрация данного пакета посредством документ-камеры

Заключительная

часть и рефлексия

-Вспомним, какую проблему мы выявили в начале родительского собрания?

 -Какую цель мы определили?

-Достигли ли мы ее в ходе совместной работы?

-Как вы считаете, что нам помогло достичь данной цели поставленную цель? (разработали рекомендации по организации эффективного общения с детьми).

-Совершенно верно!

-В завершении я предлагаю вам оценить собственную деятельность на основе приёма «Мишень». Вам необходимо поставить в определённом секторе отметку, соответствующей собственной оценке. Чем выше оценка, тем ближе к центру мишени, чем ниже — тем ближе к её краю.

- Я вижу, что большинство родителей довольно собственной деятельностью. Действительно, вы сегодня получили новые знания, качественно проработали ситуации и решили сегодняшнюю проблему.

Литература

- В конце родительского собрания я хочу порекомендовать вам литературу по данной проблеме. Данный список литературы я отправлю Вам по электронной почте.

Екатерина Орлова «Почему дети лгут? Где ложь, а где фантазия». Издательство «Питер», 2011 года, с.192.

В книге вы найдете теоретический материал о причинах и проявлениях детской лжи, но отдельно стоит упомянуть о большом количестве практических заданий: психологические тесты для различного возраста, упражнения, игры, сказки, которые призваны помочь родителям преодолеть пагубную привычку ребёнка к обману.

Елена Николаева «Как и почему лгут дети? Психология детской лжи», «Питер», 2011 года, с.176.

Автор делает акцент на том, что такое вообще правда и обман в современном мире, почему дети впитывают ложь и почему не могут без неё обойтись для полноценной социализации.

Особенно интересна структура повествования – в книге разбираются причины лжи детей разного возраста и возможности для работы с каждой категорией.

- Благодарю Вас за плодотворную работу, до новых встреч!

Приветствие

– Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада, что вы нашли время, чтобы посетить данное родительское собрание. Это показывает, что вы заинтересованы в воспитании вашего ребенка и его успешном обучении. Для того, чтобы родительское собрание прошло результативно, и мы смогли решить сложившуюся проблему, оно будет проходить в форме педагогической мастерской. Напомню, педагогическая мастерская - форма обучения взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия.

– Я желаю Вам огромных успехов в решении общей проблемы!

Формулировка проблемы

– Уважаемые родители, перед началом работы, оговорим правила взаимодействия в процессе проведения родительского собрания. Перед Вами карточки-реакции:

  • галочка – это значит, что вы солидарны с представленной позицией/мнением,
  • крестик – вы не разделяете позицию/мнение,
  • карточка с вопросом – у вас возник вопрос в ходе обсуждения темы, требующий разъяснения.

– На родительском собрании нам нужно рассмотреть одну из актуальных проблем учебной деятельности учащихся 3 класса.

– Суть данной проблемы выявим на основе просмотра и дальнейшего анализа изображений, представленных на интерактивной панели.

– Предположите, о чём на родительском собрании может пойти речь? (о выполнении домашней работы; об организации домашней работы учащихся со стороны родителей и т.д.)

– …, как вы думаете, все ли родители уделяют должное внимание домашним заданиям своих детей? (нет)

– Пожалуйста, используйте карточки реакции, чтобы выразить свою позицию по этому вопросу.

– Всегда ли ваш ребёнок выполняет домашнее задание? Всегда ли он проявляет интерес к данному процессу?

– С чем это связано? (у него отсутствует явное желание, мотивация к выполнению данного процесса)

– Исходя из этого, какую проблему родительского собрания мы  вы можете выявить?

 Благодаря вашим высказываниям проблема родительского собрания может звучать так: (проблема: отсутствие мотивации у младших школьников к выполнению домашнего учебного труда).

- Согласно исследованию в рамках Международной программы оценки образовательных достижений учащихся (PISA), проведенному в 2018 году среди младших школьников, существует огромный процент детей, которые демотивированы к домашней учебной работе.

–Действительно, я разделяю вашу позицию и считаю, что очень часто домашние задания носят случайный, непродуманный характер, плохо ведется подготовка к их выполнению, формально строится проверка. Следствием этих недостатков в планировании, подготовке и организации домашней работы является перегрузка учащихся домашними заданиями, которая отрицательно влияет на активность, работоспособность и, конечно, как мы верно определили, интерес к учебному труду младших школьников постепенно угасает. Отказ от домашней самостоятельной работы обязательно влечет за собой снижение качества обучения, падение уровня учебной мотивации.

– В ходе собрания мы постараемся выявить причину данной проблемы и обосновать способы решения.

На основе полученных результатов создадим пакет рекомендаций.

Актуальность

проблемы для

участников

родительского

собрания

 Уважаемые родители, определим, актуальна ли указанная проблема для детей 3-го класса. Для этого на ваших рабочих столах лежат геометрические фигуры. Поднимите соответствующую фигуру (зелёный квадрат  –  проблема актуальна для детей нашего класса; белый квадрат – проблема актуальная для детей данной возрастной группы, но не актуальная для детей нашего класса; голубой квадрат – проблема не актуальна для детей нашего класса и для детей данной возрастной группы).

–  Вы абсолютно правы, проблема отсутствия мотивации у младших школьников к выполнению домашних заданий актуальна, в том числе и для нашего класса.

Целеполагание в ходе интерактива (тема, форма, сама цель)

– …, как вы думаете, должны ли быть организованы условия для выполнения домашнего учебного труда младших школьников?

– Пожалуйста, используйте карточки реакции, чтобы выразить свою позицию по этому вопросу.

– Уважаемые родители, на основе ваших суждений,  сформулируйте тему сегодняшнего собрания.

– Я разделяю вашу позицию, тема сегодняшнего родительского собрания: «Организация домашнего учебного труда младших школьников как основное средство их мотивации».

–Выскажите свои предположения о возможной цели нашего собрания.

– На основе ваших высказываний цель сегодняшнего родительского собрания может быть такой: выявление причин отсутствия мотивации у младших школьников к выполнению домашнего учебного труда и нахождение возможных способов её предотвращения.

- Для того, чтобы продолжить работу по изучаемой проблеме,  необходимо уточнить, а что же понимается под понятиями «мотивация» и «домашний учебный труд».

– Выскажите свою точку зрения, что же такое «мотивация» и «домашний учебный труд»?

–Я полностью согласна с вашими мнениями.

В педагогическом терминологическом словаре даётся следующее определение данных слов.

-…, прочитайте их, пожалуйста  (1) Мотивация – это общее название для процессов побуждения школьников к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. 2) Домашний учебный труд – составная часть процесса обучения, заключающаяся в выполнении учащимися по заданию учителя самостоятельной учебной и практической работы после занятий)

– Действительно, при выполнении домашних заданий, так же как и при любой другой форме учебной работы, большую роль играет уровень интереса учащихся к изучаемому вопросу и данному виду учебной работы.

Определение

возможных

причин

проблем

– Уважаемые родители, каковы функции домашних заданий?

– Спасибо Вам за предложенные формулировки ответов на мой вопрос. Так, можно выделить основные из них:

(1) Выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то дольно сложную тему.

2) Стимулирование интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

3) Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание)

– Вернёмся к проблемному вопросу родительского собрания. Какие же причины у учащихся третьего класса могут быть связаны с отсутствием мотивации к выполнению домашнего учебного труда?

– Для нахождения ответа на данный вопрос я предлагаю вам использовать метод «Генератор идей», с которым вы уже освоили на прошлом родительском собрании. Напомню, что генератор идей – метод коллективного решения задач.

В процессе выдвижения идей по изучаемой проблеме вы будете заполнять вторую графу, т.е. графу «Причины» в форме пакета рекомендаций. Форма данного пакета находится у вас на рабочем столе. Предлагаю начать работу.

*Стараемся учитывать мнения других участников.

–Уважаемые родители, представьте свои результаты.

– Благодаря активной работе и различным мнениям нами были получены причины возникновения обсуждаемой сегодня проблемы.

Организация

интерактивного

взаимодействия

– В ходе родительского собрания, что мы уже смогли выявить? (проблему, причины её возникновения).

– Совершенно верно, что ещё нам необходимо определить? (эффективные пути ее решения). Определим пути решения данных причин всё также с помощью метода генератора идей.

– Перед вами список возможных способов решения. Ваша задача в группах определить, какие из данных способов могут подойти для решения главной проблемы сегодняшнего занятия.

– Вам предлагается, работая в группах, определить, какие из этих способов могут подойти для решения проблемы сегодняшнего родительского собрания.

– Заполните последнюю графу «Способы решения» в пакете рекомендаций, на основе полученных результатов вашей работы.

*Не создаём проблемные ситуации.

*Находим общие варианты решения.

– Представьте результаты деятельности.

– Благодарю Вас. В нашем интерактивном взаимодействии был создан пакет рекомендаций по решению проблемы, который выглядит следующим образом.

*демонстрация данного пакета посредством документ-камеры

Заключительная

часть и рефлексия

– Вспомним, какую проблему мы выявили в начале родительского собрания?

 – Какую цель мы определили?

– Достигли ли мы ее в ходе совместной работы?

– Как вы считаете, что нам помогло достичь данной цели поставленную цель? (разработали пакет рекомендаций).

– Совершенно верно!

– В завершении я предлагаю вам оценить собственную деятельность на основе приёма «Мишень». Вам необходимо поставить в определённом секторе отметку, соответствующей собственной оценке. Чем выше оценка, тем ближе к центру мишени, чем ниже — тем ближе к её краю.

– Я вижу, что большинство родителей довольно собственной деятельностью. Действительно, вы сегодня получили новые знания, качественно проработали ситуации и решили сегодняшнюю проблему.

Литература

– В конце родительского собрания я хочу порекомендовать вам литературу по данной проблеме. Данный список литературы я отправлю Вам по электронной почте.

Татьяна Шклярова «Как научить Вашего ребенка делать домашние задания». Издательство «Грамотей», 2020 год, с. 48.

Хизер Шумейкер «Домашние задания это вредно!». Издательство «КоЛибри», 2016 год, с. 464.

– Благодарю Вас за плодотворную работу, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по организации и проведению родительских собраний

Рекомендации по организации и проведению  родительских собраний...

Родительское собрание "Сила родительского примера"

Берегите своих детей,Их за шалости не ругайте.Зло своих неудачных днейНикогда на них не срывайте.Не сердитесь на них всерьез,Даже если они провинились,Ничего нет дороже слез,Что с ресничек родны...

Конспект родительского собрания. Родительское собрание в первой младшей группе на тему: «Развитие мелкой моторики».

Тема: «Развитие мелкой моторики»Цель:Сформировать у родителей представление о роли мелкой моторики в развитии речи детей.Задачи:• показать важность работы по...

Конспект родительского собрания. Итоговое родительское собрание в группе раннего возраста на тему: «Чему мы научились за год».

Дата проведения :(конец апреля.)Цель: подведение итогов образовательной деятельности.Задачи: познакомить родителей с достижениями и успехами их детей; подвести итоги совм...

Родительское собрание "Организация питания в школе. Досуг детей в сети Интернет".

Материалы для родительского собрания в начальной школе...

Секреты планирования и организации родительского собрания

Родительское собрание в школе — это мероприятие, на котором обсуждают и принимают решения по важным вопросам воспитания учащихся в школе и дома.Некоторые виды родительских собраний:Пла...