Доклад "Коммуникативная компетентность педагога"
методическая разработка

Коммуникативная компетентность педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.09 КБ

Предварительный просмотр:

УФСИН РОССИИ ПО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ФКП ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №79

ФИЛИАЛ №5

ДОКЛАД

Тема: Коммуникативная компетентность педагога»

Выполнил: мастер производственного обучения

Жучков Александр Алексеевич

г.Донской 2021г.


Коммуникативная компетентность педагога

Теоретические основы определяют компетентным такой труд преподавателя,  в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность преподавателя,  достигаются хорошие результаты в обучении обучающихся.

Выделяют следующие профессиональные компетенции:

  • методическая компетентность;
  • исследовательская компетентность;
  • управленческая компетентность;
  • коммуникативная компетентность;
  • образовательная компетентность.

Коммуникативная компетентность — это владение сложными  коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание этикета в сфере общения.

Как и любая из профессиональных составляющих, коммуникативная компетенция преподавателя определяется  тремя   основными  составляющими:

когнитивной (что преподаватель знает по данному вопросу);

— операциональной (как  преподаватель  реализует свои знания на практике)

— позиционно-ценностной  (как преподаватель   относится к данной сфере своей деятельности).

Эти составляющие проявляются   в профессиональном взаимодействии  преподавателя с обучающимися.

При этом, качество и результат их профессионального взаимодействия  будет определяться:

—    направленностью личности (ориентация на другого человека, на совместную деятельность,  желание понять его и поддерживать отношения)

—   педагогическим тактом и стилем общения (доля ответственности, принимаемой на себя участниками совместной деятельности, должна быть адекватной вкладу в конечный результат. Формы общения отражать не только социальный статус, но и другие субъектные качества личности),
— уровнем толерантности (сформированность переносимости неблагоприятных воздействий без снижения адаптивных возможностей, проявление выдержки, самообладания).

Эффективное  педагогическое взаимодействие строится не только на осознании преподавателем особенностей  своего  стиля общения, но и  на знаниях особенностей каждого обучающегося как субъекта взаимодействия.

Для управления процессом педагогического взаимодействия  преподавателю  нужно  знать  ведущие мотивы, определяющие  направленность деятельности конкретного обучающегося.

Если нам важно при взаимодействии мотивировать обучающегося на конкретную деятельность в настоящий  момент, преподаватель должен  выбирать приемы мотивации из соответствующей его уровню группы приемов. Здесь прием мотивации работает как инструмент для достижения успеха педагогического взаимодействия. Нужно  использовать приемы мотивации как инструмент взаимодействия с обучающимся для расширения зоны ближайшего развития, т.е. уровня учебных возможностей обучающегося. Коммуникативные компетенции современного педагога важны.

Для этого  преподавателю  нужно   развивать свои коммуникативные  компетенции, так как они не только обеспечивают нужный положительный эмоциональный фон в процессе обучения, но через механизмы подражания развивают коммуникативные компетенции обучающегося.

Для этого  существуют приемы  коммуникации:

1. Замечание «от принца» к «принцу». Этот прием позволяет  сделать замечание так, чтобы не обидеть собеседника, но вызвать у него желание измениться в лучшую сторону. Вот схема трехэтапного замечания:

— Сначала  — не осуждающее описывание того, что не нравится преподавателю («когда я вижу, как ты вертишься…)

 -Затем —  описание отрицательного эффекта («а время, отведенное на работу, идет быстро и скоро закончится)

 -Сообщение о своих чувствах и эмоциях, относящихся к эффекту, а не к ребенку («я очень волнуюсь, что твоя работа останется непроверенной»).

2. Технология предупреждения и разрешения конфликтов.

 В педагогическом  общении  очень важно  умение предупреждать и   разрешать конфликты. Это конфликтная компетентность  как часть коммуникативной компетенции педагога.

Для предупреждения конфликтов важно уметь «договариваться на берегу»   например, о  критериях отметок или  правил взаимодействия  на занятии. Не всегда условия принимаются всеми, некоторым обучаемыми нужно  дать время для обдумывания.

1.    Определяем проблему.

2.    Вырабатываем несколько возможных решений.

3.    Оцениваем каждое решение по результату и способам достижения, по ресурсам.

4.    Выбираем лучшее.

5.    Организуем выполнение.

6.    Оцениваем результат, его полноту. При необходимости корректируем деятельность.

3). Как разделить проблемы обучающегося и преподавателя.   Еще  прием, позволяющий  предупреждать и   разрешать конфликты.  Он  помогает преподавателю в осознании причин сложностей в общении с конкретным  учеником  в определенной ситуации.

Прежде, чем решать, что и как делать, определите, чья это проблема – Ваша или обучающегося. Определить это просто, надо честно сказать себе – кому в этой ситуации реально плохо.  Если обучаемый не работает, не слушает объяснений,  но он не страдает от этого, значит, это проблема преподавателя.

Педагогическое общение

 Профессиональное общение преподавателя с обучаемыми и есть педагогическое общение. Оно имеет определённые педагогические функции и должно быть направленно на создание благоприятного психологического климата, а также на оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися и внутри данного коллектива

 В настоящее время все больше и больше проявляются разногласия и трения между преподавателем и обучающимися. Все больше и больше происходит столкновение интересов поколений. Но если мы имеем более четкое представление о том, какому стилю педагогического общения соответствует то или иное поведение в конфликтной ситуации, тогда можно избежать многих, если не всех конфликтов возникающих в школе. От выбора стиля педагогического общения вообще зависит весь процесс обучения.

Стили педагогического общения

Специалистами выделяются следующие стили педагогического общения:

 Общение на основе увлеченности совместной деятельностью.

 Общение на основе дружеского расположения.

 Общение - дистанция.

 Общение - устрашение.

 Общение - заигрывание.

 Общение - превосходство.

 Чаще всего в педагогической практике наблюдается сочетание стилей в той или иной пропорции, когда доминирует один из них.

МОДЕЛЬ 1 - «СОКРАТ». Это преподаватель с репутацией любителя споров и дискуссий, намеренно их провоцирующий на занятиях. Ему свойственны индивидуализм, несистематичность в учебном процессе из-за постоянной конфронтации; учащиеся усиливают защиту собственных позиций, учатся их отстаивать.

МОДЕЛЬ 2 - «РУКОВОДИТЕЛЬ ГРУППОВОЙ ДИСКУССИИ». Главным в учебно-воспитательном процессе считает достижение согласия и установление сотрудничества между учащимися, отводя себе роль посредника, для которого поиск демократического согласия важнее результата дискуссии.

МОДЕЛЬ 3 - «МАСТЕР». Преподаватель выступает как образец для подражания, подлежащий безусловному копированию, и прежде всего не столько в учебном процессе, сколько в отношении к жизни вообще.

МОДЕЛЬ 4 - «ГЕНЕРАЛ». Избегает всякой двусмысленности, подчеркнуто требователен, жестко добивается послушания, так как считает, что всегда и во всем прав, а ученик, как армейский новобранец, должен беспрекословно подчиняться отдаваемым приказам. По данным автора типологии, этот стиль более распространен, чем все вместе взятые, в педагогической практике.

МОДЕЛЬ 5 - «МЕНЕДЖЕР». Стиль, получивший распространение в радикально ориентированных школах и сопряженный с атмосферой эффективной деятельности класса, поощрением их инициативы и самостоятельности. Преподаватель стремится к обсуждению с каждым убучающимся смысла решаемой задачи, качественному контролю и оценке конечного результата.

 Следует не только развивать собственное коммуникативное мастерство, но и прививать учащимся культуру общения. Педагогу нужны как знание психологии, так и постоянный учет социологических данных, касающихся особенностей социализации и ценностных ориентаций современной молодежи. Особую роль в наши дни в педагогическом общении, играет личность педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентность педагога среднего образования

В связи с этим актуализируется проблема развития профессиональной компетентности педагога среднего образования.Компетентность — новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе професси...

Проблемы развития профессиональной компетентности педагога

Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.Готовы ли педагоги школы к самопознанию?...

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Требования к профессиональной компетентности педагога в зарубежных образовательных системах

В статье рассматриваются вопросы подготовки учителей в зарубежных странах....

Профессиональная компетентность педагога в системе СПО

Одной из основных задач  методической службы колледжа является формирование профессионально грамотного, креативного педагога, способного не только давать студентам глубокие теоретические знания, ...

Статья "ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ АСПЕКТЕ"

В статье рассматриваются опыт и результаты профессиональной компетентности педагога в индивидуальном аспекте, анализируются методы и приемы работы в этом направлении. В основу стать положены основы и...