Комплексный анализ рассказа И. Бунина "Красавица". Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.2
план-конспект урока
В основу урока положена комплексная работа с текстом рассказа И. Бунина "Красавица": повторение пунктуации осложненного простого предложения и пунктуации сложного предложения, а также анализ содержания рассказа (через образы, синтаксис, хронотоп к названию и проблематике). Далее на основе проанализированного текста предлагаем объяснить смысл фразы и написать сочинение-рассуждение по модели 9.2 в формате ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация к уроку "Комплексный анализ рассказа И. Бунина "Красавица" | 1007.26 КБ |
Через комплексный анализ текста к сочинению-рассуждению 9.2 | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Ч… новник казё …ой п…латы вд … вец пожилой женился на м… лоденькой на красавице дочери вои… ского начальника. 2. Он был м… лчалив и скромен а она знала себе цену. 3. Он был худой высокий чахоточ … ного сл …. жения носил очки цвета йода говорил (н…)сколько сипло и если хотел сказать что ( нибудь ) погромче срывался в фистулу. 4. А она была невелика отлич …но и крепко слож ….а всегда хорошо одета очень вн … мательна и хозяйстве…а по дому взгляд имела зоркий. 5. Он к… зался столь(же) (не)интересен во всех отношениях как множество губернских чиновников но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
Термины: Антитеза - противопоставление Метафора – образное сравнение Оксюморон – сочетание несочетаемого, чтобы заострить противоречие, показать нелепость и парадоксальность ситуации Ирония - скрытая насмешка, в которой слова употребляются в противоположном смысле
И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой …….. Оксюморон – сочетание несочетаемого, чтобы заострить противоречие, показать нелепость и парадоксальность ситуации .
Хронотоп - пространство Дом – спальня отца- диван в гостиной – угол между диваном и кадкой с пальмой
Мальчик Метафора «круглое одиночество» -? Роль уменьшительных суффиксов в рассказе о мальчике?
Красавица Смысл названия-? Проблема - ?
Сочинение 9.2 Объясните, как вы понимаете смысл высказывания: « И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью…» «И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой…» «Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына» Приведите 2 примера из текста, подтверждающие ваши рассуждения
Your Text here Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis autem vel eum iriure dolor in hendrerit in vulputate velit esse molestie consequat, vel illum dolore eu feugiat nulla facilisis at vero eros et accumsan et iusto odio dignissim qui blandit praesent luptatum zzril delenit augue duis dolore te feugait nulla facilisi. Slide master
Print master Your Text here Lorem ipsum dolor sit amet, consectetuer adipiscing elit, sed diam nonummy nibh euismod tincidunt ut laoreet dolore magna aliquam erat volutpat. Ut wisi enim ad minim veniam, quis nostrud exerci tation ullamcorper suscipit lobortis nisl ut aliquip ex ea commodo consequat. Duis autem vel eum iriure dolor in hendrerit in vulputate velit esse molestie consequat, vel illum dolore eu feugiat nulla facilisis at vero eros et accumsan et iusto odio dignissim qui blandit praesent luptatum zzril delenit augue duis dolore te feugait nulla facilisi.
Предварительный просмотр:
Анализ текста И. Бунина «Красавица». Подготовка к написанию сочинения 9.2
Цель урока - развивать навыки анализа текста.
Задачи урока: повторить пунктуацию простого осложненного и сложного предложения, тип сказуемого; проанализировать текст, подготовиться к написанию сочинения-рассуждения (9.2)
Первый этап работы над текстом
- Работа по русскому языку. На слайде первая часть текста.
Задание. Поставьте знаки препинания, объясните орфограммы, укажите грамматические основы и тип сказуемого.
Слайд 2
1. Ч…новник казё…ой п…латы вд…вец пожилой женился на м…лоденькой на красавице дочери вои…ского начальника. 2. Он был м…лчалив и скромен а она знала себе цену. 3. Он был худой высокий чахоточ…ного сл….жения носил очки цвета йода говорил (н…)сколько сипло и если хотел сказать что (нибудь) погромче срывался в фистулу. 4. А она была невелика отлич…но и крепко слож….а всегда хорошо одета очень вн…мательна и хозяйстве…а по дому взгляд имела зоркий. 5. Он к…зался столь(же) (не)интересен во всех отношениях как множество губернских чиновников но и первым браком был женат на красавице — и все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?
Учитель:- Сегодня мы проанализируем текст И.А. Бунина «Красавица», чтобы подготовиться к написанию сочинения 9.2 Для работы давайте повторим термины, которые нам понадобятся: антитеза, метафора, оксюморон, ирония.
Слайд 3 Термины
Учитель: - На каком приеме построен первый абзац текста, с которым вы сейчас работали? (на антитезе)
Он | Она |
пожилой | молоденькая |
молчалив и скромен | знала себе цену |
высокий | невелика |
чахоточного сложения | крепко сложена |
сиплый низкий голос срывается в фистулу |
- Что обозначает выражение «знала себе цену»?
- А что хочет сказать автор, когда акцентирует внимание на описании голоса чиновника? (В переносном смысле это значит, что он безголосый, т.е. не имеет своего мнения, трус, бесхарактерный)
- Можете предположить, кто в этой паре главный?
- А есть ли в описании женщины детали, которые нам подтверждают, что она красавица? (мнение окружающих не считается, только автор)
Второй этап работы над текстом
Читаем вторую часть текста
6. И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. 7. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. 8. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
9. Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. 10. Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. 11. И вскоре красавица сказала горничной: 12. — Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. 13. Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.
14. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, — неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна...15. Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. 16. Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. 17. Там спрятано и все остальное добришко его.
Анализ текста
Слайд 4
Учитель: - Ситуация отношений мачехи и ребенка описана оксюмороном «спокойно возненавидела» Это как?
- Почему мачеха ненавидит мальчика? Найдите ответ в предложении: «И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего сына от первой…»
Слайд 5
Обращаем внимание детей на хронотоп.
- Понаблюдайте, как со временем изменяется пространство вокруг ребенка.
Дом – спальня отца- диван в гостиной – угол между диваном и кадкой с пальмой.
Слайд 6
Учитель: - Ситуация, в которой живет ребенок, названа метафорой «круглое одиночество». И тут автор рассчитывает на ассоциативное мышление читателя (круглый сирота).
- Что это значит?
- Что в себе несет эта метафора? (осуждение отца, ведь ребенок не сирота, но отец его трус)
Учитель: - Обратите внимание, что в рассказе о мальчике автор употребляет много слов с уменьшительными суффиксами. Найдите эти слова.
- Что хотел сказать автор?
Слайд 7
Учитель:- Название рассказа «Красавица». Оно отражает тему или проблему?
- Какова идея текста?
- Какие проблемы поднимаются в тексте? (Проблема истинной и ложной красоты. Проблема сиротства.)
Слайд 8
- Перед вами три цитаты из текста Бунина. Вам необходимо выбрать одну и написать сочинение 9.2
- Объясните, как вы понимаете смысл высказывания:
- «И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью…»
- «И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой…»
- «Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына»
Приведите 2 примера из текста, подтверждающие ваши рассуждения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"
Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в 11 классе
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят к написанию сочинения-рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных...
Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Цель:- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.Задачи:- обратить внимание на...
сочинение-рассуждение (подготовка к ОГЭ 9 класс)
презентация, подготовленная в виде памятки и рекомендаций для написания сочинения-рассуждения...
Комплексный анализ текста рассказа Ю.Бондарева «Оружие» из сборника «Мгновения»
Через «погружение» в текст, осмысление авторской позиции совершенствовать нравственные качества личности учащихся, формировать гуманистические взгляды на жизнь. Учащиеся должны прийти к вы...
Речевые клише для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку
1. Актуальность проблемы, поднимаемой автором.2. Тема и идея (основная мысль) текста.3. Обоснование точки зрения автора.4. Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи. 5. Выраже...
Подготовка к уроку сочинения- рассуждения по тексту Ф. Сологуба
Подготовка к уроку сочинения...