Конспект урока:Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
план-конспект урока

Конспект урока по русскому языку 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slitnoe_i_razdelnoe_napisanie_ne_s_glagolami.docx33.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 15.05.2024
Тема урока: «Слитное и раздельное правописание НЕ с глаголами».

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений

Задачи:

обучающие:

  • формировать навык правописания НЕ с глаголами; познакомить с глаголами-исключениями;
  • обосновывать раздельное и слитное написание НЕ с глаголами;
  • закрепить сведения о глаголе, умение отличать глагол от других частей речи.

развивающие:

  • развивать речь учащихся; ввести термины: ненавидеть, негодовать, недоумевать
  • развивать орфографическую зоркость;
  • активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
  • развивать коммуникативные и информационные компетентности;
  • раскрывать творческий потенциал учащихся.

воспитательные:

  • создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
  • развивать мыслительные операции, познавательную активность;
  • воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
  • воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
  • развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работы в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 5 класс, Т.А. Ладыженская, раздаточный материал

Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1.

Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

- Добрый день!

Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал нас на урок,

Все задания сегодня

Выполнить должны мы в срок.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.

2.

Проверка домашнего задания

1.Повторение теоретического материала по теме «Глагол как часть речи».

-Что обозначает глагол?

На какие вопросы отвечает?

-Какие признаки есть у глагола?

- Каким членом предложения бывает глагол?

2.-Прочитайте тест. Из правильно выбранных ответов составьте рассказ-сообщение.

Игра «Лови вопрос»:

(Ловят, отвечают, в случае затруднения, переадресовывают вопрос).

  • Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать?
  • Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени.
  • В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед. ч.) и числам.
  • В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим).

1. Глагол - это .............часть речи:

а) самостоятельная ; б) служебная

2. Глагол отвечает на вопросы:

а) какой? какая? какое?; б) кто? что?; в) что делал? что делает? что сделает?

3. Глагол обозначает:

а) предмет; б) действие предмета; в) признак предмета

4. У глагола есть три времени: ......................., ................. и ........................ .

5. Спряжение глаголов - это:

а) изменение глаголов по лицам и числам; б) изменение глаголов по родам; в)изменение глаголов по временам

6. Только в прошедшем времени глаголы изменяются:

а) по падежам; б) по родам; в) по лицам и числам

7. Глаголы прошедшего времени образуются с помощью .........

8. В предложении чаще всего глагол бывает ........... и образует с подлежащим .............

3.

Орфоэпическая пятиминутка.

Списать слова с доски, расставить ударение.

Учащиеся выполняют в тетрадях, затем взаимопроверка

Библиотека, километр, сверлит, поняла, процент, позвонишь, кухонный, туфля, банты, повторит, договоры, красивее, началась, значимый, создала.

4.

Формулирование темы и определение целей урока.

-Сегодня мы с вами, ребята, обратимся к части речи, отгадать название которой вам поможет загадка:

Все предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит

Он три времени имеет,

И спрягаться он умеет

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?

– Исходя из темы урока, сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы «Не с глаголами».

-Чтобы достичь цели, что мы можем сегодня выполнить на уроке?

- Какие качества нам помогут в достижении цели?

- Правильно, наша задача – познакомиться с написанием «Не с глаголами».

-Правописание НЕ с глаголами

 

Составляют цели, проговаривают их классу

1) расширить и углубить знания…;

2) учиться находить и правильно писать….;

3) уметь с помощью алгоритма применять правило..... .

Мы должны изучить материал по теме урока.

Мы должны научиться различать слитное и раздельное написание НЕ с глаголами;

Мы должны уметь применять орфографическое правило: «НЕ с глаголами»;

Работать активно, слушать учителя и одноклассников, анализировать, сравнивать, обобщать и т.д.

Внимательность, доброжелательное отношение друг к другу, уверенность, умение слушать и т.д.

4.

Введение нового материала. Работа над темой: «Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами».

1.Анализ материала в таблице

- Посмотрите на таблицу и проанализируйте написание не с глаголами

- Объясните значение непонятных вам слов.

-Какой вывод можно сделать?

2.Работа с учебником.

- Прочитайте правило в учебнике п. 107, стр. 99

 Исследовательская работа (учащиеся заполнят таблицу и делают вывод)Ε

не глядеть

негодовать

не кричать

недоумевать

не выскочить

недомогать

не учить

ненавидеть

не решать

неволить

& Работа со словарём:

Недоумевать -

сомневаться, удивляться, не понимать.

Негодовать - возмущаться, выражать крайнее неудовольствие.

Неволить - принуждать, заставлять делать что-то против воли.

Недомогать – чувствовать себя не совсем хорошо.

Вывод:

1)Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

2)Некоторые глаголы без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно.


5.

Физкультминутка

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать,

Руки вниз и так стоять.

Наклонились вправо, влево 

И берёмся вновь за дело.

6.

Закрепление изученного материала.

Задание 1.Спишите пословицы, раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы «НЕ с глаголами».

Задание 2.Творческая работа

-Прочитайте пословицы

- Согласны вы с этими высказываниями?

- Что надо изменить в них, чтобы они стали верными? (Перед глаголами поставить частицу не).

Задание 3. Помогите восстановить пословицы. У вас на партах лежат карточки. Задание: соедините пословицы стрелками и обозначьте в глаголах изучаемую орфограмму.







Задание 4. Самостоятельная работа.

В каком порядке вы напишите предложения, чтобы получился целый связный текст? (3,4,1,5,2).

- Выпишите слова с орфограммой и подчеркните ее.


Словарная диктовка.

Запишите под диктовку, объясните слитное и раздельное написание частицы не.

1.Слово не воробей, вылетит – (не) поймаешь.
2.(Не) будет хлеба – (не) будет и обеда.
3.(Не) смажешь колеса – быстро (не) поедешь.
4.(Не) посеешь – урожай (не) соберешь.
5.Лентяю все (не)можется да (не)здоровится.

6.(Не) откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

7.В чужом доме (не) указывают.

8.(Не) хвали сам себя, есть лучше тебя.

  • Откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня
  • .В чужом доме указывают.
  • Лодырю всегда здоровится.
  • Здоровье за деньги купишь.
  • Ложь человека красит.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

1. Он (не) оставит без помощи и внимания старых родителей, (не) обидит слабого, (не) унизит себя лицемерием и лестью.

2. Совестливый человек – значит, порядочный, честный человек, наделенный чувством достоинства, справедливости и доброты.

3. Совестливый человек дарит окружающим свет и теплоту человечности.

4. Совестливый человек (не) обманет, (не) украдет, (не) предаст.

5. На работе (не) схалтурит.

& Работа со словарём:

Схалтурить – недобросовестно, небрежно выполнять работу.

Не был в санатории, ненавидеть ложь, недоумевать по поводу поступка, не мог уехать, не любит ленивых, невзлюбить падчерицу, мне нездоровится, не здоровается, капитан негодовал, ураган неистовствовал, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ, (не)говорить с человеком, (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть, (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

8.

Домашнее задание

Параграф 107, выучить правило, упр. 612. Найти и выписать 5 пословиц с частицей НЕ.

9.

Рефлексия.

- Что повторили о правописании с НЕ?

-Чему научились?

-Как пишется не с глаголами?

Спасибо за внимание!

 Отвечают на вопросы.

- Я умею различать слитное и раздельное написание Не с глаголами;

- Я умею применять орфографическое правило: «НЕ с глаголами»;

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

Работа с пословицами в парах:

Кто (не) работает,

(не) дружит.

С ложью правда

и рыбку из пруда.

Без труда (не) вытащишь

(не) делает.

Лень добра

тот (не) ест.

Расстояние дружбе

(не) мешает.

Врагу (не) кланяйся,

для друга жизни (не) жалей.

С добрым делом

топором (не) разрубишь.

Крепкую дружбу и

(не) опоздаешь.

Плохо можется,

Тот того и (не)навидит.

Кто кого обидит,

Коли (не) здоровится.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.
1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.

1 вариант.

(Не)доумевать, (не) прекращать работы, (не)разоряйте гнёзд, (не) привлекать внимания, (не) купили книгу, (не)знакомиться с автором, (не)годовать на недруга, (не) верить в рассказ.

2 вариант.

(Не)говорить с человеком,  (не) ответил на вопрос, мне (не)здоровится, (не) решиться, (не)навидеть,  (не) знать погоды, (не) боялся соперника, (не)терять ни секунды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-практикум по русскому языку и информатике. «Качества хорошей речи. Повторение слитных, дефисных, раздельных написаний»

развитие навыков самообучения и самоконтроля, развитие логического мышления, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике, умение работать с к...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

План-конспект открытого урока английского языка. Тема:Искусство. Глаголы в страдательном залоге.

План-конспект урока английского языка. Тема: «Искусство.  Глаголы в страдательном залоге»  Цели урока:Обучающая: активизировать выученную лексику по теме.Развивающая: развивать умение учащих...

Конспект открытого урока на тему "Глагол"

Тема:   Обобщающий урок по теме: «Глагол».Цели:     обобщить и закрепить знания обучающихся  о глаголе.Задачи:   Образовательные:  закрепи...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ» ТЕМА: « ТРЕБОВАНИЯ ПТЭ К РАЗДЕЛЬНЫМ ПУНКТАМ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И ИНСТРУКЦИИ» ТЕМА: « ТРЕБОВАНИЯ ПТЭ К РАЗДЕЛЬНЫМ ПУНКТАМ»...

План-конспект урока русского языка "Личные окончания глаголов" 5 класс

План-конспект урока русского  языка с использованием современных технологий...

Отличие глаголов повелительного и изъявительного наклонения. Правила их написания.

Данная презентация предназначена для учащихся 6 класса. Направлена на формирование умения отличать глаголы повелительного и изъявительного наклонения. В ней также представлен дополнительный материал, ...