Экранизация классических произведений. Кино или книга?
статья

Косова Оксана Юрьевна

В данной статье предлагается поговорить о серьезной проблеме для любого литератора: современные дети не читают! Книги им заменяют телевизор и интернет. Я предлагаю варианты выхода из данной ситуации, а также рассматриваю все "за" и "против" как по отношению к книге, так и к техническим средствам обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_.pptx2.41 МБ
Файл tekst.docx34.47 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГПОУ ТО «ТКИ им А.С.Даргомыжского » «Экранизация классических произведений. Кино или книга?» Подготовил: преподаватель русского языка и литературы Косова О.Ю.

Слайд 2

Использование фильма на уроках литературы решает целый комплекс задач: - формирование медиакультуры учащихся (свободное владение компьютерной техникой), способствующей успешной социализации личности в современном обществе; - развитие логического мышления, воображения (творческий потенциал ребят здесь может раскрыться максимально); - развитие устной и письменной речи.

Слайд 3

За последние годы появилось огромное количество новых экранизаций по одноимённым произведениям: «Отцы и дети» , режиссер Авдотья Смирнова, 2008 «Преступление и наказание», режиссер Дмитрий Светозаров, 2008 «Герой нашего времени» , режиссер фильма Александр Котт, 2006 «Война и мир», режиссер Роберт Дорнхельм, 2006 «Доктор Живаго», режиссер Александр Прошкин , 2005 «Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко, 2005 «Тарас Бульба», режиссер Владимир Бортко, 2008 « Тихий Дон», режиссеры С. Бондарчук, Ф. Бондарчук, 2006

Слайд 4

Приёмы подачи экранизации на уроке: - Использование отдельных сцен, фрагментов для иллюстрации основных пунктов анализа художественного произведения . - Использование нескольких отдельных фрагментов. - Создание рекламного видеоролика (трейлера) к экранизации. - Создание афиши к фильму.

Слайд 5

Какие компьютерные программы можно использовать? « NERO VISION » «WINDOWS MOVI MAKER»

Слайд 6

Какие компьютерные программы можно использовать? « MOVAVI VIDEO EDITOR » «ФОТОШОУ»

Слайд 7

Позитивность и актуальность опыта использования визуальных средств на уроках литературы Какие экранизации возможно использовать на уроках литературы? И. С. Тургенев. «Отцы и дети» — «Отцы и дети» ( реж . А.Смирнова , 2008) Н. В. Гоголь. «Мёртвые души » — «Мёртвые души» ( реж . М. Швейцер , 1984)

Слайд 8

И. А. Гончаров. «Обломов» — «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» ( реж . Н. Михалков, 1979) Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание» — «Преступление и наказание» ( реж . Л. Кулиджанов, 1969) А. И. Островский. «Бесприданница» — « Жесто - кий романс» ( реж . Э. Рязанов, 1984) Л. Н. Толстой. «Война и мир» — «Война и мир» ( реж . С. Бондарчук, 1965–1967)

Слайд 9

А. П. Чехов. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита» — «Мастер и Маргарита» ( реж . В. Бортко, 2005) М. А. Шолохов.

Слайд 10

За книгу: - Перевод романа на язык кино невозможен без определённых потерь. - Чтение развивает воображение. - Книга приучает фантазировать, придумывать. - Чтение книги – процесс индивидуальный, работа одного человека, а не массы. - Книга рождает самостоятельное представление о прочитанном. - Над книгой работал один человек, поэтому в книге основная идея четче выражена. - В процессе чтения человек погружается в мир, созданный на стыке писательского мастерства автора и своей фантазии, становится соавтором. - Хороших книг намного больше, чем хороших фильмов.

Слайд 11

За кино: - Выбор книг в библиотеке ограничен, в магазине не всегда доступен. В Интернете всегда можно посмотреть кино бесплатно онлайн. - Кино эффектно, ёмко, динамично, с размахом, ярко, объёмно. - Кино воздействует и на зрение, и на слух. - Кино – это коллективная работа, когда соединяются мнения режиссёра, сценариста, актёров. - Кино – достояние широких зрительских масс, охват населения шире в разы. - Динамизм и движение фильма соответствуют современному ритму жизни. - Кино доступно и понятно всем слоям населения. - Кино легче смотреть, чем читать книгу. - Кино тоже заставляет переживать, сочувствовать героям.

Слайд 12

Заключение Литература и кинематограф – наиболее близкие сферы искусства. « Мощь кинематографа как раз и прежде всего в его неразрывном родстве с литературой» (режиссер Сергей Герасимов). Кино и книга дополняют и обогащают друг друга, у них одна цель – развитие и рост души человека, совершенствование его внутренних качеств. При разумном и правильном подходе кинематограф никогда не вытеснит книгу.



Предварительный просмотр:

Экранизация классических произведений. Кино или книга?

Сегодня мы с Вами учим мало читающих студентов. В обычной жизни все внимание современных ребят поглощает экран телевизора и компьютер. Экранные искусства стали доминировать над остальными видами искусств. Кинофильм ребенок понимает, получает удовольствие от его просмотра. Вхождение современного школьника в культуру часто «перекрывается» именно экранными искусствами, средствами массовой информации. Дети предпочитают изобразительный ряд словесному, потому что он гораздо проще воспринимается, требует меньших усилий. Ведь деятельность читателя чрезвычайно сложна: у слова нет ни характеристик звука, ни цвета, ни движения. Здесь обязательна необходимость оживлять конкретные образы в своем сознании, что редко удается современному ребенку в силу слаборазвитого творческого мышления. Отсюда проблема непонимания сущности художественного слова, невнимательности и даже безразличия к нему.

Приходится признать правоту утверждения современных методистов о том, что ни одно серьезное классическое произведение не может быть освоено современным обществом и обучающимися, если оно не адаптировано экраном.

Перед преподавателем встает вопрос: «Что делать?» Ведь уроки литературы, несмотря ни на что, должны способствовать формированию устойчивого интереса к русской классике, которая позволяет усвоить человеку необходимые извечные ценностные ориентиры.

Ясно одно – кино и компьютер не стоит бояться. Не стоит делать их соперниками литературы. Необходимо превратить кино и компьютер из соперников литературы в ее союзников.

У любого просмотра фильма должна быть цель – «работать» на наш предмет. Но как это сделать? Как не допустить серьезную ошибку? Как не заменить одно искусство другим, превращая урок в киносеанс, а обсуждение и анализ экранизации и книги в формальный довесок к фильму?

Необходима такая система работы с кино на уроке, которая позволяла бы делать экранизацию отправной точкой разговора именно о литературе и возвращать ученика к книге.

На мой взгляд, это возможно только при методически правильном использовании компьютерных технологий, позволяющих школьникам «переключиться» из привычной системы ценностей в эстетически более сложные.

Компьютерная техника – замечательное средство, инструментарий для оптимизации учебного процесса, особенно на уроках, напрямую связанных с различными видами искусства.

Помимо проблемы приобщения к русской классике использование фильма на уроках литературы решает целый комплекс других задач:

  • формирование медиакультуры учащихся (свободное владение компьютерной техникой), способствующей успешной социализации личности в современном обществе;
  • развитие логического мышления, воображения (творческий потенциал ребят здесь может раскрыться максимально);
  • развитие устной и письменной речи.

Велико и воспитательное воздействие, формирование духовного иммунитета против отрицательных явлений общества в произведениях различных видов искусств.

При изучении русской классики кинематограф предлагает нам достаточно богатый выбор экранизаций для подобной работы. За последние годы появилось огромное количество новых экранизаций по одноимённым произведениям.

«Отцы и дети», режиссер Авдотья Смирнова, 2008

«Преступление и наказание», режиссер Дмитрий Светозаров, 2008
«Герой нашего времени», режиссер фильма Александр Котт, 2006

«Война и мир», режиссер Роберт Дорнхельм, 2006

«Доктор Живаго», режиссер Александр Прошкин , 2005

«Мастер и Маргарита», режиссёр Владимир Бортко, 2005

«Тарас Бульба», режиссер Владимир Бортко, 2008

«Тихий Дон», режиссеры С. Бондарчук, Ф. Бондарчук, 2006

Все фильмы яркие, зрелищные, хотя иногда и уступают по художественному замыслу более ранним экранизациям, о которых ни в коем случае не следует забывать.

Вышло на экраны и огромное количество зарубежных экранизаций. Они будут полезны для сопоставления с нашими, отечественными фильмами для формирования зрительского вкуса, развития навыков критического осмысления действительности.

Опыт показывает, что использование фильмов на уроках литературы качественно меняет отношение ребят к классической литературе. Фильмы оживляют для них книги, увлекают, учат думать, наблюдать. Слова книги оживают у них на глазах.

Но, самое главное, возвращаясь от фильма к книге, учащиеся начинают видеть ее совершенно иначе, смотрят глубже и видят больше. Сравнивая, сопоставляя и противопоставляя, теперь уже гораздо более близкую и понятную книгу и фильм-экранизацию, они приходят к удивительным результатам. Студентам открывается духовный смысл произведений русской классики. Точное перенесение книги на экран невозможно, единственное орудие убеждения, имеющееся у создателей фильма – четкая художественная позиция и грамотно выполненные творческие задачи. Только в этом случае телеэкранизация будет интересна сразу всем категориям зрителей: от подготовленных (полностью или частично) до абсолютно неподготовленных, тех, кто, увидев фильм, впервые столкнулся с данным материалом.

Приёмов подачи экранизации на уроке не так уж много, и у каждого из них своя методическая задача.

  1. Использование отдельных сцен, фрагментов для иллюстрации основных пунктов анализа художественного произведения. Это необязательно будет видеоматериал, это может быть и аудиофрагмент или их сочетание. Такое использование успешно представлено в «Виртуальной школе Кирилла и Мефодия (Литература 10-11 класс)». Фрагменты, как правило, подбираются короткие, 1-3 мин. Проще использовать уже готовые подборки, вставленные в интерактивные уроки.
  1. Использование нескольких отдельных фрагментов, главной целью показа которых является создание проблемной ситуации на уроке и выполнение соответствующих заданий, например:
  • прямое сопоставление видеофрагмента и текста с указанием отличий, возможных причин имеющихся отличий;
  • поиск ответов на вопросы, прозвучавшие во фрагменте;
  • обсуждение причин использования тех или иных кинематографических приёмов для раскрытия литературных образов (крупный план, детали, музыкальное оформление и прочее);
  • расположение видеофрагментов в логическом порядке, соответствующем тексту, поиск недостающего фрагмента в тексте;
  • «озвучивание» сцены (поиск соответствующего видеоряду монолога, диалога).

Итогом подобной работы будет возвращение к тексту и внимательная работа с ним.

  1. Создание рекламного видеоролика к экранизации. Уже имеющийся у учеников зрительский опыт предполагает некоторые умения в создании рекламных роликов: важна интрига, соединение интересных кадров, акцент на ключевых фразах.
  1. Создание афиши к фильму. Очень интересная форма для домашней работы. Как правило, результаты бывают разными. Развитие поэтического мышления через статико-визуальный материал происходит на осознанном уровне, задания выполняются с большим интересом. Предполагается защита работы или вопросы к учащимся по поводу того, почему выбраны те или иные кадры для оформления афиши. Постепенно накапливаемый материал позволяет наглядно представить многовариантность афиш к фильму. В этом случае подготовка цифровых материалов требует значительных временных затрат, прекрасного знания текста и видеоматериала, поскольку проследить развитие взаимоотношений героев можно только в том случае, если выбрать все необходимые сцены, диалоги, монологи. Такую работу можно использовать при изучении почти всех произведений.

Какие компьютерные программы можно использовать?

  1. NERO VISION, например. Все видеофайлы обрабатываются с высокой степенью точности, с сохранением качества записи и звука. Понятный интерфейс программы делает её удобной для использования. Единственным недостатком этой программы является сохранение вновь созданных фильмов-роликов в большом объёме.
  2. Стандартная программа WINDOWS MOVI MAKER. Видеофайлы в этой программе обрабатываются гораздо быстрее, сохранение происходит в меньшем объёме, но при этом происходит существенная потеря качества и видео, и звука. При проецировании на большой экран это становится особенно заметным. Преимуществом этой программы является возможность добавления собственных комментариев, графических моментов, наложения на кадр текстов и пр.
  3. MOVAVI VIDEO EDITOR. Условно-бесплатная компьютерная программа, предназначенная для нелинейного монтажа и обработки видео. Монтаж роликов из видео и фото. Преимущества:
  • Автоматическое создание роликов из видео или фото
  • Работа с саундтреком
  • Улучшение качества видео и аудио
  • Захват с веб-камеры и запись с внешних аудио-устройств
  • Оцифровка VHS и запись с ТВ-тюнеров
  • Загрузка готового видео на YouTube-канал и Google Drive
  • Импорт и экспорт файлов в большинстве форматов

  1. Афиши можно создавать в обычных приложениях Microsoft Office.

Чтобы проводить такую работу, надо иметь качественные видеозаписи всех имеющихся экранизаций, владеть программами по их обработке, создавать разнообразный материал, каталогизировать его, правильно сохранять, оставлять открытым для доступа учащихся, помогать ребятам в создании собственных вариантов интерпретации, делая эти пробы их личным достижением.

Позитивность и актуальность опыта использования визуальных средств на уроках литературы

Опыт использования экранизации на уроках литературы убеждает меня в том, что это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения учащихся. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования. Приём вписывается в систему новых требований к уровню образования, позволяет формировать навыки интерпретации и целостного анализа произведения у учащихся на всех ступенях обучения. Использование экранизации делает процесс обучения насыщенным и интересным только в том случае, если работа эта проводится планомерно. Однократное бессистемное применение не даёт стойкого результата, не развивает учащегося. Конечно, это требует от учителя и знаний определённых, и умений, но в первую очередь, огромного желания работать так, чтобы каждый урок был значимым для учеников и запоминающимся.

Какие же экранизации возможно использовать на уроках литературы? Вот примерный список:

А. С. Пушкин.

«Капитанская дочка» — «Капитанская дочка» (реж. П. Резников, 1976), «Рус-

ский бунт» (реж. А. Прошкин, 2000); «Евгений Онегин» — «Евгений Онегин» (реж. Р. Тихомиров, 1958);

М. Ю. Лермонтов.

«Герой нашего времени» — «Печорин. Герой нашего времени» (реж. А. Котт, 2006);

Н. В. Гоголь.

«Мёртвые души» — «Мёртвые души»(реж. М. Швейцер, 1984); «Ревизор» — «Инкогнито из Петербурга» (реж. Л. Гайдай, 1977);

И. А. Гончаров.

«Обломов» — «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (реж. Н. Михалков, 1979);

Ф. М. Достоевский.

«Преступление и наказание» — «Преступление и наказание» (реж.

Л. Кулиджанов, 1969);

А. И. Островский.

«Бесприданница» — «Жестокий романс» (реж. Э. Рязанов, 1984);

Л. Н. Толстой.

«Война и мир» — «Война и мир» (реж. С. Бондарчук, 1965–1967);

И. С. Тургенев.

«Отцы и дети» — «Отцы и дети» (реж. В. Никифоров, 1984);

А. П. Чехов.

«Вишнёвый сад» — «Сад» (реж.С. Овчаров, 2008);

М. А. Булгаков.

«Мастер и Маргарита» — «Мастер и Маргарита» (реж. В. Бортко, 2005)

Какие аргументы мы выдвигаем -

За книгу!

  • Перевод романа на язык кино невозможен без определённых потерь. В книге есть то, что не вошло и не могло войти в фильм: язык произведения, описание пейзажа, переживания героя, характеристика того или иного персонажа.
  • Тот, кто читает книги, более развит интеллектуально. Чтение - трудоёмкий, но полезный и творческий процесс для мозга.
  • Чтение развивает воображение. Ты читаешь слова, в голове рождаются картины.
  • М. Цветаева говорила о том, что, «кто хочет видеть глазами (о театре), тот нищий духом», значит, читающий – духом высок.
  • Книга приучает фантазировать, придумывать, это прекрасно.
  • Содержание книги помнится долго, ведь ты осмыслил мир книги, у тебя родились собственные мысли, собственный мир.
  • Чтение книги – процесс индивидуальный, работа одного человека, а не массы.
  • Книга рождает самостоятельное представление о прочитанном.
  • Человек всегда хотел поделиться своим опытом, предостеречь от ошибок, поэтому книга – твой верный помощник и друг.
  • Книга первична, она снабжает экран содержанием, переводит образ литературный в зримый.
  • Над книгой работал один человек, поэтому в книге основная идея четче выражена.
  • Книга – это мысль.
  • Книга заставляет сопереживать, становится соучастником событий.
  • В процессе чтения человек погружается в мир, созданный на стыке писательского мастерства автора и своей фантазии, становится соавтором.
  • Книга в XX веке взяла от фильма внешние приметы: короткую фразу, быстрый темп, мелькание событий, - но внутренняя её суть осталась неизменной.
  • Книга проверена временем – ей тысяча лет.
  • Хороших книг намного больше, чем хороших фильмов.
  • Тонкость Пушкина или Тургенева непередаваемы средствами кино.
  • Книга делится своим, выстраданным автором, кино - чужим.
  • Посмотрев фильм, многие возвращаются к книге, значит, интереснее книга.

За кино!

Выбор книг в библиотеке ограничен, в магазине не всегда доступен. В Интернете всегда можно посмотреть кино бесплатно онлайн.

В кино за короткое время получаешь много впечатлений.

Кино эффектно, ёмко, динамично, с размахом, ярко, объёмно, потрясающе действует.

Кино воздействует и на зрение, и на слух.

Кино – это коллективная работа, когда соединяются мнения режиссёра, сценариста, актёров.

Кино – достояние широких зрительских масс, охват населения шире в разы.

Динамизм и движение фильма соответствуют современному ритму жизни.

Кино доступно и понятно всем слоям населения.

Кино легче смотреть, чем читать книгу.

Кино тоже заставляет переживать, сочувствовать героям.

В кино очень наглядно можно увидеть наше прошлое и наше будущее.

Что хотелось бы сказать в заключение?

  • С научной точки зрения.

Да, литература и кинематограф – это два разных языка. Эти языки используют разные системы кодирования смыслов, но вместе с тем, литература и кинематограф – наиболее близкие сферы искусства. Как сказал Ю. Лотман в книге «Диалог с экраном»: «Разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные образы мира, но только два из них – искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности».

  • С точки зрения знаменитого режиссёра С. Герасимова.

«Мощь кинематографа как раз и прежде всего в его неразрывном родстве с литературой».

  • С точки зрения учителей и библиотекарей.

Кино и книга дополняют и обогащают друг друга, у них одна цель – развитие и рост души человека, совершенствование его внутренних качеств. Задача тоже одна – воспитание активного читателя и активного зрителя.

  • Самая главная точка зрения - зрителя и читателя.

Пусть рождаются все новые и новые фильмы, их надо обязательно смотреть, но пусть будет доступна и важна для нас и другая высшая радость – самому общаться с писателем, воспроизводить в своём воображении нарисованные им картины, наслаждаться художественным словом. При разумном и правильном подходе кинематограф никогда не вытеснит книгу.

Поэтому смотрим фильм и читаем книгу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фантастика и реальность в кино.

Проектная деятельность«Фантастика и реальность в кино»Цель проекта:ž Изучение невероятных идей и  фантазий писателей и режиссёров, и воплощение их в реальность. Задачи проектаž Рассмотреть истори...

ЦЕРЕМОНИЯ ОТКРЫТИЯ ГОДА КИНО в ГБПОУ НГК тема: «Дням российского кино посвящается»

ЦЕРЕМОНИЯ  ОТКРЫТИЯ ГОДА КИНО в ГБПОУ НГКтема: «Дням российского кино посвящается»...

Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".

В помощь преподавателям хореографических дисциплин....

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева», «Зима тревоги нашей», «О мышах и людя

Составление частотного словаря и конкорданса для определения основных тем, мотивов и лейтмотивов в художественном произведении (на примере переводов произведений американского писателя Джона Стейнбека...

Экранизация И.С.Тургенева как интерпретация литературной классики. (к 200-летию со дня рождения русского писателя).

Открытая  научная конференция «Художественный мирИ. С. Тургенева в зеркале искусства» ( к 200- летию писателя).ГБ ПОУ «Воронежский музыкальный колледж имени Ростропови...

Статья "Смотрим кино.Снимаем кино.

Статья о том, как воспитанники социально-реабилитационного центра "Альмус" города Санкт-Петербурга с интересом и пользой проводят свой досуг. Они самостоятельно снимают настоящее кино....