оригами парциальная программа подготовительная группа
рабочая программа
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1151»
Согласовано УО г. Москвы «УТВЕРЖДАЮ»
_____________
«___»_________20____г Старший воспитатель
_____________Гонта Е.В.
«01» сентября 2024г
Парциальная программа
«В мире оригами»
Для детей (подготовительная к школе группа)
Продолжительность программы 18 часов
| Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования |
Москва- 2024 год
1.Пояснительная записка
1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Направленность программы: программа «В мире оригами» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми 6-7 лет основными приемами и техниками создания поделок оригами, предназначена для детей, посещающих детский сад.
Новизна данной образовательной программы заключается в расширении содержания раздела «конструирование из бумаги» по направлению художественно-эстетического развития детей 6-7 лет по теме «Искусство оригами».
Актуальность программы обусловлена тем, что дополнительная работа в кружке позволит расширить и конкретизировать знания детей о искусстве «оригами», что повысит детский интерес к ручному труду, а полученные дополнительные изобразительные навыки поспособствуют повышению уровня развития детского творчества и самовыражения.
Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Программа обеспечивает учёт (специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей при ее освоении повышается мотивация к ручному труду, развиваются конструктивные навыки, формируются представления об искусстве оригами, повышается интерес к коммуникации со сверстниками, активно развивается мелкая моторика рук, глазомер, воображение, мышление.
1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
1.3. Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям, создавать по схемам.
- Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Сроки реализации программы:
- Программа рассчитана на 1 год.
- Этапы программы: продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются качеством выполненных работ.
1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы – программа рассчитана на старший дошкольный возраст (подготовительную к школе группу) 6-7 лет.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников 6-7 лет.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника изготовления. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны изготавливать по схеме, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать поделки.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия, зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
1.5. Формы и режим образовательной деятельности
Формы занятий: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (по объединению детей).
Виды занятий: традиционное занятие, интегрированное занятие, комплексное занятие, игра-занятие, занятие-выставка.
Режим занятий: 2 раза в месяц по 30 минут.
1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Воспитанники будут знать:
- Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание (рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.);
- Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, оберточная бумага, обои и т.д.;
- Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
- Выполнять различные манипуляции с бумагой (складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки);
- создавать аппликации;
- использовать навыки декоративного конструирования;
- располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков;
- располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа;
- пользоваться клеем, кисточкой.
Также они овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.
Освоение программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При ее реализации оценка индивидуального развития детей проходит в рамках педагогического диагностического мониторинга.
1.7. Формы подведения итогов реализации программы:
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок детских работ.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов теор./пр. | Формы организации |
1 | Раздел 1. «Искусство оригами». Тема 1.1 Знакомство с историей искусства оригами | 1/0 | фронтальная |
2 | Тема 1.2 Знакомство со свойствами бумаги | 1/0 | фронтальная |
3 | Тема 1.3 Волшебные превращения бумажного квадрата | 1/1 | фронтальная |
4 | фронтальная, индивидуальная | ||
5 | Тема 1.4 В некотором царстве, в бумажном государстве | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
6 | Раздел 2. Базовые формы. Тема 2.1 Как Гном чинил свой дом | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
7 | Тема 2.2 Мишка | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
8 | Тема 2.3 Ветка рябины | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
9 | Тема 2.4 Превращение стрелы | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
10 | Тема 2.5 Воздушный змей | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
11 | Тема 2.6 Лист клена | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
12 | Тема 2.7 Стакан | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
13 | Тема 2.8 Голубая кошка | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
14 | Тема 2.9 Грач | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
15 | Тема 2.10 Птицы нашего края | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
16 | Тема 2.11 Праздник ветерка | 0/2 | фронтальная, индивидуальная
|
17 | |||
18 | Раздел 3. Итоговый. Тема 3.1 Досуг «Ожившая сказка» | 0/1 | фронтальная, подгрупповая, индивидуальная |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Задачи | Материал |
| Раздел 1. «Искусство оригами» |
| |
1 | Тема 1.1 Знакомство с историей искусства оригами | Познакомить с историей искусства оригами; заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами; развивать воображение, воспитывать усидчивость. | Портрет японского мастера Акиры Йошизавы Выставка фигурок в технике оригами Презентация |
2 | Тема 1.2 Знакомство со свойствами бумаги | Познакомить со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. | Конверт с набором бумаги разных видов для каждого ребенка Небольшой лист толстого картона Таз с водой |
3 | Тема 1.3 Волшебные превращения бумажного квадрата | Заинтересовать изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности, воображение. | Квадраты из цветной бумаги 20х20 Фломастеры Квадраты, разлинованные пополам и по диагонали (для счета квадратов)
|
4 | Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; познакомить с волшебным превращением бумажного квадрата; развивать фантазию и конструктивное воображение; упражнять в речевом дыхании. | Пооперационные карты Квадрат из цветной бумаги 20х20 Палочка, к которой прикрепляется вертушка На каждого ребенка – квадрат из цветной бумаги 15х15
| |
5 | Тема 1.4 В некотором царстве, в бумажном государстве | Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; начать знакомить с искусством оригами. | Царь Картон (персонаж) Различные виды корабликов, лодок, птиц, зверей и рыб в технике оригами
|
| Раздел 2. Базовые формы |
| |
6 | Тема 2.1 Как Гном чинил свой дом | Напомнить первые шаги техники оригами – складывание квадрата по диагонали; развивать творчество, сообразительность, формировать интерес к работе; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата. | Фланелеграф Картонные фигурки: гном, кукла, плоский квадратный домик Квадрат – заготовка для треугольной крыши и дерева Дополнительные детали (блестки, бахрома и т.д.)
|
7 | Тема 2.2 Мишка | Расширить представления детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в технике оригами с использованием пооперационных карт; развивать глазомер, мелкую моторику рук. | На каждого ребенка: пооперационные карты, лист коричневой бумаги 12х12, фломастеры Картинки с бурым и белым медведями Игрушка медвежонок
|
8 | Тема 2.3 Ветка рябины | Учить детей самостоятельно «чинить» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. | Пооперационные карты по одной на двоих детей Лист ватмана для панно На каждого ребенка: квадраты из бумаги оранжевого (красного) цвета 15х15 для изготовления ягод и зеленого (желтого) цвета 3х3 – для листьев Клей-карандаш
|
9 | Тема 2.4 Превращение стрелы | Продолжать учить мастерить поделки, использую пооперационные карты» познакомить с изготовлением поделки «стрела», научить трансформировать ее в другие поделки; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. | Пооперационные карты, квадраты из белой бумаги 15х15 на каждого ребенка Готовое изделие
|
10 | Тема 2.5 Воздушный змей | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей»; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь. | Пооперационные карты, клей-карандаш на каждого ребенка Письмо от царя Картона Квадрат из цветной бумаги 10х10 Кусочки серпантина (полоски из цветной бумаги)
|
11 | Тема 2.6 Лист клена | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания формы «воздушный змей»; учить соединять детали вместе; развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду. | Пооперационные карты, клей-карандаш, прямоугольный лист картона голубого цвета, пять квадратных листов желтой бумаги (7х7см-2шт., 10х10см-1шт., 5х5см-2шт.) – на каждого ребенка Готовая поделка «Лист клена» Музыка по теме
|
12 | Тема 2.7 Стакан | Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений рук. | Пооперационные карты Готовые изделия Цветная бумага Фломастеры |
13 | Тема 2.8 Голубая кошка | Продолжать работу с квадратом, закреплять приемы складывания; учить работать по линиям, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание. | Готовая поделка – Голубая кошка Пооперационные карты, квадраты из бумаги синего цвета 10х10 (3шт.), клей-карандаш, прямоугольный лист картона красного цвета, полоски желтого цвета – на каждого ребенка |
14 | Тема 2.9 Грач | Продолжать учить мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами, объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую моторику рук. | Пооперационные карты-каждая на двоих детей Квадрат бумаги черного цвета 15х15, клей-карандаш, ножницы – на каждого ребенка Бумажная обрезь желтого, белого, черного цвета
|
15 | Тема 2.10 Птицы нашего края | Учить распознавать птиц – воробья, ворону, синицу, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании; воспитывать у детей эмпатию по отношению к живым существам. | Пооперационные карты и схемы Картинки с изображением птиц Бумажные квадраты разного размера и цвета Фломастеры Клей-карандаш Ножницы |
16 | Тема 2.11 Праздник ветерка | Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали; при обсуждении вариантов изготовления вертушек поддержать любую инициативу детей, помогая им реализовывать задуманное; развивать творчество и воображение; активизировать мышление и речь. | Вертушки Квадратный лист цветной бумаги Ножницы Декоративные гвоздики Листы бумаги с нарисованными травой и солнышком Кисти, акварельные краски на каждого ребенка Пооперационные карты |
17 | Создать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни. | Готовые вертушки, изготовленные на прошлом занятии Украшение участка детского сада | |
| Раздел 3. Итоговый |
| |
18 | Тема 3.1 Досуг «Ожившая сказка» | Продолжать создавать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни; поддерживать волонтерское движение (показ театра младшим группам). | Ширма и декорации для кукольного театра Крупные готовые поделки
|
ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
№ п/п | Раздел/Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
| Раздел 1. «Искусство оригами» |
|
|
| |
1 | Тема 1.1 Знакомство с историей искусства оригами | 1 | Теоретическое занятие: беседа, просмотр видео | 1 | 2 неделя сентября |
2 | Тема 1.2 Знакомство со свойствами бумаги | 1 | Теоретическое занятие: беседа, просмотр альбома видов бумаги | 1 | 4 неделя сентября |
3 | Тема 1.3 Волшебные превращения бумажного квадрата | 1 | Теоретическое занятие: беседа, рассказ, видео | 1 | 2 неделя октября |
4 | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя октября | |
5 | Тема 1.4 В некотором царстве, в бумажном государстве | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя ноября |
| Раздел 2. Базовые формы |
|
|
| |
6 | Тема 2.1 Как Гном чинил свой дом | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя ноября |
7 | Тема 2.2 Мишка | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя декабря |
8 | Тема 2.3 Ветка рябины | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 4 неделя декабря |
9 | Тема 2.4 Превращение стрелы | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя января |
10 | Тема 2.5 Воздушный змей | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя января |
11 | Тема 2.6 Лист клена | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 2 неделя февраля |
12 | Тема 2.7 Стакан | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя февраля |
13 | Тема 2.8 Голубая кошка | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя марта |
14 | Тема 2.9 Грач | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 4 неделя марта |
15 | Тема 2.10 Птицы нашего края | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 2 неделя апреля |
16 | Тема 2.11 Праздник ветерка | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 4 неделя апреля |
17 | 1 | Практическое занятие: участие в праздничном мероприятии с готовыми поделками | 1 | 2 неделя мая | |
| Раздел 3. Итоговый |
|
|
| |
18 | Тема 3.1 Досуг «Ожившая сказка» | 1 | Практическое занятие: участие в театрализованном досуге | 1 | 4 неделя мая |
5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Перечень средств обучения | Количество |
| Методическое обеспечение программы | |
1 | Схемы поэтапного складывания А4 | по количеству детей |
2 | Картотека загадок | 1 |
3 | Картотека художественного слова (стихи) | 1 |
4 | Картотека используемой литературы | 1 |
5 | Альбом (папка) с образцами схем | 1 |
| Материально-техническое оснащение занятий | |
6 | Персональный компьютер | 1 |
7 | МФУ | 1 |
8 | Ламинатор | 1 |
9 | Резак для бумаги | 1 |
10 | Дырокол | 1 |
11 | Папки для детских работ | по количеству детей |
12 | Емкость для бумажных отходов | по количеству столов |
13 | Магнитная доска (с магнитами) | 1 |
14 | Меловая доска (мольберт) | 1 |
15 | Схемы поэтапного складывания А3 (демонстрационный материал) | по количеству занятий |
16 | Бумага белая А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²) | по количеству занятий |
17 | Бумага разноцветная односторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²) | по количеству занятий |
18 | Бумага разноцветная двусторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²) | по количеству занятий |
19 | Бумага для черчения А3 (для основы под аппликацию) | по количеству детей на каждое занятие |
20 | Бумага для черчения А4 (для основы под аппликацию) | по количеству детей на каждое занятие |
21 | Бумага белая А4 (80г/м²) | по количеству детей на каждое занятие |
22 | Бумага разноцветная односторонняя А4 (80г/м²) | по количеству детей на каждое занятие |
23 | Бумага разноцветная двусторонняя А4 (80г/м²) | по количеству детей на каждое занятие |
24 | Бумага для оригами квадратная с рисунком (набор) | по количеству детей |
25 | Набор цветных карандашей | по количеству детей |
26 | Ножницы | по количеству детей |
27 | Набор фломастеров | по количеству детей |
30 | Клеенки | по количеству детей |
31 | Клей-карандаш | по количеству детей |
6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ п/п | Целевые ориентиры (отраженные в пояснительной записке) | Критерии оценки (показатели по содержанию программы (задачи) | Уровень овладения знаниями, умениями и навыками | ||
высокий | средний | низкий | |||
1 | Владеет основными знаниями и понятиями «Искусства оригами» | Рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами | Самостоятельно рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами | Рассказывает об истории «Искусства оригами», не всегда может объяснить знаки и символы в схемах оригами | Не знает историю оригами и не может объяснить знаки и символы в схемах оригами |
2 | Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами
| Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами | Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их самостоятельно | Узнает, но не всегда может назвать и использовать в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их с помощью педагога или товарищей | Не узнает, не называет и не использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; сделать их не может |
3 | Владеет конструктивными и художественными навыками создания образов и фигур | Пользуется простыми способами складывания бумаги по образцу, по заданию взрослого, складывает базовые формы: квадрат, треугольник, двойной квадрат, двойной треугольник, блинчик | делает самостоятельно | делает с помощью педагога или товарищей | не может сделать |
4 | Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы. | Самостоятельно складывает фигуры персонажей из двух и более квадратов на основе базовых форм, украшает фигуры дополнительными элементами с помощью графики и аппликации | работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью | работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы | работы выполнены на недостаточном уровне |
Описание уровней освоения программы
Высокий уровень: дети овладели знаниями и навыками на 76-100%, задания выполняют самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень: дети овладели знаниями и навыками на 50-75 %, задания выполняют частично при помощи взрослого.
Низкий уровень: дети овладели знаниями и навыками менее, чем на 50 %, задания выполняют при помощи взрослого. Требуется индивидуальная поддержка.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
- Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" ,2013
- Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
- Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.
- Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика- Синтез, 2012.1.
- Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
- От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
- Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
- Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство - Пресс, 2016г 6.
- Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
- Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
- Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" ,2007.
- Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Классик,2006.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
«Школа № 1151»
Согласовано УО г. Москвы «УТВЕРЖДАЮ»
_____________
«___»_________20____г Старший воспитатель
_____________Гонта Е.В.
«01» сентября 2024г
Парциальная программа
«В мире оригами»
Для детей (подготовительная к школе группа)
Продолжительность программы 18 часов
Разработано: Богатырева А.С., педагог дополнительного образования |
Москва- 2024 год
#1055;ояснительная записка
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Направленность программы: программа «В мире оригами» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми 6-7 лет основными приемами и техниками создания поделок оригами, предназначена для детей, посещающих детский сад.
Новизна данной образовательной программы заключается в расширении содержания раздела «конструирование из бумаги» по направлению художественно-эстетического развития детей 6-7 лет по теме «Искусство оригами».
Актуальность программы обусловлена тем, что дополнительная работа в кружке позволит расширить и конкретизировать знания детей о искусстве «оригами», что повысит детский интерес к ручному труду, а полученные дополнительные изобразительные навыки поспособствуют повышению уровня развития детского творчества и самовыражения.
Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Программа обеспечивает учёт (специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей при ее освоении повышается мотивация к ручному труду, развиваются конструктивные навыки, формируются представления об искусстве оригами, повышается интерес к коммуникации со сверстниками, активно развивается мелкая моторика рук, глазомер, воображение, мышление.
Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы
Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи:
Обучающие:
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Формировать умения следовать устным инструкциям, создавать по схемам.
- Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
- Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Расширять коммуникативные способностей детей.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Сроки реализации программы:
- Программа рассчитана на 1 год.
- Этапы программы: продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются качеством выполненных работ.
Возраст детей, участвующих в реализации программы – программа рассчитана на старший дошкольный возраст (подготовительную к школе группу) 6-7 лет.
Характеристика возрастных особенностей воспитанников 6-7 лет.
В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника изготовления. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны изготавливать по схеме, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать поделки.
Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.
Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия, зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.
Формы и режим образовательной деятельности
Формы занятий: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (по объединению детей).
Виды занятий: традиционное занятие, интегрированное занятие, комплексное занятие, игра-занятие, занятие-выставка.
Режим занятий: 2 раза в месяц по 30 минут.
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
Воспитанники будут знать:
- Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание (рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.);
- Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, оберточная бумага, обои и т.д.;
- Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.
Воспитанники будут уметь:
- Выполнять различные манипуляции с бумагой (складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки);
- создавать аппликации;
- использовать навыки декоративного конструирования;
- располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков;
- располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа;
- пользоваться клеем, кисточкой.
Также они овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.
Освоение программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При ее реализации оценка индивидуального развития детей проходит в рамках педагогического диагностического мониторинга.
Формы подведения итогов реализации программы:
- составление альбома лучших работ;
- проведение выставок детских работ.
- УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема | Кол-во часов теор./пр. | Формы организации |
1 | Раздел 1. «Искусство оригами». Тема Знакомство с историей искусства оригами | 1/0 | фронтальная |
2 | Тема Знакомство со свойствами бумаги | 1/0 | фронтальная |
3 | Тема Волшебные превращения бумажного квадрата | 1/1 | фронтальная |
4 | фронтальная, индивидуальная | ||
5 | Тема В некотором царстве, в бумажном государстве | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
6 | Раздел 2. Базовые формы. Тема Как Гном чинил свой дом | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
7 | Тема Мишка | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
8 | Тема Ветка рябины | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
9 | Тема Превращение стрелы | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
10 | Тема Воздушный змей | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
11 | Тема Лист клена | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
12 | Тема Стакан | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
13 | Тема Голубая кошка | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
14 | Тема Грач | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
15 | Тема Птицы нашего края | 0/1 | фронтальная, индивидуальная |
16 | Тема Праздник ветерка | 0/2 | фронтальная, индивидуальная |
17 | |||
18 | Раздел 3. Итоговый. Тема Досуг «Ожившая сказка» | 0/1 | фронтальная, подгрупповая, индивидуальная |
3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Тема | Задачи | Материал |
Раздел 1. «Искусство оригами» | |||
1 | Тема Знакомство с историей искусства оригами | Познакомить с историей искусства оригами; заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами; развивать воображение, воспитывать усидчивость. |
|
2 | Тема Знакомство со свойствами бумаги | Познакомить со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами. |
|
3 | Тема Волшебные превращения бумажного квадрата | Заинтересовать изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности, воображение. |
|
4 | Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; познакомить с волшебным превращением бумажного квадрата; развивать фантазию и конструктивное воображение; упражнять в речевом дыхании. |
| |
5 | Тема В некотором царстве, в бумажном государстве | Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; начать знакомить с искусством оригами. |
|
Раздел 2. Базовые формы | |||
6 | Тема Как Гном чинил свой дом | Напомнить первые шаги техники оригами – складывание квадрата по диагонали; развивать творчество, сообразительность, формировать интерес к работе; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата. |
|
7 | Тема Мишка | Расширить представления детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в технике оригами с использованием пооперационных карт; развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
|
8 | Тема Ветка рябины | Учить детей самостоятельно «чинить» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь. |
|
9 | Тема Превращение стрелы | Продолжать учить мастерить поделки, использую пооперационные карты» познакомить с изготовлением поделки «стрела», научить трансформировать ее в другие поделки; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата. |
|
10 | Тема Воздушный змей | Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей»; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь. |
|
11 | Тема Лист клена | Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания формы «воздушный змей»; учить соединять детали вместе; развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду. |
|
12 | Тема Стакан | Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений рук. |
|
13 | Тема Голубая кошка | Продолжать работу с квадратом, закреплять приемы складывания; учить работать по линиям, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание. |
|
14 | Тема Грач | Продолжать учить мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами, объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую моторику рук. |
|
15 | Тема Птицы нашего края | Учить распознавать птиц – воробья, ворону, синицу, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании; воспитывать у детей эмпатию по отношению к живым существам. |
|
16 | Тема Праздник ветерка | Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали; при обсуждении вариантов изготовления вертушек поддержать любую инициативу детей, помогая им реализовывать задуманное; развивать творчество и воображение; активизировать мышление и речь. |
|
17 | Создать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни. |
| |
Раздел 3. Итоговый | |||
18 | Тема Досуг «Ожившая сказка» | Продолжать создавать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни; поддерживать волонтерское движение (показ театра младшим группам). |
|
ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
№ п/п | Раздел/Тема | Половина дня | Занятие, вид деятельности | Количество занятий в неделю | Сроки |
Раздел 1. «Искусство оригами» | |||||
1 | Тема Знакомство с историей искусства оригами | 1 | Теоретическое занятие: беседа, просмотр видео | 1 | 2 неделя сентября |
2 | Тема Знакомство со свойствами бумаги | 1 | Теоретическое занятие: беседа, просмотр альбома видов бумаги | 1 | 4 неделя сентября |
3 | Тема Волшебные превращения бумажного квадрата | 1 | Теоретическое занятие: беседа, рассказ, видео | 1 | 2 неделя октября |
4 | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя октября | |
5 | Тема В некотором царстве, в бумажном государстве | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя ноября |
Раздел 2. Базовые формы | |||||
6 | Тема Как Гном чинил свой дом | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя ноября |
7 | Тема Мишка | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя декабря |
8 | Тема Ветка рябины | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 4 неделя декабря |
9 | Тема Превращение стрелы | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя января |
10 | Тема Воздушный змей | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя января |
11 | Тема Лист клена | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 2 неделя февраля |
12 | Тема Стакан | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 4 неделя февраля |
13 | Тема Голубая кошка | 1 | Практическое занятие: беседа, выполнение поделки | 1 | 2 неделя марта |
14 | Тема Грач | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 4 неделя марта |
15 | Тема Птицы нашего края | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 2 неделя апреля |
16 | Тема Праздник ветерка | 1 | Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки | 1 | 4 неделя апреля |
17 | 1 | Практическое занятие: участие в праздничном мероприятии с готовыми поделками | 1 | 2 неделя мая | |
Раздел 3. Итоговый | |||||
18 | Тема Досуг «Ожившая сказка» | 1 | Практическое занятие: участие в театрализованном досуге | 1 | 4 неделя мая |
#1052;АТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п | Перечень средств обучения | Количество |
Методическое обеспечение программы | ||
1 | Схемы поэтапного складывания А4 | по количеству детей |
2 | Картотека загадок | 1 |
3 | Картотека художественного слова (стихи) | 1 |
4 | Картотека используемой литературы | 1 |
5 | Альбом (папка) с образцами схем | 1 |
Материально-техническое оснащение занятий | ||
6 | Персональный компьютер | 1 |
7 | МФУ | 1 |
8 | Ламинатор | 1 |
9 | Резак для бумаги | 1 |
10 | Дырокол | 1 |
11 | Папки для детских работ | по количеству детей |
12 | Емкость для бумажных отходов | по количеству столов |
13 | Магнитная доска (с магнитами) | 1 |
14 | Меловая доска (мольберт) | 1 |
15 | Схемы поэтапного складывания А3 (демонстрационный материал) | по количеству занятий |
16 | Бумага белая А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²) | по количеству занятий |
17 | Бумага разноцветная односторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²) | по количеству занятий |
18 | Бумага разноцветная двусторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²) | по количеству занятий |
19 | Бумага для черчения А3 (для основы под аппликацию) | по количеству детей на каждое занятие |
20 | Бумага для черчения А4 (для основы под аппликацию) | по количеству детей на каждое занятие |
21 | Бумага белая А4 (80г/м²) | по количеству детей на каждое занятие |
22 | Бумага разноцветная односторонняя А4 (80г/м²) | по количеству детей на каждое занятие |
23 | Бумага разноцветная двусторонняя А4 (80г/м²) | по количеству детей на каждое занятие |
24 | Бумага для оригами квадратная с рисунком (набор) | по количеству детей |
25 | Набор цветных карандашей | по количеству детей |
26 | Ножницы | по количеству детей |
27 | Набор фломастеров | по количеству детей |
30 | Клеенки | по количеству детей |
31 | Клей-карандаш | по количеству детей |
6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
№ п/п | Целевые ориентиры (отраженные в пояснительной записке) | Критерии оценки (показатели по содержанию программы (задачи) | Уровень овладения знаниями, умениями и навыками | ||
высокий | средний | низкий | |||
1 | Владеет основными знаниями и понятиями «Искусства оригами» | Рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами | Самостоятельно рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами | Рассказывает об истории «Искусства оригами», не всегда может объяснить знаки и символы в схемах оригами | Не знает историю оригами и не может объяснить знаки и символы в схемах оригами |
2 | Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами | Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами | Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их самостоятельно | Узнает, но не всегда может назвать и использовать в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их с помощью педагога или товарищей | Не узнает, не называет и не использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; сделать их не может |
3 | Владеет конструктивными и художественными навыками создания образов и фигур | Пользуется простыми способами складывания бумаги по образцу, по заданию взрослого, складывает базовые формы: квадрат, треугольник, двойной квадрат, двойной треугольник, блинчик | делает самостоятельно | делает с помощью педагога или товарищей | не может сделать |
4 | Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы. | Самостоятельно складывает фигуры персонажей из двух и более квадратов на основе базовых форм, украшает фигуры дополнительными элементами с помощью графики и аппликации | работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью | работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы | работы выполнены на недостаточном уровне |
Описание уровней освоения программы
Высокий уровень: дети овладели знаниями и навыками на 76-100%, задания выполняют самостоятельно, без помощи педагога.
Средний уровень: дети овладели знаниями и навыками на 50-75 %, задания выполняют частично при помощи взрослого.
Низкий уровень: дети овладели знаниями и навыками менее, чем на 50 %, задания выполняют при помощи взрослого. Требуется индивидуальная поддержка.
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
- Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" ,2013
- Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
- Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.
- Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика- Синтез,
- Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
- От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
- Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
- Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
- Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016г 6.
- Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
- Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
- Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" ,2007.
- Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Классик,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

парциальная программа
Парциальная программа «Живые ремесла»Для детей (подготовительной группы)Продолжительность программы 20 часов Разработано: Богатырева А.С, педагог дополнительно...

парциальная программа нетрадиционные техники рисования
на всякий случай (начало)ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...

парциальная программам средняя группа аппликация
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151»...

парциальная программа старшая группа чудеса палитры
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1151&raqu...

парциальная программа пластилинография подготовительная
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151&raq...

парциальная программа цветы
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № &helli...

