оригами парциальная программа подготовительная группа
рабочая программа

Алина С.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 1151»

 

Согласовано УО г. Москвы                                                                         «УТВЕРЖДАЮ»                                                                                                

_____________

«___»_________20____г                                                                      Старший воспитатель

_____________Гонта Е.В.

«01» сентября 2024г

 

 

Парциальная программа

«В мире оригами»

Для детей (подготовительная к школе группа)

Продолжительность программы 18 часов

 

 

 

 

Разработано: Богатырева А.С., педагог

дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва- 2024 год

                                      

1.Пояснительная записка

 

1.1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

 

Направленность программы: программа «В мире оригами» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми 6-7 лет основными приемами и техниками создания поделок оригами, предназначена для детей, посещающих детский сад.

 

Новизна данной образовательной программы заключается в расширении содержания раздела «конструирование из бумаги» по направлению художественно-эстетического развития детей 6-7 лет по теме «Искусство оригами».

 

Актуальность программы обусловлена тем, что дополнительная работа в кружке позволит расширить и конкретизировать знания детей о искусстве «оригами», что повысит детский интерес к ручному труду, а полученные дополнительные изобразительные навыки поспособствуют повышению уровня развития детского творчества и самовыражения.

Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Программа обеспечивает учёт (специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.

 

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей при ее освоении повышается мотивация к ручному труду, развиваются конструктивные навыки, формируются представления об искусстве оригами, повышается интерес к коммуникации со сверстниками, активно развивается мелкая моторика рук, глазомер, воображение, мышление.

 

1.2. Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

 

1.3. Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям, создавать по схемам.
  • Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Сроки реализации программы:

  • Программа рассчитана на 1 год.
  • Этапы программы: продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются качеством выполненных работ.

 

1.4. Возраст детей, участвующих в реализации программы – программа рассчитана на старший дошкольный возраст (подготовительную к школе группу) 6-7 лет.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников 6-7 лет.

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника изготовления. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны изготавливать по схеме, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать поделки.

Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия, зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

 

 

1.5. Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (по объединению детей).

Виды занятий: традиционное занятие, интегрированное занятие, комплексное занятие, игра-занятие, занятие-выставка.

Режим занятий: 2 раза в месяц по 30 минут.

 

1.6. Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Воспитанники будут знать:

  1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание (рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.);
  2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, оберточная бумага, обои и т.д.;
  3. Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Воспитанники будут уметь:

  1. Выполнять различные манипуляции с бумагой (складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки);
  2. создавать аппликации;
  3. использовать навыки декоративного конструирования;
  4. располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков;
  5. располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа;
  6. пользоваться клеем, кисточкой.

Также они овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.

Освоение программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При ее реализации оценка индивидуального развития детей проходит в рамках педагогического диагностического мониторинга.

1.7. Формы подведения итогов реализации программы:

  • составление альбома лучших работ;
  • проведение выставок детских работ.

 

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Тема

Кол-во часов

теор./пр.

Формы организации

1

Раздел 1. «Искусство оригами».

Тема 1.1 Знакомство с историей искусства оригами

1/0

фронтальная

2

Тема 1.2 Знакомство со свойствами бумаги

1/0

фронтальная

3

Тема 1.3

Волшебные превращения бумажного квадрата

1/1

фронтальная

4

фронтальная,

индивидуальная

5

Тема 1.4

В некотором царстве, в бумажном государстве

0/1

фронтальная,

индивидуальная

6

Раздел 2. Базовые формы.

Тема 2.1

Как Гном чинил свой дом

0/1

фронтальная,

индивидуальная

7

Тема 2.2

Мишка

0/1

фронтальная,

индивидуальная

8

Тема 2.3

Ветка рябины

0/1

фронтальная,

индивидуальная

9

Тема 2.4

Превращение стрелы

0/1

фронтальная,

индивидуальная

10

Тема 2.5

Воздушный змей

0/1

фронтальная,

индивидуальная

11

Тема 2.6

Лист клена

0/1

фронтальная,

индивидуальная

12

Тема 2.7

Стакан

0/1

фронтальная,

индивидуальная

13

Тема 2.8

Голубая кошка

0/1

фронтальная,

индивидуальная

14

Тема 2.9

Грач

0/1

фронтальная,

индивидуальная

15

Тема 2.10

Птицы нашего края

0/1

фронтальная,

индивидуальная

16

Тема 2.11

Праздник ветерка

0/2

фронтальная,

индивидуальная

 

17

18

Раздел 3. Итоговый.

Тема 3.1

Досуг «Ожившая сказка»

0/1

фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

 

 

 

 

3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

№ п/п

Тема

Задачи

Материал

 

Раздел 1. «Искусство оригами»

 

1

Тема 1.1

Знакомство с историей искусства оригами

Познакомить с историей искусства оригами; заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами; развивать воображение, воспитывать усидчивость.

 Портрет японского мастера Акиры Йошизавы

 Выставка фигурок в технике оригами

 Презентация

2

Тема 1.2

Знакомство со свойствами бумаги

Познакомить со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

 Конверт с набором бумаги разных видов для каждого ребенка

 Небольшой лист толстого картона

 Таз с водой

3

Тема 1.3

Волшебные превращения бумажного квадрата

Заинтересовать изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности, воображение.

 Квадраты из цветной бумаги 20х20

 Фломастеры

 Квадраты, разлинованные пополам и по диагонали (для счета квадратов)

 

4

Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; познакомить с волшебным превращением бумажного квадрата; развивать фантазию и конструктивное воображение; упражнять в речевом дыхании.

 Пооперационные карты

 Квадрат из цветной бумаги 20х20

 Палочка, к которой прикрепляется вертушка

 На каждого ребенка – квадрат из цветной бумаги 15х15

 

5

Тема 1.4

В некотором царстве, в бумажном государстве

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; начать знакомить с искусством оригами.

 Царь Картон (персонаж)

 Различные виды корабликов, лодок, птиц, зверей и рыб в технике оригами

 

 

Раздел 2. Базовые формы

 

6

Тема 2.1

Как Гном чинил свой дом

Напомнить первые шаги техники оригами – складывание квадрата по диагонали; развивать творчество, сообразительность, формировать интерес к работе; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата.

 Фланелеграф

 Картонные фигурки: гном, кукла, плоский квадратный домик

 Квадрат – заготовка для треугольной крыши и дерева

 Дополнительные детали (блестки, бахрома и т.д.)

 

7

Тема 2.2

Мишка

Расширить представления детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в технике оригами с использованием пооперационных карт; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

 На каждого ребенка: пооперационные карты, лист коричневой бумаги 12х12, фломастеры

 Картинки с бурым и белым медведями

 Игрушка медвежонок

 

8

Тема 2.3

Ветка рябины

Учить детей самостоятельно «чинить» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

 Пооперационные карты по одной на двоих детей

 Лист ватмана для панно

 На каждого ребенка: квадраты из бумаги оранжевого (красного) цвета 15х15 для изготовления ягод и зеленого (желтого) цвета 3х3 – для листьев

 Клей-карандаш

 

9

Тема 2.4

Превращение стрелы

Продолжать учить мастерить поделки, использую пооперационные карты» познакомить с изготовлением поделки «стрела», научить трансформировать ее в другие поделки; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

 Пооперационные карты, квадраты из белой бумаги 15х15 на каждого ребенка

 Готовое изделие

 

10

Тема 2.5

Воздушный змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей»; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь.

 Пооперационные карты, клей-карандаш на каждого ребенка

 Письмо от царя Картона

 Квадрат из цветной бумаги 10х10

 Кусочки серпантина (полоски из цветной бумаги)

 

11

Тема 2.6

Лист клена

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания формы «воздушный змей»; учить соединять детали вместе; развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду.

 Пооперационные карты, клей-карандаш, прямоугольный лист картона голубого цвета, пять квадратных листов желтой бумаги (7х7см-2шт., 10х10см-1шт., 5х5см-2шт.) – на каждого ребенка

 Готовая поделка «Лист клена»

 Музыка по теме

 

12

Тема 2.7

Стакан

Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений рук.

 Пооперационные карты

 Готовые изделия

 Цветная бумага

 Фломастеры

13

Тема 2.8

Голубая кошка

Продолжать работу с квадратом, закреплять приемы складывания; учить работать по линиям, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание.

 Готовая поделка – Голубая кошка

 Пооперационные карты, квадраты из бумаги синего цвета 10х10 (3шт.), клей-карандаш, прямоугольный лист картона красного цвета, полоски желтого цвета – на каждого ребенка

14

Тема 2.9

Грач

Продолжать учить мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами, объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

 Пооперационные карты-каждая на двоих детей

 Квадрат бумаги черного цвета 15х15, клей-карандаш, ножницы – на каждого ребенка

 Бумажная обрезь желтого, белого, черного цвета

 

15

Тема 2.10

Птицы нашего края

Учить распознавать птиц – воробья, ворону, синицу, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании; воспитывать у детей эмпатию по отношению к живым существам.

 Пооперационные карты и схемы

 Картинки с изображением птиц

 Бумажные квадраты разного размера и цвета

 Фломастеры

 Клей-карандаш

 Ножницы

16

Тема 2.11

Праздник ветерка

Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали; при обсуждении вариантов изготовления вертушек поддержать любую инициативу детей, помогая им реализовывать задуманное; развивать творчество и воображение; активизировать мышление и речь.

 Вертушки

 Квадратный лист цветной бумаги

 Ножницы

 Декоративные гвоздики

 Листы бумаги с нарисованными травой и солнышком

 Кисти, акварельные краски на каждого ребенка

 Пооперационные карты

17

Создать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни.

 Готовые вертушки, изготовленные на прошлом занятии

 Украшение участка детского сада

 

Раздел 3. Итоговый

 

18

Тема 3.1

Досуг «Ожившая сказка»

Продолжать создавать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни; поддерживать волонтерское движение (показ театра младшим группам).

 Ширма и декорации для кукольного театра

 Крупные готовые поделки

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

 

№ п/п

Раздел/Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

 

Раздел 1. «Искусство оригами»

 

 

 

1

Тема 1.1 Знакомство с историей искусства оригами

1

Теоретическое занятие: беседа, просмотр видео

1

2 неделя сентября

2

Тема 1.2 Знакомство со свойствами бумаги

1

Теоретическое занятие: беседа, просмотр альбома видов бумаги

1

4 неделя сентября

3

Тема 1.3

Волшебные превращения бумажного квадрата

1

Теоретическое занятие: беседа, рассказ, видео

1

2 неделя октября

4

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя октября

5

Тема 1.4

В некотором царстве, в бумажном государстве

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя ноября

 

Раздел 2. Базовые формы

 

 

 

6

Тема 2.1

Как Гном чинил свой дом

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя ноября

7

Тема 2.2

Мишка

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя декабря

8

Тема 2.3

Ветка рябины

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

4 неделя декабря

9

Тема 2.4

Превращение стрелы

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя января

10

Тема 2.5

Воздушный змей

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя января

11

Тема 2.6

Лист клена

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

2 неделя февраля

12

Тема 2.7

Стакан

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя февраля

13

Тема 2.8

Голубая кошка

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя марта

14

Тема 2.9

Грач

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

4 неделя марта

15

Тема 2.10

Птицы нашего края

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

2 неделя апреля

16

Тема 2.11

Праздник ветерка

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

4 неделя апреля

17

1

Практическое занятие: участие в праздничном мероприятии с готовыми поделками

1

2 неделя мая

 

Раздел 3. Итоговый

 

 

 

18

Тема 3.1

Досуг «Ожившая сказка»

1

Практическое занятие: участие в театрализованном досуге

1

4 неделя мая

 

 

5.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

№ п/п

Перечень средств обучения

Количество

 

Методическое обеспечение программы

1

Схемы поэтапного складывания А4

по количеству детей

2

Картотека загадок

1

3

Картотека художественного слова (стихи)

1

4

Картотека используемой литературы

1

5

Альбом (папка) с образцами схем

1

 

Материально-техническое оснащение занятий

6

Персональный компьютер

1

7

МФУ

1

8

Ламинатор

1

9

Резак для бумаги

1

10

Дырокол

1

11

Папки для детских работ

по количеству детей

12

Емкость для бумажных отходов

по количеству столов

13

Магнитная доска (с магнитами)

1

14

Меловая доска (мольберт)

1

15

Схемы поэтапного складывания А3 (демонстрационный материал)

по количеству занятий

16

Бумага белая А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²)

по количеству занятий

17

Бумага разноцветная односторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²)

по количеству занятий

18

Бумага разноцветная двусторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²)

по количеству занятий

19

Бумага для черчения А3 (для основы под аппликацию)

по количеству детей на каждое занятие

20

Бумага для черчения А4 (для основы под аппликацию)

по количеству детей на каждое занятие

21

Бумага белая А4 (80г/м²)

по количеству детей на каждое занятие

22

Бумага разноцветная односторонняя А4 (80г/м²)

по количеству детей на каждое занятие

23

Бумага разноцветная двусторонняя А4 (80г/м²)

по количеству детей на каждое занятие

24

Бумага для оригами квадратная с рисунком (набор)

по количеству детей

25

Набор цветных карандашей

по количеству детей

26

Ножницы

по количеству детей

27

Набор фломастеров

по количеству детей

30

Клеенки

по количеству детей

31

Клей-карандаш

по количеству детей

 

 

6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

 

№ п/п

Целевые ориентиры

(отраженные в пояснительной записке)

Критерии оценки

(показатели по содержанию программы (задачи)

Уровень овладения знаниями,

умениями и навыками

высокий

средний

низкий

1

Владеет основными знаниями и понятиями «Искусства оригами»

Рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами

Самостоятельно рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами

Рассказывает об истории «Искусства оригами», не всегда может объяснить знаки и символы в схемах оригами

Не знает историю оригами и не может объяснить знаки и символы в схемах оригами

2

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

 

Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами

Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их самостоятельно

Узнает, но не всегда может назвать и использовать в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их с помощью педагога или товарищей

Не узнает, не называет и не использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; сделать их не может

3

Владеет конструктивными и художественными навыками создания образов и фигур

Пользуется простыми способами складывания бумаги по образцу, по заданию взрослого, складывает базовые формы: квадрат, треугольник, двойной квадрат, двойной треугольник, блинчик

делает самостоятельно

делает с помощью педагога или товарищей

не может сделать

4

Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

Самостоятельно складывает фигуры персонажей из двух и более квадратов на основе базовых форм, украшает фигуры дополнительными элементами с помощью графики и аппликации

работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью

работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы

работы выполнены на недостаточном уровне

 

 

Описание уровней освоения программы

Высокий уровень: дети овладели знаниями и навыками на 76-100%, задания выполняют самостоятельно, без помощи педагога.

Средний уровень: дети овладели знаниями и навыками на 50-75 %, задания выполняют частично при помощи взрослого.

Низкий уровень: дети овладели знаниями и навыками менее, чем на 50 %, задания выполняют при помощи взрослого. Требуется индивидуальная поддержка.

 

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" ,2013
  3. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  4. Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.
  5. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика- Синтез, 2012.1.
  6. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  7. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  8. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  9. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
  10. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство - Пресс,  2016г 6.
  11. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  12. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
  13. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" ,2007.
  14. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Классик,2006.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл partsialnaya_programma_origami_1.docx54.72 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«Школа № 1151»

Согласовано УО г. Москвы «УТВЕРЖДАЮ»

_____________

«___»_________20____г Старший воспитатель

_____________Гонта Е.В.

«01» сентября 2024г

Парциальная программа

«В мире оригами»

Для детей (подготовительная к школе группа)

Продолжительность программы 18 часов

Разработано: Богатырева А.С., педагог

дополнительного образования

Москва- 2024 год

#1055;ояснительная записка

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы

Направленность программы: программа «В мире оригами» имеет художественно-эстетическую направленность, является прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение детьми 6-7 лет основными приемами и техниками создания поделок оригами, предназначена для детей, посещающих детский сад.

Новизна данной образовательной программы заключается в расширении содержания раздела «конструирование из бумаги» по направлению художественно-эстетического развития детей 6-7 лет по теме «Искусство оригами».

Актуальность программы обусловлена тем, что дополнительная работа в кружке позволит расширить и конкретизировать знания детей о искусстве «оригами», что повысит детский интерес к ручному труду, а полученные дополнительные изобразительные навыки поспособствуют повышению уровня развития детского творчества и самовыражения.

Программа реализуется в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие». Программа обеспечивает учёт (специфики условий осуществления образовательной деятельности, потребностей и интересов детей, возможностей педагогического коллектива.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у детей при ее освоении повышается мотивация к ручному труду, развиваются конструктивные навыки, формируются представления об искусстве оригами, повышается интерес к коммуникации со сверстниками, активно развивается мелкая моторика рук, глазомер, воображение, мышление.

Цель, задачи и сроки реализации парциальной программы

Цель программы: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи:

Обучающие:

  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Формировать умения следовать устным инструкциям, создавать по схемам.
  • Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
  • Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Расширять коммуникативные способностей детей.
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Сроки реализации программы:

  • Программа рассчитана на 1 год.
  • Этапы программы: продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются качеством выполненных работ.

Возраст детей, участвующих в реализации программы – программа рассчитана на старший дошкольный возраст (подготовительную к школе группу) 6-7 лет.

Характеристика возрастных особенностей воспитанников 6-7 лет.

В продуктивной деятельности дети знают, что они хотят изобразить и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника изготовления. Дети могут передавать характерные признаки предмета: форму, пропорции, детали. Дети способны изготавливать по схеме, заданным условиям, собственному замыслу. Путем складывания бумаги в разных направлениях делать поделки.

Проявляют интерес к коллективным работам и могут договариваться между собой, хотя помощь воспитателя им все еще нужна.

Мир не только устойчив в восприятии ребенка, но и может выступать как релятивный (все можно всем); складывающийся в предшествующий период развития условный план действия воплощается в элементах образного мышления, воспроизводящего и творческого продуктивного воображения; формируются основы символической функции сознания, развиваются сенсорные и интеллектуальные способности. К концу периода ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиций других и понимать мотивы их действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия, зарождается оценка и самооценка. К 7 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования.

Формы и режим образовательной деятельности

Формы занятий: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная (по объединению детей).

Виды занятий: традиционное занятие, интегрированное занятие, комплексное занятие, игра-занятие, занятие-выставка.

Режим занятий: 2 раза в месяц по 30 минут.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Воспитанники будут знать:

  1. Различные способы и приемы бумажной пластики и оригами: свертывание, скручивание, складывание (рваная бумага, мятая бумага, аппликация, конструирование из бумаги и т.д.);
  2. Особенности и различные виды бумаги: калька, картон, бумага для принтера, цветная бумага для ксерокса, рифленый картон, оберточная бумага, обои и т.д.;
  3. Назначение бумаги и использование бумажных изделий в повседневной жизни.

Воспитанники будут уметь:

  1. Выполнять различные манипуляции с бумагой (складывать, сворачивать, скручивать, свертывать, мять, рвать на нужные кусочки);
  2. создавать аппликации;
  3. использовать навыки декоративного конструирования;
  4. располагать элементы декорирования ритмично, соблюдая сочетаемость цветов и оттенков;
  5. располагать элементы аппликации, используя всю площадь листа;
  6. пользоваться клеем, кисточкой.

Также они овладеют практическими навыками в использовании бумажных изделий в повседневной жизни.

Освоение программы «В стране оригами» не сопровождается проведением промежуточных и итоговой аттестации детей. При ее реализации оценка индивидуального развития детей проходит в рамках педагогического диагностического мониторинга.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • составление альбома лучших работ;
  • проведение выставок детских работ.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

теор./пр.

Формы организации

1

Раздел 1. «Искусство оригами».

Тема Знакомство с историей искусства оригами

1/0

фронтальная

2

Тема Знакомство со свойствами бумаги

1/0

фронтальная

3

Тема

Волшебные превращения бумажного квадрата

1/1

фронтальная

4

фронтальная,

индивидуальная

5

Тема

В некотором царстве, в бумажном государстве

0/1

фронтальная,

индивидуальная

6

Раздел 2. Базовые формы.

Тема

Как Гном чинил свой дом

0/1

фронтальная,

индивидуальная

7

Тема

Мишка

0/1

фронтальная,

индивидуальная

8

Тема

Ветка рябины

0/1

фронтальная,

индивидуальная

9

Тема

Превращение стрелы

0/1

фронтальная,

индивидуальная

10

Тема

Воздушный змей

0/1

фронтальная,

индивидуальная

11

Тема

Лист клена

0/1

фронтальная,

индивидуальная

12

Тема

Стакан

0/1

фронтальная,

индивидуальная

13

Тема

Голубая кошка

0/1

фронтальная,

индивидуальная

14

Тема

Грач

0/1

фронтальная,

индивидуальная

15

Тема

Птицы нашего края

0/1

фронтальная,

индивидуальная

16

Тема

Праздник ветерка

0/2

фронтальная,

индивидуальная

17

18

Раздел 3. Итоговый.

Тема

Досуг «Ожившая сказка»

0/1

фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

3. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Тема

Задачи

Материал

Раздел 1. «Искусство оригами»

1

Тема

Знакомство с историей искусства оригами

Познакомить с историей искусства оригами; заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами; развивать воображение, воспитывать усидчивость.

  • Портрет японского мастера Акиры Йошизавы
  • Выставка фигурок в технике оригами
  • Презентация

2

Тема

Знакомство со свойствами бумаги

Познакомить со свойствами бумаги, разнообразием ее видов; научить правильно отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.

  • Конверт с набором бумаги разных видов для каждого ребенка
  • Небольшой лист толстого картона
  • Таз с водой

3

Тема

Волшебные превращения бумажного квадрата

Заинтересовать изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; воспитывать усидчивость, аккуратность; развивать творческие способности, воображение.

  • Квадраты из цветной бумаги 20х20
  • Фломастеры
  • Квадраты, разлинованные пополам и по диагонали (для счета квадратов)

4

Закрепить умение следовать инструкциям воспитателя; познакомить с волшебным превращением бумажного квадрата; развивать фантазию и конструктивное воображение; упражнять в речевом дыхании.

  • Пооперационные карты
  • Квадрат из цветной бумаги 20х20
  • Палочка, к которой прикрепляется вертушка
  • На каждого ребенка – квадрат из цветной бумаги 15х15

5

Тема

В некотором царстве, в бумажном государстве

Заинтересовать детей изготовлением поделок в технике оригами, продемонстрировать их; начать знакомить с искусством оригами.

  • Царь Картон (персонаж)
  • Различные виды корабликов, лодок, птиц, зверей и рыб в технике оригами

Раздел 2. Базовые формы

6

Тема

Как Гном чинил свой дом

Напомнить первые шаги техники оригами – складывание квадрата по диагонали; развивать творчество, сообразительность, формировать интерес к работе; помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата.

  • Фланелеграф
  • Картонные фигурки: гном, кукла, плоский квадратный домик
  • Квадрат – заготовка для треугольной крыши и дерева
  • Дополнительные детали (блестки, бахрома и т.д.)

7

Тема

Мишка

Расширить представления детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов; закрепить умение мастерить поделки в технике оригами с использованием пооперационных карт; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

  • На каждого ребенка: пооперационные карты, лист коричневой бумаги 12х12, фломастеры
  • Картинки с бурым и белым медведями
  • Игрушка медвежонок

8

Тема

Ветка рябины

Учить детей самостоятельно «чинить» пооперационную карту; закрепить умение изготавливать поделки из базовой формы «стрела»; воспитывать умение работать в коллективе; расширять словарный запас, развивать объяснительную речь.

  • Пооперационные карты по одной на двоих детей
  • Лист ватмана для панно
  • На каждого ребенка: квадраты из бумаги оранжевого (красного) цвета 15х15 для изготовления ягод и зеленого (желтого) цвета 3х3 – для листьев
  • Клей-карандаш

9

Тема

Превращение стрелы

Продолжать учить мастерить поделки, использую пооперационные карты» познакомить с изготовлением поделки «стрела», научить трансформировать ее в другие поделки; помочь каждому ребенку добиться желаемого результата.

  • Пооперационные карты, квадраты из белой бумаги 15х15 на каждого ребенка
  • Готовое изделие

10

Тема

Воздушный змей

Повышать интерес детей к изготовлению поделок в технике оригами; познакомить с пооперационной картой на основе новой базовой формы «воздушный змей»; закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки; развивать объяснительную речь.

  • Пооперационные карты, клей-карандаш на каждого ребенка
  • Письмо от царя Картона
  • Квадрат из цветной бумаги 10х10
  • Кусочки серпантина (полоски из цветной бумаги)

11

Тема

Лист клена

Продолжать работу с квадратом, закреплять прием складывания формы «воздушный змей»; учить соединять детали вместе; развивать творчество, формировать интерес к природе, уважение к труду.

  • Пооперационные карты, клей-карандаш, прямоугольный лист картона голубого цвета, пять квадратных листов желтой бумаги (7х7см-2шт., 10х10см-1шт., 5х5см-2шт.) – на каждого ребенка
  • Готовая поделка «Лист клена»
  • Музыка по теме

12

Тема

Стакан

Учить изготавливать модели из бумаги с применением приемов оригами и действовать с ними; совершенствовать точность мелких движений рук.

  • Пооперационные карты
  • Готовые изделия
  • Цветная бумага
  • Фломастеры

13

Тема

Голубая кошка

Продолжать работу с квадратом, закреплять приемы складывания; учить работать по линиям, развивать мелкую моторику рук, фантазию, воображение; воспитывать уважение к труду, настойчивость, старание.

  • Готовая поделка – Голубая кошка
  • Пооперационные карты, квадраты из бумаги синего цвета 10х10 (3шт.), клей-карандаш, прямоугольный лист картона красного цвета, полоски желтого цвета – на каждого ребенка

14

Тема

Грач

Продолжать учить мастерить поделки из бумаги, используя пооперационную карту; освоить новую базовую форму «рыба»; совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами, объяснительную речь; развивать глазомер, мелкую моторику рук.

  • Пооперационные карты-каждая на двоих детей
  • Квадрат бумаги черного цвета 15х15, клей-карандаш, ножницы – на каждого ребенка
  • Бумажная обрезь желтого, белого, черного цвета

15

Тема

Птицы нашего края

Учить распознавать птиц – воробья, ворону, синицу, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; расширять знания детей о жизни птиц, об их повадках, питании; воспитывать у детей эмпатию по отношению к живым существам.

  • Пооперационные карты и схемы
  • Картинки с изображением птиц
  • Бумажные квадраты разного размера и цвета
  • Фломастеры
  • Клей-карандаш
  • Ножницы

16

Тема

Праздник ветерка

Закрепить умение разрезать квадратный лист бумаги по диагонали; при обсуждении вариантов изготовления вертушек поддержать любую инициативу детей, помогая им реализовывать задуманное; развивать творчество и воображение; активизировать мышление и речь.

  • Вертушки
  • Квадратный лист цветной бумаги
  • Ножницы
  • Декоративные гвоздики
  • Листы бумаги с нарисованными травой и солнышком
  • Кисти, акварельные краски на каждого ребенка
  • Пооперационные карты

17

Создать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни.

  • Готовые вертушки, изготовленные на прошлом занятии
  • Украшение участка детского сада

Раздел 3. Итоговый

18

Тема

Досуг «Ожившая сказка»

Продолжать создавать хорошее настроение; учить применять свои поделки в жизни; поддерживать волонтерское движение (показ театра младшим группам).

  • Ширма и декорации для кукольного театра
  • Крупные готовые поделки

ПЛАНИРОВАНИЕ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

№ п/п

Раздел/Тема

Половина дня

Занятие, вид деятельности

Количество занятий в неделю

Сроки

Раздел 1. «Искусство оригами»

1

Тема Знакомство с историей искусства оригами

1

Теоретическое занятие: беседа, просмотр видео

1

2 неделя сентября

2

Тема Знакомство со свойствами бумаги

1

Теоретическое занятие: беседа, просмотр альбома видов бумаги

1

4 неделя сентября

3

Тема

Волшебные превращения бумажного квадрата

1

Теоретическое занятие: беседа, рассказ, видео

1

2 неделя октября

4

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя октября

5

Тема

В некотором царстве, в бумажном государстве

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя ноября

Раздел 2. Базовые формы

6

Тема

Как Гном чинил свой дом

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя ноября

7

Тема

Мишка

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя декабря

8

Тема

Ветка рябины

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

4 неделя декабря

9

Тема

Превращение стрелы

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя января

10

Тема

Воздушный змей

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя января

11

Тема

Лист клена

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

2 неделя февраля

12

Тема

Стакан

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

4 неделя февраля

13

Тема

Голубая кошка

1

Практическое занятие: беседа, выполнение поделки

1

2 неделя марта

14

Тема

Грач

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

4 неделя марта

15

Тема

Птицы нашего края

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

2 неделя апреля

16

Тема

Праздник ветерка

1

Практическое занятие: беседа, просмотр видео, выполнение поделки

1

4 неделя апреля

17

1

Практическое занятие: участие в праздничном мероприятии с готовыми поделками

1

2 неделя мая

Раздел 3. Итоговый

18

Тема

Досуг «Ожившая сказка»

1

Практическое занятие: участие в театрализованном досуге

1

4 неделя мая

#1052;АТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Перечень средств обучения

Количество

Методическое обеспечение программы

1

Схемы поэтапного складывания А4

по количеству детей

2

Картотека загадок

1

3

Картотека художественного слова (стихи)

1

4

Картотека используемой литературы

1

5

Альбом (папка) с образцами схем

1

Материально-техническое оснащение занятий

6

Персональный компьютер

1

7

МФУ

1

8

Ламинатор

1

9

Резак для бумаги

1

10

Дырокол

1

11

Папки для детских работ

по количеству детей

12

Емкость для бумажных отходов

по количеству столов

13

Магнитная доска (с магнитами)

1

14

Меловая доска (мольберт)

1

15

Схемы поэтапного складывания А3 (демонстрационный материал)

по количеству занятий

16

Бумага белая А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²)

по количеству занятий

17

Бумага разноцветная односторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²)

по количеству занятий

18

Бумага разноцветная двусторонняя А3 (для демонстрации процесса изготовления изделия) (80г/м²)

по количеству занятий

19

Бумага для черчения А3 (для основы под аппликацию)

по количеству детей на каждое занятие

20

Бумага для черчения А4 (для основы под аппликацию)

по количеству детей на каждое занятие

21

Бумага белая А4 (80г/м²)

по количеству детей на каждое занятие

22

Бумага разноцветная односторонняя А4 (80г/м²)

по количеству детей на каждое занятие

23

Бумага разноцветная двусторонняя А4 (80г/м²)

по количеству детей на каждое занятие

24

Бумага для оригами квадратная с рисунком (набор)

по количеству детей

25

Набор цветных карандашей

по количеству детей

26

Ножницы

по количеству детей

27

Набор фломастеров

по количеству детей

30

Клеенки

по количеству детей

31

Клей-карандаш

по количеству детей

6. ОПИСАНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

№ п/п

Целевые ориентиры

(отраженные в пояснительной записке)

Критерии оценки

(показатели по содержанию программы (задачи)

Уровень овладения знаниями,

умениями и навыками

высокий

средний

низкий

1

Владеет основными знаниями и понятиями «Искусства оригами»

Рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами

Самостоятельно рассказывает об истории «Искусства оригами», объясняет знаки и символы в схемах оригами

Рассказывает об истории «Искусства оригами», не всегда может объяснить знаки и символы в схемах оригами

Не знает историю оригами и не может объяснить знаки и символы в схемах оригами

2

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами

Узнает, называет и использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их самостоятельно

Узнает, но не всегда может назвать и использовать в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; делает их с помощью педагога или товарищей

Не узнает, не называет и не использует в речи названия основных геометрических фигур и базовых форм оригами; сделать их не может

3

Владеет конструктивными и художественными навыками создания образов и фигур

Пользуется простыми способами складывания бумаги по образцу, по заданию взрослого, складывает базовые формы: квадрат, треугольник, двойной квадрат, двойной треугольник, блинчик

делает самостоятельно

делает с помощью педагога или товарищей

не может сделать

4

Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы.

Самостоятельно складывает фигуры персонажей из двух и более квадратов на основе базовых форм, украшает фигуры дополнительными элементами с помощью графики и аппликации

работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью

работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы

работы выполнены на недостаточном уровне

Описание уровней освоения программы

Высокий уровень: дети овладели знаниями и навыками на 76-100%, задания выполняют самостоятельно, без помощи педагога.

Средний уровень: дети овладели знаниями и навыками на 50-75 %, задания выполняют частично при помощи взрослого.

Низкий уровень: дети овладели знаниями и навыками менее, чем на 50 %, задания выполняют при помощи взрослого. Требуется индивидуальная поддержка.

7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агапова, И.А. 100 лучших оригами для детей [текст] / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2010. – 240 с.- (Серия «Талантливому педагогу – заботливому родителю»).
  2. Афонькин С. Ю. Игры с бумагой для самых маленьких. - Издательство: "Питер" ,2013
  3. Богатеева, З. А. Чудесные поделки из бумаги [текст] / З. А. Богатеева. − М.: Просвещение, 1992. – 208 с.
  4. Выгонов В.В. Оригами для самых маленьких. Сложные модели. – Издательство: «Экзамен», 2016.
  5. Дегтева В.Н. Оригами с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. – М.: Мозаика- Синтез,
  6. Жихарева, О. М. Оригами для дошкольников [текст]: конспекты и тематические занятия и демонстрационный материал для работы с детьми 5-6 лет в ДОУ. Гном-Пресс, 2005. – 48 с.
  7. От рождения до школы [текст]: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. − М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. − 304 с.
  8. Просова, Н. А. Сказка из бумаги: оригами [текст]: пособие для детей 5-6 лет / Н. А. Просова. – М.: Просвещение, 2007. – 16 с.
  9. Смородкина О.Г. Оригами. - М.: Астрель, СПб.: Сова, 2011.
  10. Соколова С.В. Оригами для самых маленьких. - Издательство: Детство-Пресс, 2016г 6.
  11. Соколова, С. В. Театр оригами. Игрушки из бумаги [текст] / С. В. Соколова. – М.: Эксмо, 2003. – 246 с.
  12. Соколова, С. В. Игрушки из бумаги: Оригами для малышей [текст] / С. В. Соколова. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009. – 32 с. - (Серия «Я расту!»).
  13. Тарабарина Т.И. Оригами для начинающих. - Издательство: "Академия развития" ,2007.
  14. Черенкова Е.Ф. Оригами для малышей: 200 простейших моделей. – Рипол Классик,2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа подготовительной группы

рабочая программа для детей 6-7 лет...

парциальная программа

Парциальная программа «Живые ремесла»Для детей (подготовительной группы)Продолжительность программы  20 часов    Разработано: Богатырева А.С, педагог дополнительно...

парциальная программа нетрадиционные техники рисования

на всякий случай (начало)ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151» Согласовано УО г. Москвы...

парциальная программам средняя группа аппликация

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151»...

парциальная программа старшая группа чудеса палитры

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа №1151&raqu...

парциальная программа пластилинография подготовительная

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № 1151&raq...

парциальная программа цветы

              ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «Школа № &helli...