«Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник".
методическая разработка
В учебно-методической разработке рассматривается методика проведения учебного занятия по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник". В данном учебном материале представлены различные формы организации познавательной деятельности студентов, методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические, методика «малых групп», соответствующие содержанию учебного материала и цели занятия. Раскрывается методика использования образовательных технологий: личностно-ориентированной, деятельностностной, проблемно-поисковой, интерактивной, обеспечивающих познавательную самостоятельность и интерес студентов к изучаемому учебному материалу.
Учебно – методический материал по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник" разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО и может быть полезен для преподавателей при проведении занятия по учебной дисциплине ОУД.01Литература.
Разработчик: Азовцева В.В., преподаватель высшей квалификационной категории Колледжа информатики и программирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
КОЛЛЕДЖ ИНФОРМАТИКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ
Методическая разработка
по теме:
Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина
"Чистый понедельник"
Учебная дисциплина: ОПБ.02 Литература
Специальность: 10.02.05 Обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем и по специальности.
Рассмотрено
предметной (цикловой) комиссией общих гуманитарных и социально - экономических дисциплин
« » ___________ 2025г.
Протокол №
Председатель предметной (цикловой) комиссии:
____________________
/Малявина В.В../
Преподаватель:
____________________
/ Азовцева В.В. /
2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к учебно – методической разработке по теме
«Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина
"Чистый понедельник",
учебная дисциплина ОУД.01Литература
по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах
В учебно-методической разработке рассматривается методика проведения учебного занятия по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник". В данном учебном материале представлены различные формы организации познавательной деятельности студентов, методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические, методика «малых групп», соответствующие содержанию учебного материала и цели занятия. Раскрывается методика использования образовательных технологий: личностно-ориентированной, деятельностностной, проблемно-поисковой, интерактивной, обеспечивающих познавательную самостоятельность и интерес студентов к изучаемому учебному материалу.
Учебно – методический материал по теме "Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник" разработан в соответствии с требованиями ФГОС СПО и может быть полезен для преподавателей при проведении занятия по учебной дисциплине ОУД.01Литература.
Разработчик: Азовцева В.В., преподаватель высшей квалификационной категории Колледжа информатики и программирования.
Занятие по теме: Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина
"Чистый понедельник"
Цель:
- уяснить идейно-художественную ценность рассказа
- отработать навык самостоятельного анализа текста;
- обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя.
Задачи
Образовательные:
- углубить знания учащихся о понятиях теории литературы: “художественный мир”, “философичность художественного мышления автора в произведении”, “художественное время и пространство”.
- познакомиться с историческими местами г.Москвы, описанными в рассказе, с религиозными и культурными традициями начала 20 века.
Развивающие:
- развивать умения литературного анализа художественного текста;
- формировать многомерное (контекстуальное) видение художественного мира произведения;
- развивать связную речь учащихся.
Воспитательные:
- прививать интерес к исследованию философского содержания произведений;
- продолжить формирование культуры чувств обучающихся;
- содействовать формированию познавательного интереса к предмету
- воспитывать вдумчивого, проницательного читателя
Тип занятия: комбинированный (словесно – наглядно – практический).
Форма проведения занятия: урок-исследование
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
- мультимедийная презентация,
- фрагмент из художественного фильма режиссера Н.Михалкова "Сибирский цирюльник", - романсы на стихи И.А.Бунина,
- соната №2 Л. Бетховена.
Методы и приемы обучения:
словесные, наглядные, практические, приемы проблемного обучения
Межпредметные связи: история, музыка
Предварительное задание: к занятию обучающиеся делятся на группы,
каждая группа получает комплект вопросов для самостоятельной работы над текстом рассказа.
Литература:
Бунин И.А. Рассказы.- М.: Художественная литература,1978.
Колобаева Л.А. Проза И.А.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам.- М.: Изд-во МГУ, 1998.
Муромцева-Бунина В.Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. - М.: Советский писатель, 1989.
ХОД И СТРУКТУРА УРОКА | ||
Этапы урока | Примерное время | Образовательные технологии, формы, методы, приемы; цель применения |
I.Организационный момент | 1-2 мин. | Цель: создание эмоционального настроя. Форма организации деятельности: фронтальная Метод: словесный |
II. Сообщение темы и цели | 2-3 мин. | Цель:сообщение темы занятия и постановка цели Форма организации деятельности: фронтальная Метод:словесно-наглядный (слайды) |
III. Проверка домашнего задания | 10 мин | |
III. Изучение нового материала 3.1.Цикл "Темные аллеи". История создания, общая характеристика (сообщение учителя) | 45-50мин. | Цель:сообщение новой информации, необходимой для лучшего восприятия произведения, мотивация обучающихся. Форма организации деятельности:слушание, конспектирование. Метод:словесно-наглядный (слайды) |
3.2.Задания на знание текста рассказа "Чистый понедельник". | Цель:проверить знание текста рассказа. Форма организации деятельности:фронтальная Метод:словесно-наглядный (слайды) | |
3.3.Работа с культорологическими понятиями. | Цель: понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости начала 20 века. Форма организации деятельности:индивидуальная,фронтальная. Методы: словесный (сообщение учащегося), наглядный (для повышения внимания к изучаемым вопросам, развития познавательной активности просмотр фрагмента из художественного фильма). | |
3.4.Анализ рассказа И.А.Бунина "Чистый понедельник". | Цель: уяснить идейно-художественную ценность рассказа, отработать навык самостоятельного анализа текста, обобщить наблюдения над особенностями бунинской стилистики и философской концепции писателя. Форма организации деятельности:групповая, фронтальная. Методы: словесный (пересказ, сравнительный анализ, исследование), наглядный (изображение храмов, монастырей и других исторических мест начала 20 века, портреты писателей, иллюстрации к рассказу), для создания эмоционально-нравственных переживаний -прослушивание романсов на стихи И.А.Бунина | |
IV.Стадия рефлексии | 15-20 мин | Цель этапа: обобщение изученного материала, развитие самостоятельного и творческого мышления. Форма организации деятельности: фронтальная Метод синквейна. |
V. Домашнее задание | 3-5 мин. | Цель этапа:обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Форма организации деятельности: фронтальная Метод: практический (сочинение в жанре эссе, отзыва) |
Ход занятия.
I.Организационный момент.
II. Сообщение темы и цели.(Слайды 1-2)
Тема сегодняшнего занятия "Идейно-художественное своеобразие рассказа И.А.Бунина"Чистый понедельник". Дома вы прочитали этот рассказ, и теперь на занятии нам нужно уяснить идейно-художественную ценность данного произведения, выявить особенности бунинской стилистики и философской концепции писателя, отработать навык самостоятельного анализа художественного текста.
III. Изучение нового материала
3.1.Цикл "Темные аллеи". История создания. Общая характеристика (сообщение преподавателя). (Слайды 3-6)
Сборник "Темные аллеи", 1937-1944 гг., И.А. Бунин считал своим высшим творческим достижением. Большинство рассказов написано в годы второй мировой войны, когда была особенно остра потребность в любви - чувстве, одухотворяющем жизнь. Семидесятилетний Бунин, знаменитый русский писатель, выписывает из романа Л.Н.Толстого "Война и мир": "Любовь не понимает смерти. Любовь есть жизнь". Эти слова могут служить эпиграфом, сквозной темой "Темных аллей".
Шесть из восьми лет, отведенных ему жизнью для написания цикла, пришлись на вторую мировую войну. Отказавшись уезжать в Америку, он поселился в Грассе, на вилле Жаннет. Дом был расположен на вершине холма. Сад, окружавший его, переходил в лес. Бунин записывает свои впечатления: "Нынче особенно великолепный день. Смотрел в окна своего фонаря. Все долины и горы кругом в солнечно-голубой дымке... Справа вдоль нашей каменной лестницы зацветают небольшими розоватыми цветами два олеандра с маленькими острыми листьями. И одиночество, одиночество, как всегда!..." Да, и война вокруг, и старость, и неотступная нужда. "Живем мы все хуже и хуже, - пишет он в марте сорок первого, - истинно на пище святого Антония, но и эта пища становится до смешного дорого".
И вот из нищеты, одиночества, голода, холода, боли и страдания возникает щемяще нежная и прекрасная книга.
Но откуда название "Темные аллеи"? Бунин вспоминал, что однажды ему в руки попала книга стихов поэта Николая Огарева, где в стихотворении "Обыкновенная повесть" он наткнулся на строки:
Кругом шиповник алый цвел,
Стояла темных лип аллея...
Эти строки вызвали в душе Ивана Алексеевича воспоминания о русской осени, ненастье, старом военном... Вслед воспоминаниям родился рассказ, который Бунин назвал словами, взятыми из стихотворения: "Темные аллеи".
Бунин работал над книгой самозабвенно. Эта работа спасала его душу и сознание от хаоса и ужаса мира. В царстве ненависти он собственноручно воздвигал храм любви.
Обитатели виллы Жаннет были свидетелями тому, сколь одержим был Бунин своей книгой. Случались недели, когда он буквально не отходил от письменного стола, по нескольку раз переписывал рассказы, собирая имена и фамилии героев, придумывал заглавия.
И, наконец, запись в дневнике 9 мая 1944 года: "Час ночи. Встал из-за стола - осталось дописать несколько страниц "Чистого понедельника"... Господи, продли мои силы для моей одинокой бедной жизни в этой красоте и работе.
Так на закате своих дней совершает Бунин свой одинокий подвиг... А его книга "Темные аллеи" стала той неотъемлемой частью русской и мировой литературы.
Итак, если "Темные аллеи" - лучшая книга, по мнению Бунина, то "Чистый понедельник" - лучший рассказ, по мнению писателя и по всеобщему признанию.
3. 2.Задания на знание текста рассказа "Чистый понедельник". (Слайд 7)
1. Героиня рассказа не раз встречала своего возлюбленного под звуки этого произведения. Вспомните название и автора. (прослушивание "Лунной соната" Бетховена в аудиозаписи)
2. Какие литературные места Москвы посетили герои рассказа? (Могилы А.П.Чехова и А.И.Эртеля на Новодевичьем кладбище)
Дом какого писателя искали они на Ордынке? (А.С.Грибоедова)
3. Чей портрет висел над диваном в комнате героини рассказа?
4. Что постоянно привозил герой рассказа любимой девушке? (Шоколадные конфеты)
5. Какие книги читали герои рассказа? ("Огненный ангел" В.Брюсова и "Война и мир" Л.Н.Толстого)
3.3. Работа с культурологическими понятиями
Преподаватель: Для полноценного восприятия рассказа необходимо понимание некоторых реалий быта, церковной обрядовости, литературно-артистической жизни начала 20 века. Посмотрите фрагмент из художественного фильма режиссера Н.Михалкова "Сибирский цирюльник" и ответьте на вопрос, как на Руси праздновали Масленицу. (Слайд 8)
В тексте рассказа встречаются такие понятия, как Чистый понедельник, Великий пост. Послушаем сообщение специально подготовленного учащегося.
(Слайды 9-10)
Чистый понедельник - первый день великого поста, наступающего после Масленицы.
Масленица - Масленая неделя, неделя, предшествующая Великому посту. Символика обряда связана с древнеславянскими традициями проводов зимы и встречи весны.
Великий пост - 7 недель перед Пасхой, в течение которого верующие - христиане воздерживаются от нескромной пищи, не участвуют в увеселениях, не вступают в брак. Пост установлен в воспоминание 40-дневного поста Христа в пустыне.
После крещения Своего, Господь Иисус Христос удалился в пустыню для того, чтобы там, в уединении, молитвою и постом приготовиться к исполнению Своего великого дела, для которого и пришел на землю. Сорок дней и сорок ночей был Он в дикой пустыне, со зверями, не вкушая никакой пищи.
Великая четыредесятница начинается с понедельника, в народе называемого "чистым".
3.4. Анализ рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»
К сегодняшнему занятию все студенты были поделены на группы, каждая группа получила комплект вопросов для самостоятельной работы над текстом рассказа. Выступление каждой группы завершается коллективным обсуждением или комментарием преподавателя.
Сюжет рассказа "Чистый понедельник" (1 группа) (Слайд 11)
Задания. Сопоставьте "Чистый понедельник" с другими рассказами "Темных аллей" («Антоновские яблоки»,«Чаша жизни»,«Легкое дыхание»,«Грамматика любви»,«Митина любовь»,«Темные аллеи"), найдите общие моменты в сюжетной схеме рассказов.
Выводы: рассказы Бунина о любви отличаются повторяющейся сюжетной схемой (встреча, сближение, вспышка чувства и расставание или смерть одного из героев).
Время в рассказе (2 группа) (Слайд 12-24)
Задания. Найдите в тексте приметы конкретной эпохи и напоминание о древности, сопоставьте. Как звучит тема будущего?
Приметы прошлого – древние храмы, монастыри, иконы, имена исторических личностей, цитаты из молитв - приметы вечного, духовного.
Приметы московского быта 1910-х годов в рассказе: названия ресторанов, упоминания произведений современной литературы, имен популярных деятелей искусства – земная плотская жизнь.
Выводы: Настоящее в рассказе изображено как сиюминутное, временное; плотская жизнь противопоставлена вечному, духовному. Будущее невозможно предугадать.
Герои рассказа (3 группа)(Слайд 25-26)
Задания. Сравните глубину и выразительность прорисовки образов героя и героини. Что известно о герое рассказа? Какими средствами создается образ героини? Насколько серьезно предыстория жизни героини мотивирует ее поведение и предопределяет будущее? Каковы источники внутренней неуспокоенности героини? Можно ли представить героиню в ситуации "земного счастья", устоявшейся и размеренной жизни?
Выводы: Герой изображен предельно лаконично. Все его поступки обусловлены влюбленностью. Образ героини отличается глубиной прорисовки. Портрет, художественные детали - все подчеркивает ее загадочность. Иррациональные поступки и духовные метания героини в полной мере раскрывают ее характер.
Психологизм Бунина. (4 группа) (Слайд 27)
Задания. Какие средства использует писатель для раскрытия внутреннего мира героини: использует ли автор внутренние монологи, объясняет ли словами, что она думала или чувствовала? Какую роль в раскрытии психологии героини играют ассоциативные параллели, ритмическая и звуковая организация текста? Сопоставьте средства психологического изображения персонажа у Бунина и у русских классиков (Тургенева, Толстого и др.)
Выводы: Средства бунинского психологизма: ритмическая и звуковая организация текста, ассоциативные параллели и предметная изобразительность. В рассказе наблюдается ритмическое чередование картин прошлого и настоящего, жизни духа и жизни плоти, динамических и статических сцен, музыкальных произведений. Ассоциативные параллели подчеркивают двойственность героини (трактир Егорова, сказание о кн.Павле, облик Москвы, соединивший в себе Восток и Запад).
Особенности внешней изобразительности в рассказе (5 группа) (Слайд 28)
Задания. Проанализируйте приемы "предметной изобразительности" текста. Какую роль играют в рассказе цвет, запах, звук? Как бунинские детали связаны с характерами героев, сюжетом, с авторскими представлениями о мире в целом?
Выводы: Двойственность предметного ряда рассказа (два комплекса деталей, связанных соответственно с мотивом вечности и мотивом современности); самоценность, автономность художественных деталей; синестетичность мировосприятия.
Картина мира в рассказе. Тайна любви (6 группа) (Слайд 29)
Задания. Каковы представления Бунина о состоянии мира и положении человека в нем? Чем, по мысли писателя, является любовь в этом мире? Почему в изображении Бунина любовь всегда - "счастье и мука"?
Выводы: Бунин уверен в нераздельности любви и муки. В рассказе показана любовь как высшее проявление человеческой сущности, предельно обостряющее внутренние противоречия человека.
Смысловой итог рассказа (7 группа)(Слайд 30)
Задания. В чем смысл названия рассказа? Чем стал Чистый понедельник в жизни героя и героини? Что изменилось в мироощущении героя через два года? Разрешается ли к финалу конфликт в душах героев?
Выводы: Мотив очищения, обновления в рассказе. Автор показывает пробуждение героя, способность ощутить на себе влияние иррациональных сил, которые ранее были ему неведомы. К финалу произведения конфликт в душах героев не разрешен, а их будущее неопределенно.
Преподаватель. Итак, герой одинок и несчастлив. Его душевное состояние как нельзя лучше отражает романс С.Рахманинова на стихи И.А.Бунина "Ночь печальна..." (прослушивание романса в аудиозаписи)
Ночь печальна, как мечты мои…
Далеко, в глухой степи широкой,
Огонек мерцает одинокий…
В сердце много грусти и любви.
Но кому и как расскажешь ты,
Что зовет тебя, чем сердце полно?
Путь далек, глухая степь безмолвна,
Ночь печальна, как мои мечты.
Вопросы:
- Какие мысли и чувства возникли у вас после прослушивания романса?
- Рассказ завершается описанием крестного хода, совершаемого монахинями Марфо-Мариинской обители. Кто и когда основал эту обитель?(Слайд 31-32)
IV. Стадия рефлексии
Преподаватель. Подвести черту нашему анализу рассказа "Чистый понедельник" предлагаю составлением синквейна.
Алгоритм написания синквейна
В основу положена главная мысль, тема, выраженная одним словом.
1-я строка (одно слово) – существительное, отражающее тему произведения.
2-я строка (два слова) – прилагательные, определяющие первое слово.
3-я строка (три слова) – глаголы, действия первого слова
4-я строка (4 слова) – суждение (предложение) по теме первого слова.
5-я строка (одно слово) – существительное, синоним первому слову. Вывод, заключение.
Пример синквейна:
Любовь.
Чистая, трагическая.
Возвышает, очищает, мучает.
Это счастье и мука.
Страдание.
V.Домашнее задание.
Сочинение в жанре эссе, отзыва по одному из рассказов из сборника «Темные аллеи». Художники могут нарисовать иллюстрации к произведениям: эпизоды или портреты героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова.
Разработка урока: Художественное своеобразие прозы В.Т. Шаламова....
ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА «ВОЙНА И МИР»
В романе нашли отражение проблемы и начала века, и его середины. Поэтому в романе как бы два плана: прошлое и настоящее.Главная проблема – судьба народа. Народ – основа нравственных устоев общества.Об...

Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»
Тема урока «Юмор и не только…по рассказу Константина Альбертовича Соболева «Как я подстригал бабушке ногти» из сборника рассказов «Лохматая жуть»...

Презентация "Особенности первобытной культуры" к уроку МХК "Основные особенности первобытной культуры и своеобразие доисторического искусства".
Презентация разработана в помощь обучающимся по специальности 43.01.02 Парикмахер на базе основного общего образования с получением среднего (полного) общего образования по учебной д...
«Своеобразие тем, мотивов, образов лирики Н.А. Некрасова»
Конспект занятия по литературе...
«Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: нравственная проблематика, сюжетно-композиционное своеобразие, особенности позиции автора»
Учебное занятие проведено в мае 2018 г. на основе технологической карты. Большое внимание на занятии уделено самостоятельной работе обучающихся с художественным текстом, а также предъявлению результат...
Технологическая карта занятия . И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения.
Технологическая карта занятия по теме " И.А.Гончаров. Жизнь и творчество. Роман «Обломов». Творческая история романа. Своеобразие сюжета и жанра произведения" разработана в...
