Статья "Инновационный подход к изучению научных дисциплин, Уроки-экскурсии
методическая разработка

Елена Яковлевна Минина

Особенность инновационного подхода к изучению дисциплин через квесты и уроки- экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_innovatsiya.docx57.72 КБ

Предварительный просмотр:

Уроки- экскурсии как инновационный метод обучения в рамках современного образования

Педагогические инновации в системе образования – это важный момент в образовании сегодня, поскольку необходимо как педагогическим работникам, так и обучающимся адаптироваться к быстро меняющемуся миру и направить образовательный процесс на повышение качества обучения, поскольку в условиях быстрых развитий технологий традиционные методы обучения уже не эффективны. Сегодня необходимо сделать процесс обучения интерактивным и доступным.

Образовательные инновации решают много задач:

  1. Разработка и внедрение новых эффективных технологий в образовании
  2. Создание новых контрольно- измерительных материалов
  3. Применение современных технологий

Информационные технологии сегодня считаются интенсивным эффектом современного образования. Исключением не становится и экскурсионная деятельность, которая уходит сегодня от традиционных форм изложения показанного материала к экскурсионной деятельности формата интерактивных экскурсий или квест-экскурсий.

Огромный историко-культурный потенциал нашей страны дает неограниченные возможности и для экскурсионной деятельности и в системе образования. Здесь не требуется радиогид, аудиогид, не надо автоматического GPS-экскурсовода, так как все заменяет наличие цифровых носителей, видеостудий и проведение экскурсии как в онлайн режиме , так и в записи. Экскурсия может стать как составной частью пары, так и практической работой с использованием GPS- камеры для формата квест-экускурсии.

Экскурсия выполняет познавательные и воспитательные функции и играет большую роль в сфере образования студентов. Она будет всегда востребована. Задания, которые получают обучающиеся в процессе таких нетрадиционных занятий, помогает им быть в атмосфере творческого поиска, к тому же задания могут быть коллективными.

Рассмотрим занятие в форме квест-экскурсии, где студенты сами вовлечены в построение этого урока, поскольку поэтапно, раскрывая ход квеста, получают знание о каком- либо историческом объекте. Здесь уроки выполняют посредническую функцию между преподавателем и студентом. Задача преподавателя – создать квест так, чтобы роль преподавателя на уроке была минимизирована- она несет только контрольную функцию, а студенты сами, включая все умения и навыки способны были получать знания путем игровых технологий, который носят характер, познавательно-исследовательской деятельности.

Таким образом, от уроков – экскурсий обучающиеся получают:

  1. Практические навыки
  2. Развитие творческой активности
  3. Интеллектуальную активность
  4. Физическую активность

Пешая квест-экскурсия предназначена для студентов любых курсов, особенно первого и второго курса, в учебном плане которых дисциплина история содержит главу- изучение родного края. Студенты не только визуально видят исторические артефакты, они вовлечены в познавательный процесс самостоятельно, что дает возможность развивать их логику, находчивость и желание извлечь знания не от передачи их в виде информации, а в процессе познавательного эксперимента, поисков путей решений, находить взаимосвязи и нестандартные подходы к проблемам, вместе с тем , погружаясь в историю края. Мной представлена историческая квест – экскурсия «история горнозаводского Урала»

Разработка урока «Квест-экскурсия»

images images (2)

Уважаемые гости! Вам сегодня придется окунуться в историю горного дела на Урале и найти артефакты исторического времени.

Ваш поиск начинается с шахты горнозаводской школы, которая была открыта на базе Уктусской школы в 1724 году.

  1. Поиск исторических артефактов необходимо начать с заводской плотины, расположенной на реке Исеть и построенной в 1723 году из Уральской лиственницы. Это место будет служить отправной точкой машины времени.

С западной части плотины, начиная от морского узла найдите в низу плотины культурно-символический артефакт в виде круга, на котором будет понятен его год вскрытия . В этом же году, только 3 века спустя пушечные залпы возвестят об открытии промышленного предприятия, название которого вы найдете на стене за артефактом Возьмите первую букву названия промышленного предприятия завод -

  1. Первая буква слова из задания №1 станет отправной точкой поиска горной породы, ювелирно-поделочного материала, распространенного минерала в Уральском регионе . . . . . . Т , если начать движение от объекта №2 в сторону Юго-востока.
  2. Прямо, со стороны найденного объекта №2 вам откроется взор на учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников. Крыша этого учреждения будет в цвет, преобладающий в сказах Бажова.
  3. Подойдите к центральному входу объекту №3. С восточной стороны от этого объекта вы увидите высотное здание, названное в честь актера театра и кино, родившегося 25 января 1938 года.
  4. Продолжайте движение в направление к этому зданию, слегка двигаясь на север.
  5. По направлению движения найдите объект, который в Риме называли акведуком. Продолжайте движение по найденному объекту
  6. С права объекта из задания №6 вы обнаружите римские архитектурные элементы. Запомните их количество

Ваша задача найти еще недостающие римские элементы, чтобы узнать знаковую цифру для поиска клада. Для этого следуйте следующим заданиям.

8. Спускаясь с объекта №6 с восточной стороны, поверните в сторону севера и начинаете движение к обелиску Первого императора России.

За памятником вы обнаружите здания горного управления. Следуя по фасаду здания, в сторону Севера, вы должны обнаружить еще недостающие римские элементы, когда закончится фасад горного управления. Соедините все элементы и запомните их число

  1. Двигаясь дальше на Север, вы увидите стеклянный шкаф с полками, в котором вам необходимо найти секретное число, которое вы найдете в названии детективного романа английской писательницы. Ее псевдоним стал основой для рождения известной рок группы. Возьмите количество букв ее имени. Запомните цифру

  1. Вернитесь к памятнику Петра и Екатерины. Вы находитесь на историческом месте горнозаводских управлений,

С марта по июнь 1723 года новое строительство на реке Исети официально именовалось Новозачатые Исетские заводы. В июне 1723 года по инициативе де Генина было предложено дать новому заводу-крепости имя Катериненбурх — в честь Екатерины I, на что он испросил разрешение у самой императрицы в своём письме от 6 июня 1723 год

«…около сих заводов зачал крепость и осмелился до указа именовать Катериненбурх, а зовется Катериненбурхом в память Вашего Величества»

На эпитафии памятника вы найдете число, которое соответсвует дате праздника в Российской Федерации. Запомните цифру.

  1. Ваше движение продолжается в сторону юго-Востока в сторону железных конструкций промышленного производства, одну из которых вы должны обнаружить привезенное в старый Екатеринбург из страны,

где родилась писательница из задания № 9

12. Поздравляем, вы добрались до места, где вам необходимо сделать еще одни усилия и найти заветные сокровища, а для этого вам необходимо из секретного числа №9 вычитайте число из задания №8. Запомните цифру

14. На основании найденного объекте задания №13 вы должны найти места, которые сродни отверстиям, где хранятся базы данных. Со стороны объекта из задания №4 с юга на север отсчитайте цифру из задания №12 и начинайте поиск сокровищ.

Если вы определили правильно, ПОЗДРАВЛЯЕМ! Вы стали обладателями исторических ценностей!

18 октября 1725 года на территории крепости начинает работу Екатеринбургский монетный двор, ставший главным производителем медной монеты в Российской империи — вплоть до 1876 года на нём производилось 80 % медных денег страны.

Наличие видеостудии в учебном заведении дает возможность сделать уроки в записи, как и представить урок- экскурсию. Можно использовать как презентационный материал, видео материал, можно пригласить гостей, и провести урок экскурсию в диалоговой форме. Данная форма уроков помогает часто для дистанционной формы обучения. Поскольку современное поколение это визуалы, то с удовольствием получают знания в таком формате. Мной представлен урок –экскурсия в профориентационной деятельности, который прекрасно подходит для изучения артефактов родного края, т.к. я представила не только рекламный подход к учебному заведению., в котором работаю , но и параллельно представила всю историю развития образования на Урале, т.к. Уральский государственный колледж им. И.И.Ползунова в Екатеринбурге считается самым старым учебным заведением, который имеет многовековую историю.

Таким образом, видео-экскурсия:

  1. Повышает интерес к просмотру именно видео материалов
  2. Фиксирует даты, артефакты исторических событий
  3. Выстраивает логику развития исторических событий
  4. Эффективно распоряжаться своим временем
  5. Дает возможность повторного просмотра.

Ссылка на видео-экскурсия по «Уральскому государственному колледжу им. И.И.Ползунова ( Минина Елена Яковлевна). В связи с обновлением страницы сайта колледжа, ссылка сохранилась в youtub.

Качественный, современный урок сегодня обязательно должен получить хороший отклик у обучающихся, повысит желание не просто получать знания, а самому быть вовлеченному в получение их.

Список литературы:

  1. Гуров С.А., Алексеенко М.А. «Инновации в экскурсионном бизнесе» 2021 г.
  2. Ю.А. Матюхина, Е.Ю.Мигунова «Экскурсионная деятельность». Учебное пособие 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современные подходы к анализу урока русского языка....

Особенности организации самостоятельной работы студентов в условиях компетентностного подхода к изучению математики.

Представлен опыт организации самостоятельной работы студентов медицинского колледжа  в процессе изучения математики. Рассмотрены условия, обеспечивающие эффективность самостоятельной работы...

Дифференцированный подход при изучении математики

В данной статье  рассматриваются возможности учёта  индивидуальных психологических  особенностей (внимания, восприятия ,памяти, мышления) обучающихся при дифференцорованном подходе...

Научный подход в изучении исторических личностей на уроках истории.

Aктуальные методики изучения личности в историческом процессе на уроках истории....

Практическое занятие, как одна из форм реализации компетентностного подхода (в ходе изучения учебной дисциплины «Экономика»)

В докладе отражены понятия, связанные с реализацией новых подходов в образовательном процессе в соответствиии с требованиями ФГОС. Это -  компетенции и компетентностный подход в образовании, кото...

Нетрадиционный урок, как способ компетенстного подхода при изучении специальных дисциплин

О роли нетрадиционных форм обучения в учреждениях СПО. Необходимость использования современных образовательных технологий в обучении дисциплин профессионального цикла....

Профильный урок-экскурсия по дисциплине "Экология строительства и охрана окружающей среды"

Тема занятия:«Горные породы, минералы и почвы различных зон РФ»по дисциплине «Экология строительства и охрана окружающей среды»Специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооруженийГр...