Программа профессионального модуля "Разработка программных модулей программного обеспечения"
рабочая программа по теме

Трегубова Елена Сергеевна

Образовательная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, квалификация -  техник-программист. Рабочая программа профессионального модуля (далее Рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1) Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

2) Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

3) Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

4) Выполнять тестирование программных модулей.

5) Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

6) Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

министерствО образования московской области

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

московской области

«КРАСНОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»

образовательная ПРОГРАММа

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 02. Разработка ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

для специальности

230115 Программирование в компьютерных системах

Красногорск

2012

ОДОБРЕНА

на заседании отделения специальности 230115 Программирование в компьютерных системах протокол № 15 от 30.08.2012г.
Заведующая отделением

________к.п.н. Е.С. Трегубова


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора
по учебной работе

__________к.т.н. Е.В.Романова

Рассмотрена и утверждена на заседании методического совета колледжа, протокол №_____ от «____» ____ 2012г.

________ к.э.н. Т.П.Дубровская

Согласовано

Директор по информационным технологиям ОАО «Красногорский завод им. С.А. Зверева»

________________ Р.А. Ильин

Образовательная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 230115 Программирование в компьютерных системах, квалификация -  техник-программист.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования МО – Красногорский государственный колледж

Разработчик: Трегубова Елена Сергеевна – преподаватель общепрофессиональных и специальных дисциплин первой квалификационной категории, кандидат педагогических наук.

СОДЕРЖАНИЕ

1. ПАСПОРТ РАБОЧей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

стр.

4

2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

6

3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля

7

4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

22

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) 

25


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа профессионального модуля (далее Рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных системах (базовой и углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1) Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

2) Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

3) Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

4) Выполнять тестирование программных модулей.

5) Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

6) Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

  • разработки алгоритма поставленной задачи и реализации его средствами автоматизированного проектирования;
  • разработки кода программного продукта на основе готовой спецификации на уровне модуля;
  • использования инструментальных средств на этапе отладки программного продукта;
  • проведения тестирования программного модуля по определенному сценарию;

уметь:

  • осуществлять разработку кода программного модуля на современных языках программирования;
  • создавать программу по разработанному алгоритму как отдельный модуль;
  • выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
  • оформлять документацию на программные средства;
  • использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

знать:

  • основные этапы разработки программного обеспечения;
  • основные принципы технологии структурного и объектно-ориентированного программирования;
  • выполнять отладку и тестирование программы на уровне модуля;
  • оформлять документацию на программные средства;
  • использовать инструментальные средства для автоматизации оформления документации;

1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 565 часов, включая:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 377  часов;

самостоятельной работы обучающегося – 188 часов;

производственной практики – 216 часов.


2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.

Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

ПК 2.

Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

ПК 3.

Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

ПК 4.

Выполнять тестирование программных модулей.

ПК 5.

Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

ПК 6.

Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

ОК 10.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля

3.1. Тематический план профессионального модуля

Код

профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля[1]*

Всего часов

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная

(по профилю специальности),**

часов

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1-2

Раздел 1. Разработка  спецификаций программных компонент и кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

341

234

108

0

107

0

0

72

ПК 3-4

Раздел 2. Тестирование и отладка программных модулей с использованием специализированных программных средств

127

72

36

   0

55

  0

0

84

ПК 5-6

Раздел 3. Оптимизация программного кода модуля, разработка компонент технической и проектной документации.

97

71

38

0

26

0

0

60

Всего:

565

377

182

0

188

0

0

216


3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Разработка  спецификаций программных компонент и кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля

224

МДК 1. Системное программирование

70

Тема 1.1. Системное программирование: определение предметной области.

Содержание

2

1

Виды программного обеспечения: системное, прикладное и промежуточное (middleware) программное обеспечение. Тенденции развития ПО.

2

2

Этапы подготовки программы: исходный модуль, препроцессор (макропроцессор), трансляция

2

3

Интерпретаторы. Ассемблеры и компиляторы.

2

4

Объектный модуль, загрузочный модуль. Компоновщик.

2

Тема 1.2. Создание системных приложений средствами операционной системы. (базовые функции API)

Содержание

8

1

Операционная система с точки зрения системного программиста. Монолитность и модульность операционных систем.

1

2

Интерфейсы операционных систем  для создания приложений.

2

3

Операционные системы с открытым кодом.

1

4

Создание системных приложений с помощью интерфейсов операционной системы (API).

2

5

Программирование сервисов для аппаратного обеспечения.

2

6

BIOS и система прерываний. Использование системных вызовов.

1

Лабораторные работы

4

Программирование приложений ОС с помощью API операционных систем.

3

Тема 1.3.Низкоуровневое программирование: начальные сведения

Содержание

6

1

Аппаратная зависимость низкоуровневого программирования: система команд микропроцессора, взаимодействие устройств при выполнении машинных команд

2

2

Архитектура базового микропроцессора семейства IBM PC.

2

3

Регистровая память.

2

4

Сегментная организация памяти.

2

5

Структура машинной команды и  режимы адресации операндов на примере архитектуры Intel.

2

6

Мнемоническая запись машинных команд. Язык Ассемблера.

1

7

Алфавит языка, структура программы.

2

8

Ассемблирование. Директивы ассемблеру.

2

9

Команды микропроцессору. Комментарии. Директивы определения данных.

2

Тема 1.4. Программирование на языке Ассемблера 

Содержание

22

1

Арифметические команды и команды пересылки.

2

2

Регистр флагов. Арифметические операции и флаги.

2

3

Команды перехода условного и безусловного.

2

4

Команды перехода по флагам и по результатам операции сравнения.

2

5

Логические команды и команды сдвига.

2

6

Использование логических команд для криптографической защиты информации

2

Лабораторные работы

16

Арифметические команды. Вычисление арифметических выражений.

3

Команды перехода.  Программирование разветвленных алгоритмов

3

Программирование циклических алгоритмов

3

Использование логических команд

3

Тема 1.5. Обработка на низком уровне различных типов данных.

Содержание

10

1

Внутреннее представление данных различных типов.

2

2

Внутреннее представление числовых данных.  Прямой и дополнительный коды. Обратный порядок записи числовых данных.

2

3

Индексация данных и режимы адресации операндов

2

4

Внутреннее представление текстовых данных.

2

5

Команды для обработки строк (цепочечные команды).

3

6

Префиксы. Использование префиксов.

3

7

Операции с адресами

3

8

Операции с флагом DF: Установка направления просмотра строк

3

Лабораторные работы

6

Обработка строк

3

Тема 1.6. Использование системных вызовов. Программирование ввода и вывода.

Содержание

10

1

Программирование ввода и вывода данных с помощью команды ввода из порта и команды вывода в порт

2

2

Организация ввода и вывода данных с помощью системных функций DOS и BIOS.

3

3

Спецификации системных вызовов функций прерываний DOS и BIOS

3

Лабораторные работы

4

Программирование ввода-вывода. Использование системных прерываний.

3

Тема 1.7. Использование системных вызовов для работы с дисковой  памятью.

Содержание

12

1

Обзор служб BIOS

2

2

Прерывания DOS

2

3

Функции прерывания 21h – общие функции DOS для работы с дисковой подсистемой компьютера.

2

Лабораторные работы

4

Использование системных прерываний для работы с дисковой памятью

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение правил выполнения блок-схем алгоритмов  по ЕСПД

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Программирование приложений ОС с помощью интерфейса API операционных систем.
  2. Вычисление арифметических выражений на языке Ассемблера
  3. Команды перехода.  Программирование разветвленных алгоритмов на Ассемблере.
  4. Программирование циклических алгоритмов на Ассемблере
  5. Использование логических команд Ассемблера
  6. Обработка строк на ассемблере
  7. Программирование ввода-вывода на Ассемблере. Использование системных прерываний.
  8. Использование системных прерываний для работы с дисковой памятью в ассемблерных программах

МДК 2. Прикладное программирование

154

Введение.

Тема 2.1 Структурное программирование.

Содержание

8

1.

Построение программы

Прикладное ПО и его особенности. Классификация прикладного ПО. Цель и средства разработки.

6

1

2

Процесс разработки. Цикл разработки.

1, 2

3

Основные правила структурного программирования. Понятие «заглушки» и ее применение.  

2

Лабораторные работы

2

Структурное программирование.

3


Тема 2.2. Динамические структуры данных

Содержание

32

1

Алгоритмы и структуры данных. Классификация структур данных.  Статические структуры данных и их классификация, особенности. Достоинства и недостатки.

18

1

2

Классификация структур данных в программе

Динамические структуры данных и их особенности. Классификация динамических структур. Достоинства и недостатки. Обобщенный алгоритм работы динамических структур.

1

3

Несвязанные динамические структуры

Работа со структурами. Алгоритм работы с несвязанными динамическими структурами. Средства поддержки. Особенности в разных языках программирования.

1,2

4

Файлы

Файл и его характеристики с позиции операционной системы, языка программирования. Обобщенный алгоритм обработки. Виды доступа к данным в файле (последовательный и произвольный) и их особенности. Средства поддержки обработки файла (в разных системах программирования).

Типизированный файла его особенности. Функции обработки; добавление, логическое и физическое удаление, восстановление, сжатие, и пр.

1,2

5

Связанные динамические структуры

Связанные динамические структуры и их особенности. Алгоритм работы со связанными динамическими структурами. Однонаправленные списки. Работа со структурами: создание, добавление, удаление и пр. Средства поддержки списков. Особенности в разных языках программирования.

Разновидности списков (двунаправленные списки, кольцо, очередь, стек), их особенности и обработка.

1,2

6

Лабораторные работы

14

1.

Несвязанные динамические структуры

2, 3

2.

Обработка текстового файла

2, 3

3-4.

Обработка типизированного файла.

2, 3

5-6.

Связанные динамические структуры

2, 3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,

Доработка практических работ.

Оформление отчетов лабораторно-практических работ, и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение правил выполнения блок-схем алгоритмов  по ЕСПД

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Способы передачи данных в подпрограмму.

48

Тема 2.3. Объектно-ориентированное программирование

Содержание

10

1.

История создания объектно-ориентированного программирования.  Введение в объектно-ориентированное программирование. Сравнительный анализ структурного и объектно-ориентированного программирования.

2.

Основные понятия, используемые в объектно-ориентированном программировании: классы и объекты-переменные; поля и методы объекта; инкапсуляция, наследование, полиморфизм; конструктор и деструктор).

3.

Объектно-ориентированное использование окон.

4

Лабораторная работа

1

Программирование в среде Windows

Тема 2.4. Знакомство со средой визуального программирования Delphi 

36

Тема 2.4.1. Работа в среде визуального программирования Delphi

Содержание

6

1

Среда разработки, используемая для создания и поддержки приложений, предназначенных как для отдельных персональных компьютеров, так и для серверов. Два принципа, лежащих в основе написания приложения. Достоинства использования среды Delphi. Инструментальные средства используемые в среде программирования, их функциональное назначение и состав.

2

4

1

2

Содержание файлов проекта создаваемых при проектировании и при компиляции. Структура кода основного файла приложения, модуля общего назначения и файла формы. Настройки выполняемого файла.

2

1

Тема 2.4.2. Основные принципы среды

Содержание

30

1

Принцип построения и состав библиотеки визуальных компонент. Обзор палитр. Способы размещения компонентов. Правила формирования имен объектов.

2

12

1

2

Компонент TForm это окно в оконном приложении. Состав. Основные настройки (свойства). Методы.

2

1

3

Процедуры и функции как дополнительные блоки, содержащиеся в программном блоке. События и коды процедур-обработчиков. Классификация источников событий. Разъяснения типовых событий каждого источника

2

1

4

Правила создания программы в Delphi. Настройка взаимодействия между объектами. Свойство как важный атрибут компонента. Главные цели свойств. Классификация свойств. Манипулирование свойствами объектов. Управление свойствами визуальных компонентов в режимах проектирования и выполнения приложения. Процесс компиляции.

2

1

5

Сообщения и их классификация. Достоинства и недостатки каждого вида сообщений. Организация взаимодействия форм. Процедуры и функции реализующие диалоговые окна. Примеры работы. Организация взаимодействия форм.

4

1,2

Лабораторная работа

6

2,3

1

Форма и ее свойства. Использование компонентов палитры Standard.

2

Обращение к системной информации. Цифровые часы.

3

Построение простейших геометрических фигур. Управление палитрой цветов.

Тема 2.5. Компоненты среды визуального программирования Delphi.

46

Тема 2.5.1. Использование стандартных элементов управления

Содержание

12

1

Командные кнопки, кнопки с растровыми изображениями и быстрого доступа. Основные свойства с точки зрения внешнего вида. Основные события. Способы возникновения событий. Группы взаимосвязанных и независимых индикаторов. Сравнительный анализ достоинств и недостатков описанных компонентов.

2

6

1

2

Строковая переменная. Команды для работы со строками. Примеры.

Компоненты работы со строковой информацией. Компоненты со статической надписью. Label, StaticText, Panel, Form.

2

1

3

Компоненты работы со строковой информацией. Компоненты однострочных редакторов Edit, MaskEdit. Контроль вводимых символов. Использование  шаблона маски ввода.

2

1

Лабораторная работа

2

2,3

1

Создание приложения «Калькулятор».

Тема 2.5.2. Организация управления приложением

Содержание

34

1

Главное меню. Компонент Mainmenu. Всплывающее меню. Компонент РорupMenu. Конструирование меню. Дизайнер меню. Имитация выбора команды. Клавиши быстрого вызова пункта меню. Динамическая настройка меню.

2

12

1

2

Панели инструментов. Способы создания панели инструментов на основе Panel, Form. Панели инструментов. Способы создания панели инструментов на основе Tool Bar или Cool Bar

4

1

3

Предпосылки к появлению компонента ActionList - централизованного хранилища, где воздействия со стороны пользователя связываются с реакциями на них. Основные понятия для организации диспетчеризации событий: действие, список действий, редактор связей, цель действия. События и действия пользователя для их вызова: OnExecute, OnUpdate и OnHint. Связь объектов действий с конкретными инициализаторами действий

4

1

4

Управление числовыми величинами. Основные характеристики и события компонентов UpDown, SpinEdit, ScrollBar, TrackBar. Сравнительный анализ достоинств и недостатков.

2

1

Лабораторная работа

12

2,3

1

Главное меню формы. Компонент Mainmenu.

2

2

Модификация лабораторной работы №4 с использование центрального хранилища.

6

2,3

3

Использование групп взаимозависимых переключателей при разработке приложений.

4

Использование элементов рекурсивного счета для изменения числовой величины.

4

2,3

5

Имитация основных окон настройки панели управления Windows.

2,3

Тема 2.6. Графика и мультимедиа.

30

Тема 2.6.1. Простейшие графические изображения и мультипликации.

1

Описание компонентов для придания уникальности приложения. Классы для хранения графических объектов. Редактор изображений Image Editor.

2

10

1

2

Канва – как основа графической подсистемы Delphi. Режимы рисования. Классификация методов канвы. Реализация «движения» объектов, используя графическую подсистему. Алгоритм. События onPaint, onMouseDown, onKeyDown, onTimer. Методы, используемые при «движении» объектов. Создание собственной мультипликации.

4

1

3

Использование технологии перетаскивания и встраивание объектов Drag&Drop.

2

1

4

Нетрадиционные прямоугольные формы. Регион. Понятие. Методы работы, применяемые для придания формам и объектам произвольной формы.

2

1

Лабораторная работа

12

2,3

1

Построение графиков математических функций с использованием Canvas формы.

4

2

Использование Canvas формы при возникновении события OnPaint. Стрелочные часы.

3

Демонстрация стандартных анимационных файлов Windows.

4

2,3

4

Создание мультипликационного приложения. Создание эффектов движения. Использование звуковых эффектов.

2,3

5

Технология Drag-And-Drop при разработки программных продуктов. Игровая программа “Ханойские башни”.

4

2,3

6

Разработка сценария и создание индивидуальной игровой программы с использованием технологии Drag-And-Drop.

2,3

Раздел 2.7. Настройка приложения

16

Тема 2.7.1. Системные параметры, считываемые программой.

1

Системных переменных, считываемые во время инициализации и запуска приложения на выполнение. Настройки параметров всплывающей подсказки.

2

10

1

2

Ini файлы как хранилище установок программы для начального запуска. Сохранение скрытых от пользователя данных, такие как серийный номер программы, срок истечения лицензии, закодированные пароли на запуск и пр. Работа с Ini файлами. Заголовок секции, параметры, хранимые в секциях. Чтение и сохранение параметров.

4

1

3

Реестр windows как база данных, хранящая в себе пользовательские и системные данные. Просмотр данных реестра. Секции, основные ключи и команды. Пример.

4

1

Лабораторная работа

4

2,3

1

Настройки параметров всплывающей подсказки по требованию пользователя.

2

2

Сохранение/чтение начальных настроек приложения, используя Ini файлы.

2

Сохранение/чтение начальных настроек приложения, используя реестр Windows.

Раздел 2.8. Дополнительные возможности среды Delphi

38

Тема 2.8.1. Работа с файлами на уровне операционной системы

Содержание

12

1

Файл, форматы файлов и применение различных программы для обработки. Функции копирования, открытия, чтения, изменяя, сохраняя, удаляя файлов. Технология Drag & Drop для чтения произвольного текстового файла.

2

4

1

2

Правила поиска файла. Необходимые условия для поиска файла (название, маска и правила её формирования и путь начального поиска). Алгоритм программного поиска файлов в среде Delphi. Поиск файлов, используя тип TSearchRec.

2

1

Лабораторная работа

8

2,3

1

Создание «мини» - проводника Windows. Контроль действий пользователя.

8

Тема 2.8.2. Динамически присоединяемые библиотеки.

Содержание

26

1

Предпосылки к появлению DLL. Преимущества и недостатки использования Dll. Создание Dll. Экспорт функций из DLL. Использование DLLProc. Загрузка DLL. Вызов процедур и функций, загруженных из DLL. Использование форм в DLL.

2

8

1

2

Запуск внешних приложений. Функция WinExec, особенности её использования и параметры. Функция ShellExecute, особенности её использования и параметры.

2

1,2

3

Организация работы с приложениями Microsoft Office. Общие сведения. Подключение в приложение и активизация серверов COM. Подключение в приложение и активизация серверов автоматизации OLE. Свойства и методы сервера Word. Работа с выделенным фрагментом текста.

2

1,2

4

Сервер Exel. Организация проекта. Работа с книгами Exel. Работа с листами книги Exel. Работа с ячейками. Работа с окнами.

2

1,2

Лабораторная работа

12

2,3

1

Создание динамически загружаемых библиотек для вычисления математических функций и решения математических задач. Использование форм в Dll.

4

2

Работа с приложениями Microsoft Office.

4

2,3

3

Работа с приложениями Microsoft Office.

4

2,3

Заключение

Контрольная работа

2

3

 

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
  2. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя,
  3. Оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.
  4. Оформление портфолио
  5. Работа над курсовым проектом.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Палитры компонент Standard, Additional, Win32, Win3.1, Dialogs, Samples, System. Обзор компонентов.
  2. Применение диалоговых окон
  3. Обработка исключительных ситуаций. Виды ошибок.
  4. Сравнительный анализ достоинств и недостатков компонентов работы со строковой информацией.
  5. Создание собственного файла настройки шаблонов маски ввода
  6. Сравнительный анализ достоинств и недостатков компонентов для создания панелей инструментов.
  7. Ознакомительный анализ компонента ImageList – списка изображений. Основные настроечные свойства. Достоинства применения
  8. Сравнительный анализ достоинств и недостатков компонентов для управления числовыми величинами.
  9. Методы рисования простейшей графики. Методы вывода теста. Методы вывода растровых изображений.
  10. Звук. Типы звуковых и мультимедийных файлов. Процедуры воспроизведения звуков. Воспроизведение немых видео клипов.
  11. Нестандартные манипуляции с текстом. Структура LOGFОNT. Вывод текста под наклоном и придание других эффектов.
  12. Создание мультипликации с текстовым сообщение.

 Работа с электронной почтой

56


Раздел 2.

Тестирование и отладка программных модулей с использованием специализированных программных средств

25

МДК 1. Системное программирование

16

Тема 2.1. Пакет специализированных программных средств для создания и отладки программного модуля на Ассемблере.

Содержание

8

1

Пакет программ для создания и отладки программного кода на Ассемблере.

2

2

Алгоритм работы двухпроходного ассемблера. Таблицы идентификаторов и файл перекрестных ссылок

2

3

Отладчики DEBUG и AFDPRA

2

Лабораторные работы

4

Арифметические команды. Работа с отладчиком AFDPRA.

3

Тема 2.2. Отладка кода программных модулей на языке Ассемблера

Содержание

8

1

Использование директив условного ассемблирования в процессе отладки кода программного модуля

3

2

Использование таблиц имен и файла перекрестных ссылок.

3

3

Трассировка программ в отладчиках  DEBUG и AFDPRA.

3

Лабораторные работы

4

Использование условного ассемблирования при отладке программ

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических

работ, отчетов и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение правил выполнения блок-схем алгоритмов по ЕСПД.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Арифметические команды Ассемблера.  Работа с отладчиком AFDPRA.
  2. Использование условного ассемблирования при отладке программ

8

МДК 2. Прикладное программирование

9

Тема 2.3. Основы тестирования программы

Содержание

4

1.

Понятие тестирование. Задача тестирования. Процесс тестирования.

2

1,2

2

Разработка тестов. Виды тестов. Формы представления тестовых наборов данных 

1,2

Лабораторные работы

2

1

Разработка тестов

2

2,3

Тема 2.4. Отладка программы

Содержание

5

1.

Понятие ошибки в программе. Виды ошибок в программе: синтаксические и семантические.  Причины ошибок. Распознавание ошибок в программе.

3

1,2

2

Средства отладки. Средства языка программирования (отладочный вывод). Интегрированные средства отладки. Защита ввода данных в программу

1,2

Лабораторные работы

2

1

Отладка и защита ввода

2,3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение правил выполнения блок-схем алгоритмов по ЕСПД.

Работа над курсовым проектом.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

1.Отладка приложения. Варианты компиляции и сообщения компилятора. Окно наблюдения Watches. Выполнение приложения по шагам. Точки прерывания.

4


Раздел 3.

Оптимизация программного кода модуля, разработка компонент технической и проектной документации.

34

МДК 1. Системное программирование

26

Тема 3.1.Модульное программирование на языке Ассемблера. Организация подпрограмм.

Содержание

14

1

Организация и использование подпрограмм

2

2

Команды перехода в процедуру и возврата из процедуры

2

3

Передача параметров в подпрограмму. Команда загрузки адреса.

2

4

Команды работы со стеком

2

Лабораторные работы

8

Организация и использование подпрограмм

3

Подпрограммы с параметрами

3

Тема 3.2. Макроопределения и макроподстановки. Создание Ассемблера для виртуальной машины.

Содержание

12

1

Макроопределение, макрокоманда, макрорасширение.

2

2

Локальные и глобальные переменные в макроопределениях.

2

3

Алгоритм работы макропроцессора

2

4

Макрокоманды и подпрограммы: сравнительная характеристика.

2

5

Библиотеки макроопределений

1

6

Создание Ассемблера для виртуальной машины.

1

Лабораторные работы

6

Макрокоманды

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабораторно-практических

работ, отчетов и подготовка к их защите.

Самостоятельное изучение правил выполнения блок-схем алгоритмов по ЕСПД.

Работа над курсовым проектом.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

  1. Организация и использование подпрограмм в ассемблерных программах
  2. Подпрограммы с параметрами На языке Ассемблера

Макрокоманды в языке программирования Ассемблер.

14

МДК 2. Прикладное программирование

8

Тема 3.3. Читабельность программы.

Содержание

4

1

Основные правила формирования программного кода: комментарий, формирование имен идентификаторов, форматирование текста. Читабельность программы и оператор безусловного перехода.

2

1,2

2

Лабораторные работы

2

Читабельность программы

2,3

Тема 3.4.  Эффективность и оптимизация программных модулей

Содержание

4

1

Понятия эффективности и оптимизации программного кода.

2

1,2

2

Виды локальной оптимизации

1,2

3

Лабораторные работы

2

эффективности и оптимизации программного кода

3

Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ

  1. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем).
  2. Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.
  3. Оформление лабораторно-практических работ, отчетов и подготовка к их защите.

Оформление портфолио

4

Производственная практика

 Программирование.

Виды работ:

  1. Составление спецификаций.
  2. Составление  тестов
  3. Разработка алгоритмов
  4. Разработка модулей программы
  5. Отладка и тестирование модулей

Оформление выполненной работы.

72

Производственная практика

 Разработка программных модулей.

Виды работ:

  1. Разработка спецификаций.
  2. Разработка тестов
  3. Проектирование
  4. Разработка модулей программы
  5. Отладка и тестирование модулей
  6. Сборка модулей

Оформление документации.

144

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач) 


4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4.1.  Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация профессионального модуля предполагает наличие:

- лабораторий «Системного и прикладного программирования»

- полигонов

Оборудование лаборатории «Системного и прикладного программирования»:

Стенды:

1

Инструкция по «Технике безопасности и охрана труда»

2

Образец оформления отчета о лабораторной работе

3

«ГОСТ 19.701-90 Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем

Плакаты:

«Синтаксические диаграммы операторов и определений типов данных языка Паскаль и С»,

Учебно-методическая документация:

1

«Методические рекомендации для проведения практических и лабораторных работ»

2

«Варианты заданий для проведения практических и лабораторных работ»

3

«Задания для самостоятельной работы студентов»

4

«Методические рекомендации для подготовки к практическим и лабораторным работам»

5

Комплект электронных тестов по дисциплине «Основы программирования»

6

7

Технические средства обучения: 

мультимедийный комплекс:

  1. Ноутбук,
  2. Проектор,
  3. Экран.

Оборудование рабочих мест:

Рабочие станции в количестве не менее 20:   IBM – совместимые персональные компьютеры подключенные к локальной компьютерной сети и к Интернет с конфигурацией не ниже:

  • процессор с тактовой частотой не ниже 550 МГц;  
  • ОП не менее 256 Мб,

Оборудование для подключения рабочих станций к ЛКС:

  • Сетевой кабель типа витая пара – не менее 1000 м;
  • Концентратор (хаб) для подключения 20 рабочих станций к ЛКС;

Программное обеспечение в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2007 г. №1447-р (приложение 1).

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Нормативно-правовая документация:
  1. ГОСТ 19.202-78. Единая система программной документации. Спецификация. Требования к содержанию и оформлению;
  2. ГОСТ 19.701-90. Единая система программной документации. Схемы алгоритмов, программ, данных и систем;
  3. ГОСТ 19.301-79. Единая система программной документации. Программа и методика испытаний. Требования к содержанию и оформлению;
  4. ГОСТ 19.401-78. Единая система программной документации. Текст программы. Требования к содержанию и оформлению;
  5. ГОСТ 19.402-78. Единая система программной документации. Описание программы. Требования к содержанию и оформлению;

  1. Основные источники:

Системное программирование и основы программирования

  1. Пильщиков В.Н. "Программирование на языке ассемблера IBM PC", М., "Диалог-МИФИ", 2010;
  2. Г.Г.Калиш, "Основы вычислительной техники", М., "Высшая школа",2010.
  3. Епапешников А. М. и др. «Программирование в среде ТР7.0», «Диалог – МИФИ», 2008 г;

Прикладное программирование

  1. А.Я. Архангельский, Приёмы программирования в Delphi на основе VCL – М.: ООО «Бином-Пресс», 2009 г. – 944 с.
  2. Гарри Буч «Объектно-ориентированное проектирование», Диалектика, Киев-Москва-Санкт-Петербург,  2009 г.
  3. А.Я. Архангельский "Программирование в Delphi 2010", издательство Бином, 2010г.
  4. А.Д. Хомоненко, В.Э. Гофман "Delphi 7", БХВ-Петербург, 2008 г.
  5. Том Сван «Delphi 7 Библия разработчика» , Диалектика, Киев-Москва-Санкт-Петербург,  2007 г.
  6. В.В.Фаронов «Delphi 7 Учебный курс», Нолидж, Москва. 2009 г.
  7. Г.С. Иванова «Основы программирования» (издание второе) Издательство МГТУ имени Н.Э. Баумана, 2002  

  1. Дополнительные источники:

Системное программирование и основы программирования

  1. Питер Абель "Язык ассемблера для  IBM PC и программирования", М., "Высшая школа", 1992
  2. Юров В., "Assembler", С - Петербург, "Питер", 2000
  3. П. Нортон, Р. Уилтон, "IBM PC и PS/2 руководство по программированию", М., "Радио и связь", 1994
  4. Жуков А., Авдюхин А., "Ассемблер", С - Петербург, "БХВ - Петербург", 2002
  5. Фаронов В.В. «Turbo Pascal 7.0» «Нолидж», 1997 г.
  6. Гусева А. И. "Учимся программировать: задачи и методы их решения", М., "Диалог - МИФИ", 2001;
  7. Попов В.Б. "Turbo Pascal для школьников  версия 7.0.", М. "Финансы и статистика", 2001
  8. Климова Л.М. "Pascal 7.0. Практическое программирование. Решение типовых задач.", М., "КУДИЦ-образ", 2000

  1. Н. Вирт «Алгоритмы и структуры данных»СПб, «Невский Диалект», Год издания: 2001

Прикладное программирование

  1. Кен Хендерсон «Руководство разработчика баз данных в Delphi 4», Киев «Диалектика», 1999г.
  2. Франк Энго «Самоучитель Delphi 4», DifSoft, Киев, 1999 г.
  3. Марко Канту, Тим Гуч с Джоном Ф.Лэм «Delphi. Руководство разработчика», изд-во Киев «Век+», Москва «Энтроп», Москва «Десс», 1999г.
  4. Нейл Рубенкинг «Программирование в Delphi для «чайников», Диалектика, Киев, 1999 г.
  5. Керниган Б., Ритчи Д. «Язык программирования Си», Издательство:"Невский Диалект", Год издания: 2001

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Обязательным условием допуска к изучению междисциплинарных курсов МДК1 «Системное программирование» и МДК2 «Прикладное программирование» профессионального модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» является освоение  учебных практик для получения первичных профессиональных навыков разработки программных модулей в рамках профессионального модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем».

4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса

Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем» и специальности «Программирование в компьютерных системах».

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой

Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных  дисциплин: «Основы программирования»; «Архитектура компьютерных систем»; «Теория алгоритмов».

5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.

  • Наличие спецификаций программных компонент в соответствии с заданием;
  • Правильность и оптимальность декомпозиции программных компонент;
  • Соответствие разработанных спецификаций требованиям ГОСТ 19.202-78 ЕСПД «Спецификация. Требования к содержанию и оформлению»;

Текущий контроль в форме:

- защиты лабораторных и практических работ;

Тестирование;

- контрольных работ по темам МДК;

Зачеты по учебной практике и по каждому из разделов профессионального модуля.

Комплексный экзамен по профессиональному модулю.

Защита курсового проекта.

Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.

Наличие текста компонент программного продукта на заданном языке программирования в соответствии со спецификацией;

Применение структурного или объектно-ориентированного программирования.

Качество единого оформления исходного текста программы.

Владение языком программирования.

Владение компонентами системы программирования.

Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.

Наличие работоспособности программного продукта в соответствии с заданием;

Правильность выбора и умение использовать специализированные программные средства для отладки программных модулей;

Владение интегрированными средствами отладки.

Выполнять тестирование программных модулей.

  • Наличие тестов;
  • Качество тестов, их структурированность и их качество оформления;
  • Проведение тестирования по тестовым наборам данных и регистрации проведенного тестирования;
  • Анализирование результатов тестирования.

Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.

  • Выявление возможностей оптимизации программного кода при его ревьюировании;
  • Определять степень эффективности кода;
  • Умение применять общепринятые правила оптимизации.

Разрабатывать компоненты технической и проектной документации с использованием графических языков спецификаций.

Соответствие разработанных компонент технической и проектной документации требованиями Единой системы программной документации (ЕСПД);

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.

Результаты

(освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

  • демонстрация интереса к будущей профессии

Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

  • выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки программных модулей программного обеспечения компьютерных систем;
  • оценка эффективности и качества выполнения;

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

  • решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки программных модулей программного обеспечения компьютерных систем;;

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

  • эффективный поиск необходимой информации;
  • использование различных источников, включая электронные

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

  • Использование различного прикладного и специального программного обеспечения в процессе решения профессиональных задач в области разработки программных модулей программного обеспечения компьютерных систем;
  • Использование различных сервисов глобальных и локальных компьютерных сетей для поиска необходимой информации в процессе решения профессиональных задач в области разработки программных модулей программного обеспечения компьютерных систем;

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

  • взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

  • самоанализ и коррекция результатов собственной работы

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

  • организация самостоятельных занятий по выполнению заданий преподавателей при изучении профессионального модуля

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности

  • анализ инноваций в области разработки программных модулей программного обеспечения компьютерных систем;

Обеспечивать безопасные условия труда в профессиональной деятельности. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

  • соблюдение техники безопасности и охраны труда


[1]* Раздел профессионального модуля – часть рабочей программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.

** Производственная практика (по профилю специальности) может проводиться параллельно с теоретическими занятиями междисциплинарного курса (рассредоточено) или в специально выделенный период (концентрированно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОС по ПМ.01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

Комплект контрольно - оценочных средств (далее - КОС) по профессиональному модулю 01 «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»разработан на основе Федерального ...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем»

Всего – 590 часов, в том числе:максимальной учебной нагрузки обучающегося–467 часов, включая:обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 181 часа;самостоятельной работы обучающегося –123 ч...

Рабочая программа ПМ-01. Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

Рабочая программа профессионального модуля разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...

Рабочая программа по ПМ.01 "Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем" для специальности 09.02.03 "Программирование в компьютерных системах""

В данную рабочую программу входят два МДК: МДК.01.01 Системное программирование и МДК.01.02 Прикладное программирование.Разрабатывали ее мы вдвоем с преподавателем Мурадасиловой Л.Р. для студентов спе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспе-чения для компьютерных систем для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, базовой подготовки

Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерн...

Рабочая программа ПМ01 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ

Рабочая программа ПМ01 РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ МОДУЛЕЙ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ для специальности: 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»...