Главные вкладки

    Конспект урока «Безопасный интернет для учащихся»
    план-конспект занятия по теме

    Шишкин Валерий Валентинович

    Цель урока: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • расширить знания, обучающихся об информационной безопасности.
    • сформировать у обучающихся адекватное отношение к понятиям реального и виртуального мира.
    • сформировать правила работы, которые способствуют положительному влиянию использования компьютера и интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.

    Развивающие:

    • развивать познавательную активность учащихся;
    • развивать способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам;
    • развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.

    Воспитательные:

    • воспитывать в обучающихся умения: участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию разрешать конфликты;
    • воспитывать умение работать сообща, сотрудничать для достижения общей цели;
    • воспитывать взаимоуважение;
    • воспитывать взаимную ответственность, внимательность;
    • формировать интерес к работе товарища.

    Целевая аудитория урока: студенты 1 курса

    Материально- техническое обеспечение урока: мультимедийная установка, компьютер, презентация, видеофильм.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_bezopasnogo_interneta_dlya_uchashchihsya.doc572.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОГБПОУ  «Смоленский политехнический техникум»

    Конспект урока «Безопасный интернет для учащихся»

    Разработчик: Шишкин Валерий Валентинович

    Смоленск

    2017 г.


    Тема урока: Урок безопасного интернета для учащихся

    Цель урока: формирование информационно-коммуникационной культуры и грамотности у обучающихся как фактора безопасности в информационном обществе.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • расширить знания, обучающихся об информационной безопасности.
    • сформировать у обучающихся адекватное отношение к понятиям реального и виртуального мира.
    • сформировать правила работы, которые способствуют положительному влиянию использования компьютера и интернета в жизни человека и снижают негативное влияние.

    Развивающие:

    • развивать познавательную активность учащихся;
    • развивать способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам;
    • развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет.

    Воспитательные:

    • воспитывать в обучающихся умения: участвовать в диалоге, слушать, выслушивать точку зрения другого, отстаивать свою позицию разрешать конфликты;
    • воспитывать умение работать сообща, сотрудничать для достижения общей цели;
    • воспитывать взаимоуважение;
    • воспитывать взаимную ответственность, внимательность;
    • формировать интерес к работе товарища.

    Целевая аудитория урока: студенты 1 курса

    Материально- техническое обеспечение урока: мультимедийная установка, компьютер,

    презентация, видеофильм.


    Ход урока

    Организационный момент

         Здравствуйте ребята!

    Сегодня мы затронем тему актуальную не только для всех учащихся, но и для взрослых. Чтобы узнать тему урока разгадайте ребус.

                                 

    И тема нашего урока: Безопасный интернет

    Сегодня на занятии мы ответим на вопросы: «Какие опасности подстерегают нас в интернете?» и «Как их избежать?».

    Определение и формулировка темы для обсуждения.

    Интернет являются крупнейшими хранилищами информации. Многие люди благодарят её создателей и не представляют своей жизни без Интернета, а другие ругают и называют её паутиной, которая способна поймать человека в свои сети. Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всем мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью.

    Знакомство с основными понятиями.

    Упражнение «Ассоциации»: 

    Ребята скажите, а какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу Безопасный Интернет.   (Обучающиеся по очереди высказываются: угроза, вирус, анивирусник, спам...)

    Преподаватель предлагает обучающимся высказать мнение о том, как они понимают понятия «угроза», «безопасность», «информация», «угроза информационной безопасности».

    Что такое безопасность? Информационная безопасность?

    Безопасность – отсутствие угроз, либо состояние защищенности от угроз.

    Информационная безопасность – процесс   обеспечения конфиденциальности, целостности и доступности информации.

    Информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию").

    Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в интернете?»

    Преступники в интернете.

    ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ ПРЕДПРИНИМАЮТ ПРЕСТУПНИКИ В ИНТЕРНЕТЕ. Преступники преимущественно устанавливают контакты с детьми в чатах, при обмене мгновенными сообщениями, по электронной почте или на форумах. Для решения своих проблем многие подростки обращаются за поддержкой. Злоумышленники часто сами там обитают; они стараются привлечь подростка своим вниманием, заботливостью, добротой и даже подарками, нередко затрачивая на эти усилия значительное время, деньги и энергию. Обычно они хорошо осведомлены о музыкальных новинках и современных увлечениях детей. Они выслушивают проблемы подростков и сочувствуют им. Но постепенно злоумышленники вносят в свои беседы оттенок сексуальности или демонстрируют материалы откровенно эротического содержания, пытаясь ослабить моральные запреты, сдерживающие молодых людей. Некоторые преступники могут действовать быстрее других и сразу же заводить сексуальные беседы. Преступники могут также оценивать возможность встречи с детьми в реальной жизни.

    Вредоносные программы.

    К вредоносным программам относятся вирусы, черви и «троянские кони» – это компьютерные программы, которые могут нанести вред вашему  компьютеру и хранящимся на нем данным. Они также могут снижать скорость обмена данными с Интернетом и даже использовать ваш компьютер для распространения своих копий на компьютеры ваших друзей, родственников, коллег и по всей остальной глобальной Cети.

    Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.

    В ЧЕМ СОСТОИТ МОШЕННИЧЕСТВО? Среди Интернет-мошенничеств широкое распространение получила применяемая хакерами техника «phishing»,состоящая в том, что в фальшивое электронное письмо включается ссылка, ведущая на популярный узел, но в действительности она приводит пользователя на мошеннический узел, который выглядит точно так же, как официальный. Убедив пользователя в том, что он находится на официальном узле, хакеры пытаются склонить его к вводу паролей, номеров кредитных карт и другой секретной информации, которая потом может и будет использована с ущербом для пользователя.

    Азартные игры.

    Разница между игровыми сайтами и сайтами с азартными играми состоит в том, что на игровых сайтах обычно содержатся настольные и словесные игры, аркады и головоломки с системой начисления очков. Здесь не тратятся деньги: ни настоящие, ни игровые. В отличие от игровых сайтов, сайты с азартными играми могут допускать, что люди выигрывают или проигрывают игровые деньги. Сайты с играми на деньги обычно содержат игры, связанны с выигрышем или проигрышем настоящих денег.

    Онлайновое пиратство.

    Онлайновое пиратство – это незаконное копирование и распространение (как для деловых, так и для личных целей) материалов, защищенных авторским правом – например, музыки, фильмов, игр или программ – без разрешения правообладателя.

    Интернет-дневники.

    Увлечение веб-журналами (или, иначе говоря, блогами) распространяется со скоростью пожара, особенно среди подростков, которые порой ведут интернет-дневники без ведома взрослых. Последние исследования показывают, что сегодня примерно половина всех веб-журналов принадлежат подросткам. При этом двое из трех раскрывают свой возраст; трое из пяти публикуют сведения о месте проживания и контактную информацию, а каждый пятый сообщает свое полное имя. Не секрет, что подробное раскрытие личных данных потенциально опасно.

    Интернет-хулиганство.

    Так же как и в обычной жизни, в Интернете появились свои хулиганы, которые осложняют жизнь другим пользователям Интернета.  По сути, они те же дворовые хулиганы, которые получают удовольствие, хамя и грубя окружающим.

    Недостоверная информация.

    Интернет предлагает колоссальное количество возможностей для обучения, но есть и большая доля информации, которую никак нельзя назвать ни полезной, ни надежной. Пользователи Сети должны мыслить критически, чтобы оценить точность материалов; поскольку абсолютно любой может опубликовать информацию в Интернете.

    Материалы нежелательного содержания.

    К материалам нежелательного содержания относятся: материалы порнографического, ненавистнического содержания, материалы суицидальной направленности, сектантскими материалы, материалы с  ненормативной лексикой.

    Преподаватель: Мы с вами уже рассмотрели те опасности, которые нам могу встретиться в интернете. А теперь давайте посмотрим, как этих опасностей можно избежать.

    Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»

    Преступники в интернете.

    Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки.    Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете.  

    Вредоносные программы.

    А) Никогда не открывайте  никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.

    Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.

    В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.

    Интернет-мошенничество и хищение данных с кредитной карты.

    А) Посещая веб-сайты, нужно самостоятельно набирать в обозревателе адрес веб-сайта или пользоваться ссылкой из «Избранного» (Favorites); никогда не нужно щелкать на ссылку, содержащуюся в подозрительном электронном письме.

    Б) Контролируйте списание средств с ваших кредитных или лицевых счетов. Для этого можно использовать, например, услугу информирования об операциях со счетов по SMS, которые предоставляют многие банки в России.

    Азартные игры.

    Помните, что  нельзя играть на деньги. Ведь в основном подобные развлечения используются создателями для получения прибыли. Игроки больше теряют деньги, нежели выигрывают.  Играйте в не менее увлекательные игры, но которые не предполагают использование наличных или безналичных проигрышей/выигрышей.

    Онлайновое пиратство.

    Помните! Пиратство, по сути, обычное воровство, и вы, скорее всего, вряд ли захотите стать вором. Знайте, что подлинные (лицензионные) продукты всегда выгоднее и надежнее пиратской продукции. Официальный производитель несет ответственность за то, что он вам продает, он дорожит своей репутацией, чего нельзя сказать о компаниях – распространителях пиратских продуктов, которые преследуют только одну цель – обогатиться и за счет потребителя, и за счет производителя. Лицензионный пользователь программного обеспечения всегда может рассчитывать на консультационную и другую сервисную поддержку производителя, о чем пользователь пиратской копии может даже не вспоминать. Кроме того, приобретая лицензионный продукт, потребитель поддерживает развитие этого продукта, выход новых, более совершенных и удобных версий. Ведь в развитие продукта свой доход инвестирует только официальный производитель.

    Интернет-дневники.

    Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.

    Интернет-хулиганство.

    Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству гриферов это, в конце концов, надоест и они уйдут.

    Недостоверная информация.

    Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.  

    Материалы нежелательного содержания.

    Используйте средства фильтрации нежелательного материала (например, MSN Premium’s Parental Controls или встроенные в Internet Explorer). Научитесь критически относиться к содержанию онлайновых материалов и не доверять им.

    Далее – просмотр видеофайла «Урок безопасного интернета для учащихся»

    Подведение итогов работы и эмоциональная обратная связь

    В заключении предложить участникам поделиться своими мнениями.

    Итоги занятия подводит преподаватель

    Знакомясь с человеком онлайн, никогда нельзя быть полностью уверенным, что он тот, за кого выдает. Длительность знакомства, обмен фотографиями, звонки по телефону, видео звонки, опыт предыдущих встреч – ничего из этого не может дать 100% гарантии, что онлайн другу можно полностью доверять.

    Безопаснее всего добавлять в друзья только тех, кого знаешь в реальности, и тех, кого хорошо знают, а реальной жизни твои друзья.

    Если ваш онлайн друг приглашает вас на встречу, то эту ситуацию необходимо обсудить с родителями, чтобы они были в курсе места и времени встречи. При возможности лучше вы пойдете со взрослыми, которому доверяешь, и выбирать людное место для встречи. Очень важно уметь сказать «нет» и позвать на помощь в сложной ситуации.

    И помните, Интернет может быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир – Сеть тоже может быть опасна!

    А на память об этом уроке я хочу подарить каждому из вас памятку по безопасному поведению в Интернете

      • Никогда не сообщайте свои имя, номер телефона, адрес проживания или учебы, пароли или номера кредитных карт, любимые места отдыха или проведения досуга. 

    • Используйте нейтральное экранное имя, не содержащее сексуальных намеков и не выдающее никаких личных сведений, в том числе и опосредованных: о школе, в которой вы учитесь, места, которые часто посещаете или планируете посетить, и пр. 

    • Если вас что-то пугает в работе компьютера, немедленно выключите его. Расскажите об этом родителям или другим взрослым. 

    • Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернете, которые вызвали у вас смущение или тревогу. 

    • Используйте фильтры электронной почты для блокирования спама и нежелательных сообщений. 

    • Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.

     • Прекращайте любые контакты по электронной почте, в системе обмена мгновенными сообщениями или в чатах, если кто-нибудь начинает задавать вам вопросы личного характера или содержащие сексуальные намеки. Расскажите об этом родителям.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока « Определение музыкальных способностей учащихся с помощью игр на первой стадии обучения».

    Место урока в дополнительной образовательной программе: занятие имеет большое практическое значение,  в игровой форме в самом раннем возрасте легко обнаружить имеют ли учащиеся тягу к занятиям му...

    Урок безопасности в сети Интернет.

    Урок безопасности в сети Интернет предназначен для учителей информатики и ИКТ для урока....

    Методическая разработка Внеклассного мероприятия «Урок безопасности в сети «Интернет»»

    Мероприятие предназначено для студентов 1 курса специальностей, реализуемых в колледже. Методическая разработка предназначена для усвоения студентами правил безопасного использования сети  «Интер...

    Конспект урока по арифметике для учащихся коррекционной школы VIII вида ( 7 класс)

    Тема урока: «Нумерация чисел третьего десятка. Сравнение чисел» . Конспект разработан для учащихся коррекционных школ со сложной структурой дефекта....

    Урок Безопасный Интернет

    Урок Безопасный Инетернет предназначен для студентов 1 курса или для обучащихся 10 классов...

    План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса Тема: «Текстильные материалы из химических волокон».

    План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса  по учебнику :  Технологии: 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений [Н.В. Синица, П.С. Самородовский, В.Д. Симоненко и ...

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по учебному предмету «Информатика» Тема: «Единый урок безопасности в сети Интернет»

    Современную жизнь трудно представить себе без сети «Интернет».  Современные компьютерные технологии стремительно развиваются и занимают все больше места в жизни каждого человека.По да...