"Развитие технических способностей пианиста"
статья

Военушкина Наталья Александровна

Знакомство с биографией и творчеством Великого пианиста и педагога Карла Черни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вечер совместного музицирования с участием родителей на тему:

«Картины природы в искусстве».

Выполнила:

Военушкина Наталья Александровна

                                                преподаватель по классу фортепиано

НГ МБОУ ДОД "Детская школа искусств"

Пояснительная записка

     Вечер совместного музицирования -  это форма взаимодействия педагога и семьи учащегося. Все вместе мы – педагоги и родители,  делаем  одно дело, нам доверено самой жизнью воспитать, обучать, вырастить из детей достойных людей. Именно на этом принципе лучше всего строить отношения с родителями, выстраивать концепцию оптимальных взаимоотношений. Об этом необходимо помнить самому и регулярно напоминать родителям.

     Концерт учащихся дает возможность родителям увидеть и оценить творческий потенциал своих детей. Наш вечер призван укрепить творческое  содружество:  ученик – родитель – педагог,  дать возможность проявить себя творчески каждому учащемуся класса, подготавливаясь дома совместно с родителями.  Выступая на сцене, каждый учащийся в соответствии со своими индивидуальными способностями может выразить себя, а каждый родитель  может увидеть уровень развития своего ребенка.

    Выбирая тему своего мероприятия, я основывалась на том, что сейчас, к сожалению, утрачиваются такие семейные традиции, как вечера совместного музицирования, которые способствуют духовному общению между взрослыми и детьми, а дети не имеют возможности выразить себя в творчестве. Наши дети и родители не имеют возможности  в  маленьком городе часто посещать  художественные выставки, концерты филармонии, поэтические вечера. Вместе с тем родители желают видеть своих детей культурными, образованными, хорошо воспитанными людьми. Эстетически воспитанный человек – это человек, который умеет находить, чувствовать, создавать прекрасное в жизни и в искусстве, оценивать явления и факты окружающего мира по законам гармонии и красоты.  Такой человек отличается от других развитым духовным миром, способен сопереживать другим людям, он вежлив в обращении, участлив и предупредителен, потому что он чувствует и ценит красоту подобных взаимоотношений с людьми.

     На предложение о создании  вечера совместного музицирования все, и дети, и их родители, откликнулись очень охотно и с удовольствием к нему готовились. Такая форма выступления учащихся, как концерт для родителей, в котором тесно переплетаются три вида искусства, поможет увидеть и услышать выступления детей, окунуться в мир музыки и поэзии, насладиться картинами великих художников.

Цель данного мероприятия:

     

      Воздействие через искусство на духовный мир детей и взрослых.

Задачи:

    - сплотить учащихся и родителей  через совместное творчество;  

    - соединить в одно целое такие виды искусства, как музыка, поэзия, живопись;

    - повысить  духовно-эстетический уровень учащихся и их родителей;

    - пробудить интерес и любовь не только к музыке,  но и к другим видам искусства;

     - воспитать чувство ответственности учащегося за результат своей работы;

- повысить мотивацию к дальнейшему сотрудничеству педагога, учеников и родителей.

Искусство играет огромную роль в жизни любого человека, общества, обеспечивая накопление и передачу духовного опыта и эстетических ценностей от поколения к поколению, от человека к человеку, от культуры к культуре. Осваивая произведения искусства, человек познает мир, его прошлое, настоящее, будущее, учится постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого.

Пренебрежение высокой культуры и ее ценностей может привести к падению нравственности, и как следствие, разгулу преступности и тому подобным негативным явлениям. И культурная политика любого государства должна обеспечивать поддержку искусства, которое сейчас переживает не лучшие времена. Ведущее место в эстетическом воспитании принадлежит искусству. Не каждый ребенок станет композитором, художником, писателем, но каждый человек может научиться любить и понимать прекрасное.

Мы, преподаватели, должны расширять кругозор родителей и детей, поддерживать постоянный интерес родителей к музыкальным занятиям ребенка, поощрять  его за достигнутые успехи в сфере искусства.

Родителям важно создать в семье атмосферу уважения к музыкальным занятиям  ребенка и к музыке, и искусству  в целом, чему будет способствовать совместное посещение концертов, музеев, театров, обсуждать  произведения искусства при уважительном отношении к высказываниям ребенка.

В нравственном воспитании подрастающего поколения огромное значение приобретает эстетическое восприятие природы. Умению найти в окружающей человека природе прекрасное, эмоционально отозваться на все звуки и краски надо учить детей с самого раннего возраста.

     Природа вызывает у детей огромный диапазон чувств и переживаний. Любование прекрасными картинами природы дает пищу детской фантазии, обостряет наблюдательность, настраивает на глубокие размышления. Наблюдения за явлениями природы делает слух ребенка тоньше, глаз острее, а душу – богаче и щедрее.

     Эстетическое восприятие природы имеет и социальный характер. С любви к природе начинается любовь к родине. С детских лет в памяти каждого из нас живет светлый образ родного края. У одних это близкие их сердцу поля, реки и озера, у других – высокие горы, у третьих – тихие улочки шумного города. Любовь к родному краю мы проносим через всю жизнь.

      Красоту и непередаваемую прелесть русской природы воспели в своих произведениях русские композиторы: классики и современники. Образы природы в музыке несут в себе песенное начало. В них иногда слышится элемент звукоизобразительности, но в основе основ – песенная выразительность, тонко и чутко передающая переживания людей.

      С музыкальными картинами природы, посвященными временам года, дети знакомятся по произведениям Вивальди, Чайковского, Глиэра, Шуберта и других русских и зарубежных композиторов. Все эти произведения различны по содержанию и характеру, однако их объединяет проникновенная любовь к природе. Но это не только разнообразные картины и явления природы – безбрежные поля, бурные реки и тихие озера, пение птиц, шум леса. Здесь выражаются чувства человека, вызванные этими картинами: грусть и радость, буйное ликование и тихая задумчивость.

     В нашем концерте тесно сплетаются три вида искусства: музыка, поэзия, живопись. Картины природы,  смена времен года  проходят сквозь эти виды искусства. Поэты рисуют нам картины природы словами, художники  - красками, композиторы пользуются для этого своими средствами – музыкальными звуками.

Подготовка к вечеру

     Заранее каждому учащемуся класса в зависимости от возраста и индивидуальных способностей подбирается музыкальное произведение на тему природы, а также, помимо разучивания произведения,  каждый должен совместно с родителями найти подходящую по замыслу картину художника и стихотворение, передающее образ и характер произведения.

    Составляется концертная программа, создается родительский комитет класса, назначаются ответственные за подготовку к концерту, которые будут оформлять зал, печатать афишу и пригласительные билеты. Также выбираются родители, ответственные за техническое обеспечение концерта, и ответственные за приобретение похвальных грамот и памятных подарков всем участникам.

      Все учащиеся тесно сотрудничают с городской библиотекой и интернет-ресурсами в поисках материала.  Также идет поиск художественного материала, для этого установлен контакт с преподавателями изобразительного отделения Школы искусств. Учащиеся под контролем преподавателя и родителей разучивают свои произведения. Накануне мероприятия проводится репетиция.

      Участники мероприятия – учащиеся моего класса специального фортепиано. Возрастная категория 8 – 15 лет (2 – 7 классы). Количество участников – 17.

     Интересы учащихся: возможность выступить на сцене, показать родителям свою работу, поднять свой исполнительский уровень, обрести уверенность в своих силах.

      Родителей: Прослушать выступления  своих собственных детей,  увидеть уровень музыкального  и художественного исполнения других учащихся, услышать произведения выдающихся поэтов, посмотреть картины замечательных художников, расширить свой кругозор. Оценить мероприятие в целом.

     Преподавателя: Показать  работу над каждым музыкальным произведением с каждым учащимся, повысить его исполнительский уровень, научить ребенка передавать образ и характер каждого произведения. Закрепить  мотивацию к дальнейшему обучению. Сплотить родителей и детей на примере совместного творчества.

План мероприятия

Подготовка к концерту, разучивание стихов, музыкальных произведений, поиск произведений живописи. Установка оборудования для показа слайдов. Репетиции в концертном зале школы.

  1. Проведение тематического вечера.
  2. Выступления учащихся (чтение стихов и музыкальное исполнение), сопровождаемое показом слайдов с картинами художников.
  3. Поздравление и награждение учащихся памятными подарками.
  4. Высказывания родителей по поводу состоявшегося мероприятия. Их оценка совместной работы.

Рефлексия

       Проведенный вечер показал, что все родители и учащиеся готовы к сотрудничеству на благо общего дела. Совместная деятельность родителей и детей по подготовке к концерту, поиск стихов и картин укрепляет их  взаимоотношения, воспитывает  дисциплину и чувство ответственности за качественную подготовку своего выступления. Между родителями, учащимися и педагогом установлен хороший контакт, что позволит в будущем привлекать родителей к любому совместному мероприятию.

Дети в классе обладают разными способностями, не все могут успешно выступать на сцене, единицы играют на больших школьных мероприятиях и участвуют в конкурсах. Преимущество концертов класса таково, что абсолютно каждый учащийся может проявить себя как исполнитель, что повысит его самооценку.Учащиеся могут слышать выступления разного возрастного уровня на одном концерте.

Так как родители тоже не всегда посещают академические концерты своих детей, они не имеют возможности услышать их выступление на сцене. Здесь же дается возможность каждому родителю оценить выступление своего ребенка, сравнить его достижения с достижениями других учащихся. Мероприятие помогает выявить и другие способности детей, такие, как чтение стихов, передача художественных образов в разных видах искусства.

Это ведетк более глубокому пониманию связей нескольких видов искусства и является хорошей мотивацией для дальнейшего обучения в школе искусств.

Сценарий  вечера на тему: «Картины природы в искусстве».

Ветер чуть слышно поет,

Липа вздыхает у сада

Чуткая музыка всюду живет –

В шелесте трав, в шуме дубрав-

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

  1.С.Погореловский.Стихотворение «Лес». Слайд  И.Шишкин«На лесной опушке».

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою,

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе и серебре?

Кто в глуши твоей томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь, мы свои.

Исполняется пьеса: И.Беркович. «На опушке».

  2. Т. Кайзер. Стихотворение «Белка». Слайд  Р.Коллинсон  «Белки».

Рыжий маленький зверёк                                                Хоть и занят он собой,
Прыгнул с ветки на пенёк                                               Ушки ловят звук любой,
Парашютом пышный хвост,                                           Но попробуй подойди
Лапки чешут чуткий нос.                                                 Уже с дерева глядит.

                                                  Трудно с белкой подружиться
                                                     Ей на месте не сидится.

  3.Н.Голубева.стих «Радуга и дождь».Слайд А.Куинджи. «Последний дождь. Радуга».

Громко дождь стучал по крыше,

А потом все тише, тише

И сбежал… Но в небе чистом

Семицветная дуга под названьем Радуга!

Жалко краску смыл немножко,

Но по радужной дорожке

Заберусь я на дугу

И подкрасить помогу.

Исполняется пьеса:  С. Прокофьев. «Дождь и радуга».

4. А.Плещеев.Стихотворение «Весна».СлайдВ.Бакшеев. «Голубая весна».

Травка зеленеет, солнышко блестит,

Ласточка с весною в  сени к нам летит.

С нею солнце краше и весна милей.

Пощебечь с дороги нам привет скорей!

Дам тебе я зерен,

А ты песню спой,

Что из стран далеких принесла с собой…

Исполняется пьеса: Г.Фрид. «Весенняя песенка».

5.С.Маршак. Стихотворение«Дождик».Слайд:Л.Афремов. «Под дождем».

Ветерок бежит по саду,

от реки несет прохладу,

А с прохладой вместе

радостные вести:

-Вы послушайте, цветы,

скоро-скоро с высоты

Гром из тучи грянет,

дождь забарабанит

По цветам, по листам,

По деревьям и кустам.

Только вы не бойтесь,

хорошо умойтесь!

Исполняется пьеса:   Косенко. «Дождик».

  1. Д.Герасимова. Стихотворение «Листья».Слайд:    К.Писсаро. «Осень».

Яркими красками листья сверкают,

Ветер подует – они облетают…

Будто бы бабочки, листья порхают,

Кружатся в небе, летают, летают.

Пестрым ковром на землю ложатся

Они под ногами у нас шелестят

Об осени скорой нам говорят.

Исполняется пьеса:  С.Геллер. «Порхающие листья».

  1. И.Бунин. Стихотворение «Поле». Слайд:И.Левитан. «Июньский день».

Шире, грусть, распахнись для принятия

    Чувств  весенних – минутных гостей!

    Ты раскрой мне, природа, объятия,

    Чтоб я слился с красою твоей!

    Ты, высокое небо, далекое,

    Беспредельный простор голубой!

   Ты, зеленое поле широкое!

   Только к вам я стремлюся душой!

Исполняется пьеса:  Р.Глиэр.  «В полях».

8.   А.Гольберт. Стихотворение «Тропинка». Слайд:И.Казарин. «Лесная тропа».

Ждет меня тропинка прямо у реки,

Буду по тропинке босиком идти.

Посмотрю направо – море васильков,

   Погляжу налево и замру без слов.

   Прямо у причала дивные мосты –

   Радуга венчает воды и кусты.

Исполняется пьеса в 4 руки:   А.Балаев. «Знакомая тропинка».

9.И.Токмакова. Стихотворение«Проталинка». Слайд:А.Герасимов.«Проталина».

К нам весна шагает

Быстрыми шагами,

И сугробы тают

Под ее ногами.

Черные проталины

На полях видны.

Видно, очень теплые

Ноги у весны.

Исполняется пьеса:  С.Коровицын. «Первая проталинка».

10.В.Жуковский. Стих  «Черемуха».Слайд:В.Солдаткин. «Черемуха цветет».

Черемуха душистая

цветами убрана

И шепчет солнцу ясному:

«Прохлада мне нужна»

Исполняется пьеса:  И.Парфенов.  «Черемуха над водой».

11.С.Маршак.Стихотворение «Подснежник».Слайд: В.Довбенко. «Подснежник».

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи.

Пробивается медведь

Сквозь лесной валежник,

Стали птицы песни петь

И расцвел подснежник

Исполняется пьеса:  П.Чайковский.  «Подснежник».

12.Л.Стефанович.  Стихотворение«Гроза».Слайд  С.Лим. «Гроза».

Стального цвета небо стало,

Собрались в кучу облака,

И словно небо разорвала

Нетерпеливая гроза.

Еще кучнее тучи сжались,

По ним прошелся сильный гром,

Они вверх дном перевернулись,

На землю вылились ведром.

Исполняется пьеса:  Ф.Бюргмюллер «Гроза».

13.В.Александрова.Стихотворение «Фиалка».Слайд.  К.Мане. «Фиалки».

Фиалка – сказочный цветок

Никто не может с этим спорить.

Созданье дивной красоты

И удивительных историй.

Зимою стужа и метель,

Природы дивной замиранье,

А где фиалка – там свирель

И вечное весны дыханье.

Исполняется пьеса:  Н.Раков. «Первая фиалка».

14.М.Блинникова. Стихотворение«Ручеек». Слайд:И.Шишкин. «Лесной ручей».

На солнечной проталинке,

Где таял старый снег,

Вдруг ручеечек маленький

Веселый взял разбег.

Он солнечными блестками

Играя и искрясь,

Струился под березками,

- Весна уж началась!

Исполняется пьеса:  Э.Григ. «Ручеек».

15.Н.Гончаров. Стихотворение «Праздник лета». Слайд:Т.Мартин. «Цветочный вальс».

Все кружатся, веселятся

      И деревья, и цветы.

На лугах шелковых праздник,

Лето в гости вновь спешит,

Расшумелся лес проказник,

Разноцветьем луг звенит!

Исполняется пьеса в 4 руки: П.Чайковский. «Вальс цветов

                                   Используемая   литература

  1. А Радугин. Эстетика. М. 1998г.
  2. Ю.Бабанский. « Педагогика» 1988г.
  3. В.Минский. Эстетическая культура и личность. М.Знание. 1987.
  4. Учитель. Эстетическое воспитание в начальной школе. Разработки внеклассных мероприятий. М.2000г.
  5. С.Аничкин. Эстетическое воспитание и эстетическое развитие школьника. М.2001г.
  6. И.Подласый. Педагогика. М.2002г.
  7. Х.Лбянова. Формирование эстетической культуры школьников. Электронный ресурс. 2016г.
  8. И.Тисленкова. Эстетическое воспитание школьника. Пособие. М.2016г.
  9. Сборники  стихов А.Плещеев, И.Бунин, С.Погорельский, С.Маршак, И.Токмакова, В.Гвоздев, Н.Голубева, Д.Герасимов.
  10. А.Милич. Хрестоматии для фортепиано 2-7 классы.
  11. П.Чайковский. «Времена года»
  12. Э.Григ. Избранные произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способно ли дифференцированное обучение помочь в развитии интеллектуальных способностей обучающихся.

Как я применяю дифференцированное обучение на уроках  "Технологии изготовления швейных изделий"....

"Развитие технических способностей пианиста"

Знакомство с биографией и творчеством Великого пианиста и педагога Карла Черни....

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

О преодолении технических трудностей пианиста

Для обучения игре на фортепиано очень важно определить физиологическую готовность ребенка....

Программа по выявлению и развитию технических способностей обучающихся

Программа по выявлению способностей, обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС - формирование всесторонне развитой личности. Программа по выявлению способностей обучающихс...