Методическая разработка урока технологии на тему «Реставрация декоративного фрагмента золочением»
методическая разработка по теме

Соколова Елена Николаевна

Методическая разработка  урока на тему "Реставрация декоративного фрагмента -  золочением"

Скачать:


Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ Реставрационный колледж «Кировский»

Методическая разработка урока

Преподаватель технологии Соколова Е.Н.

На тему: «Реставрация декоративного фрагмента золочением»

Содержание

  1. Историческая справка        3
  2. Технологическая карта        6        
  3. Инструменты и приспособления        8
  4. Материалы        9
  5. Реставрация        10
  6. Охрана труда        16
  7. Список использованных источников        18

Историческая справка золочения

История золочения уходит своими корнями в эпоху, когда Колумб еще не открыл Америку. Уже в то далекое время активно изучались характеристики золота.

Первое обнаруженное свойство: золото обладает очень большой пластичностью. Оно способно расплющиться в тончайшую пленку, в несколько раз тоньше волоса, или тончаюшую проволоку большой длины. Именно поэтому листовое золочение считается самым древним методом, основные этапы которого применяются до сих пор. Сусальное золото берет свое начало в Древней Индии, дальше через Ближний Восток, простирается до Египта, его известных гробниц фараонов. В Древнем Египте для демонстрации власти золотой фольгой покрывали деревянные носилки фараонов. Такие носилки были легкими, а выглядели так, как будто сделаны из чистого золота. Этот способ золочения, начиная с X-XI вв, широко применялся и в Киевской Руси. В делах Государственного архива древних актов за 1722 год упоминается фабрика “волоченого и плющеного” золота и серебра у Варварских ворот в Москве. Известно, что большое количество сусального золота пошло на декоративную отделку строившегося Царскосельского дворца. Сегодня, к примеру, таким способом покрыт 72-метровый шпиль Адмиралтейства в Петербурге, или, фонтан «Самсон» в Петродворце покрыт 5-граммовым сусальным золотом.

Как только стало известно, что золото способно хорошо растворяться в ртути, был изобретен способ получения амальгамы и соответствующее ему "ртутное золото". Это так называемый огневой метод, когда на приготовленную поверхность наносится слой амальгамы (смесь золота и ртути), при нагреве изделия ртуть испаряется, а золото хорошо пристает к поверхности. Срок службы покрытий, полученных этим способом, 100-150 лет. На Руси амальгамный способ использовали так: на горячую медную поверхность наносили лак и соскабливали на нем рисунок. Затем поверхность натирали амальгамой, после нагревания лак удаляли, и на поверхности оставался красивый рисунок на черном или коричневом фоне.

Таким же образом золотили и большие поверхности - к примеру, купола. Великий памятник этому типу золочения - Исаакиевский собор в Петербурге. Конечно, этот способ золочения очень опасен, и при работе над этим собором в 1838—1841 годах около 60 человек отравились парами ртути. Сейчас такой способ золочения не применяется.

Кроме перечисленных свойств, золото в разных соединениях легко разлагается при нагревании и выделяется металлическое золото. Еще в древности позолотчики наносили позолоту на фарфор и стекло, а потом прокаливали его в печи, и на поверхности получался красивый ровный золотой узор. Тогда же было обнаружено, что в вакууме золото испаряется, образуя тонкую равномерную золотую пленку, которой таким образом покрывали изделия.

Основываясь на химических свойствах золота, еще андские мастера умели золотить медные изделия, используя два способа - электрохимическое и эрозионное золочение.

Эрозионный способ был распространен в древней Америке. Лист из сплава меди и золота покрывали слоем оксида и после окисления многократно удаляли оксид меди, оставляя на листе больше и больше золота.

Продолжая электрохимические исследования, с середины XIX в. и по сей день разрабатывают и применяют гальванический метод золочения,  при котором изделие покрывают золотом с помощью химического раствора и пропущенного через него тока. Такое покрытие обладает наибольшей химической стойкостью, и в наши дни применяется не только в ювелирном деле, но и в электронной промышленности.

Покрытием золотом повышают твердость поверхности и защищают ее от коррозии. Но в первую очередь, все методы золочения стали распространенными и доступными для того, чтобы научиться придавать изделиям красивый, благородный, "золотой" вид.

На сегодняшний день самым популярным является гальваническое золочение. Так золотят корпуса часов, покрывают электрические нагреватели, музыкальные инструменты, детали искусственных спутников и многое другое. Но для золочения в домашних условиях более подходит листовой метод, а также заменяющие его "холодные методы"именяется.

Технологическая карта 

Состав работ

Инструменты и приспособления

Способы выполнения

Золочение сусальным золотом на мордане

  1. Подготовка

- шлифовка и очистка поверхности;

- восстановление утрат;

- нанесение левкаса;

- шлифовка

- нанесение шеллака;

- нанесение лака УНИКУМ

- натирание льняной тканью;

- подготовка мордана;

II.         Реставрация

- подготовка золотых листов

- нанесение мордана

-втирание мордана

- нанесение золота

- доработка пропущенных участков

- полировка

- наждачная бумага

- шпаклевка, щпатель, скальпель

- кисть

- наждачная бумага(абразив)

- кисть

- кисть

- льняная ткань;

- золотарный нож

- кисть

- бинт, марля

- золото, лапка, золотарная подушка, вата

Все операции делаются вручную.

- Минимальное количество слоев - 4-5, максимально - 7-8 слоёв;

- бумага зернистостью Р240, Р400;

- около 3 слоев, через просушку(со шлифовкой каждого слоя);

- сохнет от 12ч. до суток;

- 2 слоя через просушку;

- 1\1 мордан\разбавитель

- в случае мелкой работы, зотолые листы нарезаются для удобства;

- ждать примерно 5 м;

- насухо;

- для начала – проверить качество втертого мордана, с помощью не большого отрезка золота. Далее золочение;

- не позднее чем через сутки, т.к. если провести полирование поверхности позднее золочение может стать хрупким и лист сусального золота может слететь.

Инструменты и приспособления

Золочение выполняют специальным набором инструментов. Аксессуары для позолотчиков продуманы до мельчайших деталей и необычайно изысканы на вид. Хрупкие зубки из агата всевозможных форм, которые используются для полировки золотой поверхности. Подушечка, на которой режут золотые листики, сделана из тонкой замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы исключить малейшее колебание воздуха, способное сместить тончайший лист золота.

Набор позолотчика состоит из золотарной подушки, ножа, лампензеля, перчаток, мордана и, конечно, книжки сусального золота.

Нож позолотчика

Символ профессии, нож позолотчика является одним из самых важных в работе мастера. Этот нож очень отличается от привычных режущих инструментов. Золотарные ножи бывают односторонней и двусторонней заточки и имеют округленное на конце лезвие. Это вещь сугубо профессиональная, и режет особенным образом. С помощью этого инструмента мастер как бы продавливает сусальный лист, разделяя его на части – строфья.

Золотарная подушка

Именно на золотарной подушке позолотчик обрабатывает драгоценные листы сусального материала. Подушка позолотчика создана из тончайшей замши и защищена экраном из пергамента для того, чтобы при работе защитить хрупкие сусальные листы от малейших колебаний воздуха.

Лампензель

После того, как лист сусального золота порезан на части, мастер берется за лампензель – особую беличью кисть. С помощью этой кисти кусочек сусального материала переносится на вызолачиваемую поверхность. Исключение – отдельные работы по золочению куполов, когда, выражаясь языком позолотчиков, мастер «кидает» сусальные листы на поверхность прямо из книжки. В зависимости от размера порезанных частей сусального металла используются лампензели разных диаметров. В наборе кистей мастера-позолотчика существует и золотарная лапка – веерообразная беличья кисть, которая также позволяет подхватить золотую пластину и перенести на вызолачиваемую поверхность.

Агатовые зубки

Необходимы в завершающем этапе полиментного золочения. Представьте себе поверхность, содержащую мельчайшие выемки, разнообразные углубления, например, замысловатую лепку. Эти элементы декора, как и всю вызолачиваемую поверхность, мастеру необходимо довести до надлежащего вида – эффекта цельного золота. Для этого после нанесения золотого слоя, поверхность обрабатывается агатовыми зубками. Форму зубка подбирают в зависимости от формы деталей декорируемой поверхности. Благодаря полировке агатовыми зубками вызолоченная поверхность приобретает необходимый блеск.

Материалы 

Для золочения выбранной поверхности требуется ее последовательная обработка. На каждом этапе обработки необходим некоторый набор инструментов и материалов. Набор материалов зависит от вида обработки и уровня позолотчика, а также от требований к готовой поверхности. Все материалы можно разделить на группы:

На что клеить (материалы):

  • клей
  • грунт (полимент, левкас)
  • паста
  • лаки, пигменты, мордан
  • мел

Что клеить:

  • сусальное золото
  • поталь

Чем клеить (инструменты):

  • кисти
  • ножи
  • зубки
  • пемза, зубки
  • подушка

Материалы и инструменты для золочения можно приготовить самому, либо купить готовые - поталь, сусальное золото, необходимые адгезивы, грунты, кисти и другие инструменты.

Реставрация

Техника золочения является очень сложным и длительным процессом. Сначала поверхность, подлежащая золочению, шлифуется. Удаляются все шероховатости, заполняются специальной полировочной пастой все трещинки. Затем отшлифованная до идеального состояния поверхность покрывается несколькими слоями смеси из мездрового и животного клея.

Приготовление клея также процесс трудоемкий Сначала клей животного происхождения (это может быть , например, клей из кожи кролика) отмачивают в воде до полной мягкости в течение 24 часов , затем медленно подогревают до полного растопления, постоянно помешивая , но не до кипения. Сняв с огня, этот клей смешивают с мездровым клеем и подогревают на медленном огне. Затем поверхность покрывают несколькими слоями этого раствора. После нанесения каждого слоя накладывается грунт для получения ровной поверхности. Когда последний слой высыхает, при помощи кисти наносится позолотная паста.

Паста обычно бывает трёх оттенков: желтый, красный и чёрный. Перед использованием позолотная паста смешивается с двумя объемами теплого животного клея. После высыхания пасты поверхность аккуратно очищают от пыли.

Следующая стадия состоит в процессе увлажнения покрытия водой посредством мягкой кисти. Как только вода окрашивается - время накладывать листовое золото. Тончайший лист золота накладывается на левкас (полировочную пасту) при помощи специальной позолотной кисти, затем оставляется до полного высыхания. Наконец, позолотный лист полируется пемзой. Площади камня и позолотного листа должны совпадать, чтобы при определенном усилии позолотный лист плотно пристал к поверхности.

Позолотная паста просвечивает сквозь листы золота, придавая золоту тот или иной оттенок, который сохранит свою яркость и блеск долгие годы. Разумеется этот способ подразумевает использование как сусального золота, так и его имитации. Имитационное золото изготавливается из различных металлических сплавов и встречается в виде полос или небольших листов (примерно 16*16см).

В отличие от настоящего золота, имитационное нуждается в защите от потускнения. Для этого существуют специальные лаки, в том числе, меняющие цветовую тональность листа. Особым изыском является битумный лак, придающий старинный вид золочёным и серебрёным поверхностям. После высыхания такой лак полируется тряпкой, минуя труднодоступные участки, где остается патина, чем и достигается желаемый антикварный эффект. Когда мало времени, вместо традиционного сложного грунта можно использовать его заменитель - грунт-болюс "белая вода". Его достаточно лишь нагреть и нанести несколько слоев с интервалом в несколько часов.

Виртуозный и кропотливый труд позолотчика-реставратора всегда востребован, а новые технологии производства материалов для золочения способны удовлетворить даже самого требовательного мастера.

Успешное золочение зависит не только от качества сусального золота, но и от мастерства позолотчика. Существует несколько способов золочения, например, в старину церковные купола золотили особым способом - "огневое золочение".

Огневое золочение - это не только прочное покрытие и красивый металл, но и очень хорошая защита, позволяющая золоту даже при нынешней экологии больших городов и "кислотных" дождях сохранять свои качества.

Иконописцы в своих работах применяют два основных метода золочения.

Первый называется "на полимент" или "водяной" этот интерьерный способ золочения применяется так же в отделке рам для картин и киотов. Полиментом называют сложно приготовленный левкас, на который наносится сусальное золото.

Существует несколько видов полиментов. Основной компонент полимента - специальная глина. Месторождения такой глины есть в Италии, Франции, Германии, США, Канаде. Но самая лучшая глина, обладающая удивительным красным цветом и отличающаяся от других сортов более мелким помолом и большей твердостью, добывается в Армении. Состав полимента прост: глина, осетровый или кроликовый клей, капля льняного масла.

Способ золочения на полимент еще называют "русским" или "на водку" . Водка обеспечивает ровность нанесения золота. Утопленное в водке золото "горит", становится "жирным", то есть выглядит так, словно за тонким сусальным листком еще несколько сантиметров золота.

Технология "водяного золочения" практически не изменилась, сегодня этот процесс происходит так же, как и в древности. Сухую глину в кусках размачивают эмульсией, состоящей из яичного белка, смешанного с водой затем растирают на мраморной доске до тех пор, пока масса не станет густой. Растертую массу помещают в сосуд, выливают в него остаток эмульсии и тщательно перемешивают.

Перед золочением полученную массу надо растопить на водяной бане и нанести кистью из волоса белки или куницы на идеально подготовленную для золочения поверхность ровным слоем, дать ему просохнуть, а затем отполировать тканью из конского волоса.

После этого лист золота с помощью кисти (лампемзель) осторожно перемещают из книжечки сусального золота на подушку позолотчика. Здесь его разрезают ножом позолотчика до нужного размера и формы.

Потом полимент покрывается водкой и в него топится предварительно выкроенный лист золота. Листы должны ложиться без морщин, один на другой с перехлестом в несколько миллиметров. Водка немного растворяет входящий в состав полимента клей, втягивает сусальный лист, а затем испаряется. Лист золота становится одним целым с полиментом, и неровности исправить уже нельзя. После нанесения золота (через 12-24 часа) его можно полировать . Для получения мягкого блеска золото полируется мягким тампоном из ваты, капроновым чулком или беличьей кистью. Яркого блеска можно добиться полировкой камнем агатом (зубком). Раньше золото полировали медвежьем или кабаньим клыком, поэтому классическая форма зубка (инструмент из агата) напоминает кабаний клык.

Второй, самый распространенный, способ золочения называется "масляным" . На подготовленную отшлифованную поверхность левкаса наносится специальный лак - мордан. Существуют три разновидности лака, различающиеся по скорости высыхания: часовой, трехчасовой и двенадцати часовой. Лучший мордан - янтарный, это самый дорогой лак в мире. Его производят из отходов янтарного производства. Мелкие кусочки калибруют по цвету, перемалывают в пыль, заворачивают в марлю и помещают над парами скипидара.

Образовавшиеся на марле капли собирают и получают лак, в который добавляется касторовое масло и тюлений жир. Покрытые янтарным лаком купола стоят десятилетиями.

В качестве примера современного способа золочения сусальным золотом на лаке мордане можно назвать шпиль центрального павильона ВВЦ в Москве вызолоченный в 1952 году. При этом способе золочения нанесенный на поверхности лак через определенное время высыхает и достигает стадии "отлипа" - начинает скрипеть под пальцами. На лак наносится сусальный лист и прилипает к нему. Затем лист полируется ватой, кистью или капроновым чулком.

Помимо двух основных методов существуют другие способы золочения, которые применяют иконописцы. Один из древних русских способов называется "чесночным" . Из долек свежего чеснока механическим путем получают сок. Для удобства нанесения на него золота сок может быть разбавлен дистиллированной водой. Сок наносят мягкой кистью на подготовленную поверхность ровным слоем, когда он высохнет его полируют. Просохший и отполированный слой увлажняют дыханием (появляется отлип) затем сусальное золото переносят на поверхность и прижимают тампоном через слой кальки или папиросной бумаги. Золото при таком золочении приобретает странный отблеск.

Существуют и синтетические лаки, делающие золочение намного удобнее и экономичнее, например, материал, называемый "мист". Водяное золочение иногда заменяется униполиментом (унифицированный полимент), однако по методу и производимому эффекту этот способ больше напоминает масляное золочение. Униполимент делает возможным перенесение водяного золочения на архитектуру. Он сохраняет свойства масляного золочения, но при этом обладает блеском водяного золочения.

Золотить на униполимент довольно сложно, поэтому чаще его используют для выделения деталей (нимба на иконе, орнамента), а не покрытия больших поверхностей. Иногда основа для иконы полностью покрывалась золотом, и лишь потом прописывались лики и фигуры: золотая основа просвечивала, и лики начинали светиться. Также для покрытия иконы использовалось сусальное серебро, которое после покрытия янтарным лаком приобретало необыкновенно светящийся золотистый оттенок (техника хохломы). Когда художник иконописец прописывает золотом складки одежды (такая техника письма называется "пробела инакопью"), то он использует для этого "творёное золото". Творёное золото приготавливают из листового сусального золота путем растирания пальцем на блюдце. Мелко истолченный гуммиарабик (смола арабской акации) кладут на блюдце, добавляют несколько капель теплой дистиллированной воды и растирают до состояния однородной массы. Процесс растирания сусального золота длительный и требует тщательного исполнения. По окончании процесса творёное золото выглядит желтоватой краской, не содержащей заметных для глаза отдельных частичек. По достижению такого состояния золото подвергают промывке, наливая в блюдце воду небольшими порциями, затем фильтруют через тонкий батист в другое блюдце, воду сливают. Остаток воды выпаривают над лампой. Твореным золотом пользуются как краской, разводя его водой.

Охрана труда

Охрана труда и техника безопасности в первую очередь связаны с использованием в той или иной мере токсичных и пожароопасных материалов. Поэтому и в лабораторных, и в полевых условиях должны проводиться все необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасность работы реставраторов. К мероприятиям общего порядка можно отнести правильно функционирующую систему приточно-вытяжной вентиляции, проведение ряда работ в вытяжных шкафах или в специальных вытяжных устройствах, правильное хранение указанного типа материалов. К индивидуальным мерам защиты относится знание и строгое соблюдение инструкций по технике безопасности, правильная организация труда, использование защитных мер - респираторов с соответствующими фильтрами, резиновых перчаток, защитных очков и др.

Реставратор должен работать в респираторе, и не находится в помещении больше необходимого времени.

В помещениях для общереставрационных процессов, где проводится расчистка, применяются различные растворители. Следует обращать внимание на то, чтобы на рабочих столах они находились в небольших количествах в стеклянной посуде с двойными пробками строго маркированные.

Строгое соблюдение всех мер техники безопасности и охраны труда является обязательным условием работы реставраторов, как в полевой обстановке, так и в лаборатории.

Список использованных источников

  1. «Золочение сусальным золотом и поталью»: http://susal.ru/index.php
  2. «РАРИТЕТЪ»: http://www.susalnoe.ru/
  3. «Иконопись и реставрация»: http://www.ikona-art.ru/
  4. «Art Conservation»: http://art-con.ru/
  5. «Новый камень»: http://www.mstone.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Стилизация фигуры человека в декоративной и станковой композиции"

Задачи урока            Выполнение декоративной композиции, в которой будут решаться вопросы стилизации фигуры человекаОвладения умениями органич...

Методическая разработка урока технологии штукатурных работ по профессии »Штукатур»

Помощь преподавателю спецдисциплин коррекционных групп...

Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"

Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...

Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт

Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...

Методическая разработка урока технологии по теме:" Ассортимент женских жакетов. Описание внешнего вида модели. Детали кроя жакета"

Урок позволит обущающимся узнать по каким признакам различаются жакеты. Что входит в описание модели  и как различаются детали кроя жакета....

Методическая разработка урока технологии по теме: Обработка застежки мужских брюк на петли и пуговицы.

Методическая разработка содержит презентацию и конспект к одной из тем посвященной технологии изготовления брюк....