Методическая разработка урока "Выполнение росписи цветочной композиции по солевому раствору"
методическая разработка на тему

Кашапова Гузель Мунировна

Данная методическая разработка может быть использована также по профессии Художник росписи по ткани, Исполнитель художественно-оформительских работ, а также на занятиях в художественных студиях и кружках

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_mdk.doc579.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ № 155 ГОРОДА УФА

Методическая разработка урока

ПМ.02 Изготовление художественных изделий из ткани с художественной росписью различной степени сложности на различных материалах.

МДК 02.01.  Теоретические основы изготовления художественно-декоративных изделий из ткани с художественной росписью

Тема 2.1  Особенности свободной росписи текстильных изделий.

Тема урока  (практическая работа):

Выполнение цветочной композиции по солевому раствору.

по профессии 072601.02 «Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью».

                                                  Преподаватель:

                                                                    Кашапова Г.М

 Уфа – 2013

Согласовано:

Методист

__________ Л.В.Крылова

 «____»_____________2013  г.

Технологическая карта урока

Дата проведения: 7 октября 2013 года.

ФИО преподавателя: Кашапова Гузель Мунировна.

Год обучения: второй.

Профессия: 072601.02  Изготовитель художественных изделий из тканей с художественной росписью.

МДК 02.01.  Теоретические основы изготовления художественно-декоративных изделий из ткани с художественной росписью 

Раздел 2 ПМ 2. Виды художественной росписи по ткани.

Тема 2.1  Особенности свободной росписи текстильных изделий.

Тема урока  (практическая работа): Выполнение цветочной композиции по солевому раствору.

Учебная дисциплина направлена на получение общепрофессиональных знаний, необходимых для формирования профессиональной компетенции, а также работает на формирование общих компетенций:

ПК 1.1. Подбирать и использовать материалы и оборудование для изготовления изделий из ткани с художественной росписью.

ПК 1.3. Выполнять роспись текстильных  изделий с использованием различных технологий, техник и приемов художественной росписи ткани.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Цели:

Обучающие: закрепить навыки работы кистью цветотоном в технике свободной росписи, расширять их познания в области композиции и цветоведения, проверить и оценить знания, умения, и навыки обучающихся.

Развивающие: развивать логическое, пространственное мышление, чувство цвета и гармонии.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся самостоятельность, интерес к профессии, чувство ответственности за выполненную работу, эстетический и художественный вкус.

Учебная задача: выполнить панно (цветочная композиция) в технике свободной росписи.

Тип занятия: урок повторения и закрепления полученных знаний и умений.

Вид занятия: адаптивно-комбинированный (сообщение и усвоение новых знаний, закрепление и совершенствование ПК)

Форма организации учебной деятельности преподавателем: индивидуальная работа с обучающимися, фронтальная организация педагогического процесса, формы и методы контроля: входной контроль, промежуточный контроль за исполнением практической работы, самоанализ выполненной работы обучающимися и обобщающий анализ преподавателем.

Методические приемы:

- отработка приемов и навыков;

- решение профессиональных задач;

- осуществление межпредметных связей;

- выступление обучающихся;

- проведение сравнительного анализа;

- листы взаимооценивания и самоанализа;

- создание атмосферы комфорта и взаимопонимания;

- демонстрация владения речью, мимикой, жестами.

Межпредметные связи: ОП.04 Основы композиции и дизайна, ОП.01 Основы рисунка и живописи, учебная практика.

Планируемый образовательный результат:

- обучающимся закрепить навыки работы кистью цветотоном в технике свободной росписи;

- расширить познания в области композиции и цветоведения;

- усвоить  основные приемы работы с кистью;

- уметь декорировать изделия;

- демонстрировать умения сравнивать, анализировать, исправлять допущенные ошибки.

Дидактические средства (оборудование и образовательные ресурсы):

Для преподавателя: работы обучающихся из методического фонда; магнитола; компакт-диск с музыкой; образцы готовых изделий; интерактивная доска; ноутбук; ученическая доска с обозначением темы, учебной задачи, поэтапного выполнения росписи панно.

Для обучающихся: подрамник, ткань шелк или крепдешин, кнопки, кисти беличьи №4, №8, №12, краски «батик-акрил», баночки для разбавления краски, баночки для воды, палитра, эскиз панно.

Ход урока

Этапы

Деятельность

преподавателя

Деятельность

обучающегося

  1. Ориентировочно-

мотивационный

Вступительное слово

преподавателя, сообщение темы

и цели урока: «Выполнение цветочной композиции по солевому раствору», актуализация данной темы, мотивация обучающихся

Воспринимают и акцентируют внимание на поставленной задаче, проявляют активность, наличие интереса к деятельности

  1. Операционно-

исполнительский

Преподаватель излагает: поэтапное выполнение работы, колористическое решение панно, формируют учебную задачу и выбор критериев оценки результатов.

Преподаватель показывает приемы работы;

Преподаватель проверяет качество усвоения знаний обучающимися; повторяет проблему, учебную задачу урока; организует работу обучающихся по этапам; проверяет технику безопасности.

Внимательно слушают, воспринимают, уточняют информацию, проводят параллель с предметом живопись

Репродуктивно-воспроизводящий

1.Наблюдают за преподавателем; затем самостоятельно по этапам выполняют заливку цветом.

Сотрудничает с преподавателем, консультируется, уточняет информацию и методику приемов работы

  1. Рефлексивно-

оценочный

Преподаватель проводит анализ выполненных работ, согласно критериям оценки. Преподаватель обобщает деятельность обучающихся на уроке, сообщает домашнее задание.

Участвуют в коллективном самоанализе выполненных работ и оценке результатов, также анализируют свои ошибки и погрешности.

План занятия:

1. Организационная часть – 5 мин.

2. Объяснение – 20-25 мин.

3. Практическая работа – 45-50 мин.

4. Анализ работ  – 5 мин.

5. Итог урока - 10-15 мин.

Ход занятия:

На доске написать тему урока, учебную задачу, вывесить эскизы композиций из методического фонда, образцы готовых изделий:

1. Организационная часть – 5 мин.  

- Проверка наличия обучающихся.

- Проверка готовности группы к занятиям (наличие спецодежды, материалов для урока, порядок на рабочих местах).

- Визуальная проверка санитарно-гигиенических условий в мастерской.

Оформление доски.

На доске слева написать поэтапное выполнение работы: 

1 этап – выполнение эскиза в цвете

2 этап – натягивание на раму, подготовка ткани  

3 этап – роспись «по сырому»

4 этап – нанесение цветовых пятен второго плана

5 этап – графическая прорисовка первого плана

6 этап – завершение работы, использование дополнительных эффектов

7 этап – оформление работы

2. Объяснение – 20-25 мин.

Преподаватель: Предлагаемый способ росписи ткани является наиболее сложным, требует от художника свободного обращения с красителями и тканью, знания законов цветоведения и композиции, умения свободно рисовать кистью без предварительного рисунка. В свободной росписи полностью проявляется творческий почерк художника, так как он не стеснен в своих творениях границами резерва.

Какие материалы считаются самыми лучшими для свободной росписи?

Обучающийся: Самый лучший материал для свободной росписи – все виды шелка. В древности шелк ценился не только за свои прекрасные внешние качества. Существовала глубокая вера в его благотворное влияние на здоровье человека. В старинных китайских рукописях упоминается об искрах, возникающих при трении шелка, с помощью которых лечили людей.

Шелк открывает широкие возможности для совершенствования технологии свободной росписи и художественного творчества. Сущность этого способа состоит в том, что всякая ткань подвергается очень слабому резервированию различными загустками, в результате ограничивается растекаемость краски по ткани, появляется возможность выполнять рисунки свободными мазками, исправлять найденную форму, насыщать светом, при этом не оставляя никаких границ.

Сегодня на уроке мы с вами будем выполнять свободную роспись по солевому раствору. Как мы уже знаем, соль закрепляет краску, делает ее цветовой тон ярче и не дает растекаться по ткани. В этой работе  мы не добавляем соль в краситель, а замочили ткань в солевом растворе.

Преподаватель: Каким было ваше домашнее задание?

Обучающийся: Нашим домашним заданием было правильно приготовить солевой раствор и замочить в нем ткань.

Преподаватель: Как готовится раствор?

Обучающийся: В эмалированной посуде нужно растворить соль в горячей воде из расчета две столовые ложки на стакан, затем дождаться, пока кристаллики соли полностью не растворятся в воде. Затем смочить в этом растворе ткань, слегка отжать и натянуть на раму.

3. Практическая работа – 45-50 мин.

Преподаватель: А теперь приступаем к выполнению практической работы. Вы должны будете расписать панно в технике свободной росписи на тему «Цветы». Так как эскиз был вами подготовлен заранее, сегодня на уроке мы выполняем непосредственно роспись.

Расписывать ткань нужно быстро, каждый мазок ставить на место, то есть включать одновременно мысль, чувство и мастерство.

Роспись будем выполнять в несколько этапов.

Этап 3. Роспись «по сырому».

Можно использовать акварельные приемы росписи «по сырому», когда по очень влажной ткани краска растекается свободными формами. Но, в отличие от бумаги, на шелке красители растекаются радиальными пятнами, тон которых усиливается к краю. В этом случае не нужно делать мазок, как на бумаге, а только слегка прикасаться к ткани в положенной точке и давать возможность краске растекаться и принимать неожиданные причудливые ореолы края. Такой эффект достигается солевой пропиткой ткани.

Этап 4. Нанесение цветовых пятен второго плана.

Расписанную ткань необходимо просушить, но не высушивать до конца. Далее нанести цветовые пятна второго плана. Дело в том, что по мере высыхания ткани краска все меньше растекается, и усиливается насыщенность цвета; очертания цветовых пятен принимают все более четкую форму.

Этап 5. Графическая прорисовка первого плана.

Работа ведется на сухой прорисованной ткани. Ткань, покрытая солевым раствором, при высыхании становится похожей на пергамент, поэтому на ней смело можно тонкой кисточкой прорисовать необходимые детали. Не забудьте, что линия может чуть заметно растекаться.

Этап 6. Завершение работы, использование дополнительных эффектов.

Необходимо убрать излишнюю графичность, сделать работу более мягкой, чтобы фактура ткани не забивалась краской и оставалась прозрачной.

Можно использовать «эффект белизны». На определенные участки высохшей темной краски нанести легкий набрызг «Белизной», разбавленной тремя частями воды.

А теперь расскажите, в чем заключается 7 этап работы.

Обучающийся: готовую работу можно снять с рамы, проутюжить через газету утюгом, а потом запарить.

Преподаватель: для чего нужна запарка?

Обучающийся: Здесь запарка необходима еще и для того, чтобы пары, проходя через высохшие соляные кристаллы, сделали краску ярче и одновременно сняли соляную загустку. Запаренная ткань становится мягче. Солевой раствор снимается с ткани ополаскиванием в холодной воде с уксусом.

Преподаватель: а если после запаривания на ткани остаются неприятные сгустки краски, что нужно сделать?

Обучающийся: эту ошибку можно исправить раствором «белизны». Ватным тампоном, смоченным в растворе, слегка протереть их.

Преподаватель: Расскажи, пожалуйста, рецепт раствора.

Обучающийся: 1 часть «Белизны», 2 части воды.

Преподаватель: молодец, правильно.

Во время практической работы можно не громко включить спокойную музыку.

4. Анализ работ  – 5 мин.

Преподаватель: Теперь давайте внимательно посмотрим на выполненные работы, вам предстоит проанализировать свои работы и выставить оценки.

- Самоанализ работ обучающихся

- Анализ работ мастером

- Отметить лучшие работы

- Разобрать характерные недочеты

- Оценивание обучающихся

- Сообщение оценки за урок

5. Итог урока - 10-15 мин.

- Анализ и подведение итогов работы за день

Вопросы для повторения:

  • Как готовится солевой раствор?
  • Как выполняется роспись «по сырому»?
  • Как наносится второй план?
  • Как проводится графическая прописка?
  • В чем колоритные особенности техники свободной росписи?
  • Каковы способы завершения работы в технике «свободная роспись»?

- Выдача домашнего задания

Итак, наша работа почти готова. Какой этап работы нам осталось выполнить? Правильно, влажно-тепловая обработка и оформление изделия в багет. Это и будет вашим домашним заданием.

- Уборка рабочих мест

Литература.

  1. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2003
  2. Давыдов С. Батик. Техника. Приемы. Изделия. –М.: «Аст-пресс», 2000
  3. Дворкина И.А. Батик. Горячий. Холодный. Узелковый – М.: ОАО издательство «Радуга», 2002
  4. Искусство батика АСТ Внешсигма – Москва, 2001
  5. Жолобчук А.Я. Подарки из батика – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004
  6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция – М.: Гуманир.изд. центр ВЛАДОС, 2005
  7. Перелешина И.А. Батик. От основ к импровизации. – СПб.: «Паритет», 2008
  8. Скребцова Т.О. Шелковые картины в технике холодного батика. – Ростов н/Д : Феникс, 2007
  9. http://irenabatik.ru/batik-obuchenie/batik-texniki/uzelkovyj-batik.html
  10. http://www.fine-art-collection.com/library/batik/batik8.html
  11. http://www.irinadvorkina.ru/
  12. http://www.golandart.ru/batic.html
  13. http://womanadvice.ru/uzelkovyy-batik
  14. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-arkadevna-zaharova/otkrytka-buket-cvetov-batik-master-klas-s-poshagovym-foto.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ребенка в процессе творчества. Мастер-класс Изготовление цветочных композиций из капрона.

Развитие ребенка в процессе творчества. Мастер-класс Изготовление цветочных композиций из капрона. Если вам хочется своими руками создать оригинальный цветок и научить этому своих воспитанников...

урок "Цветочная композиция в технике свободной росписи"

Конспект урока по специальной технологии по профессии Художник росписи по ткани. Также можно использовать при прохождении МДК02.01 по профессии Изготовитель художественных издеий из тканей с художеств...

Методическая разработка. Практико- ориентированные задания по ПМ.01 и МДК.01 "Композиция изделий из ткани с художественной росписью" по профессии "Изготовитель художественных изделий из ткани с художественной росписью"

Методическая разработка "Практико-ориентированные задания по ПМ.01"Создание простой и средней сложности композиции изделия из ткани с художественной росписью по образцам и мотивам авторских работ". МД...

Методическая разработка урока «Виды цветочного оформления»

Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. Дадим характеристику ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия для обучающегося Тема: Лекарственные средства, влияющие на функции исполнительных органов. Лекарственные средства, регулирующие водно-солевой обмен.

Мочегонные средства, или диуретики, применяются для коррекции нарушений водно-солевого обмена. В практической медицине мочегонные средства широко применяются при отеках различного происхождения (серде...

Методическая разработка сценария Музыкально-поэтической композиции «Друзья или враги?»

quot;Друзья или враги" музыкально- поэтическая композиция по стихам детских поэтов о кошках и собаках и песням о них....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия по Фармакологии "Средства, влияющие на водно-солевой баланс"

Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия, рассчитанного на 2 академических часа, по теме «Средства, влияющие на водно-солевой баланс» и составлена в соотв...