Конспект урока русского языка во 2 классе «ХЛЕБ ВСЕМУ ГОЛОВА»
план-конспект урока

Голикова Татьяна Геннадьевна

Программное содержание:

- повторить сведения о слове, о родственных словах;

- учить выделять окончания слов;

- развивать  монологическую речь;

- учить детей пользоваться интонацией при выразительном чтении текста;

- обогащать словарный запас;

- воспитать уважение к хлебу, умение бережно относиться к нему,  ценить труд человека, творящего хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hleb_vsemu_golova.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Голикова Т.Г.

учитель начальных классов

«ХЛЕБ  ВСЕМУ  ГОЛОВА»

(конспект урока русского языка во 2 классе)

Программное содержание:

- повторить сведения о слове, о родственных словах;

- учить выделять окончания слов;

- развивать  монологическую речь;

- учить детей пользоваться интонацией при выразительном чтении текста;

- обогащать словарный запас;

- воспитать уважение к хлебу, умение бережно относиться к нему,  ценить труд человека, творящего хлеб.

Оборудование  к уроку:

1) репродукция картины Шишкин «Рожь»;

2) рисунки  выпечки хлеба;

3) книга С. Шуршаков  «Зерно упало в землю»;

4) тексты для чтения и для списывания;

5) презентация хлебобулочных изделий.

1. Организационный момент.

2. Чистописание.   Х х

3. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Бываю я черным,
Бываю я белым,
Румяным бываю
И чуть подгорелым – иногда
Да ведь это не беда!

Что это? (Хлеб)

- Придумайте однокоренные слова к этому слову.(Хлебушек, хлебный, хлебница, хлебзавод хлебопекарня, хлебороб). Выделите корень у этих слова.

- Какое окончание у слова хлеб? Как узнать? (Изменить слово по вопросам.

Хлеб, хлеба, с хлебом, хлебу, о хлебе.)

4. Списывание с письменного текста.

Может быть кто-то вспомнит пословицы о хлебе? О чем говорят пословицы?

Запись на доске пословиц.

Хлеб – всему голова.

Без хлеба – нет обеда

Хлеб – батюшка, вода – матушка

У кого хлебушко, у того и счастье.

Много свету – много хлеба

Не нужно хвалиться, коли не знаешь как хлеб родится.

Спишите любую пословицу.

5. Введение в тему урока.

Сегодня на уроке мы повторим, что уже знаем об однокоренных словах языку, как выделять части слова.  А тема урока будет связана с хлебом.

- Народная мудрость гласит: «Нет лучшего в мире цветка, чем пшеничный колос, нет лучшего сада, чем пшеничное поле, нет лучшего аромата, чем запах свежеиспеченного хлеба»

- Обратите внимание на последнюю пословицу, написанную на доске и скажите: А вы знаете как хлеб родится?

- Прежде чем хлеб попадёт к нам на стол, он проделает длинный путь.

- Задумывался ли кто из вас, сколько людей вложили свой труд в теплый ароматный кусочек хлеба? Каким временем измеряется многотрудный путь от зерна в земле до ароматного каравая. Посмотришь на зернышко желто – золотистого цвета и не вериться, что оно может жить, что из него что-то вырастит. Но зерно живое! Жизнь в нем только на время замерла, притаилась.

Давайте вместе с зёрнышком проделаем тяжелый путь.

По мере чтения стихотворений, запишем профессии людей, которые трудятся над производством хлеба.

     Да не сразу стали зёрна            

     Хлебом, тем, что на столе.

    Люди долго и упорно                                                                                    

    Потрудились на земле.

   

    Из колхозного двора

    Вышли в поле трактора.

    Далеко в просторе чистом  

    Слышен говор тракторов.

    За деревней, за лесами  

    Раздаётся в поле гром.

    Это тракторы с плугами

    Пашут мягкий чернозём.

    Распахали землю разом –

    Вышли сеялки с зерном.    

  Кто работает на тракторе? (Тракторист)

 

    Ржаной росток зелёный

   Оглядывает поле –

   Смешной и удивлённый,

   Как первоклашка в школе.

   Зелёный росток,

   Весёлый росток,

   Ты только что пробился из зёрнышка.

   Расти, колосок!

   Расти, колосок!

   Расти, колосок, до солнышка!

  Посеяли хлеб хлеборобы весною    

  Созрел он,  

  И встал золотою стеною.

 И слышит страна –

 За уборку пора!

  Для хлеба комбайны нужны!

  Пора!

   Хлеб созрел,

   Но к нам на стол

   Прямо с поля не пошёл.

    С поля

   Даже в магазины

   Хлебу ехать рановато.

   Он уселся на машину

   И спешит на элеватор.

 

В элеваторе для нас,

Хлеб хранится про запас.

Здесь ему тепло, удобно.

Сможет он, как будто дома,

Сколько нужно, отдохнуть

 И опять собраться в путь

 

Едет хлеб на мельницу,

Мельницу – чудесницу.

Здесь пышней, чем облака,

Получается мука.

 

Поздно ночью спят ребята,

А завод готовит хлеб.

Этот сказочный завод

Всё, что хочешь испечёт.

Целый город угостит,

Был бы только аппетит!

 

Так и скачут из печи

Плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи,

 Сладкие коврижки,

Маковые пышки

Двадцать пять фасонов

Булок и батонов.

 

 Запись в тетрадь слов, обозначающих профессии.

 (Тракторист, сеятель, комбайнёр, водитель, мельник, пекарь, продавец)

Это только часть профессий, связанных с хлебом, но ведь собранный хлеб кто-то сушил, молотил, чистил и сортировал и много других людей, которые приложили руки, чтобы у нас с вами был хлеб.

6. Выделение окончаний слов. Как найти окончание у слова?

Возьмите  любое слово из записанных и измените его по вопросам, выделите окончания слов. Проверка  у нескольких человек.

 А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему хлеб называют чудом земли? Почему он занимает такое важное место в жизни человека?  Хлеб люди едят каждый день, и он никогда не надоедает им. Долго люди не могли дать ответ, почему хлеб не надоедает им. Оказывается, потому, что в нем много питательных веществ - это белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины. Ученые-медики подсчитали, что взрослый человек съедает в день обычно около 500 г хлеба, а при тяжелой работе - 800 г. В хлебе от 4,7% до 7% белка, 40-45% углеводов, ежедневно обеспечивающих человека 1000-1600 ккал энергии. Это значит, что почти половину энергетических ресурсов, необходимых для жизнедеятельности, человек получает от хлеба.

Хлеб... Наскучит ли он? Никогда!
Без него обойтись и не пробуй,
Без него человеку беда.

7. Списывание текста.

Спишите текст. Одной чертой подчеркните слова, обозначающие предметы.

«Наш хлеб» Н.Поляков.

«Свежий хлеб! Он пахнет небом, пахнет ранним ветерком, зернами, что стали хлебом, спелым, спелым колоском! А еще, еще работой. Кто-то хлеб тот убирал, на муку молол, а кто-то пек его и продавал. Без него любые блюда кажутся не такими вкусными. На столе стоит, как чудо, свежий хлеб родной страны!»

Взаимопроверка.

8. Беседа.

«Хлебушек» Р.Хакимов

Здесь говорят, не хлеб, а хлебушек, и как, послушай говорят!
Так парни нежат своих девушек, а матери своих ребят.
Здесь хлеб на землю не уронят, а как его вам подают!
Как первенца в мужей ладони роженицы, боясь, кладут.
Хлеб – жизни главная примета. Хлеб – их достоинство и честь.
Несчастье, если хлеба нету, и счастье, ежели он есть.
Их – цех земля, им крыша – небо. Они вершат державный труд
и что другие кличут хлебом, они не могут просто хлебом,
а так вот – хлебушком зовут!

 Хлеб всегда был связан с судьбами поколений, целых наций. Одним из первых декретов Советской республики был Декрет о хлебе. Изобилие хлеба – как залог зажиточной жизни народа – заветная мечта миллионов людей во всем мире.
Хлеб – начало всех начал. Это символ Родины, символ ее богатства, благополучия.

А как мы на самом деле относимся к хлебу? Любовно? Бережно? Или не очень оттого, что он нам сейчас достается легко! Мне становится больно, когда вижу, как много выбрасывается недоеденных, позеленевших от плесени кусочков хлеба. Ведь речь идет о первейшем продукте человечества.

«Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с благоговением и считали главным богатством. Пора и нам подумать: что для нас хлеб, любим ли мы его, бережно ли мы к нему относимся?». Стихотворение, которое я вам прочту не выдумано автором, эти эпизоды взяты из жизни. И может, кто-то узнает себя в этих строках.

Мальчик,

Ногою пинающий хлеб,

Мальчик,

Голодных не знающий лет,

Помни,

Что были лихие года.

Хлеб –

Это жизнь, а не просто еда.

Хлебом клялись,

За хлеб умирали.

Не для того,

Чтоб в футбол им играли.

В слове народная мудрость таится,

Вот, что в народе у нас говорится:

«Если ты хлеб ценить перестал,

Ты человеком быть перестал!»

Была Великая отечественная война. Тяжелое для страны время. У войны свой хлеб. Не богатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время. Никогда не забудется  кусочек 125 – блокадных грамм – драгоценный, помещавшийся на ладони кусочек, в котором была жизнь, сила и тепло. Хлеб испеченный по жестким рецептам блокады – пищевая целлюлоза 10% хлопковый жмых – 10% обойная пыль – 2% вытряски из мучных мешков – 2% Кукурузная мука – 3% ржаная мука – 73% Ленинградский паек и сейчас храниться в музее истории Ленинграда. Блокадная карточка с суровой надписью «при утере не возобновляется». Она была дороже денег, картин живописцев, шедевров искусства. Хлеб не имел вкуса и аромата ржаного хлеба, на вкус он был горький и травянистый.

- Может быть кто-то узнает себя в этих мальчишках?

Мальчишки было десять лет,
Он шел по переулку.
И нес домой в плетенке хлеб,
Жуя дорогой булку.
В пути груженую песком
Он встретил пятитонку.
И не доеденным куском
Швырнул он ей вдогонку.
Но если б думал мальчик тот
О зернышке – о чуде –
И сколько мыслей и забот
В него вложили люди.
О том, что знает вся страна:
Путь от озимой травки,
Путь от проросшего зерна
До хлеба на прилавке.

О том, что хлеб пришел не вдруг
От копен желтогрудых,
А через сотни сильных рук
И механизмов мудрых.
И что он много испытал,
Хоть очень свеж и молод,
Что он на солнышке лежал
И в жерновах промолот.
В пекарнях на дрожках бродил,
Прошел огонь и воду,
А вот сбирал бы паренек
Колосья меж стогами
Так не лежал бы тот кусок,
Растоптанный ногами.
К вам обращаюсь сыновья
Свои или чужие:
Отчизна, Хлеб, Любовь, Семья,–
Понятия святые!

С.В.Михалкова «Булка».

Три паренька по переулку

Играя будто бы в футбол,

Туда-сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

    / Вопрос: что он сделал?/-/Ответы детей./

И, на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Потом, насупившись сердито,

Он долго пыль с него сдувал

И вдруг спокойно и открыто

При всех его поцеловал.

-Вы кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

 -Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл

Как мальчики относились к хлебу? А как поступили бы вы, увидев такую картину? Никогда не забывайте, что хлеб – наше богатство, ведь многие люди вложили в него свой труд, он очень ценен.

9. Запись  предложений.

Какие виды хлебобулочных изделий вы знаете?  Мультимедийный показ изделий из муки.

(Батон, булка, бублик, лепешка, каравай, хала, рогалик, и т.д.)

Придумайте предложение с одним из видов хлеба.

10. Итог урока.

 Что нового узнали?

Чему учились на уроке?

С давних времен на Руси почитался хлеб. Его ели не торопясь, тщательно пережевывая куски, чтобы крошки не падали на пол. Если случайно падал кусок, то его поднимали, перекрещивали, а затем съедали либо бросали в огонь. Ломоть хлеба нельзя было оставлять недоеденным, давать со стола собакам, выбрасывать на улицу или каким-либо другим способом обижать его. По поверью, обиды, нанесенные хлебу, не прощались: Бог наказывал обидчика, отбирая у него силу, здоровье и счастье.

Когда заканчивалась уборка урожая, праздновали  праздник - «Последний сноп», неотъемлемым блюдом которого был хлеб, испеченный из нового зерна.

                Хлеб – святая пища, поэтому каждая страна стремиться отдавать должное этому великому творению. Отношение к хлебу в народном быту было очень почтительным: он рассматривался как Божий дар. Коробушку с хлебом всегда ставили на лавку под иконы или накрывали его белой скатертью.

 Как наказ звучат мои слова для вас, ребята.

Прошу тебя, не оброни, сынок,

Когда лепешку ешь, хоть крошку хлеба!

Мы собирали каждый колосок,

Когда грозой войны гремело небо.

Тот хлеб спасал Москву и Ленинград,

Жизнь продлевала даже хлеба крошка…

Но и сейчас оплачена стократ

Трудом нелегким каждая лепешка.

Не раз прощал тебе я озорство

Я знаю: детство без игры нелепо

Но не могу простить лишь одного

Хоть крошки брошенного хлеба.

11.Домашнее задание. Написать сочинение о хлебе по пословице.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику  М. М. Разумовской (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...

Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5 класс

В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки  уроков в 5,7, 9 классах по русскому. В этих разработках сделан акцент на развитии не только предметн...

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"

УМК "Школа России". Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Суффикс. Значение суффиксов в слове"...