Литературная гостиная "Пушкинским стихам звучать на белом свете"
классный час

Кан Ольга

Внеклассное мероприятие посвящено 222 летию  Александра Сергеевича Пушкина. Представлен материал о биографии А.С. Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности - частично-поисковый). 

Учащиеся активно участвуют в работе с синквейном "Мой Пушкин", читают наизусть отрывки из стихотворений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_pushkin.docx37.99 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ) ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №4»

Литературная гостиная

 «Пушкинским стихам звучать на белом свете».

                                               

                                                 

                   

                                                                                          Выполнила: Кан О.

                                                                                                            воспитатель

                                                                                 

г. Чехов

 июнь, 2021 г.

Конспект  внеклассного мероприятия

Тема: «А.С.Пушкин:  жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья  в творчестве Пушкина» - 9 класс

Цели:

  • обзор первых двух этапов жизненного и творческого пути А.С.Пушкина;
  • определить место творчества А.С.Пушкина и восприятие его современным читателем;
  • знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года

Задачи:

Образовательные:

  • подвести первый  предварительный итог тем знаниям, полученным при изучении творчества А.С.Пушкина в  классах (5-8 классах);
  • работа с синквейном по теме «Мой Пушкин»;

Развивающие:

  • способствовать развитию монологической речи (выступать с сообщениями на литературную тему);
  • способствовать развитию выразительного чтения художественных текстов произведений А.С.Пушкина;
  • способствовать развитию творческой инициативы; развитию памяти и воображения;

Воспитательные:

  • воспитывать такие качества, как усидчивость, работоспособность, самостоятельность;
  • воспитывать и развивать коммуникативную культуру;
  • воспитывать положительное отношение к учебной деятельности;

Формы и методы работы: рассказ учителя, беседа по вопросам, устное сообщение (сжатое) учащихся по теме урока, письменный ответ на проблемный вопрос (синквейн), подбор и обобщение дополнительного материала о биографии А.С.Пушкина с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета, реализация межпредметных связей с музыкой (метод деятельности -  частично-поисковый).

Планируемые результаты:

Предметные.

Уметь определять этапы (первые два) жизненного пути, связанные с творчеством А.С.Пушкина; строить аргументированные высказывания о творчестве поэта, выразительно читать наизусть, отвечать на вопросы по теме урока.

Метапредметные.

Понимать учебную задачу. Осуществлять решение учебной задачи самостоятельно, под руководством учителя. Воспринимать учебное задание, контролировать свои действия в процессе его выполнения.

Личностные.

Проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способ действий. Принимать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к уроку.

План урока.

  1. Организационный момент. Включение во внеучебную деятельность.
  2. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово воспитателя.

     III.       Постановка цели и определение темы мероприятия.

     IV.      Работа по теме.

1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»). Первый этап в жизни А.С.Пушкина.

2.Работа с синквейном «Мой Пушкин» :

  • А.С.Пушкин.
  • Какой он?- три определения.
  • Моё любимое произведение поэта.
  • Актуальна ли поэзия А.С.Пушкина сейчас?
  • Подбери лексический синоним: А.С.Пушкин – кто он?1

       

      V.        Проверка задания.

             1.Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

             2.Презентация «Лицейские друзья».

             3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

             4.Лицей – второй этап в жизни и творчестве великого поэта.

     

 VI.     Итог мероприятия. Рефлексия.    

Оборудование: портреты А.С.Пушкина художников Е.А.Устинова, Э.Х.Насибулина, репродукция  с портрета В.Тропинина, портреты поэта и иллюстрации к его произведениям, созданные руками школьников; Г.Свиридов «Военный марш» из повести А.С.Пушкина «Метель»; Л.Парфенов «Живой Пушкин» (научно-популярный фильм: эпизод «Москва – родина поэта);

Литература:  И.В.Золотарева, Н.В.Егорова. Поурочные разработки по литературе. Универсальное издание. Москва, «Вако», 2011.

Ход урока:

  1. Организационный  момент. Включение во внеклассную деятельность.

Приветствуем друг друга.

  1. Актуализация ранее полученных знаний.

1.Вступительное слово учителя.

Воспитатель: На протяжении нескольких лет в школьной программе вы обращались  к творчеству А.С.Пушкина. За эти годы вы могли побывать музеях С-Петербурга, связанных с именем поэта, попутешествовали по Пушкинским местам Гатчинского района,  посетить Пушкинские Горы в Псковской области: Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь. И, конечно, у вас уже могло появиться своё отношение к личности и творчеству великого русского поэта.

И неслучайно,  поэтому ваше  – устное сообщение «Мой Пушкин».

Итак, мы вступаем в завершающий этап изучения творчества А.С.Пушкина, который расширит ваши знания о  его биографии, познакомит с новыми для вас поэтическими творениями поэта,  «самым задушевным» произведением романом в стихах «Евгений Онегин».

  1. Постановка цели и определение темы внеклассного мероприятия.

Известные литературоведы давно определили четкие этапы в  жизни и творчестве А.С.Пушкина. А сегодня нам предстоит: а) определить и вспомнить первые два периода; б) определить ваше отношение к великому поэту; в) познакомится со стихотворением А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

  1.       Работа по теме.

 1.Просмотор видео эпизода из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин» («Москва – родина поэта»).

Чтобы определить первый этап в жизни поэта, предлагаю вам посмотреть нам фрагмент из фильма Л.Парфенова «Живой Пушкин».

(Эпизод фильма рассказывает нам о Москве:   родине поэта, его родителях, о его верном слуге Никите Козлове. Эмоционально воспринимается учащимися фрагмент фильма, который  рассказывает о том, как   маленький артист, очень похожий внешне на маленького Пушкина, карабкается на колокольню Ивана Великого в Кремле с Н.Козловым).

Воспитатель : Спасибо хроникерам XIX века, которые сохранили драгоценные моменты из детства будущего великого поэта.

Обучающийся: В то время еще не было телевидения. Это только маленький артист.

Воспитатель: Вы совершенно правы.  Этот фильм создал замечательный журналист Леонид Парфенов, где он показал свое видение поэта.  А просмотренный фрагмент фильма определил первый временной период в жизни Пушкина:

  1. 1799 – 19 октября 1811г.г.: Москва, родители, семья, сестра и брат, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, няня Арина Родионовна.

                    2.Работа с синквейном по теме «Мой Пушкин» :

Сегодня вы видите на уроке очень большое количество портретов А.С.Пушкина. И у каждого художника он свой, неповторимый. Вот и вы сейчас попытаетесь  с помощью синквейна рассказать мне о «своём» Пушкине.

Вы будете работа самостоятельно,  под музыку замечательного русского композитора Г.Свиридова. Выбор музыкального фрагмента не случаен: это «Военный марш» к  повести Пушкина «Метель», который музыкально иллюстрирует победное завершение Отечественной войны 1812года, 200-летие которого мы отмечаем в этом году. Помните: «Между тем война со славою была окончена, полки наши возвращались из-за границы. Народ бежал им навстречу, музыка играла. Офицеры, ушедшие в поход почти отроками, возвращались, возмужав на бранном воздухе, обвешанные крестами. Солдаты весело разговаривали между собою, вмешивая поминутно в речь немецкие и французские  слова. Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове Отечество! Как сладки были слезы свидания!»

Обучающиеся получают карточку, в которой четыре вопроса:

  1. Пушкин А.С.
  2. Какой он?- ответить с помощью трёх прилагательных.

Варианты ответов учащихся (получены  на уроке): одаренный, яркий, чувственный, храбрый, внимательный, великий, вечный, знаменитый, интересный, вечнородный, близкий, выдающийся, вспыльчивый, талантливый, благородный, добрый, умный, серьёзный;

  1. Моё любимое произведение поэта.

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): «Руслан и Людмила», «Выстрел», «Повести Белкина», «Барышня-крестьянка», уже «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский».

  1. Актуальна поэзия Пушкина сейчас?

Варианты ответов учащихся (получены на уроке): а) Да, поэзия  актуальна. Вы кого из учащихся не спросите, все его знают и любят; б) Да. Пушкин писал простым языком обо всех понятных вещах, которые и до сих пор волнуют читателей – любовь, верность, жизнь…; в) Да. Его поэзия толкает на добрые поступки, так как несет в себе и добро, и мораль; г) По сути, произведения Пушкина дают истинное наслаждение современному читателю; д) Я даже не могу представить, чтобы с нами было, если бы не было Пушкина.

  1. Подбери лексический синоним.

(Учитель объясняет, что многие выдающиеся поэты и писатели определили личность поэта, как «Солнце русской поэзии» (Ф.Одоевский), «Светоч», «дивный гений» (М.Ю.Лермонтов), «Наше все» (А.Григорьев), «Соловей» (А.Дельвиг), «Волшебник Пушкин» (М.Горький).

Варианты ответов учащихся (получены на уроке):  Гений, Евгений Онегин, Путеводная звезда в литературном мире, Орел, парящий в недосягаемой высоте, «Наше всё», «Солнце русской поэзии», Друг.  

Ответы на все вопросы школьники читают вслух, тем самым создается образ поэта в восприятии современного читателя.

  1. Проверка  задания:
  1. Устные сообщения по теме «Мой Пушкин»

Обучюащиеся рассказывают приготовленные дома сообщения «Мой Пушкин».

                      2.   Презентация «Лицейские друзья».

Группой школьников была  подготовлена к уроку презентация «Лицейские друзья», которая представила нам И.И.Пущина, К.В.Кюхельбекера, А.А.Дельвига, А. М. Горчакова.

              3.Чтение отрывков из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года.

 «Шесть лет уединения навеки сроднили их»: звучат отрывки из стихотворения А.С.Пушкина «19 октября» 1825 года, посвященные лицеистам (наизусть), которые обращены к товарищам-лицеистам, показанным в презентации:

«…Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село…».

 И.И.Пущин:

«…И ныне здесь, в забытой сей глуши,

В обители пустынных вьюг и хлада,

Мне сладкая готовилась отрада:

Троих из вас, друзей моей души,

Здесь обнял я. Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его Лицея превратил…».

В.К.Кюхельбекер:

«…Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво:

Но юность нам советует лукаво,

И шумные нас радуют мечты...

Опомнимся — но поздно! и уныло

Глядим назад, следов не видя там.

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам?...»

А.А.Дельвиг:

«…Когда постиг меня судьбины гнев,

Для всех чужой, как сирота бездомный,

Под бурею главой поник я томной

И ждал тебя, вещун пермесских дев,

И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил

Сердечный жар, так долго усыпленный,

И бодро я судьбу благословил…».

А.М.Горчаков:

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Всё тот же ты для чести и друзей.

Нам разный путь судьбой назначен строгой;

Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:

Но невзначай проселочной дорогой

Мы встретились и братски обнялись…».

«…пируйте, о друзья!

Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я,

Исполнится завет моих мечтаний;

Промчится год, и я явлюся к вам!

О, сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!...»

Определен следующий этап в жизни и творчестве А.С.Пушкина:

2. 19 октября 1811 –июнь 1817 года: Лицей, годы учебы, преподаватели,  друзья, первый поэтический успех – признание, становление А.С.Пушкина как  поэта.

Именно об этом рассказывает представленная учителем презентация «Императорский Царскосельский Лицей. 200лет». Просмотр каждой страницы сопровождается комментарием учителя и учеников:

  • Историческая лестница, на которой, если остановиться и прислушаться, можно услышать шаги многих выдающихся людей XIX века: А.С.Пушкина и его лицейских друзей и товарищей, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, В.А.Жуковского;
  • Большой зал, где произошли самые значимые события в жизни 1 выпуска Лицея: 19 октября 1811 года – торжественное открытие учебного заведения, январь 1815 года – переводные экзамены в присутствии поэта Г.Р.Державина, первое общественное призвание Пушкина.
  • Учебный класс с тридцатью конторками, где постегали учебные предметы со своими педагогами.
  • Комната под номером 14, «маленькая келья» поэта.

Школьники не раз бывали в Музее-Лицее, поэтому приняли в просмотре презентации живое участие.

  1. Итог мероприятия. Рефлексия.

Воспитатель:  Подводя итог мероприятия, хотелось у вас, ребята, узнать, что нового узнали на сегодняшнем мероприятии?

 После окончания Лицея 19 октября становится в жизни его воспитанников священным, который они всегда вспоминают и стараются праздновать. А.С.Пушкин неоднократно писал стихотворения, посвященные этой дате.

Задание: найти  стихотворные посвящения, посвященные 19 октября, прокомментировать одно из них (на выбор).

АЛЕКСАНДР ПУШКИН  НОВОЕ:

Вот север, тучи нагоняя...

Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама

Идёт волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками  Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов;

 Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою;  Блеснул мороз.

И рады мы Проказам матушки зимы.

И вот уже трещат морозы...

И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей

Опрятней модного паркета

Блистает...

Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...

Зима. Что делать нам в деревне?

 Я встречаю Слугу, несущего мне утром чашку чаю,

Вопросами: тепло ль? Утихла ли метель? Пороша есть иль нет?

и...

Поэту

Поэт! не дорожи любовию народной.

 Восторженных похвал пройдёт минутный шум;

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

 Но ты останься твёрд,...

Туча

Последняя туча рассеянной бури!

Одна ты несёшься по ясной лазури,

Одна ты наводишь унылую тень,

 Одна ты печалишь ликующий день.

Ты небо недавно...

Строки из стихотворений

Письмо Онегина к Татьяне

Предвижу всё: вас оскорбит Печальной тайны объясненье.

Какое горькое презренье Ваш гордый взгляд изобразит!

Чего хочу? С какою целью

Открою...

Письмо Татьяны к Онегину

Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу ещё сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть...

Любви все возрасты покорны...

Любви все возрасты покорны; Но юным, девственным сердцам

 Её порывы благотворны,

Как бури вешние полям:

 В дожде страстей они свежеют,

И...

Люблю тебя, Петра творенье...

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

 Невы державное теченье, Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Твоих...                                            

Тиха украинская ночь...

Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут. Своей дремоты превозмочь  Не хочет воздух. Чуть трепещут Серебристых тополей листы. Луна...

Кого ж любить? Кому же верить?..

Кого ж любить? Кому же верить? Кто не изменит нам один?

 Кто все дела, все речи мерит

Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?

 Кто...

К ***<Керн> (Я помню чудное мгновенье...)

Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты,

 Как мимолётное виденье, Как гений чистой красоты.

 В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах...

Гонимы вешними лучами...

Гонимы вешними лучами,

 С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потоплённые луга. Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро...

И грянул бой, Полтавской бой!..

И грянул бой, Полтавской бой!

В огне, под градом раскалённым, Стеной живою отражённым,

Над падшим строем свежий строй Штыки смыкает.

Тяжкой тучей... Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

 Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Требования к организации детской литературной среды в свете ФГОС»

Требования к оформлению и оорганизации детской литературной среды в свете ФГОС. Деятельность педагога в организации уголка чтения....

Методическая разработка географической игры "Без билета по белу свету"

Игра проводится в командном режиме, в форме мини-квеста, предполагающего выполнения различных заданий в пяти раундах....

Открытый урок по литературному чтению "Обобщение по разделу "Стихи и сказки А.С.Пушкина"" (2 класс) конспект

Проведен открытый урок по литературному чтению для 2 класса на тему "Обобщение раздела "Сказки и стихи А.С.Пушкина"". Тип урока- обобщение и систематизация знаний, урок-виктор...

Литературный вечер-бал «Свет Ясной Поляны»

laquo;Величайший и единственный гений современной Европы, величайшая гордость России, человек, одно имя которого — благоухание, писатель великой чистоты и святости», - писал поэт Александ...

Литературный праздник "Белые журавли " поэта планеты"

Цели и задачи: познакомить учащихся с бессмертным образом белых журавлей Расула Гамзатова; сформировать у обучающихся высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, готовности к в...

Методическая разработка мероприятия «Фестиваль литературно – музыкальных композиций «Белые журавли моей памяти»

Литературно-музыкальная композиция – это драматургическое произведение эстрадного искусства, созданное на основе сочетания и синтеза поэтического слова, музыки, танца, пластики, один из видов те...