Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе
учебно-методический материал

Мальцева Алена Евгеньевна

Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zahar_konstantinovich_stepanov.docx317.26 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Вокальные произведения З. К. Степанова на уроках музыки в начальной школе.

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава I. Характеристика творчества З. К. Степанова

  1. Жизненный и творческий путь З. К. Степанова…………………………......5
  2. Вокальные произведения, национальные истоки……………………….…..9

Глава II. Песни для детей З. К. Степанова и их использование на уроках музыки.

2.1. Использование песен З.К. Степанова в авторской программе по «Музыке» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской, Т.С. Шмагиной (1-2 классы)……………..……………………………………………………………..13

2.2. Использование песен З.К. Степанова в программе Д.Б. Кабалевского (3-4 классы)……………………………………………………………………………20

Заключение…………………………………………………………………….…24

Список использованной литературы……………………………………………26

Приложение………………………………………………………………………28

                                                Введение

        Актуальность. Введение регионального компонента в учебные программы по предмету «Музыка» в СОШ является актуальным в настоящее время. Воспитание патриотизма это одна из приоритетных задач образования. На уроке учащиеся знакомятся с творчеством разных композиторов: зарубежных и отечественных, классиков и современников. Но не все дети знают о якутских композиторах своего края. Созидательным примером обращения к национальным истокам является творчество старейшего композитора Захара Константиновича Степанова

        Жизнь и творчество старейшего якутского композитора Захара Константиновича Степанова являются образцом созидательного и последовательного развития яркого композиторского дарования, упорного педагогического труда, многолетнего и преданного служения музыкальному искусству родной республики. Захар Константинович является первым профессиональным композитором из народа саха, ставшим заслуженным деятелем искусств России, лауреатом премии Союза композиторов России и премии имени Д. Д. Шостаковича, народным артистом РС (Я). Он творчески претворил музыкальные традиции отечественной композиторской школы, обучаясь мастерству у лучших педагогов и музыкантов Сибири и Якутии Г.А. Григоряна, А. Ф. Мурова, Г. Н. Иванова [Скрыбыкина 2012, с.119].

На протяжении всей творческой биографии, Захар Степанов постоянно обращается к своему излюбленному песенному жанру, который является не только источником глубокого вдохновения композитора, но и своеобразной «музыкальной летописью» своего времени. Именно в песнях композитор отразил характерный для всего творчества наследия композитора круг основных образов и тем. Это воспоминания о детстве и юности (образ матери, первого учителя, родной природы и героического труда современников), военная тема, отразившая героизм подвига земляков от время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., светлая любовная лирика, а также композиторское преломление разнообразных жанров не только якутского музыкального фольклора, но и мелодики народов Севера.

Изучение творчества якутских композиторов, в особенности музыки, написанной для детей, представляет собой актуальную задачу и в наши дни. В условиях интенсивного развития музыкального образования и республиканского проекта «Музыка для всех», музыковедческий анализ и осмысление музыкальных произведений для детей очень важны, в частности, для формирования репертуара детских коллективов в учреждениях общего и дополнительного образования, разработки методик преподавания и др.

        Цель работы: показать возможность применения песен якутского композитора Захара Степанова в авторских учебных программах по предмету «Музыка» в общеобразовательной школе.

        Задачи:

  1. Описать жизненный и творческий путь композитора.
  2. Дать общую характеристику вокального творчества композитора для детей.
  3. Проанализировать музыкальные особенности. 

        В Главе I раскрывается жизненный и творческий путь композитора, освещается сфера творческой деятельности. Глава II посвящена…

Глава I. Особенности творчества З. К. Степанова.

  1. Жизненный и творческий путь З. К. Степанова.

        

        Председатель правления Союза композиторов Республики Саха (Якутия) Захар Константинович Степанов – композитор, наделенный многими титулами и наградами: член Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), лауреат премии Союза композиторов России им. Д. Шостаковича, отличник народного образования России, отличник культуры СССР, ветеран тыла, почётный гражданин Кобяйского улуса, действительный член Академии духовности РС (Я), академик. Захар Степанов навсегда вошёл в историю якутской музыки как первый представитель народа саха, ставший профессиональным композитором.

        Родился Захар Константинович 22 октября 1932 года в Кобяйском районе, Теинского наслега, в колхозе имени «Олох саhардар» Якутской АССР. Отец Захара был профессиональным охотником и заядлым рыбаком. Константин Романович славился как певец – тойуксут и прекрасный имитатор, точно подражающий голосом птиц и животных. По вечерам отец и сын частенько импровизировали, пели якутские мелодии. От матери Феклы Ивановны Степановой Захару Константиновича передалась любовь и привязанность к родному очагу.

        Тесная детская связь с природой также наложила впоследствии отпечаток на сочинения композитора, например, в его творчестве тесно связаны голоса детей и птиц. Сам Захар Константинович считает, что «…звучанья ручья, шум дождя, гром, капель, рассветы и закаты – всё это является прекраснейшей музыкой природы, которая вдохновляет и даёт неисчерпаемый океан возможностей для создания музыкальных произведений» [Кириллина, 2016, с. 190 - 191]

        Будущий музыкант родился в многодетной семье, в которой было десять детей. Родители от природы были одарены музыкальными способностями: отец отличался своими разносторонними талантами – прекрасно пел, виртуозно играл на хомусе – традиционном национальном музыкальном инструменте, изготовленные им кырыымпа – старинный струнный   инструмент славились своей мелодичностью, что показывает и хорошее знание природы звука и звуковых явлений, а мать знали как прекрасную исполнительницу старинных народных песен. Ни один концерт художественной самодеятельности не проходил без участия семьи Степановых [Игнатьева]

        Мальчик с незаурядными музыкальными данными, с самого раннего детства росший в атмосфере любви к музыке, сначала занимался самостоятельно, а потом стал брать уроки музыкальной грамоты у Серафима Ивановича Гоголева – школьного учителя, скрипача и самодеятельного композитора, «прорубившего окно» в таинственный и прекрасный мир звуков. Решив посвятить свою жизнь музыке он продолжил свое образование в Якутском музыкальном училище им. М. Н. Жиркова, где учился по классу тромбона и баяна. Молодой музыкант, инициативный и энергичный, начал свою творческую карьеру учителем пения в Кобяйской средней школе и, одновременно, художественным руководителем районного Дома Культуры. Первое же выступление школьного хора, а также созданных им двух оркестров – духовых и народных инструментов, где З. К. Степанов дебютировал и как хормейстер, и как дирижер, вызвало восторженную реакцию публики и запомнилось своей необычностью, зрелищностью и разнообразием представленного репертуара.  В эти годы он начинает сочинять и свои первые произведения: песни и инструментальные пьесы. [Саньяхова, 2014, с. 61]

        Окрыленный первыми успехами, З. К. Степанов расширяет свои профессиональные знания на композиторском факультете Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки, по окончании которой много и неутомимо работает для развития музыкального искусства республики и как музыкант, и как педагог. Непрерывное образование и постоянная практика сыграли положительную роль в его композиторской судьбе, что наиболее рельефно видно из полного собрания сочинений Степанова, где представлены произведения оперного, симфонического, кантатно-ораториального, камерно-инструментального и песенного жанров.         Известность З. К. Степанова перешагнула границы Якутии в 70-е годы, когда любителям отечественной музыки была представлена поразившая всех симфоническая картина для фортепиано «Картины прошлого – ритуальный танец шамана». Превосходное, глубоко новаторское произведение, где постукиваниями пальцев по деке инструмента имитировалось звучание шаманского бубна, стало с тех пор его визитной карточкой. Широкое признание не только публики, но и музыкального общества, получила и лирико-трагедийная опера «Колыбельная песнь», сочиненная им на либретто И. Гоголева, которая была удостоена престижнейшей премии Союза композиторов России им. Д. Д. Шостаковича [Игнатьева].

        В течение длительного времени он сочетал работу композитора с педагогической деятельностью в Якутском музыкальном училище им. М. Н. Жиркова. Как настоящий мастер, он не только приобщал своих воспитанников к специальным знаниям – теории музыки, сольфеджио, композиции, инструментовке, гармонии, но и прививал им одержимость стихией музыки и стремлением радовать людей своим искусством. Недаром из числа его учеников и последователей вышла целая плеяда блестящих якутских музыкантов, среди которых А. Самойлов, Е. Неустроев, К. Герасимов, П. Старостин, А. Дмитриев, А. Моргусов и др. Композитор уделяет пристальное внимание и художественному воспитанию якутских детей. Так, в родном Кобяйском улусе по инициативе З. К. Степанова в свое время открылись (и до сих пор существуют) две детские музыкальные школы [Саньяхова 2017, с. 4].  

        Признанием огромного таланта, а также человеческих качеств З.К. Степанова можно считать также то, что именно ему было доверено возглавить Союз композиторов и Ассоциацию самодеятельных мелодистов Якутии и на этом общественном поприще он безупречно работает уже на протяжении почти 30 лет. Необычайное трудолюбие, по словам коллег, он может работать практически без выходных, его творческие искания подают надежду благодарным слушателям композитора, что З. К. Степанов еще долгое время будет продолжать их радовать новыми гранями своего искусства.

        Всё творчество Захара Константиновича Степанова – одного из основателей профессиональной музыкальной культуры Якутии, замечательного композитора, члена Союза композиторов России, заслуженного деятеля искусств России и Якутии, академика Академии духовности Республики Саха, почетного гражданина Кобяйского улуса можно охарактеризовать как гимн красоте Жизни и Труда [Игнатьева].

  1. Вокальные произведения, национальные истоки.

З.К. Степанова можно считать универсальным композитором, с большим увлечением работающего почти во всех жанрах музыкального искусства [Игнатьева].

З. К. Степанов создал свой самобытный музыкальный стиль, в жанрах и формах академической музыки отражающий специфику музыкального мышления якутского народа. При огромном богатстве содержания и различии средств его воплощения все созданное З.К. Степановым обладает типическими чертами, присущими творчеству композитора. Глубинные корни самобытного творческого языка композитора питаются из вечного родника якутского фольклора. Национальные певческие традиции прочно отложились в сознании композитора. Глубокое проникновение в интонационный строй народной песни, манеру традиционного вокального и инструментального исполнения сформировало стиль его музыки.

В обширном творчестве З.К. Степанова важное место занимает песенный жанр. Именно в песне композитор отразил характерный для всего творческого наследия круг основных образов и тем. Это воспоминания о детстве и юности, образ матери, первого учителя, родной природы и героического труда современников, военная тема. Композитор рано понял значение созидательного и полезного труда, ведь привычка к каждодневному труду была заложена у него с детства – в годы войны мальчик был отличным косцом и даже стал стахановцем сельского труда. И поэтому тема вдохновенного и радостного труда, отданного во благо народа, получит всестороннее отражение в песенном творчестве композитора. В песенном жанре раскрывается основная суть творчества З. К. Степанова – близость к традициям якутского фольклора, причастность к национальным корням. [Саньяхова 2017, с. 6]

Им создано более 300 песен, включенных в авторские сборники: "Дым родного очага" (1977), "Поющие птички" (1993), "Кобяйские зори" (1996), "Птички певучие" (2000), "Любовь земли олонхо" (2001). Создавая свои творения, композитор сотрудничал с такими именитыми поэтами и писателями как И. Гоголев, И. Егорова, М. Обутова - Эверстова, С. Дадаскинов, Е. Васильев, П. Тобуроков, П. Одорусов, К. Туйарский и др.

Он глубоко чувствует стихотворную ритмоинтонацию и поэтический строй каждой песни. Как говорит сам композитор: «Для меня важно очень точно и гармонично воплотить в музыке внутренний ритм, пульсацию стиха. Главное – найти тематический материал. О функциональных связах особо не думаю, слышу сразу гармоническую окраску мелодии» [Саньяхова 2016, с. 38]. За многие годы работы с различными поэтическими текстами у композитора сформировалось особо чуткое отношение к стихотворной строке, поэтическому ритму и интонации.

Также он сочинял много песен для детей. Светлые акварельные краски, приемы жанровой зарисовки использует З.К. Степанов для создания запоминающихся образов счастливого детства. Таковы наполненный радостными ощущениями полета школьный вальс («Уѳрэнэр оскуолам» («Родная школа», сл. И.М. Гоголева), «До5ордоhуох дииллэр» («Давайте дружить», сл. С.Е. Дадаскинова) и легкий жизнерадостный танец на основе дэгэрэн ырыа (размеренное пение, отличает более широкий объем мелодии) «Сэттэ ѳннѳѳх кустукчаан» («Семицветная радуга», сл. П.Н. Тобурокова), «Кѳрдѳѳх ырыа сатараа» («Звонче, лейся песня», сл. И.М. Гоголева), «Кулунчуктар, ньургуhуннар» («Жеребеночек – цветочек», сл. С.Е. Дадаскинова), а также миниатюры, наполненные мягким юмором «Уулаах Тарас» («Засоня Тарас», сл. И.Н. Левина) и особой сердечностью «Кун кубэй ийэбэр» («Милой мамочке», сл. Р. Багатайского).

Особо хочется отметить в «детских песнях» своеобразные ладоинтонационные признаки. Это не только музыкальные интонации якутского фольклора, но и самобытные звуковые образы природы Севера, переданные через яркие вокализированные элементы (например, звукоподражания голосу куропатки в «Курупааскы ырыата» («Песня куропатки»), сл. И.Н. Егорова). Композитор творчески преломляет характерные северные ритмы и попевки в песне «Тугутчаан» («Олененок») на сл. В.С. Кейметинова. В миниатюре показан образ веселого беззаботного олененка Прихотливый ритмический рисунок в сочетании с подвижным темпом придают песне танцевальный характер.

Захар Степанов счастливо сочетает в песнях простоту и лаконичность изложения с глубиной проникновения в интонационный строй якутской традиционной музыкальной культуры. «Я всегда опираюсь на свой родной тематический материал. Убежден, что якутская музыка должна быть с национальным колоритом. Это и есть настоящее якутское произведение». Так, в его песенном творчестве немало примеров композиторского преломления разнообразных жанров якутского музыкального фольклора [Саньяхова 2016, с. 34-38].

        Неисчерпаемым и драгоценным источником музыкального творчества З.К. Степанова, центральной темой которого неизменно остается возвышенная любовь к родине, поклонение женщине-матери, воспевание мужества и подвигов народа, прославление мира и жизни на земле, стала якутская народная музыка. Действительно, каждое его произведение воспринимается как своеобразная музыкальная фреска, написанная классическими красками в органичном синтезе с фольклором, старинными песнями с их мелодией, гармонией, характерным ритмом, интонацией «дьээ-буо», «кылысах», составляющим в целом его оригинальный   композиторский почерк. З. Степанов мыслит жанровыми архетипами народной музыки. В его творчестве есть произведения, напрямую связанные с первичными жанрами традиционной музыки. Это олонхо (Концерт для тромбона с оркестром «Сказания олонхосута»), прикладные жанры – танец, песня – воспоминание, обряд. Вместе с тем, даже произведения, написанные в классических формах связаны неразрывными узами с жанрами и образной системой народного искусства. Образная система в творчестве композитора также строится на архетипах, уходящих корнями в народный эпос. Образы олонхо (сущности Верхнего и Нижнего мира), шаманы, картины природы наполняют его произведения [Скрыбыкина 2012, с. 120-123].  

        Показательно, что творения З. К. Степанова любимы не только слушателями, но и их исполнителями: они постоянно входят в репертуар прославленных музыкантов Якутии, что еще раз подтверждает закономерность его композиторского успеха. Его имя широко известно за пределами республики также благодаря творческим вечерам маэстро в Москве, Ульяновске, Улан-Баторе, городах Приморья и т.д., где слушатели имели возможность оценить мелодии северного края. Богатый песенный материл З. Степанова может стать источником вдохновения для молодых якутских исполнителей. Ведь самобытное творчество старейшего композитора Якутии – это бесценный вклад в сокровищницу якутской профессиональной музыки. [Игнатьева]

Глава II. Песни для детей З. К. Степанова и их использование на уроках музыки.

2.1. Использование песен З.К. Степанова в авторской программе по музыке

Г. П. Сергеевой, Е, Д, Критской, Т.С. Шмагиной (1-2 классы)

        

        Программа по предмету «Музыка» для I – IV классов начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями художественно – педагогической концепции Д. Б. Кабалевского и «Примерными программами начального общего образования». В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов – музыкантов в обновлении содержания и новые технологии массового музыкального образования. [Критская 2015, с. 5]. Прежде чем приступать к подбору репертуара для пения по предмету «Музыка», необходимо знать особенности детского голоса.

        Детский певческий голос отличается от голоса взрослого высоким головным звучанием, мягкостью, серебристостью тембра, небольшим диапазоном, ограниченностью силы звука. Главная особенность голоса ребенка младшего музыкального возраста состоит в том, что он постоянно находится в процессе роста, изменения и требует осторожного отношения со стороны любого вокального педагога. [Соколов 1997, с. 8]

        Диапазон, в котором наиболее хорошо звучит голос первоклассника, небольшой: ми - ля1, фа - си1.  Поэтому в качестве материала для пения на первых занятиях используются несложные, весьма ограниченные по диапазону, но яркие по музыкальному образу миниатюры. Постепенно диапазон песенных миниатюр расширяется. В работу включаются песни, попевки, построенные на звуках тонического трезвучия.        

        У второклассников наиболее естественно голос звучит в диапазоне ми – си 1 октавы. Этот диапазон благоприятен, прежде всего, для слухового восприятия. В тоже время он определяется возможностями голосовых связок, которые еще довольно тонкие и короткие. Поэтому на занятиях следует добиваться ненапряженного, легкого и светлого звучания.

        С третьего года обучения звучание голоса выравнивается на всем диапазоне до1 – ре2 (ми2). Часто наблюдаемые случаи раннего физического развития влекут за собой и более быстрое становление их голосового аппарата.

        Поступая в школу, 7-8-летний ребенок начинает систематично обучаться пению, что приводит его к усвоению вокальных и хоровых навыков и дает ему более широкое музыкальное образование. Следовательно, специально тренировать детский голос не только возможно, но и необходимо, чтобы направить его развитие в нужное русло. Основываясь на рекомендациях по работе с детским голосом мы отобрали ряд песен, которые, на наш взгляд, подходят и по диапазону и отвечают тематике авторских программ [Апраксина 1983, с. 115].

        Младший школьный возраст – это определяющий этап в формировании личности. От того, какой «фундамент» будет заложен в данном возрасте, зависит все дальнейшее развитие ребенка. Это касается как его общечеловеческих качеств, так и его музыкального развития, в частности, готовности к певческой деятельности [Соколова 1981, с. 12]

В данном разделе на основе рабочей программы Е. Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной мы предлагаем включить в уроки музыки в качестве материала для пения нижеследующие произведения З. К. Степанова.

        1 класс: I четверть: «Музыка вокруг нас». Авторы программы по каждой изучаемой теме дают в тезисном виде разбор урока. Так по теме «Музыка вокруг нас» они дают следующие наводящие характеристики: «Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель – слушатель. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей» [Критская 2011, с. 12].

        Тема урока: «И муза вечная со мной!». На данном уроке можно кратко рассказать о творчестве Захара Степанова. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Күнү кѳрѳр кэрэтиэн» («Как прекрасно видеть солнце») на слова И. Егорова. Песня исполняется в подвижном темпе и весело. Диапазон песни составляет м.6. В мелодии нет больших скачков. Начальный скачок на восходящую кварту удобен в исполнении.

        Тема урока: «Повсюду музыка слышна». Тезисы: «Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Показать, что каждое жизненное обстоятельство находит отклик в музыке» [Критская 2011, с. 14]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Кыраттан да үѳрүн» («Радуйтесь всему») на слова С. Дадаскинова. Данная песня не представляет сложностей для пения детьми младшего школьного возраста. Диапазон песни составляет м.7. В мелодии нет больших скачков. Начальный скачок на восходящую кварту удобен в исполнении. Повторы устойчивых ступеней, секундовые ходы, точное соответствие слога ноте просты для изучения.

        II четверть. «Музыка и ты».  Тезисы: «Музыка в жизни ребенка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира» [Критская 2011, с. 16]

        Неисчерпаемым и драгоценным источником музыкального творчества З.К. Степанова, центральной темой остается возвышенная любовь к родине и родной природе. В качестве музыкального материала для пения на уроке с темой «Край, в котором ты живешь» мы предлагаем использовать песню «Күнү кѳрѳр кэрэтиэн» («Видеть солнце так прекрасно») на текст И. Егорова Танцевальный характер песне придает начальная ритмическая фигура. Несмотря на переменный лад (мажоро-минор), благодаря тексту сохраняется приподнятый характер песни. Диапазон песни удобен - м.6, скачки в мелодии небольшие - на терцию, кварту, которые постепенно заполняются секундовыми ходами.

Тема урока: «Мамин праздник». Тезисы: «Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства» [Критская 2011, с. 18]

 В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Ийэм кэлиэн иннинэ» («Пока мама не пришла») и «Мин ийэм ырыата» («Песня моей мамы»). Напевность, кантилена этих песен могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. Песня «Пока мама не пришла» проста для разучивания, нет больших скачков. Диапазон также удобен - м. 6. А в «Песня моей мамы»» тоже нет больших скачков, проста для разучивания. Диапазон небольшой - м.6.

        2 класс: I четверть: «Россия – Родина моя».

        Тема урока: «Здравствуй, Родина моя! Моя Россия». Сочинения отечественных композиторов о Родине. На этом уроке можно кратко рассказать о творчестве Захара Степанова и познакомить учащихся с песней «Ким, ханна сылдьыбыт» («Кто, где был») на слова С. Дадаскинова, на примере этой песни показать формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Данная песня не представляет сложностей для пения детьми младшего школьного возраста. Песня исполняется в темпе и весело. Диапазон песни составляет м.7, в мелодии нет больших скачков. Преобладают поступенные ходы, поэтому учащимся будет не сложно взять высокие ноты.

        Тема урока: «Природа и музыка. Прогулка». Тезисы: «Интонационно - образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость» [Критская 2011, с.23]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Тѳрѳѳбут дойдубут» («Родина наша») (сл. С. Дадаскинова). В этой песне необходимо работать над распеванием слогов, над украшениями. В целом же, диапазон невелик (м.6), преобладает поступенное движение.

        III четверть «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».

        Тема урока: Проводы зимы. Встреча весны. Тезисы: «Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции» [Критская 2011, с.26]

        В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Чыычаахтар бары ыллыыллар» («Все птицы поют») на слова С. Дадаскинова. Здесь можно рассказать учащимся, что весной прилетают с зимовки птицы и начинают звонко петь, извещая всех о наступлении тепла после долгой и холодной зимы. Диапазон песни - м.6. Начальный квартовый скачок почти сразу же заполняется. В мелодии в основном выделяются устои. Несмотря на обилие терцовых ходов, точное соответствие слога ноте упрощает усвоение мелодии.

        3 класс. I четверть: «Россия – Родина моя».

        Тема урока: Природа и музыка (романс). Тезисы: «Звучащие картины. Выразительность и изобразительность в музыке. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, аккомпанемент)» [Критская 2011, с. 30]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Айбыт ийэм айыл5ам» («Родная моя природа») на слова И. Гоголева. В песне воспевается красота природы, деревьев. Композитор обращается к минорной тональности, но применяет отклонение в параллельный мажор. Диапазон песни составляет ч.8. Сложность может представить начальный квинтовый ход, необходимо работать над чистотой его интонирования. А также в припеве - нисходящий квартовый скачок, последнюю ноту которого необходимо выдержать.

        Тема урока: Портрет в музыке. Тезисы: «В каждой интонации спрятан человек. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Портрет в музыке» [Критская 2011, с. 31]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Ийэбит илиитэ» на слова С. Дадаскинова. В песне воспевается образ матери, ее любви к детям. Композитор обращается к минорной тональности. Данная песня не представляет сложностей для пения детьми младшего школьного возраста. Диапазон песни составляет м.6. В мелодии нет больших скачков.

        II четверть «О России петь – что стремиться в храм».

        Тема урока: «Тихая моя, нежная моя, добрая моя мама!». Тезисы: «Интонационно - образная природа музыкального искусства. Духовная музыка в творчестве композиторов. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве» [Критская, 2011, с. 32]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Ийэбит сурэ5э» («Сердце мамы») и «Ийэбит сынньаннын» («Пусть мама отдохнет») на слова С. Дадаскинова.

В песне «Сердце матери» диапазон куплета - ч.5. Преобладают поступенные ходы, но нужно обратить внимание на распевы слогов. Припев начинается с неустойчивой VII ступени, поэтому может представить сложность в разучивании. Также во второй строчке припева необходимо обратить внимание на восходящий квартовый скачок V-I. Песня «Пусть мама отдохнет» проста для разучивания, нет таких больших скачков. Диапазон м. 6.

        III четверть «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!».

        Тема урока: «Прощание с Масленицей». Тезисы: Музыкальный и поэтический фольклор России: обряды. Народная и профессиональная музыка.  В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Ньургуhуну таптыыбын» («Люблю подснежник») на слова С. Дадаскинова. Здесь можно рассказать учащимся, что подснежники появляются сразу после схода зимнего снега, эти первые весенние цветы очень любимы в России, они почитаются как символ новой зарождающейся жизни. Песня исполняется нежно и спокойно, диапазон песни - м.7. Нет резких скачков, преобладает поступенное движение.

        IV четверть «В концертном зале». Тезисы: «Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Композитор – исполнитель – слушатель» [Критская, 2011, с. 33]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Үчүгэй» («Хорошо») на слова С. Дадаскинова. Песня не представляет сложностей для пения детьми младшего школьного возраста. Исполняется в темпе и весело, диапазон песни - м.6, нет больших скачков в мелодии.

        4 класс. I четверть «Россия – Родина моя».

        Тема урока: Мелодия. «Ты запой мне ту песню…». Тезисы: «Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине» [Критская 2011, с. 37]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Саhарҕа хоптото» («Розовая чайка») на слова С. Дадаскинова. В этой песне необходимо работать над распеванием слогов, над украшениями. Диапазон песни м.6, преобладает поступенное движение.

        

2.2 Использование песен З.К. Степанова в программе Д.Б. Кабалевского

 (3-4 классы)

К 70 – м годам XX века отечественной педагогикой был накоплен большой опыт в области музыкального воспитания школьников. Вместе с тем назрела необходимость в создании единой, обобщающей его концепции. Разработать такую концепцию было предложено группе молодых ученых под руководством известного композитора и общественного деятеля Дмитрия Борисовича Кабалевского. Концепция разрабатывались в период с 1973 по 1979. Программа Кабалевского по-прежнему широко используется в нашей стране. Она является отправной точкой для разработки новых программ по музыке.

«Три кита» — песня, танец, марш — три основные сферы музыки. К каждой из них применимы такие определения, как «область», «жанр», «форма», «тип», «характер». Нет, вероятно, ни одной программы по музыке, ни одного учебника, ни одного методического пособия, в котором мы не нашли бы «трех китов». Опора на «трех китов» дает возможность уже с первого класса незаметно, без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, включая сложнейшие области оперы, балета, симфонии, кантаты [Кабалевский 2006, с. 5-10].

На основе рабочей программы Д.Б. Кабалевского мы предлагаем включить на уроках музыки в качестве материала для пения нижеследующие произведения З. К. Степанова.

        1 класс. I четверть «Как можно услышать музыку?».

        Тема урока: «Мы теперь ученики». Тезисы: «Введение учащихся в мир музыки, формирование музыкальной культуры, развитие умение слушать и слышать музыку, выражать свои впечатления. Музыка в окружающей жизни и внутри человека. Способность музыки отображать состояние человека. Различия звучаний песни, танца марша» [Кабалевский 2006, с. 25]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Учууталым хомойботун» («Не огорчу учителя») на слова С. Дадаскинова. Песня исполняется не спеша, с чувством. Несмотря на большой диапазон ч. 8 поступенное движение в мелодии упрощает ее усвоение.

        III четверть «Как можно услышать музыку?».

        Тема урока: «Весна – красна!». Тезисы к теме: «Тема обновления жизни и природы, выражение этих состояний в музыке. Сравнение образов в музыке, живописи, поэзии. Определение светлого, радостного настроения, любви и нежности в произведениях о маме» [Кабалевский 2006, с. 37]. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Барыбыт ийэлээх» («Мамы есть у всех», перевод Ю. Местникова) на слова С. Дадаскинова. Песня исполняется спокойно и нежно. Напевность, кантилена этой песни могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. В песне необходимо работать над четким опеванием IV ступени во втором предложении. Диапазон также удобен – м.6.

        IV четверть «Как можно услышать музыку?».

        Тема урока «Музыкальные портреты. В мире животных». Музыкальное путешествие в мир животных. Разбор характера музыкального образа и сравнение его в жизни. В качестве музыкального материала для пения подходят песни «Тураах» («Хвастливая ворона», перевод Л. Коноплянко), «Элиэ» («Коршун») и «Чыычаах» («Птица») на слова И. Гоголева. Песня «Тураах муннаах» («Хвастливая ворона») исполняется неторопливо. Нет больших скачков и не представляет сложностей для пения детьми младшего школьного возраста. Преобладает поступенное движение, а также терцовые ходы, диапазон м.7. В разучивании песни может представить сложность работа над паузами в конце припева.

        Тема урока «Мы в дороге с песенкой о лете!». Образы лета в музыке. Сравнительное восприятие произведений музыки, живописи, литературы. Возможности музыки передавать движение, явления и звуки природы. В качестве музыкального материала для пения подходят песни «Сайын кэллэ» («Лето», перевод Л. Коноплянко) на слова Обутовой-Эверстовой, «Сайын ханна куотарый!» («Куда уходит лето!») на слова П. Одорусовой. В песне «Сайын кэллэ» («лето») необходимо работать над распеванием слогов, над украшениями. Сложность может представить квинтовый ход в середине песни, необходимо работать над чистотой его интонирования. Диапазон песни м.7. Песня «Сайын ханна куотарый!» не представляет сложностей для пения детьми младшего школьного возраста, исполняется в умеренном темпе, в минорном ладу. Отсутствие больших скачков, мелодическая кантилена, с преимущественно поступенным движением просты для разучивания.

        2 класс. I четверть «Три кита в музыке: песня, танец, марш».

        Тема урока «Песня». Определение песни как основного жанра музыки. Сравнение жанров, определение отличий и связей, свойств песни, характера произведений. В качестве музыкального материала для пения подходят песни «Долгуннар» («Волны») на слова Е. Васильева и «Ол үчүгэй о5о» («Хороший ребенок») на слова К. Туйаарыскай. Песня «Долгуннар» не представляет сложностей для пения детьми младшего школьного возраста, исполняется весело. Нет больших скачков. Песня «Ол үчүгэй о5о» тоже не представляет сложностей для детей младшего школьного возраста, исполняется не торопливо в одном темпе. Преобладают поступенные ходы, диапазон м.6.

        II четверть «О чем говорит музыка».

        Тема урока «Картины природы в музыке». Выражение внутреннего мира человека в музыке, изображение внешнего движения, явления природы. Связь музыки и живописи, аналогия произведения. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Күѳрэгэй күѳрэйэр» («Полет жаворонка») на слова С. Дадаскинова. Песня исполняется весело, с настроением. Следует обратить внимание на начальный скачок на сексту. Диапазон от ми1 до фа2 октавы.  

        4 класс. I четверть «Музыка моего народа».

        Тема урока «Музыка моего народа». Различие музыки композиторской и народной. История жизни русского народа и значение музыки к ней. Роль народа в жизни песни: создал, исполнил, украсил, сохранил, передал. В качестве музыкального материала для пения подходит песня «Оhуокайдыы оонньуо5уҥ» («Поиграем в хоровод») на слова С. Дадаскинова. Песня исполняется не спеша, с чувством. Преобладают поступенные ходы, поэтому не сложно набрать высоту, В этой песне необходимо работать над распеванием слогов, над украшениями.

        Предлагаемые нами песни это лишь небольшая попытка показать, что песни якутских композиторов могут быть использованы на уроках музыки в общеобразовательных школах. В классах с обучением на родном языке песни З.К. Степанова могут явиться большим подспорьем для учителя музыки, так как в основном написаны на якутском языке. Лишь отдельные образцы имеют перевод на русский язык.

Заключение

        Интеграция национально – регионального компонента в программу урока музыки базируется на концепции взаимодействия федерального и регионального компонентов содержания образования. Этот процесс активируется благодаря законодательным и нормативным актам в области образования. Использование песенного творчества композиторов Якутии на уроках музыки решает следующие задачи:

        - расширяет знания и кругозор учащихся среднего школьного возраста о музыке Якутии, начиная с народной до профессиональной композиторской;

        - формирует у детей основы знания, умения и навыков в песенном творчестве якутских композиторов;

        - формирует у детей среднего школьного возраста чувства интереса и уважения к якутской музыке;

        - развивает желания слушать и исполнять якутскую музыку;

        Ценности якутского музыкального искусства, как народного, так и профессионального, при их включении в образовательный процесс, выполняют активное влияние на формирование нравственных и эстетических качеств личности. Якутская народная и композиторская музыка, как важная часть национальной культуры, является огромной помощью в учебно – воспитательной работе общеобразовательных школ республики. Знакомство детей с песенным творчеством композиторов Якутии воспитывает в них чувство патриотизма, любовь к родине и к окружающему миру.  Национальные произведения просты для изучения и исполнения, близки и понятны детям. Именно в творчестве Захара Степанова присутствует стилистическое и тематическое разнообразие песен, которые с легкостью воспринимаются детской аудиторией и благодаря доступности текстов хорошо запоминаются. Это патриотические песни, песни о Родине, о красоте родного края, о матери и т.д.

        Мы пришли к выводу, что проблемой является, незнание детьми композиторов, мелодистов, поэтов своего края. И изучение данной проблемы в воспитательных целях, по – прежнему является актуальной. Достижение намеченной цели воспитывает в них музыкальный вкус, нравственные, эстетические и патриотические чувства, любовь к человеку, своему народу, к Родине. Уважение к истории, традициям, музыкальной культуры и развивает эмоционально – ценностные отношения к миру.

        Полученные в ходе данной выпускной квалификационной работы выводы по использованию песенного творчества якутского профессионального композитора Захара Степанова на уроках музыки, могут оказать помощь в практической работе учителей.

Список использованной литературы

        1. Апраксина О.Л. Методика музыкального воспитания в школе: учеб. Пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. № 2119 «Музыка и пение». — М.: Просвещение, 1983. — 224 с.: нот. Ил.

        2. Кабалевский, Д.Б. Музыка. 1-8 классы / Э. Б. Абдуллин, Т. А. Бейдер, Г. Е. Вендрова. – М: ИЦ Просвещение, 2006. – 296 с.

3. Критская Е.Д. Уроки музыки. 1-4 классы. Поурочные разработки / Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М., 2015. – 256 с.

4. Саньяхова, Н.И. Творчество якутского композитора Захара Степанова: тематическое и жанровое многообразие // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2017. -№10 (84). Ч.2. – С.140-144

5. Саньяхова, Н.И. Творить для народа…: Очерки о жизни и творчестве якутского композитора Захара Степанова / Н.И. Саньяхова; отв.ред.канд.филол. наук В.Е. Холмогорова; М-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВО «Аркт.гос.ин-т культуры и искусств», каф.искусствоведения. – Якутск:АГИКИ, 2016. – С.108.

6. Саньяхова, Н. И. О песенном творчестве З. К. Степанова // Традиционная культура кочевых народов в системе художественного образования. – Якутск, 2014. – С. 59-63

7. Скрыбыкина, Ч. К. Гармония в музыке современных якутских композиторов: монография / Ч. К. Скрыбыкина. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 243 с.

8. Соколова, В. Г. Работа с детским хором: Сборник статей / Под.ред.проф В.Г. Соколова. – М: Музыка, 1981. – 70 с.

9. Соколов, А.Н. Работа с хором / А.Н. Соколов. – М.: Просвещение, 1997. – 78 с.

10. Кириллина, З. И. О музыке и музыкантах: сборник статей / З. И. Кириллина . – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – С. 190 – 196.

        11. Шарин Н. И. Чыычаахтар бары ыллыыллар / Дьиэ кэргэн уонна о5о республикатаа5ы Комитета. Саха сиринээ5и норуот педагогикатын Ассоциацията: З. Степанов муз., С. Дадаскинов тыллара. – Дьокуускай: 2000 с. – 120 с.

Электронные ресурсы

        12. Игнатьева В.Б. Певец души народа Захар Константинович Степанов // http://old.sakha.gov.ru/node/16832

Приложения

«Күнү кѳрѳр кэрэтиэн!»

И. Егоров тыллара


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения специальных устных упражнений на уроках математики в начальной школе

Презентация иллюстрирует разнообразные виды устных упражнений для уроков математики в начальных классах. Предназначена для работы на уроке по методике преподавания начального курса математики....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД.

В последние годы все чаще многими учеными и педагогами-практиками поднимается вопрос о возрождении русской религиозно-духовной культуры в ее культурологическом значении. Возвращение к некогда забытой ...

Применение метода эмоционально-эстетического анализа в учебно-исполнительской деятельности младших школьни-ков на уроках музыки в общеобразовательной школе и на занятиях по фортепиано в ДМШ

Гуманистическая направленность современного образования ориентирует педагогов-практиков на гармоничное развитие личности их воспитанников. В этих условиях особое значение приобретает художественно-эст...

Значение уроков технологии в начальной школе

На уроках технологии учитель помогает ребёнку выполнить поставленные задачи: развивать у учащихся или воспитанников чувство прекрасного, формировать высокие вкусы, уметь отличить истинно художественно...

" ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА Г. В. СВИРИДОВА НА УРОКАХ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

В данной статье анализируется объем материала, который применяется на уроках музыки с целью повышения устойчивого интереса к творчеству нашего земляка Г. В. Свиридова...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Конспекты уроков музыки для 1,2,3,4 классов...

Использование артпедагогики на уроках музыки в начальном образовании

Арт-педагогика и арт терапия в начальной школе....