Применение здоровьесберегающих технологий на уроке музыки
статья

Цах Ирина Вячеславовна

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки

Многолетние наблюдения за состоянием здоровья российских школьников приводят к неутешительным выводам. Проведенные научные исследования показали, что здоровье детей во многом зависит от воздействия различных факторов медико-социального характера: социально-экономических, так называемых «школьных» факторов, характера и качества питания, стереотипов поведения, уровня физической активности, то есть факторов, определяемых образом жизни. Для решения этой многоуровневой проблемы в системе образования ведется планомерная здоровьесберегающая деятельность по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. И музыкальная терапия может стать эффективным методом сохранения здоровья обучающихся.

 Музыкальное искусство наряду с выполнением воспитательно-эстетических функций, обладает мощным оздоровительно-развивающим потенциалом.  Наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках можно использовать логоритмику, ритмотерапию, эстетотерапию – лечение красотой и др.виды терапии, призванные снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально-энергетический тонус учащихся.

В работе с учащимися начальных классов я использую некоторые приемы логоритмики.

Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается. Логоритмические упражнения могут выполняться и стоя и сидя. В них задействованы все группы мышц, как шейного отдела, плечевого пояса, так и мышцы спины и ног; некоторые упражнения направлены на укрепление мышц брюшного пресса.

«Двигательные» песенки направлены на то, чтобы дети не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего еще неокрепшего тела. 

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Логоритмические упражнения сочетают в себе движения и речь, движения, речь и музыку. Они тренируют чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы нижних конечностей, укрепляют позвоночник»

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

Упражнения на развитие дыхания помогают выработать правильное дыхание, увеличивают продолжительность вдоха, его силу. Их можно сочетать с движениями рук, поворотом туловища, приседанием. В них включен речевой материал, произносимый на выдохе.

Существует много игр для развития дыхания. Например:

  1. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.
  2. Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д.
  3. Взять в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Ребёнок должен взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.

Упражнения, активизирующие внимание, воспитывают быстроту и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители, развивают все виды памяти: слуховую, зрительную, двигательную.

В логоритмические занятия обязательно вводится речевой материал. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений. Проговаривание стихотворных строк надо совмещать с движением. Например, топочущим шагом идти по комнате и проговаривать слова. Например:

Вот поезд наш едет,
Колёса стучат,
А в поезде нашем
Ребята сидят
.

 Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках. В современном мире медицина и искусство объединились и прекрасно помогают людям. МУЗЫКОТЕРАПИЯ  – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Хоровое же  пение  не только укрепляет здоровье, но и оказывает эстетическое и нравственное воздействие на коллектив исполнителей, помогaет (как сказал К.Д.Ушинский) «…слить много сердец в одно сильное чувственное сердце».
А.И.Попов, основатель системы оздоровительного физвокализа, обратил внимание на одну закономерость: обладатели сильного голоса имеют, как правило, крепкое здоровье. Если голос «ослаб, потускнел» необходимо укреплять тренировать голосовые мышцы. А.И.Попов определил, что, если мышечная координация оптимизирована, в голосе появляются «чужие» нотки, вредные для организма учащегося и его слушателей. Необходим тренинг, который предполагает: устранение бормотания у доски, координацию дыхания с речью, улучшение aртикуляции и дикции, устранение монотонности, повизгивания и гнусавости. Разработанные им упражнения благоприятно воздействуют и на весь организм в целом.

Одно из них: подтянитесь, поиграйте мышцами, распрямите плечи, высоко поднимите голову (столб достоинства), почувствуйте себя победителем и обязательно напевайте. Если учащиеся будут выполнять такое упражнение, их сознание зафиксирует горделивую позу и мозг даст команду всем системам организма её поддерживать.

Результаты музыкально-оздоровительной работы приводят к повышению уровня развития музыкальных и творческих способностей детей; стабильности эмоционального благополучия каждого ученика; повышению уровня речевого развития; снижению уровня заболеваемости.

Подводя итог всему вышесказанному, мы убеждаемся, что урок музыки обладает мощным здоровьесберегающим потенциалом и, современный учитель, учитывая этот факт, должен применять это знание на уроках музыки, влияя тем самым на улучшение здоровья современного ученика.

Список литературы

  1. «Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании», редакторы: Е.Д.Критская, Л.В.Школяр/,М., Флинта,1999.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. М.,2004.
  3. Смирнов  Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в   современной школе». М., 2002 г.
  4. Рушель Блаво. Исцеление музыкой. С-Петербург, Питер, 2003
  5. Петрушин В.И. «Музыкальная психотерапия». М.: Владос, 2000г. 
  6. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. М.: Музыка, 2000 
  7. Гришина Лариса Аркадьевна, преподаватель методики ОГОУ СПО УМПК N 2, председатель ПЦК «Психолого-педагогический цикл дисциплин»
  8. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва, «ВАКО», – 2004 г . 
  9. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. – М.: Владос, – 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках в классе фортепиано. Комплекс упражнений.

Комплекс упражнений для снятия напряжения, развития профессиональных навыков....

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки

Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки.В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днем появляются все более новые и новые технологии. Почти...

Применение здоровьесберегающих технологий в процессе занятий на пони, детей младшего школьного возраста.

Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему. В данном проекте говориться о необходимых условиях гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников в кон...

Конспект по применению здоровьесберегающих технологий на занятиях тхэквондо

Конспект раскрывает наработки применения здоровьесберегающих технологий на занятиях тхэквондо....

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культурой

Статья о здоровьесберегающих технологиях и их применении на занятиях физической культурой в "Раменском колледже"....

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА

Методическое пособие по применению здоровьесберегающих технологий на уроках математики в ОГБПОУ СОТА...