Русские народные подвижные игры как средство ознакомление детей с традициями русского народа старшего дошкольного возраста
проект

Архипова Евгения Борисовна

Цель: выявление педагогических условий использования народных игр в работе с дошкольниками, раскрытие природы игр и углубление знаний детей о народных праздниках и обрядах.

Актуальность обусловлена тем, что русская народная подвижная игра - незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств.

Проблема заключается в определении педагогических условий использования народной игры как средства народно-эстетического воспитания у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _diplomnaya_rabota_arhipova789.docx50.89 КБ

Предварительный просмотр:

Архипова Евгения Борисовна

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ РУССКОГО НАРОДА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2024

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЕ НАРОДНОЙ ИГРЫ НА

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ТРАДИЦИЯМИ

  1.  Понятие «игра» и её классификация

Детство — период формирования общих знаний и умений, которые становятся фундаментом освоения любых новых видов деятельности, накопление потенциала для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития ребёнка. Создание этого фундамента во многом обеспечивается игрой как ведущая деятельностью дошкольного возраста [6, с.206].

Игра является важнейшим средством воспитания детей. С помощью игры, а точнее, игрового действия любой человек может легко войти в мир детей, сумеет быстро найти контакт с ними. Игра захватывает целый мир ребенка: учение, труд, отдых. В игре, как и в зоне ближайшего развития, ребенок может много больше, нежели в аналогичных ситуациях вне игры. Именно это и позволяет ему быть выше самого себя на голову. Однако этим не исчерпывается сходство игры и зоны ближайшего развития.

Г.К. Селевко выделяет целый спектр целевых ориентаций:

-дидактические: расширения кругозора, познавательная деятельность, формирования определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков;

-воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, нравственных эстетических позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

-развивающее: развитие внимания, памяти, речи, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатия, развития мотивации учебной деятельности;

-социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль; саморегуляция; обучение общению, психотерапия.

Задача игровой деятельности, осуществляемой педагогом, могут быть следующими:

-развитие коммуникативных качеств у детей в игре; -развитие воображения как основы творческой деятельности;

-развитие у детей образной памяти, внимания, речи; -формирование в процессе игры нестандартного мышления;

-развитие координации и мелкой моторики; -организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий;

Рассмотрение этапов развития детской народной игры с неизбежностью подводит к проблеме поиска непротиворечивой и удобной в пользовании классификации детских игр. Классификации, созданные в разное время разными авторами, опираются на различные признаки, например, на воспитательную (развивающую) роль, характер отражения действительности или на чисто внешние признаки, например возраст игроков, их количество, наличие или отсутствие игрового материала, место проведения, степень педагогического управления процессом.

Одна из первых попыток провести систематизацию детских игр принадлежит Ф.Фребелю. Согласно одному из ее вариантов, все игры следует делить на:

  • «физические игры, развивающие силу и ловкость;
  • игры, связанные с внешними чувствами, упражняющие слух, зрение;
  • умственные игры, требующие обдумывания и суждения».

П.П.Блонский подразделяет игры на мнимые, строительные, подражательные, подвижные, интеллектуальные и игры-драматизации. Однако уточнение специфического содержания каждого из названных видов приводит автора к выводу, что всё, называемое нами игрой, в сущности есть проявление строительного и драматического искусства ребенка. Мнимые игры, считает ученый, вообще неправильно называть играми. Строительные игры при тщательном анализе оказываются ничем иным, как строительным искусством ребенка; подражательные игры и драматизации драматическим искусством; подвижные игры — драматизацией, и даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты) по своему происхождению это тоже драматизация (подразумеваемое сражение войск).

С. А. Шмаков предлагает все детские игры условно делить на две большие группы: игры с готовыми правилами и «вольные» игры без установленных правил (игры «в кого-то» или «во что-то»). Условность такого деления сразу же оговаривается самим автором, так как во всех играх присутствует вольное, творческое начало и во всех есть пусть очень элементарные, но условия-правила.

В основу одной из современных классификаций детских игр С. Л. Новоселова, не отрицая рациональности прежних подходов и стремясь осмыслить проблему детской игры с позиции реалий сегодняшнего дня и современного уровня научных знаний об этом виде деятельности, закладывает категорию «инициативы», исходящей от субъектов игры.

С. Л. Новоселова включает в первый класс игры, возникающие по инициативе самих детей. Они являются своеобразной практической формой размышления ребенка об окружающей его природной и социальной действительности. Во второй класс входят игры (обучающие и досуговые), возникающие по инициативе взрослого. К детям они приходят от взрослых, но, освоив их, дети могут играть в них самостоятельно, что, в свою очередь, способствует обогащению игр первого класса.

Третий класс составляют так называемые традиционные или народные игры, происходящие из глубины этнической культуры. Достоинством представленной классификации является, с одной стороны, подтверждение тезиса о непрерывности игры в жизни ребенка, а с другой возможность проследить, как на протяжении раннего, дошкольного и младшего школьного возраста значительно изменяются детская потребность в игре и связанные с ней интересы; как появляются, исчезают, сменяя друг друга или сосуществуя одновременно, разные виды игр. Можно видеть, что определенные игры характерны и для определенного детского возраста. Так, сюжетно-ролевая игра четко локализуется в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет и затем практически бесследно исчезает, в то время как, например, игры-экспериментирования со специально предназначенными для этого игрушками, режиссерские и подвижные игры свойственны всем возрастным группам, однако при этом их содержание, разумеется, меняется.

Таким образом, даже краткий анализ детской игры и связанных с нею проблем вводит нас во внутренний мир ребенка, помогает глубже понять особенности и своеобразие детства в целом, и вместе с тем убеждает, что игра – неотъемлемая естественная потребность человеческой природы, уникальное явление социальной жизни. И то и другое свидетельствует о необходимости ее серьезного изучения со стороны специалистов [9, с. 194].

Любая игра как объект научного изучения независимо от того, в каком виде или форме она представлена, обладает собственным хронотопом или пространственно- временный организацией — иллюзорной стеной, которой ее замыкаются в своих рамках и на себе самой. Вместе с тем имеет право на существование вполне целостная модель "Пространство - время игры", что позволяет, с одной стороны, представить всем многообразие существующих видов игры, а с другой, — определить точку существования отдельно взятой игры по отношению к другим с учетом присущих ей пространственных и временных границ. Игнорирование игры дошкольных учреждений и семье угоду "раннему обучению" приводит к тому, что ребенок, пресытившись принудительным учебными занятиями, не хочет идти в школу или быстро утрачивает интерес. В результате затягивается, становясь более сложным и болезненным, процесс - изменение социальной ситуации развития, связано с поступлением ребенка в школу и адаптации его к новым условиям жизни и деятельности.

В 1977 году международной ассоциации игр на воздухе была принята "Декларация прав ребенка на игру". Согласно этому международному документу, игра — это самая детская жизни, которая инстинктивна, добровольна, спонтанна и естественна, связанна с исследованиями, общения и выражением себя, сочетает действия и мысль, приносит удовлетворение и ощущение успеха [11, с.208].

1.2 Самоценность народной игры, как педагогического явления.

Народная игра организует деятельность человека, становится возможным целенаправленное воспитание и обучение в игре. Так, например, позволяет для ребенка ситуации, направленные на выявление собственных способностей, пределов выносливости, на выработку правильной самооценки, проявление духа солидарности, способствует физическому развитию, подготавливает к труду через разыгрывание ролей взрослых. В игре личность получает возможность для полного самовыражения[1, с. 36].

Народная игра – это подготовительное упражнение к настоящей жизни. Общеизвестны и такие функции игры, как прогнозирование и моделирование. Прогнозирование обладает большой предсказательностью, только в игре можно моделировать возможные варианты своего поведения. Народные игры — наиболее универсальная, естественная, традиционная форма взаимодействия детей, которая осуществлялась одновременно в трех аспектах:

1. речевого (словесного) общения;

2. ритмического или мелодического выражения;

3. совместных движениях и действиях.

До сих пор популярны среди детей такие народные игры, как «Зелена», «Каравай», «Колобок», «Бояре», «Гуси-гуси», «Горелки», «Тетера», «Золотые ворота» и другие. Те немногие крупицы некогда богатейшей детской культуры, которые являются и источником положительных эмоций и средством проявления коллективного вдохновения, единодушие детей, с помощью которого удовлетворяются насущные социальные потребности каждого нормального ребенка: быть частью группы, членом детского коллектива, быть принятым компанией сверстников, быть участником игры и т. д. На определенном этапе развития перед ребенком встает задача научиться организовываться, договариваться, идти на компромисс, подчиняться общепринятым требованиям, соблюдать дисциплину и т. д. В такой естественной, игровой, художественной форме, как народные игры, считалки, скороговорки, зачины и т. д., ребенок усваивал необходимость распределения обязанностей и соблюдения правил (в противном случае, он выпадал из игры, а эта санкция достаточно действенна для него), а также получал возможность, умение и навык совместной деятельности, коллективного взаимодействия в целом. Научить ребенка соблюдать разумные правила – это краеугольный камень педагогики, основа, принцип и условие человеческого существования, пренебрежение которым ведет общество к распаду.

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития [15].

Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Все свои жизненные впечатления и переживания малыши отражают в условно-игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ («Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Олени и пастухи» и так далее). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благополучному результату («Палочка-выручалочка», «Пятнашки» и другие). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки: «Не дам тебе своих детей ловить».

Игра требует внимания, выдержки, сообразительности, ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи, ответственности, смелости, находчивости. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными и веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые, по определению русского фольклориста Г.А. Виноградова, являются как бы игровой прелюдией, дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре.

 Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, побуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий [11, с.58].

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования, гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Работая с детьми, педагогу надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития эстетики и нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности [15].

1.3 Детская игра как отражение истории и быта народов разных эпох и стран

Наблюдения за играми детей разных народов и стран, изучение черт сходства и различия в их играх и играх детей более ранних эпох по сохранившимся в исторических документах описаниям приводят исследователей к весьма интересным открытиям и находкам. Например, в конце XIX в. ответ на вопрос «Что такое детская игра и как к ней в различные времена относились народы?» Е.А.Покровский отвечал так: «Детская игра, по характеру своему, составляет один из видов деятельности организма, впрочем, деятельности такой, которая существенным образом отличается от серьезной работы, так как всякая серьезная работа имеет целью удовлетворение каких-либо практических задач жизни, между тем как всякая игра, а в том числе и детская, не задается никакой предвзятой целью, а наоборот, сама по себе составляет и цель, и действие, и наслаждение; кроме же того в данном случае деятельность, выражающаяся в игре, является еще как бы специально приспособленною и совершающеюся в силу внутренних физиолого-психологических потребностей и побуждений, наиболее соответствующих молодому организму… Мы должны допустить, что а) игры во все времена и у всех народов во всяком случае были непременно; б) многие из игр представляли собою большую оригинальность, по свойствам и образу жизни народа; в) множество игр разных народов, наоборот, представляли между собою и большое сходство» [10, с. 43].

До настоящего времени сохраняет свою значимость чрезвычайно интересное исследование Е.А.Покровским роли игры в жизни детей, принадлежавших к разным историческим эпохам и разным народам. Ни один народ на свете не ценил разнообразные игры (преимущественно подвижные и спортивные) и их значение для частного и общественного воспитания так высоко, как древние греки. Игры ставились ими в один ряд с умственным и изящным образованием и отражали стремление к прекрасному, ибо и в них требовались те же изящество, соразмерность и ловкость тела, которые столь свойственны для всех других образовательных занятий Древней Эллады.

Платон даже утверждал, что от характера и постоянства игр детей зависит в будущем установление законов в обществе и их прочность: «…характер игр очень сильно влияет на установление законов и определяет, будут ли они прочными или нет. Если дело игры поставлено так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это служит незыблемости также серьезных узаконений. Если же молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ищут постоянно перемен… то мы полностью вправе сказать, что для государства нет ничего более гибельного, чем все это» [13, с.10].

Игры детей своеобразно отражали систему общественных отношений античного общества. Многие из них носили политический характер: игры «в царя», «в судью», что было свойственно детям свободных граждан. Дети рабов осваивали иные общественные роли: они рано взрослели, включаясь с трудовую деятельность взрослых, их игры были кратковременны и эпизодичны, так как труд занимал основную часть времени.

В ранние и средние века христианская мораль, влияющая на весь уклад жизни в Европе, отличалась чрезмерным аскетизмом, поэтому в играх детей, как и в танцах, усматривалось лишь «выплясывание перед дьяволом». Очень редко в этот мрачный период детям перепадали дни веселья, в течение которых им дозволялось играть в бабки или палки, катать обручи, мячи и т. п. (Е.А. Покровский). Аскетическому и религиозно-схоластическому характеру жизненного устройства средних веков до некоторой степени противостояло рыцарство. В число благородных занятий рыцарей входили верховая езда, плавание, стрельба из лука, фехтование, охота, игра в шахматы и стихосложение. Все эти виды упражнений поощрялись с ранних лет и, разумеется, сначала были представлены в форме игр.

Различия в жизненных укладах, традициях и культуре народов неизбежно привносят определенный и достаточно выраженный оттенок в игры их детей, «отражаясь в них тем резче и отчетливее, чем дети играют с большим увлечением и непринужденностью, а вследствие того с большею свободою для проявления своего национального характера». В то же время, - продолжает это интересное и обоснованное наблюдение Е.А. Покровского современный исследователь игры С.А.Шмаков, - игры помогали народам хранить и развивать свои наиболее привлекательные свойства, а также устанавливать посредством игр связь между поколениями. Так, англичане, изолированные островным положением своей страны, изобрели коллективные игры - футбол, баскетбол, регби. Эти игры и сегодня являются составным компонентом программы физического воспитания подрастающего поклонения. Определенной спецификой отличаются игры жителей Италии, Франции и других стран.

В жизни русского народа различного рода игры и игрища с давних времен занимали весьма заметное место. Играми на Руси называли такие разные и, на первый взгляд, далекие по своей природе явления, как пляски, танцы, хождение с песнями, хороводы, шалости, забавы, подвижные игры, гулянья молодежи и др. С игрой в широком значении этого слова связано понятие праздника, веселья, отдыха. В старину было особенно много игрищ, праздников и обрядов, сохранивших элементы языческого культа. Дети были увлеченными зрителями таких праздников и по мере взросления приобщались к традиционной празднично- игровой культуре взрослых.

Совместное проведение народных гуляний, праздников и игр не только становилось духовно-культурным объединительным началом, но и сильным воспитательным средством в жизни народа. Исследователи обсуждают возможность составления своеобразного игрового календаря детей и подростков как отражения быта взрослых, издавна включавших подрастающее поколение в круг своих интересов. Традиционные игры, а главное, соответствие игрового календаря строгому порядку жизненных и хозяйственных циклов живо и ярко раскрывали перед ними мир взрослых, способствовали формированию мировоззрения и национального самосознания [12, с. 4].

Но существует и другое понятие игры - в значении детской забавы с игрушкой в доме, в сообществе с братьями и сестрами, сверстниками, а иногда и родителями. В целом для русской традиции на протяжении многих веков характерно невмешательство взрослых в детский быт, признание детской игровой автономии, права на игру. Это нашло отражение, например, в изготовлении взрослыми детских игрушек и существовании особого пространства для игр: даже в самой бедной крестьянской избе детям и их играм отводилось особое, «небесное» место - на полатях (дощатый настил рядом с печкой).

На характер и направленность детских игр яркий отпечаток накладывают сезонно-климатические условия. Игры народов, проживающих в южных и северных странах, различаются весьма значительно.

Вместе с тем в играх детей разных стран обнаруживается чрезвычайно много сходства как по стилю, так и по сюжетам. У детей разных стран и эпох, несмотря на расхождения в окружающих условиях, на определенных возрастных ступенях пробуждаются одинаковые «инстинкты игры». Игры, основанные на перебрасывании разных предметов, игры в кукол, в войну и т.п., безусловно, выходят из рамок как временных, так и географических пространств, социального слоя, национальной дифференцировки, уровней культуры. Общие формы игры остаются неизменны, - писал, в связи с этим В. Штерн. Существуя не одно столетие, такие межнациональные и межвременные игры могут быть смело отнесены к своеобразным игровым универсалиям. Конкретное содержание, например, игры в войну - кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия - всецело обусловлено историческим моментом.

Определенное различие имеют также игры мальчиков и девочек. Еще Ф.Фребель замечал эту особенность: «На игре в куклы и через посредство этой игры обнаруживается духовная разница между мальчиком и девочкой… Мальчик рано предвидит и чувствует свое назначение - властвовать над внешней природой и проникать все тайны, а девочка - свое - уход за природой и жизнью» [8. -263стр]

Таким образом, находясь в тесной связи с социально-экономическим уровнем развития общества и культурными традициями народа, игра эволюционирует вместе с обществом. Серьезный отпечаток на нее накладывают и особенности исторических эпох, и господствующие в них педагогические взгляды на цели, содержание и методы воспитания подрастающего поколения. Любая игра, попадая в одни условия, развивается, в других -- трансформируется, а в-третьих - просто перестает существовать.

Но, как и другие виды человеческой деятельности, игра не возникает спонтанно, сама собой, а передается ребенку людьми, которые уже умеют играть. Ребенок овладевает игрой, втягиваясь в уже существующий мир играющих людей. Способы игрового поведения до недавнего времени транслировались детям через взрослых - родителей, ближайших родственников или педагогов, которые выступали передатчиками норм игры.

Естественное «втягивание» в игру происходило и в тех случаях, когда ребенок включался в разновозрастную (так называемую дворовую) среду, состоящую из нескольких возрастных поколений. Старшие дети, умеющие «хорошо играть», учили этому младших, а те, в свою очередь, накапливая игровой опыт, становились «носителями» игры, игровых традиций. Однако этот способ передачи игрового опыта в силу разных обстоятельств современным детским сообществом практически полностью утрачен [11, с. 24].

  1. ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

2.1 Методика обучения детей дошкольного возраста русским народным подвижным играм и традициям

Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, других людей, другие народы, понимать свое место в мире природы. Поэтому, наверное, самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей, культурного наследия русского народа, просеянных сквозь сито веков.

К счастью, детство - то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры [14].

Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

Важным моментом в воспитательной работе детского сада стало целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа.

У каждого народа есть свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколения. Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, и должны воспитываться в национальных традициях. Воспитательный потенциал народных традиций    актуален в настоящее время. Народные традиции, будучи значимыми элементами региональной культуры, представляют собой уникальную возможность освоения культурного наследия страны и региона, позволяет раскрыть самобытность русского народа.

Народное творчество раскрывает перед дошкольниками дверь в мир прекрасного и доброго, что влияет на формирование музыкальных способностей и духовно- нравственных качеств детей. Не случайно во всех странах мира народному творчеству, приобщению дошкольников к национальной культуре, к традициям – отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению национальной культуры [12, с. 29].

Для успешной работы в данном направлении важна система и последовательность по воспитанию положительного отношения дошкольников к духовно-нравственным ценностям. Важно развивать творческие способности дошкольников, его личностные и духовно-нравственные качества.

Приобщение к народным традициям в условиях интеграции разделов художественно-эстетического цикла является эффективным научным инновационным методом работы с дошкольниками. Также — это есть важный шаг в становлении личности ребенка.

Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к русской народной культуре, конечно же, должно быть расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего города, района, области. С раннего возраста у ребенка развиваются чувства, черты характера, которые связывают его непосредственно со своими корнями.

Чтобы нагляднее познакомить детей с народным бытом и традициями русского народа оформляют мини – музей, где теперь у нас живут предметы старины и народного быта. Детям очень нравится проводить досуг в музеях, узнавать о предметах старины, прикоснуться к музейным экспонатам, посидеть за прялкой. На базе мини-музея проводятся мероприятия по приобщению к национальным традициям, русским бытом, ведется кружковая работа «Ладушки».

Все мероприятия, проводимые в ДОУ, говорят сами за себя: «На завалинке сидим да приговорки говорим», День хороводных игр «Зарница», «Фока воду кипятит и как солнышко блестит», «При солнышке тепло - при матушке тепло», «Пришла Коляда- отворяй ворота», «Сошью Дуне сарафан, а Ванечке шапку».

Важное место в опыте, отводится семье. Считается, что семейный очаг, соединение родственных душ под одной крышей, - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить уважать и беречь семейные традиции, узнать свою родословную, почитать старшее поколение. Доброжелательная, теплая домашняя обстановка - обязательное условие организации праздников и развлечений. Поэтому привлечение родителей к нашей работе является одной из главных задач детского сада и одной из основных целей внедрения ФГОС ДО.

Слово «традиция»- означает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Традиция охватывает объекты социального наследия: материальные и духовные ценности, процесс социального наследования, его способы. В качестве традиции выступают определенные общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды, праздники и т. д. Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

К средствам приобщения дошкольников к этнической культуре и традициям относятся народное творчество, декоративно-прикладное искусство, в том числе различные жанры устного народного творчества, обряды, обычаи и игры.

Национальные праздники способствуют выработке мировоззрения, предполагающего как усвоения опыта старших поколений, так и превращение его в руководство практической деятельностью. Каждый праздник сопровождался обрядами и песнями.

Одним из средств передачи традиции являются песни, сопровождающая человека всю его жизнь – от рождения до смерти – в труде, на празднике, в быту. Поэтому народные песни можно классифицировать по возрастному признаку: колыбельные, детские, молодежные, по признаку содержания: обрядовые, лирические, героические, эпические, сатирические, по признаку принадлежности к различным видам деятельности: хороводные, песни, помогающие в труде, игровые песни, и песенки, ритуальные песнопения.

Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми. Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие ценности. Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью, стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Большое значение необходимо придать русским пословицам, поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на страницах книг и «от мала до велика» в них величие и мудрость. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства. Они пронизаны чувством глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения.

Традиция жива, пока ее чтут, берегут. И даже пение народных песен для одних детей будет просто концертом, а для других, прикоснувшихся к культуре своих предков - естественной частичкой бытия [16].

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима какими бы то ни было материальными благами. Если полностью утеряны все традиции, может встать под сомнение само чувствование народа.

Для успешного решения вышеуказанной проблемы, необходимо следующее: - создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

- привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

- создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

- установление сотрудничества с другими учреждениями.

Приоритеты в работе с детьми:

1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью

4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия

5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.

Основная работа проводится с детьми старшего дошкольного возраста. С воспитанниками 5-7 лет можно провести беседы о могуществе нашей страны, её богатстве, природе [14].

2.2 Роль народных подвижных игр и традиций в жизни дошкольника

Народные игры играют особую роль в воспитании детей дошкольного возраста, они являются методом вовлечения детей в творческую деятельность, методом стимулирования их активности [15].

Русская народная культура чрезвычайно богата играми: самовыражения скоморохов, гусляров, петушиные бои, кукольный Петрушка, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы и есть универсальная форма поведения человека. Народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей.

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции [18].

Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему педагог должен уметь использовать их в воспитательно-образовательном процессе. При организации и выборе игр необходимо учитывать многие факторы:

Возраст играющих. Для детей (малышей) следует брать наиболее простые игры, постепенно усложняя их за счет введения новых элементов и более сложных правил. Начинать надо с игр спеченным и стихотворным сопровождением, хороводов, в которых участие воспитателя обязательно. Детям еще очень сложно контролировать свои движения и потому пример взрослого для них необходим.

Место для проведения игр. Игры могут проводиться в зале, комнате, просторном коридоре, на воздухе.

Количество участников игры. Не обязательно проводить игры сразу со всей группой, особенно если помещение небольшое. Можно разделить детей: мальчиков и девочек, сильных и слабых, играющих судей и так далее. Участие в игре должно быть интересным для каждого ребенка.

Наличие инвентаря для игр. Для многих игр нужен инвентарь: мячи, скакалки, флажки и тому подобное. Он должен быть подготовлен заранее и в достаточном количестве [19].

Воспитатель объясняет детям правила игры. Их следует сопровождать показом отдельных элементов или всего игрового действа. Оно должно быть повторено всеми или несколькими детьми, чтобы воспитатель был полностью уверен в том, что дети хорошо усвоили правила игры. Эти качества и создают классическую простоту, предельную законченность, завершенность, которые отличают народные детские игры.

В народных играх дети активно используют игровой словарь, жестикуляцию, мимику, необходимую по условиям игр (закрыть глаза, отвернуться, произвести счёт). Хореография, подтанцовки, специальные игровые песенки, ритмика, амулеты органично входят в ту или иную народную игру, придавая ей эмоциональность, воздействуя на предчувствия, предугадывания, воображение, фантазию, что порождает счастья от игры [19].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

ВКР: Народные традиции как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской национальной культуры

Рецензия на выпускную квалификационную работу       студентки Гумаровой Аксаны Собировны.       Специальность 050704 52Дошкольное образовани...

Статья на тема «Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста»

Физическая культура играет важную роль в укреплении организма и формировании здоровья дошкольников. Физическое воспитание направлено на формирование двигательных навыков и психофизических качеств, как...

Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста

Курсовая работа "Знакомство детей с пословицами и поговорками старшего дошкольного возраста"...

Открытый урок преподавателя Смирнова Ю.П., художественного руководителя и дирижера оркестра русских народных инструментов "Югорская фантазия", на тему: "Знакомство с инструментами русского народного оркестра"

Ознокомление с инструментальным составом народного оркестра, с задачами групп инструментов, солистов...На примере пьес из репертуара оркестра "Югорская фантазия" показаны музыкально-выразите...