Урок русского языка "Правописание наречий с приставками", 4 класс
план-конспект урока по теме

Герасимова Ольга Анатольевна

урок разработан в соответствии с ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка

4Д класс

                                                                                                    Учитель: Герасимова О.А.., 

                                                                                                 учитель начальных классов

                                                                                                    МОУ «СОШ №1» г. Валуйки

                                                                                          Белгородской области

Тема урока

Цели урока

Тип урока

Методы обучения

Виды учебной деятельности

Оборудование

УМК

Планируемый результат

Правописание наречий с приставками

- содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся умений анализировать (сравнивать, выделять главное, классифицировать) познавательный объект;

- содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза); создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

- содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности;

- содействовать развитию у детей умения общаться; обеспечить развитие у школьников диалогической и монологической речи;

- организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению свойств используемого материала;

-  формировать навык правописания суффиксов –о-, -а- в наречиях, образованных от прилагательных при помощи приставок из-, до-, с-, в-, на-, за-;

урок (открытого) нового знания

Частично – поисковый,  рефлексия

планирование учебного сотрудничества; сравнение; нахождение сходств и отличий; построение речевого высказывания в устной форме; контроль; коррекция;

Рабочая программа, конспект урока, учебные пособия, мультимедийная презентация для обучающихся по теме «Правописание наречий с приставками»

А.В.Полякова «Русский язык» учебник  для 4 класса: – Москва: «Просвещение», 2013, Н.А.Песняева, С.В.Анащенков. «Русский язык» рабочая тетрадь для 4 класса: - Москва «Просвещение», 2013

Личностные:

-предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;

-ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Метапредметные:

Регулятивные:

– владеть различными видами контроля и оценки;

– осуществлять сознательный выбор заданий разного уровня трудности.

Познавательные:

– индивидуально распознавать новую задачу;

– осуществлять рефлексию способов  и условий действия;

– соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала.

Коммуникативные:

– уметь понимать позиции разных участников коммуникации и продолжать их логику мышления;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной работе

Предметные:

- писать наречия: -о, -е на конце наречий с приставками с-, из-, до-,  -а на конце наречий с приставками в-, на-, за-

Ход урока

Этапы урока

Характеристика деятельности

УУД

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

            Цель: обеспечить готовность обучающихся к активному восприятию нового учебного материала.

        - Ребята, я предлагаю вам  улыбнуться друг другу. Надеюсь, что у всех прекрасное настроение. Я рада видеть вас и хочу, чтобы наше сотрудничество на уроке было приятным и привело нас к новым знаниям и умениям.

- Вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний?

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную

ответственность за будущий результат.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Актуализация и пробное учебное действие.

     Цель: вызвать интерес к учебному материалу, актуализировать опорные знания.

  1. Чистописание.

– Дайте характеристику звуку, который обозначен буквой Т.

– Запишите, продолжив закономерность: Т   Тт   Ттт.

  1. Орфографическая работа

 Цель: активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием.

- Начинаем работу с игры «Четвертый лишний».

Расшифруйте слова и запишите их: жвпс, ктлг, хрш, грзнт. (Живопись, каталог, хорошо, горизонт.)

- Какое слово, на ваш взгляд, лишнее? Подчеркните его и обоснуйте свой ответ.

(1 мнение – лишнее слово живопись – есть сочетание –жи.

2 мнение - лишнее слово хорошо, так как в нем все гласные «о».

3 мнение - лишнее слово хорошо – это наречие.)

- Вижу, вы удивлены. Почему? (Мнения разошлись)

- Давайте подумаем над этим вопросом. (Проходит диалог, доказательство выбора слова.)

- Какой из вариантов ответов более точный? (Хорошо – это наречие, остальные – имена существительные.)

- Выделите орфограммы этого слова. Составьте и запишите предложение с этим наречием.(Самостоятельная работа обучающихся)

- Молодцы! Вы прекрасно справились с этим заданием.

3. Определение способов образования и правописания наречий.

а) П о с т а н о в к а   у ч е б н о й   з а д а ч и.

Н а   д о с к е  записаны слова:

Трескуче, свежо, живуче, тягуче, жгуче, певуче.

– Прочитайте наречия.

– Какое наречие в данном ряду является лишним? Докажите.

– Объясните способ образования и правописания наречий.

– Что пишется на конце после шипящих? (На конце наречий после шипящих под ударением пишется буква , без ударения – .)

– Запишите наречия с буквой  после шипящих, поставьте ударение.

- Как вы думаете, почему вам было предложено это задание? (Сегодня на уроке продолжим изучать наречие.)

- Вспомните, что вы знаете о наречии.

Я буду вам читать высказывания ученика. Послушайте внимательно утверждения. Цифрой 1 обозначьте верные утверждения, цифрой 0 - неверные

1. Наречие – изменяемая часть речи.

2. Наречие отвечает на вопросы: какой? какая?

3. Наречие поясняет глаголы, имена прилагательные, наречия.

4. Многие наречия образованы от прилагательных при помощи суффиксов –о-, -е-.

5. Наречия имеют окончания.

6. В предложении наречия – обстоятельства.

7. Наречия делают нашу речь более яркой, образной, конкретной, точной.

(Проверка работы - сравнение своих ответов с образцом. ( 0 0 1 1 0 1 1) Подведение итогов.)

б) О п р е д е л е н и е   т е м ы   и   ц е л е й   у р о к а.

Цель: создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока.

    Сегодня, ребята, вы выступите в роли исследователей. Работа эта очень ответственная. Поэтому прошу всех быть внимательным.

    (На доске записаны два столбика слов)

- В русском языке много наречий. Вот некоторые из них.

Задание №1

Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы. (У доски работают двое обучающихся, остальные – в тетради.)

издавн. вправ.

докрасн. начист.

слев. засветл.

Методический комментарий: во время работы у обучающихся сразу возникли сомнения в правильности выполнения задания. Однако, им было предложено выполнить его так, как они думают. В результате, действительно, возникли расхождения.

- Что интересного заметили? (Вставлены разные буквы.)

- Почему же так вышло?

- Какой вопрос у вас возникает? (Выяснить, когда в наречиях пишется суффикс –а-, а когда суффикс –о-)

- Это и есть тема сегодняшнего урока.

Познавательные: 

общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Учебно-познавательная деятельность

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.

Ответить на этот вопрос нам поможет следующее задание. (Задание №2)

Для исследования я предлагаю вам разделить наречия досуха, влево, слегка, наглухо, издавна, заново на две группы.

- По какому признаку начнете работать?

- Какие знания применили? (1 группа – суффикс –о-, 2 группа – суффикс –а-)

- Запишите слова,

- Все слова имеют приставку? Выделите приставки, сделайте вывод.

- Какие есть идеи? (Формулировка правила)

Составление опорного сигнала по теме

Наречие образовано от прилагательного

приставки

суффиксы

из- до- с-

-а-

в- на- за-

-о-

В наречиях с приставками из-, до-, с- на конце пишется а.

В наречиях с приставками в-, на-, за- на конце пишется о.

- Сравните свой вывод с правилом в учебнике на с..10.

- Мы решили поставленную задачу?

-Можно убирать знак вопроса?

- Что получили в результате работы? (Алгоритм работы по правописанию суффиксов -а-, -о- в наречиях, образованных от прилагательных с помощью приставок.)

- Для чего он нужен? (Ответы обучающихся)

- Исправьте ошибки в задании №1, если они имеются.

Физминутка

Цель: сменить вид деятельности обучающихся во время урока. (Использование мультимедийной паузы.)

Познавательные: 

общеучебные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям, выражают удивление, внимание

 Включение в систему знаний и повторение.

Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.

Выполнение упражнений 14, 15

Творческая работа.

     Сегодня мы много работали над наречием.

     Попробуйте составить стихотворение на заданную рифму.

_____________ издалека __________________ набело

____________ наверняка ______________внимательно

_____________ свысока __________________ засветло

_____________ слегка ________________ старательно

(Чтение того, что получилось)

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения;

Логические: осуществляют поиск необходимой информации о вариантах выполнения работы, установление причинно-следственных связей, доказательство

Личностные: имеют желание работать,  знают правила поведения на уроке

Коммуникативные: владение монологической речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Цель: подвести итог совместной деятельности.

- Ребята, так о каком секрете наречия вы расскажите дома своим родителям? (Ответы обучающихся.)

- На следующем уроке вы узнаете, какие еще есть тайны у наречия.

- Оцените себя, как вы усвоили новый материал: по нашей шкале:

Отлично все усвоил.

Хорошо усвоил.

Половину усвоил.

Чуть-чуть понял.

Совсем не понял.

Подсчет результатов.

Мне очень понравилась ваша работа на уроке.

- Оценивание работы обучающихся учителем.

Я благодарю вас за сотрудничество.

Личностные: 

обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный

характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, формулировать ответы на вопросы 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».

Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Конспект урока русского языка однокоренные слова 3 класс

Задачи этапа урока (вида работ)Деятельностьучителя Задания для учащихся ДеятельностьучениковПланируемые результаты Время ПредметныеУУД I. Организация начала урока  Созда...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...