Главные вкладки

    Развитие фонематических функций у детей дошкольного возраста через игру
    методическая разработка по теме


    Данная презентация разработана   для проведения семинара - практикума с воспитателями ДОУ по теме Развитие Фонематических функций у детей дошкольного возраста через игру.

    В презентации можно познакомиться с основными определениями компонентов фонематических функций  и основными видами игр, способствующих развитию овладения грамотой.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kommentariy.docx69.44 КБ
    Файл ff_2.ppsx2.86 МБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  
    детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района

    ПЛАН - КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ  ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ

     

     

    составитель

    Упалева Анастасия Геннадьевна

    Учитель – логопед

                                                                                   

                                                                               

    Санкт - Петербург 2014 - 2015 год

    Формирование фонематических функций через игру

    Слайд


    п/п

    Содержание

    Слайд

    Титульный слайд

    Слайд

    Речь – система, состоящая из нескольких компонентов:

    - фонетический (звукопроизношение)

    - фонематический (умение слышать и дифференцировать звуки речи)

    - лексический (словарь)
    - грамматический

    - связная речь

    Слайд

    Сегодня подробно  остановимся на фонематическом компоненте языка.

    Фонематические функции  в состав которых входит:

    - фонематический слух

    - фонематическое восприятие

    - фонематический анализ

    - фонематический синтез

    - фонематические представления

    Все функции системы связаны между собой; они формируются посредством друг друга и функционируют (действуют) одна в другой. Для того чтобы фонематическая система сформировалась правильно, она  проходит сложный и большой путь развития и тесно связана с общим психическим становлением ребенка.

    Слайд

    Фонематический слух - тонкий систематизированный слух, обладающий способностью к слуховому восприятию речи, фонем.
    Фонематический слух имеет важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка, на его основе формируется фонематическое восприятие.

    Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, ФС ребёнка оказывается сформированным.

    Слайд

    Далее приведены несколько игр, способствующих
    развитию фонематического слуха на базе неречевых звуков.

    Звуковые контейнеры
    Задача:

    Найти  одинаково звучащую пару.

    Найди пару

    Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри.

    Слайд

    Отгадай, что я делаю?

    Процедура:  
    Взрослый за ширмой совершает  различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду…

    Слайд

    Молчанка

    Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки….

    1. Послушать звуки за окном?

    2. Определите, какие звуки доносятся:

    - из коридора? - из музыкального зала?

    Слайд

    Фонематическое восприятие
    – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой,

    это процесс узнавания и различения звуков речи.

    (способность дифференцировать звуки по противоположностям: звонкость – глухость, твердость – мягкость, свистящие – шипящие).
    Формируется  в период от года до четырёх лет.

    Слайд

    Кто как голос подаёт?

    Определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением

    Слайд

    Игры

    Доскажи словечко

    Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме:

    Слайд

    Верно – неверно

    Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук (форота, ворота, корота, борота…).

    Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения.

    Слайд

    Цветочный магазин

    Цель:
    Если есть в слове звук [П], клади к синий сердцевине. Если звук [П‘] – к зеленой сердцевине

    Слайд

    Снегопад

    Цель: Дифференциация звуков [С] - [С'].

    Ответь на вопрос: "Куда упадет снежинка в левый или в правый сугроб?"

    Слайд

    Виды производственных игр по развитию фонематического восприятия

    Слайд

    Слайд

    Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки)  звуковой анализ – способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

    вторая   ступень в поступательном движении к овладению грамотой.
    Анализ формируется – в более позднем возрасте с 4 лет.

    Слайд

    Фонематический анализ  - мысленный процесс имеет простые и сложные формы и проявляется в следующих заданиях:

    - Определение места звука в слове
    - Определение места звука в слове

    - Выделение первого звука из слова

    - Выделение звука на фоне слова

    Слайд

     Найди лишнюю картинку

    Задание: Найди лишнюю картинку, в которой нет звука [А].

    Слайд

    Звуковая мозаика

    Если в слове есть звук [Л'], клади жёлтый жетон, если нет - коричневый.

    Слайд

    Виды производственных игр по развитию фонематического анализа (на фоне слова)

    Слайд

    Выделение первого и последнего звука в словах

    Назови первый и/ или  последний звуки в словах.

    Слайд

    Цепочка слов

    Подбери картинку, начинающуюся на последний звук предыдущего слова.

    Слайд

    Найди пару

    Задание:

    Подбери пару картинок, обращай внимание на последний звук в слове, переверни карточки проверь себя, если ты правильно сделал задание у тебя получится картинка.

    Слайд

    Где находится звук [Р‘]

    Где находится звук [Р‘]  в названиях картинок: в начале, в середине или в конце?  Проведи стрелки к схемам.

    Слайд

    Слайд

    Подбери схему

    Сколько звуков в каждой схеме подбери схему

    Слайд

    Сколько звуков в слове?

    Нарисуй или положи столько кружочков сколько звуков в слове...

    Слайд

    Составь схему

    Задание:

    Составь звуковую схему слова.

    Найди по схеме где  лиса, а где волк?

    Слайд

    Кто где будет жить?

    Назови животных. В каких словах один слог, в каких два, в каких три? Как ты думаешь, кто из животных будет жить в одноэтажном доме, кто в двухэтажном, а кто в трёхэтажном?

    Слайд

    Игры

    Слайд

    Слайд

    Слайд

    Слайд

    Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

    Слайд

     Прочитай по первым звукам

    Слайд

    Реши ребус

    Слайд

    Расшифруй слово

    Задание:

    Замени цифры на буквы и прочитай получившееся слово.

    Слайд

    Игры

    Слайд

    Игра шифровщик

    Всего  в домике 9 квартир, каждая буква имеет свою квартиру и она отличается от квартир других букв, например буква  ... имеет только потолок и левую стенку, а буква ... пол и правую стенку, букве ... повезло - она имеет пол, потолок и правую , левую стенки.  Посмотри внимательно на домик букв, а теперь на "пустые" квартиры и расшифруй слово.

    Слайд

    На основе фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза формируются фонематические представления (о фонемном составе слова).  Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов

    Слайд

     Подбери слова на звук …

    Ребенку предлагается отобрать из 10-12 картинок только те, в названиях которых содержится заданный звук, либо находится в какой-то определённой позиции.

    Слайд

    Спасибо за внимание


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт – Петербург апрель 2015 год Развитие фонематических функций у детей дошкольного возраста через игру Составитель консультации для воспитателей учитель - логопед Упалева Анастасия Геннадьевна

    Слайд 2

    Речь – система, состоящая из нескольких компонентов: - фонетический - фонематический - лексический - грамматический - связная речь

    Слайд 5

    Фонематический слух Задача: Найти одинаково звучащую пару. Звуковые контейнеры Вместе с ребенком насыпьте в мешочки крупу, пуговицы, камушки. Он должен угадать по звуку, что внутри. Найди пару

    Слайд 6

    Процедура: Взрослый за ширмой совершает различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду… Фонематический слух Отгадай, что я делаю?

    Слайд 7

    Взрослый читает стишок, а ребенок договаривает последнее слово, которое подходит по смыслу и рифме: Доскажи словечко На ветке не птичка - Зверек-невеличка, Мех теплый, как грелка. Зовут его... Ты не бойся - это гусь, Я сама его... Грязнулю всегда Выручает... Фонематическое восприятие

    Слайд 8

    Фонематическое восприятие

    Слайд 10

    Фонематический слух Молчанка Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и спокойно слушать звуки…. 1. Послушать звуки за окном? 2. Определите, какие звуки доносятся: - из коридора? - из музыкального зала?

    Слайд 11

    Фонематическое восприятие Кто как голос подаёт? Определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением

    Слайд 12

    Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первый звук ( форота , ворота, корота , борота…). Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит правильный вариант произношения. Верно – неверно Фонематическое восприятие

    Слайд 13

    Фонематическое восприятие Цветочный магазин Цель: Если есть в слове звук [ П ] , клади к синий сердцевине. Если звук [ П ‘] – к зеленой сердцевине

    Слайд 15

    Фонематическое восприятие

    Слайд 16

    Фонематический анализ Различение и узнавание звуков речи, чтобы воспроизвести их в письменной форме Выделение, исследование отдельных звуков Формируется – в более позднем возрасте с 4 лет Вторая ступень в овладению грамотой

    Слайд 18

    выделение звука на фоне слова ЛИШНЯЯ КАРТИНКА НЕТ ЗВУКА [ А ] в слове

    Слайд 19

    ЗВУКОВАЯ МОЗАИКА

    Слайд 20

    выделение звука на фоне слова

    Слайд 21

    Назови первый и последний звуки в словах

    Слайд 22

    Цепочка слов

    Слайд 23

    + ВЫДЕЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕГО ЗВУКА ИЗ СЛОВА НАЙДИ ПАРУ

    Слайд 24

    Где находится звук [ Р ‘] в названиях картинок: в начале, в середине или в конце? Проведи стрелки к схемам. определение места звука в слове Где находится звук [ Р ‘]

    Слайд 25

    ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?

    Слайд 26

    Сколько звуков в каждой схеме подбери схему Подбери схему определение количества звуков в словах

    Слайд 27

    Сколько звуков в слове?

    Слайд 28

    Составь схему

    Слайд 29

    Назови животных. В каких словах один слог, в каких два, в каких три? Как ты думаешь, кто из животных будет жить в одноэтажном доме, кто в двухэтажном, а кто в трёхэтажном? Кто где будет жить?

    Слайд 30

    Фонематический анализ

    Слайд 31

    Фонематический анализ

    Слайд 32

    Фонематический анализ

    Слайд 33

    Фонематический анализ

    Слайд 35

    к а ш а Прочитай по первым звукам

    Слайд 36

    Фонематический синтез Реши ребус

    Слайд 37

    3 5 8 2 5 6 4 8 3 7 8 К Р О Х М У С А 1 2 3 4 5 6 7 8

    Слайд 39

    М В А Л С К О Т Н

    Слайд 41

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОДБЕРИ СЛОВА НА ЗВУК … Ребенку предлагается отобрать из 10-12 картинок только те, в названиях которых содержится заданный звук, либо находится в какой-то определённой позиции.

    Слайд 42

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Курсовая работа Развитие творческой активности у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

    Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

    Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

    Что такое мелкая моторика и как ее развивать у детей дошкольного возраста...

    Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

              Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

    Таблица развития физических качеств у детей дошкольного возраста

    В данной таблице представлены физическите качства, критерии их оценки, средства развития физических качеств, а так же определены методв с помощью которых можно развивать физические качества...

    Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

    центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

    Презентация Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста

    Презентация по теме: "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста"....