«Технология решения ситуационных задач на уроках истории и обществознания как средство развития общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО»
презентация к уроку на тему

Дей Альбина Ярославовна

Цель использования технологии решения ситуационных задач: способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных  образовательных результатов. Технология (метод) решения ситуационных  задач - это одна из интерактивных технологий, метод реализации компетентностного подхода, метод  обучения на основе реальных  ситуаций, метод  отличающийся практической направленностью, метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как аудиторной, так  и внеаудиторной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_resheniya_situatsionnyh_zadach._.pptx723.09 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дей Альбина Ярославовна, преподаватель истории, обществознания Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства » « Технология решения ситуационных задач на уроках истории и обществознания как средство развития общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС СПО »

Слайд 2

Метод анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационных задач. метод инцидента метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод ситуационно-ролевых игр метод дискуссии. Существуют различные обозначения кейс -технологии: метод изучения ситуации метод деловых историй просто метод кейсов Технология (метод) решения ситуационных задач относится к кейс-технологиям

Слайд 3

Проблема использования технологии (метода ) решения ситуационных задач в практику работы является актуальной, это обусловлено двумя тенденциями: общей направленностью развития образования, его ориентацией на формирование компетенций вторая вытекает из развития требований к качеству специалиста, который должен обладать способностью оптимального поведения в различных ситуациях Актуальность. Цель использования технологии Цель использования технологии решения ситуационных задач: Способствовать достижению образовательных результатов обучающихся

Слайд 4

Технология (метод) решения ситуационных задач - это одна из интерактивных технологий, Метод реализации компетентностного подхода метод обучения на основе реальных ситуаций метод отличающийся практической направленностью метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как аудиторной, так и внеаудиторной это методика, ориентированная на работу в проблемном поле это активный педагогический прием, используемый для обучения это технология способствующая развитию компетенций обучающихся: социально – личностной (гражданской компетенции), учебно-познавательной, социо – культурной и других это средство оценки освоения компетенций

Слайд 5

В чем эффективность технологии? Обучающиеся – не ждут готовых знаний, а сами их вырабатывают, не просто слушают, а слышат преподавателя и друг друга, соотносят теорию с реальной жизнью, могут сами формулировать вопрос, аргументировать ответ, делать собственные выводы, отстаивать своё мнение находить решение работать с информацией. демонстрировать различные позиции и точки зрения развивать навыки анализа и критического мышления успешно адаптироваться в обществе, продвигаться к профессиональной карьере. обучающиеся приходят к выводу, что из любой ситуации существует много выходов, формируется ответственность обучающихся за выбор

Слайд 6

История Методические основы кейс- технологий освещаются в работах Л. Барнса, Э. Хансена , А. В. Хуторского, Л.В. Рейнгольд , М.В.Рыжакова, В.В. Гузеева, О.Г. Смоляниновой и др. Какими могут быть задачи? Задачи могут быть из реальной жизни (практики) , литературы, опыта преподавателя, опыта обучающихся Имитированные ситуации(специально смоделированные задачи) Задачи связанные с проблемами прошлого, настоящего и будущего времени. Кейс метод обучения возник в США , Гарвардской школе бизнеса. «Кейс» (в переводе с англ.) означает портфель, чемодан, дипломат Название метода произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай Первым ведущим специалистом в области кейс-технологий в России является Киселев Владимир Дмитриевич, старший научный сотрудник Высшей школы корпоративного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Его методика написания кейса имеет свое специальное название — «КЕЙКИС».

Слайд 7

Виды кейсов Обучающий кейс Учебные (условные) ситуации Понимание типичных характеристик ситуации Практический кейс Жизненные ситуации Познание, понимание жизни Исследовательский кейс Исследовательские ситуации Создание моделей ситуаций - по типу получаемой информации: Профессиональные - это кейсы на выявление уровня профессиональных (предметных) компетенций. Личностные - кейсы, проявляющие поведенческие стратегии, личностные свойства и ценности. - по используемому материалу (степень известности материала): На известном материале. На неизвестном материале - по типу включенности в деятельность: Включенные – оцениваемый должен принять роль участника ситуации, и действовать исключительно из этой роли. Не включенные – когда нужно оценить действия участников ситуации, как бы со стороны, или ответить, как бы поступил оцениваемый в данной ситуации. - по степени конкретизации информации: Структурированные , подробные, с четко простроенной структурой, большим количеством данных . Слабоструктурированные , не содержащие большого количества данных, что позволяет выявить потенциал, умение, а не знание, определить уровень мыслительной и поведенческой гибкости. - по степени стандартности условий : Кейсы, предлагающие стандартную рабочую ситуацию – проявляют знания или навыки в стандартных рабочих условиях. Кейсы, в содержание которых включен инцидент/ происшествие, проявляют умения оцениваемого действовать в ситуациях, отклоняющихся от нормы. мыслительную гибкость.

Слайд 8

Типологизация кейсов проводится по нескольким основаниям: по источнику информации (описание реальных ситуаций из практики, литературы или опыта преподавателя); по субъекту представления информации о ситуации (в одних случаях им может быть преподаватель, в других – слушатель или целая учебная группа для анализа ситуации и принятия решения в рамках учебного процесса); по степени новизны ситуации ; по специализации (одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному); по способу проведения занятий (методом инцидента, ролевой игры, производственной задачи, разбора почты и т.д.) тренинговый; Сюжетный; бессюжетный. Кейс с приложением; кейс без приложений. Кейс-рассказ; кейс-эссе; вопросный кейс; кейс-задание. видео-кейс. ситуации с формированием проблемы; ситуации без формирования проблемы; личностный; многосубъектный. в режиме от прошлого к настоящему; кейс-воспоминание; описательный поисковый; альтернативный; проектный

Слайд 9

Первый шаг преподаватель сам задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее решения задает вопрос какой из способов правильный и более эффективный? преподаватель сам оценивает ситуацию и предлагает решения выбирает и обосновывает итоговое решение. преподаватель задает проблему, сам предлагает 2-3 способа ее разрешения ставит вопрос: Какой из способов правильный и более эффективный? Обучающиеся выбирают итоговый вариант решения, аргументируют, дают обоснование Второй шаг Третий шаг - ……….

Слайд 10

личностные Модель ситуационной задачи : Целевая установка Содержание задачи Критерии оценки Учебная (проблемная) ситуация деятельность РЕЗУЛЬТАТ предметные метапредметные ЗАДАЧА

Слайд 11

В ФЗ №273 «Об образовании в Российской Федерации» компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении задач общих для многих видов деятельности». Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне. Основное назначение ОК – обеспечить успешную социализацию выпускника ФГОС СПО О К 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Слайд 12

Цель работы : совместными усилиями группы проанализировать возникающую ситуацию рассмотреть предложенные алгоритмы и выбрать из них лучший, выработать практическое решение. Представить результат решения задачи ( презентация результатов может быть групповой и индивидуальной) Этапы работы : знакомство с ситуацией (задачей) её особенностями; 2. выделение основной проблемы (основных проблем) выделение факторов и персоналий предложение концепций или тем для «мозгового штурма» анализ , принятие того или иного решения; 3. предложение одного или нескольких вариантов

Слайд 13

Наличие системы оценивания критерии Объективность, создание условий справедливое отношение к каждому обоснованность оценок и их аргументация минимизация ситуаций конфликности Требования к оцениванию : № Критерии баллы 1 работа с информацией 2 аргументация ответа 3 демонстрация различных позиции и точек зрения 4 ответственность за выбор 5 И др . ФГОС СОО , утв . Пр. 2012г., №413 Личностные становление гражданской позиции как активного и ответственного члена российского общества (ОК1) 2. толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, 3.готовность и способность вести диалог с другими людьми метапредметные умение владеть навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению (ОК8) умение ориентироваться в различных источниках социально- правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; (ОК4, ОК5) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей (ОК2), ОК3); Предметные результаты изучения истории 3) сформированность умений применять исторические знания в профессиональной и общественной деятельности, поликультурном общении ( ОК8); 5) сформированность умений вести диалог, обосновывать свою точку зрения в дискуссии по исторической тематике. уважающий мнение других людей, (ОК6 ) достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

Слайд 14

Критерии оценки решения кейса: 1. Соответствие решения сформулированным в кейсе вопросам. 2. Оригинальность подхода (Новаторство, креативность). 3. Применимость решения на практике. 4. Глубина проработки проблемы (Обоснованность решения, наличие альтернативных вариантов, прогнозирование возможных проблем, комплексность решения). 5. Возможность применения Риски: при организации групповой работы возможно доминирование одного или двух участников группы; вероятность «зацикливания» на одном варианте решения проблемы; невозможность решения задачи из – за отсутствия у обучающихся жизненного опыта Отсутствие опыта использования технологии у педагога отсутствие педагогического такта

Слайд 15

Ситуационные задачи по обществознанию (раздел «Экономика») Ситуация для обсуждения Заслон дешёвым барбарискам! (Журнал «Эксперт» от 26 марта 2001 года) Экспансия украинских производителей на российском рынке приняла угрожающий характер. По некоторым данным, украинская карамель занимает около 40% рынка. По расчётам российских производителей, льготный режим ввоза украинской карамели (она не облагается таможенной пошлиной и НДС) делал её дешевле нашей как минимум на 30%. Кроме того, украинское правительство использует методы скрытого субсидирования своих производителей. При импорте этикеток, которые выпускаются на одних и тех же западных фабриках для Украины и России, украинская пошлина на их ввоз составляет 2%, а российская - 15%. В результате… Ситуационные задачи по обществознанию (раздел «право»). Темы: Материальная ответственность сторон трудовых правоотношений, Охрана труда, Трудовые споры, Трудовая дисциплина, Рабочее время и час отдыха и др. Тема: Рабочее время и час отдыха Задача 1 Семнадцатилетний обучающийся филиала техникума Кузаков Игорь на протяжении года в свободное от обучения время работал в фирме ООО «Весна» Какой длительности должно быть его рабочее время? Тема: Оплата труда. Гарантии и компенсации. Задача 2 Дежурный слесарь-сантехник согласно графика смен работал с 20.00 субботы до 8.00 воскресенья. Как будет ему оплачено это время? (ТК. ст. 54, ст.107)

Слайд 16

Трудовое право. Задача 3. 17-летний Сергей Волков устроился на предприятие «Сфера». Он заключил трудовой договор, куда с его согласия было включено условие об испытательном сроке продолжительностью 3 месяца. По окончании трех месяцев испытательного срока Волкова уволили, признав неудовлетворительными результаты испытания. Правомерно ли увольнение Волкова? Свое мнение обоснуйте. Ответ. Нет. По Трудовому кодексу РФ для лиц, не достигших 18 лет, испытательный срок при приеме на работу не устанавливается. Гражданское право. Задача. 6. Несовершеннолетняя девушка находилась под попечением своей родной тётки. Однако еще до достижения 18-летнего возраста решила выйти замуж, заявив при этом, что с момента вступления в брак в попечении нуждаться не будет. Тетка возразила, напомнив о том, что попечение определяется до достижения возраста совершеннолетия и, если племяннице так важно избавиться от попечения, надо обращаться за разрешением в органы опеки и попечительства. Кто прав в этой ситуации? Свой ответ обоснуйте Ответ. Права девушка . После вступления несовершеннолетнего в брак (ч. 1 п. 2 ст. 21 ГК) не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства.

Слайд 17

Решение задачи по гражданскому праву Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию, и редакция журнала рекомендовала Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет, и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение. Ответ. В соответствии со ст. 1347 ГК РФ автором изобретения, признается гражданин, творческим трудом которого создан соответствующий результат интеллектуальной деятельности. Лицо, указанное в качестве автора в заявке на выдачу патента на изобретение, считается автором изобретения. Исходя из сказанного, можно утверждать, что 13-летний Витя будет являться автором изобретения. И в качестве автора в заявке на патент должен быть указан Витя. Однако в силу того, что Витя является лицом, не достигшим возраста полной дееспособности, то в соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки от его имени могут осуществлять его родители. При достижении возраста 14 лет Витя в соответствии с ч. 2 ст. 26 ГК РФ может самостоятельно осуществлять все права автора изобретения.

Слайд 18

Тема: Выступление декабристов Проблема 1. Декабристы - это офицеры-дворяне. 1факт. Декабристы участвовали в войне 1812г. почти все имели награды за храбрость. В Бородинском сражении участвовало 65 будущих декабристов. « Мы были детьми 1812 года. Жертвовать всем даже жизнью для блага Отечества было влечением сердца»- писал декабрист Матвей Муравьев. 2 факт. А. И. Герцен писал: « Представители всего талантливого, образованного в России, с высоты своих виселиц разбудили душу нового поколения…» 3 факт. 14 декабря 1825 года. Офицеры- члены тайного общества вывели на Сенатскую площадь свои войска, чтобы предъявить требования сенату об изменении государственного устройства России и отказались присягнуть императору Николаю I Почему? К чему стремились будущие декабристы? Что хотели изменить в России? Проблема 2 ( обучающимся предлагается высказать предположение о том, что произошло бы, если событие развивалось иначе): «Предположите, могли ли декабристы победить 14 декабря 1825 года? Как бы шло развитие России, если бы выступление декабристов закончилось победой?».

Слайд 19

Обществознание. Тема. Наука и образование Задание № 3. Притча о юноше и старике. Как мало я знаю - удручённо заметил один мудрый старик во время своей беседы с юношей. Молодой человек удивился, считая невозможным такое уверение при столь очевидных познаниях. И тогда старец начертил посохом на песке два круга. Один, маленький, - знания юноши, и другой, побольше, - свои знания. «Периферия каждого круга, - пояснил он, - принадлежит не только знанию, но и тому, что неведомо. Согласись, что больше недостигнутого у того, у кого круг больше. Вот почему знание о незнании – всегда признак совершенного ума и глубокой мудрости. Ведь при этом человек как бы удваивает пространство своего пребывания и раздвигает горизонты, предустановленные творцом». Вопрос: В чём смысл притчи ? Выберите утверждения древних фолософов о роли и значении знаний в жизни человека. Какие моральные ценности они утверждают? Выберите утверждение, которое вам наиболее импонирует. Почему? Таблица №1. Конструктор ситуационных задач Ознакомление Понимание Применение Анализ Синтез Оценка Назовите основные части… Объясните причины того, что… Изобразите информацию о… (графически) Раскройте особенности… Предложите новый (иной) вариант… Оцените значимость… для... Составьте список понятий, касающихся… Проанализируйте структуру… с точки зрения Выскажите критические суждения о… На основе таксономии целей ( Бенджамин Самюэль Блум ) Л. С. Илюшин разработал конструктор задач, позволяющий создавать задания разного уровня сложности, в том числе задания, предполагающие создание определенного продукта, задания, предполагающие привлечение знаний из нескольких учебных предметов

Слайд 20

Спасибо за внимание! Земскова А. С. Использование кейс-метода в образовательном процессе // Совет ректоров. – 2008. – №8. – С. 12-16. Рейнгольд Л.В. За пределами CASE-технологий//Компьютера.- , 2000. - №13-15. Рыжаков, М. В. Ключевые компетен - ции : возможности применения / М. В. Рыжаков // Стандарты и монито - ринг в образовании. – 1999, – №4. Смолянинова О.Г. Инновационные технологии обучения на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: М.: ВПО, 2000. Федянин Н. Чем кейс отличается от чемоданчика? / Н. Федянин, В. Давиденко // Обучение за рубежом. –2000. – № 7. – С. 52 – 55. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58–64 Литература:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология решения логических задач

В работе рассмотрены основные типы логических задач и приведены примеры с побробным описанием их решений. Рекомендуется для использования на уроках математики  и информатики, факультативных занят...

Планирование работы по развитию у обучающихся навыков решения задач В3

Рассматриваются ключевые темы, необходимые для  решения задач В3....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

«Подготовка квалифицированных кадров для транспортного кластера в соответствии с потребностями экономического развития региона»

Образовательные организации и бизнес – сообщество нуждаются друг в друге. Только путем тесного взаимодействия можно добиться должного качества профессионального образования выпускников, обеспечи...

Сборник материалов IIмеждународной научно-практической конференции. Инновационные технологии в образовании: опыт, поиск, и перспективы развития

Статья "Выявление и развитие математических способностей у студентов технических специальностей"...

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие и социализация личности студентов медицинского колледжа"

2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, статья "Всестороннее развитие ...

ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА И ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩЕГОСЯ

Традиционные методы и формы обучения в современном мире не всегда отвечают запросам и учителей, и учащихся. Появилась необходимость  внедрения новых форм обучения, требующих от учителя компетенци...